Что будет строится в донецке

«Колесо преткновения»: в Донецке идут споры вокруг нового аттракциона

В неподконтрольном Донецке по информации местных «властей» вот-вот откроют аттракцион «Колесо обозрения» в парке Щербакова. И это вызвало широкое обсуждение в соцсетях. Там разгораются споры, какое колесо больше — новое или старое, и не только.

Пользователи отмечают, что монтаж аттракциона превратился в «стройку номер один» в «республике», а затраченные средства могли бы пойти на более актуальные нужды дончан:

«Деградация. В Днепре открывают новую объездную, в Запорожье новый огромный мост через Днепр, в Харькове новые микрорайоны. У нас колесо обозрение — наше все»

«Мда, от крупнейшего промышленного центра докатились до «колесо обозрения за 7 лет»

«В Харькове и то больше на много»

«А по количеству кабинок не видно?»

«20 против 17 старое вмстительней, по высоте тоже старое слегка выше было. Кстати из опыта катания на закрытых кабинках — полное га#но, обзорность не та, спертый воздух внутри и если дождик идет то вообще ничего не увидите»

«Денег не хватило просто на большое страна бедно живет»

«Привыкли к изуродованному городу, магазины „Молоко“ и прочая у#ня…»

«Полностью поддерживаю, но когда открытые кабинки, как-то эффектней кататься было…»

«Самое высокое колесо обозрения в Донецке было в парке „Ленинского Комсомола“. Но при строительстве „Донбасс Арены“ его порезали на металлолом.
В парке Щербакова старое колесо было выше. Новое уж совсем миниатюрное».

«Зато в новом — обогреватель с кондиционером!»

Источник

«Берут за копейки» Что осталось от недвижимости в Донбассе и кому она все еще нужна?

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

Фото: Сергей Гриц / AP

Рыночные механизмы невозможно победить даже войной — это хорошо видно по недвижимости в Донбассе. Невзирая на многолетнее противостояние самопровозглашенных республик с украинскими властями, местный рынок жилья все еще жив, причем жители ЛДНР даже уверены в его последующем росте. Причиной тому стало решение российских властей упростить выдачу местным жителям российских паспортов. Луганские риелторы надеялись, что «начнет приезжать вата» и спровоцирует спрос на жилье, однако ажиотажа пока нет. Зато поток пошел в обратном направлении — вчерашние жители непризнанных государств поехали в российские города. Разрушенные метры человеческого очага — в материале «Ленты.ру».

Страна, которой нет

Юридически статус ДНР и ЛНР для Украины (и международного сообщества) мало чем отличается от крымского. В 2014 году сделки с местной недвижимостью перестали регистрироваться в украинских реестрах — зарегистрировать сделки по законодательству Украины можно на подконтрольных ей территориях, например, в Мариуполе. Власти ЛНР и ДНР при этом настаивают на обязательной перерегистрации прав на недвижимость в министерствах юстиции по месту жительства, законными признаются только сделки, заключенные властями ЛДНР и по законам ЛДНР. То есть каждая из сторон считает сделки с недвижимостью, оформленные по правилам другой стороны, ничтожными.

В российском информационном поле рынка жилья в ЛНР и ДНР практически не существует — отечественные крупные компании не занимаются такими сделками, а пиар-службы не готовы передавать своим спикерам запросы по самопровозглашенным республикам. «Все предпочитают делать вид, что этой темы просто нет — в отличие от Крыма», — пояснила «Ленте.ру» на условиях анонимности одна из сотрудниц российской юридической компании.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

Фото: hamil Zhumatov / Reuters

В российских базах данных по недвижимости, где крымские объекты представлены в изобилии, найти квартиры в Луганске или Донецке тоже не получится (исключая одноименный город Донецк Ростовской области). И действительно, в отличие от курортного Крыма, недвижимость в пострадавших от военного конфликта Донецке и Луганске мало чем может заинтересовать россиян. Исключения, как рассказывает луганский риелтор Степан (имя изменено по просьбе эксперта), составляют чиновники и родственники руководства ДНР и ЛНР и предприниматели, которые зарабатывают на последствиях конфликта: «помогают» с нужными украинскими документами, организуют проход через линию разграничения, решают вопросы в местной администрации. Подобные «решалы» могут себе позволить приобрести жилье в Донецке или Луганске за копейки. По словам риелтора, определенный «ручеек» патриотов российского Донбасса тоже есть, но таких сделок немного, и интерес чаще всего ограничивается простым любопытством.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

Цены на местную недвижимость действительно сильно упали после 2014-го — по началу практически до нуля. «В 2014 году, с началом боевых действий, многие жители Донецка, боясь пострадать, просто оставляли недвижимость или продавали ее по очень низким ценам, — рассказывает директор донецкого агентства недвижимости «Правоград» и одноименной юридической компании Виталий Богуш. — Первый шаг к нормализации рынок сделал после подписания минских соглашений, когда активная фаза боевых действий прекратилась. Затишье привело к началу волны продаж — ее запустили те, кто уже отказался от проживания в Донецке и близлежащих городах».

Отказавшиеся от проживания — это и украинское население (многие бросили свои дома и уехали в подконтрольные Украине области), и те, кто уехал из области конфликта, потеряв жилье или просто опасаясь за себя или семью. Первым продать свою недвижимость непросто — надо приезжать, регистрировать право на жилье по законам самопровозглашенных республик (выплачивая в их казну 10-процентный налог) и продавать по ним же. Но если не так — то остается просто бросить недвижимость: спрос на жилье в тех областях Донбасса, что на Украине считаются оккупированными Россией, среди жителей Незалежной находится в пределах статистической погрешности.

Многие уехавшие, как рассказал «Ленте.ру» житель Донецка Сергей, присылают вместо себя супругов, родственников или действуют через посредника по доверенности. Речь идет, в первую очередь, об украинских госслужащих: представители администрации, налоговики, полиция и другие бюджетники покинули ДНР и ЛНР и теперь не имеют права туда возвращаться. «Крупные украинские частные фирмы тоже быстро ушли — доходило до того, что оставшимся сотрудникам приходилось ездить увольняться в Киев, — рассказывает Сергей. — На этой волне хорошо смогли заработать посредники, скупавшие недвижимость — элитные квартиры три, четыре, пять комнат, которые до войны стоили по 100-200 тысяч долларов, они скупали по 45-50».

Пророссийски настроенным жителям республик продать свою недвижимость проще — но только если смириться с фактом, что их недвижимость стремительно обесценилась (с начала конфликта — примерно втрое, а на самые дорогие варианты — в 4 и более раз), но спрос на нее все равно слабый. И в основном, как уже говорилось, внутренний.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

Фото: Сергей Аверин / РИА Новости

Вне зоны доступа

Рынка как такового — со средней стоимостью квадратного метра, ценами на жилье по районам, динамикой спроса и предложения — в городах ЛДНР нет. «Измерение цены жилой недвижимости в квадратных метрах неактуально, поскольку есть большое количество факторов, оказывающих влияние на конечную цену объекта — состояние квартиры/дома, подъезда, коммуникаций, и т.д. Ну и, разумеется, отдаленность от обстреливаемых районов», — рассказывает Виталий Богуш. По словам эксперта, люди боятся возобновления военной активности, и потому рассматривают только те районы, которые ранее не были в зоне боевых действий.

Первичного рынка нет тоже — большинство строек заморожено, сроки возобновления работ пока неизвестны, говорит Богуш. «При этом введенные в эксплуатацию [незадолго] до войны здания всегда в цене — каждый четвертый наш клиент приходит с запросом именно на квартиры в новостройках».

