Что было на месте марьино раньше
Moscow.org городской портал Москвы
Район Марьино принадлежит Юго-Восточному округу Москвы. На территории Марьино находится памятник позднего средневековья (14-17 века) – древнее селище славян-вятичей с курганами.
Первые славяне-вятичи жили здесь еще в 12 веке, а судя по названию реки Голяданки (сейчас Нищенки), до славян здесь жило балтское племя голядь.
В середине 14 века на берегу Москвы-реки был основан монастырь Николы Старого, который стали называть Николо-Перервинским после прорыва и изменения русла реки. Вблизи монастырских стен появилась слобода, протянувшаяся до современной станции Перерва. До конца 19 века здесь находилось Чагинское болото, а поблизости с ним существовало село Марьино.
Название села произошло скорее всего от имени княгини Марии Ярославны, матери Ивана III, которая основала это поселение в северо-западной части современного района. Деревня находилась на северо-западе нынешнего района, в месте пересечения улиц Перерва и Подольская, и являлась частью Коломенской казённой волости.
Первые документальные свидетельства о селе Марьине встречаются в писцовой книге 1644 года. В ней говорится, что в Марьино на то время было 9 дворов. На протяжении нескольких веков численность населения Марьина оставалась невысокой – в середине 19 века здесь проживал всего 31 человек.
В 1892—1898 годах на месте болота были устроены Люблюнские поля орошения – масштабные городские очистные сооружения, расположившиеся на территории более чем 1 000 гектаров. Сточные воды проходили здесь почвенную очистку через песок и возвращались в Москву-реку. Именно в на этих очистных сооружениях впервые в мире была опробована биологическая очистка стоков. В 1911 году на Международной выставке в Брюсселе система московской канализации получила золотую медаль, а в Москве появились улицы, названные в честь Полей орошения – Нижние поля и Верхние поля.
В 1960 году территория Марьино вошла в состав Москвы. С 1960 по 1969 года бывшее село принадлежало Ждановскому району, а с 1969 по 1991 год – Люблинскому.
В 1977 году на территории деревни и полей орошения развернулась началась массовая жилая застройка, которую теперь называют Старое Марьино.
После проведения в Москве административной реформы 1991 года был образован временный административный округ Марьино, а в 1995 году эта территория, а также земли восточнее нее вошли в состав современного района Марьино.
В 1996 году в Марьино открылись две станции метрополитена: Братиславская и Марьино, началась застройка микрорайона Марьинский парк, расположенного на месте Люблинских полей орошения. В 2002 году этот микрорайон признали самым благоустроенным в Москве.
Район Марьино имеет общие границы с районами Люблино, Капотня, Братеево Печатники. На территории района работает несколько кинотеатров, аквапарк, множество крупных торговых центров и мелких магазинов, медицинских, образовательных и социальных учреждений. В числе главных достопримечательностей района, построенный в 2001 году храм иконы Утоли моя печали. Храм построен на средства, пожертвованные жителями района, благотворительными и коммерческими организациями. В 2006 году здесь открылся ВМХ-велодром, на котором проводится Чемпионат Москвы по ВМХ-велоспорту.
Жилая застройка района представлена в основном панельными домами. Среди новых зданий имеются и высотные башни и дома коттеджного типа. Дома, построенные в 90-х годах, выглядят менее привлекательно и часто нуждаются в косметическом ремонте.
Район Марьино, Москва, архитектура, история, современное состояние
Район Марьино Юго-Восточного Московского административного округа располагается на левом берегу реки-Москвы и знаменито своими новостройками. По данным статистического управления население района превышает 230 тыс. человек и считается фактически самым населенным в Москве. ( на дату публикации)
вид на район Марьино с самолёта, фото: Антон Оболенский ( передача в общественное достояние)
Немного об истории района
Первыми поселенцами в этих местах были балтские племена голядь, была и речка по их имени Голяданка (в наше время Нишенка). А сам район свое название приобрел по имени некогда находящейся здесь деревни, названной так в честь княгини Марьи Ярославны, матери Ивана III, которая и организовала это поселение.
По преданиям в середине 14 века тут был открыт монастырь Николы Старого и вплоть до конца 19-го века здесь находилось Чагинское болото, возле которого и расположилось село Марьино. Земли здесь были плодородные и поселения Марьино, Курьяново, Батюнино принадлежали московским государям и числились в Коломенской царской волости.
К концу 19-го века селения сильно разрослись, и в деревне Марьино было уже более 40 дворов, численностью 343 человека.
А в конце 20-го века, в 1977 г в месте, где располагалось селение, Марьино началось строительство жилого современного микрорайона, которое и получило наследственное имя «Марьино». В 80-90-х годах для защиты жилых домов от грунтовых вод приняли решение о создании дренажной системы, связанной с отстойниками, прудами и водоемами. Это гидротехническое сооружение, определило судьбу района и позволило начать строительство новостройки Марьинский парк. Ныне это самый молодой из районов на древних территориях Юго-Восточного округа, возникший примерно 20 лет назад у пустующей поймы реки-Москвы и являющийся достопримечательностью столицы.
О Люблинских полях орошения
Марьино в составе Москвы
В 1960-х годах территорию современного района Марьино включают в состав города Москвы и относят сначала к Ждановскому району (60-69 годы), а потом к Люблинскому московскому району (69-97 годы). В 1977 году развернули большое жилищное строительство на месте бывшего селения Марьино и оросительных полей. Сейчас эти застройки называются Старое Марьино.
О создании района Марьино
О современной истории Марьино
С 1996 г в Марьино открыли две станции метро «Братиславская» и «Марьино», а с середины 90-х годов начали застройку микрорайона Марьинский парк (по проекту Люблинские поля). Впоследствии весь жилой комплекс Марьинский парк признали по итогам 2002 г, как самый благоустроенный микрорайон столицы».
О территории и границах района
Об инфраструктуре района Марьино
Образовательные учреждения
В районе «Марьино» открыты 29 общеобразовательных школ, колледж, две гимназии, школа искусств, лицей, 50 детских учреждений, шесть библиотек, музей меценатов, детская музыкальная школа, Евроазиатская Богословная семинария, корпус Православного Свято-Тихвинского Университета, корпус Московского юридического института, институт экономики и связей с общественностью и др.
О спортивных сооружениях района
В летнее время в парке работают пейнтбольная площадка, роллердром, площадки для большого и настольного тенниса, волейбольные, баскетбольные площадки, школа автоспорта, имеющая отделения картинга и мини-багги. Зимой заливают каток и прокладывают лыжню.
В Марьинском районе также работают много фитнес клубов, открыли в 2006 г ВМХ-велодром «Марьинский» и проведен чемпионат города Москвы
по ВМХ-велоспорту. В 2005 году в районе был открыт бассейн для плавания «Марьино» с длиной чаши в 25 м и до 1,8 м ее глубины и с пятью дорожками.
О Храме иконы Божьей Матери «Утоли моя печали»
О транспортной доступности района
Метро:
От станций «Братиславская» и «Марьино» примерно 30 минут до центра города (до ст. Сретенский бульвар). А в декабре 2011 года открылось направление от ст. «Марьино» до ст. «Зябликово».
Автотранспорт
В районе действующая троллейбусная линия ( маршруты 50 и 74), такси маршрутные, а также автобусные муниципальные линии. Основными транспортными магистралями в районе считаются Люблинская улица, Новочеркасский бульвар, Донецкая и Братиславская улицы, а также улицы Верхние поля и Перерва.
Транспорт железнодорожный
Возле Иловайской улицы располагается крупнейший железнодорожный узел ст. Люблино-Сортировочная, а совсем рядом в пешеходной доступности расположена платформа Перерва, откуда движутся поезда в Московско-Курском направлении, Рижском и Смоленском (Белорусском).
Водный транспорт
В парке имени 850-летия Москвы расположен причал «Марьино», с отправляющимися теплоходами по направлению Дзержинского, Коломенского и Бесед.
О парковых зонах района «Марьино»
— Братиславский (расположен вблизи Лугового проезда и бульвара Мячковский возле Новомарьинской улицы на территории третьего микрорайона Марьино; также на территории этого парка сооружен пруд, и «Ледовый дворец» с закрытым катком, который работает весь год, и футбольное поле, зимой используемое как открытый каток),
— Марьинский парк им. 850-летия Москвы (протянувшийся вдоль реки-Москвы и с располагающимся в нем памятником «Добрый Ангел Мира» скульптора З. Церетели),
— Дюссельдорфский парк (основанный в 2006 году, представляющий собой насыпной холм и имеющий искусственный пруд, много игровых зон, велотрек и он очень удобен для отдыха с детьми),
— парк имени Героев Отечественной войны 1812 года (расположенный на месте бывшего коллективного сада сотрудников Мосводоканала и Курьяновской станции аэрации. С проведенным дополнительным озеленением и оборудованием площадок для тихого отдыха, детских игровых, спортивных и площадкой, предназначенной для выгула собак),
Также есть и меньшие парки, такие как парк имени Артема Боровика.
О здравоохранении
В районе расположены четыре поликлиники для взрослых, онкологический диспансер т шесть детских поликлиник.
Атаманша Марья, божедомка и чумное кладбище: мрачная история Марьиной Рощи
Новая станция метро, «Планета КВН», театр «Сатирикон» – о том, что раньше район Марьина Роща в Москве считался одним из самых злачных, уже почти ничего не напоминает. А ведь история у Марьиной Рощи и правда довольно мрачная: когда-то в глухом лесу на ее месте орудовали разбойники, потом появилась божедомка, куда свозили безымянные трупы со всего города, затем кладбище, а в ХХ веке район облюбовали криминальные элементы – именно там происходит действие сериалов «Место встречи изменить нельзя» и «Марьина Роща», именно там орудовала знаменитая банда «Черная кошка».
Ворожея, атаманша и просто красавица
Точно о том, откуда взялось название «Марьина Роща», неизвестно. Этот топоним появился на карте в первой половине XVIII века и указывал на то, что роща находилась вблизи деревни Марьино, которая в свою очередь входила в состав владений села Останкино. В конце XVI века на этом месте была пустошь, а в начале XVII уже возникла слободка Марьино, которая значилась за боярином Иваном Борисовичем Черкасским. Слободка быстро разрасталась и заселялась самыми разными ремесленниками: квасниками, овчинниками, холщевниками, иконописцами, шорниками, резчиками и другими.
А вот то, что в лесу на месте нынешней Марьины Рощи промышляли разбойники, – чистая правда. Это сегодня Марьина Роща – близкий к центру престижный район Москвы, а несколько веков назад это была окраина, глухой лес с огромными древними деревьями. Через него купцам с товаром или уже вырученными деньгами приходилось ехать из Москвы в Дмитров и Сергиев Посад и обратно. Говорят, что руководила шайкой разбойников некая атаманша Марья.
Надо отметить, что масла в огонь народного воображения в начале XIX века подлил Василий Жуковский, написавший романтический рассказ «Марьина роща» – про ревность, кровь и любовь в треугольнике между красавицей Марьей, певцом Усладой и витязем Рогдаем. Душещипательное повествование просто не могло остаться незамеченным.
Массовые похороны и духи убитых
Неотъемлемая часть истории района связана с кладбищами. В старину хоронить «по чести» было принято лишь тех, кто умер с покаянием и причастившись. Остальные варианты считались «дурной смертью», таких людей не хоронили на обычных погостах, причем хоронить их дозволялось дважды в году: в четверг седьмой недели после Пасхи, то есть на Семик, или на Покров. Трупы дожидались погребения в так называемых убогих домах – специальной яме с ледником, огороженной кольями и небольшим забором.
Такой убогий дом (он же божедомка, он же гноище, он же ямник), был и в Марьиной Роще. Туда со всего города свозили неопознанные трупы, в основном самоубийц, пьяниц и нищих, а также тех, кто умер не своей смертью. Тела складывали в яму и пересыпали льдом, до момента похорон родственники пропавших без вести могли прийти и поискать человека.
В 1750 году по указу Елизаветы Петровны в Марьиной Роще появилось первое общегородское кладбище, которое назвали Лазаревским. На похороны в Семик туда съезжалось множество людей со всего города – поначалу в основном родственников пропавших. Покойников закапывали без гробов – заворачивали в саван и складывали в траншеи, а потом начинались поминки. Со временем, как это ни парадоксально, люди стали ехать в Марьину Рощу для увеселений: вокруг похорон развилась целая индустрия, состоящая из трактиров, балаганов и гадалок.
Гуляли на самом кладбище, в трактирах, в лесу – в народе верили, что духи «заложных» покойников, то есть умерших не своей смертью, не получают успокоения и бродят по свету, преследуя одиноких путников, поэтому гулять предпочитали компанией. Семик также считался праздником русалок, в это время девушки гадали на женихов и приезжали в Марьину Рощу для этого. Со временем похороны стали проводить гораздо чаще, однако традиция съезжаться на Семик сохранилась.
Репродукция с картины неизвестного художника середины XIX века «Гулянье в Марьиной роще»
Лазаревское кладбище оставалось местом погребения непокаявшихся грешников до эпидемии чумы 1771 года, когда в Москве появилось сразу несколько больших кладбищ, одно из них – Миусское – по соседству. Тогда Лазаревское кладбище оказалось единственным в городе общественным кладбищем внутри Камер-Коллежского вала и вдруг стало престижным. В 1787 году построили церковь Сошествия Святого Духа.
Вот как в начале ХХ века описывал это место историк Москвы Алексей Тимофеевич Саладин: «Спрятавшись от всякого шума за прочными стенами, кладбище покрылось буйной растительностью. Трава выше пояса – скрывает даже высокие гробницы, и к некоторым могилам можно подойти только с трудом, обжигаясь о крапиву. Вековые березы, липы и тополя, а больше ветлы, дают густую тень. Пни исчезнувших великанов в несколько обхватов, седой мох на стволах старых берез, полусумрак аллей – все это создает из старого «буйвища» своеобразный уголок, не лишенный привлекательности. Здесь так хорошо можно забыться от суетливой действительности и уйти в прошлое, когда кругом были не жалкие домишки столичной бедноты, но глухо шумела задумчивая Марьина роща, а в ее темно-зеленом сумраке пробиралась в удобные места охотничья свита Тишайшего царя».
В начале 1930-х годов кладбище закрыли, а в 1936-м – ликвидировали, чтобы построить буквально на костях парк имени Дзержинского, позже переименованный в «Фестивальный». Сегодня он относится к Мещанскому району Москвы.
Зарытые клады и легенда о братьях Сандуновых
С тех пор, как на Лазаревском кладбище начали хоронить знать, оно интересовало кладоискателей. Ходили слухи о несметных сокровищах, покоящихся в земле – якобы некая купчиха не хотела расставаться со своими драгоценностями и завещала положить их себе в гроб и прочее-прочее-прочее.
Одна любопытная история, связанная с кладом, действительно имела место. Так, на рубеже XVIII-XIX веков на Лазаревском кладбище была захоронена семья Силы Николаевича Сандунова, основателя знаменитых Сандуновских бань на Неглинной улице. После похорон сыновья Сила и Николай обнаружили, что никакого богатства родители не оставили. Куда делось нажитое состояние, они не знали. Тогда братья Сандуновы начали думать, куда делись деньги, и вспомнили, что мать, умирая, попросила положить в гроб ее любимую подушку. Гроб выкопали, подушку вынули и распороли, но внутри не нашли никаких сокровищ. Тогда братья установили над могилой родителей памятник в виде прямоугольного ящика из чугунных плит, увенчанного чугунным крестом, который обвивали две змеи.
«В Марьиной роще – люди проще»
Некоторое время в начале XIX века Марьина Роща была престижным местом, где снимали дачи на лето. Тогда гулянья на Семик стали больше напоминать фестиваль. Чтобы почувствовать атмосферу этого странного народного гулянья, в Марьиной Роще побывали Пушкин и Гоголь.
