Что было на месте метро площадь восстания
Что было на месте метро площадь восстания
Фото: цветная фотография XX века
Время от времени возникают разговоры о том, чтобы вернуть памятник Александру III на площадь Восстания. А вот другой памятник архитектуры – Знаменскую церковь – восстановить точно не получится. Теперь на ее месте станция метро.
В 30-е годы прошлого века ансамбль площади Восстания, которая прежде называлась Знаменской, претерпел существенные изменения. Осенью 1937 года был демонтирован памятник Александру III, а весной 1941-го взорвали Знаменскую церковь.
Демонтаж монумента произошел по идеологическим причинам, о чем свидетельствует и выбитое после Октябрьской революции на постаменте стихотворение Демьяна Бедного: «Мой сын и мой отец при жизни казнены, / А я пожал удел посмертного бесславья: / Торчу здесь пугалом чугунным для страны, / Навеки сбросившей ярмо самодержавья».
А вот Знаменскую церковь, или церковь во имя Входа Господня в Иерусалим, по официальной версии, ликвидировали из‑за того, что она мешала строительству метро. Но обо всем по порядку.
«В середине XVIII века место, на котором сейчас находится площадь Восстания, было глухой окраиной. По нынешнему Лиговскому проспекту протекал одноименный канал, он‑то и являлся границей города. О чем свидетельствует карта Санкт-Петербурга 1753 года», – утверждает писатель и историк Алексей Щербаков.
Но в 1759 году купец Григорий Безсчастный подал императрице Елизавете Петровне прошение о постройке в этих местах церкви. И получил высочайшее соизволение «построить на Невском против Егерского и Птичного дворов у Лигова канала церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами: один во имя святого мученика Севастиана и дружины его, другой во имя святого Дмитрия Ростовского, новоявленного чудотворца».
Строительство деревянного храма продолжалось восемь лет. Объект, говоря современным языком, сдавали по частям.
22 октября (2 ноября по новому стилю) 1766 года освятили придельную церковь на хорах, а 15 июня (26 июня) 1768 года – главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим. В обоих случаях освящение совершал архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Гавриил (Кременецкий).
Инициатор строительства купец Безсчастный имел серьезные связи при дворе. Вероятно, поэтому, несмотря на «окраинное» положение храма, в него перенесли утварь из бывшей домовой церкви старого Зимнего дворца. В высочайшем повелении говорилось: «Из бывшей в Зимнем дворце церкви иконостас с убором и кафедру отдать бывшему придворному купчине Григорию Безсчастному по описи с распискою, для постановления в новоустроенную на Невском проспекте у Лигова канала церковь…»
К концу XVIII века здание храма обветшало. Поэтому в 1794 году началась постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим. Строилась она по проекту архитектора Федора Демерцова позади деревянной. Работы завершились через десять лет. В 1805 году территорию вокруг храма обнесли оградой с двумя каменными часовнями, а деревянную церковь разобрали.
В первой половине XIX века церковь не единожды перестраивалась и ремонтировалась, но внешний вид ее не претерпел серьезных изменений.
Начиная с 1865 года при Знаменской церкви работало приходское благотворительное общество, которое помогало престарелым и «увечным» женщинам, а также детям-сиротам. Как и многие подобные учреждения, было закрыто вскоре после Октябрьской революции.
В начале 1920-х годов из церкви во имя Входа Господня в Иерусалим изъяли большинство храмовых ценностей. Но богослужения продолжались. В период с 1932 по 1936 год ленинградские власти предприняли три попытки закрыть церковь. И все они оказались безуспешными. Распространено мнение, что храм спасал его влиятельный заступник – знаменитый физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии Иван Павлов. Верующий человек, он часто бывал в Знаменской церкви и, как утверждают некоторые историки, какое‑то время даже был ее почетным старостой.
«Моя тетя училась в Государственном институте медицинских знаний, где академик читал лекции, – говорит историк и писатель Анджей Иконников-Галицкий. – Она рассказывала, что среди студентов ходили слухи: зная позицию Павлова, власти не хотят раздражать известного на весь мир нобелевского лауреата и потому не трогают Знаменскую церковь. Академик якобы даже несколько раз специально ездил в Москву, обсуждал там судьбу храма с руководителями страны. Но документальных свидетельств этого, похоже, нет».
Иван Петрович Павлов скончался в 1936 году. Спустя два года церковь была закрыта, а в марте 1941-го взорвана. Через месяц началось строительство ленинградского метрополитена. Возникают вопросы: а если бы знаменитый ученый прожил еще несколько лет, в схему развития метро были бы внесены изменения? И Знаменская церковь сохранилась бы до наших дней?
«Это маловероятно, – считает заместитель заведующего кафедрой церковной и социальной истории Свято-Филаретовского православно-христианского института доктор филологических наук Юлия Балакшина. – Несмотря на все заслуги Павлова, в конце 30-х годов власти уже не стали бы терпеть капризы академика».
Строительство ленинградского метрополитена, прерванное с началом Великой Отечественной войны, возобновилось в 1946 году. 15 ноября 1955 года была открыта станция «Площадь Восстания», надземный павильон которой воздвигнут на месте церкви во имя Входа Господня в Иерусалим. Сейчас об этом напоминает мемориальная доска на павильоне станции.
Михаил Мамошин, архитектор:
«Автору проекта Федору Демерцову очень сильно не повезло: в городе снесено два его храма. Один на Литейном проспекте и Знаменская церковь на одноименной площади, которая сегодня называется площадь Восстания. Очевидно, что эту утрату восполнить нельзя, так как сегодня на ее месте стоит станция метро».
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»
«Не сберегли…»: Церкви Санкт-Петербурга, которые уступили место станциям метро
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сейчас площадь украшает великолепный павильон станции метро «Площадь Восстания», но не всем известно, что раньше здесь стояла самая почитаемая горожанами не менее красивая Знаменская церковь.
С исчезновением Знаменской церкви переименовали и связанные с ней площадь и улицу, так вместо Знаменской площади и улицы появились площадь и улица Восстания.
Эта церковь имела очень богатое внутреннее убранство, великолепен был ее высокий иконостас. Колокольня церкви была одной из самых высоких в городе, выше нее была лишь колокольня Петропавловского собора. Храму был присвоен статус памятника архитектуры, предполагают даже, что в возведении его принимал участие Ф.Б. Растрелли. Простояла Успенская церковь более двухсот лет.
В 1933 году колокола храма, лишенного охранного статуса, отправили на переплавку, иконы передали в другой собор и музеи города, а весной 1938 года закрыли и сам храм.
И, действительно, в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года, несмотря на акции протеста со стороны жителей города, храм взорвали, повредив при этом несколько близлежащих зданий, пострадали даже сваи Исаакиевского собора.
Храм, служивший ориентиром для немецкой артиллерии и умудрившийся устоять в годы войны, не смог пережить хрущевскую «оттепель» и антирелигиозную политику родного государства.
В 1992 году и площадь, и, соответственно, станцию переименовали в Сенную.
В 2003 на площади в память о храме возвели часовню, а с 2011 года здесь ведутся работы по исследованию его фундамента и возможности восстановления церкви.
Церковь, спроектированную М. Месмахером, возвели в 1879 году, а спустя двадцать лет напротив нее открыли памятник «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона».
Эта церковь была необычна тем, что одновременно служила и площадкой для проведения военных учений, на время которых алтарь и иконостас надежно укрывали специальной перегородкой.
В 1933 году церковь закрыли, а в 50-е годы прошлого века снесли, после чего на ее месте также построили станцию метро.
Кроме описанных трех храмов, разрушенных ради строительства метрополитена, было снесено и множество других церквей. И хотя их разрушали по каким-то иным причинам, но спустя годы на их месте тоже появились или в ближайшем будущем появятся новые станции метро.
Так еще в 1929 году снесли Часовню Христа Спасителя, которую тогда посчитали «уродливой».
А в 1963 году на ее месте в центре города появился вестибюль метро.