Для поиска или продажи недвижимости местные жители пользуются в основном «украинским аналогом “Авито”» — сайтом olx.ua, — или сообществами в соцсетях. Причем последними весьма активно: в одном из таких пабликов «ВКонтакте» (Недвижимость-ДНР-Донецк, Макеевка, Харцызск) за полдня, как правило, появляется больше двух десятков объявлений. В основном это предложения купить или снять жилье, объявлений от тех, кто ищет квартиру, гораздо меньше. Порядок цен — квартиры в Донецке предлагаются от 6 до 15 тысяч долларов (от 400 тысяч до миллиона рублей), если речь об аренде — 3-5 тысяч рублей в месяц. За 9-13 тысяч рублей в месяц предлагаются полностью укомплектованные мебелью и техникой трех- и четырехкомнатные квартиры. В Луганске цены примерно такие же: 7,5-15 тысяч долларов (до миллиона рублей) за квартиру.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

«Но это все равно недоступно для населения, — рассказал «Ленте.ру» на условиях анонимности один из администраторов паблика “Недвижимость-ДНР-Донецк, Макеевка, Харцызск”. — У нас зарплаты от 5 до 10 тысяч рублей в месяц, берут недвижимость только за копейки. Со стороны россиян спроса на жилье нет — потому что в нашу нищету ехать никто не хочет».

Работать в республиках действительно негде: угольная промышленность остановилась, поскольку необходимые для нее мощности и ресурсы оказались по разные стороны линии разграничения. Продолжает активно функционировать, как говорит Сергей, разве что пищепром — но зарплаты все равно куда ниже довоенных. Поэтому покупать и даже снимать жилье могут позволить себе немногие.

Аренда жилья в ЛДНР, по словам администратора паблика о недвижимости, часто вообще убыточна для собственников: «Многие не сдают квартиры, потому что цены низкие, а ремонт и бытовая техника дорогие». Местные жители стараются по максимуму сэкономить на комиссии — уровень доходов просто не позволяет многим расстаться с суммой комиссии в размере 100 процентов арендной платы. Объявления от желающих купить или снять недвижимость в соцсетях в основном предлагают собственникам более чем скромные бюджеты: «Семья с ребенком снимет квартиру (2-3-комнатную). В нормальном состоянии, желательно пустую. Цена 3-3,5 тысячи рублей в месяц», «Куплю двухкомнатную квартиру от собственника в рассрочку на год с первоначальным взносом в 4 тысячи долларов».

Вместе с тем, как говорит Виталий Богуш, с начала года стоимость квартир в Донецке даже немного подросла: «Сейчас идет медленное увеличение стоимости квартир. Это связано больше с относительной экономической стабильностью, чем с началом выдачи российских паспортов — о влиянии этого фактора пока рано говорить». Средняя «однушка» в центре Донецка, по словам эксперта, сейчас стоит 10-15 тысяч долларов (от 670 тысяч до миллиона рублей), за пределами центра — до 10 тысяч. Элитные многокомнатные квартиры могут стоить до 75 тысяч долларов (около пяти миллионов рублей — меньше стоимости средней московской «однушки»), но покупателя на них придется ждать долго.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

Фото: Александр Гейфман / РИА Новости

Уж лучше вы к нам

Что действительно интересует россиян из местной недвижимости — это коммерческие площади. В республиках начал расти спрос на аренду помещений под торговлю и другие виды малого и среднего бизнеса — первый шок прошел, наступила фаза определенной стабилизации. «Конец 2018 года смело можно назвать временем подъема направления аренды коммерческой недвижимости — к нам все чаще обращаются предприниматели за поиском объектов для разных сфер деятельности», — говорит Виталий Богуш. И граждане РФ, продолжает эксперт, интересуются на местном рынке недвижимости в первую очередь покупкой коммерческих площадей для арендного бизнеса: цены на точки общепита, торговые и складские площади в ДНР и ЛНР в разы ниже, чем в России.

Впрочем, предлагаемые бизнесом товары и услуги доступны далеко не всем жителям. «Все дорого, у нас все на заработки [в Россию] едут, процентов 40 уже уехало», — делится наблюдениями администратор паблика о недвижимости.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

Статистика российских риелторов подтверждает рост запросов со стороны граждан самопровозглашенных ЛНР и ДНР. По данным петербургского агентства недвижимости «Доли.ру», которое специализируется на продаже самой дешевой недвижимости северной столицы — комнат и долей — именно выходцы с юго-востока Украины составляют основную часть спроса. Чаще всего такие клиенты покупают доли (они дешевле комнат), но предусматривающие возможность физического проживания: от 4 квадратных метров на человека. Это нужно не только для того чтобы иметь крышу над головой, но и для возможности оформить ВНЖ.

В Москве — в основном из-за дороговизны столичной недвижимости — спрос на нее со стороны выходцев из ЛДНР ниже, чем в Петербурге, но он есть. «Если говорить о портрете покупателя из этих республик, то, как правило, это семья с двумя детьми, желающая воспользоваться ипотекой (многие ошибочно считают, что для них существует льготная ипотечная программа), — рассказывает директор московского агентства недвижимости PROобмен Екатерина Никитина. — Обычно у таких покупателей есть около 40 процентов стоимости жилья».

«Почему-то граждане ЛНР и ДНР предпочитают районы восточного округа столицы (традиционно ВАО считается наименее престижным и самым дешевым в столице, хотя в последние годы серьезную конкуренцию ему составляют ЮВАО и СВАО — прим. «Ленты.ру»), — добавляет эксперт. — Еще одна особенность граждан самопровозглашенных республик — они очень сильно торгуются с продавцами и арендодателями».

Так что спрос со стороны жителей ЛДНР на российскую недвижимость явно выше, чем со стороны россиян — на донецкую и луганскую, и о серьезном влиянии «паспортной программы» именно на местный рынок говорить не стоит. Похоже, при нынешнем статусе республик этот рынок так и останется интересен разве что тем, кто не может или не хочет (чаще всего из-за пожилых родителей) уехать, любителям «половить рыбку в мутной воде» и, может быть, инвесторам в коммерческие площади. Последним, впрочем, стоит подумать над тем, что будет с арендным бизнесом в случае возврата территорий под контроль Украины. Вариантов тут много: от изъятия актива до переоформления его в качестве зарубежной недвижимости (неизвестно на каких условиях). А еще можно обнаружить, что недвижимость имеет другого собственника или находится в залоге у украинского банка — и за несколько лет набежали изрядные проценты.

Источник

Несостоявшееся метро Донецка. Будут ли дончане когда-то ездить в подземке?

Мысль построить собственный метрополитен начала появляться, когда Донецк еще назывался Сталино — до 1961 года. В 50-х годах прошлого века для восстановления угольной промышленности Донбасса в столицу хлынули кадры. Динамика роста населения заставляла задумываться о развитии транспортной сети. После освобождения Сталино от нацистов в сентябре 1943 года здесь проживало 175 тысяч человек, в 1950-м — уже полмиллиона, а к середине 60-х дончан было около 800 тысяч.

Проговаривают, что идею о строительстве метрополитена озвучивал среди приближенных известный «хозяин» Донецкой области в 60-70-х, первый секретарь обкома КПСС Владимир Дегтярев.

Однако первые реальные наметки по поводу строительства подземки были немного позже. В генеральный план развития Донецка 1972 года был включён и проект метрополитена. А 1978 году мегаполис стал миллионником. Это это как раз законное право по советским меркам для строительства метро. И в 1979 году власти области и Донецка обратились с формальным предложением об этом в Совет министров СССР.

Однако ни Донецку, ни Одессе, которая практически в то же время насчитала миллион жителей, не разрешили даже думать об этом. В Кремле при Брежневе у власти были люди из Днепропетровска. Поэтому очевидно, что в первую очередь метро стали строить именно там.

Годы шли, транспортные пробки отнимали у жителей кучу времени. Как решать проблему? Расширять дороги? Для этого придётся сносить много зданий. Для миллионника в такой ситуации выход один — строительство метрополитена. Этот вопрос решал лично генеральный секретарь ЦК КПСС или глава Совета министров СССР. На очередное обращение дончан пришёл ответ из Москвы о том, что денег на эти цели нет. Но когда Донецк сдавался?

Разрешение все же выбили, хотя нигде в мире не было опыта строительства метрополитена на территориях с большим количеством шахт. Однако собрали комиссию, которая провела тщательные исследования и заявила, что метро возможно и абсолютно безопасно, главное — делать все по правилам.

По воспоминаниям бывшего в те времена председателем Донецкого горисполкома Владимира Спицына, в ход пустили «тяжелую артиллерию» — авторитетнейших шахтеров, директора шахты им. Засядько Ефима Звягильского и начальника комбината «Донецкшахтострой» Николая Бурего. Они ходили по властным и партийным структурам в Москве, убеждали, просили, обещали.

Специалисты утверждали, что в Донецке для строительства метро нет ничего: ни особой техники, ни специально обученных людей. Владимир Кузьмич Спицын писал об этом так: «Начальник шахтостроительного комбината тут же сказал:

«Я завтра готов полторы тысячи проходчиков отправить на строительство метро». А относительно проходческого комплекса, который изготавливался на Ясиноватском машиностроительном заводе, мы заявили, что мобилизуем школьников, они соберут металлолом, завод выплавит металл, мы отдадим его на машиностроительный завод, и он фактически бесплатно, за наши средства сделает этот проходческий комплекс. Относительно тюбингов мы «пробили» три города: Днепропетровск, Харьков, Челябинск. Выстраивалась такая цепочка — от нас чугун, Днепропетровск готовит тюбинги, Харьков делает их механическую обработку вместе с Челябинском, причем на все четыре города сразу. Этим планом мы убедили всю комиссию и получили разрешение на строительство метро. К сожалению, началась перестройка — кончились деньги».

Разрешение на производство проектных работ было получено в 1990 году, а на само строительство — как раз под самый развал СССР 30 декабря 1991 года. Распоряжение подписал выходец из Донбасса, глава правительства Николай Рыжков.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецкеЕсли бы финансирование сохранялось хотя бы на уровне 1992 года, к 2000-у году дончане смогли бы проехать по первой ветке. Тогда планировалось проложить ее по классической схеме — от ж/д вокзала в центр. Однако девяностые поставили на этой идее крест.

В итоге метро в Донецке строить начали с упором на спальные районы. Первую ветку тянули в центр из отдаленного южного Пролетарского района. Ничего не вышло и из этого.

Приходят в негодность прорытые тоннели, колодцы вестибюлей станций метро, сгнил уникальный проходческий комплекс, который был изготовлен на Ясиноватском машиностроительном заводе. Он мог проходить даже скальные породы. Для всего бывшего СССР это уникальное явление.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецкеУкраина в XXI веке с каждым годом выделяла на донецкое метро все меньше и меньше средств. Снова начали давить на то, что, мол, строительство метрополитена в городе с подземными выработками невозможно дорого и опасно.

Лариса Богун, которая много лет работала в Институте организации шахтного строительства как раз над проектами, связанными с метростроем, утверждала: «Я вам скажу, что в Киеве условия для возведения метро были еще хуже, потому что его строили в плавунах. На время строительства применяли методы технической мелиорации, кессонную проходку. И тем не менее метрополитен функционирует. Если где-то в метро обнаруживается течь, то закрывается целая ветка, чтобы, не дай бог, плывун не затопил. В Донецке в этом смысле гораздо лучшие условия. Метро в Донецке можно построить гораздо быстрее, чем в других городах, потому что у нас есть своя рабочая сила и достаточно хорошие для этого условия. Наше метро глубиной всего 50 метров, оно местами даже выходит на поверхность».

С деньгами было настолько плохо, что работники метростроя буквально годами не получали зарплату. Это было в бытность Ющенко и Тимошенко. В то время работать в то ли недостроенном, то ли окончательно заброшенном метро остались настоящие идеологи и ответственные люди, которые просто боялись за город. Из-за обилия грунтовых вод, выработки и станции постоянно подтапливались. Если вовремя не откачивать воду, Донецк бы затопило полностью. Сотрудники треста «Донецкшахтопроходка» то и дело выходили на забастовки.

Время от времени появлялись альтернативные проекты — скоростной трамвай, надземное метро. Но ни денег, ни решительности отстаивать эти проекты не было. А там и война началась.

Но что же делать? Так ли нужно это метро? Ещё в нулевых логистики подсчитали, что экономически оправданным считается строительство метро при перевозке на 1 км пути в одном направлении не менее 6-6,5 млн пассажиров в год. Это 20-30 тысяч человек в час. То есть альтернативы метрополитену в миллионнике нет.

В довоенные годы донецкое метро было вынуждено ужиматься. Сначала срезали сметы, потом изменили проекты. А после трехкратного сокращения дирекцию донецкого метрополитена и вовсе перевели в Харьков.

Сейчас, в условиях войны метрополитен и вовсе кажется несбыточной мечтой. Хотя люди там по-прежнему работают. Совсем небольшая бригада особо ответственных и преданных этому делу людей. В целях безопасности городской бюджет до сих пор выделяет денежные средства для бесперебойной работы насосов по откачке воды на всех подтопляемых участках стройки.

Пока у нас другие надежды и другие цели. Но все равно хочется верить, что когда-нибудь дончане смогут спуститься под землю, проехать в метро, чтобы потом выйти на поверхность и взглянуть в мирное небо.

Источник

Полная газификация: в Донецке строится распределительный газопровод

Ростовская область, 26 июля 2021. DON24.RU. В городе Донецке Ростовской области появится распределительный газопровод низкого давления на улице Веселой. Об этом сообщает местная администрация.

Протяженность газопровода составит 2 км, а его мощности хватит для газификации 64 домовладений. Строительство ведется в рамках региональной программы газификации Ростовской области на 2021 год.

По словам гендиректора ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» Владимира Ревенко, улица Веселая –предпоследняя не газифицированная улица Донецка.

«Шахтерские регионы Ростовской области активно отказываются от использования угольного топлива в быту и переходят на экологичный природный газ», – подчеркнул он.

ЮФУ, ДГТУ, РИНХ: Всероссийский конкурс лучших практик студенческих патриотических клубов прошел на Дону

21 декабря 2021 22:46

Ростовская область, 21 декабря 2021. DON24.RU. Итоги Всероссийского конкурса лучших практик студенческих патриотических клубов подвели в Ростовской области. Об этом сообщили в Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь».

«Награждение прошло по итогам 10 номинаций: «Медиа-пространство», «Вузовский музей», «Хранители истории», «Профессионал», «Живая история», «Молодежный (патриотический) туризм», «Киберпространство», «Пространство спорта», «Пространство образования» и «Дни единых действий», – говорится в сообщении.

В очном этапе Всероссийского конкурса «Лучшие практики организации работы студенческих патриотических клубов ООВО» участвовали 46 российских организаций высшего образования.

Директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Денис Аширов отметил высокий уровень представленных проектов.

Среди лучших проектов, в частности, созданные донскими вузами: молодежный образовательный интенсив «Универсальный студент» и тропа по линии фронта боевых действий Ростовской области (Ростовский государственный экономический университет); школа руководителей историко-патриотических объединений (Южный федеральный университет); КиберКлуб ДГТУ и «Тихий Дон» (Донской государственный технических университет).

Источник

Донецкое метро как призрак

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

В ноябре 1984 года исполком Донецкого городского совета принял решение о начале проектных работ — для обоснования необходимости метро в индустриальном мегаполисе. Ранее подобное решение приняли по инициативе тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Миронова. Но на самом деле началось все гораздо раньше.

Мечта о подземке

Идея построить собственный метрополитен впервые появилась, когда Донецк еще был городом Сталино — до 1961 года. И началось все в 50-х годах прошлого века, когда вместе с восстановлением угольной промышленности Донбасса в областной центр хлынули кадры для возрожденных и строящихся новых шахт. Динамика роста населения предрекала грядущие транспортные и логистические проблемы: после освобождения Сталино от нацистов в сентябре 1943 года здесь жило 175 тысяч человек, в 1950-м — уже полмиллиона, а к середине 60-х дончан было уже под 800 тысяч.

