Что будет если расписываться не как в паспорте
Должна ли подпись в документах быть как в паспорте
Предлагаю рассмотреть такой вопрос: «Должна ли подпись в документах быть как в паспорте?» максимально подробно с юридической точки зрения.
Что говорит закон
Обязанность граждан лично расписаться на второй странице паспорта регламентирована постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
Для чего нужна личная подпись в паспорте?
Личная подпись служит идентификатором гражданина, как и фотография, и иные личные данные.
Но с течением времени, учитывая весьма длительный период действия паспорта, меняется и внешность человека, и его почерк.
Поэтому действующее законодательство не содержит норм, обязывающих граждан расписываться в документах (любого вида) точно как в паспорте.
Можно ли расписываться в документах иной подписью?
Прямого запрета расписываться другой подписью в законе нет, однако вместе с тем подпись в паспорте является как бы «эталоном». В случае, если подпись сверяют (например, в банке при оформлении документов, в посольстве или у нотариуса), ее будут сверять именно с той, что стоит в паспорте – «эталоном».
Если подписи будут выглядеть не похоже, то есть основание усомниться с том, что это действительно именно этот гражданин расписался. Данное основание может служить основанием для отказа в принятии документов или их возвращении.
Так органы Росреестра вправе приостановить сделку по регистрации перехода права собственности, если у сотрудника возникнут сомнения в подписи на правоустанавливающем документе. В таком случае сотрудник Росреестра вправе вызвать заявителя на личный прием и попросить расписаться в документе еще раз лично при регистраторе.
Таким образом, во избежание лишних проблем и беготни в важных документах лучше расписываться «как в паспорте».
В случае сомнений на счет того, чья подпись стоит в документе, именно расписавшемуся лицу придется доказывать, что это его подпись или не его. А не лицу (органу), в этом усомнившемуся.
Если гражданин хочет официально изменить свою подпись, то тогда только вместе в паспортом: в новом паспорте – новая подпись.
Обратная сторона медали
Как указано выше, если документ подписан подписью, отличающейся от подписи в паспорте, он юридической силы не потеряет. Так, нельзя в кредитном договоре намеренно расписаться другой подписью и впоследствии утверждать, что договор недействителен и долга никакого нет.
В данном случае, как и при подписании иных документов, расписываясь, гражданин выражает свое волю, свободное согласие с изложенными в документах условиями и обязанность на их соблюдение.
А при принятии на себя обязательств важна не подпись, а личность человека.
Если я расписываюсь в договоре купли-продажи, то я лично принимаю на себя обязательства. Моя подпись может в корне отличаться от той, что стоит в паспорте, но это не значит, что за меня расписался другой человек. Это сделала я собственноручно и, как следствие, со всем согласилась.
При возникновении сомнений в вопросе «чья подпись стоит в документе», когда лицо, якобы расписавшееся в нем, все отрицает, заинтересованное лицо вправе провести почерковедческую экспертизу.
Поэтому задача второй стороны заключаемого соглашения – убедиться, кто именно ставит подпись, а не сверять ее правильность начертания с чем-либо.
К чему приводит слишком простая подпись на документах
В жизни нам часто приходится ставить свою подпись на документах: тем самым мы выражаем свое согласие с тем, что в них написано. Какой будет его подпись, каждый решает для себя сам, но образцом для официальных документов принято считать подпись в паспорте.
Закон не содержит каких-то специальных требований к построению подписи, поэтому теоретически даже самый обычный «крестик» придает документу юридическую силу, если человек поставил его собственноручно.
Вот только юристы очень не советуют легкомысленно относиться к выбору личной подписи и вот почему.
Подпись — обязательный реквизит любого официального документа. А это значит, что она способна породить самые серьезные правовые последствия для ее автора: возложить обязанности, наделить правами и т.д.
Поэтому широчайшие возможности получает тот, кто может точь-в-точь повторить подпись другого человека. Он может получить кредит или продать квартиру от имени другого лица, а вот деньги получить в свои руки.
Подделка подписи на документах — один из старейших, но самых популярных методов мошенничества, который по сей день действует безотказно. Разумеется, чем проще подпись, тем проще ее подделать. Но главная опасность не в этом.
Приведу реальный пример из судебной практики:
С исковым заявлением обратился мужчина, ссылаясь на то, что его единственная квартира была продана, а он договор не подписывал.
Как следует из обстоятельств дела, истец был собственником однокомнатной квартиры, проживал в ней один и нередко скрашивал одинокие вечера за бутылкой.
Жилье он продавать не собирался, а все документы на квартиру специально передал на хранение бывшей жене. Но это не помогло: мошенники, получив образец его подписи, сделали нотариальную доверенность, поставили за него все подписи — и стал мужчина в одночасье бездомным.
Порядок таков, что если сторона заявляет о подделке подписи на документе, суд обязан назначить почерковедческую экспертизу. Так и было сделано: мужчина предоставил образцы своей подписи, направили эксперту.
Но ответ пришел, как и ожидалось, неоднозначный: «решить вопрос в категорической форме не представилось возможным. Выявить достаточное количество совпадающих признаков не удалось из-за простоты строения исследуемых подписей, состоящих в основном из дуговых и прямолинейных элементов».
Одним словом, подпись слишком простая для того, чтобы с точностью определить, подделана она или нет. А как еще доказать подделку подписи, как не заключением эксперта?
Конечно, если есть вероятность, что другой эксперт сможет дать однозначный ответ, судья должен назначить повторную экспертизу. Но «недостаточность почеркового материала» при простой подписи — это практически приговор, вряд ли другая экспертиза изменит ситуацию.
Ну а раз факт подделки не доказан, значит, подписанный документ считается действительным, и мужчина продал свою квартиру: суд отказал ему в удовлетворении иска (решение Бабушкинского районного суда г. Москвы, дело № 2-14/13).
Можно ли усложнить свою подпись, если в паспорте уже проставлен простой образец?
Вопросы могут возникнуть только при подписании банковских документов: у сотрудников кредитных организаций свои внутренние инструкции на этот счет.
Но все же никто не вправе запретить гражданину менять свою подпись. Главное — чтобы он мог доказать, что она была проставлена именно его рукой (повторить эту подпись на образцах для экспертного исследования).
Помните, что длинный, сложный автограф — это не только стильно, но и гораздо более безопасно!
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Как правильно ставить подпись на документах?
В российских законах нет понятия личной подписи. Значит, нет каких-либо требований, как она должна выглядеть. Закон не обязывает ставить подпись на договоре или акте как в паспорте. Поэтому даже если кто-то в качестве автографа ставит крестик, рисует крючок или пишет какую-то букву алфавита, то это нормально.
Все мы часто ставим свою подпись на документах – когда отправляем на почте ценное письмо, покупаем электробытовые приборы, покупаем или продаем квартиру, автомобиль, берем в банке кредит или открываем счет, пишем заявление о приеме на работу или обращение к чиновнику, а также во многих других случаях. И обычно никто не проверяет – расписались мы как паспорте или по-другому.
Но как часто вам приходилось слышать требование поставить подпись как в паспорте?
В основном все расписываются как в паспорте. Но некоторые «играют» с подписью – в банке они расписываются как в паспорте, на рабочих документах – по-другому, а в магазинах используют третий вариант. И таких вариантов у некоторых подписантов в арсенале много.
Зачем они это делают? Однажды я задала этот вопрос одному выдумщику таких разных автографов, на что он мне честно ответил – «А чтобы в случае чего сказать, что это не моя подпись».
Это ответ на вопрос, зачем люди могут расписывать везде по-разному. Но так бывает нечасто.
Раньше лет 20-30 назад в банке часто можно было услышать требование поставить подпись как в паспорте. Но тогда еще не было такого количества видеокамер в офисах. При заключении договора вклада в банке брали образец автографа, а если штрих оказывался длиннее, чем в паспорте, то просили расписаться получше. Это сейчас кажется чем-то странным, а тогда удивления не вызывало.
Может ли нотариус потребовать поставить подпись на документе как в паспорте?
Нотариусы лояльно относятся к подписи, отличающейся от паспортной, потому что сам нотариус свидетельствует, что она сделана конкретным человеком.
Автограф на документе отличается от закорючки в паспорте? Не страшно, потому что нотариус свидетельствует, что его сделал конкретный человек, личность которого установлена.
В правоприменительной практике сложился такой подход – важна личность человека, а не то, как выглядит его подпись. И если подписант не оспаривает документ, в котором он расписался, то никто и не сомневается, что это он подписал документ.
А если подпись на документе не как в паспорте?
Если документ подписывается не у нотариуса, а подписанты расписались произвольно и их автографы не похожи на те, которые стоят в паспорте, это может в будущем привести к неприятностям.
Например, продавец автомобиля может заявить, что он не подписывал договор купли-продажи и в качестве довода укажет на несоответствие подписи.
Если кроме подписанного документа не будет других доказательств, что эту подпись, отличающуюся от паспортной, поставил сам человек, то есть риск, что суд признает сделку недействительной.
Если возникнет спор, то, возможно, суд окажется на стороне этого человека, который утверждает, что не подписывал договор. И правовых последствий такой документ для него не повлечет.
А теперь представьте, что вы дали в долг этому человеку деньги, а он утверждает, что расписывался и деньги не брал.
Поэтому если вы заключаете договор без помощи нотариуса, обращайте внимание, как человек расписывается при оформлении документов.
Будет хорошо, если сможете позаботиться и о других доказательствах, что он заключил с вами договор – видео- или аудиозапись, переписка с ним в по электронной почте и в мессенджерах и др.
Если вы заключаете договор и вам важно, чтобы другой человек не отказался в будущем от своих обязательств, лучше сразу проследить, чтобы подпись в документах стояла как в паспорте. Это важно, если вы даете деньги в долг, продаете или покупаете автомобиль, заключаете предварительный договор купли-продажи квартиры с внесением задатка, а также при оформлении сделки между предпринимателями, не имеющими печати и во многих других случаях.
Если видите, что в ваших документах человек расписывается не как в паспорте, спросите его, почему он это делает. Смело задавайте ему свои вопросы. Так проще понять его реальные намерения. И если на ваше предложение расписаться как в паспорте не будет адекватной реакции, может, есть смысл отказаться от оформления документов в этой ситуации.
Что я рекомендую сделать, если человек не хочет ставить подпись как в паспорте?
Конечно, стоит открыто заявить, что вы хотите, чтобы подпись в документах соответствовала той, что указана в паспорте. И если ваш оппонент начнет возражать, что все это ерунда, то стоит насторожиться. Есть риск, что он захочет оспорить такую сделку.
Если вы не хотите оказаться потом в неприятной ситуации, то лучше сразу получить ответы на свои вопросы. Сообщите это ему. Нормальный человек, который не собирается вас обманывать, все поймет и согласится. Мошенник же постарается вас убедить в обратном.
А как часто можно менять свою подпись?
Закон не требует, чтобы у человека была только одна подпись в жизни, поэтому она может изменяться со временем, в том числе при изменении имени или фамилии.
Может ли экспертиза установить, кому принадлежит подпись?
Возможности экспертизы ограничены. Простые и краткие подписи сложно идентифицировать. Например, если автограф состоит из одной буквы, то даже при проведении почерковедческой экспертизы будет невозможно установить, кому именно она принадлежит.
Поэтому если хотите защитить себя от возможности подделки вашей подписи, стоит усложнить её написание.
Обязательно ли подписываться как в паспорте? – главные выводы
Визуальное соответствие или несоответствие подписи человека в различных документах само по себе не свидетельствует о её принадлежности или непринадлежности этому лицу и потому не имеет правового значения.
В то же время если подпись на документе отличается от паспортной, есть риск, что через какое-то время человек заявит, что он даже не слышал про этот документ.
Поэтому кроме автографа в документе стоит также от руки ставить и его расшифровку – фамилию, имя, отчество или фамилию с инициалами. Так шансы доказать, что подпись поставил именно тот человек, который указан в договоре или акте, увеличиваются, при необходимости поможет экспертиза.
И главное – будьте внимательными при подписании документов, обязательно читайте, что подписывайте и не пренебрегайте сверкой подписи.
Остались вопросы или нужна моя помощь?
Пишите или звоните мне.
Ваш юрист Елена Могилевская
Рейтинг:
Что будет если расписываться не как в паспорте
204. Основанием для начала административной процедуры является поступление оформленного паспорта сотруднику, уполномоченному на выдачу паспорта, который обязан:
204.2. Предоставить заявителю заявление о выдаче (замене) паспорта для проставления в нем подписи о получении паспорта.
204.4. Вернуть заявителю оригиналы документов, предусмотренных подпунктами 27.1.2, 27.2.2 и 27.4.5 пункта 27 и подпунктом 39.3 пункта 39 Административного регламента.
204.5. Проинформировать заявителя о сборе мнений о качестве предоставления государственной услуги и возможности оценки качества предоставления государственной услуги, в том числе и при приостановлении ее предоставления или отказе в предоставлении государственной услуги.
205.1. До получения паспорта:
205.1.1. Возвращает временное удостоверение личности, если оно выдавалось, при его утрате сообщает об этом в письменном виде (приложение N 42 к Административному регламенту). Сообщения об утрате временного удостоверения личности формируются в накопительном деле).
205.1.2. Проставляет свою подпись ручкой черного или синего цвета в заявлении о выдаче (замене) паспорта с указанием фамилии, имени, отчества и даты получения паспорта и передает заявление о выдаче (замене) паспорта сотруднику, ответственному за выдачу паспорта, для помещения заявления о выдаче (замене) паспорта в картотеку.
209. Выдача паспортов осужденным осуществляется администрацией исправительного учреждения.
209.3. В верхней части оборотной стороны справки об освобождении производится запись о серии и номере паспорта, когда и каким подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России он был выдан.
210. Для вручения паспорта гражданам, не имеющим возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение по вопросам миграции, что подтверждается медицинским заключением, по их просьбе либо просьбе родственников, оформленной в письменном виде, осуществляется выход (выезд) сотрудника, ответственного за выдачу паспорта, к месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания гражданина без взимания платы с заявителя.
211. При получении паспорта законный представитель, подавший документы для выдачи или замены паспорта в отношении недееспособного гражданина, проставляет свою подпись в заявлении о выдаче (замене) паспорта. Над подстрочной чертой реквизита «Личная подпись» паспорта делается прочерк.
213. Вручение паспортов заявителям, достигшим 14-летнего возраста, а также в связи с приобретением гражданства Российской Федерации в подразделениях по вопросам миграции производится в торжественной обстановке с исполнением Государственного гимна Российской Федерации.
214. После выдачи паспорта сотрудник, ответственный за выдачу паспорта:
214.1. Производит в течение 2 рабочих дней после дня выдачи паспорта сканирование заявления о выдаче (замене) паспорта и введение его графического отображения в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир».
214.2. В течение 2 рабочих дней после дня выдачи паспорта вносит сведения о дате выдачи паспорта в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир».
214.3. Передает заявление о выдаче (замене) паспорта сотруднику для помещения его в картотеку.
216. Неистребованные паспорта по истечении 3 лет со дня их оформления уничтожаются.
217. Сканирование заявления о выдаче (замене) паспорта и внесение сведений о дате уничтожения паспорта в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир», производится сотрудником, ответственным за выдачу паспорта после уничтожения неистребованного паспорта.
В заявлении о выдаче (замене) паспорта производится запись о номере и дате акта об уничтожении и причине уничтожения, после чего указанное заявление помещается в архивную картотеку.
(в ред. Приказа МВД России от 08.11.2021 N 854)
(см. текст в предыдущей редакции)
219. Информация о выданном паспорте в ведомственном сегменте МВД России системы «Мир» направляется в подразделение АСР по месту выдачи или замены паспорта не позднее 3 рабочих дней после дня выдачи паспорта заявителю.
Максимальный срок оформления нового паспорта не должен превышать 3 рабочих дней со дня выявления в оформленном паспорте технического брака, несоответствия персональных данных заявителя.
221. Результатом административной процедуры является выдача паспорта гражданину с обязательным проставлением заявителем своей подписи в паспорте и в заявлении о выдаче (замене) паспорта.
222. Способом фиксации результата административной процедуры является внесение сведений о дате выдачи паспорта в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир».
Личная подпись является обязательным реквизитом паспорта, заполняемым при его получении
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 №828 утверждены Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации, в которых указано, что в верхней части второй страницы бланка паспорта размещены по центру выполненные офсетным способом печати слова «Российская Федерация», ниже – слова «Паспорт выдан», «Дата выдачи», «Код подразделения», «Личный код», «Личная подпись».
В соответствии с пунктов 168.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услугу по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 13 ноября 2017 №851, при проведении административной процедуры по выдаче паспорта должностное лицо, осуществляющее его выдачу должно предложить гражданину расписаться ручкой черного цвета на установленных местах на второй странице паспорта и в заявлении о выдаче (замене) паспорта, с указанием фамилии, имени, отчества и даты получения паспорта.
Началом оказания государственной услугу по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации является административная процедура по приему документов. При этом основанием для начала административной процедуры по приему документов является подача лично гражданином заявления о выдаче (замене) паспорта. В соответствии с пунктом 99 Административного регламента, подпись гражданина на заявлении о выдаче (замене) паспорта свидетельствует о достоверности сведений, указанных им заявлении о выдаче (замене) паспорта, и получении согласия гражданина на обработку его персональных данных.
Исходя из указанных положений следует, что подпись гражданина, изображенная им лично на заявлении о выдаче паспорта в момент прием документов, свидетельствующая о достоверности сведений, указанных в заявлении, повторно проставляется в ходе административной процедуры по выдаче паспорта данном заявлении и на второй странице паспорта, подтверждая таким образом факт его получения именно тем лицом, на которое он оформлен и достоверность сведений, содержащихся в данном документе.
Следовательно, личная подпись является обязательным реквизитом паспорта, заполняемым при его получении.