Что будет с курским трамваем
В Курске эксперты предложили вернуть трамвай на Ленина и Дзержинского и продлить его до Боевки
Накануне глава региона Роман Старовойт объявил, что курскому трамваю – быть. Решение принято, поэтому эксперты посвятили свои доклады теме, каким именно должен быть современный трамвай.
Александр Морозов, вице-президент Международной ассоциации предприятий горэлектротранспорта, отметил, что трамвай продолжает развиваться, он перевозит пассажиров в 130 странах мира.
«Почему? Потому что чрезвычайно эффективен, он экологичен, выгодно обеспечивает цели общественного транспорта», — сказал Александр Морозов.
Одна из предложенных идей – восстановить трамвай на Ленина и Дзержинского.
Эксперт также отметил, что называются миллиардные суммы, но их не нужно платить сразу – восстановление можно вести несколько лет, заключить концессионный договор и другие варианты, тем более, что вложения эти – на долгие годы.
Андрей Морозов привел такие цифры: затраты на обслуживание десяти километров маршрута трамвая с потоком в 2 000 человек составляют 137 млн рублей. На этот же отрезок пути требуется 14 млн рублей в год на расходы водителей, 32 млн рублей в год — на содержание подвижного состава, 24 млн рублей в год — на топливо и энергию.
Как отметил зампредседателя общероссийского объединения работодателей «Городской электрический транспорт» Андрей Шестопалов, часто перевозчики работают в своих интересах без учета интервалов движения, скорости сообщения, безналичной оплаты и других потребностей.
«Единственный способ развития общественного транспорта (это касается и электротранспорта), когда выручка идет в одни руки, заключаются брутто-контракты и привлекаются федеральные или частные деньги. Помочь могут субсидии по программе БКАД», — отметил Андрей Шестопалов.
Автобус – это вид транспорта, а маршрутка – вид бизнеса, отметил урбанист Аркадий Гершман. Он также подчеркнул, что трамвай – идеальное решение, когда нужно провести много людей и сэкономить место. Кроме того, если город растет, трамвай можно масштабировать – опыт в других городах, в том числе Европы, есть.
Назвал эксперт и ошибки. К примеру, в городах осталось много мест, где трамвай идет через частный сектор. Часто отсюда подвозили сотрудников к заводам. Сегодня можно «проводить» трамвай в новые микрорайоны. Обязательно стоит учитывать, куда нужно ездить жителям.
«Трамвай должен идти через плотные районы города. Прокладка через частный сектор – была простой на этапе строительства, но с точки зрения операционной деятельности – один из гвоздиков в гроб общественного транспорта. Ему нужно ездить в центре города», — отметил Аркадий Гершман.
В некоторых местах движению трамваев мешают оставленные машины из-за неверного проектирования улиц и недобросовестного поведения автомобилистов. Часто забывают о безопасности при высадке и посадке пассажиров.
Еще один принцип работы, которого стоит придерживаться – трамвай должен ездить, а не стоять. Пока он ездит и нравится пассажирам, он зарабатывает деньги. Равняться можно на Краснодар, где слаженная работа привела к развитию трамвайной инфраструктуры, Санкт-Петербург, где курсирует «Чижик» — работа ведется по концессионному соглашению, и, конечно, Москву, где наладили качественную работу светофоров и трамваи не простаивают.
«Чем беднее город, тем дороже ему обходятся градостроительные ошибки. Если город уничтожит трамвай, проблема транспортных перевозок останется. Автобусы необходимо обновлять раз в пять лет — тратить снова и снова. Трамвай живет в разы больше», — резюмировал Аркадий Гершман.
«Трамвай в Курске – часть городской идентичности. Он появился больше 100 лет назад. Для меня очень понятно, почему люди цепляются за идею сохранения этого вида транспорта», — сказал Михаил Заутренников.
Архитектор Кирилл Будыкин предложил вернуть трамвай на улицы Ленина и Дзержинского, убрать пути с аэродромной и Суворовской и проложить их по 50 лет Октября, а кольцо возле автовокзала – продлить, чтобы людям не нужно было перебегать дорогу. Неплохо было бы продлить трамвай на Клыкова – профиль микрорайона позволяет это сделать. Есть жилой массив на Волокно, который сейчас обслуживается только маршрутками.
«Транспорт должен быть уличным. Это не только проезд, но и приключение, возможность рассмотреть архитектуру», — объяснил свои предложения Кирилл Будыкин.
Судьба курского трамвая: Пустить скоростной или сделать электротранспорт подземным
Как наиболее экономно развить трамвайную сеть, курянам рассказали федеральные эксперты. Назывались миллиардные суммы, но, по словам специалистов, их не обязательно платить сразу, восстановление можно вести несколько лет, заключив, к примеру, концессионный договор. Также среди предложений — работать по брутто-контрактам и привлекать субсидии по программе БКАД.
Идеи развития трамвайной сети представили куряне. Одна из задумок — вернуть пути на улицы Ленина и Дзержинского. По словам архитектора Кирилла Будыкина, трамвай гораздо практичнее маршруток и автобусов.
Кирилл Будыкин, архитектор: «Трамвай вмещает больше людей по численности, у него скорость провозная тоже выше, потому что он на рельсах, пути должны быть обособленны, соответственно, он не стоит в пробках, он не стоит на светофорах, он идет по прямой, от остановки до остановки».
Кирилл предложил убрать пути с Аэродромной и Суворовской и проложить их по улице 50 лет Октября. Трамвайное кольцо «дотянуть» до автовокзала. Продлить ветку на Запольной, через Студенческую и Хрущева соединить с проспектом Клыкова. И — пустить трамвай к Боевке. Идея родилась во время разработки проекта реновации «Курск-2032». Новая ветка может соединить кольца на площади Добролюбова и у ж/д вокзала.
Михаил Заутренников, архитектор: «Трамвай мог бы идти на протяжении всей набережной и через парк Боева дача. Если мы хотим доставить людей в парк, и чтобы этот парк оставался самым экологически чистым местом, не шумным, то нам нужен соответствующий транспорт».
Прозвучали предложения пустить по Курску скоростные трамваи, сделать электротранспорт подземным. Идеи общественников будут переданы в областную и городскую администрации.
Павел Зинкевич: «Подумать о маркетинге. В свое время остановки у автовокзала, у железнодорожного вокзала подвели и где-то там оставили. Люди выходят с вокзала, они должны видеть транспорт, чтобы он хотя бы в поле зрения был. А у нас он где-то там во дворах находится. Конечно, восстанавливать».
Михаил Данилов: «Мое мнение — нужно расширять и увеличивать количество трамвайных путей. Трамвайных — как самых эффективных — или вообще любого общественного транспорта. Потому что это приводит к улучшению комфортной городской среды».
Вагон останется
«Трамваю быть»
Желто-красные трамвайные вагоны прекрасно смотрятся на старых курских фотографиях, делая городские зеленые пейзажи колоритнее. Скептики, глядя на эти снимки, напоминают: так было, а вот сейчас совсем не то.
А когда эмоции из-за возможного закрытия трамвайного сообщения достигли пика, глава региона Роман Старовойт принял решение: трамвай в городе останется. Он отметил, что дело не только в традициях. Проконсультировавшись с экспертами Высшей школы экономики и представителями отрасли, которые занимаются общественным транспортом в Москве, Роман Старовойт убедился в правильности собственного мнения: трамвай необходимо сохранить.
Профильные структуры уже начали проектирование реконструкции и ремонта электросетей, рельсового хозяйства и единственного в городе депо. Между тем второе построить все же придется: даже для нынешней трамвайной сети одного депо мало.
Реконструкция начнется с самых изношенных участков, и уже первые три с небольшим километра потребуют примерно 100 миллионов рублей вложений. В целом же на восстановление курского трамвая нужно 30 миллиардов рублей, и это лишь по предварительным подсчетам.
Убытки на счету
Участники общественных слушаний по разработанной Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта новой маршрутной сети вопрос о трамвайном движении ожидаемо не могли обойти стороной. Мэр Курска Виктор Карамышев отметил, что убыток от этого вида транспорта в прошлом году составил 37 миллионов рублей. Об идее сохранения трамвая он отзывается сдержанно.
Представитель инспекции общественного контроля Олег Погожих сделал акцент как раз на этом, выступив в поддержку всей новой транспортной системы, разработанной экспертами.
Представитель НИИАТ Татьяна Михеева, презентовавшая новую схему общественного транспорта, возразила: в ответ на такой вариант трамвайных маршрутов разработчики получили массу негативных откликов горожан.
Татьяна Михеева заметила на это, что в НИИАТ тоже работают эксперты и они услышали то, что услышали. Словом, над проектом модернизации и развития трамвайной сети в Курске еще предстоит сломать немало копий. Но важно одно: этот диалог его потенциальные участники намерены вести конструктивно.
Ориентир на созидание
Татьяна Михеева отмечает, что магистральные маршруты новой схемы во многом строятся на электротранспорте, так что без трамваев и троллейбусов куряне не останутся. Только требования к подвижному составу и всему хозяйству горэлектротранспорта возрастут.
Роман Старовойт отмечает, что рельсовый транспорт в ближайшее время станет одним из приоритетных в Курской агломерации. Губернатор напоминает, что совсем скоро пяти тысячам человек нужно будет на чем-то добираться до крупного мясоперерабатывающего предприятия в поселке Прямицино. И хотя это совсем недалеко от Курска, общественного транспорта на этом отрезке уже не хватает.
Тем временем
По мнению общественников, повлиять на окупаемость новых маршрутов и помочь перевозчикам можно специальными преференциями. Олег Погожих предложил освободить от земельного налога или иных сборов муниципальные предприятия, которые заняты пассажирскими перевозками. Глава региона ответил на это, что инициативу стоит рассмотреть. Татьяна Михеева в свою очередь обратила внимание на важный момент: когда только прошла первая презентация новой маршрутной схемы, начались ожидаемые возмущения «с акцентом на проблемах трамвая»: мол, пора ему отправляться на свалку истории. Она заподозрила, что предложения эти во многом исходили от владельцев частных маршрутов, которые таким образом намеревались отвлечь общественность и экспертов от транспортной схемы в целом и пролоббировать собственные интересы. Только привело это к абсолютно противоположному результату.
Будущее курского трамвая темно и непонятно
«Гаврилин начал свою речь хорошо и просто: «Трамвай построить, — сказал он, — это не ешака купить». В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу». Но и отменить трамвай в городе, где он работал более ста лет, тоже еще та заморочка…
Жуткая жуть.
Никогда еще о курском трамвае не писали так много, как в последние годы. Вот и мы в январе публиковали статью «Последние трамваи» (https://chr.mk.ru/social/2019/01/18/poslednie-tramvai.html).
Но время идет быстро. В Курске не только сменился глава региона, но и был избран новый мэр. Они не замедлили высказаться о проблеме.
Врио губернатора Курской области Роман Старовойт:
— То, что мы называем курским трамваем — жуткая жуть. Неудобно, небезопасно, выглядит непристойно, неприглядно, рельсы всем мешают. Поэтому это надо менять. Есть варианты государственно-частного партнерства. Трамвай мы 100% должны делать по концессии. Не тратить бюджетные средства на это.
Мэр Курска Виктор Карамышев:
— Что не так с курским трамваем? Картина удручающая, сумасшедший износ подвижного состава! Виноват в этом и рельеф. Потому что трамвай — транспорт для равнинной местности. Трамвай надо сохранить. Но в каком количестве? Надо обсуждать с горожанами и депутатами…
Грохоча и колтыхаясь…
И вот я как горожанин решил просто проверить, как это — проехаться в курском трамвае? Кто-то из курян ежедневно пользуется этим видом транспорта. Я езжу на трамвае редко, так как живу вдали от трамвайных путей.
Приехал вначале на железнодорожный вокзал. Будний день, дело близится к полудню. Версия такая — я турист, впервые в Курске и слышал, что тут работает один из старейших в России трамваев.
Где остановка? Подсказали — пройти немного направо от здания вокзала — там трамвайное кольцо. Все правильно. Кольцо есть, внутри него в некошеной траве (скорее бурьяне) разлеглась стайка бродячих псов. Я насчитал пять, один — весьма жалкого вида, с перебитой лапой…
Остановки как таковой нет, зато много легких торговых павильонов: кепки-тапки и прочая ерунда. Туристы бывают, конечно, разные. Есть и такие, кому подобный вид в радость — типа экзотика… Но как курянину мне за все это стыдновато.
Трамвай ждать долго не пришлось. Через пять минут прикатил большой вагон (судя по всему, из тех самых подаренных Москвой — б/у, но еще крепкий). Он был практически пустой — вышло девять человек. Зашло десять. Маршрут номер 4 «Ж/ д вокзал — улица Малышева». Тронулись.
Мотает и грохочет так, что вспоминаются американские горки и хочется, чтобы водитель добавил скорости, а пассажиры завизжали от страха и восторга.
На первой же остановке вышло двое пассажиров. Новых не вошло. Погромыхали дальше. Женщина-билетер, демонстрируя наличие явно здорового вестибулярного аппарата, наделяет билетами вошедших.
На подъезде к Кировскому мосту вагон вдруг пошел заметно мягче и ровнее. Догадался — новый Кировский мост возвели совсем недавно и, судя по всему, здесь рельсы были заменены.
Доехали до остановки «Хлебозавод», вагон пассажирами так и не наполнился. Произошла смена водителя и билетера. На этот раз билетами заведовал мужчина, что бывает редко. Покатили дальше, все также покачиваясь и громыхая. Вниз по Запольной…
Так и доехали до Центрального рынка. На остановках входило-выходило по два-три человека. На рынке, разумеется, большинство вышло — цель поездки достигнута, вошло тоже немало, но все равно многие кресла были пусты.
Вывод я делаю из этой поездки простой — при таком пассажиропотоке трамвай явно не окупится, а если в перспективе менять рельсы и покупать новые вагоны, то денег на все это нужно очень много.
Концессия — единственный вариант?
Что касается концессии, о которой упомянул Роман Старовойт, то в Петербурге в прошлом году запустили частный трамвай «Чижик», правда, строительство его не обошлось без сложностей, вплоть до уголовных дел.
Как пойдет дело в Курске — пока неясно. Нам, а также Саратову, Нижнему Новгороду, Новосибирску и ряду других городов ООО «ПК Транспортные системы» и ООО «Автодор-инвест» предложили отдать муниципальный трамвай в концессию.
Детали неизвестны. Но понятно, что для того, чтобы вагоны были полны, их придется возвращать на центральные улицы, сокращать число частных автобусных маршрутов. Проще говоря, убрать всем осточертевшие маршрутки, запретить въезд в центр города частным автомашинам и предложить людям современные трамваи. Но — навряд ли…
Это когда-то было представление, что город будущего — это город автомобилей, теперь-то ясно, что будущее как раз за общественным транспортом, муравейник частных авто превращает город в ад. Но до этого понимания надо еще дорасти.
Трамвай (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь) — наземная электрическая железная дорога, вид уличного для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Используется преимущественно в городах. Трамвай возник в первой половине XIX века — первоначально на конной тяге. Экспериментальный электрический трамвай, изобретенный и испытанный Пироцким, впервые появился в Санкт-Петербурге в 1880 году, а регулярное трамвайное сообщение впервые запущено в пригороде Берлина в 1881 году.
У нас ведь даже в жуткий снегопад и гололед не уговоришь никого оставить дома свое авто. А ведь как было бы здорово — по Ленина, Радищева идут красивые большие и чистые вагоны (хоть троллейбусов, хоть трамваев) или автобусы, никаких частников, только служебные машины…
Но оставим мечты. Да, трамвай экологичен и в чем-то романтичен. И без него Курск потеряет часть своего и так немногого обаяния. Но лично мне все же ближе троллейбусы, которые, кстати, редко ездят пустыми и по которым у Курска есть положительный опыт (пустили троллейбусы на Северо-Запад через улицу Кавказскую, в микрорайон Северный).
По трамваю же пока — долги, неясные перспективы, руководитель департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства Курска Надежда Пупко покинула свой пост — вышла на пенсию (кстати, она однажды сказала, что «Курск без трамвая превратится в деревню»), директор «Курскэлектротранса» тоже ушел в отставку.
Да и в целом, курский трамвай в 21-м веке заметно скукожился: в 2004 году закрыли Южное депо, демонтировали пути на улице Дзержинского, в 2011 году разобрали служебное кольцо “КГТУ” и кольцо “Льговский поворот”, в 2012 году закрыли Северное депо, в 2016 году отменили пару маршрутов, в прошлом году было прекращено пассажирское движения на участке “ул. Ольховская-Химволокно”…
Тем временем, словно предчувствуя, что скоро этого сделать не удастся, куряне начали проводить в полупустых вагонах трамваев фотосессии.
Чтобы потом не пожалеть
— Я не специалист. Но заверяю, что есть опыт мировых столиц, крупных городов Европы и России. Снимают трамваи, а потом возвращают. Здесь очень аккуратно надо действовать. В трамвайном парке, насколько я видел экономику «Курскэлектротранса», и, в частности, трамвая, неэффективно работают, потому что трамвайный парк «убили» некоторые. И логистика перемещений не эффективная. Сейчас есть новые составы, так называемые тяни-толкай, где кабины водителя с двух сторон, не надо разворотные петли делать, он просто переходит, и трамвай идет в обратную сторону. Низкопольные, бесшумные, асинхронные двигатели — конфетка, а не трамваи…
Старовойт прав — трамваи снимают, а потом возвращают. Пример — Лондон, где в середине 20-го века от трамвая отказались, а в 21-веке — вернули этот вид транспорта.
Ксения Собчак в курском трамвае (февраль 2018 года)
Но то Лондон, скажет читатель и будет прав. Не за Лондоном нам гнаться… Но есть и более близкие примеры. Весной исполнилось ровно 10 лет, как распрощался с трамваем Воронеж. Теперь жалеют. По крайней мере воронежские журналисты пишут так:
«Воронеж превратился в город третьего мира с множеством частных перевозчиков. Пользоваться автобусами порой опасно для жизни и здоровья, а в вечернее время они и вовсе перестают ходить. Пробки продолжают расти, и тот же Северный район, первым оставшийся без трамвайного сообщения, все больше напоминает гетто. Зато с периодичностью в несколько лет всплывают эфемерные планы по созданию метро. Станет ли эта горькая история примером для других регионов? Очевидно, не для всех. Так, окончательно распрощаться с трамваем планирует соседний Курск. Считается, что учиться на чужих ошибках — признак интеллекта. Видимо, местные начальники с этим тезисом не согласны».
Но как раз совсем распрощаться с трамваем Курск не планирует. Курск сейчас смотрит на трамвай как на тот чемодан без ручки, что и нести дальше неудобно, практически невозможно, но и выбросить жалко, тем более, что чемодан не пустой…
Сколько миллиардов нужно на курский трамвай?
8 или 30?
Когда в январе 2021 начались публичные обсуждения, представители НИИАТ рассказывали, на полную реконструкцию трамвайной сети понадобиться 8 млрд. В конце февраля губернатор области Роман Старовойт озвучил цифру на порядок больше:
— На предстоящих общественных слушаниях мы должны вместе принять решение, от каких проектов нам нужно отказаться, чтобы сохранить трамвай. Мы рассматривали проект с ГЧП (государственно-частным партнерством – прим. ред.), но на ремонт и сохранение трамвайной сети необходимо более 30 млрд. рублей. Если мы примем все вместе решение несколько лет остановить всё дорожное строительство, давайте так и сделаем.
Откуда взялись такие разные цифры?
1 марта редакция отправила официальные запросы в администрацию области и НИИАТ. Мы получили два одинаковых, слово в слово, ответа. Но почему суммы разные, нам так и не объяснили.
Или все-таки меньше?
По официальным цифрам из ответов на запросы посчитаем, во сколько обойдется ремонт и обновление рельсового транспорта в Курске. Суммы предоставил НИИАТ на основе стоимости похожих проектов в Москве, Калининграде и Нижнем Новгороде.
Протяженность трамвайных путей в Курске – 85 км, стоимость капитального ремонта 1 км – от 50 до 90 млн. рублей (для сравнения – в 2020 году мэр Курска называл цифру в 30 млн. рублей за км, в 2019-м – 15 млн. за км).
Если смотреть по новым цифрам, получится от 4,2 до 7,6 млрд. на капремонт всех рельсов.
По словам представителей московского НИИ, необходимо построить второе депо, его стоимость – около 450 млн. рублей.
Вагоны предполагают закупать по программе льготного лизинга по проекту «Безопасные и качественные дороги». По варианту, предложенному НИИАТ, на первом этапе планируется приобретение 6 вагонов для первого маршрута. Напомним, что 10 февраля Роман Старовойт встречался с главой Министерства транспорта и пообещал курянам 16 трамваев:
— Направим в Минтранс заявку на поставку 55 новых автобусов, 22 троллейбусов и 16 трамваев. Благодаря нацпроекту Безопасные и качественные автомобильные дороги подвижной состав сможем обновить с 60-процентной скидкой на лизинг.
То есть, вложив 360 млн. рублей (с учетом скидки в 60%), Курск может получить 18 хороших низкопольных трамваев – или 10 новейших.
Суммарно на ремонт путей, постройку депо и закупку 10-18 вагонов по «БКАД» уйдет от 5 до 8.4 млрд. рублей.
За какой срок можно будет освоить эти средства и отремонтировать курский трамвай – ни чиновники, ни НИИАТ также не объяснили.
Откуда взялась цифра в 30 млрд. рублей – ответа не было.
Два востребованных маршрута
На прошлых двух встречах в январе и феврале 2021 г. представители НИИАТ, администраций города и области рассказывали об успешности 1-го маршрута и нерентабельности остальных маршрутов 2,3 и 4. А в феврале прошлого года специалисты ЮЗГУ после замеров пассажиропотока объясняли общественности, что 4-й маршрут трамвая – единственный рентабельный, а остальные работают в минус, причем самый провальный – 1-й маршрут.
Наш вопрос – как конкретно измерялась убыточность каждого маршрута и чем можно объяснить полную смену картины всего за один год – был проигнорирован. Также ни область, ни НИИАТ не привели конкретных цифр убыточности каждого маршрута, несмотря на запрос. Возможности убедиться, что 1-й трамвай действительно самый прибыльный, а 4-й – действительно нерентабельный, у нас не было.
Зато насчет 4-го маршрута в ответе на запрос НИИАТ ответил:
«Согласно обследованиям научно-исследовательского института автомобильного транспорта трамвайные маршруты №1 и №4 являются востребованными».
Нам объяснили, почему нельзя сохранить 4-й маршрут и 1-й:
«Согласно расчётам ОАО «НИИАТ», при сохранении 1 и 4 трамвайных маршрутов, с учетом их работы по брутто-контрактам и интервалу в 10 минут, ориентировочная стоимость ежегодных затрат на обслуживание трамвайной сети составит 500 млн. рублей, что в 2 – 2,5 раза выше текущих затрат бюджета. Расчеты ежегодных затрат произведены разработчиками на основании стоимости затрат на эксплуатационные расходы сети новой маршрутной схемы. В данные расходы включаются затраты на содержание инфраструктуры, амортизацию и техническое обслуживание подвижного состава, оплата труда сотрудников и многие другие расходы предприятия. При существующем уровне финансирования МУП «Курскэлектротранс» работает с убытком».
В 2020-м году, например, в мэрии сообщали, что на поддержку трамвая тратится около 120-150 млн. рублей в год. Откуда взялась разница в 2.5 раза – неясно. В запросе «Курские известия» отдельно просили объяснить, почему по плану НИИАТ содержание так сильно подорожает. На этот вопрос также не ответили.
В расчете не указано предполагаемое число вагонов на 4-м маршруте. НИИАТ указал обязательный интервал движения в 10 минут. Для 1-го маршрута по мнению института достаточно 6 вагонов. 4-й маршрут в полтора раза длиннее 1-го. Предположим, что с тем же интервалом потребуется 9-10 вагонов на линии.
Картина для сравнения. Трамвай сейчас: 25 вагонов, 4 маршрута, сумма дотаций из бюджета – 150 млн. рублей. Трамвай после внедрения новой схемы с сохранением 1 и 4 маршрута: 16 вагонов, 2 маршрута, сумма дотаций из бюджета – 500 млн. рублей. Неудивительно, что с такими проектами рельсовый транспорт на перспективу посчитали убыточным.
Мнение курян
По словам НИИАТ, они изучили мнение около 5 тысяч курян, собрали более 500 предложений. Приводим цитату, которой заканчиваются оба ответа:
«Новая маршрутная сеть должна полностью удовлетворить потребности жителей региона, поэтому прежде чем проект будет утвержден, он пройдет процедуру общественных обсуждений, на которых, совместно с горожанами, будет выбран наиболее оптимальный вариант дальнейшего развития транспортной системы Курской области и Курской городской агломерации».
В интернете «Центр управления регионом» уже запустил голосование за возможные варианты действий. Правда, с пометкой, что в нем могут участвовать только подписчики их группы Вконтакте – «во избежание накрутки». Варианты ответа звучат так:
— Оставить трамвайную сеть, даже если на реконструкцию трамвая пойдут средства, предусмотренные на другие транспортные и дорожные программы, ремонтные и строительные работы.
— Сохранить трамвай не как эффективный вид транспорта, а как символ, историческое наследие, несмотря на трудности, которые вызовет поиск средств на его содержание.
— Оставить часть трамвайных маршрутов и полноценно развивать всю транспортную систему Курска.
— Ликвидировать трамвайную сеть, а на сэкономленные средства приобрести более комфортные троллейбусы и электробусы.
— Я не пользуюсь трамваем, мне всё равно.
— Затрудняюсь ответить.
— Другой вариант (напишу в комментариях).
На данный момент с большим отрывом лидирует первый вариант – сохранить трамвайную сеть. За него проголосовали 1540 человек. На втором месте – сторонники идеи оставить часть маршрутов, 970 голосов. Желающих ликвидировать трамвай меньше – 930.
Интересно, что подписчиков в группе всего 2710. А учтенных голосов уже больше 4200.
«Развитие трамвайной сети города Курска возможно после того, как будет сформирован каркас магистральных маршрутов. Приостановление работы трамвайных маршрутов на время реконструкции потребует запуска автобусных маршрутов. Поэтому, даже при полном сохранении трамвая, на период ремонтных работ перевозка пассажиров будет осуществляться автобусами и троллейбусами по магистральными и подвозящими маршрутами, представленными разработчиками».
Большие планы
По словам чиновников, новая маршрутная сеть – это стратегический проект, рассчитанный до 2035 года. Большую часть планируют реализовать к 2032 году. Но при этом на вопрос о других вариантах спасения трамвая нам ответили:
«Было рассмотрено и проанализировано более 8 вариантов развития трамвайной инфраструктуры, в том числе с учетом сохранения, продления и реконструкции существующей сети, требующих различного финансирования. В итоговую схему большая часть предложений не вошла ввиду высокой стоимости затрат и недостаточной эффективности в условиях необходимости проведения транспортной реформы в короткие сроки».
Реформа стратегическая и доделают ее к 2035, но проводят ее «в короткий срок», поэтому трамвай надо развивать самым быстрым способом: убрать 3 маршрута из 4.
При этом комитет архитектуры и градостроительства области объясняет, что в мае курянам представят новый генплан города. В нем транспортная схема также может поменяться – решение пока не принято. Поэтому идущие сейчас обсуждения могут оказаться неактуальными с выходом нового, более важного документа и его положений о территориальном планировании.
Что будет с курским трамваем, до сих пор непонятно. 11 марта губернатор Роман Старовойт заявил, что трамвай в городе будут развивать:
— Поручил начать проектные работы по реконструкции и ремонту существующей электросети трамвая, рельсового хозяйства, реконструкции и строительству новых депо.