Что будет с этой вселенной после всеобщего воскресения
8 вопросов про воскресение мертвых
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Не является ли ожидание воскресения мертвых просто принятием желаемого за действительное?
С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.
Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.
Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.
Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?
Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.
Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).
Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.
Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.
При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах?
Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.
Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?
Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.
Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?
Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.
Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?
Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.
Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?
Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.
Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?
Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.
Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?
Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.
Воскресение из мертвых. что дальше?
На данный момент – увы, для фантастов – приходится признать, что такой жизни, как на Земле – нет нигде…И вопрос религиозных людей продолжает висеть в воздухе: «Зачем Создатель создал столько планет и не заселил их?»
После долгой, чрезвычайно трудной праведной жизни получил награду в Вечности: душа попала в Рай, а это еще не все…Когда-то тебя опять всадят в НОВОЕ тело, облекут новой и плотью, и…что дальше? Сын Божий, Иисус Христос, когда Сам воскрес, вероятно, показал нам, какие у нас будут тела. Он проходил сквозь материальные объекты – стены, становился по Своему желанию видимым и материальным. Ученики могли прикасаться к Нему, осязать его, как материальный объект. На их глазах Он мог становится видимым или невидимым…Если читать Евангелие или читать исследования про Туринскую Плащаницу…
Предположительно такие тела будут и у людей воскресших…Люди будут бессмертны и материальны…Естественно, что их тела смогут находится в открытом космосе без скафандров… Так может и можно с большой долей вероятности предположить, что люди будут «…наполнять Землю и обладать ею», только в размерах ВСЕГО КОСМОСА?… Бог создал человека, как подобному Себе творца. На седьмой День Он «почил», быть может дальше наша задача – «наследовать землю» или другие «Земли»…
На данный момент про освоение космоса много говорят. Много проектов, исследований, но большей частью «Бла-бла-бла!» Даже на Луне последние 40 лет не высаживался никто из космонавтов (да и высаживались ли когда-нибудь?)
МКС, говорят, летает невысоко. Так что космонавты выходят на обшивку корабля, еще под защитой магнитного поля Земли, а в межпланетном пространстве действует жесткое солнечное излучение, от которого пока не придумали легкой по весу и эффективной защиты. Очень предполагается, что не было ее и 40 лет назад… Космический корабль должен быть облицован свинцом или должна быть установка, позволяющая создавать у корабля свое магнитное поле для защиты от всепроникающих Гамма-лучей и прочей радиации. И то и другое так утяжелят космический корабль, что выводить его на орбиту надо будет по частям. Надо будет строить «доки» в космосе…на Луне…Строительство Лунной базы и т.д…. Но это…если к освоению космоса отнестись серьезно, а не использовать Высокую Идею в качестве расходной статьи бюджета или идеологической хлопушки, отвлекающей людей от реальных земных проблем…
Сейчас человечество подобно вирусу съедает ресурсы планеты и с нехорошим интересом посматривает на другие…Да, есть в этом и благая мысль – увеличить жизнеспособность человеческого вида: если Земля загнется, то будет, где спастись…Это может даже стать идеей религиозной: дьявол хочет уничтожить «венец Творения», поэтому спасение человеческого вида – это служение Богу. Но какого человечества? Нынешнюю «страну Гадаринскую»? Да не попустит этого Создатель, даже не думайте!
Если уж совсем по-простому, то есть такое мнение, что Земля – это «инкубатор» по «выращиванию» ангелов. Творцу необходимо восполнить их число, после того, как они отпали вместе с сатаной. Человек, идя по жизни путем Адама и Евы, стремится уподобиться Творцу, преодолевая плохое и стремясь к хорошему. У кого-то в процессе жизненного пути его личность освящается на 30%, у кого-то на 60%. В любом случае всем живущим придется сдавать выпускные экзамены и потом поступать в университет…в Рай. Тот, кто жил только по своим похотям, не по закону Правды Божьей, а по закону выгоды и угождения плоти – тот НИКОГДА не поступит в университет. Это – брак…Отработка…Его забирает дьявол…
И будет «новое небо и новая земля»…возможно другая планета…На которую спустится первый космический кораблю «Небесный Иерусалим» с первыми НАСТОЯЩИМИ колонистами, которые не будут устраивать из космоса арену для звездных войн, хищнически пожирать планетарные ресурсы. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» Быт.1:28, т.е. бережно распоряжайтесь Творением Божьим. Если произойдет всеобщее воскресение, т.е. души праведников будут наделены плотью, и не вместит всех Земля, нужно будет заселять иные миры…А пока, чем пытаться дотянутся до звезд, займемся лучше своей душой и нашими «земными» проблемами. Направим лучше наш НТР на развитие экологических видов энергии, а то наши и международные «нефтедувы» и «газососы» окончательно загубят нашу ЭТУ Землю…
Воскресение мертвых: какими мы будем?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Догмат о Воскресении является в христианстве одним из самых трудных для рационального понимания, для того чтобы «внешний» человек мог с ним согласиться и его принять хотя бы абстрактно-теоретически. Как совместить его с опытом неустранимости и всевластия смерти? Недаром, когда апостол Павел проповедовал среди философствующих афинян, то его вполне благосклонно слушали, пока он не заговорил про воскресение мертвых. Над ним тут же стали смеяться и ему кричать: «Об этом послушаем тебя в другое время» (Деян 17:32).
Такая реакция афинян неслучайна. О многом в Евангелии философу-рационалисту можно слушать и со многим терпеливо соглашаться, пока все не упрется в Воскресение Христа. Оно является одновременно главным фактом и главным основанием христианской веры, ее главной истиной: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:12-14).
Тут и проверяется — веришь ты в Христа или нет. Даже нравственные правила жизни по Евангелию и аскетические упражнения без веры в этот основополагающий факт, открывающий перспективу победы над смертью и вечной жизни, лишаются своего подлинного смысла и опоры: им становится не на чем держаться. В чем, например, смысл совершать добрые поступки, если и они в том числе обречены на исчезновение? Когда делай что-то или не делай, а все равно из меня, как говорил тургеневский Базаров, в итоге лишь вырастет придорожный лопух? Неслучайно некоторые проницательные люди говорят, что главный вопрос философии — это на самом деле вопрос «а что дальше?»
Древнегреческое слово ἡ ἀνάστασις (anastasis — кстати, отсюда русское женское имя Анастасия) означает «подъем», «вставание», «пробуждение», «возрождение». Именно оно стало обозначать и воскресение мертвых, о котором говорит заключительный, двенадцатый член Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Однокоренным с ἡ ἀνάστασις является глагол ἀνίστημι, что значит «поднимать», «пробуждать», «восстанавливать».
В древнегреческом ἡ ἀνάστασις, вставании-пробуждении, следует слышать смысловой оттенок вставания и движения именно вверх, выпрямления, а не простого восставления, возрождения всего живого в прежнем облике, когда прошлая жизнь восстанавливается и возвращается к самой себе словно по кругу.
Приставка ἀνά в этом слове имеет значение не только повторности действия, но и движения вверх. Образ такого движения ближе к уходящей ввысь прямой, а не к кругу.
Тут также есть фаустовское переживание уникальности каждого жизненного мига: «Остановись, мгновенье. Ты прекрасно!» Это стремление вернуть, вновь обрести «утраченное время». Печально, если так и пройдет без следа эта жизнь со всем ее шумом и яростью.
Однако парадокс концепции апокатастасиса в том, что желание спасти историю оборачивается ее потерей, отменой. Если все обращается в строго первоначальное состояние, то в чем был смысл истории? Это лишь поворот одного и того же круга, не более того.
Каким будет тело, когда воскреснет?
С новыми свойствами: нетленное, сияющее, вечное
Каким будет тело, которое должно воскреснуть из мертвых? На этот вопрос нам снова ответят богоносные отцы, толкующие Священное Писание по вразумлению Духа Утешителя.
1. Прежде всего, они отмечают, что тело это будет «то же и не то же самое», как полагает божественный Златоуст. То есть это будет то же самое тело, которое существовало на земле, но с другими свойствами. Священномученик Мефодий говорит, что после смерти человек не перестанет быть человеком: он не примет ни ангельский, ни какой-либо другой образ. Ибо Христос пришел и проповедал, что человеческая природа не будет преобразована в новую форму, но вновь примет ту, которую имела изначально, до того, как согрешила и лишилась благодати Божией. 1042
Преподобный Макарий Египетский в труде «Духовные беседы» учит нас, что тело, которое воскреснет, сохранит свою природу. Он приводит следующий пример. Все «меняет цвет и форму в огне и свете», но не разрушается и не становится огнем. Так, швейная игла, брошенная в огонь, раскаляется докрасна, точно огонь, но природа железа при этом сохраняется. Нечто подобное произойдет и с телом, которое воскреснет. «В воскресении все члены воскреснут и сделаются световидными», но «каждый, исполнившись Духа, останется в той же природе и сущности»: Петр останется Петром, Павел – Павлом, а Филипп – Филиппом. 1043 Это ясно и из притчи о богаче и бедном Лазаре. Ведь на том свете богач сразу узнал и патриарха Авраама и бедного Лазаря.
Согласно божественному Златоусту, новое тело, которое восстановится через воскресение, не будет новым творением, никак не связанным с тем, которое жило на земле вместе с душой, а потом умерло и разложилось. Тело умершее и то, которое воскреснет, будут идентичны. Толкуя слова Иова, сказавшего, что Бог в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога ( Иов.19:26–27 ), он отмечает, что из этих слов Иова мы постигаем церковный догмат: воскреснет и вкусит вместе с душой вечную славу то же самое тело, что терпит напасти и мучения. Ибо несправедливо, чтобы «одно тело страдало, а воскресало другое». 1044
Разумеется, между умершим телом и телом, которое воскреснет, существует не только тождество, но и различие. «Эти тождество и различие такого же рода, как между пшеничным зерном и выросшим из него колосом, как между семенем и образовавшимся из него зародышем, который после развития организма превратился в совершенного человека». 1045 Прекрасно объясняет это и богоречивый Златоуст, толкуя слово боговдохновенного Павла, сказавшего: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее , а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» ( 1Кор. 15:37–38 ). Он пишет следующее: «Божественный Павел имеет в виду, что, сея пшеницу, ты не сеешь колос. Хотя это и «то же самое, но одновременно и не то же»: это та же пшеница, но она отличается от посеянной. Колос – это то же самое, ибо «одинакова сущность», различие же в том, что колос лучше, в новом колосе остается прежняя сущность, но он новый, лучше и прекраснее прежнего. Подобным же образом и в воскресении тел не то, чтобы «одна сущность сеется, а другая восстает; воскресает та же самая сущность, но в гораздо лучшем, более прекрасном состоянии». То есть не сеется одна сущность – одно тело, а восстает другая – новое тело. Воскресает та же сущность – то же тело, но лучше и светлее. Кроме того, если бы Бог не предполагал воскресить тело лучше и светлее, то зачем Он стал бы разрушать и уничтожать ныне существующее тело?». 1046
2. Несмотря на то, что тело, которое воскреснет, «идентично» с тем, которое носило нашу душу в земной жизни, оно в то же время и «неидентично», поскольку для Будущей Жизни оно приобретет новые свойства. Апостол Павел пишет: «Говорю вам тайну [. ]. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:51, 53 ). Это место комментирует божественный Златоуст: «Тело тленно и тело смертно, и все же оно остается телом, ибо именно оно облекается в бессмертие и нетление, а «смертность и тление уничтожаются», потому что в тело приходят бессмертие и нетление. И не сомневайся в том, что это тело будет жить бесконечной жизнью, когда услышишь, что оно делается нетленным». 1047
Эта великая и таинственная истина, которая была нам неведома, но открыта человеколюбивым Богом ( 1Кор.15:51 ), кажется нашему разуму на первый взгляд противоречивой и непонятной, но она яснее ясного. Достаточно задуматься над тем, что происходит в материальном мире. Одна и та же вода имеет одни свойства в жидком виде, и другие – в замороженном, в виде льда, то есть как плотное и твердое тело, и иные свойства – в виде пара, когда, нагреваясь, она переходит в газообразное состояние. Нечто подобное таинственным образом произойдет и с человеческим телом, которое воскреснет, «как ведает воскрешающий его Господь», тем образом, какой известен лишь премудрому Господу, воскрешающему его: сеется в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор.15:42–44 ). То есть сеется тело во гроб в состоянии тления, а восстает в состоянии нетления; сеется и погребается в состоянии бесчестья и зловония – восстает же в состоянии славы; сеется в состоянии немощи – восстает полным сил. Сеется тело, которое оживлялось и управлялось низшими, животными инстинктами и силами души, а восстает тело, которое будет животвориться и управляться духовными силами души. Кроме того, «поскольку новая обстановка и новое состояние, в которые попадет человеческий род после Воскресения, будут чужды тлению и тучности нынешнего мира, надо думать, что воскресшие тела будут такими, чтобы полностью гармонировать с этим состоянием и обстановкой». 1049
Следовательно, тело, которое воскреснет, не будет уже алчущим, жаждущим и подлежащим тлению. Однако оно будет идентично тому, с которым была связана душа, и одновременно отличным от него, совершенным, нетленным, избавленным от напастей и немощей тления, которое упразднено. Там «уже не будет для него необходимости ни в пище, чтобы жить, ни в лестнице, чтобы подниматься, ибо оно делается духовным, чем-то чудесным, о чем мы не можем и сказать по достоинству»; оно становится таким, что мы не в состоянии сравнить его с чем-то подобным по ценности и светлости. Но то, каким образом это совершится, является таинством. И поэтому святитель Кирилл Иерусалимский использует такой образ: тело, облекшись в нетление, «претворяется», как железо, которое, вступив в контакт с пламенем, «делается огнем». Но поскольку этот образ не совсем точен, то добавляет: тело переделывается, но лучше сказать, «как знает сие воскрешающий Господь». 1050 «Тогда, – говорит преподобный Исаак Сирин, – когда придет время, которое Бог определил Своей достойной преклонения премудростью, Он воскресит нас в другом образе, который лишь Он знает, и введет нас в новое состояние. И всего этого с надеждой ожидаем не только мы, люди, но и святые Ангелы [. ], ибо из-за нас и они не могут войти в совершенство, потому что знают, что только один раз будет открыта дверь нового века и что и они упокоятся после обновления мира и восстановления нашей природы в первоначальном состоянии». 1051
3. Воскресение нашего тела будет не просто возвращением, выздоровлением или «восстановлением изначального состояния нашей природы» 1052 ; это будет одновременно и возвышение, переход к высшему, лучшему, совершенному. Это нам открыл Дух Божий через Апостола Павла, который пишет: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ). Сеется тело, которое оживлялось и управлялось низшими, животными силами души. Восстает тело, которое будет животвориться и управляться духовными силами души. Существует тело животное и тело духовное.
Однако никто не знает на опыте, каким будет «духовное» тело, о котором говорит Апостол. Поэтому мы попробуем сформулировать некоторую идею, предоставив проанализировать этот термин богоносным отцам. Согласно божественному Златоусту, высокому уму богословия, то тело будет «духовным», потому что Святой Дух будет постоянно пребывать «в плоти праведных и действовать через нее, хотя в теле же будет присутствовать и душа. Или, опять-таки согласно тому же отцу, оно называется «духовным», поскольку будет «легче и тоньше, так что будет держаться, подниматься и носиться в воздухе» 1053 ; но, пожалуй, возможно и то и другое. И тогда как здесь, на земле, тело «от природы тяжелое и дебелое» и потому как бы притягивается постоянно вниз, то там оно будет изменено таким образом, что станет возноситься вверх, согласно апостольскому слову: восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе ( 1Фес.4:17 ). Таким образом, как замечает святитель Григорий Нисский, тела больше не будут обладать весом, «но, преложенные в более божественное состояние, будут как небесные тела сопутствовать бесплотной природе» 1054 : те, кто преобразован в более божественное состояние, поднимаются высоко, восходят вместе с бесплотной природой. Согласно святителю Григорию Паламе, «тогда как в нынешнем состоянии умная душа покрывается тяжестью плоти, то в будущем состоянии тела святых утончатся и одухотворятся таким образом, что станут почти нематериальными». 1055
Формированию нашего представления о воскресшем теле помогает и пренепорочное тело нашего воскресшего Господа. Божественный Златоуст отмечает: «Поскольку до Его Воскресения еще неясно было будущее состояние, Господь преобразился на горе перед тремя учениками, открывая им «таинственно и не до конца», каким будет наше тело после воскресения. Явления Его в течение сорока дней после Воскресения имели целью известить нас и показать нам, какими удивительными будут наши тела после воскресения. Тело, которое вос- креснет, не будет нуждаться ни в крове, ни в одежде. Как пречистое тело Господа «вознеслось» во время Божественного вознесения, так и наше, которое будет «единосущно» ему, «будет вознесено на облаках». 1056
Пречистое тело Господа, воскреснув, перестало нуждаться в пище. Он ел перед учениками часть печеной рыбы и сотового меда ( Лк.24:42–43 ) отнюдь не потому, что нуждался в пище. Он сделал это, чтобы показать ученикам реальность Своего Воскресения, чтобы подтвердить, что Тот, Кто вкушал с ними пищу, и был Сам Господь, что это было то же тело, которое было распято на кресте. «Он сверхъестественным образом ел» и «сверхъестественным образом потреблял то, что съел», «божественной силой уничтожая съеденное». 1057
И то же самое тело воскресло, «запечатану гробу», как мы поем на воскресной утрени 7 гласа. 1058 А в Пасхальное воскресенье мы поем: «Ты воскрес от гроба, Христе, не причинив ни малейшего вреда печатям, которыми запечатали гроб Твой враги». 1059 Воскресший Господь вошел в дом в Иерусалиме, где собрались Его опасающиеся иудеев ученики, «дверем затворенным» ( Ин.20:19 )! Его пренепорочному телу, уже просветившемуся и сделавшемуся нетленным, не препятствовала плотность материи. Живоносная плоть Господня преодолевала и побеждала пространственные структуры материального мира. И это было предвозвещением прославления и нетления наших собственных тел, когда наступит день их воскресения. В том же самом теле, нетленном и прославленном, Господь явился двум ученикам на пути в некое селение, но в ином образе ( Мк.16:12 ), то есть в образе, отличном от того, который Он имел до распятия. Идя по дороге вместе с двумя учениками в Эммаус, Он остается неузнанным ими, а после благословения хлеба становится невидим для них ( Лк.24:13–31 ).
Истину о природе воскресшего тела Господня прекрасно разбирает преподобный Никодим Святогорец, основываясь на Священном Писании и творениях отцов. Он пишет, что тело Господне после Воскресения «хотя сделалось бесстрастным и нетленным [. ], но при этом не преложилось в бестелесность и не потеряло своих естественных свойств: количества, качества, видимости, существовало в трех измерениях, определенное и ограниченное в пространстве. Поэтому преподобный Макарий говорит: «Пресвятое тело Владычне воскресло нетленным, бесстрастным, бессмертным и украшенным Божественной Славой, но будучи телом и имея прежний вид». Преподобный Иоанн Дамаскин добавляет, что Господь, «уверяя Фому, через него уверяет весь мир, что Он Бог и Человек, имея в Себе две природы и после восстания из мертвых и увековечивая ими обеими соответствующие действия и произвольные желания в бесконечные веки».
В течение сорока дней Господь являлся Апостолам, то принимая вместе с ними пищу, то беседуя о Царстве Божьем, то есть о наиболее сокровенных его таинствах, как пишет священный Лука: которым и явил Себя жи-вым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). Также и священный Феофилакт говорит: «Господь часто являлся ученикам и удалялся». А Григорий Солунский дополняет: «Евангелист не сказал, что Господь в третий раз уже при море Тивериадском пришел к ним, но сказал, что явился ( Ин.21:1 ), показывая, что Он был с ними и невидимый чувственно. Он предоставил ученикам видеть Себя потому, что пожелал этого, ибо такова сила бессмертных тел».
Возможно, кто-то задается вопросом: «Зачем Господь ел после Воскресения и каким образом?». Недоумение такого рода разрешает Григорий Солунский: «Это непорочное тело питалось после Воскресения не потому, что оно нуждалось в пище, но чтобы удостоверить Свое Воскресение и показать, что оно, ныне вкушающее с ними, таково же, каким было до страдания. А пищей это тело распорядилось не по природе смертных тел, но Божественной энергией, можно сказать, как огонь, истребляющий воск, с той разницей, что огонь для своего существования нуждается в горючем материале, тогда как бессмертные тела для своего существования не имеют нужды в пище». И священный Феофилакт говорит соответственно: «Нужно мыслить Господне тело после Воскресения духовным, тонким и совершенно невесомым, не нуждающимся ни в пище, ни в чем-либо другом, а если оно и ело для достоверности, то ело не по природе, а по усмотрению, чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. И, конечно, совершенно естественным было для этого тела войти при закрытых дверях ( Ин.20:19 ) и без труда перемещаться из одного места в другое». И далее: «Тело Господне (после Воскресения) не было Духом, но было духовным, то есть лишенным всякой тяжести и руководимым Духом». 1060
Святитель Епифаний Кипрский обобщает все эти мысли следующим образом. Христос воскрес, «поистине, к нему прикоснулся Фома, Он ел и пил с Апостолами и был с ними сорок дней и сорок ночей. Но когда Он вошел при закрытых дверях, то, войдя, показал жилы, кости, следы гвоздей и место прободения, то есть что это было настоящее тело. Вознесшись же на небо, Он сел одесную Бога ( Рим.8:34 ), не оставив тела, которое «Он соединил как духовное и совершенное с единым Божеством». Подобным же образом и наши тела, сеющиеся ныне «душевно», должны воскреснуть «духовно», сеющиеся «в тлении» и «в смерти», должны воскреснуть «в нетлении» и «в бессмертии». 1061
И преподобный Симеон Новый Богослов отмечает, что после воскресения из мертвых «восстает тело духовное ( 1Кор.15:44 ) и нетленное, такое, каким по Воскресении было тело Господа нашего Иисуса Христа, второго Адама, перворожденного из мертвых, какое несравненно превосходнее тела первозданного Адама». 1062
4. Тело, которое воскреснет, будет также и прославленным, по утверждению Господа, Который сказал, что праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). Господь использовал это сравнение, «так как мы не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца». 1063 Это произойдет потому, что, как отмечает толкователь Зигабен, тела под влиянием блеска и сияния Божьего «приобщатся к Нему» и люди станут «боговидными», так что будут сиять ярче солнца. 1064
Божественный Златоуст, исполнившись восхищения от слова Апостола Павла, сказавшего, что Господь даст новый образ телу и преобразит его, так что оно станет подобным Его собственному прославленному телу и приобретет тот же славный и нетленный образ ( Флп.3:21 ), восклицает: «О чудо! Это тело делается сообразным сидящему одесную Отца, тому, которому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое выше всякого начала, и власти, и силы, ему делается сообразным!». 1065
Природу и величие той славы, которой будет окружено воскресшее тело, мы определенным образом можем понять из сияния и славы, окружавших Господа во время Преображения, и из света, который внезапно осиял. с неба Павла, шедшего в Дамаск ( Деян.9:3 ). Нам известны и слова божественного Павла, подтверждающие эту славную перемену. Согласно Апостолу, все мы открытым лицем нашего внутреннего человека, как некие духовные зеркала, принимаем и отражаем славу Господню. Так мы преображаемся, и получаем тот славный образ Божий, и движемся от одной ступени славы к другой, высшей, как естественно двигаться тому, кто просвещается Святым Духом, Который есть Господь ( 2Кор.3:18 ).
Но хотя тела всех праведников просияют от этой непреходящей славы, будет существовать и различие, зависящее от степени святости: звезда от звезды разнится в славе ( 1Кор.15:41 ). «Как звезды небесные, – замечает преподобный Макарий Египетский, – не все схожи между собой, но отличаются друг от друга яркостью и величиной, так и тела духовных людей в Будущем Веке будут сиять в меру веры и преуспеяния их во Святом Духе, «один богаче другого», то есть один будет богаче другого в славе». 1066 Но и святой Златоуст, толкуя вышеприведенное апостольское слово, отмечает: «Тогда будет большая разница в славе, хотя Воскресение и будет единым. Несмотря на то, что все будут «в Царстве», но «не все будут наслаждаться одинаково»; тела воскреснут в славе, но «не все в одной и той же славе». 1067 Так что, как пишет святитель Василий Великий, хотя природа прославленных тел едина, в то же время будут существовать «многие обители у Отца, то есть различные достоинства». 1068 Это объяснимо, если принять во внимание, что причина сияния и славы «внутренняя», и тело отражает сияние души, которую облекает. 1069
Разумеется, во время общего Воскресения мертвых воскреснут и благочестивые, и нечестивые. Но тела последних, сделавшись вечными, не сделаются прославленными. «Все ведь восстанут нетленными, но не все во славу, а одни для наказания, другие же для славы»; «Общее Воскресение будет принадлежать всем, но воскресение со славой – только праведно пожившим». 1070 Подобным образом и святитель Кирилл Иерусалимский замечает, что мы все восстанем, имея тела вечные, но не все одинаковые [. ]. И если кто «грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться». 1071 Это же утверждает божественный Павел, который пишет: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» ( 1Кор.15:40 ). Этим словом, как рассуждает святой Златоуст, божественный Павел показал, что различия существуют не только между праведниками, но и между грешниками. Углубляясь в суть этой истины, он пишет: «Тела грешников воскреснут нетленными и бессмертными, но эта честь (т.е. что тела их воскресли нетленными и вечными) посылает и в геенну для наказания: они воскресают нетленными, чтобы гореть вечно». 1072
То же самое утверждает и великий солунский иерарх святитель Григорий Палама: «Все воскреснут, но, как говорит Павел, каждый в своем порядке ( 1Кор.15:23 ). Тот, кто здесь умертвил греховные дела благодатью Святого Духа, там будет жить со Христом вечно божественной по сути жизнью. А тому, кто здесь умертвил благодать Святого Духа плотскими страстями и желаниями, предстоит, увы, быть осужденным вместе с творцом и виновником зла». 1073
Итак, мы все воскреснем. Но воскресение будет воскресением в жизнь не для всех, но лишь для тех, кто здесь борется «доброй бранью» за добродетели. Грешники воскреснут в воскресение осуждения ( Ин.5:29 ). Следовательно, то, к чему мы должны стремиться, – это не воскресение и бессмертие, которое так или иначе будет нам дано. То, чего мы должны искать, – это воскресение во славе, дерзновении и приобщении к Вечному Богу. Ибо приобщение к Богу – это благо, которое много выше нетления и которое «больше всего»! 1074
Дай Бог, чтобы тогда и мы, возлюбленный читатель, получили тело, которое будет сообразно славному телу Господню ( Флп.3:21 ), тело, подобное тому славному и нетленному телу, которое восседает одесную Бога Отца и которому поклоняются бесплотные силы. 1075
Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40 / ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37).