Что было бы на земле без растений
4 причины почему без растений невозможна жизнь на Земле
Растения играют огромную роль в существовании нашей планеты, а также непосредственном существовании жизни на Земле. Однако почему без растений невозможна жизнь на Земле, ведь, казалось бы, отсутствие деревьев в плотных городских массивах и современных мегаполисах сказывается лишь на том, что районы становятся не совсем уютными, а также не имеют мест для отдыха. В данном вопросе мы сегодня и разберемся.
4 причины почему без растений невозможна жизнь на Земле
Еще со школьной скамьи большинство из нас помнит о том, что растения служат людям и всему земному шару тем, что вырабатывают кислород. Однако к данному факту большинство людей относится достаточно скептически, не задумываясь о том, что такая «помощь» со стороны растений может быть существенной. Впрочем, если же посмотреть на фактические данные, можно узнать, что всего лишь одно единственное дерево способно в течение суток выделить такое количество кислорода, которого будет достаточно трем людям для жизни в течение все тех же суток. А теперь представьте себе, сколько кислорода за сутки/за месяц/за год вырабатывает целый лес или даже небольшая лесополоса.
Еще одной важнейшей функцией, за которую на нашей планете отвечают растения, является поглощение углекислого газа. Из всех присутствующих на Земле объектов именно растения способны выполнять такую «работу» и очищать нашу атмосферу от непригодных для использования газов CO2, ведь если бы его уровень в атмосфере превысил допустимые нормы, это все привело бы к неблагоприятному исходу для всего живого.
Не стоит забывать и о том, что растения принимают непосредственное участие в процессе почвообразования. А это один из важнейших процессов, происходящих на нашей планете, ведь без него мы бы не имели настолько плодотворные земли, и не могли бы выращивать все необходимые для нас продукты, овощи и фрукты, растения, используемые в медицине и фармакологии.
Напоследок нужно уделить внимание и животному миру, ведь он также не мог бы существовать без растений на Земле. Дело в том, что очень многие животные, в том числе и дикие, питаются растениями, являясь травоядными. То есть, если бы на планете не было для них пищи – они бы попросту вымерли. Однако затрагивают растения и хищных животных, ведь они, в свою очередь, питаются другими представителями животного царства, которых, как мы уже сказали, без растений не было бы. Соответственно, вымирание ожидало бы и хищников.
Вот почему без растений невозможна жизнь на Земле.
Почему без растений невозможна жизнь?
Растения играют огромную роль в существовании нашей планеты, а также непосредственном существовании жизни на Земле. Однако почему без растений невозможна жизнь на Земле, ведь, казалось бы, отсутствие деревьев в плотных городских массивах и современных мегаполисах сказывается лишь на том, что районы становятся не совсем уютными, а также не имеют мест для отдыха. В данном вопросе мы сегодня и разберемся.
Значение зеленых растений в природе исключительно велико. В процессе фотосинтеза в хлорофилловых зернах под воздействием солнечных лучей из углекислого газа и воды автотрофами (растениями) создаются органические вещества. Эти органические вещества используются на питание всех органов растений, а также на образование клеток растения. Животные и человек потребляют готовые органические вещества, которые образуются только в зеленых растениях.
Без зеленых растений на Земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ.
Но этим не ограничивается значение зеленых растений. Они обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых организмов, очищают загрязненный воздух, поглощая из него углекислый газ.
Много лет назад в зарубежной печати появилась статья, автор которой пророчил человечеству и всему живому на Земле гибель от углекислого газа. В статье говорилось, что количество углекислого газа в воздухе из года в год будет увеличиваться, так как его выделяют в атмосферу многочисленные заводы и фабрики, увеличивающееся людское население, животный мир и сами растения.
Но ученые, изучающие жизнь растений, доказали, что пока на Земле существует достаточное количество зеленых растений, запасы кислорода не иссякнут. Удушье от углекислого газа никогда не наступит. Потребляя углекислый газ, необходимый для образования органических веществ, растения тем самым очищают воздух. Они пополняют его кислородом, после чего воздух становится пригодным для жизни.
8 причин, почему без растений невозможна жизнь на Земле
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Выработка кислорода
Еще со школьной скамьи большинство из нас помнит о том, что растения служат людям и всему земному шару тем, что вырабатывают кислород. Однако к данному факту большинство людей относится достаточно скептически, не задумываясь о том, что такая «помощь» со стороны растений может быть существенной. Впрочем, если же посмотреть на фактические данные, можно узнать, что всего лишь одно единственное дерево способно в течение суток выделить такое количество кислорода, которого будет достаточно трем людям для жизни в течение все тех же суток. А теперь представьте себе, сколько кислорода за сутки/за месяц/за год вырабатывает целый лес или даже небольшая лесополоса.
Фотосинтез – уникальный процесс создания органических веществ из неорганических. Это единственный на нашей планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключённую в органических веществах. Таким способом поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасённая зелёными растениями в углеводах, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира – от бактерий до человека. Выдающийся русский ученый конца ХIХ – начала ХХ в. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) роль зелёных растений на Земле назвал космической. Он писал:
Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического.
Поглощение углекислого газа (CO2)
Еще одной важнейшей функцией, за которую на нашей планете отвечают растения, является поглощение углекислого газа. Из всех присутствующих на Земле объектов именно растения способны выполнять такую «работу» и очищать нашу атмосферу от непригодных для использования газов CO2, ведь если бы его уровень в атмосфере превысил допустимые нормы, это все привело бы к неблагоприятному исходу для всего живого.
Почвообразование
Органические вещества, образованные зелёными растениями, потребляются живыми существами суши. Отходы процессов жизнедеятельности организмов, продукты гниения и разложения мёртвых тел (растений, животных, грибов, бактерий) и их отдельных частей (опавшие листья, отмершие корни, корневые волоски, обильные корневые выделения), попадая в верхний слой земной поверхности, разлагаются там и принимают участие в создании уникального природного образования – почвы.
Почва образуется и развивается на поверхности Земли в результате взаимодействия элементов живой и неживой природы. Без органических соединений почва не образуется. От количества органических веществ – гумуса – зависит плодородие почвы.
Животный мир
Нужно уделить внимание и животному миру, ведь он также не мог бы существовать без растений на Земле. Дело в том, что очень многие животные, в том числе и дикие, питаются растениями, являясь травоядными. То есть, если бы на планете не было для них пищи – они бы попросту вымерли. Однако затрагивают растения и хищных животных, ведь они, в свою очередь, питаются другими представителями животного царства, которых, как мы уже сказали, без растений не было бы. Соответственно, вымирание ожидало бы и хищников.
Накопление органической массы
Все живые организмы могут жить, лишь потребляя в виде пищи ту энергию, которую зелёные растения с помощью хлорофилла получили от Солнца и заключили в углеводах и других органических соединениях. Углеводы – важный продукт фотосинтеза.
Многие растения, такие как сахарный тростник, сахарная свёкла, лук, горох, кукуруза, виноград, финик, запасают сахара в стеблях, корнях, луковицах, плодах и семенах. Именно сахара служат главным источником энергии для всех живых существ, так как легко могут стать одним из наиболее активных соединений в любой живой клетке.
Накопление энергии
Постоянно поглощая энергию в виде солнечного излучения, растения её накапливают. Накопление энергии – очень важное для живой природы явление, обусловленное фотосинтезом зелёных растений. Органические вещества – отличный энергоноситель. Человек широко пользуется газом, нефтью, углем, дровами – все это органические вещества, которые выделяют при сгорании энергию, некогда занесённую в зелёных растениях.
Влияние на климат
Растительный покров оказывает огромное влияние на формирование и изменение климата, исключительна роль растений в почвообразовательном процессе, в повышении плодородия почв. Лес смягчает резкие колебания температуры, улучшает водно-воздушный режим почв, задерживает ветер. Лесные насаждения скрепляют почву на склонах и препятствуют движению сыпучих песков, предотвращают развитие эрозионных процессов.
Очистительная функция
Не менее важна санитарно-гигиеническая и эстетическая роль растений. Они убивают болезнетворные организмы, очищают воду и воздух (на них оседает более 70% взвешенной в воздухе пыли и до 60% сернистого газа), служат преградой для распространения звуковых волн. Любая растительность украшает ландшафт и оздоровляет атмосферу.
Значение растений в жизни человека. Культурные растения
Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез.
Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 т кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек. Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет. За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Годовая химическая энергия продуктов фотосинтеза в 1000 раз превышала выработку энергии в конце XX в. всеми электростанциями мира. Установлено, что растения Земли в процессе фотосинтеза ежегодно образуют более 177 млрд т органического вещества.
Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесно взаимосвязана. От характера растительности во многом зависит и характер биоценоза, экосистемы, их морфологическая и функциональная структура, биогеоценотическая деятельность компонентов. Велико значение растений в жизни человека. Прежде всего растительность представляет необходимую среду жизни людей. Дикорастущая флора является неоценимым генетическим фондом в селекционной работе при создании новых сортов сельскохозяйственных культур. По Н.М. Черновой и др. (1995) большая часть растений, которые обеспечивают сегодня около 90% продовольствия в мире, появились путем окультирования диких растений
Сотрудниками Всероссийского института растениеводства (ВИР) установлено наличие в России около 600 диких видов, являющихся сородичами культурных растений. Многие из них послужили базой для выведения более 1500 новых сортов.
Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах. Известны и некоторые другие случаи вредного воздействия растений на человека (отравления, грибковые заболевания) и хозяйство (обрастание днищ судов, зарастание дорог и т. п.).
Культурные растения – растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.
Согласно восьмому изданию Международного кодекса номенклатуры культурных растений в настоящее время признаются три категории культурных растений: сорт, грекс (только для Орхидных) и группа.
Культурные растения, полученные из диких путём гибридизации, селекции или генной инженерии. В процессе поиска диких растений для превращения их в культурные и использования возникло учение о центрах происхождения культурных растений. В 1926 – 1939 годах Н. И. Вавилов обобщил накопленные знания и выделил семь основных центров происхождения культурных растений. В отличие от декоративных видов, культурные растения не имеют естественных ареалов.
Видео
Сценарий урока окружающего мира «Растения.Если бы на Земле не было растений «
урок окружающего мира в 3 классе по теме:
«Растения. Если бы на Земле не было растений»
Расширить представления школьников о разнообразии и значении растений;
Получить представление о разнообразии флоры и ее распространении.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
1. Формировать представление у обучающихся о значении растений;
2.Развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.(2 мин)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (высказывают свое мнение)
— Вы знаете, что нашу планету населяют множество растений.
— Назовите растения, которые встречаются в нашей жизни?
-Представьте себе на секунду, что бы было, если растения исчезли?
— Давайте сформулируем цели урока
3. Фронтальная работа с классом.(7 мин)
1слайд (места обитания растений).
-А где обитают растения?
Работа с учебником (с.54 «Обсудим вместе»)
-Какой же можно сделать вывод?
(Все растения встречаются повсюду на Земле и живут в разных условиях).
4.Работа в группах (5 мин)
— Работа с дополнительной информацией.
1 группа о подорожнике
2 группа о сибирской лиственнице
3 группа о цикории
Вывод: растение- это важная, необходимая часть нашей жизни.
3слайд (значение растений)
— Скажите, а как использует человек растения?
-преграждение ветра, смягчение жары, зимней стужи;
Вывод: растения имеют очень большое значение для человека, растения необходимы человеку
— А как вы думаете, только ли пользу нам приносят растения?
4 слайд (растения- вредители).
Вывод: быть осторожным и внимательным в природе.
-Как вы думаете, почему лес называют «легкие Земли»?
Ответить на этот вопрос нам поможет рубрика «Удивительный мир».
(Зеленый цвет положительно влияет на здоровье человека, в лесу легче дышится).
Вывод: растения обогащают воздух кислородом, от вредных примесей и пыли, выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные бактерии.Одним словом- улучшают природную среду! И поэтому нам с вами необходимо беречь растения!
6. Итог урока. Составление синквейна
1. Растения.
2. Дикорастущие, культурные.
3. Кормит, одевает, лечит.
4. Без растений невозможно наше существование.
5. Жизнь.
-Что было главным в уроке?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Растения. Если бы на Земле не было растений» Цель: Расширить представления школьников о разнообразии и значении растений; Задачи: Предметные Получить представление о разнообразии флоры и ее распространении. Метапредметные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по окружающему миру «Превращения и круговорот воды» (3 класс)
«Использование интерактивной игровой деятельности на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1-4 класса. Вариант 4.1
Адаптированная рабочая программа по курсу «Технология» для 1-4 класса. Вариант 4.1
Адаптированная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» ДЛЯ 1-4 класса. Вариант 4.1
Конспект урока по окружающему миру. Открытие нового.
Адаптированная рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 1-4 класса. Вариант 4.1
Адаптированная рабочая программа по курсу «Математика» для 1-4 класса. Вариант 4.1
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5417276 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по окружающему миру на тему «Если бы не было растений на Земле» (3 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34»
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
«Если бы не было растений на земле»
Вологдина Зоя Алексеевна
учитель начальных классов
Тема: Если бы на Земле не было растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: способствовать расширению знаний учащихся о разнообразии растений и их значении в жизни человека.
Планируемые результаты образования:
Предметные: формировать потребность познавать окружающий мир, сформировать представления о роли растений для жизни на Земле, доказывать необходимость бережного отношения к растениям.
Личностные: развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и бережного использования, использовать художественную литературу для воздействия на эмоциональную сферу обучающихся.
Метапредметные: способствовать формированию необходимости приобретения новых знаний, продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты, продолжить формирование умения работать в коллективе.
Дидактические средства: Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. «Окружающий мир». Учебник для 3-го класса, часть 1 –М.: Вентана-Граф, 2016. Выставка рисунков в технике «пластилиновая живопись», компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку (приложение).
Формирование универсальных учебных действий
Содержание этапов урока
I. Организационный момент
Подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Уметь настраивать себя на продуктивную работу. (Коммуникативные УУД)
Вырабатывать саморегуляцию — способность к мобилизации сил. (Регулятивные УУД)
СЛАЙД «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
-У нас урок окружающего мира.
Нам урок начать пора,
В добрый путь мои друзья!
(У детей на партах лежат осенние листья, на учительском столе стоит осеннийтопиарий)
Судя по осенним листочкам, вы хорошо подготовились к уроку!
Ой, ребята – глядя на листья мне вспомнилось стихотворение поэта Ивана Бунина «Листопад», с которым мы познакомились на уроках литературного чтения
(включает интерактивную доску – композиция осеннего леса).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной .
Ребята, кто продолжит?
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию с затруднением
Уметь строить речевое высказывание в устной форме; фиксировать затруднение. (Познавательные УУД)
Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД)
Уметь формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)
— Вы уже догадались, что мы продолжаем изучать растения.
— О чем же мы говорили на прошлом уроке?
— И какие растения вы запомнили?
— Вы много назвали растений.
— Ребята, давайте подумаем, где живут растения?
СЛАЙД:1) ГДЕ ЖИВУТ РАСТЕНИЯ
— А в воде могут жить?
-А какиеЖИВУТ У НАС?
-Удивительные растения растут у нас!Ребята, посмотрим – как красива природа нашего края!
— Вспомните, какое домашнее задание было задано?
А как вы думаете, почему задание было подготовить о растениях Кубани. Ведь наша страна огромная и растений много!?
Я вижу, какие вы молодцы — столько подготовили рисунков – целую выставку!
Поработаем в парах.
Поможет нам …найти растение, о котором пойдет речь….
(Во время ответа доклада, другой ученикразмещает рисунки растений, о которых идет речь,со стендана доску, с помощью магнитов).
О-о, как много вы знаете о растениях!
— Какую роль играют растения в нашей жизни?
И составим схему. У меня на доске есть подсказки, но не все они подходят. Будьте внимательны!
А помогать нам будет.. Саша
Кормят Лечат Защищают
«Легкие планеты» Одевают Строят
(Схема достраивается на доске по мере ответов учащихся).
СЛАЙД 6)ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ИСЧЕЗЛИ ВСЕ РАСТЕНИЯ
— На прошлом уроке мы знакомились с растениями, с обитанием растений в разных условиях.
— Кукушкин лен, подорожник, лиственница, дуб, повилика..
-подорожник по обочинам дорог
— морская капуста (ламинария) – в морской воде
— барбарис – кустарник гор
Они растут в тундре, лесах, степях, пустынях. Они населяют озера, реки, моря и океаны. Растения можно встретить даже на голых скалах и зыбучих песках.
-Подорожник, ромашка, сосна пицундская и т.д.
-Было дано задание подготовить доклады с рисунками В ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОВОЙ ЖИВОПИСИ, о растениях Кубани.
Потому, что Кубань наша малая Родина!
Дети рассказывают по очереди, каждый дает характеристику одному растению и одновременнодругой ученик помещает рисунки со стенда на доску (о которых идет речь).