Что было бы на земле если бы не было языка
Если бы у людей не было языка, его стоило бы придумать
Я открываю глаза и не верю тому, что вижу… Куда я попала? Вокруг одна пустота и видны лишь отдаленные друг от друга лачуги и не менее одинокие люди… Стоит абсолютная тишина, нигде не слышны ни разговоры соседей, встретившихся на улице, ни говор торговцев, рекламирующих свой товар идущим мимо прохожим, ни веселые крики ребятишек, играющих во дворе, и только шелест осенних листьев нарушает это таинственное молчание…
Вдруг раздается страшный вопль, пронзающий меня до глубины души… Но кто кричал, и что случилось? Как помочь попавшим в беду людям? Ответа нет… Я закрываю глаза, теряясь в догадках, пытаясь не паниковать, и открываю их вновь… Опять тишина и спокойствие… Темнота… Тепло… Да ведь я у себя дома лежу в кровати! Это был всего лишь сон. Огромный поток мыслей не дает мне заснуть…
Перебирая сотни вариантов в голове, я понимаю причину того безмолвия… У людей в том мире, который мне приснился, нет языка! Почему же мне было так плохо? Чего я испугалась? А что бы все-таки было, если бы и на самом деле в нашем мире не было языка?
Итак, еще раз закрываю глаза и представляю этот мир. В этом безмолвном пространстве было бы тихо, но разве тишина это плохо? Кругом гармония! Никто не страдает от того, что раскалывается голова из-за постоянной болтовни. В нашем стремительном мире иногда так хочется посидеть в тишине. Пожалуй, это даже хорошо, что исчезли звуки речи. Как общаться с людьми, когда захочется поделиться мыслями, настроением?
А языки живописи, музыки и жестов! Они помогут нам отобразить свои идеи, чувства, станут способами самовыражения и общения. Все это так, но насколько будет достоверной информация, переданная не с помощью языка? Вспоминаю наши споры в классе о том, что изображено на картинах Врубеля, Чюрлениса. А звуки музыки, взывающие к нашим чувствам? Восприятие музыкальных произведений ведь тоже неоднозначное. И остались ли бы у нас, людей, чувства, если б не было языка? Скорее всего, нет. Не случайно Р.Г.Державин писал, что «язык всем знаниям и всей природе ключ». Великий русский поэт открывает нам простую истину о том, что с помощью языка человек постигает все, что его окружает, может объяснить все, что видит, слышит, о чем думает, мечтает, что в языке есть слово для любого предмета во Вселенной. И эта Вселенная начинает разговаривать с нами.
Если бы не было языка, то не существовали бы книги, газеты, почта, телефон, радио и многое другое! Люди просто не могли бы не только слушать новости и читать, но и разговаривать между собой! Они бы медленно умирали от одиночества… В лету канула бы и история, ведь, как известно, только благодаря письменности человек знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит. Только язык может связать людей, разделенных тысячами километров. Исключительно он способен учить человека с помощью литературы и одновременно доставлять ему удовольствие от прочтения. Не стоит забывать и о заповедях, которые тоже возникли благодаря существованию языка.
Скольким пришлось бы пожертвовать только из-за того, что нет языка! Кому-то это стоило бы жизни! Достаточно представить попавшего в беду человека, ведь без языка он не смог бы объяснить, что произошло, и не получил бы необходимой помощи! А сколько замечательных идей просто пропали бы впустую из-за того, что люди не смогли бы ими поделиться, так как только вместе мы можем чего-то добиться! Профессора не смогли бы рассказывать о своих открытиях и наблюдениях… А как же минуты счастья, когда ребенок говорит свои первые слова? Значит, и они исчезли бы?! А что тогда было бы с душой? Ведь человек даже не смог бы общаться с самим собой! Потерять свой внутренний мир? Не приоткрыть внутренний мир другого человека? Остаться без Пушкина, Лермонтова, Толстого? Не зажмуриваться от восторга, когда произносишь любимые строки?
Как все-таки здорово, что у людей есть язык! Ему одному подвластны холодная логика рассуждений и порывы горячего сердца. Именно язык объединяет биологический вид Homo sapiens в единое сообщество — человеческое. И если бы у людей не было языка, его стоило бы придумать. Я это знаю точно. Я с радостью открываю глаза навстречу новому дню, новым впечатлениям.
Что, если… 10 сценариев Земли с другой географией и климатом
Альтернативная история, как правило, изучает последствия различных решений, которые могли быть приняты людьми в разные моменты истории. Но если только мы не живем в совершенно детерминированной Вселенной, мы можем пойти еще дальше во времени и исследовать возможности существования самых разных Земель.
Что, если бы Пангея никогда не развалилась?
Скорее всего, у нас был бы менее разнообразный биологический мир, поскольку развитие различных видов происходит в основном вследствие географической изоляции, которая вызывает селективное давление и приводит к развитию новых генетических признаков. Большая часть внутренней части континента была бы засушливой, поскольку несущие влагу облака не доходили бы до центра куска суши. Избыток массы влиял бы на вращение Земли, и большая части земли на планете пребывала бы в жарких экваториальных регионах.
По сравнению с нашим миром, Земля была бы на 20 градусов Цельсия теплее летом. Также это вызвало бы огромные тайфуны из-за ненормальной системы циркуляции в Тетисе, поскольку им препятствовали бы лишь небольшие островные цепи или мелкие континентальные шельфы.
Во время второго исторического периода Пангеи тропики и богатые водой муссонные области населяли млекопитающие, а рептилии пребывали в основном в крупных засушливых районах, в основном потому, что млекопитающие используют больше воды. Исследования срезов пангейских ископаемых показывают, что в тропических регионах доминировали traversodont cynodont, вымерший предок первых млекопитающих, а в умеренных регионах жили procolophonoid, коренастые ящерицы, отдаленно напоминающие современных черепах.
Разные регионы современной Пангеи могли быть представлены совершенно разными укладами жизни: в горячих и влажных тропиках — млекопитающие, в сухих и умеренных регионах — рептилии и псевдорептилии. Разумная жизнь вряд ли появилась бы из-за относительной стагнации окружающей среди, но если бы ей повезло, она серьезно бы повлияла на регионы с противоположным климатом.
Что, если бы ось Земли не была наклонена?
Погода была бы более однородной, изменения происходили бы только вследствие изменения дистанции от Земли до Солнца в течение года. В северных широтах царила бы вечная зима, на экваторе были бы влажные тропики с обильными ливнями. По направлению к северу или югу от экватора вы встречали бы регионы с вечным летом, умеренной весной или осенью и, наконец, зимой, а сама земля становилась бы менее пригодной для жизни у полюсов.
Многие люди считают, что наклон Земли был вызван столкновением с крупным объектом, которое также привело к образованию Луны. Согласно теории редкой Земли, это событие отлично повлияло на развитие жизни. Планета без наклона оси может остаться без атмосферы, поскольку газы будут испаряться в космос на экваторе вследствие переизбытка солнечного света, а на полюсах — замерзать и оседать.
Если жизнь выживет в таких условиях, они могут быть губительными для любых разумных видов вроде нашего. Без времен года и с постоянными ливнями в тропиках, выращивание культур традиционным образом будет невозможно. Вдоль экватора будет засилье болезней. Если появится разумный вид вроде нашего, ему будет сложно начать промышленную революцию, которая была по большей части обусловлена технологиями, которые согревали дома в холодные зимние месяца.
Что, если бы у Земли был другой наклон или вращение?
Жизнь едва ли сможет развиться в таком мире из-за ежегодных циклов радиационной стерилизации летом и глубокой заморозки зимой, хотя некоторые организмы на Земле, известные как экстремофилы, могут выдерживать такие условия. Если экстремофилы смогли бы развиться в сложную жизнь, они наверняка обладали бы мощной способностью к гибернации или же адаптировались посредством миграции.
Переворот Земли с ног на голову полностью оборачивает вспять водяные потоки, ветра и паттерны дождя, создавая мир, в котором Китай и Северная Америка представляют собой пустыни, но в целом ситуация более благоприятна для жизни. Если же повернуть Землю так, что полюса окажутся на экваторе, Манила станет эквивалентом Рейкъявика, Москва станет засушливой пустыней, а Лондон — душным мегаполисом.
Что, если бы Южная Америка была островным континентом?
В то время Южная Америка, как Австралия, была населена сумчатыми, а также странными плацентарными копытными животными (в том числе и первыми верблюдами) и беззубыми предками муравьедов, броненосцев и ленивцев. Северная Америка, Евразия и Африка были населены плацентарными млекопитающими без каких-либо выживших видов сумчатых.
Все живые сумчатые на самом деле произошли из Южной Америки с общими генетическими предками кенгуру и опоссумов. Южноамериканские сумчатые, возможно, включали много плотоядных сумчатых животных-хищников borhyaenoid, которые напоминали ласок, собак, медведей и саблезубых тигров, хотя уверенности в том, что они вынашивали потомство в сумках, пока нет.
Когда два американских континента соединились, североамериканские млекопитающие распространились по всей Южной Америке, вытеснив большинство видов сумчатых. Между тем, рептилии, птицы и небольшое число млекопитающих из Южной Америки перебрались на север.
Если бы два континента остались разделены, вполне вероятно, что многие из сумчатых выжили бы к нынешнему моменту, создав среду дикой и чужой Австралии. К сожалению, если бы на южный континент прибыли люди или их близкий аналог, они бы привезли плацентарных млекопитающих из Евразии, потенциально вызвав кризис вымирания, аналогичных тому, что происходит с австралийскими сумчатыми в современном мире.
Что, если бы Средиземноморье осталось закрытым?
Спустя сотни тысяч лет Средиземноморье снова подключилось к Атлантике после Занклинского потопа. В ходе этого события море быстро наполнилось, сухопутные переходы между Европой и Северной Африкой были затоплены, животные виды оказались изолированными на островах, где подверглись видообразованию, а атлантические морские виды были вынуждены быстро адаптироваться к новейшей колонизации Средиземноморья.
А если бы этого никогда не произошло и Средиземноморье осталось буквально сковородой с высушенной солью? Тогда вполне вероятно, что люди достигли бы Европы намного раньше, просто мигрируя через соленые низины вместо того, чтобы делать большой крюк через Ближний Восток.
Соль — ценный ресурс. По мере развития цивилизации, культуры в этом регионе, вполне вероятно, использовали этот ресурс, торгуя с удаленными регионами Африки и Азии. С солью, необходимой для выживания людей, питающихся злаками, ее растущая доступность могла привести к более быстрому и успешному развитию сельского хозяйства в Западном полушарии.
Тем не менее соль могла считаться менее ценной ввиду свой распространенности и низкой символической ценности, товар-то распространенный. Сказать кому, что его товар «на вес соли» могло быть скорее оскорблением, чем комплиментом.
Что, если бы на Земле не было крупных месторождений металла?
Даже без металлов случился бы переход из классической эпохи неолита, так как сельскохозяйственная революция привела бы к развитию населенных пунктов и концентрации населения. Плуг и колесо произвели бы революцию в жизни общества каменного века, но отсутствие полезных металлов могло бы остановить развитие горнодобывающей промышленности, торговли и социальных классов. Существование сложных цивилизаций без металлов в Америке предполагает, что что-то подобное могло случиться в Евразии. Тем не менее, если бы металлы вроде золота и серебра также не были бы доступны, экономика и искусство таких культур были бы чрезвычайно серыми.
В Мезоамерике относительное отсутствие металлов привело к хитроумному использованию обсидиана, вулканического стекла, которое может быть острым, подобно современному скальпелю, но также довольно хрупким. Древние ацтеки использовали обсидиан, чтобы делать обоюдоострые мечи, наконечники стрел, копья, ножи. У вулканического стекла было глубокое религиозное значение, и его природная редкость была одной из причин любви ацтеков к самопожертвованию. С такими острыми лезвиями отрезать кому-нибудь язык или ухо, чтобы пустить кровь в процессе религиозных ритуалов, было не так больно, как мы могли бы представить.
Обсидиан, который импортировали из Эфиопии и с Ближнего Востока, также использовали в Египте. Однако его использование для создания ножей и лезвий серпа в додинастический период медленно снижалось по мере развития металлургии, хотя обсидиан высоко ценился как художественный материал. Без металлов египетская цивилизация могла иметь повышенный интерес к обсидиану, расширяясь на Ближний Восток и Восточную Африку в поисках важных источников вулканического стекла. В Европе одним из богатейших источников обсидиана была область вокруг Карпатских гор, там тоже могла возникнуть культура любителей стеклянных мечей.
