Что было бы на земле без математики

что было бы если не было математики

Так вот, зачем нужна математика в жизни?

Потому что если обратится к мнению специалистов данной области, то они скажут, что не было бы математики, не было бы жизни. Очень веский аргумент.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? (Платон)

Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. (А. И. Герцен)

Полёт – это математика. (В. Чкалов)

Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А. С. Пушкин)

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов)

Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М. В. Ломоносов)

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М. В. Ломоносов)

Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. (М. В. Ломоносов)

Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. (М. В. Ломоносов)

Слеп физик без математики. (М. В. Ломоносов)

Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива. (Р. Петер)

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. (Н. И. Лобачевский)

Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. (А. Эйнштейн)

Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. (Л. Эйлер)

Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (И. Гете)

Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение. (В. Ф. Каган)

Величие человека – в его способности мыслить. (Б. Паскаль)

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д. Пойа)

Источник

Что было бы на Земле, если бы не было математики?

Висновки у будь-якого дослідження мають бути, а інакше ж як? Але незважаючи на розуміння учителем особливостей, правил, вимог зробити остаточні висновки на практиці дуже важко.

Результатами дослідження або впровадження для всіх учасників навчально-виховного процесу є різні речі. Так для офіційних структур (адміністрація, керівник методичного об’єднання, методист тощо) важлива мова цих висновків – вона має бути суто науковою, обґрунтованою такими самими науковими думками і міркуваннями, а для учителя і дітей, які прожили це і їх життя було наповненим і цікавим? Що може краще охарактеризувати результати експерименту ніж творчість дітей, натхнених самим процесом?

Саме ця творчість учнів надихає учителя, надає йому можливість усвідомити не даремність своєї праці, такої важкої і декому здається – невдячної. Якби місця у цій книзі було б більше, можна було б показати більше дитячих творів, листівок, плакатів тощо, але для дитячої фантазії замало будь-яких книжок …

Це пишуть діти, які навчалися за курсом «Навчаємося мислити та спілкуватися на заняттях математики». Може це Вас переконає у важливості такого підходу у викладанні математики і реальних результатах спецкурсу?

Что было бы на Земле, если бы не было математики?

Сочинение – фантазия

Представьте. Планета Земля. Никто никуда не успевает добраться, сделать покупку в магазине, построить дом. И даже никто не может решить обычный пример. Хаос.

Да, что я говорю? Без математики мы бы все сейчас были бы аборигенами, которые не смогли бы даже пришить заплатку на штаны. Она была б то больше, то меньше.

Я очень рад, что в нашем мире есть математика. Какой ужас был бы без нее.

Пономаренко Вадим, 5 – Б класс, ХООШ № 122.

Царь одной планеты решил, что математику изучать не надо. И издал указ об отмене изучения математики. Шли годы, царь решил жениться. На бал были приглашены принцессы со всех соседних планет. Царь выбрал самую красивую и умную принцессу.

Дело шло к свадьбе. Отправилась принцесса к портному, чтобы заказать подвенечное платье. Но портной сказал, что не сможет выполнить ее просьбу, так как он не знает сколько метров ткани ему необходимо для пошива. Принцесса очень огорчилась и отправилась к кондитеру, чтобы заказать торт, но он сказал, что у него нет весов, и он не знает сколько продуктов необходимо для приготовления свадебного торта.

Администратор сказал, что не сможет сосчитать, какое количество гостей приглашено на свадьбу. А сам царь не смог правильно рассчитать время и расстояние, чтобы приглашения пришли вовремя.

Царь понял, какую большую ошибку он допустил, отменив математику. А умная принцесса помогла ему со всем справиться, потому что она учила математику и знала, зачем нужна эта наука.

Щекатурина Влада, 5 – Б класс, ХООШ № 122.

Только задумайтесь, если бы не было математики … Люди были бы не до конца образованы. Они даже не смогла бы посчитать пальцы на одной руке. Не было бы счета времени. Потому что секунды, минуты, часы, сутки, месяцы, года даже записываются числами.

Люди не смогли бы даже похвастаться. Ведь чтобы похвастаться, надо знать, например, сколько зарабатывает папа или сколько игр у тебя на компьютере. Экономика не смогла бы развиваться, ее вообще бы не существовало. А в классе не смогли бы сказать сколько детей отсутствует.

Математика очень важна и полезна в жизни.

Наливайко Мария, 5 – Б класс, ХООШ № 122.

Сейчас, в мире современного прогресса и компьютерных технологий, наверное, очень трудно представить мир без науки математики. Ведь еще с начала существования человека на земле наши предки пытались жить без этой науки, но по мере того как развивалась наша цивилизация и люди приспосабливались к своей жизни, развивалась и математика. Математика, как известно, возникла из практических нужд людей. И сегодня трудно представить себе человеческую деятельность, лишенную числа и счета. Благодаря великим ученым, которые приложили массу усилий, эта наука полностью вошла в нашу жизнь.

Без математики, я так думаю, человек не смог бы элементарного. Во-первых, любой человек, достигший восемнадцатилетнего возраста, должен работать, чтобы обеспечить себе существование. Во-вторых, без счета не смогли бы начислить зарплату. В-третьих, мы бы в жизни не смогли осуществлять покупки в магазинах, на рынках и т.д., не смогли бы посчитать, умножить или разделить.

Я считаю, что без математики люди не смогли бы достичь всех благ, которыми мы пользуемся в современной жизни.

Винникова Кристина, 5 – Б класс, ХООШ № 122.

Если не будет математики, то на земле будут драки, скандалы, и очень много убитых. Но и еще никто ничего не сможет купить. Все будут голодать и всем будет холодно. Потому что никто не умеет считать.

Я люблю математику, все, что есть в математике, и еще я очень-очень люблю учительницу по математике.

Гавриленко Анастасия, 5 – Б класс, ХООШ № 122.

Мой странный сон

Я сидела за столом и писала домашнее задание по математике. Было поздно, день был очень сложный, и я устала, хотелось спать. Как не хотелось делать математику, и я пожелала, чтобы математики не стало.

Утром, как обычно, пошла в школу. Там услышала, что школа в долгах, директор не смог рассчитаться за краску, парты и новые окна. Там всего лишь надо было отдать 230 гривен за краску, 690 – за парты и 500 – за окна. Это же так легко! Я так удивилась! А вместо урока математики у нас были танцы. Хоть и домашнее не проверяли, но без математики все же как-то не так. Все начало валиться из рук.

Но дальше стало еще хуже. Космонавты не рассчитали траекторию, и их корабль упал на нашу школу. Всех отпустили домой. Пока я шла домой, заметила и еще много очень странных вещей, строители построили вместо девятиэтажного дома – пятиэтажный, а девочки не смогли поиграть в «резинки» — они прыгали вместо 3 раз 5, а вместо 5 – 2 раза и очень уставали от этой путаницы. Часы показывали то же что-то странное.

Придя домой, я заглянула в энциклопедию, но не смогла сразу найти ни одного нужного раздела, страницы были не пронумерованы. С трудом нашла, что искала, «древнегреческие знаменитости», но там нет ни одного математика.

И тут я догадалась – это все мое глупое желание.

Вдруг я проснулась за учебником математики и поняла, что без нее нам не прожить, весь мир изменится и станет совсем другим.

Пильник Дарья, 5 – Б класс, ХООШ № 122.

Одна из важнейших наук – математика, мы сталкиваемся с ней каждый день, каждый час, некоторые люди ежеминутно. Просыпаясь, я смотрю на часы и знаю число, месяц, год. Идя в магазин, аэропорт, метро, на железную дорогу, я сталкиваюсь с математикой. В каждой профессии присутствуют элементы этого предмета. А представьте, если бы математики не было. Жизнь на земле остановилась на уровне каменного века. Без математики мы бы не смогли овладеть физикой, географией, астрономией и другими науками. Человек бы не полетел бы в космос, и такой нужный при строительстве мостов и домов точный расчет нельзя было бы сделать.

Рымарчук Руслан, 5 – Д класс, ХООШ № 122.

Я думаю, что люди бы жили в пещерах и не отличались бы от обезьян. Без математики мы бы не могли сосчитать, например, сколько нужно кирпичей для постройки дома и рассчитать сам дом, его стены, крышу. Не сумели бы построить дорог. Не было бы техники, машин, самолетов, кораблей.

И никто, никогда не додумался до компьютера, и даже до простого телефона – ведь это вычислительные машины.

Мишенин Никита, 5 – Д класс, ХООШ № 122.

Что было бы с людьми если бы не было математики? Этот вопрос ни один простой человек себе практически за всю жизнь на задает. Но если задуматься? ТО можно смело сказать следующее: не было бы современной цивилизованной жизни, в котором мы живем и которая окружает нас каждый день. Не было бы прекрасной архитектуры старых районов нашего города и высотных домов современных районов, не было бы метро и другого транспорта.

Ведь все, что окружает нас, сделано человеческими руками и основывается на законах математики. Буквально все. Чтобы построить дом архитектор делает проект, в котором точно рассчитывает детали от самой мелкой до самой крупной. Чтобы добыть полезные ископаемые – нужны точные расчеты, основанные на математике, столяру, чтобы сделать мебель, то же нужны точные расчеты. Вся экономика и торговые операции строятся на точных расчетах. Даже в школе математику начинают изучать в самом начале, только лишь потому, что на основе математике, как на фундаменте, стоят и строятся все другие точные науки, не даром эту науку изучали еще в древности.

О математике можно говорить бесконечно, потому что эта наука бесконечна, как наша Вселенная.

Слипко Кристина, 5 – Д класс, ХООШ № 122.

автор публикации: ученики развивающих занятий

Источник

math4school.ru

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Ученые объясняют, почему не обойтись без математики

Пифагорейцы утверждали, что числа правят миром, а Александр Суворов называл математику «гимнастикой ума». Сейчас интерес к этой науке постепенно возрождается. T&P поговорили с пятью известными математиками, чтобы разобраться, зачем формулы и уравнения нужны в повседневной жизни, почему математика — интересный и творческий предмет, и что теряет гуманитарий, отмахиваясь от этой науки.

Тот, кто не знает математики, даже не может обнаружить своего невежества

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Как говорил мой учитель Владимир Игоревич Арнольд, «основной целью математического образования должно быть воспитание умения математически исследовать явления реального мира». Суть математики составляет изучение общих закономерностей, описывающих качественную природу окружающего нас мира, — смену времен года, расположения планет, изменение климата, колебания валютных курсов или стоимости нефти, развитие грамматик естественных или принципов конструирования искусственных языков. Математики разработали и развили разнообразные методы — вычислительные, алгебраические, геометрические, метод доказательных рассуждений, логического вывода. В некоторых случаях эти методы развиты настолько, что позволяют достичь глубинного понимания действующих закономерностей, в других это понимание — дело далекого будущего. Знание же закономерностей позволяет не только объяснять уже прошедшие события, но и предсказывать будущие.

Человек, который никогда не встречался с математическими рассуждениями, испытывает серьезные трудности с тем, чтобы отличить факт от его интерпретации, истинные утверждения от ложных, понять, какие следствия вытекают из того или иного утверждения. Человеком, неспособным прикинуть порядок числовых величин, могут легко манипулировать недобросовестные экономисты и политики. Как писал в 1267 году Роджер Бэкон, «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества, а потому не ищет от него лекарства».

В наше время распространен такой подход — я не понимаю математики, физики, химии, биологии,…, поэтому пойду лучше учиться чему-нибудь гуманитарному. То есть человек с самого начала своей самостоятельной жизни соглашается на собственную ущербность, на заведомое отсутствие у себя некоторого, причем ценного, качества. Гуманитарным наукам это не идет на пользу. А хотелось бы, чтобы в гуманитарии шли люди с ярко выраженным интересом к тому, чем они хотят заниматься, к изучению человека и его деятельности. В естественных науках и математике такой интерес присутствует, по-моему, чаще. Люди осваивают их и впоследствии занимаются ими в силу внутренней потребности, вовсе не отрицающей других, в том числе гуманитарных интересов.

Человек, который никогда не встречался с математическими рассуждениями, испытывает серьезные трудности с тем, чтобы отличить факт от его интерпретации и истинные утверждения от ложных.

Вы когда-нибудь пробовали описать прелесть живописного полотна человеку, который его никогда не видел? Это не вполне неразрешимая задача — если ваш собеседник имеет достаточный опыт посещения художественных галерей, хорошо знаком со многими шедеврами мировой живописи. Если же у слушателя такого опыта нет, нет и надежды, что он получит от описания положительные эмоции. Умение воспринимать красоту математики тоже требует постоянной — или по крайней мере регулярной — работы. Его можно развить у маленьких детей, начиная разговаривать с ними про математику еще до школы. Нередки случаи, когда эта красота открывается школьнику неожиданно. Изначально на достижение этого результата были направлены школьные математические олимпиады: через призму красивых задач и красивых решений показать небольшую часть спектра красивых идей, вызвать интерес и побудить пойти дальше.

Чтобы не оставаться голословным и дать конкретное представление о математической красоте, сообщу такой факт: если на план Москвы наложить ее другой, меньший план, то в Москве обязательно найдется место, которое на двух планах будет изображаться двумя точками, лежащими одна над другой — игла, проколовшая в этих точках два плана, будет указывать одно и то же место города. Понимаете ли вы, почему так происходит? Это утверждение служит началом большой и разветвленной математической теории и применяется в огромном количестве приложений. Оно остается верным в гораздо более общей ситуации — например, если второй план Москвы искажен или скомкан.

Гуманитарные науки вступают в эпоху высокой точности

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Зачем нужна математика? Фраза Ломоносова о том, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», как нельзя лучше отражает суть дела. Слухи о чудаковатых ученых сильно преувеличены. Люди, разбирающиеся в математике, ценятся не только потому, что они обладают специальными знаниями, а скорее потому, что умеют думать и анализировать.

Если физикам, химикам, биологам нужны лаборатории, установки, расходные материалы, то математика — она всегда с тобой. Едешь, например, в поезде, взял бумажку и ручку или просто закрыл глаза и работаешь над решением какой-то задачи. Красоты в математике не меньше, чем в искусстве. Если же работа по математике тяжеловесная и запутанная, скорее всего автор либо взялся за «не ту» задачу, либо над решением еще нужно поработать. Доказательство теоремы — как сборка пазла. Крутишь так и сяк имеющиеся фрагменты, известные факты и методы доказательства, и когда вдруг все сложилось — вот это красота!

Самой математике нужны приложения. Они не только гарантируют ей право на существование, но и являются средой, которая генерирует новые сугубо математические задачи. Помимо приложений в естественных науках — физике, химии, биологии — математика все чаще используется в экономике, социальных и гуманитарных науках. Особую роль математические результаты играют в мире IT. Технологические прорывы часто основаны на принципиально новых алгоритмах и теоремах, подчас из весьма абстрактных областей математики.

Красоты в математике не меньше, чем в искусстве. Если же работа по математике тяжеловесная и запутанная, скорее всего автор либо взялся за «не ту» задачу, либо над решением еще нужно поработать.

В марте 2014 года открылся факультет компьютерных наук Вышки и Яндекса. К нам поступают ребята, которым интересны математика и программирование. Именно они через некоторое время смогут применить арсенал математических методов к задачам информационного поиска и компьютерного зрения, автоматической обработке текстов и биоинформатике, разработке комплексов программ и созданию интернет-сервисов. Одно из направлений Computer Science — это «новая математика» для работы с большими данными. То, чего здесь можно достичь, находится на грани фантастики.

Есть ощущение, что именно сейчас гуманитарные науки вступает в «эпоху точности». Речь идет не только о возможности строить все более точные математические модели различных процессов и обсчитывать эти модели на супермощных компьютерах. Новые технологии позволяют фиксировать и хранить точную информацию о самых разных реальных событиях. Вопрос только в том, что с этой информацией делать: собранные груды данных человек или даже научный коллектив не сможет проанализировать за многие годы. Идея современного анализа данных в том, что компьютерные системы и реализованные на них алгоритмы сами работают с полученными массивами информации и выдают пользователю только окончательный результат — интересующую его статистику и те или иные обнаруженные закономерности. Это позволяет не только с математической строгостью подтвердить или опровергнуть гипотезы из гуманитарной сферы, но и обнаружить зависимости, которые были неизвестны специалистам. Математически подкованные гуманитарии тут необходимы — они могут поставить задачу, объяснить, что заданные планируется собирать и какого сорта характеристики нас будут интересовать.

Недавно в Яндексе решили провести всероссийскую контрольную для всех, кто любит математику или, быть может, хотел бы полюбить, да как-то не складывалось: школьников, мам, пап, дедушек и бабушек. Задачи несложные, по базовой школьной программе — тем не менее, для успешного решения нужно быть внимательным.Тренировочные задания уже открыты на сайте — можно проверить свои силы.

Контрольная пройдет 14 марта, в день числа Пи. Поучаствовать в контрольной можно не только онлайн — в Москве задачи можно будет порешать в Вышке, ставшей партнером проекта. Проект поддержали вузы во многих регионах России: Екатеринбурге, Новосибирске, Казани и других. Очень рекомендую освободить час от субботы и присоединиться — особенно тем, кто боится математики. После контрольной преподаватели университета разберут задачи вместе с участниками проекта.

Незнание математики грозит кашей в голове

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Вот нынче идут споры о политике. Казалось бы, при чем здесь математика? Но при детальном изучении ситуации ясно, что у гуманитариев, не знакомых с азами математики, в голове не мнение, а «каша». Они ни на чем не могут сфокусироваться, перепрыгивают с одной аргументации (беспорядочной и зачастую противоречивой) на другую. И это с каждой из воюющих сторон. У человека, понимающего математику, в голове порядок, все по местам. Он свою позицию прорабатывает, на мякине его не проведешь. Итак, незнание математики грозит кашей в голове.

Гуманитариев нужно учить красивой математике — картинки, картинки и еще раз картинки. Они сразу должны заставлять работать головой: думать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Не просто созерцать красивые математические построения, а быть их активным со-устроителем, видеть, с какой целью делается то или другое, понимать простые логические переходы.

Затем, на следующей стадии, можно уже переходить к абстрактным понятиям и терминам — как ни странно, они лучше даются гуманитариям, нежели прожженым и упертым технарям! Вполне можно порешать разные диофантовы уравнения, поговорить о комплексных числах, о числовых системах (кольцах, полях) и как они помогают в решении задач. Вполне доступен уже на ранних стадиях постижения математики анализ задач на построение, что можно и что нельзя построить циркулем и линейкой. Вообще, я бы посоветовал любому гуманитарию освоить книгу Куранта и Роббинса «Что такое математика».

У человека, понимающего математику, в голове порядок, все по местам. Он свою позицию прорабатывает, на мякине его не проведешь.

В чем заключается красота математики? Найдите геометрическое доказательство теоремы Пифагора — и вы поймете!

Эта наука учит нас тому, что нерешаемые с виду задачи можно решить

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

В век информационных технологий все чаще раздаются голоса, что сколько-нибудь серьезное знание математики специфично и среднестатистическому человеку не особенно-то и нужно. Многие считают, что уже навыки деления, скажем, семизначного числа на четырехзначное или сложения двух дробей излишни — ведь все это можно проделать на смартфоне. Что уж говорить об умении решать логарифмические неравенства, алгебраические и дифференциальные уравнения, задачи трехмерной геометрии (стереометрии) и прочую «высшую математику»?

Есть два принципиальных аргумента против такой позиции. Во-первых, не столь уж тривиальная математика нужна нам уже в быту. Например, чтобы решить простую задачу («В одной из динамично развивающихся африканских стран инфляция составляет 32 млн. процентов в год. Вопрос: на сколько процентов в этой стране растут цены в день?» Ответ многих удивит своей малостью [1]), нужно умение составлять и решать уравнения с логарифмами. Без этого не рассчитать, под какой процент нужно положить 5 тысяч долларов в банк на счет родившегося сына, чтобы через 18 лет он смог получить 25 тысяч, или что лучше: вложить наши сбережения так, что они будут увеличиваться на 6% каждые полгода, на 13% каждый год, или 27% каждые два года? Пожалуй, еще более животрепещущая (на март 2015 г.) тема: в какой валюте лучше держать свои сбережения — в рублях (банки обещают высокий процент), в долларах или в евро? Интуиция подсказывает верный ответ (во всех валютах понемножку), но вот для того, чтобы правильно выбрать пропорции, необходимо обладать простейшими знаниями в теории риска. На совещаниях на работе нам часто приходится делать выбор, какую из различных точек зрения поддержать, к какой группе сторонников примкнуть. Сделать это с наибольшей выгодой для себя позволяет теория игр. Она же дает ответ на вопрос, какую зарплату можно смело потребовать, если тебя пытаются переманить к себе конкуренты, не боясь продешевить или потерять выгодное предложение.

Во-вторых, математика (даже школьная) учит логически мыслить. Понимать, что из чего следует, а что нет (например, из того, что у нас в холодильнике есть селедка, следует, что у нас там есть и рыба. Но из того, что у нас в холодильнике рыба, вовсе не следует (хотя и может быть), что у нас там селедка). Едва ли не единственная школьная дисциплина, которая учит рассуждать, является геометрия. Но это только вершина айсберга. На самом деле вокруг нас существуют и более тонкие закономерности, выходящие за пределы обычной логики, оперирующей понятиями «истина» — «ложь» — «неизвестно». Например, научно установлено, что между длиной волос человека и его ростом существует отрицательная корреляция (стохастическая зависимость), то есть, если взять случайного гражданина России и сообщить нам, что у него короткие волосы, мы сможем с высокой вероятностью утверждать, что его рост выше среднего. Теперь вы узнаете, что у меня короткие волосы. Дает ли это вам какую-то дополнительную информацию о моем росте? Правильный ответ нет [2].

И таких примеров очень много (например, существует ли взаимосвязь между ценой помидоров в супермаркете и их качеством или взаимосвязь между джинсами определенной марки и моей привлекательностью в глазах девушек; стоит ли проходить платный диагностический тест, дающий правильный ответ в 90% случаев для определения болезни, встречающейся у одного из десяти тысяч человек [3]). Для понимания, когда взаимосвязи существуют, а когда это ложные корреляции, порожденные неучтенными факторами, нужно иметь представления об основах теории вероятностей и теореме Байеса. Ну или хотя бы развитый здравый смысл и твердую четверку по геометрии.

Современная математика покрывает гораздо более широкий круг вопросов, выходящий далеко за рамки бытовых. Крупнейшие поисковые системы, благодаря которым вы, возможно, и читаете данную статью, напичканы математическими моделями, которые позволяют подстраивать параметры выдачи результата нашего поискового запроса под конкретного пользователя. Иными словами, на один и тот же запрос Google мне выдаст одни ссылки, а вам другие просто потому что, мы зашли в браузер под разными gmail аккаунтами. Сложные математические модели используются инвестиционными фондами, которые распоряжаются нашими сбережениями; онлайн-магазинами, которые рекомендуют нам те или иные товары; светофорами, которые уменьшают вероятности возникновения пробок на улицах благодаря постоянной корректировке своего режима; и многих других технологиях, окружающих нас.

Крупнейшие поисковые системы, благодаря которым вы, возможно, и читаете данную статью, напичканы математическими моделями, которые позволяют подстраивать параметры выдачи результата нашего поискового запроса под конкретного пользователя. Иными словами, на один и тот же запрос Google мне выдаст одни ссылки, а вам другие просто потому что, мы зашли в браузер под разными gmail аккаунтами.

Активнейшее применение находят математические методы и в современных естественных и гуманитарных науках. Обработка данных с Большого адронного коллайдера породила целую отрасль математики, т.н. анализ больших данных (big data). Биологи используют сложные математические методы для восстановления эволюционного дерева по остаткам геномов и органов вымерших особей. Химики осуществляют поиск перспективных для будущего синтеза полимеров, используя алгоритмы математического моделирования. Искусствоведы определяют с помощью математики авторов анонимных литературных произведений и художественных полотен. Наконец, нельзя не отметить революцию в области математических методов машинного обучения, которая происходит на наших глазах. С появлением и успешным применением глубинных нейронных сетей (deep neural networks) человечество стало стремительно приближаться к созданию искусственного интеллекта. Уже сейчас старшеклассник, умеющий программировать, может самостоятельно построить новую нейросетевую модель, которая сможет решить очередную задачу (например, синтеза музыки, понимания изображений, и пр.), считавшуюся ранее подвластной только человеческому интеллекту.

Математика постоянно учит нас тому, что кажущиеся нерешаемыми задачи можно решить, если перейти на новый уровень мышления. Мы делим четыре на семь, вычитаем из двух девять, оперируем с иррациональными числами, сталкиваемся с тем, что у одного уравнения может быть много решений, хотя каждый раз приходится преодолевать некоторый разрыв шаблона. Изучение математики помогает понять, что многие истины, которые мы привыкли считать абсолютными, на самом деле относительны, а многое из того, что нам казалось имеющим разную природу, на самом деле частные случаи одного и того же явления только под другим углом зрения. Такие эффекты наблюдаются не только в математике и ее приложениях, но и, например, в политике.

[1] В день инфляция в этой африканской стране составляла «всего» 4%. Несмотря на кажущуюся малость, к концу года в стране закончилась бумага для печатания все новых и новых банкнот. Таковы коварные свойства экспоненты.

[2] Про меня известно, что я мужчина, а про случайного жителя РФ нет. Корреляция между ростом и длиной волос существует пока неизвестен пол человека (женщины, в среднем, ниже мужчин и имеют более длинные волосы). Как только пол становится известным, взаимосвязь между длиной волос и ростом исчезает. Данное явление известное как условная независимость (conditional independence), лежит в основе целой теории вероятностных графических моделей, активно применяющихся в задачах анализа текстов, изображений, видео, социальных сетей, и пр.

[3] Не стоит. Даже если тест выдаст положительный результат, в 999 случаях из тысячи, это будет ложная тревога. Сказанное, разумеется, не относится к ситуации, когда имеются веские основания предполагать наличие редкой болезни, например, ее симптомы.

Глобальное удаление математики из общества приведет к катастрофе

Что было бы на земле без математики. Смотреть фото Что было бы на земле без математики. Смотреть картинку Что было бы на земле без математики. Картинка про Что было бы на земле без математики. Фото Что было бы на земле без математики

Адам дает имена животным. С этого начинается математика. Он занимается классификацией, установлением порядка. Перед ним сложный подвижный мир, он хочет найти в нем порядок, предъявить соответствие: «животное» — «имя».

В известном советском мультфильме козленок учится считать. Он бегает и считает друзей-животных. Некоторые возмущаются, не хотят, чтобы их считали. А он счастлив от этой абстрактной игры. Он занимается математикой.

Вот некоторые из направлений современной математики:

— Классификация сложных объектов, явлений, отношений. Есть объекты, которых много, даже бесконечно много, нужно их классифицировать, научиться различать: грубо, тонко, хоть как.

— Выявление аномальных структур, не вписывающихся в общие гладкие классификации. Есть ли животные в лесу, которым не подходят обычные имена или которых нельзя посчитать?

— Работа с бесконечностью. Огромная часть математики занимается асимптотиками, часто оказывается, что работать «далеко» проще, чем «близко». Есть даже машины, прикрепленные к бесконечному потолку, есть машины, работающие «за бесконечностью».

— Поиск языка для разговора с глубинной природой. Установление всевозможных связей, создание словарей, установление эквивалентностей категорий.

Часто приходится слышать вопросы о пользе обществу абстрактной математики, люди упоминают еще налогоплательщиков, пытаются понять, какую непосредственную радость обществу может принести то, что мы делаем. Например, следующее.

Современность дала нам возможность быстро бегать по тексту, исследовать текст новыми методами. За доли секунд можно посчитать количество слов в тексте, определить их распределение, увидеть стандартные закономерности в конструкциях фраз. Однажды мы научимся смотреть на литературный текст как на топологическое пространство, изучать его с точностью до деформаций, исследовать его мягкую природу. Сейчас текстологи применяют методы статистики для своих исследований, но статистика дает лишь ритм, пульс текста, не более. Начинает казаться, что те языки, которые мы развиваем годами, однажды найдут-таки применение. Но не в физике или ракетостроении, а в психиатрии, психолингвистике, в качественных исследованиях архитектуры бреда, в теории сознания, в склейках внутренних узоров. И как перед нами лежало сложное пространство, так перед нами будет лежать и сложная шизофрения, и будет ясно, что существует лишь тысяча шизофрений с данными «гомологиями». Попробуйте написать длинный бредовый текст. Хороший анализ покажет, что это имитация. Там предложения будут чудными, но склейки либо будут отсутствовать вовсе, либо их будет мало. Окрошку изучать неинтересно. Интересно изучать сложный бред и пытаться качественно отличать его от небреда. Да, считаю, что текстология однажды применит наши топологические методы, заговорит со сложными текстами на тех языках, что мы развили.

Конечно, изучать математику необязательно. Практически никто из моих друзей юности не умел складывать дроби. Ну и? Некоторые стали уважаемыми людьми. Могут встретиться с профессором философии и вполне четко ему растолковать, кто он и что он и кто прав. Но при этом глобальное удаление математики из общества повлечет катастрофу — вскоре природа проявит какой-нибудь очередной свой лик, а человек не будет владеть языком, на котором с ним нужно говорить, и не будет знать метода построения такого языка.

. Глобальное удаление математики из общества повлечет катастрофу — вскоре природа проявит какой-нибудь очередной свой лик, а человек не будет владеть языком, на котором с ним нужно говорить, и не будет знать метода построения такого языка.

О красоте математики не очень хочу рассуждать. Возьмите клетчатую тетрадку, нарисуйте свои сны, свяжите близкие образы в этих снах поверхностями, раскрасьте это разными цветами — это красиво, попробуйте качественно отличить конфигурации связок во снах, которые пришли в новую луну. Если отличите — это обязательно будет красиво, можно будет вам позавидовать. Это тайная красота.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *