Что бы я хотел узнать на уроках обществознания
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Всё об обществознании: самый популярный предмет ЕГЭ в школе и при поступлении
Обществознание в школе
В конце марта в Госдуме состоялось рабочее заседание по разработке модернизированной концепции преподавания обществознания в школе. По мнению депутатов, текущую программу нужно менять, поскольку она неполноценна. Для разработки новых стандартов и учебников, призванных повысить качество преподавания предмета, создали рабочую группу во главе со спикером нижней палаты Сергеем Нарышкиным. К работе по формированию обновленного курса депутаты собираются привлекать не только преподавателей, но и родителей и учеников, а саму концепцию планируют представить в сентябре 2016 года.
Одно из предложений, озвученных первым заместителем министра образования и науки Натальей Третьяк, как сообщает ТАСС, — введение обществознания с более позднего возраста (сейчас его изучают с 5-6 класса). Вячеслав Никонов, глава комитета Госдумы по образованию, считает, что в существующей программе нет целостности, в учебниках, слишком нравоучительных и далеких от жизни, неправильно распределен материал, и какие-то их параграфы чересчур «просты и примитивны». А руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева предлагает дополнить школьную программу по обществознанию элементами этики, эстетики и философии. По ее мнению, последняя требует особого внимания, так как сейчас студенты гуманитарных специальностей нередко не имеют о ней ни малейшего представления.
ЕГЭ по обществознанию
Недостатки, подмеченные депутатами, не мешают обществознанию несколько лет подряд оставаться самым популярным среди предметов ЕГЭ по выбору. В 2016 году на него записалось 59% участников ГИА-11, а это порядка 382 тыс. человек. ЕГЭ по обществознанию (основная волна) в этом году пройдет 8 июня. Досрочный экзамен состоялся 30 марта, и его прошли свыше 8 тысяч человек из 80 субъектов РФ. Свои результаты они узнают до 12 апреля.
Экзамен в 2016 году
Обществознание — уникальный учебный предмет. Курс включает в себя целый комплекс научных знаний по вопросам социологии, политологии, социальной психологии, философии. При этом сейчас здесь нет единого стандарта — в одних школах эти знания дополняют экономику и право как отдельные предметы, а в других курс по обществознанию уже включает их.
обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом
Я думаю, обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом. Оно часто становится необходимым связующим звеном в цепочке дисциплин, которые изучают дети, окрашивая теоретические знания практическими «цветными красками». Например, социальная психология опирается на опыт и знания, полученные учениками на уроках биологии, экономика связана с математикой и так далее.
Кроме того, обществознание решает множество важных вопросов. Оно направлено на ликвидацию не только правовой и экономической неграмотности у молодых людей, но и так называемого правового нигилизма (отрицание права как социального института — Прим. ред.), а также на социализацию школьников. Именно обществознание способствует воспитанию гражданского сознания, мировоззренческому определению подрастающего поколения и его интеграции в процессы общественного развития.
На мой взгляд, один из недостатков школьной программы по обществознанию — это раннее изучение предмета. Несколько лет назад курс «помолодел», его стали изучать пятиклассники, и теоретический материал, его структуру и характер, был адаптирован под детей 11-12 лет. Школьники в облегченной форме пытаются освоить вопросы, которые не соответствуют уровню их психического развития и бывают им не по силам, потому что темы изучаемого ими курса опираются на предметные области, которые проходят в старших классах. Поэтому предложение Госдумы о введении обществознания с более позднего возраста я поддерживаю.
Популярность ЕГЭ по обществознанию напрямую связана с университетами, ведь выпускники выбирают предметы, которые нужны для поступления
Что я хотел бы видеть в школьной программе, так это конкретизацию курсов для профильного и базового обучения. Профильное образование, например, предполагает введение отдельных курсов «Экономика» и «Право», а на практике в учебном плане для них часто нет места. В этом случае учителям приходится самостоятельно разрабатывать программу, в которой есть время для экономики, права и, собственно, обществознания. В таких условиях возникает вопрос: а стоит ли включать какие-то дополнительные блоки и если да, то за счет чего?
К слову, опыт внедрения в курс раздела «Философия» есть у учителей, которые преподают в профильных классах, а в курсе «Право» имеется блок, посвященный международному праву (и эти вопросы есть на ЕГЭ). Так что часть предложений чиновников, на самом деле, отчасти уже реализована. Но стоить ли изучать это на базовом уровне? Не думаю, что создание энциклопедистов — рациональная идея для современной школы, которая идет по пути построения профильного образования, предусматривающего углубленное изучение конкретных предметов.
Так что пока у меня больше вопросов, чем ответов. Надеюсь, новая концепция преподавания обществознания будет более систематизированной, чем та, с которой мы работаем сейчас.
Популярность ЕГЭ по обществознанию напрямую связана с университетами, ведь выпускники выбирают предметы, которые нужны для поступления. Сейчас на большинстве социально-гуманитарных факультетов обязательно требуется обществознание. Но я не могу не отметить другую, совершенно справедливую, на мой взгляд, тенденцию. В последнее время многие вузы пересматривают набор вступительных экзаменов, и на смену обществознанию начала приходить история России.
избегайте популярного стереотипа, что обществознание — самый легкий среди других школьных предметов
Во-первых, избегайте популярного стереотипа, что обществознание — самый легкий среди других школьных предметов. Этот «самообман», на мой взгляд, часто связан с тем, что многие темы и вопросы, которые изучаются в рамках школьного курса, посвящены реальной жизненной практике.
Во-вторых, не забывайте, что обществознание тесно связано с другими дисциплинами, и для успешной сдачи ЕГЭ по этому предмету следует хорошо знать и их тоже.
В-третьих, уделяйте пристальное внимание повторению. Обществознание, как я уже говорил, — это комплекс нескольких наук и предметов. Чтобы не забыть самое важное, нужно периодически возвращаться к пройденному материалу, каким бы объемным он не был.
По ту сторону доски: что думают выпускники
Кроме обязательных русского и математики, я собираюсь сдавать ЕГЭ по обществознанию, истории и английскому языку. Буду поступать в Уральский федеральный университет на специальности, связанные с изучением языка. Обществознание — не профильный предмет на тех факультетах, куда поступаю, я сдаю его скорее на всякий случай: вдруг не получится пройти по баллам на те направления, куда бы мне хотелось.
Мне кажется, что если знаешь материал, который нужен на экзамене, сдать его несложно. Безусловно, всегда волнуешься во время решения контрольных и других испытаний, но всё-таки можно собраться и выполнить задания. Во время тренировочного ЕГЭ мне легко далась первая часть, но возникли сложности со второй частью, где нужно дать развернутые ответы на вопросы. Чтобы успешно ее пройти, на мой взгляд, надо не только проявить смекалку и показать владение терминами, но и обладать определенным жизненным опытом.
Нравилось ли мне изучать обществознание в школе? Конечно, да. иначе зачем же я сдаю по нему ЕГЭ?
Нравилось ли мне изучать обществознание в школе? Конечно, да, иначе зачем же я сдаю по нему ЕГЭ? На школьных уроках я узнала много нового о своих правах и обязанностях в обществе, а также о социальной сфере как системе взаимосвязанных групп индивидов и различных социальных групп. Я считаю, что обществознание помогает узнать о многих аспектах жизни человека в школе и во взрослой жизни.
Я сдаю обществознание, потому что мне нужны результаты этого экзамена для поступления на один из факультетов Высшей школы экономики. Пока не знаю точно, где буду учиться, собираюсь подавать документы сразу на несколько направлений обучения — экономику, социологию и менеджмент.
Я в учусь в физико-математическом классе, школьный учитель периодически присылает нам тесты в качестве домашнего задания, я прохожу их, но этой подготовки не хватит для успешного прохождения ЕГЭ. Поэтому я также хожу на специальные курсы в один из образовательных центров Москвы. Еще я дополнительно читаю различную социологическую литературу.
Знания по обществознанию помогут отстаивать свои интересы в реальной жизни
Мне нравится обществознание. Я считаю, что это очень «жизненный» предмет, потому что на занятиях по нему узнаешь много нового, интересного и полезного. Это действительно может потом пригодиться в жизни. Другими словами, обществознание сильно связано с практикой. Это касается, прежде всего, экономики. Предмет позволяет «заглянуть» во внутреннее устройство банков и финансовой системы, понять, каким образом государство может регулировать экономику, а также дает знания по таким актуальным темам, как инфляция или безработица. Кроме того, обществознание знакомит с правом и его отраслями — трудовым, семейным, гражданским правом. Эти знания, я думаю, помогают человеку отстаивать свои интересы в реальной жизни.
В университете планирую получить специальность «Менеджмент». Чтобы поступить на это направление подготовки, нужны результаты трех ЕГЭ — по русскому языку, математике и обществознанию. Что касается места обучения, то я хочу поступить в московский Институт международных социально-гуманитарных связей. Готовлюсь к ЕГЭ с репетиторами, иногда консультируюсь у школьного учителя. Думаю, что мне по силам хорошо сдать все вступительные экзамены, хотя, честно признаюсь, что переживаю во время любых контрольных и других проверок знаний.
Обществознание — один из предметов, которые не оторваны от реальной жизни, и могут в ней пригодиться.
Я люблю постоянно узнавать новое на уроках обществознания: оно тесно связано с различными сторонами жизни общества и места, которое занимает в нем индивид. Поэтому я считаю, что обществознание — один из тех предметов, которые не оторваны от реальной жизни, и могут в ней пригодиться. Кроме того, обществознание — это целый комплекс различных областей знаний, крайне интересных для изучения.
Методическая помощь учителю обществознания
Подборка полезных методических материалов по предмету. Все ссылки на одной странице!
Вебинары, разработки уроков, технологические карты, рабочие программы, наглядные пособия для скачивания, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, каталог учебной продукции, конкурсы, цифровые сервисы и рекомендации учебных пособий собраны в одном месте, чтобы помочь вам сделать учебное планирование проще, а занятия – продуктивнее.
Подготовка к уроку. Материалы для скачивания
Вебинары
Политология, право, экономика, социология, философия, культура. Все эти дисциплины пересекаются с обществознанием. Даем ответы на актуальные вопросы о межпредметном взаимодействии, рассказываем об игровых технологиях на уроках, учимся конструировать современные занятия с использованием электронных ресурсов.
Серия курсов «Функциональная грамотность школьников»
Данный курс будет полезен каждому педагогическому работнику на всех уровнях общего образования.
Основное внимание в содержании курса уделено изучению современных подходов к формированию и оцениванию функциональной грамотности. Программа курсов охватывает все компоненты функциональной грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Практические задания помогут педагогам разобраться в общих вопросах формирования и оценивания функциональной грамотности, познакомиться с процедурой анализа результатов участия России в международных сопоставительных исследованиях.
Итоговый контроль и аттестация
ОГЭ по обществознанию выбирают большинство девятиклассников. Кажется, что этот предмет сдать легче всего, однако вопросы на экзамене подразумевают не только опыт социальной жизни, но в большей степени знание теории и умение работать с материалами, в частности – с текстами. Работа с текстами встречается и в ЕГЭ, и тут нужно задействовать не только предметные, но и метапредметные умения. Выстраиваем план подготовки к итоговым испытаниям, обсуждаем экзамены прошлых лет и заостряем внимание на актуальных заданиях для тренировки.
Разбор заданий
Разбираем примеры экзаменационных заданий, выполняем рекомендации и прорабатываем трудные моменты вместе с экспертами.
Статьи
Изучаем конституцию РФ, погружаемся в вопросы гражданских прав и свобод на территории России, рассказываем о бонусах, которые могут быть доступны ученикам, прошедшим олимпиады по обществознанию. Делимся интересными кейсами по использованию художественных текстов на уроках обществознания. И, конечно, учимся экономить вместе с экспертами по финансовой грамотности (интересно будет не только школьникам!).
Каталог учебной продукции по обществознанию
Каталог учебной продукции по дисциплине «Право»
Программа лояльности
Мы ценим интерес к нашим сервисам и разработали программу поощрения пользователей за активность на сайтах ГК «Просвещение». Присоединяйтесь: накапливайте баллы и обменивайте их на скидки и подарки!
Работа с текстами на уроках обществознания
Содержимое разработки
Щербакова Наталья Валериевна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ ЛФПГ г.о. Самара
РАБОТА С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным (Ф. Бэкон)
Я думаю, вы согласитесь, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись.
Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания.
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
1. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
4. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
Достаточно рассмотреть результаты ОГЭ по обществознанию, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними.
(данные представлены в открытых источниках, например на сайте РЦМО)
Ещё более плачевно выгляди статистика выхода работ на третью проверку в сентябре месяце.
Подготовка к ОГЭ по обществознанию стала не менее актуальна, чем подготовка к ОГЭ по математике и русскому языку. Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Хочу представить вашему вниманию некоторые моменты из своего опыта работы по подготовке учащихся к сдачи ОГЭ по обществознанию по работе с текстами.
Что же такое текст?
1. Всякая записанная речь, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них.
2. Внутренне организованная последовательность отрывков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.
Ожегов. Толковый словарь.
Требования к тексту.
Соответствовать целям и задачам обучения;
Отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
Быть органически связанным с программным материалом;
Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
Обладать научными и литературными достоинствами
Хочу отметить, что тексты, прежде всего, следует подбирать под учеников, учитывая, чему они могут научиться при работе с данной информацией и насколько это для них значимо. Нет необходимости объяснять, что учителю следует заранее продумывать структуру и содержание текстов, предлагаемых на уроке. С одной стороны, они должны быть достаточно сложными, проблемными, и, по-возможности, неадаптированными, а с другой стороны — интересными и познавательными. Заметьте! Любой текст перестает быть скучным!
Вместе с тем, остался нерассмотренным ещё один важный вопрос: с помощью каких методов достигается результат. Давайте воспользуемся известной схемой из курса обществознания «структура деятельности»: цель — средства — методы — результат. Если опираться на указанные элементы, то работу учителя (в рамках темы лекции) можно представить следующим образом:
цель — самостоятельная образовательная деятельность учащихся;
средства — различные группы текстовой информации;
методы — использование методических приёмов при работе с текстом;
результат — решение проблемы «грамотности чтения», формирование учебно-познавательной компетентности.
II. РАБОТА С ТЕКСТАМИ
С 5 класса начинаю работу по формированию навыков составления плана – выделения главной мысли каждого абзаца, как на уроках истории, так и обществознания. Сначала учимся в классе все вместе. Затем пробуют самостоятельно, получают такой вид задания в качестве домашней работы. Это даёт хороший результат к 9 классу.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
выделять в тексте главные положения и мысли;
составлять различные виды планов;
Уже несколько лет мною используется методика работы с текстом в парах постоянного и сменного состава. (см. Приложение № 1)
Учащимся предлагается текст и контрольный лист:
Поработайте в паре:
1. Обозначьте абзац.
2.Прочтите текст абзаца.
3. Определите главную мысль.
4. Обоснуйте, аргументируйте.
5. Озаглавьте абзац.
6. Заголовки вписывайте поочередно с партнером.
7. Приступайте к следующему абзацу.
8. А может быть, вы сможете подобрать собственное название ко всему тексту?
Следуйте девизу успешной работы: “Не рядом, а вместе!”
развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
Для формирования этого умения можно использовать следующий прием «схлопывания пузырьков» – предложить одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать его. Этот методический прием позволит, во- первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во- вторых, такая работа позволит ребенку увидеть тему целиком.
Часть заданий требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи осваивать учебный курс и в дальнейшем работать с научной литературой.
Поэтому, я считаю, важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В своей педагогической практике я использую следующие развивающие приемы:
1 часть. Ученики быстро и внимательно читают текст, затем составляют список вопросов. У кого этот список длиннее и подробнее, тот и выиграл соревнование.(10 минут)
2 часть. Ученики по порядку задают вопросы всем остальным, последние коротко отвечают на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определяем самого “дотошного” ученика.
Учащиеся быстро и внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту. В имитируемый “кладезь” (коробку) учащиеся складывают вопросы. Вызываемый ученик вынимает записку и как можно более полно отвечает на вопрос устно. Остальные оценивают вопрос и ответ.
«Ступеньки интеллекта». После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить «наводящие» вопросы по определенной теме. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать такие вопросы, которые помогают при ответе на заданную тему, но не дают исчерпывающего ответа. Необходимо привести психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Такой методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.
Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы», особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия?
В чем состоят различия?
Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
2. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что. », «Если я правильно поняла, то. », «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о. ». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
6. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.
Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным.
Вопрос – обществоведческая задача.
Помогает внеурочный курс «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» и
«ТРУДОВОЕ ПРАВО – ТВОЁ ПРАВО»
Ценность дополнительного образования заключается в том, что на факультативы приходят дети, заинтересованные в успешной сдаче экзамена. Если на уроке бывает трудно мотивировать всех учащихся на проектно-исследовательскую деятельность (не все сдают экзамен по обществознанию), то на таких занятиях «лишних» людей, как правило, нет. В свою очередь в конкурсах и олимпиадах участвуют тоже далеко не все учащиеся, а экзамен сдают многие. Соответственно дополнительные занятия позволяют восполнить все пробелы, связанные с подготовкой к итоговой аттестации и более эффективно использовать для этого проектно-исследовательские технологии
ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания, отобранные для учащихся, помогают формировать и отрабатывать умения, необходимые для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию:
— решение практических задач на заданные темы
— умение приводить аргументы
— выполнение тестовых заданий
— защита итоговой работы (н-р»Бюджет моей семьи»)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Методика работы с текстом в парах постоянного и сменного состава.
Учащимся предлагается текст и контрольный лист:
Поработайте в паре:
1. Обозначьте абзац.
2.Прочтите текст абзаца.
3. Определите главную мысль.
4. Обоснуйте, аргументируйте.
5. Озаглавьте абзац.
6. Заголовки вписывайте поочередно с партнером.
7. Приступайте к следующему абзацу.
8. А может быть, вы сможете подобрать собственное название ко всему тексту?
Следуйте девизу успешной работы: “Не рядом, а вместе!”
Приложение № 2 ТЕМА «СЕМЬЯ»
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обед в чашке. Он захотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала его бранить за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что – то слаживает. Отец и спросил: «Что ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».
(Толстой Л.Н. Книга для детей)
С1. Об отношениях каких членов семьи вы узнали из рассказа?
С2. Сколько поколений живёт в семье?
С3. Какой урок родителям преподал их маленький сын Миша?
С4. Какую мысль хотел донести до читателей автор?
С5. Объясните смысл китайской пословицы: «Сначала стань достойным сыном, а потом уже сможешь стать достойным отцом».
Жила – поживала когда – то большая семья,
Настала пора переезда в иные края.
Когда же мешки с барахлом выносили во двор,
У взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор,
И «против» и «за» раздавались у них голоса –
Везти или нет им с собою дворового пса.
А тот, чьих зубов опасался полуночный вор,
Лежал и внимательно слушал людской разговор.
«Я стал им не нужен…Зачем притворяться живым?»
И больше не поднял с натуженных лап головы.
Спустя поколение снова настал переезд
На поиски более щедрых и солнечных мест.
И бывшие дети решали над грудой мешков –
Везти или нет им с собою своих стариков.
С1. Что стало предметом семейного раздора?
С2. Как бы вы поступили в подобном споре?
С3. Как повлияло поведение взрослых на отношение к ним детей в будущем?
С4. Какую мысль хотел донести до читателей автор?
С5. Объясните смысл русской пословицы: «Что посеешь, то и пожнёшь».
ТЕМА «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ
«…конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные (воображаемые). Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме:
конфликтная ситуация + повод = конфликт.
Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причём пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределённость исхода, т.е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как несовпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон».
Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 1998. – С.50
С1. Что автор фрагмента называет конфликтом?
С2. Как бы вы пояснили своими словами, что такое конфликтная ситуация? Что такое повод?
С3. Назовите с опорой на текст характерные черты конфликта.
С4. Какие из перечисленных признаков (черт) конфликтов связаны с общением?
С5. Приведите примеры неконфликтного выхода из конфликтной ситуации.
№ 1 Уханье филина донеслось до него с горы – плохая примета. Но шагов не слышно. Господи, неужели всё пропало? Он уже собирался задать стрекача, как вдруг кто – то кашлянул в четырёх шагах от него. Сердце у Гека чуть не выскочило, но он пересилил свой страх и замер на месте, весь дрожа, словно его трепали сразу все двенадцать лихорадок, а слабость на него напала такая, что он боялся, как бы не свалиться на землю.
(Твен М. «Приключения Тома Сойера»)
С1. Озаглавь отрывок (дайте своё название).
С2. Сформулируйте своими словами основную идею отрывка.
С3. Какие оттенки страха можно найти в тексте?
С4. Приведите не менее трёх полезных качеств страха.
С5. Сформулируйте своими словами понятие «страх». Бывают ли абсолютно бесстрашные люди?
Много дней складывал он камни в погребе и на чердаке. Когда однажды он почувствовал, что жить ему осталось недолго, он в последний раз пришёл к Колизею и, с трудом карабкаясь по скамьям амфитеатра, забрался на самый верх. Заходящее солнце окрашивало старинные руины золотым, алым и фиолетовым цветом. Но старик ничего не видел, потому что слёзы застилали ему глаза. Он надеялся, что побудет здесь, наверху, один, но на террасу высыпала толпа туристов. На разных языках выражали они свой восторг. И среди множества голосов старый вор различил звонкий детский голосок какого – то мальчика: «Мой! Мой Колизей!»…
(Родари Дж. Человек, человек, который хотел украсть Колизей
//Родари Дж. Сказки по телефону. – М., 2009. – С. 140 – 142)
С1. Озаглавь отрывок (дайте своё название).
С2. Сформулируйте своими словами основную идею отрывка.
С3. В каком значении используется слово «мораль» в названии сказки?
С4.Сформулируйте золотое правило морали. Кем и где оно было высказано?
С5. Какие ещё значения слова «мораль» вам известны? Чем отличается добрый поступок от злого?
Конвенция о правах ребенка
Государства-участники настоящей Конвенции… согласились о нижеследующем:
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка
С1. В семье Сидоровых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей, которому двадцать два года. Кто из них попадает под защиту Конвенции о правах ребенка? Объясните с опорой на текст, почему?
С2. Какие права ребенка защищает Конвенция о правах ребенка. Назовите не менее 3 прав.
С3. Возможно ли разлучение ребенка с родителями, согласно Конвенции о правах ребенка?
В каких случаях это может произойти? (укажите с опорой на текст не менее двух случаев)
С4. Почему наряду со Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы: сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка
С5. Перечислите не менее двух проблем подросткового возраста и предложите пути их преодоления.