Что будет если ребенок плохо напишет впр в 4 классе
Что будет если ребенок плохо напишет впр в 4 классе
Что будет, если не напишешь ВПР или очень плохо напишешь ВПР. Будешь переписывать? Оставят на второй год? Можно ли вообще не писать?
Что будет ученику, если он плохо напишет ВПР?
Ученику точно ничего не будет: он не должен ничего переписывать, у него не появится задолженности. Согласно письму Рособрнадзора всероссийские проверочные работы проводятся, чтобы оценить качество образования в разных школах. То есть на основании работ Рособрнадзор делает выводы о качестве образования и высылает рекомендации в те школы, в которых ученики плохо сдали ВПР по тем или иным предметам.
В рекомендациях по проведению ВПР прямо сказано, что результаты не нужно использовать для промежуточной аттестации. То есть по результатам работ нельзя поставить годовую оценку за предмет, поэтому у ученика не может появиться задолженности, которую нужно потом пересдавать. Тем более по результатам ВПР нельзя оставить на второй год.
Что будет учителю, если класс плохо напишет ВПР?
Учителя, у которого ученики «плохо» написали ВПР, тоже никак нельзя наказать. Но Рособрнадзор может выслать в школу рекомендации о том, как улучшить качество образования. Например, учителям могут посоветовать обновить рабочие программы по предмету или выслать отдельные оценочные или дидактические материалы. Чаще всего эти рекомендации будут общими, а уже школьный методист решит, как помочь конкретному учителю.
Единственное, на что могу повлиять результаты ВПР — на стимулировании учителей. То есть те, у кого класс хорошо сдал ВПР, могут получить баллы при начислении стимулирующих выплат, а учителя с низкими результатами этих дополнительных баллов не получат. Но есть важный нюанс — это не штраф! Штрафовать за низкие оценки учителя нельзя.
Можно ли отказаться от ВПР?
Самое интересное, что обязанность школьников писать ВПР никаким федеральным законом не установлена. Методические указания Рособрнадзора, где сказано, что работу должны писать все учащиеся, касается образовательных организаций — школ, а не конкретных людей. То есть школа обязана такую работу провести, а вот участвовать в ней или нет — решать школьнику и его родителю. Но это в теории, а на практике отказ от написания ВПР может быть чреват определенными сложностями, прежде всего осложнением отношений с учителем или администрацией школы.
Другое дело, если вы по уважительной причине не пришли в этот день в школу. Дополнительно писать ВПР вас заставить не могут. По этой же причине дети на семейном образовании не пишут всероссийские проверочные работы.
Что такое ВПР и могут ли ребенка оставить на второй год, если он не сдаст ВПР
ВПР — Выпускная проверочная работа, которую пишут выпускники начальной школы. ВПР в 4 классе всего три: по математике, русскому языку и окружающему миру.
Прежде всего, ВПР — мониторинг, который ввели для того, чтобы понять, какие школы насколько выполняют свою главную задачу, которую поставило перед ними государство.
ВПР — достаточно новый способ проверки знаний и все очень боятся эту проверку: боится школа и пугает родителей. То же самое было много лет назад с ЕГЭ.
Если ваш ребенок напишет ВПР неудовлетворительно или плохо, это никоим образом не будет влиять на его перевод в следующий класс. Это все ложь и провокация. Нет такого регламентирующего документа, в котором бы это было написано.
Потому что по закону за ВПР оценки не ставятся. И ВПР задумана не для того, чтобы перевести ребенка из начальной школы в среднюю. Изначальная цель ВПР — выявить общий уровень подготовки начальной школе по всей стране.
Дети пишут ВПР без фамилий. Все их имена закодированы и по сути школа просто получает средний балл обученности, потому и хочет, чтобы этот балл был выше, чем у остальных (поднять престиж школы и т.д.), поэтому родителей и детей так запугивают.
А на самом деле все гораздо проще. Школе хочется баллов для школы, потому что результаты ВПР сравниваются по району, по городу, по региону, по стране, и затем публикуются на всеобщее обозрение.
И если в вашей школе честная администрация и грамотный учитель, то оценка за ВПР не должна повлиять на выставление годовой оценки за 4 класс (годовая оценка — это средний балл по итогам 4 четвертей).
Отпустите ситуацию, не тряситесь, что вашего ребенка не переведут в следующий класс или снизят оценку за год. По идее этого не должно произойти, а даже если и произойдет, вы имеете право предъявить претензию к администрации школы, а затем, при необходимости в отдел образования. Тем более что сейчас по ФГОС любая спорная ситуация в начальной школе рассматривается в пользу ребенка.
Всего дети пишут три экзамена: по русскому языку, по математике и работу по окружающему миру.
1. Окружающий мир
Хуже всего по стране в 2017 и 2018 годах по итогам ВПР написали работу по предмету «окружающий мир». Потому что там очень «замысловатые» задания, для выполнения которых надо иметь достаточно развитую связную речь, и в которых надо уметь описать словами какой-то опыт либо сделать вывод. Далеко не всегда, во-первых, дети любят писать, а во-вторых, умеют связно ясно выражать свои мысли.
Задания окружающего мира практически все сложные, они оцениваются какие-то в три, какие-то в шесть баллов, объем работы очень большой — десять страниц заданий с фотографиями. И очень часто именно на нем дети (хотя он пишется третьим) показывают самые худшие результаты, даже если у ребенка была пятерка, он может окружающий мир написать на три.
2. Математика
Больше всего дети и родители боятся математики (если вы посмотрите задания, вы увидите, что на самом деле есть причины), но почему-то ее пишут лучше всего. И самые высокие результаты в 2018 году у детей были по математике.
3. Русский язык
Во второй день дети пишут тест. Именно здесь возникают самые большие сложности, потому что задания если не знать критерии оценивания, выполнить верно практически невозможно.
Однако частый ответ детей вопроса: «о чем этот текст?» дает 0 баллов, т.к. он не является конкретным.
А баллы даст вопрос типа: «Сколько человек шло по парку? Или в каком городе были события? Или кого встретил Петя?»
Таких тонкостей очень много, их мы подробно и рассмотрели.
По большому счету, это экзамен, в котором еще есть заданные рамки коридора мыслей, которые четко надо соблюдать.
И если, например, дети на семейном обучении, они не сталкивались с этими «Шаблонами».
Если дети учатся в школе, там многие учителя, возможно, их «дрессируют», «натаскивают» на правильные ответы за время подготовки. Но тоже «натаскивание» бывает разным — негативным и позитивным.
Поэтому, опираясь на письмо Рособрнадзора мы составляли юридически грамотное обращение в школу.
Это некая палочка-выручалочка для школ. Например, если есть дети, про которых заведомо известно, что напишут очень плохо, по решению школы могут в ВПР не участвовать.
Если ваш ребенок напишет ВПР неудовлетворительно или плохо, это никоим образом не будет влиять на его перевод в следующий класс. Это все ложь и провокация. Нет такого регламентирующего документа, в котором бы это было написано.
Образцы ВПР есть сейчас на сайте ФИПИ, их можно посмотреть и скачать. Другие материалы в ВПР СтатГрад Вы можете их поискать, они всегда публикуются, они всегда размещаются.
Участие в ВПР шестых и одиннадцатых классов не является обязательным.
Участие в ВПР четвертых и пятых классов является обязательным для школ, прежде всего, не для детей.
ВПР не являются итоговой аттестацией, они проводятся самостоятельно с использованием единых вариантов, разрабатываемых на федеральном уровне, которые должны дать возможность оценить обучающихся по единым учебным критериям.
Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся.
Либо, если на семейном обучении, подумать, что вы делаете не так.
То есть это инструмент анализа и контроля.
Чтобы проверить знания ребенка мы подготовили Чек-листы проверки знаний.
С помощью данных чек-листов вы можете узнать, какими знаниями должен обладать ребенок в каждом классе, а так же наглядно увидеть разницу между различными программами.
Это прекрасный помощник для отслеживания знаний. С помощью них вы можете проверить, все ли ребенок усвоил.
Чек-лист включает следующие программы:
— Школа России
— Перспектива
— Планета Знаний
— 21 век
— Spotlight
— Starlight
— Rainbow English и др.
В результате вы увидите уровень усвоения программы, получите четкий ориентир какие предметы необходимо «подтянуть».
Регистрируйтесь и скачивайте чек-листы
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
В 2021 году ВПР проводится для учеников 4-8 и 10-11 классов. Старшеклассники сдают ВПР в режиме апробации, раньше ВПР были для них не обязательны. В 6 и 8 классах в штатном режиме проводятся ВПР по предметам «Математика» и «Русский язык», предметы по выбору определяет Рособрнадзор. Обучающиеся 11-х классов школ Рязанской области пишут ВПР по тем учебным предметам, которые они не выбрали для государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Что делать, если ребенок напишет ВПР на два балла?
Ответ министерства образования:
— Оценка за ВПР не учитывается при выставлении годовой отметки по соответствующему предмету и при получении аттестата о среднем общем образовании. Если школьник напишет ВПР на двойку, ему не нужно переписывать работу и его не могут оставить на второй год.
Для обучающихся 11-х классов результаты не влияют на оценку и на допуск к ЕГЭ, не учитываются при поступлении в ВУЗ.
Нужно ли переписывать ВПР, если пропустил по болезни?
Ответ министерства образования:
— В случае, если обучающийся по уважительной причине (подтвержденной документарно, например, справкой из медицинской организации) не может присутствовать на ВПР, повторное участие в написании не требуется.
Пишут ли ВПР дети с ОВЗ?
Ответ министерства образования:
— Учащиеся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающиеся по адаптированным образовательным программам, принимают участие в ВПР на добровольной основе, т.е. родители (законные представители) с учетом мнения ребенка вправе принять решение о его участии в ВПР.
Пишут ли ВПР дети, находящиеся на семейной форме обучения?
— Ответ министерства образования:
Если ребенок на семейном обучении, писать ВПР ему не нужно, поскольку он не числится в контингенте школы.
Обучающиеся заочной формы пишут ВПР наравне с обычными школьниками. Форму и сроки проведения контрольной работы определяет образовательная организация.
Как проходит ВПР?
Ответ министерства образования:
Точную дату проведения контрольной работы назначает школа. Работа проходит одновременно во всех классах параллели во время уроков, то есть для ВПР, например, нельзя поставить дополнительный урок в расписании.
Телефон «горячей линии» – 28-23-12
Учащиеся, их родители или законные представители могут задавать свои вопросы, связанные с проведением Всероссийских проверочных работ, по указанному телефону. Все поступившие сообщения будут тщательно изучены и отработаны сотрудниками министерства образования и молодежной политики Рязанской области.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
«Непонятно, зачем это нужно»: что такое ВПР и за что их не любят родители и учителя?
С начала марта школьники пишут Всероссийские проверочные работы. Изначально их проводили только в начальной школе как эксперимент в 2015 году, но со временем ВПР стали обязательными для всех. Они не заменяют обычные проверочные и контрольные, к которым дети уже привыкли, а дополняют их. Однако учителя выступают против такой дополнительной проверки. И в Москве уже удалось добиться отмены. Зачем же понадобился очередной срез знаний детей и почему никого не радует его существование? Рассказывает amic.ru.
Знания по стандарту
Что такое Всероссийские проверочные работы? Это детище Минобра России, контрольные работы по нескольким общеобразовательным предметам, своеобразный срез знаний. Отличаются от обычных проверочных тем, что имеют единую систему оценивания. Анализ проводят по специальной таблице.
При этом привычные нам оценки – от двойки до пятёрки – за ВПР школьникам не выставляют, хотя в некоторых общеобразовательных учреждениях учителям разрешают это делать по запросу. Эти данные используются только для статистики, которую составляют учителя и направляют в Москву. Таким образом, срез знаний показывает уровень подготовки в школах разных регионов края.
«Задания ВПР и критерии их оценки разработаны на федеральном уровне и являются едиными для всей страны. Результаты также позволяют выявить дефицит педагогов на уровне страны, края, отдельной школы, оказать методическую поддержку, организовать адресное повышение их квалификации. Кроме того, педагогические вузы используют аналитические материалы ВПР в ходе обучения студентов», – пояснили amic.ru в Министерстве образования Алтайского края.
Всероссийские проверочные работы пишут в период с марта по май ежегодно. В 2021 году их предлагали перенести на начало учебного года в связи с пандемией, однако передумали – потому что решили, что дети не смогут показать положительных результатов после долгих летних каникул.
Проверочные работы необязательны только для одиннадцатых классов – школа сама может принять решение об их проведении на основе собственного графика подготовки учеников. Для остальных классов ВПР обязательны. Детей-инвалидов при этом школа может освободить от написания контрольных, но остальные школьники не могут самостоятельно отказаться от этого.
Отличия от программы
Если говорить совсем просто, ВПР – это дополнительные годовые контрольные по предметам. Так, четвероклассники пишут контрольные по русскому языку, математике и окружающему миру. Чем старше класс, тем больше количество предметов, по которым проводится срез. В одиннадцатом классе дети не пишут ВПР по тем дисциплинам, по которым сдают ЕГЭ.
Задания на первый взгляд стандартные: по русскому языку – диктант, письменные задания, по математике – задачи по программе и на логику. Но уже на этом этапе начинаются проблемы, которыми возмущены учителя, родители и сами школьники.
Дело в том, что российские школы используют разные программы, и не всегда последовательность изучения тем у них совпадает (при том, что все они написаны по стандартам ФГОС). Проверочные работы от федералов выполняют не в самом конце года, а в начале весны, и некоторые темы, которые представлены для проверки знаний, дети могли ещё не изучить. Поэтому преподавателям приходится перестраивать программу на ходу и учить детей поверхностно, натаскивая на ВПР, а после возвращаться к старым темам.
«В итоге мы галопом скачем по темам, дети перенапрягаются, не успевают всё усвоить. Мы же не можем изначально подстраивать темы уроков под ВПР – у нас есть своё тематическое планирование. Иначе мы не сможем нормально вообще детей подготовить по плану, всё будет хаотично. А сложность заданий ВПР часто не соответствует уровню знаний детей согласно поурочному планированию», – анонимно делится с amic.ru учитель одной из школ Алтайского края.
Это приводило к тому, что педагогам, особенно в начальных классах, приходилось делать за детей часть заданий, которые те не могли выполнить просто из-за того, что не успели пройти тему. Особенно остро проблема нецелесообразности ВПР ощущалась по математическим задачам, говорит преподаватель.
«Большинство задач в ВПР на логику. У нас по программам в начальных классах такие задания помечены звёздочкой и мы их решаем, если есть время изучить материал и основная тема пройдена. Потому что это задачи повышенной сложности. А там почти все задания такие, и дети в них просто тонут», – возмущается учитель.
Практика решения задач за детей не ускользнула от федеральных аналитиков и уже в этом году правила написания ВПР ужесточили настолько, что они стали очень сильно напоминать ЕГЭ.
«Не берегут детские нервы»
В 2021 году все классы будут писать ВПР по ужесточённым правилам. Детям и до этого было запрещено пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, калькуляторами, телефонами. А теперь и учителям нельзя подсказывать, если ребёнок испытывает затруднение, потому что на контрольных будут присутствовать представители специально сформированной комиссии и сами родители. Они должны следить, чтобы ученикам никто не помогал.
«Представляете, какие это нервы для детей? Если мы сами сильно переживаем. Ладно, старшие более стрессоустойчивы, потому что подросли, а маленьким вообще трудно, они заранее напрягаются, нервничают, боятся, не могут сосредоточиться на предмете, когда вокруг него столько контроля, столько давления», – говорит Надежда, председатель одного из родительских комитетов города Бийска.
На работу даётся всего 45 минут. За это время ребёнок должен решить все задания, за каждый правильный ответ – определённое количество баллов. Количество итоговых баллов зависит от предмета, по которому пишется ВПР. Учителя говорят, что проверочные занимают не один урок и дети на несколько дней выпадают из привычного учебного процесса, всё это время они живут в напряжении и после долго восстанавливаются.
Однако Минобр Алтайского края не согласен с тем, что дети слишком сильно перенапрягаются.
«Проверочные работы и так проводятся для выявления пробелов в знаниях учащихся и их корректировке до итоговой аттестации, как и итоговые контрольные работы по предмету. ВПР проводят в рамках рабочей программы по предмету, соответствующей ФГОС. Поэтому они не являются дополнительной нагрузкой на школу и учащихся», – пояснили в ведомстве.
Учителя же подчёркивают, что для анализа работ детей приходится делать очень много дополнительной бумажной работы, которая не оплачивается. Эти отчёты отправляют федералам, но в самой школе никакого веса они не имеют и ни на что не влияют.
«Если честно, мы, педагоги, до сих пор до конца не понимаем, зачем вообще нужны ВПР. Потому что задания в них странные, времени и волокиты на анализ уходит море, что отвлекает от всего учебного процесса и родителей, и детей, и нас самих. Отчитываемся только Москве, нам за это не платят, баллы не добавляют, детям оценки не полагаются. Для чего такие нервы – неясно», – признался amic.ru анонимный учитель.
Петиция родителей и выпускников
По факту, ВПР – обязательная мера. Однако в той же Москве некоторые школы настолько воспротивились срезу знаний, что им удалось добиться разрешения не писать проверочные. Вместо этого они проводят другие диагностики качества образования.
Провинциальным школам труднее отказаться: если приходит распоряжение от Минобра, они обязаны его выполнять. Но здесь на помощь приходят родительские комитеты. Родители как никто другой заинтересованы в отмене ВПР, потому что учителя перепоручают подготовку к проверочным им.
«У нас работа, домашние дела, обычные уроки, ещё и по несколько детей у многих. Когда нам садиться и прогонять с ребёнком программу специально для ВПР? Да, есть специальные методички, но не у всех родителей есть время сидеть с детьми, как и не у всех есть средства на репетиторов», – сказала Надежда, председатель родительского комитета одной из бийских школ.
В некоторых барнаульских и бийских школах родители уже создают петиции и собирают подписи на отказ от ВПР. Будет ли от этого результат и пойдут ли им навстречу в школе и в комитете по образованию муниципалитета, пока неизвестно.
Против ВПР выступают и одиннадцатиклассники. Они переживают, что эти проверочные работы нарушат их график подготовки к ЕГЭ и увеличат нагрузку. Поэтому в некоторых городах России школьники выпускных классов запустили в соцсетях флешмоб под хештегом #ВыпускникиПодписываютПетицию. Пока эти действия тоже не принесли видимых результатов и в этом году ВПР им точно придётся писать.
К слову, в 2021 году в Госдуме предложили вообще отменить ВПР. На сторону школьников, родителей и учителей встала депутат Елена Строкова.
«Проверочные работы стали механическим тестированием, не подходящим для среза знаний обучающихся, дающим дополнительную нагрузку как на педагогов, так и на школьников», – цитируют Строкову на сайте 4vpr.ru.
Будут ли услышаны множественные протесты, станет понятно только в 2021-2022 учебном году, но пока Министерство образования не планирует отменять срезы знаний.
Как проходит ВПР в этом году в Алтайском крае?
Первые контрольные школьники уже написали. По данным Минобра Алтайского края, ВПР пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме (то есть по установленным министерством датам), для учеников 11-х классов – по решению школы. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определяют самостоятельно в рамках обозначенного времени.
Началось проведение ВПР с проверочных работ для 11-х классов по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому). Период написания контрольных длится с 1 по 26 марта. При этом ВПР по географии школы могут провести для обучающихся 11-х или 10-х классов в зависимости от своего учебного плана.
С 15 марта по 21 мая проходят ВПР для 4-х классов (по русскому языку, математике и окружающему миру), 5-х классов (русский язык, математика, история, биология), 6-х и 8-х классов (русский язык и математика), 7-х классов (русский язык, математика, история, биология, география, обществознание, физика).
Учащиеся 7-х классов с 1 апреля по 21 мая будут писать ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).
ВПР: кошмар для учителей и школьников
Первого марта в калужских школах начались всероссийские проверочные работы. Они продлятся до 21 мая. В нашем регионе участниками мониторинга станут около 40 тысяч школьников. Мы разбирались, что такое ВПР, зачем они нужны и почему их так не любят учителя, школьники и родители.
«Мама, я напишу ВПР на двойку!»
— В марте дочь написала две ВПР. Еще две будут в апреле. Особенно дочка переживала за биологию: боялась, что получит двойку, — говорит Елизавета, мама шестиклассницы одной из калужских школ. — Из-за этого у дочери упала мотивация, испортилось самочувствие, и вообще она расклеилась. Результатов пока не знаем. Не понимаю, зачем этот стресс на ровном месте.
— ВПР — это боль, — рассказывает Ольга, мама пятиклассника. — Учителя этими проверочными работами пугают детей с января: «Будет сложно! Не напишете, не готовы!» Весь класс на ушах стоит. Сын учится хорошо, но он уверен, что напишет ВПР на два. Я реально не понимаю, зачем вводить детей в такое состояние!
Что такое ВПР
Всероссийские проверочные работы проводятся в нашей стране с 2015 года. Их основная задача — оценить качество обучения в школе. ВПР пишут начиная с четвёртого класса.
В этом году в мониторинге участвуют ученики с четвёртого по восьмой класс. Для них ВПР пройдут в штатном режиме, хотя некоторые сюрпризы ребят всё же ждут. Так, шестиклассники и восьмиклассники помимо русского и математики будут писать работы по двум предметам на основе случайного выбора. Решение о проведении мониторинга в 10–11-м классах каждая школа принимает самостоятельно.
Отказаться от участия в ВПР нельзя. Но если, например, в день написания работы ребёнка по уважительной причине в школе не было, выполнять её он не обязан. Если школьник получил за работу двойку, переписывать он также не должен.
— При проведении ВПР важен результат, который показывает остаточные знания ученика при первом написании работы. Нет цели обязательно написать её на хорошую отметку, — отмечают в областном министерстве образования. — Выставлять или не выставлять оценку за ВПР в классный журнал, решает сама школа. Мы рекомендуем учитывать результат мониторинга, но воздержаться от отдельного оценивания. Если же оценка за ВПР всё-таки выставлена в журнал и она повлияла на четвертную или годовую отметку школьника, то эту ситуацию можно обсудить с классным руководителем и учителем, по предмету которого проводилась ВПР. Но хотим отметить, что неожиданностей при оценивании ВПР, как правило, не бывает. Оценки за эту работу обычно совпадают с текущей успеваемостью.
Результаты ВПР влияют на позицию школы в областном рейтинге общеобразовательных организаций, но, по словам специалистов минобра, этот показатель не единственный и не основной. Если школа показывает низкие результаты, министерство оказывает её педагогам методическую поддержку.
— Санкционные меры к школам не применяются, — подчёркивают в минобре. — Основная задача — помочь руководителям справиться с этими проблемами.
Получить по шапке
Казалось бы, всё просто и понятно, но почему тогда так не любят ВПР педагоги? Такой вопрос мы задали нескольким калужским учителям. Пообщаться на эту тему они согласились на условиях анонимности.
— ВПР, скорее, проверяет работу педагога, а не качество знаний учеников, — считают наши собеседники. — С одной стороны, результаты мониторинга ни на что не влияют. Но, если класс напишет работу плохо, а текущие оценки у детей хорошие, то учитель получит по шапке. Если наоборот — тоже. То есть баллы за ВПР должны примерно соответствовать текущей успеваемости детей.
— Что значит — получить по шапке?
— Могут проверить школу. Могут устно отчитать: «Как вам не стыдно? У вас тут несоответствие!» Так что это в первую очередь стресс для учителя. К тому же нужно выкроить время, чтобы подготовить детей к ВПР. Дополнительные часы на подготовку не выделяются и, соответственно, не оплачиваются. По сути, учителя тратят на это своё личное время. Текущую учебную программу при этом никто не отменял.
Для детей ВПР тоже стресс. Для многих из них стресс даже обычная контрольная, а ВПР — это всероссийская проверочная работа. Одно название вызывает у школьников волнение. Плюс нужно учитывать усталость ребят к концу года.
Кроме того, это дополнительная финансовая нагрузка на родителей: нужно купить специальные пособия для подготовки, бумагу, чтобы распечатывать задания. Школам деньги на это не выделяют. А ещё ВПР — это почва для репетиторства. Сейчас некоторые школьники готовятся к мониторингу с репетиторами, как к ОГЭ или ЕГЭ. Если на одну чашу весов «положить» позитивный эффект от ВПР, а на другую — негативный, то негатива будет гораздо больше.
«Я всё решу! Пожалуйста, не забирайте!»
У родителей к ВПР тоже много претензий, например, к качеству заданий.
— Оно отвратительное. И по оформлению, и по наполнению, — говорит Елена, мама двух школьниц. — Как вам, например, такое задание: определить с помощью приведённого текста, карты и калькулятора высоту истока и устья реки Оби, а также длину, падение, уклон, тип питания и тип реки по характеру её течения?
Елена вспоминает случай, который произошёл в 2017 году, когда одна из её дочерей писала ВПР по математике.
— Там было задание, которого не решил никто. Одна из учениц, отличница, была на грани истерики. Она до последнего не хотела сдавать листок с работой и твердила: «Сейчас я всё решу. Пожалуйста, не забирайте!» Когда наша учительница стала решать эту задачу, чтобы потом разобрать её с детьми, она тоже не смогла! А через час Управление образования разослало по всем школам сообщение, что это задание составлено с ошибками и поэтому засчитываться не будет. И для чего тогда такие ВПР: сырые и неподготовленные?
Кроме того, по словам родителей, иногда на ВПР попадаются задания, не имеющие никакого отношения к программе, по которой учатся дети. В министерстве образования это отрицают:
— Задания полностью построены на школьной программе. Жалобы подобного рода могут быть связаны с недостаточно высоким качеством преподавания предмета в отдельной школе.
Дайте учителю учить!
В начале марта в России начались не только ВПР, но и одиночные пикеты против проведения этого мониторинга. Их участники выходят на улицы своих городов с плакатами: «Стоп ВПР!», «Дайте учителю учить!», «Учителя работают на износ!» В марте же профсоюз «Учитель» опубликовал на портале change.org петицию с требованием отменить ВПР. «Учителя имеют достаточно возможностей и инструментов для оценивания знаний своих учеников. ВПР отнимают бесценное время очных уроков, которые так нужны, чтобы наверстать упущенное за время пандемии!» — говорится в петиции.
По мнению её авторов, результаты мониторинга не отражают реального уровня знаний учеников, а задания ВПР не учитывают наличия разных программ и учебников. Более того, они содержат грубые ошибки. К тому же школы не получают финансирования на проведение ВПР. Учителя готовят детей и проверяют работы фактически бесплатно.
По состоянию на 29 марта петицию подписали больше 29 тысяч человек.
Комментарий в тему
Анастасия ВОЛОКИТИНА, психолог:
— Я бы советовала родителям не накручивать детей. Меньше вашей тревоги — спокойнее ребёнок. Объясните, что ВПР — это довольно узкий срез, который никак не влияет на его отметки; что нужно просто постараться выполнить работу максимально хорошо, но не беспокоиться за результат. Накручивание ребёнка на важность этого учебного события лишь увеличит его тревогу и волнение. Кстати, о ЕГЭ я бы говорила так же — что это важная точка, но не судьбоносная.