Говорят, что мысль о строительстве метрополитена озвучивал в кругу приближенных знаменитый «хозяин» Донецкой области в 60-70-х, первый секретарь обкома КПСС Владимир Дегтярев. Известный донецкий краевед Евгений Ясенов утверждал в свое время, что «в конце 60-х годов Владимир Дегтярев неоднократно говорил, что ему построить метро в Донецке — раз плюнуть. Он «выдернет» несколько бригад проходчиков с шахт без всякого ущерба для них. А горожане, в свою очередь, получат метро. Более того, был разработан проект метрополитена».

Возможно, так оно и было — с другой же стороны, Дегтярев, человек достаточно тщеславный, мог на словах опережать время и факты. Во всяком случае, в целом все основные метростроевские «телодвижения» Донецк сделал чуть позже. Во-первых, заложил работы над проектом подземки в генеральный план развития Донецка 1972 года. Во-вторых, дождался появления на свет летом 1978 года миллионного жителя мегаполиса, чтобы иметь по советским законам право на строительство метрополитена. В 1979 году власти области и Донецка обратились с формальным предложением об этом в Совет министров СССР. Но ни Донецку, ни практически одновременно с ним ставшей городом-миллионником Одессе не разрешили даже думать об этом. В Кремле при Брежневе правил днепропетровский клан. Для своего города они и пробили строительство метро. Да и то разрешение у дорогого Леонида Ильича буквально клещами вырывали.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

Донецк не сдался

Шли годы, Донецк стал задыхаться в транспортных пробках. Как решать проблему? Расширять дороги? Нереально, придется сносить много жилья. Выход для миллионного города был один — строительство метрополитена. Вопрос о строительстве подземки в том или ином городе решал лично генеральный секретарь ЦК КПСС или глава Совета министров СССР. На очередное обращение дончан из Москвы последовало железобетонное: «Нет денег в стране. Метро у вас не будет!»

Но Донецк не был бы Донецком, если бы сдался. Разрешение все же пробили, хотя нигде в мире не было опыта строительства метро на подработанных горными выработками территориях. Как вспоминал бывший в те времена председателем Донецкого горисполкома Владимир Спицын, город пустил в ход «тяжелую артиллерию» — авторитетнейших горняков, директора шахта им. Засядько Ефима Звягильского и начальника комбината «Донецкшахтострой» Николая Бурего. Они ходили по властным и партийным кабинетам в Москве, убеждали, просили, обещали.

Эксперты говорили, что в Донецке все придется делать с нуля: «Нужно обучить людей, создать проходческую технику, индустрию, специально производящую материалы для строительства метро, организовать производство тюбингов, нужен и проходческий комплекс».

Владимир Кузьмич Спицын так описывал в свое время эту ситуацию: «Начальник шахтостроительного комбината тут же сказал: «Я завтра готов полторы тысячи проходчиков отправить на строительство метро». А относительно проходческого комплекса, который изготавливался на Ясиноватском машиностроительном заводе, мы заявили, что мобилизуем школьников, они соберут металлолом, завод выплавит металл, мы отдадим его на машиностроительный завод, и он фактически бесплатно, за наши средства сделает этот проходческий комплекс. Относительно тюбингов мы «пробили» три города: Днепропетровск, Харьков, Челябинск. Выстраивалась такая цепочка — от нас чугун, Днепропетровск готовит тюбинги, Харьков делает их механическую обработку вместе с Челябинском, причем на все четыре города сразу. Этим планом мы убедили всю комиссию и получили разрешение на строительство метро. К сожалению, началась перестройка — кончились деньги».

Разрешение на производство проектных работ было получено в 1990 году, а на само строительство — под самый развал СССР, 30 декабря 1991 года. Распоряжение подписал уроженец Донбасса, глава правительства Николай Рыжков.

Затея не удалась, но за попытку — спасибо?

