Что будет после референдума

Нас ждёт референдум доверия Путину

ЦИК разблокировала средства, выделенные на проведение всероссийского голосования по поправкам в Конституцию. Вопрос о дате всенародного голосования — первый и главный из вопросов российской внутренней политики на лето 2020 года. Ответ на него зависит от скорости избавления от «ковидлозависимости» и от настроений граждан. Отменить голосование или переносить его бесконечно нельзя: поправки так значительны, что воспринимаются как новая Конституция. Пока они не приняты, Основной закон как бы «стоит на паузе». Он есть, но его нет.

24 мая председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова в интервью «Российской газете» заявила, что дистанционное голосование по поправкам в Конституцию может пройти сразу в нескольких российских регионах.

Что касается общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, то дистанционное голосование в масштабах страны применяться не будет. Речь может идти пока не более чем о трёх-четырёх регионах, пока только на основе применённой ранее «московской» технологии,

Памфилова отметила, что такую инициативу должен проявить сам регион, «защитив в ЦИК свою готовность и способность выполнить все требования». Интервью Памфиловой было приурочено к вступлению в силу нового федерального закона, который и сделал возможным дистанционное голосование (с помощью портала госуслуг и почты) для всех российских регионов с 2021 года.

На следующий день, 25 мая, появилось сообщение о том, что ЦИК разблокировала 14,8 миллиарда рублей, выделенных на проведение всероссийского голосования.

Что будет после референдума. Смотреть фото Что будет после референдума. Смотреть картинку Что будет после референдума. Картинка про Что будет после референдума. Фото Что будет после референдумаЦИК сообщила, что дистанционное голосование в масштабах страны применяться не будет. Фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV/ТАСС

Новость об этом «не попала в топ», но и не затерялась среди других новостей. Что ж, карантин медленно и с боями, но всё-таки отступает, эпидемия страшной «ковидлы» занимает в материалах СМИ всё меньше места. Всё больше места отдаётся нормальным новостям экономики и политики. А вопрос о том, когда состоится назначенное на 22 апреля, а затем перенесённое на неопределённый срок всенародное голосование по поправкам в Конституцию, постепенно становится самым больным вопросом российской внутренней политики.

Хотя бы потому, что агитация граждан за эти поправки не прекращалась ни на один день. Речи именитых и простых граждан о том, как остро необходимы нам статьи Конституции, защищающие родной язык, нормальность семьи, нерушимость границ, доступность медицинской помощи и индексацию пенсий, звучат из телевизора по всем каналам. Не слышно только одного: когда же судьбоносное голосование?

Закон не требовал. Зачем голосовать?

Самый интересный и небанальный вопрос в связи с предстоящим всенародным голосованием — это вопрос о том, зачем оно вообще понадобилось. По существующему и никем не отменённому российскому законодательству защищёнными главами Конституции являются первая, вторая и девятая. Чтобы их изменить, необходимо созвать конституционное собрание и провести референдум. То и другое сделать то ли очень сложно, то ли невозможно вовсе, и уж точно невозможно сделать быстро: так и не утверждён конституционный закон о конституционном собрании, внесённый в Госдуму в 2000 году, а закон о референдуме таков, что подготовить его быстрее чем за год невозможно.

Поправки 2020 года затрагивают более 20 статей Конституции, но для их принятия и вступления в силу достаточно голосования (конституционным большинством) в Государственной Думе, в Совете Федерации и в двух третях региональных парламентов. Затем поправки подписывает президент — и Конституция изменена. Эта процедура осталась неизменной и была полностью выполнена: за поправки проголосовали почти все региональные депутаты и, разумеется, федеральный парламент. Президент подписал.

Всенародного голосования для вступления поправок в силу не требуется. До такой степени не требуется, что в проекте документов, которые сейчас рассматривают в администрации президента, внимательные читатели находят ссылки уже на статьи обновлённой Конституции.

Ещё не принятой или уже принятой? Как же так, что ж такое?

А дело в том, что в законе о конституционных поправках, за которые проголосовали депутаты и которые подписал президент, есть вторая статья, которая гласит, что поправки вступают в силу после одобрения всенародным голосованием. Наверное (раз уж так считают Конституционный суд и главное правовое управление президента), эта статья не противоречит девятой неизменяемой статье Конституции.

Но этого всенародного голосования до сих пор не было ни в одном российском законе. Однако в законе о поправках оно появилось по предложению президента, и теперь избежать этого голосования нельзя.

Президент счёл, что поправки слишком серьёзны и вызывают слишком значительную дискуссию в обществе.

Не референдум, но всё-таки референдум

Несомненно, одной из главных причин такого отношения Владимира Путина к конституционным поправкам было то, что они, помимо прочего, предусматривают возможность лично для него участвовать в следующих президентских выборах.

Эта поправка, внесенная «с голоса» Валентиной Терешковой, сразу стала восприниматься как главная (по принципу «вот для чего они все это затеяли, теперь ясно») и может быть по-настоящему легитимной только в том случае, если получит не номенклатурное, не внутриэлитное, не формальное, а именно всенародное одобрение.
Политически «всенародное голосование» является всё-таки референдумом или, как говорят политологи, «голосованием референдумного типа» — когда голосуют не столько за конкретное предложение, но фактически одобряя или не одобряя деятельность политика, который это предложение внёс.

Политологам будущее российское конституционное голосование напоминает референдумы, которые проводил во Франции величайший из президентов этой страны Шарль де Голль. Генерал считал, что граждане, даже не разбираясь в конкретном вопросе, который он предлагает им обсудить, проголосуют за предложение, которое он внёс, так как выразят таким образом ему своё доверие. Если же доверия не будет — он больше не имеет морального права быть президентом. Будучи последовательным в своих убеждениях, в 1969 году де Голль досрочно покинул свой пост, хотя очередной референдум не имел никакого отношения к президентскому посту и вопрос о доверии прямо на нём не ставился.

Что будет после референдума. Смотреть фото Что будет после референдума. Смотреть картинку Что будет после референдума. Картинка про Что будет после референдума. Фото Что будет после референдумаШарль де Голль считал, что голосование граждан на референдуме — выражение доверия самому президенту. Фото: k09/ZUMAPRESS.com / Globallookpress

От 22 апреля к 24 июня, 8 июля или далее?

Итак, вопрос о том, состоится ли голосование, ставить нельзя. Можно обсуждать лишь вопрос, когда.

Агитация в поддержку президентских поправок продолжается всю весну с неослабевающей интенсивностью. В ней задействованы эксперты и политики, знаменитые актёры и врачи. Но прекрасные слова в пользу поправок есть, а даты голосования до сих пор нет. Почему? Разумеется, потому, что нельзя проводить столь гигантское массовое мероприятие поперёк всех карантинных мер.

Если нельзя гулять по паркам, прикасаться друг к другу плечами в общественном транспорте, ездить в гости к родственникам, заниматься спортом и даже ходить на работу можно только по специальному разрешению, как собирать граждан на избирательных участках? Тем более что референдум будет легитимным — то есть определяющим в глазах самих граждан России — только в том случае, если голосование будет по-настоящему всенародным. Иначе говоря, если в нём примет участие абсолютное большинство граждан.

Пока социологи на этом направлении опасности не фиксируют: о своём намерении прийти на избирательные участки стабильно говорят более 60% избирателей. Но нужно понимать опасность, которую несут «социально одобряемые» ответы. И понимать, что усталость от «домашнего ареста» и «цифрового концлагеря» накапливается от опроса к опросу. Не то что бесконечно, а и сколько-нибудь долго переносить голосование нельзя.

Первоначально в указе президента стояла дата 22 апреля. Этот указ не был исполнен, так как начались «нерабочие дни» и «самоизоляция». Во время последней встречи с Эллой Памфиловой президент отметил, что издавать новый указ о проведении всенародного голосования он не станет до тех пор, пока не сможет поставить в нём конкретную дату. Какой может быть эта дата? Насколько можно судить, сейчас обсуждаются три возможности: 24 июня, что будет особенно символично, если в этот день пройдёт и юбилейный парад Победы; 8 июля, так как к этому времени в большинстве регионов, по-видимому, будет снято большинство карантинных ограничений и можно будет говорить о возвращении к нормальной жизни; 13 сентября, единый день голосования, так как одобрение Конституции в этот день повысит легитимность выборов губернаторов и депутатов законодательных собраний в трети российских регионов.

Какое решение примет президент, мы не знаем.

Главная политическая проблема в том, что чем дольше откладывается «день выборов», тем больше оснований и возможностей у оппозиции и «западных партнёров» спекулировать на тему «Путин боится».

Логика у них есть: эпидемия, карантин, вызванные ими социальные и экономические трудности, прежде всего рост безработицы, снижение уровня и качества жизни, огромная усталость, накопленная в обществе, могут вызвать протестное голосование. Протестное движение не против содержательных поправок в Конституции — кто против индексации пенсий? — и даже не против Путина. А просто против тяжёлой беспросветной жизни, против отсутствия изменений к лучшему. А провести референдум поспешно означает подставиться под обвинения в том, что президент не бережёт свой народ. Угрожает ему заразой.

Владимиру Путину нужно пройти, как он сам говорит, между Сциллой и Харибдой. Принять идеальное решение в самой сложной социально-политической ситуации за всё время своего правления.

Источник

Голосование по Конституции станет «референдумом» о новом сроке Путина

Что будет после референдума. Смотреть фото Что будет после референдума. Смотреть картинку Что будет после референдума. Картинка про Что будет после референдума. Фото Что будет после референдума

Обнуление сроков вместо Госсовета и единого государства

Во вторник, 10 марта, когда Дума принимала во втором чтении законопроект об изменении Конституции, первая женщина-космонавт, депутат от «Единой России» Валентина Терешкова внесла на рассмотрение палаты поправки об обнулении президентских сроков Владимира Путина или снятии ограничений по числу сроков. Дума взяла полуторачасовой перерыв. Комментировать свежие предложения Терешковой и других депутатов приехал в Думу сам президент, он поддержал идею обнулить его сроки, если эту идею сочтет законной Конституционный суд и поправки в целом получат одобрение на всенародном голосовании. Вскоре после его выступления нижняя палата приняла поправку об обнулении президентских сроков.

Как Валентина Терешкова объяснила необходимость своей поправки

Изначально конституционная реформа предоставляла широкий коридор возможностей для Владимира Путина. Эксперты выделяли несколько сценариев. Один из вариантов, который стал возможен с внесением президентских поправок и который до последнего времени казался рабочим, — это продолжение его карьеры во главе нового конституционного органа — Госсовета.

Что будет после референдума. Смотреть фото Что будет после референдума. Смотреть картинку Что будет после референдума. Картинка про Что будет после референдума. Фото Что будет после референдума

Во внесенных президентом поправках говорится, что глава государства формирует Госсовет в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Кто будет входить в состав нового конституционного органа, какие у него будут полномочия, как будет называться должность главы Госсовета и за кем будет закреплено право его назначения, в поправках не говорится. Статус Госсовета должен определить отдельный федеральный закон, который еще не внесен в парламент.

Еще один сценарий, о котором говорили эксперты, — интеграция России и Белоруссии с введением поста президента Союзного государства. «Это позволило бы не только решить проблему, но и создать такую «рамку» для транзита, которая понравилась бы ностальгирующей по СССР немалой части общества. Однако Александра Лукашенко уломать не удалось, да и белорусское общество не хочет столь тесно сближаться (его вполне устраивает нынешнее положение дел), и поэтому был задействован другой вариант», — считает политолог Алексей Макаркин.

Как Александр Карелин сдал бой за поправку

Известный спортсмен, депутат от «Единой России» Александр Карелин в ходе второго чтения предложил поправку о проведении досрочных выборов Думы, учитывая новые полномочия нижней палаты. Однако его предложение президент не поддержал на фоне отсутствия консенсуса среди фракций, и Карелин снял поправку с голосования.

Вопрос для Конституционного суда

Комментируя предложение Терешковой, президент России уточнил, что он не против, если «Конституционный суд Российской Федерации даст официальное заключение, что такая поправка не будет противоречить принципам и основным положениям Основного закона».

Конституционный суд и так должен был проверить поправки в Конституцию на законность. Согласно президентским поправкам после одобрения федеральным и региональными парламентами глава государства подписывает их и отправляет в Конституционный суд, а тот не позднее семи дней со дня запроса обязан дать заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции. В случае невыявления Конституционным судом несоответствий проводится общероссийское голосование. При поддержке поправок более чем 50% участников голосования они вступят в силу.

«Не очень понятно, Конституционный суд должен оценивать эту формулу уже после того, как она вступит в силу, или до того, как она вступит в силу, — сказал эксперт по конституционному праву Илья Шаблинский. — Если до того — то таких полномочий у Конституционного суда нет. А если после вступления в силу — зачем оценивать то, что уже действует?»

Коронавирусный барьер для оппозиции

Новость о возможном продлении президентских полномочий несет посыл для элит и особенно для Запада — нынешний срок Владимира Путина может быть не последним, он не становится «хромой уткой», обращает внимание политолог Александр Пожалов.

По мнению Становой, у оппозиции очень мало времени на подготовку, а сама реформа имеет образ легитимации «путинизма» и традиционных ценностей.

Оппозиция уже подала заявку на митинг против поправки об обнулении президентских сроков. Представитель общественной организации «Открытая Россия» Татьяна Усманова, член незарегистрированной «Партии перемен» Мария Кузнецова и глава «Команды Егора Жукова» Евгений Овчаров подали в столичную мэрию уведомление на проведение митинга в Москве 21 марта с заявленной численностью 50 тыс. человек. При этом 10 марта мэр Москвы Сергей Собянин ввел до 10 апреля запрет на проведение в Москве любых массовых мероприятий численностью более 5 тыс. человек в связи с ситуацией с коронавирусом.

Тактика «осажденной крепости»

Как считает политолог Становая, Кремль в информационной кампании постарается вновь разыграть карту «осажденной крепости». «Но люди все меньше склонны верить во вражеское внешнее окружение, так что я не уверена, что это будет иметь достаточную силу. Власть сама себя загоняет в ловушку, слишком заигрываясь с этим. Неспособность адаптироваться к повестке социума может тоже сыграть плохую шутку», — говорит политолог. По ее мнению, власти недооценивают фактор усталости, но шанс собрать 50% явки на голосовании по поправкам есть.

«Усталость есть, но не в активной фазе, она не переходит в активные действия. Мобилизовать население можно, но все будет зависеть от способности власти собрать админресурс максимально», — резюмирует Татьяна Становая.

Источник

Местную власть в результате реформы обнулят и упразднят

По проекту Клишаса–Крашенинникова муниципальные выборы до 2028 года разрешаются только в городах

Что будет после референдума. Смотреть фото Что будет после референдума. Смотреть картинку Что будет после референдума. Картинка про Что будет после референдума. Фото Что будет после референдумаДепутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас продолжают работу по законодательному переформатированию страны. Фото РИА Новости

Очередной законопроект Клишаса–Крашенинникова называется вполне понятно: «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». И ключевой замысел этой инициативы тоже понятен уже с ее первых строк. Действующий закон о МСУ определяет его таким образом: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти. самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Теперь же основной постулат переформулирован полностью: «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения)». Конечно, о самостоятельности, независимости и прочих атрибутах МСУ в законопроекте тоже говорится, но потом – кстати, уже после упоминания единой системы публичной власти, в которую МСУ и входит. Короче говоря, ст. 12 главы 1 Конституции, которую не может изменить парламент, а только референдум, по сути, отменяют. Норма о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», становится не более чем конституционной фразой.

Более того, в ст. 4 законопроекта вдруг объявляется, что «муниципальное образование не является административно-территориальной единицей». То есть в субъектах РФ отменяется их нынешнее деление, там будут только укрупненные по максимуму городские и муниципальные округа.

При этом в пояснительной записке Клишас и Крашенинников, а их устами, конечно, Кремль, заявляют, что реформа меняет территориальной принцип организации МСУ на «принцип привязки к населению». В это очень сложно поверить, поскольку на уровне поселений отменяется всякая власть, да и сами эти поселения в результате такого обнуления упраздняются. Законопроект разрешает держать «на земле» лишь старост на общественных началах – или как там еще их по местным обычаям назовут.

Представительные органы в округах должны быть обязательно, причем указывается, что они могут формироваться только в результате выборов. А вот главы округов кроме прямого избрания или назначения депутатами еще могут выдвигаться и главой региона на решение тех же муниципальных советов. Что-то подсказывает, что именно этот способ порождения мэров и станет доминирующим по настоятельной подсказке из федерального Центра. Губернаторы, понятное дело, получают право наказывать муниципалов выговорами и отставками за безделье или по недоверию. При этом всем местным органам рекомендуется – в вышеуказанном смысле – получать статус юрлица. В этом случае они будут считаться муниципальными казенными учреждениями. То есть снизят свою финансовую самостоятельность, а отчетность по вертикали у них будет повышенная.

Одновременно законопроект предполагает резкое снижение числа местных выборов. После того как новый формат МСУ вступит в полную силу с 1 января 2023 года, до 2028-го продлится переходный период. За пять лет нынешние муниципальные районы должны стать округами, а города, которые еще не выделились в отдельные округа, в них превратиться. В течение этого времени переизбрание всех местных властей разрешается только в существующих городских округах, то есть только в столицах субъектов РФ. Впрочем, о них еще раз сказано, там будет позволена и иная система МСУ, а вот какая – непонятно, об этом будет некий новый законопроект.

Что будет после референдума. Смотреть фото Что будет после референдума. Смотреть картинку Что будет после референдума. Картинка про Что будет после референдума. Фото Что будет после референдума
Низовые органы власти предполагается
ликвидировать. Фото с сайта www.urgadmin.ru

Намерение провести полномасштабную перекройку всей местной власти страны менее чем за год выглядит фантастикой. Но важнее, что авральные изменения усилят политическую турбулентность в регионах – и это прямо во время транзита 2024 года. В связи с этим данное мероприятие, видимо, также следует признать сказочным сценарием и уже сейчас переставать спрашивать у Путина о его планах на очередной президентский срок. Скорее всего он становится объективно неизбежен. А вот после 2028 года уже возможны какие-то другие варианты.

«НГ» попросила экспертов поделиться своим первоначальным мнением от просмотра документа в 200 с лишним страниц. Член федерального бюро «Яблока» Григорий Гришин пояснил: «Тенденция на устранение альтернативной повестки и независимой политики, на дальнейшее выстраивание вертикали власти продолжается. Сейчас, по сути, происходит возврат к советской командно-административной системе. Нового создать наши власти ничего не могут, проще вернутся к старому». По его словам, выбранный способ для реформы тоже не удивителен, «сейчас все решения пишут поверх измененной Конституции». Короче говоря, времена имитационной демократии заканчиваются, видимо, в Кремле пришли к выводу, что нужно унитарное государство. Но яблочник не уверен, что и подготовку реформы бюрократия сможет завершить к 2023 году, и сама она успеет пройти до 2028-го. Но при этом в любом случае российской политической системе будет намного проще, если первое лицо останется навсегда. А шансы для оппозиции предлагаемая реформа действительно закрывает. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова заявила «НГ», что «любые большие реформы связаны сейчас с президентскими выборами 2024 года»: «Цель власти – повысить управляемость на местах. Но на деле это приведет систему к состоянию турбулентности, хотя это только актуализирует для власти ее любимую поговорку «коней на переправе не меняют».

Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ», что в реформе глобального политического замысла не видно, даты подобраны именно такие, чтобы она прошла через все властные инстанции. Сам законопроект эсэр раскритиковал: «По сути дела, это обескровливание местного самоуправления, власть будет еще дальше от людей. Ненормально, когда для того, чтобы построить дорожку или посадить дерево, нужно ехать за разрешением несколько десятков километров. Это и сложно, и неэффективно. Чтобы местное самоуправление нормально работало, нужны не реформы, а финансы, потому что бюджеты у муниципалитетов весьма скромные». Между тем Емельянов согласен, что 2024 год и сам по себе предстоит непростой, а тут к нему еще добавится кризис МСУ.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «По мнению авторов, законопроект устраняет противоречие между местной и региональной властью, а на самом деле, по сути, разрушает систему муниципальной власти. На деле оказывается, что самый низовой уровень власти вообще ликвидируется». Эксперт отметил, что инициатива не может не создать турбулентности, ведь любая реформа работает на дестабилизацию политической системы. Поскольку система строится не снизу и не учитывает мнение избирателя, то он фактически оказывается исключен из процесса. «Власть идет по пути Николая I, выстраивает жесткую административную систему управления. Но при этом нововведения не соответствуют нашим международным обязательствам – той же Европейской хартии местного самоуправления», – отметил он.

При этом Калачев обратил внимание, что если переходный период стартует в 2023 году, то это наложится на президентскую кампанию: «И скорее всего в этой ситуации гражданам заявят, что президента сейчас менять не время, это страну дестабилизирует». И, конечно, реформа МСУ должна помочь в борьбе с оппозицией в непростой для власти период: «Это делает бессмысленными все инициативы оппозиции вроде Земского съезда и даже «умного голосования» местного уровня. Власть больше не считает нужным выпуск пара. Кремль дает асимметричный ответ на муниципальную активность оппозиции», – подчеркнул Калачев.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

«Впереди только умирание». Почему после референдума по поправкам началась волна репрессий

Чтобы понять логику происходящих сейчас событий, достаточно внимательно прочитать статью Путина к 75-ти летию Победы в Великой Отечественной, где он говорит про процесс «инкорпорации Прибалтики». Этот текст наглядно демонстрирует отношение Путина к истории и его взгляды на государство. Он черным по белому написал, что «инкорпорация Прибалтики» была осуществлена в соответствии с решением представительного органа власти, избранного народом, и в соответствии с правовыми и государственными нормами того времени.

Выборы во всех трех странах прошли по советскому сценарию, с некоторыми вариациями. Но суть одна: буржуазные партии до выборов допущены не были, голоса подсчитывались под контролем НКВД, везде получилась явка выше 90% и более 90% «за» нужную партию. И как только эти новые парламенты были выбраны, они тут же заявили о вхождении этих республик в состав СССР.

Ретроспекция Путина на этом прерывается, но исторический процесс — нет. После вхождения Прибалтики в состав СССР, там начались чистки. Советской власти было необходимо лишить политического ресурса старые элиты: политиков, журналистов, бизнесменов, бывших военных. Поэтому во всех странах Балтии 2–3% населения — самые образованные, состоятельные, способные формулировать требования — были отправлены в Сибирь.

Без лидеров никакого уличного протеста не будет

Когда у нас было принято ломать руки на избирательных участках? Даже в лихие 90-е такого не было. Тогда и людей не снимали с политической дистанции, как Фургала. Да, их поливали, хаяли, но никому в голову не приходило сажать Зюганова, Явлинского или Лебедя, за то, что они представляют опасность. А сейчас — это стало политической нормой по-путински. Те, кто внимательно прочитал статью Путина, уже поняли, что пора паковать чемоданы. Ситуация достигла предела, и то, что даже «ручной» Жириновский выступил против и считает нужным защитить «своего пацана», лишний сигнал для власти к тому, что элиты пора чистить.

Что касается социального протеста, то его сейчас не стоит ожидать. Думать, что возмущенное народонаселение из-за обнищания и еще чего-то выйдет на улицу и сметет кровавый режим, могут только люди, отравленные чтением учебников по истории КПСС. Таких очень много среди так называемых либералов.

Без лидеров никакого уличного протеста не будет. Такая история нашего замечательного Отечества. Впереди только умирание. Все идет по предсказуемому сценарию, повторяется одно и то же, и не видеть этого — значит себя обманывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *