Что будет если разрушить венчанный брак
Милостью Божией: как получить развод после венчания
Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое. Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех? Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.
Как снять церковный запрет?
Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может. Во время таинства венчания происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности. Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством?
Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать. Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.
Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею. В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.
Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести. Развенчаться против воли второго супруга нельзя, так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.
Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.
Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны, но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.
Причины для расторжения союза
Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал. Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.
Церковь позволяет развод в следующих случаях:
Как расторгнуть?
Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.
Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся. Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца. Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.
Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак, подтверждающую это бумагу, и сможете венчаться второй раз. Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.
Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.
Документы
В церковь с собой стоит взять:
Развод в других религиях
Все мировые религии сходятся в том, что расторгать брак – грешно, но из-за слабости человеческой природы ставить абсолютный запрет на развод бессмысленно. Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.
Есть ли развенчание в церкви у католиков?
Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.
После католического венчания единственная возможность – признание брака недействительным, аннулированным, причём выносить такой вердикт будет не один священнослужитель, а целый трибунал.
Разбирательство по аннулированию католического брака нередко растягивается на годы.
В более сложных, нестандартных ситуациях – смириться, терпеть и извлечь урок, который жизнь пытается преподать той или иной проблемой.
Можно ли разводиться у мусульман?
Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после никаха, особенно инициированных женщиной, это не совсем так.
Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.
Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму. Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе. Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.
Полезное видео
Сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться? Ответы на эти вопросы в видео:
https://youtu.be/7tyMaDIEYAM
Заключение
Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.
Разводы — бич нашего времени. Тем страшнее, если распадаетс венчанный брак. Не меньшая беда — так называемый «брак гражданский». Каковы духовные последствия разводов и «гражданских браков», как они могут отразиться на благополучии супругов и их детей даже спустя многие годы — рассказывает игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем.
Геронда Ефрем, отличаются ли духовные последствия распада «гражданского брака» и церковного, венчанного — так называемого «развенчания»?
Церковь благословляет супружескую пару церковным браком (венчанием). Чада Церкви обязаны вступать в брак в лоне Церкви. Поскольку само священнодействие венчания является таинством, то и сам брак, который благословен Церковью, является таинством, нерушимым во веки. «Гражданский брак» не действителен с церковной точки зрения. Он может существовать как новоустановленный государственный, гражданский институт, но никак не признается Православной Церковью. Следовательно не имеет смысла говорить о духовных последствиях гражданского развода, раз для «гражданского брака» нет богословских, духовных оснований.
Того, что вы называете «развенчанием», в нашей церковной традиции не существует. Наверное, вы имеете в виду молитвы, читаемые священником или архиереем в случаях расторжения церковного брака. Если рассматривать проблему с точки зрения акривии (точное соблюдение церковных канонов — пер.), «развенчание» вообще не должно иметь места, потому что оно нарушает церковное таинство. Но поместная Церковь, по известным ей причинам, может применить так называемую икономию (дозволенное отступление от точного соблюдения канонов, касающееся промежутка времени и лиц, а не силы канона — пер.) и совершить «развенчание».
Каковы духовные последствия разрушения церковного брака для супругов и их детей?
Разрушение церковного брака имеет страшные духовные последствия. Велико Таинство Брака. Сам Христос говорит о сочетающихся в браке: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Духу Святому не угодно разрушение семьи. В семейной жизни должны проявлять терпение как супруг, так и супруга. Нельзя пустяков разрушать, попирать Богом установленное таинство. Я знаю много случаев, когда супружеские пары расходились по совершенно незначительным, даже смешным причинам. Конечно, не хочу сказать, что у нововенчанных будет вся жизнь покрыта цветами — это утопия. Будут и трудности, и скорби, и испытания, но все это должно не разъединять, а больше соединять супружескую пару. Муж и жена должны чувствовать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим благословенным единством в любви, в браке до конца дней.
При разрушении брака, по сути, разрушаются личности супруга и супруги — ставшее единым расчленяется. Также неисчислимы психологические травмы, которые наносит развод родителей детям. Эти раны не всегда сразу дают о себе знать (хотя зачастую бывает и так), но всю оставшуюся жизнь подсознательно дети будут от них страдать. Многие дети разведенных родителей, когда достигают брачного возраста, избегают вступать в брак только потому, что боятся развестись, как это сделали их родители.
Геронда, в советское время в России практически был разрушен церковный уклад семьи и сам православный образ жизни, на протяжении веков поддерживаемый государством. В результате грешить перед Богом мы стали значительно больше. На практике Церковь вынуждена сегодня идти на серьезные послабления в отношении наложения епитимий, например, за совершение смертных грехов. Возможны ли подобные послабления, если человек разрывает брачные узы? Как в дальнейшем спасаться разведенным?
Вы правы, тоталитарный коммунистический режим, который господствовал в России около семидесяти лет, разрушил установленные ценности и институты, воевал с Церковью. Потерялось (дословно «ослабело» — пер.) правильное понятие брака, Таинства Брака, и, как следствие, современные русские не венчаются или же, если и венчаются, не имеют веру в Таинство Бракосочетания. Поэтому легко разрушают его, замуж во второй или даже в третий раз. Это неправильно. Конечно же, Церковь по причине снисхождения, икономии разрешает второй или третий брак для того, чтобы не имело места незаконное сожительство, но это не является духовным примером, образцом благочестия.
Сейчас Русская Церковь свободна и в виде епитимии может беспрепятственно отлучать от причастия Святых Таин тех, кто не состоит в церковном браке. Применять эту меру не в виде наказания, а в духе любви к своим чадам. Это способ пробуждения тех чад Церкви, которые по примеру многих совершили эту ошибку. Как может человек приступать к Божественному Причастию, живя с другим человеком в супружеских отношениях без благословения Церкви? В древности, и сейчас в некоторых приходах Греции, Таинство Бракосочетания совершалось во время Божественной Литургии, и новобрачные сразу после венчания причащались Святых Христовых Таин.
Разведенные не извергаются из лона Церкви, остаются ее чадами, но имеющими некоторые душевные раны, которые надо лечить. Следовательно православный духовный способ лечения, особенный для каждого разведенного, который применит рассудительный духовник, будет иметь желанный результат правильного возвращения и соучастия разведенного в Святом Причастии в то время, которое духовник сочтет подходящим. Церковь пастырски печется и болеет за самого злейшего преступника, желая его спасти, поэтому невозможно, чтобы она не радела о спасении разведенных.
Отец Ефрем, какова доля ответственности супругов за развод, когда они разводятся, не имея на то канонических церковных оснований?
Ответственность разделяется ровно пополам. Однозначно, что неправильно поступили, когда развелись, но, как бы то ни было, должны заново обрести себя с церковной и общественной точки зрения. Этого можно добиться с помощью духовника. Кроме этого, у обеих сторон должно быть самое искреннее и с великой любовью отношение к воспитанию детей, супруг же, который уже не живет с детьми, должен заботиться и о их пропитании.
Геронда, как поступать в ситуации, когда, например, муж живет своей жизнью, своими интересами, не проявляет должной заботы ни о материальном благополучии семьи, ни о духовном и церковном воспитании детей?
Ни в коем случае нельзя отчаиваться. Обратимся к нашей матери Церкви. Оттуда можем почерпнуть настоящее утешение. Истинное чадо Христовой Церкви должно жить верою — не логикой, не человеческими ухитрениями, не жалуясь на свою судьбу, как неверующие люди. Каждый из нас в момент своей жизни возьмет свой крест — великую скорбь и испытание — но, какими бы они ни были тяжелыми, мы никогда не должны впадать в отчаяние.
Доверяясь Промыслу Божиему ( заботе Бога о нас — пер.), мы должны с духовным благородством продолжать свой жизненный путь, и наш Отец Небесный, видя наше терпение и веру, даст нам то, чего желаем. В данном случае — сознательное возвращение, возрождение интереса супруга к семье.
Нередко женщина, поддавшись на красивые слова и обещания, вступает в брак, имея, главным образом, желание родить ребенка. А муж по окончании, образно говоря, «рекламной акции» оказывается совершенно не тем человеком, о ком она мечтала. Часто это приводит к разводам. Как быть людям, оказавшимся в подобной ситуации?
Когда развод неминуем по настоянию одного из супругов, как смягчить душевную боль и страдания другого супруга?
Обращение ко Христу пострадавшей стороны поможет ей почувствовать облегчение и утешение. Чем ближе мы сами ко Христу, тем больше живем Им опытно, строим отношения с Богом не как отвлеченную идею или философию, а как живое общение двух личностей; тем большие придаются смысл и содержание нашей жизни; стяжаем самопознание, познание Божественного Промысла о нас; можем любить каждого человека. Общение со смиренным и кротким Иисусом Христом (см. Мф. 11, 29) и нас делает кроткими и смиренными, и тогда решаются все наши проблемы, тогда упокоевается наша душа.
Может ли в случаях развод иметь спасительное значение, например, если на него получено благословение архиерея, проведшего определенное расследование обстоятельств наметившегося разрыва супружеских отношений? Или как выбрать меньшее из зол?
Как быть, когда положение становится, как говорится, безвыходным? В таких случаях Церковь уступает и молчит.
Собор Русской Православной Церкви в 1917–18 годах положил каноническим основанием к разводу факт препятствия церковному воспитанию детей одного из супругов. Какие еще могут быть церковные основания для разрыва брачных отношений?
Позиция Церкви, как видно из православного Предания, в случаях, когда нет правильного церковного воспитания детей со стороны одного из супругов, такова: другой из супругов должен проявлять терпение и верою и молитвой привести ко Христу неверующего супруга. Даже в случаях прелюбодеяния, когда Сам Господь разрешает разводиться (см. Мф. 5, 32), если другая сторона простит и не пойдет на развод, то может обрести во Христе и получить великую духовную мзду. Мы знаем много таких случаев.
Касательно же решения собора Русской Церкви, думаю, что в те годы она руководствовалась духом икономии (снисхождения) и поэтому разрешила по упомянутой причине расторжение брака. Брак — таинство, нерушимое во веки.
Отец Ефрем, как уберечь детей от губительных последствий развода родителей, уменьшить их влияние на формирование детской психики и детской религиозности?
Развод после венчания в церкви
Современные реалии таковы, что мужчины и женщины стали довольно легкомысленно относиться к расторжению брака. Стремящихся обрести свободу супругов не останавливает ничто — ни дети, ни общее жилье, ни то, они были венчаны в церкви. Но православная религия не так лояльна к разрушению семьи, и чтобы архиерей дал добро, но нужно знать, в каких случаях церковь разрешает развод.
Отношение к расторжению брака в православии
В последние десятилетия для молодых пар венчание в церкви — это своеобразная дань модным традициям. Молодожены покупают специальные подвенечные наряды для таинства, выбирают красивый храм и собирают гостей. Среди подобных пар весьма небольшой процент тех истинно верующих, которые действительно понимают, какие обязательства на них накладывает клятва, данная перед Господом — быть рядом с супругом до последнего вздоха. Подавляющее большинство людей думают, что расторгнуть церковный брак так же легко, как развестись через ЗАГС — просто оформить прошение по образцу и получить желаемую свободу. Но причины расторжения церковного брака должны быть более чем серьезные.
По христианским канонам семейный союз заключается лишь единожды. Но человек грешен, и из сострадания к его несовершенству иногда допускается отхождение от правил. Получить развод после венчания в церкви можно лишь в исключительных случаях при наличии весомых обстоятельств.
Основание для расторжения церковного брачного союза
Причины развода в церковном браке.
Во всех остальных случаях, если пара придёт к архиерею с вопросом, как расторгнуть венчание в церкви после развода, и аргументирует своё нежелание дальше жить вместе различием интересов, материальными проблемами, тем, что их чувства остыли, то такое решение о расторжении церковного брака будет отклонено.
Возникновение случаев, в каких церковь допускает развод, вовсе не означает, что следует немедленно расторгать союз. Человеку всегда дан выбор — жить с больным избранником или уйти от него, простить измену любимого или развестись, ждать безвестно пропавшего человека долгие годы или заново попытаться построить свою жизнь. Яркий пример такого выбора — жены декабристов. После того как их супруги были сосланы в Сибирь за преступление против Государя, они имели полное право разводиться и венчаться новым браком. Но многие из женщин отправились вслед за мужьями.
То же самое касается и обратной ситуации. Робкие жены, которые изо дня в день терпят издевательства мужей, и не в полной мере понимают, одобряет ли церковь развод, оказываются до конца своих дней заложниками тиранов, да еще и подвергают опасности своих детей.
Повторный церковный брак
Когда речь заходит о том, как происходит церковный развод, у многих обывателей сразу всплывает в памяти понятие «развенчание». Однако это понятие вовсе не означает развод, что говорит церковь. Развенчание — это повторное венчание в православной церкви после развода, благословенное архиереем. Таинство проходит так же как и в первый раз, без одной существенной детали — на головы молодым не возлагают венцы.
Людям, которые решились на развод после венчания в церкви, последствия грозят исключительно духовного плана. В православии допускается трехкратное венчание при условии, что верующему не исполнилось 50 лет. Вступление в церковный брак более трех раз православие не разрешает — это является тяжким грехом перед Богом. За такое прегрешение на верующего даже может быть наложена епитимья. История знает красноречивый пример, когда в 1575 году было наложена церковная кара на Ивана Грозного, позволившего себе четвертый брак.
Право просить о расторжении церковного брака в православии есть только у невиновной стороны пары. Если же виновный захочет получить благословение священника на создание новой семьи, ему придется здорово постараться. На виновника будут наложены наказания, самым тяжелым из которых называют отлучение от Причастия. Лишь по истечении определенного времени, при истинном раскаянии о содеянном, такой прихожанин может рассчитывать на благословение и прощение.
Для того чтобы создать новую семью перед Господом нужно знать, как правильно оформить церковный развод. Для этого нужно совершить следующие действия.
Разговор будет долгим, и главным вопросом будет не то, можно ли расторгнуть церковный брак, а то, есть ли шанс сохранить семью. Иногда священнику удается достучаться до собеседника и дело заканчиваются тем, что просящий меняет свое решение. Это говорит о том, что прихожанин все еще испытывает чувства к своей второй половине и принял решение о расставании, находясь во власти эмоций.
Если приведенные факты покажутся священнослужителю недостаточным основанием для развенчания, верующий может получить отказ в повторном бракосочетании. В случае согласия человеку будет дан развод церковного брака, после чего он сможет повторно обвенчаться в православном храме.
Расторжение брака в разных религиях
Отношение к расставанию супругов в различных религиях существенно отличается. Так, в исламе, если инициатором развода выступает мужчина, все происходит максимально просто — он просто должен прилюдно заявить об этом. Для женщины же подобное поведение религия не допускает – она обязана предоставить имаму убедительные доказательства того, что муж не в полной мере выполняет свои обязательства. Среди причин может быть названа финансовая несостоятельность супруга.
У католиков дела обстоят сложнее — развод у них может растянуться на долгие годы. Одновременно с этим католическая церковь допускает, чтобы супруги жили раздельно. Даже если супруги предоставляют доказательства насилия в семье, измены или алкоголизма одного из них, церковь сначала обяжет пару обратиться за помощью (сходить к семейному психологу, лечь в клинику и т. д.). И только если все предпринятые меры не помогли, паре разрешают развестись.
Очень цивилизованно, хотя и подчеркнуто негативно, относятся к расторжению брака в иудаизме. Перед обрядом венчания мужчина показывает будущей жене документ, в котором прописаны обязательства перед ней в случае расторжения брака. Если оба супруга высказывают желание расстаться, их разведут без проблем и неприятных последствий.
По понятным причинам человек может скрепить свои отношения перед Богом и без разрешения архиерея, просто придя в храм и умолчав о том, что уже венчан. Так часто происходит с людьми, которые живут материальными понятиями и не особо задумываются о духовном, а церковный брак считают обязательным атрибутом свадьбы, чем-то вроде запуска воздушных шаров в небо. Стоит ли говорить, что отношение церкви к таким псевдоверующим не самое лучшее. Понятно, что земля не разверзнется у таких молодоженов под ногами, да и молния вряд ли ударит в дерево прямо во время венчания. Последствия такого отношения к вере более отдаленные — с супругами происходят события, которые они поначалу никак не связывают со своим проступком, но постепенно приходит осознание произошедшего.