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на Благовещенской площади (нынешней площади Труда)
Также в 1929 году был разрушен очень красивый храм середины 19 века. Основанием для его сноса явилось то, что храм создавал некоторые сложности для движения трамваев.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Станция метрополитена «Площадь Восстания»
Станция метрополитена «Площадь Восстания»
Наземный павильон станции выполнен по проекту арх-ров В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова. Здание стало одном из символов Петербургского метрополитена.
Первый день работы метро.
15 ноября 1955 г.
Наземный вестибюль.
Фото 1955 г.
Наземный вестибюль.
Фото 1957 г. ([210])
(добавил Mary)
Фото конца 1950-х гг.
(добавил Mary)
Станция метро «Площадь Восстания». В день открытия
Ленинградского метрополитена 15 ноября 1955 г.
(добавил Ладада)
1970 г. Визит
Саддама Хуссейна
На ст. Площадь
Восстания
На станции были установлены эскалаторы нового типа, изготовленные ленинградским заводом «Красный металлист».
Композиция станции «Площадь Восстания» посвящена революционным событиям 1917 г.
Свод центрального зала обработан световыми арками, подчеркнутыми лепкой. В арках укреплены люминесцентные лампы, закрытые декоративным стеклом. Центральный зал, кроме того, освещен светильниками типа бра на пилонах. Перронные залы освещаются люстрами.
На пилонах расположены вентиляционные решетки. Они чередуются с бронзовыми рельефами, изображающими исторические события:
Пол центрального зала выложен из полированных гранитных плит красного цвета со вставками габбро и плавленнго камня. В декоративной отделке использованы элементы архитектуры классицизма.
Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина, В. И. Сычёва, который был демонтирован при устройстве второго выхода на Московский вокзал.
(по материалам [ 96 ], С. 61. ([ 201 ]. С. 31-34., Mary)
В 1993 г. на пересадочном узле была произведена замена трехленточных эскалаторов на четырехленточные без изменения габаритов камеры пересадки. Новый ряд эскалаторов был разработан петербургским заводом им. Котлярова. Работы в кратчайшие сроки выполнила проектно-строительная организация Метроспецстроя. ([ 96 ]. С. 179., Mary)
В 2011-2012 гг. удалось решить актуальную задачу: ЗАО «Сму-19 Метрострой» выполнило реставрацию фасадов наземного павильона станции метро.
Проект станционного зала.
Кассовый зал. Фрагмент.
Фото 1957 г. ([210])
(добавил Mary)
Эскалаторный зал.
Фрагмент.
Фото 1957 г. ([210])
Эскалаторный зал.
Общий вид.
Фото 1957 г. ([210])
(добавил Mary)
Кассовый зал. 1955 г.
Тогда ещё не было
турникетов.
Центральный зал.
Общий вид.
Фото 1957 г. ([210])
(добавил Mary)
Ленинградский метрополитен
им. В.И.Ленина. Станция
«Площадь Восстания». 1955.
(Открытка. Изд. Аврора,
Л-д, 1986)
(добавил Mary)
Торцевая стена подземного
вестибюля станции.
1956 г. (*) сайт pastvu.com
(добавил Виктор М)
Подземный вестибюль.
(добавил Mary)
Конструкция станции. ([96].С.229.)
(добавил Mary)
* Торцевая стена подземного вестибюля станции. Фото 1956 г. из издания «Архитектура Ленинграда».
Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Л.-М.: 1957
История метрополитена
Торжественное открытие Ленинградского метрополитена состоялось 15 ноября 1955 г.
История строительства Ленинградского / Петербургского метрополитена
На первом участке трассы протяженностью 10,2 км сооружено 8 станция: » Площадь Восстания «,
профсоюзов и Городским комитетом ВЛКСМ коллективу Ленинградского метрополитена присвоено звание
«предприятие высокой культуры»
— Метроплитен передан в ведение Министерства путей сообщения
— открыта поликлиника метрополитена
— главный склад службы матер.-технич. снабжения в депо «Московское «
— введено в эксплуатацию электродепо «Северное»
— Ленинградский метрополитен награждён Дипломом ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ
— ПТУ N115 переименовано в Технический лицей метрополитена
— для оплаты проезда введён жетон
([ 96 ]. С. 225-2227, 96жун. Метрострой. N7. 1975. С. 18-19, Mary)
— начата замена световых символов на фасадах вестибюлей станций
движение поездов прекращено, линия 1 разорвана
— откр. ст. » Горьковская » (реконструкц.)
Из истории Ленинградского метро
Проход пассажиров через
контрольный пункт. Девушки
контролеры проверяют билеты.
Фото 1955 г. [96]
Пригласительный билет.
(в дни празднования
38-й годовщины Октябр.рев.)
Монеторазменный
автомат.
Фото 1961 г. [96]
(добавил Mary)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (1638).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Площадь Восстания
Площади
Краткое описание
Площадь Восстания — бывшая Знаменская — в числе знаменитых площадей Санкт-Петербурга. Ее центр украшен пятигранным обелиском — вторым по величине гранитным монолитом города, после Александровской колонны на Дворцовой площади.
Хотя есть версия, что Александринский столп полый, но это не точно
Место пересечения современных Невского и Лиговского проспектов всегда переполнено транспортом из-за близкого расположения Московского вокзала.
История
У площади Восстания очень интересная история, которая начинается в 1765 году, когда по велению императрицы Елизаветы Петровны на месте ее нынешнего расположения была построена деревянная церковь. Она состояла из трех приделов — одного главного и двух боковых.
Один из боковых приделов был освещен в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Он дал название всей церкви, площади, мосту через Лиговский канал на Невском проспекте и еще улице, которая сейчас называется улицей Восстания.
Через 29 лет, в 1794 году церковь была перестроена в камне и расширена на две часовни, а в начале 1941 года в связи со строительством метрополитена ее разобрали — жаль, здесь бывали многие известные люди, в их числе ученый академик Иван Петрович Павлов. Церковные службы велись здесь до 1938 года.
Про атмосферу Знаменской площади 1840-х годов писал известный адвокат А. Ф. Кони. В своих заметках он называет ее обширной и пустынной, обрамленной одноэтажными и двухэтажными домами с протекающей рядом речкой с мутной водой, с травой, растущей по крутым берегам, и ограждениями в виде грубых деревянных перил.
До этого времени площадь освещалась масляными фонарями, позднее — газовыми.
После 1840 года место у церкви начало превращаться в обустроенную площадь. Её и близлежщий вокзал спроектировал русский архитектор Николай Ефимов. Здание Николаевского вокзала, сейчас он называется Московским, строилось 7 лет — с 1844 года по 1851 год. Его открытие превратило Знаменскую площадь в главные ворота Петербурга.
Московский вокзал: Лицевой фасад с башней-часами обращенный к обелиску, установленному посредине площади Восстания. Именно здесь тебя будет ждать таксист, если вообще подъедет.
До обелиска в центре с 1909 года по 1937 год возвышался конный монумент Александру III, который затем перенесли в парадный двор Мраморного дворца
С 1952 по 1985 здесь находился сквер, где изначально планировалось установить памятник В. И. Ленину. Но не сложилось. Некоторое время после войны на месте разобранной в 1941 году Знаменской церкви был установлен фонтан, перенесенный с Пулковского шоссе. Потом его установили в Парк Победы, а затем на Сенную площадь.
С приходом народной власти название Знаменская площадь было заменено на Площадь Восстания в честь событий 1917 года
Поговаривают на тему строительства на Площади Восстания подземного паркинга и торгового комплекса, возвращение памятника Александру III, якобы в настоящее время власти размышляют над данными проектами.
Архитектура
Архитектурная доминанта на Площади Восстания одна — 36-метровый 750-тонный гранитный монумент. Идея архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова потребовала инженерных расчетов. Они выполнялись в Ленинградском проектном институте.
Обелиск Герою-городу Ленинграду
Монумент состоит из трех частей:
Монумент установлен на 10-метровую базу и еще на 9-метровое по ширине основание.
Среди зданий, окружающих площадь:
Другие достопримечательности
Поблизости с площадью Восстания находятся:
Где находится
Площадь Восстания, Санкт-Петербург, Россия.
В 100 метрах от площади находится станция метро Площадь Восстания. Она соединена подземным переходом со станцией Маяковская, с которой можно выйти на Невский проспект.