Остается неизвестным, насколько сложной могла стать культура, использующая только стекло, камень и керамику. Достижения в транспорте, приготовлении пищи и инженерии могли быть невозможными. О промышленной революции речь тоже не идет. И хотя такие общества могли хорошо продвинуться в медицине и астрономии, едва ли они достигли бы Луны.
Что, если бы Сахара по-прежнему была влажной?
Что, если бы этот влажный период никогда не завершился? В течение этого периода на юге Ливии было несколько крупных озер. Озеро Чад было гораздо больше. Вокруг этих озер цивилизации, использующие орудия труда и создавшие произведения первобытного искусства, оставили много костей и артефактов, которые ныне погребены в неприступных песках. В 2000 году группа палеонтологов, искавших кости динозавров на юге Нигера, наткнулись на останки десятков представителей человеческого вида. Также они обнаружили глиняные черепки, бусинки, каменные орудия и кости сотен крокодилов, рыб, моллюсков, черепах и гиппопотамов.
В 2003 году последующая экспедиция обнаружила по крайней мере 173 места захоронения. Согласно конструкции черепков, эти племена были определены как вымершие племена киффийской и тенерийской культур. Между тем, ископаемые свидетельства показали, что пустынные районы Судана когда-то были домом для огромных стад крупного рогатого скота.
Исторически сложилось так, что пустыня выступала в качестве барьера, отделяющего культуры к югу от Сахары от культур Северной Африки и Средиземноморья. Если бы технологии плодородного полумесяца не позволяли с легкостью пересекать Сахару, многие европейские инновации могли никогда не появиться к югу от Сахары или там пришлось бы создавать их самостоятельно.
С другой стороны, живая Сахара могла вызвать развитие оседлых городов, городищ и централизованных правительств в этом регионе еще давным-давно. В дополнение к увеличению площади, занимаемой цивилизованными народами, и к росту великих древних торговых путей, было бы больше генетического, языкового, культурного обмена между Африкой и Евразией.
Существование тропических болезней могло стать проблемой в некоторых оластях. Также вполне возможно, что культуры влажной Сахары могли обладать различным уровнем развития. Однако в общем и целом уровень человеческой цивилизации был бы выше. Сахара могла стать домом для большой и цельной культуры вроде китайской, что привело бы к серьезным последствиям развития средиземноморской и европейкой цивилизаций.
Что, если бы Гольфстрима не было?
Несколько раз эта система закрывалась из-за притока пресной воды и изменений в количестве солнечной энергии, попадающей на Землю. Гольфстрим вернулся примерно 11 700 лет назад в конце последнего ледникового периода, что могло не случиться, если бы энергия Солнца была недостаточной. В таком случае северо-западная Европа могла остаться в условиях ледникового периода на большее время, шапка арктического льда была бы больше, альпийские ледники — больше и шире.
Вероятно, эта область была бы непригодна для сельского хозяйства и развития цивилизаци. Жители северо-западной Европы могли быть больше похожи на саамов или инуитов, чем на исторические культуры нашего мира. Западные цивилизации были бы ограничены Средиземноморьем, Северной Африкой и Ближним Востоком. Из плюсов могло быть слишком холодно для племен Центральной Азии вроде гуннов и монголов, которые проносились смерчем и вырезали всех.
Еще один интересный сценарий мог произойти бы, если бы Гольфстрим вернулся после развития оседлой цивилизации. Поскольку лед отступил бы, открылась бы новая граница для колонизации и завоевания стесненных городов вдоль южного побережья Средиземного моря.
Что, если бы Доггерленд по-прежнему существовал?
Последняя часть большего Доггерленда находилась в месте современного Доггер-банка, лежащего чуть ниже вод Северного моря. Последний анализ предположил, что этот клочок суши — последний, а его жители были уничтожены 8200 лет назад 5-метровым цунами, вызванным оползнем 3000 кубических километров осадочных пород, известном как Стурегга.
А если бы событие Стурегга никогда не произошло или Доггер-банк был немного выше?
Если бы люди сумели там выжить, они оказали бы большое влияние на развитие цивилизации, хотя и довольно позднее вледствие их изоляции. Жители мезолита, вероятно, были бы вытеснены неолитовыми захватчиками с материка, которых, в свою очередь, вытеснили бы кельтские захватчики, как на Британских островах.
Позже кельты, возможно, могли быть вытеснены расширением германских захватчиков, учитывая, что в Доггерленде плотность населения кельтов была бы ниже, чем на Британских островах и материковой Европе. Северные германские жители Доггерленда могли образовать культурного посредника норвежских и британских культур. Также Доггерленд могли колонизировать балты, другая группа, которая существовала, но вымерла, или никогда не существовала в нашем мире.
Несмотря на это, выживший Доггерленд был бы чрезвычайно восприимчив к изменению климата. Глобальное потепление представляло бы множество таких же проблем для Доггерленда, как для низменных островов в Тихом океане. Впрочем, здоровая и развития северо-европейская страна, стоящая перед угрозой вымирания, могла оказать большое влияние на экологическую политику в Европе.
Что, если бы во время ледниковых периодов было немного меньше льда?
В нашем мире, когда образовались скандинавские и шотландские ледяные шапки, они создали большое приледниковое озеро, которое переполнило речную систему Рейн-Темза, создав Ла-Манш. Если бы эти две шапки никогда не соединились, вода текла бы на север, оставляя сухопутный мост, соединяющий Англию с континентальной Европой. Историческое британское оборонительное преимущество по отношению к континентальной Европе попросту не существовало бы, что имело бы серьезные последствия на миграцию, поселение и культурное распространение людей на Западе.
Между тем, в Северной Америке отсутствие ледяных шапок изменило бы принцип работы дренажных систем, доплейстоценовская река Теайс по-прежнему существовала бы, а река Ниагара сохранила бы свой древний курс. Ниагарского водопада не существовало бы. Простейшим переходом через Аппалачи стала бы река Святого Лаврентия, что в значительной степени изменило бы структуру колонизации. Между тем, изменения в реке Миссури устранили бы удобные водные пути с востока на запад, которые Льюис и Кларк использовали для своих экспедиций.
Экспансия европейских захватчиков по Северо-Американскому континенту была бы значительно медленнее из-за сокращения числа судоходных водных путей. Возможно, они бы пошли через север, в результате чего появились бы люди, напоминающие смесь английской и французской культур, или даже люди, которых мы даже представить не можем.
Из опыта воспитательной работы. Классный час «Если бы не было языков».
Классный час по русскому языку для учащихся 5-7 классов «Если бы не было языков».
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Форма проведения: путешествие по карте языков мира.
Подготовительная работа:
1. Составление карты языков мира.
2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду».
3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно- познавательного часа.
4. Подготовка сценария.
5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было».
Просмотр содержимого документа
«Из опыта воспитательной работы. Классный час «Если бы не было языков».»
Классный час для 5 класса «Если бы не было языков…»
1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Форма проведения: путешествие по карте языков мира.
1. Составление карты языков мира.
2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду».
3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно- познавательного часа.
4. Подготовка сценария.
5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было».
Классный руководитель. Добрый день! Дзень Добры! Здаравэньки булы! Гамарджоба! Салам алейкум!
Как здорово, что я знаю, как можно поздороваться с людьми разных народов! А лучше всего то, что я знаю грамоту!
Давайте представим себе на минутку, что было бы на земле, если бы люди оставались неграмотны? Попробуем пофантазировать. Я прошу вас, ребята, представить ваши фантазии-сочинения.
Ребята зачитывают свои сочинения на данную тему.
Ученик 1 (из второй группы, статистиков). Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период, начинающийся 1 января 2003 года, Десятилетием грамотности ООН.
Ученик 4. Сегодня четыре взрослых жителя планеты из пяти знают грамоту.
Ученик 6. При таком темпе обучения грамотности к 2010 году читать и писать смогут пять взрослых из шести.
Ученик 7. Однако неграмотность остается серьезной проблемой планеты. Число неграмотных в мире также постоянно увеличивается.
Ученик 8. Если не будут приняты активные меры, к 2010 году в мире будет насчитываться 830 млн взрослых неграмотных. Женщины среди них по-прежнему составляют большинство.
Классный руководитель. Путь к грамотности, путь к слову очень длительный и непростой. Чтобы почувствовать слово, надо знать, как оно появилось, летопись его роста. Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова, в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Входит Азбука. Это мальчик или девочка с нашитыми на одежду буквами. Корона сделана из букв (третья группа).
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В знанье, в имя или кличку просто.
Ученик (из первой группы). Кто вы? Почему вы пришли сегодня к нам?
А на каком языке говорите вы?
Учащиеся называют языки, на которых они говорят дома.
Азбука. Да, ребята, это здорово, что вы можете говорить на многих языках. Но ведь вы живете в России, где большинство говорит по-русски. Русский язык относится к группе славянских языков. И мне хочется спросить: какие еще языки относятся к славянским языкам?
Ученица (из первой группы). Уважаемая Азбука! Это очень просто. Только давайте обратимся к карте, которую мы составили всем классом (идет к карте). Славянские языки делятся на три группы.
Ученик. А вообще-то, было бы интересно знать, сколько всего языков на земле?
Ученик. Уважаемая Азбука! Не можете ли вы подсказать, когда появился первый буквенный алфавит?
Азбука (показывает презентацию). Первый алфавит появился у древних греков, в Финикии. Из финикийского алфавита возникла арабская письменность. Из греческого языка появился и латинский алфавит. Ребята! А знаете ли вы происхождение русского алфавита?
Ученица. Ты забыл сказать, что кириллицей написаны древнейшие славянские книги. К примеру, Остромирово евангелие, которое написал дьяк Григорий по предложению новгородского посадника Остромира.
Ученик. А еще я слышал, что существует язык, на котором не говорят, но который тоже может помочь в общении людей.
Ученица. Ну, конечно, это язык жестов. Он имеет огромное значение в жизни людей.
Азбука. Да, и не только язык жестов. Иногда телодвижения людей могут сказать о том, откуда происходит человек. Не верите? Убедитесь сами.
Азбука. Уважаемые гости! Мы рады видеть вас у себя. К сожалению, у нас так много гостей, что места в зале ограничены, поэтому мы предлагаем присесть вам на пол. Мы приготовили для вас на полу удобные места.
Ребята садятся. (Заранее нужно обсудить, как они должны сесть.)
Азбука (обращаясь к залу). Как видите, наши гости совершенно по-разному сели на свои места. Может быть, мне кто-то подскажет, какие страны они представляют? (Ответы детей.)
Азбука. Итак, у нас в гостях представители самых разных народов.
• В Японии люди садятся на корточки.
• Североамериканские индейцы садятся, подложив одну ногу под себя.
• Русские садятся, раскинув ноги в стороны.
• Многие народы Востока садятся, скрестив ноги, иногда мы даже называем эту позу «сесть по-турецки».
• Американцы садятся, закинув ногу на ногу.
Как видите, даже с помощью определенных привычек и поз можно узнать, какие народы пришли к нам в гости. Хотя сейчас народы переняли привычки друг друга.
Чем больше людей будут хорошо знать свой язык, изучать и понимать другие языки, тем сильнее будет наша дружба.
Этого русского человека, который помог папуасам обрести свою государственность и закрепить свой язык как государственный, помнят и чтят. В его честь устраивают праздники, в этом государстве на главной площади стоит памятник россиянину, который помог бороться за грамотность и равноправие папуасов Новой Гвинеи.
Учащиеся называют: Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Ученица. Я хочу представить книги, которые могут много рассказать о путешествии Миклухо-Маклая. Здесь вы встретите не только интересные рассказы о языках народов, но и о жизни, обычаях и традициях других народов. Это такие книги:
• Чумаченко Л. Человек с Луны;
• Тынянова Л.H. Друг издалека: Повесть о путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае;
• Путилов Б.Н. Н.Н. Миклухо-Маклай: Путешественник. Ученый. Гуманист.
Азбука. Давайте любить язык и радоваться тому, что мы можем общаться с помощью языка со всем миром. Давайте будем помогать себе и тем, кто хотел бы знать много языков. Ведь язык живет тогда, когда на нем говорят.
Я предлагаю вам, ребята, провести небольшую игру. В нашем классе так много разных имен. Они начинаются на разные буквы. Давайте соберем все эти буквы и попробуем составить из них букет слов, посвященных нашему разговору.
Ребята выполняют задание. Слова прикрепляются магнитами на доске. Например, слова «грамота», «слово», «буква» и др. из имен:
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационно-познавательного часа