Что будет если россия и белоруссия объединятся
Великая страна от Бреста до Чукотки? Хотят ли белорусы объединяться с Россией
В предыдущей статье мы рассмотрели мнения россиян о возможном объединении с Белоруссией. В целом мнения белорусов сходны с опасениями тех россиян, которые считают, что объединение усилит дестабилизацию обстановки в их стране.
По данным независимого белорусского социолога А. Вардомацкого, ситуация в Белоруссии сильно отличается от российской. Если в России сторонники объединения численно преобладают, то в Белоруссии их доля невелика и быстро сокращается.
Так, в декабре 2019 года лишь 13% опрошенных выступали за объединение в форме союзного государства, и 4% считали, что Республика Беларусь должна войти в состав России в качестве субъекта федерации (в сумме 17%). В 2020 году доля сторонников, вероятно, снизилась еще сильнее, поскольку в ходе избирательной кампании не только действующий президент, но и оппозиционные кандидаты объявили себя противниками объединения. В белорусских элитах и в обществе наблюдается почти полный консенсус по данному вопросу.
Вместе с тем, большинство белорусов (75%) хотят, чтобы Белоруссия и Россия были дружественными странами с открытыми границами без виз и таможен. Лишь 7% хотят введения полноценных границ.
Наши интервью в целом подтверждают выводы Вардомацкого. Среди опрошенных белоруссов число сторонников объединения тоже оказалось невелико: 5 человек из 53, причем все в возрасте 60+. Их мнение практически совпадало с тем, что говорили российские сторонники объединения. Для них создание единого государства олицетворяет возврат к СССР и идею объединения славян.
Гораздо более широко среди белорусов распространено мнение, что государства должны быть дружественными странами с открытыми границами. По сути, большинство респондентов выступают за существующий порядок в рамках Таможенного союза.
Как и у россиян, аргументы белорусов против объединения более разнообразны, чем аргументы за, однако их спектры заметно различаются.
Националистические аргументы
Если в России националистические настроения в отношении белорусов полностью отсутствуют (преобладает мнение, что русские и белорусы — очень близкие народы), то в Белоруссии такие взгляды существуют.
О распространенности крайних националистических взглядов в Белоруссии судить трудно, однако вот свидетельство российского респондента, преподававшего физику в вузах Гомеля и Минска.
В умеренной форме суждения о том, что белорусы и русские — разные нации, звучали неоднократно.
При объединении Россия установит свои правила
Хотя методы Лукашенко вызывают возражения, переход в российскую юрисдикцию не устраивает белорусов. Государственное устройство и законодательство Белоруссии и России разные. Белорусы не хотят зависеть от решений, принимаемых в Москве.
Некоторые респонденты говорили о трудностях переходного периода. При этом непонятно, ради чего их терпеть, если результат вряд ли будет позитивным.
Респонденты, знакомые с деловой сферой, считают, что многие квалифицированные специалисты и бизнесмены покинут страну.
Белорусы считают, что в составе России их ждет участь депрессивных российских регионов, о которых у них есть много негативной информации. По их мнению, в независимой стране у них есть шанс на развитие, а в составе России они сделаются захолустьем.
Государственная модель России не привлекательна
Экономическая и социальная ситуация в Белоруссии в ряде аспектов лучше, чем в России: работают предприятия, сохранена деревня и сельское хозяйство, страна выглядит более ухоженной, чем Россия. Для белорусов эти позитивные стороны важны. Россия в этом плане не выглядит позитивным образцом. Это ставит под вопрос целесообразность перехода к российской модели государства.
Конфликтность и агрессивность внешней политики России вызывает у белорусов неприятие. Многократно звучало, что они хотят мирной, спокойной жизни. Объединение с Россией вызывает опасение, что они помимо своей воли будут втянуты в конфронтацию с Западом. Объектом агрессии, по их мнению, может стать и сама Белоруссия.
Респонденты усматривают у Лукашенко и Путина общую черту — отсталость. Мир стремительно меняется, а эти лидеры застряли в прошлой эпохе, не хотят идти в ногу со временем.
Ориентация на Европу
Архаичность Лукашенко и Путина усиливает ориентацию на европейскую интеграцию. Это не означает, что белорусы хотят разорвать отношения с Россией. Они хотят «дружить» и сотрудничать с Востоком и с Западом, извлекая из этого свою выгоду.
По мнению белорусов, создание единого государства повредит развитию их страны и отбросит назад от европейской интеграции.