Путеводитель 1827 года описывает гулянья на Семик: «На разных местах сей рощи расставлены палатки, там ресторация, здесь комедия, тут горы, в другом месте красиво устроенный домик. Несколько верст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы составляют место прогулки. Любители рассеянности, подите в толпы около шатров, там найдете пищу оной; любители скромных картин семейственного удовольствия, подите несколько далее, и глазам вашим представятся группы сидящих около самоваров или около вкусных пирогов. Подите теперь еще далее в рощу, и другие уже картины рисуются в глазах ваших: тут буйная юность пирует кругами за полными чашами, вино пенится в бокалах».
Но продолжалось это недолго. После Крестьянской реформы 1961 года Шереметевы, которым эти земли принадлежали около 150 лет, сдали их в долгосрочную аренду «Поземельному обществу». Деревья нещадно вырубались, чтобы сдавать землю мелким собственникам, начали открываться предприятия, строились некрасивые одно- и двухэтажные деревянные бараки без удобств, в которых селились рабочие местных фабрик. Население Марьиной рощи резко возросло, сдавались комнаты и койки, одновременно расцвел и криминал.
«Канализации нет. Очистка нечистот производится примитивным способом – тянутся обозы «золотарей», вывозящие нечистоты, распространяя невозможный смрад», – писал в 1912 году посетивший Марьину рощу корреспондент газеты «Московский листок».
В ХХ веке за Марьиной Рощей плотно закрепилась плохая репутация. Здесь легче всего было сбыть краденое, подделать деньги и организовать другие незаконные дела. Так, например, на современной Октябрьской улице жил некий Иван Ланин, который владел домом с вывеской «Экипажное заведение». На деле он обеспечивал транспортом местные бандитские шайки и перепродавал краденых лошадей, которых получал от цыган. В 20-30-х годах в Марьиной Роще орудовала банда «Черная кошка», в романе братьев Вайнеров почти все ключевые события происходят там. Например, Верка-модистка жила на 7-м проезде Марьиной Рощи, награбленное бандиты прятали во дворе Рижского вокзала, а операция по захвату банды была проведена в подвале магазина на Трифоновской улице. В таком контексте упомянул район и Владимир Высоцкий в песне «Город уши заткнул» – истории вора-рецидивиста:
«Ты увидел, услышал – как листья дрожат,
Твои тощие, хилые мощи, –
Дело сделал свое я – и тут же назад,
А вещи – теще
в Марьиной роще».
Что было на месте марьино раньше
Самая правдивая история – это история из уст очевидца событий. И хотя порой какие-то подробности память стирает за давностью лет, имеются все основания таким рассказам верить. Ведь простой человек, вспоминая о пережитом, может говорить об этом совершенно свободно, так как не связан никакой идеологией, не подотчетен никому, кроме собственной совести.
Коренной житель деревни Марьино Павел Петрович Варавин – человек интересной судьбы. Он пережил коллективизацию, Великую Отечественную войну, долгие годы проработал на ГРЭС-8 и на заводе «Ладога». О родном Марьино, его жителях, их судьбе Павел Петрович может рассказывать часами. Мы публикуем самые яркие из его воспоминаний.
Довоенное Марьино
– Родина моя – деревня Марьино Кировского района. И по сей день я проживаю здесь. А род мой начался здесь с 1860 года, – начинает свой удивительный рассказ местный старожил Павел Петрович Варавин.
Каким было Марьино до войны, Павел Петрович помнит в мельчайших подробностях. Как и сейчас, оно располагалось вдоль Шлиссельбургского шоссе, севернее Беляевского ручья, сразу за кладбищем. Деревня начиналась с Рейдового переулка (после войны он заново отстроился, поэтому существует в Марьино и сегодня – Прим. ред.) и простиралась к Неве. Справа был Беляевский сад, дальше – дача помещика Беляева (впоследствии школа). Слева, ближе к реке, стоял 2-этажный дом для прислуги, внизу – пассажирская пристань Беляево и лесопильный завод, который работал от теплового движка. Крайние дома в Марьино – Апухтиных и Ивановых. Посередине деревни располагалась часовня, за которой теснились небольшие дома для рабочих помещика.
Далее, за могильником, простиралась вотчина помещика Водова. У него тоже был лесопильный завод, работавший от движения невской воды. В конце деревни находилось поселение финнов, протяженностью где-то 300 метров. Восточнее – поселение Пильной Мельницы, тоже финское и приблизительно такое же по величине. Сама деревня Марьино простиралась в то время в лесном массиве, который дополняли лишь скудные редкие поля, а поэтому население деревни жило бедно. Редко у кого находилась пара коней. Те, у кого лошади были, зимой занимались извозом. С фабрики в Шлиссельбурге возили заказы в Ленинград, а оттуда – обратно на фабрику. Летом трудились на сплаве леса – занимались его формовкой и отправкой, тоже в Ленинград. С осени до зимы работали на выкатке леса на правом берегу Невы, в Дубровке.
– Бутовый комбинат деревни по тем временам считался «крутым», случался там и «криминал», но поддерживался и определенный порядок. Туда ежедневно отправлялся наряд, который дежурил ночью, – смотрели, чтобы не было пожаров и чтобы воры не залезли, – рассказывает Павел Петрович.
Хотя деревня стояла в лесу, но у каждого дома был свой палисадник с сиренью. Летом по вечерам все ходили на пристань встречать пароход из Ленинграда, а потом уже танцы начинались.
– Как тогда жили? – вспоминает свое довоенное детство Варавин. – У нас был небольшой струнный оркестр. А перед войной в деревню приехала Ольга Августина Апухтина, она организовала художественную самодеятельность. Было интересно.
Коллективизация
Одновременно со строительством Невдубстроя в Марьино пришла и коллективизация. Кое-кого «убрали» из деревни, человек 5-6, не больше. Молодежь пошла работать на стройку электростанции. Стали появляться в деревне и особо отличившиеся перед советской властью.
– Наш марьинский Алексей Павлович Агеев был награжден орденом Ленина за работу на электростанции, – констатирует коренной марьинец.
Внес некоторые свои уточнения Павел Петрович и в историю с Казанской иконой Божией Матери. Чудотворная икона была перенесена в часовню деревни Марьино перед самой войной. До этого святыня находилась в церкви на Преображенской горе в Шлиссельбурге, которая была построена, как памятник Преображенскому полку, штурмом овладевшему крепостью Орешек. После революции церковь полностью разрушили, а икона оказалась в Марьино.
– Пытались закрыть и часовню в Марьино, но наши женщины были набожными и крутого нрава, поэтому у председателя сельского совета ничего не получилось, – подчеркивает сторожил.
Враг разрушил все
Началась Великая Отечественная война. Население призывного возраста было взято на войну, и только малая часть рабочих до последнего часа занималась демонтажем электростанции.
Фашисты пришли с 7 на 8 сентября 1941 года. Население стало терять своих жителей. Гитлеровцы казнили людей за малейшую провинность, безо всякого суда и следствия. Так, в числе первых погибли Калязины. Брат и сестра…
Однако народ не переставая верил, что фашисты в Марьино пробудут недолго.
Домой вернулись немногие
Вспоминает старожил и о своих земляках, которые сражались за Родину на полях войны. Некоторые из них совершили настоящие подвиги мужества. К примеру, Александр Карасев-Кондратьев ушел в партизаны на Псковщину. Он был пулеметчиком. В одном из боев у него кончились патроны, а каратели наступали. Саша подорвал их гранатой и самого себя тоже. Лежит наш марьинский герой в деревне Катежно Псковской области, но звание Героя посмертно ему почему-то не присвоено.
В 1943 году при прорыве блокады Николай Михайлович Выборнов своей батареей громил левый берег Невы, тот квадрат, где сейчас находится диорама. Похоронен он на гражданском кладбище в Марьино.
– Я вернулся на свою родину в 1944 году, и мне как жителю деревни Марьино очень жаль, что никто не увековечил память наших героев. Если обо всех написать, получится большой рассказ, больше газетного размера, – завершает свое повествование Павел Петрович Варавин.