Что было на месте метро достоевская
Станция метро «Достоевская» — место, которое стоит посетить
История станции
Станция начала работу 19 июня 2010 года, хотя ее строительство началось еще в 90-у годы прошлого века. Одновременно со станцией «Достоевская» планировалось строительство станции «Суворовская» Кольцевой линии, но из-за недостатка средств «Суворовская» так и не была построена. Возможно, ее строительство начнется в 2013 году.
Возведение «Достоевской» не раз откладывалось и было возобновлено только в 2007 году. Однако открытие станции неоднократно откладывалось по самым разным причинам: недостаток средств для завершения строительства, неподготовленные для приема пассажиров эскалаторы станции «Марьина Роща», и даже из-за слишком мрачного оформления станции.
История
Павильон станции Достоевская находится в начале Загородного проспекта напротив Владимирской площади.
В 1980-х годах было принято решение снести три здания, и на их месте построить наземный вестибюль. К началу строительства разобрать успели только одно строение – бывшее Владимирское народное училище. В 1986 году Градозащитная организация «Спасение», узнав о сносе зданий в исторической части города, развернула масштабную компанию. На Загородном проспекте строители собирались разобрать дом Тычкина, где в первой половине XIX века жил барон Антон Дельвиг — поэт и друг Пушкина. В газетах, на телевидении и на радио стали обсуждать вопрос сноса. Организации «Спасение» удалось собрать тысячи подписей, провести экспертизу здания и организовать митинг на Владимирской площади.
Дом Дельвига удалось отстоять. Метростроителям пришлось найти способ построить станцию, не разрушая историческое здание. В 1987 году в доме был проведён капитальный ремонт и работы по укреплению фундамента. В 2009 году Дом Дельвига получил статус памятника истории и культуры регионального значения.
Новый проект сместил павильон станции Достоевская в глубину дворов старых зданий. Благодаря этому на Владимирском проспекте появилась свободная площадка. Сегодня здание метрополитена скрывает торговый комплекс «Regent Hall». Войти в вестибюль можно через первый этаж комплекса.
Оформление станции посвящено Петербургу Достоевского. Облицованные серым гранитом колонны, соединены в единую галерею, входы на перон оформлены арками.
Гранитные колонны станции метро Достоевская
Путевые стены облицованы серым известняком в тон каменного пола. В зале установлены стилизованные под фонари светильники, таблички с названием станции расположены на декоративных металлических решётках.
В переходе к эскалаторам находится мозаичное панно — Петербург Достоевского.
Мозаичное панно — Петербург Достоевского
Работа выполнена из натурального камня в чёрно-белой гамме. Панно изготовили в Академии Художеств по эскизам художников:
Описание станции
Колонны, путевые стены и пол станции отделан традиционными материалами – мрамором и гранитом, а вот свод выполнен из белого стеклопластика, благодаря которому станция стала очень светлой. Оформление станции выполнено в черно-белых цветах и посвящено теме творчества Ф. М. Достоевского. На торцевой стене изображен портрет самого писателя, а на стенах сцены из самых известных его произведений.
Оформление станции вызвало резкую критику со стороны общественности. Дело в том, что художник Иван Николаев выбрал для своих мозаик сцены из произведений «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Бесы», в которых изображены убийства и самоубийства. В ответ на критику в свой адрес автор заявил следующее: «Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».
Краткое описание
Станция метро Достоевская названа так не случайно, а в честь великого народного писателя. Старушка-процентщица, бесы и твари дрожащие — помните, да? На Владимирском проспекте в доме № 11 был написан его первый роман – Бедные люди. А на Кузнечном переулке в доме № 5/2, где он прожил три года, открыт Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Рядом с музеем проходит улица Достоевского, которая до 1915 года именовалась Ямской. Таким образом вокруг станции располагается своего рода квартал Достоевского.
Станция в цифрах[ | ]
Квартиры в новостройках метро Достоевская
Каждую неделю, по четвергам в этом ресторане вы сможете насладиться не только вкусным ужином, но и послушать живую музыку. Рядом с этой станцией есть еще один не совсем обычный ресторан «Сыр на Садовой-Самотёчной улице». В этом заведении у вас есть уникальная возможность попробовать разные сорта сыра. Вы сможете здесь полакомиться горячим, пиццей и другими блюдами, которые вас не оставят равнодушными. А вот еще отличная новостройка у м. Достоевская от застройщика, там есть все необходимо для нормальной жизни в Москве.
Ссылки
Строительство
Строительство станции велось с середины 1990-х годов. Долгое время строительство было заморожено. Первоначально предполагалось одновременно построить станцию «Суворовская» на Кольцевой линии, чтобы организовать пересадку. Однако ввиду недостатка средств, строительство станции «Суворовская» откладывается на неопределённое время
Во время консервации строительства на недостроенной станции «Достоевская» снимался фильм «Путевой обходчик», вышедший на экраны в 2007 году
Работы были возобновлены лишь в 2007 году, когда были пройдены полностью левый и правый станционные тоннели и началась проходка центрального зала, построен один из двух наклонных эскалаторных ходов. В апреле 2009 года из-за нехватки средств на строительство было принято решение о переносе открытия станции на май 2010 года, однако открыта станция была лишь во второй половине июня
Одной из причин переноса сроков открытия участка линии была неготовность эскалаторов станции «Марьина Роща»]. Встречались высказывания], согласно которым перенос сроков был связан с неготовностью (или даже «излишней трагичностью
») внутреннего оформления станции
.
25 мая 2010 года на пусковом участке проводилась проверка габарита
9 июня проехал пробный поезд]
С 15 июня оборот поездов в соотношении 2 к 1 осуществляется по «Марьиной Роще» (до этого по «Трубной»
Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси
Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» создано при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и издательства «Языки славянских культур». Научное руководство деятельностью Партнерства осуществляет Научный совет, возглавляемый чл.-корр. РАН, директором Института русского языка РАН А. М. Молдованом. В Научный совет входят: А. А. Гиппиус, В. М. Живов (зам. председателя Научного совета), А. А. Зализняк, А. А. Пичхадзе, Н. Н. Покровский, А. А. Турилов, В. Л. Янин. Главная наша цель – собрать как можно более обширный электронный архив древнерусских материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях (архивах, библиотеках, хранилищах) и представить его в открытом доступе в интернете с соблюдением и защитой всех юридических прав музеев-хранителей рукописей. Важность этой задачи обусловлена тем, что к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть (менее 0.1 процента) рукописных памятников, находящихся во многих хранилищах Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Казани, Саратова, и других городов. Между тем собрание древне- и старорусских рукописей (XI–XVII веков), хранящихся в российских библиотеках и архивах, чрезвычайно велико и насчитывает более 100 000 единиц хранения. При отсутствии полноценных и качественных копий мы находимся под постоянной угрозой утраты этого наследия. Реализация поставленной цели будет осуществляться путем предоставления на нашем сайте персональной экспозиционной площадки музеям, архивам, издательствам, научно-исследовательским коллективам для размещения в открытом доступе электронных копий имеющихся у них рукописных материалов (вместе с необходимой сопутствующей информацией: права на ее публикацию, адреса и телефоны для научных и деловых контактов и пр. Мы также берем на себя техническое обслуживание этой экспозиции, включающее первичную обработку и последующее размещение отсканированной рукописи, обновление и дополнение экспозиционных материалов и др. При этом все права музея, архива (другого правообладателя) на предоставленные материалы полностью сохраняются, а рукописные материалы размещается в виде, не допускающем их несанкционированное издание. Примером может служить наше сотрудничество с Государственной Третьяковской Галереей. В настоящее время нашем сайте размещается электронная копия издания «Типографский Устав (устав с кондакарем)» а трех томах, осуществленного под научной редакцией Б. А. Успенского издательством «Языки славянских культур» при содействии Галереи. Это издание посвящено рукописному памятнику конца XI – начала XII вв. Первый том представляет факсимильное воспроизведение рукописи, второй — наборное воспроизведение и словоуказатель, третий содержит посвященные ей научные исследования. Пример сотрудничества с учеными – раздел, посвященный древнерусским берестяным грамотам, разработанный коллективом ученых во главе с академиками В. Л. Яниным и А. А Зализняком. Впервые в полном объеме представлены коллекции берестяных документов Государственного исторического музея и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Примером сотрудничества с издательствами является совместная работа с издательством «Языки славянских культур», которое предоставило нам свои издания первых томов Полного собрания русских летописей, п также рукописных книг «История иудейской войны Иосифа Флавия» (древнерусский перевод) и «Псалтырь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова». Наряду с главной задачей — собрать полный электронный архив древнерусских материалов, мы ставим перед собой еще две задачи. Вторая задача, непосредственно связанная с первой — создание специальных образовательных программ по изучению самых разных аспектов древнерусской истории, литературы и культуры, как светской, так и религиозной (включая богослужение, монастырское устройство, художественные стили и вкусы, культовые фигуры и проч.). Эти программы, ориентированные на разные образовательные уровни обучающихся (от младших школьников до студентов старших курсов и аспирантов университетов) могут стать незаменимым подспорьем в школьном и вузовском образовании на всей территории России, важным источником возрождения отечественного самосознания и духовных традиций. Наконец, третья наша задача — способствовать расширению исследований по истории, литературе, культуре, языку Древней Руси, путем облегчения доступа отечественным и зарубежным славистам к рукописным источникам и посвященным им научным работам. Это будет способствовать повышению интереса к русской истории и культуре, росту ее влияния и авторитета в мире.
Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций
В создании сайта участвуют и помогают:
Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО
Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.
Станция метро Достоевская: история, конструкция и интересные факты
Станция метро Достоевская — одна из молодых станций метро в Санкт-Петербурге, была открыта 30 декабря 1991 года. Такое название станция получила из-за территориально близкого расположения к музею-квартире Ф. М. Достоевского (находится по адресу: Кузнечный переулок, дом 5/2) и улице Достоевского (находится рядом с музеем, до 1915 года была Ямской). Изначально станцию планировалось назвать «Владимирская-2», это имя было указано в проекте станции.
Достоевская входит в состав Лахтинско-Правобережной линии, расположена между станциями «Лиговский проспект» и «Спасская». Открыта в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Садовая». Павильон станции Достоевская находится в начале Загородного проспекта напротив Владимирской площади.
При строительстве данной станции, в 1980-х годах, планировалось снести три здания для постройки наземный вестибюля. Однако разобрать успели только одно здание – бывшее Владимирское народное училище. На фоне возмущений, операцию по сносу свернули. А по защите знаменитого дома Дельвига (по адресу: Щербаков переулок, 14/1.) и вовсе развернулась нешуточная борьба, которая длилась почти месяц. Горожане подключали всевозможные методы: статьи в газетах, передачи на каналах телевидения, сбор подписей в защиту и т.д. и п.т.
В следствии создавшейся ситуации, проект станции пришлось исправлять. Новый проект сместил павильон станции Достоевская в глубину дворов старых зданий. Благодаря этому на Владимирском проспекте появилась свободная площадка. Сегодня здание метрополитена скрывает торговый комплекс «Regent Hall». Войти в вестибюль можно через первый этаж комплекса.
Фото: «Citywalls» Дом Дельвига в Петербурге
Фото: «Яндекс»
Наземный павильон выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, А. С. Константинова. Это восьмиэтажное здание, которое включает себя торговый комплекс и бизнес-центр «Regent Hall». Здание комплекса примыкает к вестибюлю, проход осуществляется непосредственно сквозь первый этаж торгового комплекса. Павильон станции как бы немного утоплен в глубину дворов старых зданий, сделано это специально, чтобы новое здание не вносило диссонанс в общий архитектурный стиль старого времени.
Подземная станция выполнена по проекту архитекторов А. В. Жука и А. Д. Токмань. Это колонная станция глубокого заложения. глубина примерно 62 м. Оформление станции посвящено облику эпохи Достоевского.
Такой стиль станции придают стилизованные под старину фонари, которые расположили в центральном подземном зале, входы на перрон оформленные арками, торец зала украшен декоративным панно из естественного камня, облицованные серым гранитом колонны, которые соединены и образуют единую галерею. Авторы мозаики: С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, Е. А. Жук; архитектор А. В. Жук.
Фото: «Яндекс»
Фото: «Metrowalks»
У станции есть три эскалатора, с наклонны ходом. Они расположены в северном торце станции. Между ним и перроном устроен изогнутый подходной коридор. Изначально из него можно было попасть на перрон через три арочных прохода, но в 1992 году дальний проход закрыли и стали использовать под служебное помещение. Открывать его вновь Петербургский метрополитен не намерен.
Метро «Достоевская»
Метро «Достоевская» – одна из самых обсуждаемых станций метро в Москве. Оформление подземного пространства посвящено лучшим произведениям Ф. М. Достоевского. Некоторые люди считают изображения на стенах залов мрачными и угнетающими. Другие восхищены тем, как тонко и верно художник передал сложную тему творчества известного писателя. «Достоевская» находится в центре российской столицы и входит в состав Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена.
Расположение
Станция находится в Тверском районе Центрального округа Москвы под Суворовской площадью. Рядом находится Достоевская улица, в честь которой названа станция. Соседние станции – «Трубная» и «Марьина роща».
Проектирование и строительство
Работы на станции начались ещё в 90-х годах прошлого века. Через некоторое время строительство приостановилось до 2007 года. На тот момент были сооружены только тоннели с обеих сторон станции и два наклона для установки эскалаторов. В апреле 2009 года финансирование на строительство закончилось, поэтому станция была введена в эксплуатацию позже, чем это было запланировано. Известно, что сроки перенесли из-за того, что вовремя не были готовы эскалаторы станции «Марьина роща».
«Достоевская» открылась 19 июня 2010 года на участке Люблинско Дмитровской линии метро. Колонно-стеновая конструкция расположилась на глубине 60 метров от поверхности.
Особенности названия
Станция названа в честь улицы, расположенной поблизости. Фёдор Михайлович Достоевский, рождённый в Москве, жил в столице России до 1837 года. Затем будущий писатель переехал в Санкт Петербург для поступления в Главное инженерное училище. В конце 20-годов прошлого века на улице Новая Божедомка в доме, где ранее располагалась Мариинская больница для бедных, жила семья Достоевских. Сейчас в этом здании находится музей, посвящённый знаменитому классику русской литературы.
Архитектура станции
Центральный зал состоит из колонн и широких простенков между ними. Отделка станции простая и лаконичная, в контрастных чёрных и белых тонах. По низу путевых стен закреплена чёрная облицовка, выше можно увидеть серые сотовые панели «арланко» и белый потолочный свод из стеклопластиковых панелей. Потолки подобной конструкции эффективно отводят воду от станции, а кроме того отлично выглядят. Светлые оттенки и овоидные ниши под светильники придают залу лёгкость и воздушность. С одной стороны платформ установлены деревянные скамейки для пассажиров. На колоннах разными сортами камня выложены светлые и тёмные геометрические полосы. Дл облицовки центрального и боковых залов «Достоевской» использовали мрамор различных пород из Уфалейсконо и Каррарского месторождений, а также гранит и габбро-диабаз.
Оформление станции вызывает у пассажиров противоречивые чувства. В облицовке нет никаких особенных украшений, кроме природного орнамента мраморных плит. На стенах изображены трагические сцены из четырёх самых известных романов Ф. М. Достоевского. Эскизы для мозаик создал заслуженный художник России Иван Валентинович Николаев, который занимался оформлением станций «Боровицкая» и «Отрадное». Большие картины с графическими элементами при ярком освещении выглядят очень эффектно.
Мозаичные панно дополнены подписями и цитатами из произведений писателя. Первой от входа на станцию идёт мозаика из «Преступления и наказания». На другой стороне простенка лицом к платформе расположились ключевые сцены из «Бесов». Далее пассажиры могут увидеть персонажей «Идиота» и «Братьев Карамазовых». Автор стремился максимально точно воссоздать атмосферу мира, в котором живут герои романов Ф. М. Достоевского. Всего на необычных картинах одиннадцать сцен убийств и насилия.
В одном из торцов станции построен верхний зал, во всю стену которого изображён огромный портрет Фёдора Михайловича Достоевского. Серьезное лицо писателя, смотрящее вдаль, видно из любой части станции. По бокам от торцевой стены располагаются входы в служебные помещения. Потолок верхнего зала облицован стеклопластиком с нишами под светильники. На платформу пассажиры спускаются по широко лестнице. На перилах установлена подсветка, а на боковых стенах прохода изображены фигуры неизвестных: девушки в белом цвете и мужчины в чёрном.
В другом торце станционного зала временно соорудили большой стеклянный витраж. В этом месте по плану должна быть пересадка на станцию метро «Суворовская» Кольцевой линии.
Вестибюли
У «Достоевской» есть один подземный вестибюль с выходом к Центральному академическому театру имени Российской Армии. На поверхности построены два лестничных перехода и небольшой современный павильон с лифтом для маломобильных граждан. Оформлением внутреннего убранстве вестибюля занимался Д. В. Гурский. В кассовом зале для отделки пола и стен использовали один сорт гранита с коричневыми вкраплениями. Коридоры оформлены в серо-чёрных оттенках. На светло-сером потолке сделаны неглубокие ниши для длинных прямоугольных светильников.
Второй вестибюль с выходом на Суворовскую площадь ещё не построен.
Пересадки
С «Достоевской» невозможно перейти на другую станцию Московского метрополитена. Руководство Московского метрополитена планирует в ближайшем будущем сделать переход на станцию «Суворовская» Кольцевой линии метро, строительство которой пока не началось.
Интересные факты
«Достоевская» – одна из самых удивительных станций Московского метрополитена. Пассажирам, знакомым с творчеством Ф. М. Достоевского, непременно понравится необычный стиль центрального зала. Несмотря на сцены насилия в оформлении, станцию нельзя назвать депрессивной или отталкивающей.
«Достоевская» находится в одном из центральных районов Москвы. Рядом располагается Екатерининский парк, Центральный академический театр Российской армии, Планетарий вооружённых сил России и Студия военных художников. В музее, посвящённом Ф. М. Достоевскому, можно узнать много интересных подробностей о жизни и творчестве великого писателя.
Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене
Имена московского метро: станция «Достоевская»
Была открыта 19 июня 2010 года.
Архитекторы: Л. Н. Попов, Н. В. Расстегняева
Это колонно-стеновая трехсводчатая станция глубокого заложения (60 м). Решение для московского метрополитена довольно редкое: простенки между колоннами выполняют поддерживают конструкцию и повышают сопротивляемость горному давлению в грунте.
История строительства и последующего ввода станции в эксплуатацию была драматичной — как и положено локации, посвященной автору не самых жизнерадостных произведений. Работы, начавшиеся было в 90-х, неожиданно оказались заморожены до 2007 года. Запуск станции откладывался — то из-за нехватки инвестиций, то по причине «излишней трагичности» сюжета декоративных панно. Автору мозаик Ивану Николаеву вменялось в вину изображение сцен насилия и убийств: все это было иллюстрациями к «Преступлению и наказанию», «Братьям Карамазовым», «Идиоту» и «Бесам». Кликуши предсказывали волну самоубийств, а блогеры спешили приписать станции славу, достойную домов с привидениями. Однако надежды любителей нуара так и не оправдались — разве что объект стал последним в карьере мэра Ю. Лужкова и начальника Московского Метрополитена Ю. Гаева.
Отделка и декор: станция не производит тягостного впечатления, считается стильно оформленной и входит в число обязательных к посещению в рамках экскурсии по московской подземке. Флорентийская мозаика с портретом Ф. М. Достоевского и сценами из произведений писателя, а также колонны и стены станции выполнены в черно-серой гамме из мрамора, гранита «уфалей», «габбро» и светлого «бьянка каррара». На полу уложен термообработанный полированный гранит — светло-серый мансуровский, вулканический «габбро», карельский «сюскюянсаари» и александровский. Автор мозаик Николаев воплотил сформулированную им же четкую концепцию: «Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества». Особую атмосферу создают светильники-овоиды. Также в конструкцию вписан элегантный стеклопластиковый «зонт», который защищает станцию от воды.
По названию одной из близлежащих улиц, бывшей Новой Божедомке. На выходе к ней даже установлена табличка с пояснительной надписью: «Здесь, на Божедомке, ныне улица Достоевского, в 1821 году родился русский писатель Ф.М.Достоевский».
Личность за названием
Корреспондент Time Out расспросил посетителей расположенного неподалеку от станции кафе о том, что им известно о личности Федора Михайловича Достоевского.
100% присутствующих предсказуемо назвали Достоевского писателем и даже процитировали высказывание героя «Преступления и наказания» про дрожащую тварь. Однако лишь единицы смогли вспомнить названия других произведений отечественного гения.
Вышесказанное в очередной раз подтверждает, что школьная программа — вполне эффективный механизм знакомства с классикой русской литературы.
А вот информация о биографиях писателей легко забывается, несмотря на ухищрения преподавателей. Time Out берется изложить 7 малоизвестных фактов из жизни героя этой статьи.
Факт 1: подарил имя не только станции метро
Имя Достоевского знакомо читателям по всему миру. Это один из немногих представителей русской литературы, чью фамилию безошибочно выговаривают даже голливудские знаменитости.
Неудивительно, что мемориальные доски в его память установлены не только в российских городах, но и в Висбадене, Баден-Бадене, Вильнюсе, Женеве и Флоренции.
В честь писателя названы две станции метро, два театра, несколько школ и гимназий, библиотека, набережная, самолет, колесный пароход из «Жестокого романса», теплоход, кратер на Меркурии, аэропорт и даже малая планета.
Факт 2: родился и провел детство в больнице для бедных
Отец писателя готовил себя к роли священнослужителя и даже успел приступить к обучению в духовной семинарии при монастыре недалеко от украинской Жмеринки.
Но в 1809 году вышел императорский указ, предписывающий направить лучших студентов духовных заведений в Москву для обучения медицине в Императорской медико-хирургической академии. В число 120 счастливчиков попал и Михаил Достоевский.
Он успешно прошел обучение, затем «пользовал раненых» во время войны с Наполеоном, выхаживал больных при эпидемии тифа и женился на дочери купца 3 гильдии. Местом его работы стала Мариинская больница для бедных на Новой Божедомке. До покупки имения Даровое, которая случилась лишь через 8 лет, именно флигели больницы служили жильем для быстро разрастающегося семейства Достоевских.
Факт 3: чуть не сошел с ума во время публичной казни
Федор Михайлович наряду с другими представителями интеллектуальной элиты Петербурга принимал участие в пятничных дискуссиях на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского. Арестованным впоследствии участникам кружка вменялись в вину «вольнодумные», антикрепостнические взгляды, идея уничтожения самодержавия, изучение запрещенных работ Герцена и Белинского, создание тайного общества и демократическая пропаганда в обошедшем цензуру «Карманном словаре иностранных слов».
Достоевский провел более 8 месяцев в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости — вместе с еще 14 активными участниками кружка он был осужден на «смертную казнь расстрелянием».
Трое из приговоренных сошли с ума на этапе ожидания казни, один — во время исполнения чудовищного действа. Достоевскому в качестве альтернативного наказания достались каторга и разжалование в солдаты.
«Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще все будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: “Ступай, тебя прощают”. Вот эдакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!» — высказывается писатель устами князя Мышкина в романе «Идиот».
Факт 4: коллеги по цеху сначала объявили его гением, но затем стали жестко критиковать
После выхода романа «Бедные люди» у Достоевского появилось множество почитателей. Некрасов, прочитав роман за одну ночь, объявил, что «новый Гоголь явился», а Белинский и вовсе провозгласил автора гением.
Однако относительно недавно ставший дворянином Достоевский повел себя как мнительный и невоздержанный человек, что не могло не вызвать удивленной брезгливости в литературных салонах. Два представителя древних благородных семейств — Тургенев и Некрасов — моментально откликнулись не самой доброй эпиграммой:
«Рыцарь горестной фигуры!
Достоевский, юный пыщ,
На носу литературы
Ты вскочил, как яркий прыщ».
Постепенно бывшие приятели расходились во взглядах все больше. Критика Белинского становилась все жестче, с будущими редакторами «Современника» Федор Михайлович рассорился, а за его перепалками с Тургеневым люди наблюдали не менее пристально, чем сегодня следят за эпистолярными сражениями блогерок. Именно в это время у писателя появились первые признаки «падучей болезни», то есть эпилепсии.
Факт 5: «Я так распутен, что уже не могу жить нормально»
Тургенев называл Достоевского русским Де Садом и бранил его «за беспорядочную жизнь». Однако в Семипалатинске, сразу после отбывания каторжного срока, писатель познакомился с замужней Марией Исаевой, которая вскоре стала его женой. Судьба предоставила ему шанс навсегда забыть об услугах женщин с «желтыми билетами».
Однако семейная жизнь молодых была испорчена эпилепсией Достоевского — припадки супруга шокировали Марию, которая так и не смогла смириться с болезнью мужа. Брак продлился всего семь лет: Исаева умерла от чахотки.
Статус женатого мужчины не помешал Федору Михайловичу пережить несколько ярких романов. Так, актриса Александра Шуберт всю жизнь хранила три письма с его объяснениями в любви. Дочь бывшего крепостного крестьянина Аполлинария Суслова семь лет мучила Достоевского, параллельно пытаясь построить собственную литературную и политическую карьеру и подготовиться к убийству императора.
Царица балов Анна Корвин-Круковская, начинающая писательница и сестра Софьи Ковалевской, не позволила нервному гению перенастроить свой внутренний мир — а их многочасовые споры о нигилизме так и не привели к нежелательному для семьи аристократки браку.
Главной женщиной в жизни Достоевского станет другая Анна, его вторая официальная супруга.
Факт 6: не попал в 9-летнюю кабалу к издателю благодаря юной барышне
1866 год оказался одним из самых сложных в жизни писателя. Пытаясь пережить потрясение от одновременной потери жены и брата, он погрузился в мучительные отношения с Сусловой и приобрел огромные долги.
Итог — кабальный контракт с предприимчивым издателем, суть которого Федор Михайлович излагает в одном из писем:
«…в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1 ноября 1866-го года, то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, все что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения… … Все такие контракты подписывают, хоть и смеются, так и я подписал».
Роман почти не двигался, и Милюков посоветовал Достоевскому нанять помощницу. Ею стала 20-летняя студентка курсов стенографии Анна Сниткина.
Чудо совершилось за 26 дней командной работы: роман «Игрок», существовавший в обрывочных тезисах и набросках, был написан, начисто оформлен и представлен изумленному редактору.
Очень скоро Анна согласилась стать женой 44-летнего писателя — она стойко переносила его ревность, импульсивность и неуживчивый характер.
«Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях», — писала она в своих воспоминаниях.
Анна оказалась преданной женой, практичной хозяйкой и отличным менеджером по финансам: она сумела выплатить все долги мужа и избавить его от игровой зависимости.
Факт 7: десять лет страдал от игромании
Подавленное состояние, в котором 41-летний Федор Михайлович открывал для себя Европу, спровоцировало навязчивую идею быстро разбогатеть с помощью игры в рулетку.
Писатель разработал собственную систему беспроигрышной игры — которая не работала, по его мнению, лишь из-за его чрезмерной неуравновешенности.
Он просадил часть состояния Аполлинарии Сусловой (ставшей прототипом Полины в «Игроке»), затем стал брать с собой жену Анну, ожидаемо проигрывая ее драгоценности и часть дохода. Достоевский задолжал невероятную сумму хозяину одной из европейских гостиниц — тот держал писателя на хлебе и воде, требуя возмещения. В итоге Анне Григорьевне удалось повлиять на мужа и излечить его от пагубной страсти.
«Надо мною великое дело свершилось. Исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти десять лет. Я все мечтал выиграть: мечтал серьезно, страстно… Теперь все закончено! Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять», — писал жене Достоевский.
Бонусом — несколько фактов от биографов писателя, а также его друзей и близких:
Так что же отвечать на вопрос о том, что вы знаете о личности Достоевского?
Если вас спросят, в честь кого названа станция «Достоевская» и каким человеком был Федор Михайлович Достоевский, выбирайте любую заслугу из списка — не ошибетесь.