Ориентация Белоруссии на Европу усиливается влиянием Польши. В СМИ неоднократно публиковались сведения, что часть Белоруссии больше тяготеет к Польше, чем к России. В нашем опросе такие высказывания не звучали. Однако известно, что в западных областях страны сильны националистические настроения и польское влияние. Силен и демонстрационный эффект экономических успехов Польши, в которую многие белорусы ездят за покупками.
Экономические санкции России против Белоруссии
Профессиональные экономисты говорят о том, что Республика Беларусь критически зависит от России как в плане поставок нефти и газа, так и в плане сбыта продукции. Если Россия устроит экономическую блокаду, возникнет гуманитарная катастрофа.
Простые белорусы в принципе понимают это. Но мнение о том, что Россия предоставляет Белоруссии значительные торговые льготы, они считают сильно преувеличенным.
Белорусы осознают, что Россия может устроить торговую блокаду, но высказывают мнение, что экономического смысла в этом нет, а «мстить» Белоруссии не за что.
Белорусы не примут силового сценария
Вопрос о возможном использовании Россией вооруженной силы и методов гибридной войны по понятным причинам вызывает у белорусов негативную реакцию. Демонстрационный эффект событий в Украине и Грузии очень силен.
На вопрос, будут ли белорусы оказывать сопротивление в случае военной интервенции, большинство говорило о мирных протестах. Часто ссылались на Светлану Тихановскую, которая постоянно подчеркивает мирный и безоружный характер своих выступлений. Экстремистские высказывания о партизанской борьбе звучали редко. Вряд ли их следует принимать всерьез (если не произойдет внешнего вмешательства). Однако мирные протесты, скорее всего, будут массовыми и упорными. В результате Россия получит новый нестабильный регион, по масштабам значительно превосходящий Хабаровск.
Выводы
Представления многих россиян о том, что белорусы хотят добровольного объединения государств, очень далеки от действительности.
Главное политическое стремление белорусов — это спокойная, мирная жизнь с перспективой развития. Отсюда стремление к евроинтеграции. Страна должна идти в ногу со временем — такое высказывание часто звучало в наших интервью. Ориентация на Европу поддерживается влиянием Польши, которое сильно медиапространстве и в западных областях Белоруссии.
Белорусы негативно оценивают и политику Лукашенко, и политику Путина. Переход из одной архаичной государственной системы в другую, более агрессивную, не отвечает их чаяниям.
Усиление европейского вектора в политическом сознании белорусов не означает их враждебности к России. Белорусы признают культурную близость народов и важность существующих экономических связей. Отношения в рамках Таможенного союза их полностью устраивают. Они не хотят ни разрыва этих отношений, ни их «углубления».
Если российская власть применит силовые методы для объединения стран, она совершит огромную ошибку. Большинство населения России воспримет такое объединение спокойно, но в Белоруссии оно вызовет массовые протесты. Причем если сегодняшние протесты являются внутренним делом Республики Беларусь, то в случае объединения их вектор будет перенаправлен на Москву. Искусственное объединение стран повлечет за собой усиление националистических настроений в Белоруссии, которые пока еще не очень сильны и не агрессивны.
Присоединение Белоруссии повлечет за собой усиление международных санкций, которые даже в существующем варианте тормозят развитие России и усиливают ее отставание от мировых лидеров. В целом объединение России и Белоруссии повлечет за собой негативные последствия прежде всего для самой России.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции
Пришло время: Как Россия и Белоруссия становятся одним государством
На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Кроме того, стороны обновили Военную доктрину и Концепцию миграционной политики. Время единения двух народов пришло. Как будут дальше развиваться интеграционные процессы?
Подписанные программы носят исключительно экономический характер. Все они прошли долгий путь обсуждений и в сентябре были уже полностью одобрены. Программы по Союзному государству предполагают интеграцию валютных систем, общие принципы взимания косвенных налогов, единые подходы по пенсионной тематике и вопросам социального обеспечения, борьбу с терроризмом, взаимный доступ к госзакупкам и госзаказам.
Кроме того, общей станет макроэкономическая политика, страны интегрируют платёжные системы и гармонизируют денежно-кредитную политику, сформируют совместные рынки нефти и газа и так далее.
Сомнений в том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко подпишет интеграционный декрет Союзного государства, как это чуть раньше сделал президент России Владимир Путин, не было. Теперь вопрос только в том будут ли стороны выполнять их в том виде, в котором они прописаны на бумаге. Или же через некоторое время мы снова услышим заявления, что прошло время, программы утратили свою актуальность и их вновь необходимо пересматривать на протяжении нескольких лет.
Продолжена системная работа, которая ведётся уже несколько лет
Эту тему в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с лидером белорусской партии «Союз» Сергеем Лущом.
Никита Комаров: Сергей, как в Белоруссии восприняли подписание 28 союзных программ, какие ожидания, какие впечатления?
Сергей Лущ: Для сторонников белорусско-российской интеграции, а их в республике Беларусь, наверно, большинство, это было ожидаемое событие. Многие сетовали на то, что произошло всё в каком-то заочном формате. Злые языки и некоторые эксперты поторопились заявить, что не всё так спокойно «в датском королевстве».
Тем не менее, как я это вижу, просто продолжена та системная работа, которая ведётся уже несколько лет подряд. А начиная с прошлого года, на фоне политического кризиса в Белоруссии, произошла интенсификация интеграции между двумя странами. Главное, что наши государства приняли решение просто отложить вопросы, по которым не смогли договориться, на какое-то неопределённое время.
– Все эти 28 программ хорошие, но ничего прорывного я там не увидел. Конечно, очень привлекательная программа по созданию общего рынка нефти, газа, электроэнергии, по сближению макроэкономической политики и так далее.
Но всего этого недостаточно для того, чтобы рассуждать о полноценной интеграции экономики. Ведь даже взять пример Евросоюза, там и так единая политика, более того, общая валюта. Не кажется ли вам, что это очень осторожные программы? Может, мы потом увидим их развитие?
– В последнее время, как мне кажется, и Белоруссия, и Россия делают очень осторожные шаги. Скажем даже так: произошла перегрузка союзных отношений и, думаю, весь процесс будет выстраиваться на несколько иных принципах. Поэтому мы и не слышим пафосных заявлений.
Интересно выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, сейчас и парламенты наших стран должны активно включиться в эту работу, в том числе и по формированию дорожных интеграционных карт. То есть мы видим перевод декларации в практическую плоскость.
И вот эту интенсификацию процессов люди и ожидали, потому что сколько угодно можно делать громкие заявления, признаваться друг другу в братской любви, но пока граждане обеих стран не увидят результат, это не станет единым пространством без барьеров, в котором мы сможем спокойно заниматься предпринимательской деятельностью, и тогда действительно будут восстанавливаться кооперационные связи. К примеру, мы перевели наш белорусский экспорт и импорт нефтепродуктов на мощности России.
– Но для этого потребовался целый внутриполитический кризис, который случился в Белоруссии в прошлом году.
– Соглашусь, лучше, когда интеграция происходит без кризиса, без внешнего фактора и давления. Но сегодня, судя по всему, сама логика политических процессов и внешнеполитическая обстановка подталкивает наших лидеров к таким решительным действиям.
Я смотрю на эти процессы с умеренным оптимизмом: всё-таки за плечами у нас 20 лет строительства союзного государства. Мы понимаем, что союзная интеграция – это серьёзный процесс. Но вселяет надежду уже то, что мы видим практические, реальные шаги.
Напомним, программа «Без цензуры» выходит на «Первом русском» дважды в неделю – по понедельникам и пятницам в 16:00. Не пропустите!
Нет ничего проще, чем завершить процесс объединения России и Белоруссии. Потому что сложность всего одна: сделать это так, чтобы не спровоцировать экономический кризис, от которого пострадают и в Минске, и в Москве.
Давайте посмотрим на карту Европы. С запада, с севера, с юга Белоруссию окружили страны, закрашенные равномерным чёрным цветом. Формально это страны, которые блокируют полёты своих авиакомпаний над территорией Белоруссии и белорусских самолётов – над своей территорией. Реально это враждебные Белоруссии страны, которые хотят и стремятся уничтожить… Тут опять двойная бухгалтерия. Формально – хотят уничтожить тиранический политический режим «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко. Реально – хотят уничтожить белорусское независимое (от Европы) государство. Вместе со всем, что в этом государстве создано. С промышленностью и сельским хозяйством, с экспортом овощей, калийных удобрений и тяжёлых карьерных грузовиков, с армией, системой социальной защиты, образования и здравоохранения.
Чего и почему хочет Запад?
Что случится с Белоруссией, если рухнет её «режим»? Она превратится в нищую территорию, жители которой, чтобы хоть как-то прокормить себя и свои семьи, поедут на заработки в соседние страны. В Польшу, например. Или в Литву. Заменять на рабочих местах – разумеется, самых грязных, дешёвых и непрестижных – тех жителей этих стран, кто, в свою очередь, уже уехал на заработки дальше на Запад. Именно для этого работают «революционеры», «президент» Тихановская, NEXTA и западные правительства. Никаких других целей у них нет.
Что мешает вернуться в Россию?
Но позвольте, если это так, почему же до сих пор не сделаны последние шаги по интеграции Белоруссии и России? Почему мы каждый раз ждём, например, от переговоров наших президентов каких-то решающих слов, но каждый раз именно последних, решающих слов не слышим? Почему из года в год президента Белоруссии в России обвиняют в «многовекторности», в стремлении как-то обезопасить себя и свою власть от этих самых последних решений об объединении? Что мешает объединиться в конце концов?
Позволю себе высказать мнение, скорее непопулярное. Всё дело в двух вещах. Во-первых, как мы увидели, никакого другого пути, кроме как вместе с Россией, у Белоруссии нет – другой путь означает просто гибель и исчезновение из истории, неисчислимые бедствия народа и заодно позор. Но именно это понимание даёт возможность не совершать поспешных действий. Другого пути нет, но идти по нему нужно, хорошо подготовившись. Так подготовившись, чтобы не допустить, идя по правильному пути, чтобы кто-то мог сказать: с Западом было бы лучше.
Между тем, во-вторых, Запад располагает серьёзными возможностями сделать интеграцию России и Белоруссии очень и очень сложной и дискомфортной.
Экономика Белоруссии в абсолютных цифрах не так уж велика. В стране живёт чуть меньше чем 9,5 миллионов человек, ВВП страны составляет чуть больше чем 3,5% от ВВП России. Кстати, из этих цифр тоже видно, как хорошо соотнесены друг с другом экономики двух стран – участниц Союзного государства. Очень большой вопрос заключается, однако, в том, что произойдёт после полного объединения: экономика России вырастет на 3,5% или будет вынуждена, напротив, потратить часть ресурсов, заплатить за интеграцию?
3,5% роста ВВП – это не так уж много, полугодовая норма роста экономики России в хорошие времена. 3,5% падения ВВП – это очень серьёзный экономический кризис, подобный тому, какой мы пережили только что, в 2020 году, в связи с охватившей весь мир «самой странной пандемией в истории».
Чего стоит опасаться?
Вот один из аспектов объединения и соответствующих объединению санкций – вопрос об официальном признании Белоруссией Крыма русским. Минский политолог Алексей Дзермант пишет: «Лично моя позиция – однозначно признавать и запустить в Крым прямой рейс из Минска. Но после признания Крыма нужно думать, что делать с Украиной. У Беларуси и Украины приличный товарооборот – до 5 млрд долларов положительного сальдо в год для Беларуси. После признания Крыма украинские власти будут всё обрезать, возможно, и дипотношения тоже. Чтобы компенсировать эти выпадающие доходы, придётся сильно напрячься. Скорее всего, компенсировать можем только в России. Но сейчас у нас с Россией до 10 млрд долларов отрицательного сальдо в год».
Прекращение белорусского экспорта на Украину будет означать, что России придётся вложить в белорусскую экономику – да просто в казну этой части Союзного государства – ту же сумму, которая будет потеряна. Конечно, Украина тоже немало потеряет, но проблемы её населения хозяев не очень-то волнуют. Хозяева на Западе сделали из бывшей братской страны инструмент для того, чтобы наносить России вред, сколько удастся серьёзный.
Между тем в случае введения «последних» санкций прекратятся отношения нынешней Белоруссии, её предприятий, её бизнеса не только с Украиной. Под ударом окажется вообще весь экспорт из Белоруссии куда бы то ни было, кроме как в Россию и через Россию.
По неофициальной, но заслуживающей доверия информации о последних переговорах президентов России и Белоруссии в Сочи, там обсуждались 28 различных направлений интеграции двух государств. Самое сложное направление – интеграция нефтегазовой отрасли. В чём сложность? Всё в том же – в вероятности санкции Евросоюза в отношении белорусского нефтегазового комплекса. В возможности прекращения экспорта России углеводородов в Европу через Белоруссию. Что случится, если наш газ через Белоруссию экспортироваться больше не будет? В среднесрочной перспективе, говорят эксперты, это выгодно для «Северного потока –2». Но он ещё не достроен, и в краткосрочной перспективе эти меры будут выгодны враждебному России украинскому правительству.
И это лишь один из вопросов, причём даже не самый сложный, скорее, наоборот, самый понятный, лежащий, так сказать, близко к поверхности обсуждения.
Спору нет, больше всего на свете хотелось бы, чтобы Белоруссия прямо сейчас, немедленно признала Крым русским, да и Белоруссию – русской. Едва ли в Москве и в Минске, в Могилёве и Самаре, в Петербурге и Бресте нашлось бы больше нескольких тысяч отщепенцев, которые не приветствовали бы такое решение. Единая армия, единая валюта, общее гражданство и общая судьба. И всего один важный нюанс – как сделать это неизбежное, абсолютно верное и долгожданное решение безопасным для всех русских людей по обе стороны уже сейчас довольно условной границы.
Действительно ли к 2024 году «будет союз России и Беларуси с единым всем»?
«Тогда это был в 14-м году Крым, а в 23-24 году это будет союз России и Белоруссии с единым всем, единым президентом, единой валютой, единым газовым рынком. И так далее. Собственно говоря, все, что он (Путин. — А.К.) сейчас делает по отношению к Минску, я бы назвал знаешь каким словом? — подкрадываемся», — сказал Венедиктов ведущему в эфире «Эха».
Венедиктов занимается пустыми страшилками?
Кто-то скажет: ну, Венедиктов — как тот пастушок из притчи, который все время кричал «волки, волки!»
Например, в марте 2018 года Венедиктов, подчеркнув, что «с точки зрения Конституции ныне действующей это последний возможный срок Путина», со своеобразным юмором добавил, что «никто не мешает: а) ее [Конституцию России] изменить или построить какую-нибудь надстройку в виде союзного государства России и Белоруссии. Назначить Лукашенко послом в Зимбабве. И там, грубо говоря, новое государство — новые сроки».
Кто сказал, что сценарий аншлюса забракован в принципе?
Но означает ли это, что матерый главред «Эха» попусту гнал волну, высасывал свои предположения из пальца, нагнетал страсти на ровном месте? Как сказать.
Вовсе не исключено, что сценарий решения проблемы-2024 через присоединение Беларуси и впрямь лежал на столе российского вождя как «один из». Просто Кремль натолкнулся на упорство Лукашенко (вполне понятное) и решил, что ломать его через колено — слишком затратный и рискованный вариант.
Поэтому пошли другим путем. Или, может, точнее будет выразиться так: предусмотрели возможность другого пути. Кто сказал, что сценарий «Путин во главе объединенного государства» забракован в принципе?
Смотрите, сегодня на календаре только 2021 год. Рейтинг хозяина Кремля хоть и не катастрофичен, но далек от пиковых показателей. Российский электорат устал от многолетнего правления вождя, при котором страна стагнирует. И к выборам 2024 года перед Путиным действительно может ребром власть вопрос, как бы это разогреть публику, поднять симпатии к себе.
Второго Крыма не предвидится, а вот Беларусь к тому времени действительно может стать плодом, который, как некогда метафорично выразился тот же Венедиктов, будет готов сам упасть в руки Москвы.
Не капитуляция, но и не пустые бумажки
Да, многие эксперты, включая автора этих строк, отметили, что подписание 28 союзных программ не выглядит капитуляцией Лукашенко. Программы, насколько можно судить по их краткому изложению, достаточно размыты, декларативны, в основном сформулированы по схеме «договорились договориться».
Но! Я категорически не согласен с утверждениями иных комментаторов, что это пустые бумаги. Во-первых, не пустые, в них все же есть ориентиры и сроки. Во-вторых, и это принципиальный момент: после августа 2020 года отношения между Лукашенко и Кремлем вступили в качественно новую фазу.
Если коротко, то суть фазы в том, что теперь Лукашенко по причине жестокой ссоры с Западом и кризиса легитимности на порядок труднее отбиваться, откручиваться от дискомфортных обязательств перед Москвой.
Между тем в подписанном 4 ноября декрете, показанном мельком в госСМИ, можно рассмотреть пункт 4, в котором правительствам и центробанкам двух стран предписано к 31 декабря 2022 года представить «согласованные предложения по реализации иных положений Договора [о создании Союзного государства], не предусмотренных Основными направлениями и Союзными программами».
В переводе на понятный язык это означает, что Кремль продолжает держать наготове и единую валюту, и наднациональные органы, и прочие мины под белорусский суверенитет, заложенные в союзный договор 1999 года.
Дьявол кроется не только в союзных программах
Кроме того, не нужно сводить дело только к подписанному декрету, союзным программам. Привязка Беларуси идет и по другим направлениям. В частности, Россия усиливает военное присутствие. Белорусское руководство готово убрать из Конституции тезис о стремлении страны к нейтралитету. Созданный недавно здесь совместный учебно-боевой центр — это, по мнению ряда экспертов, этакая российская квазибаза (а то и две: ЗРК С-400 под Гродно и истребители Су-30СМ в Барановичах).
Далее, усиливается транзитная, логистическая зависимость. По итогам года Беларусь поставит через российские порты нефтепродуктов на 35% сверх запланированного, сообщил 8 ноября председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков. Вскоре через порты России может пойти и белорусский калий (литовцы с декабря отказываются переваливать его через Клайпеду).
А это невольное складывание яиц с в одну корзину, чем Москва в некий момент может воспользоваться (и, зная ее стиль, можно утверждать: обязательно воспользуется).
Вообще белорусское руководство успешно делает то, что не прописано в союзных программах, но похлеще их всех вместе взятых втягивает страну в российскую орбиту. Речь идет о продолжении конфронтации с Евросоюзом и США. Нынешняя картина с толпой мигрантов, готовых штурмовать границу с Польшей, может подтолкнуть Европу к особенно жесткому очередному пакету санкций. Санкции же — скажем прямо — только сильнее замыкают белорусскую экономику на Россию.
И понятно, что в Москве, видя эту зарубу, потирают руки: вот теперь скользкий союзничек уж точно никуда не денется с подводной лодки.
Далее, разгром властями независимых национальных СМИ облегчил Кремлю задачу экспансии в информационное пространство соседней страны. Также в угаре борьбы с инакомыслием власти затаптывают организации, являвшиеся очагами национального духа (8 ноября ликвидировано «Таварыства беларускай мовы»), подавляют и выдавливают за рубеж национально сознательный авангард общества.
Кремль думает, как продвинуть свою мягкую силу
Впрочем, все равно социология (в том числе и российская) показывала и продолжает показывает, что сторонников объединения с Россией в Беларуси немного.
Так что крымский сценарий тут не прокатит. Кремлю логичнее не пороть горячку, а создавать условия для продвижения в Беларуси своей мягкой силы. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что российское руководство продавливает выгодный ему вариант изменений белорусской Конституции.
Недаром Венедиктов говорит, что Кремль теперь будет «не российское население покупать, а белорусское население покупать. Ну и белорусскую элиту, естественно. Руководство армии, руководство спецслужб».
Мы же можем только гадать, сколько среди белорусской номенклатуры голов в фуражках и шляпах, под которыми роятся мысли о возможных выгодах от аншлюса.
Во всяком случае, чистка вертикали от «предателей» и «спрятавшихся под плинтус» с выскакиванием наверх циничных карьеристов, выдвижение людей в погонах на позиции «смотрящих» в разных сферах на самом деле может усиливать позиции не убежденных сторонников независимости (пусть и в рамках автократии), а именно тех, кто тайком поглядывает в сторону Кремля.
Вряд ли в этом плане Лукашенко чувствует себя безмятежно. Но он сам себя загнал в эту кадровую ловушку.
Есть мотивы посильнее заботы о рейтинге Путина
В общем, посмеиваться над прогнозами Венедиктова я бы не торопился. В конце концов, и тот пастушок из притчи накликал волков.
Хочется только сделать одну ремарку. Великодержавные планы Кремля вряд ли стоит жестко связывать именно с вариантами подъема рейтинга Путина или продления его властных полномочий.
Суть в другом. Во-первых, на независимость Беларуси в Кремле в принципе смотрят как на историческое недоразумение (и это прямо вытекает из ряда статей и высказываний того же Путина). Во-вторых, Беларусь для российской правящей элиты и генералитета — экзистенциально важный стратегический плацдарм. Это, наверное, даже во-первых.
Поэтому подкрадываться, как выразился Венедиктов, к белорусской независимости Москва будет в любом случае — независимо от рейтинга и личных планов того, кто в этот момент сидит в Кремле (или в бункере, как посмеивается белорусская пропаганда).
При этом ресурс сопротивления Лукашенко этому продвижению империи тихой сапой после августа 2020 года резко уменьшился. Рядовые же белорусы зашуганы, загнаны в норы. И в какой-то момент — не завтра, но через несколько лет — действительно могут проснуться в другой стране.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.