Что будет с фондом социального страхования
С 1 января 2022 г. листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронном виде!
С 1 января 2022 г. листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронном виде!
Выплаты становятся «автоматическими», что минимизирует участие работодателя (страхователя) в процессе их назначения, однако полностью исключить обмен данными невозможно. При этом он полностью переходит в цифровой формат.
Листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронной форме, между работодателями (страхователями) и Фондом предусмотрен обязательный электронный документооборот.
Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователи должны будут направлять в Фонд в течение 3 рабочих дней.
Обращаем внимание, что в случае непредставления или нарушения сроков направления в Фонд сведений работодатель будет привлекаться к административной ответственности.
Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, Фонд разработал и запустил систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и страхователями-работодателями.
Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО.
В настоящее время в СЭДО реализована функция по обмену оперативной информацией в рамках реализации механизма «прямых выплат» пособий.
Как подключиться к СЭДО?
СЭДО – бесплатный электронный сервис. Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе:
1.У спецоператоров Контур-Экстерн и СБИС, у которых реализовано взаимодействие с ФСС.
2️.Напрямую в программном обеспечении семейства 1С
Для работы с СЭДО через 1С напрямую обязательно требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), выданной на организацию (при работе через спецоператоров она у вас уже есть).
Со спецификацией Фонда по использованию электронного сервиса Фонда в рамках СЭДО можно ознакомиться на сайте Фонда, где размещены ссылки на сервис и спецификации СЭДО.
ПФР и ФСС объединятся в 2023 году. Чиновники останутся без работы
Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования становится реальностью. Это упростит жизнь всем: и обычным гражданам, и работодателям. Кроме того, позволит сократить число чиновников. Вопрос: куда пойдёт работать «армия» госслужащих?
ПФР и ФСС, объединяйтесь! Фото: ozakone.com
Объединение фондов — вопрос ближайшего будущего
Итак, Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединятся не ранее 2023 года. Об этом на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявила вице-премьер Татьяна Голикова.
Дело в том, что мы работаем по этому направлению, я имею в виду унификацию страховых взносов, возможность объединения социальных фондов — пенсионного и социального страхования — очень давно. Относимся к этому крайне осторожно и крайне взвешенно и делаем это с соответствующим переходным периодом. В рамках предложений, которые мы формулируем, это 2023 год (цитата ТАСС)
Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Фото: bloknot.ru
Идею обсуждают три года
Впервые об объединении Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) заговорили в 2018 году. Идею озвучила Голикова, на тот момент глава Счётной палаты. После этого власти в открытую эту тему не затрагивали, но по-тихому начали назначать ПФР оператором всех новых социальных пособий, да и старых тоже.
Уже в этом году в марте правительство представило концепцию цифрового изменения социальной поддержки, в которой чётко обозначено слияние двух из трёх внебюджетных фондов.
В чём сила, друг?
Объединение ПФР и ФСС выгодно всем: и государству, и работодателям, и обычным людям. Граждане получат возможность взаимодействовать по вопросу социального обеспечения с одним госорганом. Получится так называемое «единое окно». Причём оно будет цифровым. К 2025 году, согласно концепции, 80% социальных услуг можно будет получить дистанционно. Время ожидания сократится в два раза, количество предоставленных документов — на 60%.
Принцип «единого окна». Фото: ptzgovorit.ru
Работодатели смогут сократить документооборот, объединив два платежа в единую квитанцию. Сейчас они уплачивают взносы по отдельности: 22% от зарплаты сотрудников направляют в ПФР (пенсионное страхование), 2,9%, а также от 0,2% до 8,5% — в ФСС (социальное страхование). Меньше бумажек — меньше расходов.
Государство также сэкономит на слиянии фондов — около 50 млрд рублей в год. Расходы уменьшатся, потому что при объединении ПФР и ФСС часть госслужащих сократят: если раньше для работы требовалось два человека, то теперь с ней справится один.
Но появится новая проблема — куда деть «армию» уволенных чиновников? Нормальных рабочих мест не так много, а госслужащие вряд ли пойдут работать дворниками. Не исключено, что по этой причине власти относятся к объединению фондов «крайне осторожно и крайне взвешенно».
Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году
С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.
Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС
С января 2022 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ; см. « Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям »). Она предусматривает, что работодатели (страхователи) по-прежнему обязаны передавать в ФСС сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.
Данные для заполнения листка нетрудоспособности
Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.
Напомним, что с января 2022 года бумажных больничных листов не останется. Врачи будут выписывать только электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН), причем согласие пациента для этого не потребуется (см. «С 2022 года электронные больничные будут формировать без согласия пациента»).
Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.
Работодатель размещает указанные данные в системе «Соцстрах», заверяют усиленной квалифицированной электронной подписью. После этого информация автоматически уходит в фонд (см. « Электронный больничный лист в 2021 году »).
Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).
Анкетные данные работников
Это информация личного свойства о каждом из сотрудников (застрахованных лиц). Сначала страхователь должен получить ее от самих работников, а затем направить в ФСС.
Кадровики (или бухгалтеры) собирают данные по утвержденной форме. На сегодняшний день существует бланк, предназначенный для заполнения в 2021 году. Он содержит анкетные данные: адрес работника, СНИЛС, ИНН, реквизиты банковского счета и проч. (прил. № 2 к приказу ФСС от 04.02.21 № 26; см. « ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий »). Аналогичной формы на 2022 год пока нет.
Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:
Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.
Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС
Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.
Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее
В отношении сотрудников, которые устроятся на работу в 2022 году и позднее, не должно возникнуть вопросов. Застрахованное лицо обязано заполнить сведения о себе в момент трудоустройства. Это прямо следует из части 13 статьи 13 Закона № 255-ФЗ. Затем, не позднее трех рабочих дней, компания или ИП должна направить данные в ФСС.
Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).
Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года
В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.
Но в 2021 году появилась необходимость собирать и передавать в ФСС сведения в том числе на давно трудоустроенных работников. В какой момент это делать? На основании пункта 2 Положения № 2375 — «в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности». Но такая формулировка допускает различные толкования.
В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.
Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.
Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.
В какой форме подавать сведения в ФСС
В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).
Начиная с 2022 года, положение № 2375 утратит силу. Вместе с ним перестанет действовать и приведенное выше правило. При этом в Законе № 255-ФЗ о способах сдачи сведений сказано следующее: «сведения о застрахованном лице оформляются на бумажном носителе либо формируются в форме электронного документа».
Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.
За что ФСС сможет наказать страхователей
Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.
Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий
Нарушение
Сумма штрафа
Отказ направить документы в ходе проверки полноты и достоверности сведений, переданных страхователем в фонд дня назначения пособия
200 руб. за каждый несданный документ
Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия
20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)
Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия
Прямые выплаты пособий: как ФСС будет проверять и за что штрафовать страхователей с 2022 года
Всеобщий переход на систему прямых выплат из ФСС отразится и на проверках. С 2022 года инспекторы будут анализировать сведения, которые передали работодатели, и на основании которых были начислены пособия. Если ревизоры обнаружат, что в сведениях есть ошибки, страхователя обяжут возместить средства, потраченные фондом на пособие. Плюс к этому оштрафуют на 20% от суммы излишне выплаченного пособия. Появятся и другие поводы для штрафов.
Какими законами регулируются проверки ФСС
Сотрудники Фонда социального страхования проводят камеральные и выездные проверки.
1. В рамках Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Согласно нормам этого закона, инспекторы контролируют правильность начисления взносов «на травматизм». А также произведенные страхователем расходы (больничные в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, оплату путевок и проч.).
2. В рамках Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Согласно нормам этого закона, инспекторы проверяют правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (больничные в связи заболеванием или травмой, пособие по уходу за ребенком и проч.). Что касается взносов «на больничные», то их контролирует не ФСС, а налоговые инспекции.
ВНИМАНИЕ
В 2021 году пособия по болезни (за исключением первых трех дней), по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием ФСС перечисляет напрямую сотрудникам (см. «С 2021 года во всех регионах России пособия будут выплачиваться напрямую из ФСС» ). Работодатель не несет расходы на выплату таких пособий. Тем не менее, до конца 2021 года в законах № 255-ФЗ и № 125-ФЗ сохраняются положения о том, что ФСС вправе проверять такие расходы.
С января 2022 года вступят в силу новые редакции указанных законов (изменения утв. Федеральным законом от 30.04.21 № 126-ФЗ). Расскажем о наиболее важных изменениях.
Что проверяет ФСС
Как было при зачетной системе
До 2021 года в тех регионах, которые не участвовали в эксперименте «прямые выплаты», действовала так называемая зачетная система. Суть ее в следующем. Работодатели перечисляли в ФСС взносы «на больничные» и «на травматизм». При наступлении страховых случаев начисляли и выдавали работникам пособия, а затем возмещали свои расходы из средств фонда. А именно из перечисленных взносов (см. « Переход на систему прямых выплат пособий в 2020 году: что надо знать бухгалтеру »).
Инспекторы в ходе проверок, в частности, выясняли, правильно ли рассчитаны пособия. Если находили ошибки, то не подтверждали расходы страхователя на больничные и другие выплаты. Как следствие, начисляли дополнительные взносы.
Как стало при системе прямых выплат
С начала 2021 года все без исключения субъекты РФ перешли на систему прямых выплат. Работодатели по-прежнему платят взносы «на больничные» и «на травматизм». Но большинство пособий, в том числе больничные (кроме оплаты первых трех дней болезни), фонд теперь перечисляет сам. Деньги поступают напрямую от ФСС к застрахованному лицу. Что касается страхователя, то он передает в фонд сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий.
Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).
Порядок возмещения пособия, излишне выплаченного фондом
Правила, по которым работодатели и застрахованные лица станут возмещать расходы, излишне понесенные фондом, приведены в новых редакциях статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ и статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ.
Предусмотрен следующий алгоритм:
ВНИМАНИЕ
Каким способом ФСС может передать работодателю (или застрахованному лицу) решение о возмещении излишне понесенных расходов и требование о возмещении? Есть три варианта. Вручить лично под роспись, переслать по почте заказным письмом, либо направить в электронной форме по интернету. Если документ отправлен почтой, он считается полученным по истечении 6-ти рабочих дней с даты отправления.
Какие решения принимает ФСС по итогам проверок
Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Сейчас по результатам камеральной или выездной проверки инспекторы вправе принять решение о привлечении страхователя к ответственности, либо об отказе в привлечении.
С января 2022 года по итогам «камералки» ФСС сможет также выносить решения (новый п. 5.1 ст. 26.15 Закона № 125-ФЗ):
А по итогам выездной проверки также решения (новые подп. 3 и подп. 4 п. 8 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ):
Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Сейчас по итогам проверок (камеральных и выездных) ФСС может принять решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. С января 2022 года инспекторы смогут также выносить следующие виды решений (новая редакция ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):
Какие штрафы инспекторы ФСС могут выписать по итогам проверок
Основания для привлечения страхователей к ответственности и размеры штрафов указаны в статьях 26.29, 26.30 Закона № 125-ФЗ, статье 26.31 Закона № 125-ФЗ (действующая и новая редакции) и в новой статье 15.2 Закона № 255-ФЗ.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Штрафы, которые назначаются сейчас
За неуплату или неполную уплату взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления — 20% от суммы недоимки по взносам, при умышленном занижении — 40%.
Сотрудники ФСС не вправе штрафовать страхователей за неуплату взносов и за непредставление расчета по взносам (РСВ).
За нарушение срока сдачи расчета 4-ФСС — за каждый месяц просрочки 5% взносов, начисленных за последние 3 месяца, но не более 30% и не менее 1 000 руб.
За несоблюдение порядка сдачи расчета 4-ФСС в форме электронного документа — 200 руб.
За отказ направить документы в ходе проверки правильности начисления взносов — 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Штрафы, которые добавятся с 2022 года
За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.
За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.
За отказ направить документы в ходе проверки полноты и достоверности сведений, переданных страхователем в фонд дня назначения пособия, — 200 руб. за каждый ненаправленный документ
За нарушение срока сдачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия — 5 000 руб.
За отказ направить документы в ходе проверки полноты и достоверности сведений, переданных страхователем в фонд дня назначения пособия, — 200 руб. за каждый ненаправленный документ.
Какие штрафы может назначить суд
Кроме того, инспекторы из ФСС могут составить протокол об административном правонарушении и передать дело в суд. Если вина должностного лица организации будет доказана, его привлекут к ответственности:
ПФР, ФСС и ФОМС реформируют. Что ожидать бизнесу?
В России вновь обсуждаются планы по объединению ПФР, ФСС и ФОМС в одно ведомство. Как быстро может произойти слияние, с какими временными сложностями при создании нового фонда могут столкнуться предприятия и какие выгоды сулит бизнесу «фондовая реформа»? Журнал «Расчет» попросил экспертов высказать свое мнение относительно создания одного фонда.
В середине февраля газета «Известия» со ссылкой на собственные источники сообщила, что назначение на пост председателя правления Пенсионного фонда России Андрея Кигима, который ранее занимал должность главы Фонда социального страхования, связано с вероятной реформой внебюджетных фондов, а именно со слиянием двух ведомств, ПФР и ФСС (а возможно, и трех вместе с ФОМС), в одно.
Отмечается, что Фонд социального страхования за последние годы показал хорошие практические результаты в цифровизации собственных процессов и работы с плательщиками, указывают источники газеты. Именно эти показатели стали краеугольными при назначении нового главы ПФР. Отметим, что обсуждение вопроса о вероятной реформе фондов ведется в России уже несколько лет.
Будущие изменения
Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, объясняет:
Говорить о таких слияниях начали достаточно давно, с начала 2018 года. Думаю, объединение ПФР и ФСС произойдет практически со стопроцентной вероятностью. Возможность слияния нового фонда с ФОМС также весьма высока, но, скорее всего, это присоединение будет отложено на вторую очередь.
Первоначальная цель будущей реформы – проверить, как новая структура может работать.
При этом такой порядок слияний – сначала только ПФР и ФСС, а уже затем ФОСМ – позволит исправить те неизбежные ошибки в организационных вопросах, которые наверняка возникнут. Тем самым риски получателей услуг фондов будут заметно сокращены.
Дополнительно при объединении двух фондов можно протестировать единую цифровую систему.
По моему мнению, ожидать слияния ФСС и ПФР следует не раньше середины следующего года, второго – объединенного фонда с ФОМС – не раньше середины 2023 года. Для столь масштабного государственного процесса потребуются множественные изменения и нововведения. Нужно проработать и внести соответствующие изменения в нормативную базу, регулирующую работу фондов, решить кадровые вопросы, обеспечить качественный документооборот – как бумажный, так и электронный, провести информирование населения. Именно эти задачи и будут решаться в указанные сроки.
С тем, что возможная реформа состоится, согласен и Сергей Зайнуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры Национальной экономики РУДН, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры».
Мера по объединению внебюджетных фондов верная. Фактически они возлагают на предпринимателей и организации дополнительную дублирующую друг друга отчетность, увеличивая трудозатраты бизнеса. Оправданность этой отчетности далеко не очевидна, ведь функцию по сбору средств осуществляют налоговые органы, а с задачами по начислению пенсий, социальных выплат вполне могут справляться Министерство труда и соцзащиты России и уже существующие органы соцзащиты на региональном и местном уровнях. Сроки проведения реформы зависят от политической воли, при наличии которой для передачи баз данных и документации в органы соцзащиты и соблюдения трудового законодательства в отношении сотрудников Фондов достаточно трех месяцев. В реальности в российских условиях вполне возможно данную реформу реализовать за шесть месяцев.
Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 1-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку
Сильные и слабые стороны
Выгода государства от объединения – экономия бюджета.
Сейчас все три фонда являются дефицитными и получают прямую поддержку из Фонда национального благосостояния. Самый большой дефицит бюджета у ПФР – практически полтриллиона рублей. В условиях бюджетного дефицита и стремительного старения поколения 1970-х годов, пандемии и связанных с нею проблем основная задача государства – снижение расходов. Это будет достигнуто за счет сокращения административных издержек: уменьшения количества сотрудников, упразднения отдельных филиалов и так далее.
Внебюджетные фонды требуют значительные средства на свое содержание. В частности, исходя из бюджета Пенсионного фонда на 2021 год расходы на выплату пенсий составляют 8,3 триллиона рублей, а административные расходы на содержание самого Пенсионного фонда составляют 124 миллиарда рублей. С учетом повышения пенсионного возраста и периодических реформ в этой области, постоянно меняющихся правил начисления пенсий следует признать, что концепция отделения пенсий и соцрасходов от бюджета и создания отдельных внебюджетных фондов показала свою неэффективность.
По оценкам экспертов, цифровизация фондов на сегодняшний день завершена примерно на 70%–80%, и этот показатель можно назвать хорошим. Однако возможная реформа замедлит этот процесс, в первую очередь по причине слияния технологических процессов, переноса данных, унификации хранящихся в ведомствах данных. Объединение фондов потребует большого объема инженерно-технической работы, выполнение которой будет приоритетным, так как от скорости и качества обработки данных во многом зависит качество оказываемых государственных услуг.
Интересы бизнеса
Можно ли уже сейчас оценить плюсы и минусы объединения фондов для компаний? Наиболее актуальный вопрос – это унификация передачи данных.
Виктор Миронов, управляющий директор Консультационной группы «ТИМ», говорит:
В 2017 году администрирование страховых обязательных платежей вернулось к налоговым инспекторам, при этом отчетность компаниями по-прежнему сдается в фонды, что может вызывать сложности. В частности, электронный документооборот необходимо настраивать отдельно и с Налоговой службой, и с Пенсионным фондом, что, конечно, не очень удобно.
Так что одним, и немаловажным, положительным аспектом объединения фондов для бизнеса будет сокращение бюрократической волокиты.
Станет легче получить доступ к услугам уже централизованных фондов.Но есть и возможные на период слияния риски для бизнеса, к таким можно отнести неизбежную потерю и искажение части информации. Это может повлечь негативные последствия не только для владельца бизнеса, но и для простого гражданина.
Возможно, в процессе объединения будут реформированы и другие области взаимодействия коммерсантов с фондами, говорить об этом пока рано.