Автору памятно интервью с первым директором строящегося метрополитена Владимиром Мищенко, бывшего, кстати, первым замом Спицына. Он рассказывал, что с финансами, конечно, полный швах, но при финансировании хотя бы на уровне 1992 года (интервью было взято тогда) к 2000-му дончане смогут проехать по первой ветке. Тогда планировалось проложить ее по классической схеме — от железнодорожного вокзала в центр. Увы, лихие девяностые не дали осуществиться этому плану.

Что будет строится в донецке. Смотреть фото Что будет строится в донецке. Смотреть картинку Что будет строится в донецке. Картинка про Что будет строится в донецке. Фото Что будет строится в донецке

В итоге метро в Донецке строить начали с прицелом на спальные районы. Тянули первую ветку в центр из отдаленного южного Пролетарского района. Но воз и ныне там — стоят, ветшают прорытые тоннели, колодцы вестибюлей станций метро, в небытие сгинул уникальный проходческий комплекс, изготовленный на Ясиноватском машиностроительном заводе. Он мог проходить даже скальные породы — уникум для всего бывшего СССР.

Донецкое метро у жителей столицы ДНР давно стало предметом грустных шуток. Мол, дедам не удалось покататься на нем, нам тоже — а вот внукам, наверное, повезет.

Украина в XXI веке с каждым годом выделяла на донецкое метро все меньше и меньше денег. Звучали заявления, что строительство метрополитена в городе с подземными выработками просто нереально дорого, да и опасно.

Это не так. Лариса Богун, много лет работавшая в Институте организации шахтного строительства как раз над проектами, связанными с метростроем, говорила: «Я вам скажу, что в Киеве условия для возведения метро были еще хуже, потому что его строили в плавунах. На время строительства применяли методы технической мелиорации, кессонную проходку. И тем не менее метрополитен функционирует. Если где-то в метро обнаруживается течь, то закрывается целая ветка, чтобы, не дай бог, плывун не затопил. В Донецке в этом смысле гораздо лучшие условия. Метро в Донецке можно построить гораздо быстрее, чем в других городах, потому что у нас есть своя рабочая сила и достаточно хорошие для этого условия. Наше метро глубиной всего 50 метров, оно местами даже выходит на поверхность».

Городские власти, конечно, не могли спокойно смотреть, как рабочие треста «Донецкшахтопроходка» то и дело выходят на забастовки, требуя выплаты долгов по зарплате, а проект метро превращается в некий местный аналог Великой китайской стены, которую строили добрую пару тысяч лет. Поэтому возникали время от времени альтернативные проекты — скоростного трамвая, надземного метро, облегченного, исключительно наземного метро. Но ни денег, ни решительности отстаивать эти проекты у их авторов и лоббистов просто не было. А потом началась война со всеми вытекающими из нее выводами: метро строить нет ни сил, ни денег. Пока. А что в будущем?

Донецку поможет большая страна?

Ответом могут стать выкладки еще «нулевых». Тогда логистики подсчитали, что экономически оправданным считается строительство метро при перевозке на 1 км пути в одном направлении не менее 6—6,5 млн пассажиров в год. Это способствует максимальной интенсивности пассажиропотока в одном направлении в часы пик, 20—30 тысяч человек в час. То есть в любом случае альтернативы метрополитену в большом городе нет.

В предвоенные годы донецкое метро было вынуждено ужиматься. Сначала срезали сметы, потом «откорректировали» проекты. Затем, после трехкратного сокращения, дирекцию строящегося метрополитена перевели в Харьков.

Донецкую мечту сначала погубил развал Союза, потом отсутствие должного финансирования, затем полная апатия властных структур. Примечательно, что в распоряжении «Донецкшахтостроя» в начале строительства 25 лет назад было 350 млн рублей (сметная стоимость проекта в ценах 1984 г.), которые так и не успели освоить.

Сможет ли город шахтеров и металлургов когда-нибудь возродить строительство своей подземки? Это возможно, конечно, но при одном условии — если Донбасс снова станет частью хозяйственного механизма большой страны, из которой его в свое время изъяла слепая воля политической конъюнктуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *