Что будет если россия закроет воздушное пространство
Небо под санкциями. Что потеряет Россия от запрета на пролет иностранных самолетов
Однако санкции — это простая и понятная широким массам мера, которую легко предложить избирателям, увлекшимся геополитическими играми. А главное, они идеально отвечают на вопрос: «Ведь надо же что-то делать?» Оттого экономические ограничения остаются такими популярными. В санкционном противостоянии России и Запада дело, кажется, дошло и до авиационного транспорта.
Около трех лет назад война авиационных санкций вспыхнула между Россией и Украиной: две страны запретили друг другу полеты над своими территориями. Причем Украина поначалу и вовсе «выстрелила себе в ногу», закрыв только прямое сообщение с Россией, но сохранив на какое-то время транзит российских авиакомпаний над своей территорией. Быстро спохватившись, Киев закрыл для России все свое небо. В итоге обе стороны столкнулись с потерями. Для перевозчиков из России существенно выросли издержки при полетах в Турцию, Грецию и на Балканы, а национальный провайдер аэронавигационных услуг Украины «Украэрорух» потерял основную часть своих поступлений.
Кроме того, украинские авиакомпании фактически утратили возможность развития Киева как трансферной точки на азиатском направлении, что, впрочем, вряд ли сильно повлияло на их текущую деятельность. Быстро оправившись от краткосрочных шоков, обе стороны адаптировались к новым реалиям, а рынки авиатранспортных перевозок в обеих странах после годового затишья взяли курс на быстрый рост. Как и в большинстве других случаев, санкции нанесли урон обеим сторонам, но никого не остановили. Настоящим же победителем стала белорусская авиакомпания «Белавиа», построившая выгодный бизнес на трансферном потоке между Россией и Украиной.
Что могут запретить в России
Возвращение авиации в санкционную повестку сегодня имеет еще большие риски и ограничения, а сам набор инструментов весьма ограничен. Среди возможных запретов могут быть:
Географическое положение России позволяет использовать преимущества ортодромии — наиболее коротких маршрутов из Европы в Китай, Японию и Корею. Альтернативные маршруты будут на час или два дольше, что существенно увеличит издержки иностранных перевозчиков и снизит их привлекательность в глазах пассажиров. Тем не менее возможность прямого сообщения Европы и Азии не исчезает. При этом американские авиакомпании и без контрсанкций российских властей почти не пользуются «транссибирскими» маршрутами для полетов в Азию.
Настоящий ущерб заокеанским компаниям может нанести закрытие кросс-полярных линий из США в Азию — то есть маршрутов через Северный Ледовитый океан. В целом ограничения на полеты по транссибирским или кросс-полярным маршрутам станут обоюдоострыми. В свое время Россия приложила немалые усилия для развития этих направлений: в девяностых годах были инвестированы значительные суммы в необходимую инфраструктуру — средства аэронавигации и запасные аэродромы. В результате Россия получила миллиардные поступления за аэронавигационное обслуживание, а также дополнительные «роялти» как механизм компенсации упущенной выгоды «Аэрофлота».
Сегодня средства от пролетов через северное воздушное пространство идут не только на развитие перспективного сектора российского аэронавигационного оборудования, но и на смежные проекты — к примеру, на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево. Отказ от постоянного и растущего источника поступления валютной выручки в условиях санкций, разменянный на краткосрочные трудности оппонентов по перестройке маршрутной сети, не выглядит эффективной мерой.
Что будет с американскими самолетами
Ограничения на ввоз самолетов иностранного производства в полной мере сегодня невозможны: российский гражданский авиапром даже в малой степени не сможет удовлетворить потребности отечественных авиакомпаний в пассажирских лайнерах. Более того, следует вспомнить, что недавние санкции Запада против Ирана как раз предполагали запрет на поставки самолетов — и эта была мера, направленная на подрыв иранской экономики. Сейчас российская сторона может самостоятельно устроить себе санкции по иранскому сценарию.
Избирательный подход, при котором запрет может быть распространен только на продукцию американских авиастроителей, менее критичен для национальной экономики, хотя все равно ляжет нагрузкой на авиакомпании. Пострадают те, кто уже использует самолеты Boeing или имеют твердые контракты на их приобретение. Это также снизит возможности авиакомпаний в переговорном процессе с Airbus: в отсутствие американского конкурента европейский производитель сможет диктовать цены, пользуясь отсутствием альтернатив для российских покупателей.
Подлинным бумерангом выглядят предложения свернуть сотрудничество с крупнейшими мировыми авиастроителями для российских поставщиков. Россия в больших масштабах поставляет на зарубежные рынки титан, необходимый авиаиндустрии, но все же не имеет монополии на данный вид сырья. При необходимости потребность иностранных компаний в титане смогут удовлетворить другие страны. По своим последствиям для России запрет на продажу титана будет сопоставимо с американскими санкциями против «Русала» — с той разницей, что меры против «Русала» ввели американцы, а ограничения на титан хотят ввести российские депутаты. Впрочем, сама абсурдность этой идеи говорит о том, что российские власти, заинтересованные в укреплении национальной экономики и ее экспортного потенциала, вряд ли станут пользоваться такой возможностью.
При этом, перечисленные шаги не учитывают возможных последующих симметричных и ассиметричных мер со стороны США, в том числе по ограничению поставок комплектующих для производства самолетов «Суперджет» и МС-21, а также противодействию экспорту этих самолетов в третьи страны.
При чем тут визы для летчиков
Необходимо отметить, что некоторые действия США уже сейчас выглядят как «авиационные санкции» — в первую очередь невозможность для российских летчиков получить американские визы. Объясняют это ограничениями в деятельности дипломатических представительств Штатов в России, однако практика визовых служб обычно выделяет категории граждан, для которых визы выдаются вне общего порядка. Летчики — одни из них.
Столь формальный подход, будь он реализован сознательно или случайно, тоже трудно назвать разумным и последовательным. Пострадавшими тут станут не только «Аэрофлот», российские и американские пассажиры трансатлантических маршрутов, но и фирма Boeing. Дело в том, что экипажи российских авиаперевозчиков проходят обучение и стажировку в компании, а их невозможность сделает непривлекательными американские самолеты без всяких ограничений со стороны Москвы.
В целом, как видно из сказанного, выигравших в экономическом смысле в санкционной войне нет. При этом непоследовательные и непродуманные шаги, вызванные остротой политического момента, могут аукнуться остановкой важнейших национальных проектов и целых индустрий. А авиация — и авиатранспорт, и самолетостроение — слишком чувствительные сферы, чтобы использовать их в краткосрочных внешнеполитических целях.
Небо закрывается: Россия покинула соглашение о разведывательных полетах
Россия окончательно вышла из Договора по открытому небу
Россия официально больше не состоит в Договоре по открытому небу (ДОН). Москва приняла такое решение из-за того, что США вышли из соглашения, а их европейские союзники не дали гарантий, что не будут передавать Соединенным Штатам данные, собранные во время полетов над Россией.
Помимо других стран, в договоре еще состоит Белоруссия – основной союзник России. Но пока неизвестно, как поступят власти республики. Минск заявил, что проведет тщательный анализ и консультации с Москвой. После этого будет принято окончательное решение. Скорее всего это произойдет 18 декабря, когда Россия окончательно выйдет из ДОН.
«Многое будет зависеть и от позиций других государств – участников ДОН. В связи с этим на последнем заседании ККОН (Консультативная комиссия по открытому небу) белорусская сторона заявила, что в 2022 году не будет принимать наблюдательные миссии и проводить наблюдательные полеты», – отметили в постпредстве Белоруссии при Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в комментарии «Известиям».
Накануне – 17 декабря – в Вене прошли переговоры по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями. Российский дипломат Константин Гаврилов заявил, что Москва может продолжить отношения с Минском, если тот решит не покидать соглашение. Россия намерена и дальше сотрудничать с Белоруссией «обсуждения актуальных аспектов эксплуатации самолетов и аппаратуры наблюдения».
Гаврилов в интервью «Известиям» отметил, что у России есть космические спутники, которые могут отслеживать перемещение армии как в Европе, так и в США. Он выразил мнение, что такой инструмент может стать альтернативой ДОН.
Впервые Россия объявила о намерении выйти из ДОН 15 января 2021 года. Тогда Москва запустила внутренние механизмы по выходу из международного договора. Произошло это после того, как США выступили против соглашения и покинули его. В течение четырех месяцев российские дипломаты вели переговоры с американскими коллегами, чтобы те передумали и вернулись.
Но, как только Москва поняла, что ее усилия не возымели успеха, она перешла к реальным действиям. В начале мая правительство представило президенту России Владимиру Путину законопроект денонсации ДОН. При этом Вашингтону дали еще месяц на «подумать». США в срок уложились, но решение свое не поменяли – ответ отрицательный.
Российские дипломаты считают, что «без участия США и нашей страны эффективность ДОН резко снизится: зона его применения уменьшится примерно на 80 процентов, резко сократится число планируемых на 2022 год миссий открытого неба». Об этом говорится в сообщении Министерства иностранных дел РФ по итогам выхода России из ДОН.
При этом в ведомстве уверены, что именно решение Соединенных Штатов ухудшило договорной режим. Отмечается, что Россия укрепит международную безопасность. Одной из причин участия Москвы в ДОН было наличие США среди стран-участниц. Но американские власти не хотели открывать свои территории, полагают дипломаты.
«Десятилетия плодотворного выполнения ДОН показали, что он неплохо послужил в качестве инструмента укрепления доверия и безопасности, создал дополнительные возможности для объективной и непредвзятой оценки военных потенциалов и военной деятельности государств-участников», — добавили в МИД РФ.
Договор об открытом небе был подписан в 1992 году. Участниками оставались до последнего времени 34 государства. Соглашение действует с 2002 года. Оно стало одной из мер по укреплению доверия в Европе после «холодной войны». Документ позволяет странам-участницам открыто собирать информацию о вооруженных силах друг друга.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Россия
Что будет, если Россия закроет свое воздушное пространство для западных авиалиний?
Но произойдет ли это с учетом того, что нам известно о значимости российского воздушного пространства?
Запрет на пролеты действительно может создать серьезные проблемы для западных авиалиний, поскольку Россия — это самая большая в мире страна по территории, и находится она между восточной Азией и Европой. Тем не менее, эти санкции могут ударить по России бумерангом. Здесь есть три момента, которые следует иметь в виду.
1. Европейские авиалинии часто пользуются российским воздушным пространством.
Медведев не уточнил, включает ли понятие «западных авиалиний» союзников Запада, таких как Южная Корея. Если предположить, что санкции будут носить ограниченный характер, распространяясь только на европейские авиалинии, мы можем узнать, какие именно рейсы пострадают. Визуальный анализ всех рейсов, находящихся над европейским и в частности над российским воздушным пространством, в сравнении со всеми самолетами 60 крупнейших европейских авиалиний показывает, что с этой проблемой вполне можно справиться, по крайней мере, на первый взгляд.
Однако данные за 1 сентября, предоставленные WorldViews сайтом Flightradar24.com, показывают, что на долю европейских и американских авиалиний приходится большая часть зарубежных рейсов, пролетающих в небе над Россией.
Поэтому мы можем с уверенностью говорить о том, что европейские и американские авиалинии действительно пострадают. Но в какой степени?
2. У европейцев есть альтернативы.
Давайте вернемся к высказыванию Медведева о крахе и банкротстве некоторых западных авиакомпаний в случае введения Россией запрета на их пролет через свое воздушное пространство. Самые важные авиакомпании, летающие в небе над Россией, это крупные предприятия, действующие по всему миру, и в данный момент их положение кажется вполне устойчивым.
Далее, Россия уже не впервые грозит лишить некоторые авиалинии права пролета через свое воздушное пространство. В 2007 году она запретила грузовые рейсы компании Lufthansa над своей территорией в очевидной попытке убедить ее перенести свой транзитный центр в Сибирь. Lufthansa стала летать через Казахстан, однако в итоге сдалась и переехала в Сибирь.
«У европейцев на самом деле имеется опыт изменения маршрутов с прокладкой их через Северный полюс или через юг. Не так давно Россия заставила сажать в Москве все самолеты, летящие над ее воздушным пространством. Многие иностранные авиалинии в ответ выбрали северные или южные маршруты в обход российского воздушного пространства, которые примерно на 20 % длиннее», — рассказывает преподаватель авиационного менеджмента профессор Ханс-Йоахим Эмер (Hansjochen Ehmer), специализирующийся на конкуренции международных авиалиний.
3. Россия сама себя накажет.
Если Россия наложит запрет на пролеты западных авиалиний, она столкнется с прямыми экономическими последствиями. Пока она зарабатывает так называемые «роялти», которые сопоставимы с налогами для иностранных авиалиний, желающих летать над территорией страны. Эти выплаты весьма существенны для авиакомпаний, но все равно дешевле будет платить, чем менять маршруты полетов, выводя их за пределы российского воздушного пространства. Если европейские авиалинии будут вынуждены изменить свои маршруты, Россия лишится платежей за пролеты. Иными словами, если Россия введет санкции против западных авиакомпаний, она одновременно введет санкции и против себя самой.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Россия пошла в отказ: Почему Росавиация закрыла небо для самолётов из Европы и чем это грозит
После инцидента с посадкой самолёта Ryanair в Минске авиасообщение между Европой и Россией может быть нарушено. Российские авиационные власти не согласовали новые схемы воздушного движения в обход Белоруссии и готовятся к работе в изменившихся условиях.
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Решение не летать через Белоруссию европейские авиаперевозчики приняли сами: сначала ЕС, а следом и Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) направили рекомендации не использовать воздушное пространство страны.
Поводом для такой реакции послужила посадка самолёта Ryanair, с борта которого сняли одного из основателей телеграм-канала NEXTA — Романа Протасевича. После этого ещё несколько рейсов европейских авиакомпаний было задержано на вылет в белорусских аэропортах. В качестве ответной меры несколько европейских государств запретили полёты на свою территорию для авиакомпании Belavia — главного авиаперевозчика в Белоруссии.
На деле попытка наказать Минск и Лукашенко за инцидент с Ryanair может ударить не только по Белоруссии. В перспективе «воздушная война» может сорвать авиасообщение между Россией и остальным миром. Первые симптомы этого кризиса уже ощущаются: Air France в третий раз отменила рейс из Парижа в Москву, а в среду с такими же сложностями столкнулись пилоты Austrian Airlines.
Пилоты повторно пытались согласовать новые маршруты пролёта, но получили отказ. Россия запретила использование новых воздушных коридоров не по своей прихоти — после отказа ЕС летать через Белоруссию вся схема воздушного движения зашаталась. Главной проблемой стала навигация — новые точки входа в воздушные трассы нужно готовить заранее, а в аварийном режиме управлять воздушным движением крайне тяжело.
Пристегните ремни и добавьте полтора часа
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Командир Boeing 737-800 пилот Андрей Задорожный отметил, что сложности с составлением новых маршрутов в обход Белоруссии — это вопрос, на решение которого могут потратить до полугода.
Во-первых, чтобы составить новые схемы воздушного движения, нужен анализ воздушного трафика в новых точках входа. Отказ от использования воздушного пространства Белоруссии означает, что на каком-то участке плотность движения и концентрация бортов будет значительно выше. Во-вторых, изменится расписание авиакомпаний. Белоруссия — страна небольшая, но всё равно на облёт нужно будет добавлять некоторое время. Я полагаю, общая продолжительность полёта может вырасти на 1–1,5 часа — в зависимости от условий
По его словам, процедура оформления новых зон использования воздушного пространства требует многомесячных согласований как со стороны EASA, так и со стороны Росавиации, поскольку вопрос касается безопасности пассажиров. Если одна зона приёма воздушных судов закрывается или не используется в силу определённых причин, то быстро перейти на другую нельзя — нужно изучать вопросы безопасности и только потом готовить документы.
Запрет Росавиации на пролёты пассажирских рейсов в обход Белоруссии — это проблема безопасности, которую Россия решает по всем правилам. При этом другие авиакомпании, выполняющие грузовые и пассажирские рейсы через территорию Белоруссии, спокойно принимаются российскими диспетчерами. Как поясняют пилоты и диспетчеры, всё упирается в авиационные правила, нарушать которые нельзя, тем более только потому, что Европа хочет «рублём» наказать Лукашенко за инцидент с самолётом Ryanair.
Отказ ЕС от полётов через Белоруссию увеличит нагрузку на диспетчеров в России. По данным источника Лайфа в Росавиации, департаменты планирования навигации уже продумывают коридоры для проводки самолётов в обход Белоруссии, если дипломатический кризис затянется. По словам диспетчеров, через Белоруссию летают не только европейские, но и американские, и азиатские авиакомпании. Большая часть из них продолжит пользоваться воздушным пространством страны, несмотря на кризис в отношениях между Минском и ЕС, и о бойкоте Белоруссии речь пока не идёт.
Готовьте ваши деньги
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Юрист Андрей Лухин отметил, что, если Европа ужесточит меры и введёт запрет на прилёт не только самолётов Belavia, но и всех самолётов, прибывающих в ЕС через территорию Белоруссии, то клиентов российских авиакомпаний ждёт моментальное увеличение цен на билеты.
Воздушное пространство Украины для наших авиакомпаний уже закрыто, и если страны ЕС не будут пускать самолёты, пролетающие над Белоруссией, то попасть в Европу возможно будет только через Прибалтику или Чёрное море. В любом случае придётся делать достаточно большой крюк. Зарубежным авиакомпаниям, конечно, проще, так как они могут использовать воздушное пространство Украины, но всё равно расходы на полёты вырастут, и понятно, что это, скорее всего, отразится на стоимости билетов по обе стороны — и в Европе, и у нас
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/28/1243661967679.8718.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/28/1243661967679.8718.png» loading=»lazy» />
Кроме того, может осложниться и авиасообщение с Калининградом. Если EASA введёт полный запрет на приём самолётов из воздушного пространства Белоруссии, попасть в самый западный регион России можно будет только через воздушное пространство Литвы, Латвии, Эстонии или сделав огромный крюк над Балтийским морем. Юристы и пилоты отмечают, что, если будет задействована именно эта схема, продолжительность рейса Москва — Калининград может увеличиться с двух часов до трёх с половиной.
Закрытие российского воздушного пространства: что Москва хочет сказать Западу?
Нечто странное и непонятное творится в российском небе. После того как воздушное пространство над дружественной нам Белоруссией было временно закрыто по решению Агентства авиационной безопасности, Москва де-факто закрыла свое собственное для европейских авиаперевозчиков. Что это, очередной «хитрый план» Кремля о том, как заступиться за своего единственного союзника на западном направлении, или же банальная российская нерасторопность? Давайте разбираться.
Стало быть, Белоруссию теперь необходимо как-то облетать, например, через Прибалтику или Украину и дальше через нашу страну, в зависимости от выбранного маршрута, что означает увеличение времени в полете и издержек перевозчиков. И тут началось самое интересное. Сперва на отказ в полете из Парижа в Москву в обход Беларуси пожаловалась компания Air France. Затем о невозможности вылететь из Вены в российскую столицу заявила австрийская Austrian Airlines. В МИД Австрии поспешно выразили свое негодование:
Российская реакция нам абсолютно непонятна.
Что это, «привет из Кремля» или просто «так получилось»?
Пока что к этой банальной версии склоняется большинство отраслевых экспертов, которые не видят в деле политической подоплеки. Европейские перевозчики правы, поскольку следуют рекомендациям Агентства авиационной безопасности Евросоюза, но и Россия тоже в своем праве. Для получения разрешения на полет через наше воздушное пространство авиаперевозчики делают официальные запросы, указывая такие параметры, как точка входа и желаемый перечень трасс. Российская сторона их изучает и одобряет, либо корректирует. Решение о временном прекращении полетов через Беларусь было принято во вторник, а со среды на Москву должны были посыпаться заявки о пересмотре маршрутов. То есть, у Air France и Austrian Airlines очевидно уже были на руках разрешения на полеты через белорусское воздушное пространство, но они захотели получить новое. Возможно, мы просто не успели по каким-то техническим причинам, отсюда и отказ.
Правда, есть один нюанс, который ставит под вопрос реалистичность данной версии. Дело в том, что полеты в Евросоюз для России пока что закрыты из-за коронавирусных ограничений. Точнее, в Португалию, Мальту, Исландию или Сербию мы слетать как туристы можем, но не в Австрию или Францию. Отмененные рейсы, из-за которых начался сыр-бор, были чартерными, так называемыми «вывозными». И что, прям такой завал вдруг образовался у российских диспетчеров, что не в состоянии перенаправить пару самолетов? Если так, то эта нерасторопность должна войти в легенду.
«Хитрый план»?
Если полеты из Европы в обход Беларуси не возобновятся в ближайшие дни, то смутные сомнения начнут преобразовываться в версию о некоем «послании Кремля» своим западным партнерам. Сейчас популярна точка зрения о том, что в случае закрытия Москвой полетов европейцам в обход белорусской территории Брюссель ответит нашей стране симметрично. Дескать, не дозволено будет российским авиакомпаниям летать в Париж или Вену. Допустим. Но что будет делать Европа, если Кремль вообще закроет все свое воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков?
Не будем забывать, что, благодаря уникальному географическому положению, Россия является важнейшим транзитным перекрестком на пути из Европы в Азию и обратно. Не от хорошей жизни, а по необходимости авиакомпании Старого света в год платят «Аэрофлоту» по 300 миллионов долларов «пролетных денег». Если им придется облетать еще и нашу страну, резко вырастет стоимость билетов, и тогда сократится пассажирский поток. Компании начнут нести еще большие убытки и разоряться, а многие из них и так еле держатся на плаву из-за коронавирусных ограничений.
Итак, предположим, что Москва сознательно ввела негласный временный запрет на полеты в обход Белоруссии. Какие же цели она может таким образом преследовать? Допустим, призвать Запад забыть о его «всесилии» и вспомнить про свои же собственные либерально-демократические ценности. Например, о презумпции невиновности, о том, что надо сперва дождаться итогов международного разбирательства действий белорусских властей, а уж потом брать ее в транспортную блокаду. Да и не в блокаду, естественно, поскольку ограничительные меры должны быть более точечными, ложиться непосредственно на ответственных лиц, а не всю страну, в целом, и соответствовать степени тяжести деяния. Хорошо бы, если б и в самом деле оказалось, что Москва так вступилась за Минск.