Что было в сундуке ибн араби эртугрул
Как Эртугрул возродил мусульманское воображение
Второстепенный персонаж из 13-го века турецкой истории занял центральное место в сериале “Дирилиш: Эртугрул” и стал культовой фигурой для миллионов мусульман по всему миру, пишет сайт Middle East Eye.
Фильм “Лев пустыни” режиссера Мустафы Аккада об Омаре Мухтаре, легендарном ливийском революционере, шейхе тариката санусия, который боролся против итальянского колониализма в начале 20-го века, стал новым явлением в мусульманском искусстве, впервые показавх справедливую борьбу мусульман против несправедливости колониализма. Для мусульман всего мира Омар Мухтар был не просто героем Ливии, он был мусульманским героем, стойким антиимпериалистом, который противостоял несправедливости, сражаясь с ней в течение 20 лет.
Мухтар отказался отвечать несправедливостью на несправедливость, придерживаясь исламской этики войны, которая верила в достоинство даже по отношению к врагам.
Мухтар, как ученый, борец и суфий, сражался по образцу Имама Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (с.а.в.). Омар Мухтар был известен как “Лев пустыни” за свою храбрость: Пророк называл Али Асадулла, что в переводе с арабского означает “Лев Аллаха”.
Фильм Мустафы Аккада 1981 года отдал дань уважения Омару аль-Мухтару, который на протяжении 20 лет сражался против итальянской оккупации Ливии / Источник: MEE
К концу 1980-х годов мусульмане сменили советских агентов в роли голливудских злодеев: они были показаны карикатурно в таких известных фильмах как “Назад в будущее” (1985), “Рэмбо III” (1988), “Правдивая ложь” (1994) и “Приказано уничтожить” (1996).
Единственными фильмами того времени с положительными мусульманскими персонажами были “Малкольм Икс” (1992) и “Али” (2001), но даже тогда это были биографии американцев, чья религиозная идентичность была либо случайной, либо недооцененной.
После 11 сентября мусульмане прочно заняли место главных отрицательных персонажей в западном кинематографе.
Эртугрул: легенда воскрешает
10 декабря 2014 года на экраны вышло новое телевизионное шоу Dirilis: Ertugrul (“Эртугрул: Возрождение”), рассказывающее историю тюркского правителя Эртугрула, отца основателя Османской династии Османа I.
Как и “Лев пустыни”, это шоу о мусульманской истории, исламских идеалах и сопротивлении тирании. Социальные нормы и ценности здесь являются нормой и стандартом. Сериал создает собственную вселенную для мусульман, где они могут видеть себя героями, злодеями, коллаборационистами, а не карикатурами, написанными посторонними. Сериал стал своего рода олицетворением исламизации искусства и культурного пространства в Турции.
Турецкий сериал приобрел огромную популярность по всему миру, получив лицензию для вещания в 72 странах.
В Газе молодые и старые палестинцы выучили наизусть имена своих любимых персонажей и поют песни из сериала. В Пакистане пары проводят свадьбы по образцу свадебных церемоний из сериала.
Мусульмане показываются в качестве отрицательных персонажей в “Приказано уничтожить”, “Родине” и игре Call of Duty (слева направо) / Источник: MEE
В Кашмире, пары называют своих новорожденных детей именем Эртугрул. В США два фаната запустили подкаст под названием Beywatch, в котором комментируют происходящее в “Эртугруле”. Шоу породило целую вселенную памятных вещей, о которых упоминается в сюжете.
А в новозеландском суде Хамима Туян, чей муж Зекерия был одним из 51 убитого во время нападения на мечеть Крайстчерча в 2019 году, описала своего мужа так: “Он был моим имамом, моим телохранителем… моим Эртугрулом”.
Фатима Бхутто, говоря о популярности “Дирилиш: Эртугрул”, пишет:
“Турецкие исторические драмы не рассказывают об [имперских] войнах в мусульманских землях, подобно “Родине” или огненным сагам, предостерегающим о немытых злых мусульманских захватчиках: здесь мусульмане являются царями”.
Эти сериалы являются стремлением к исламскому возрождению, по которому истосковались мусульмане. А их популярность в немусульманских странах свидетельствует о том, что у мусульман гораздо больше общего с другими цивилизациями, чем принято думать.
В преддверии дебюта урду-версии “Дирилиш: Эртугрул” на пакистанском телевидении в апреле 2020 года премьер-министр Имран Хан заявил, что это шоу демонстрирует исламские ценности и имеет больший культурный и исторический вес, чем Голливуд и Болливуд. Сериал имел колоссальный успех в Пакистане.
В соседней Индии название сериала “Эртугрул” оказалось более популярным поисковым запросом, чем имя киноактера и телеведущего Шахруха Хана и даже премьер-министра Индии Нарендры Моди.
В 2014 году Эртугрул был второстепенным персонажем в турецкой истории.
К 2020 году сотни миллионов людей по всему миру не могли представить себе мир без него.
Создание империи
Тюркские племена, осевшие на границе Сельджукского государства в 13 веке, противостояли как византийцам на Западе, так и монголам, вторгшимся с востока.
По словам историка Джемаля Кафадара, эта область была разнородной в этническом и конфессиональном отношении, и именно из этого беспорядка вышли османы, боровшиеся за создание государства для турок.
Нагихан Халилоглу, преподаватель кафедры сравнительной литературы Стамбульского университета имени Ибн Халдуна, говорит: “То, чему учит этот сериал, является основополагающим этосом турецкого государства, который поддерживает исламскую и пророческую традицию”. Кроме того, сериал остается верным суфийским ценностям самоанализа, очищения и избегания материализма, которые характеризовали этот период.
Лучше всего стремление сериала к созданию этого этоса иллюстрирует введение в него персонажа Ибн Араби (1165-1240), арабо-мусульманского ученого и мистика из Андалусии, который становится духовным наставником Эртугрула.
Изображение Ибн Араби в сериале вызвало новый интерес к одному из самых известных суфийских шейхов / Источник: TRT
Во втором сезоне Эртугрул попадает в плен к злобному монгольскому военачальнику Нояну и приковывается цепью к стальному шесту. Выдержав безжалостную пытку, он теряет сознание. Во сне его посещает Ибн Араби, который приходит с чашей воды.
После того, как Эртугрул делает глоток, Ибн Араби рассказывает историю из Корана о том, как стая птиц остановила йеменского военачальника и его армию слонов от разрушения Каабы в Мекке. Птицы бросают камни на приближающуюся армию, останавливая вторжение и защищая священное место. “Когда ты оказываешься в положении слабости, помни, что не всегда побеждают большие и сильные, – говорит Араби Эртугрулу во сне. – Аллах решает, кто победит”. Эртугрул мгновенно просыпается, улыбается, шепчет “слава Аллаху” за напоминание о том, что он не один.
В другой серии Ибн Араби говорит Эртугрулу, что, если он хочет, чтобы его государство существовало вечно, он должен “воспитывать достойных людей, править справедливо и быть справедливым ко всем людям”. Акцент на справедливости и равенстве по отношению к немусульманам в этой серии, по-видимому, служит примером того, как может выглядеть справедливое исламское правление. Халилоглу говорит: “Ибн Араби является воплощением суфийской традиции, которую, как утверждают турки, они впитали в себя на протяжении веков, традиции, которая определяет то, как мы живем в мире, от того, где мы сидим за столом, до того, как мы организуем наши юрты и дома”.
Ибн Араби известен как святой-покровитель Османской империи. Ибн Араби – это архетип суфийского ученого-воина, который является одновременно фундаментальным для понимания Эртугрулом исламской справедливости и неотъемлемой частью духовной основы любого будущего государства.
На протяжении сериала Ибн Араби неоднократно дает советы Эртугрулу / Источник: TRT
Мечи и прозорливость
Тахмид Кази, имеющий докторскую степень в области компьютерной инженерии и изучающий боевые искусства и духовность в Дурбане (Южная Африка), является поклонником “Дирилиш: Эртугрул”. Он вспоминает, как был загипнотизирован одной из сцен, в которой Эртугрул разговаривает с оружейником Демиром:
“Бог есть истина, – повторяют они, по очереди ударяя по раскаленной стали, установленной на наковальне. – Бог вечен”. Эртугрул продолжает: “Нет меча, кроме Зульфикара, и нет героя, кроме Его Святейшества Али”.
По словам Кази, упоминание Али зацепило его. “Хазрат Али (мир ему) является образцом духовной мудрости и безупречной добродетели, а также самым доблестным воином в исламской традиции”.
Упоминание Али не случайно и не тривиально. Али был известен как воин-рыцарь: его неустанное стремление к всеобъемлющей справедливости в качестве бойца и политического лидера – это то, что позже поможет определить идею “идеального” мусульманского лидера, такого как султан Салах ад-Дин, который в 12 веке отвоевал Иерусалим у крестоносцев, или мятежника Омара Мухтара, боровшегося за справедливость восемь столетий спустя.
“Мы хотели пережить и выучить уроки, обратив более пристальное внимание на духовные основы изображенного”, – объясняет Кази. “Мы смотрим сериал вместе с нашим сыном, чтобы показать ему хорошее изображение мусульман”.
Британская писательница Нафиса Кара говорит, что Эртугрул преследует идею мужественности, которая превосходит о своему значению фехтование на мечах. “Я имею в виду такие качества, которые желательны для мусульманского мужчины, как верность, скромность, уважение к противоположному полу и выражение любви, – говорит она. – Наши мужчины нуждаются в напоминании, что их мужественность основана не на том, насколько они жестки и стойки, а на том, насколько они сострадательны, храбры и справедливы”.
В то время как многие мусульманские общины по всему миру сталкиваются с геноцидом, этническими чистками, растущей исламофобией, “Эртугрул: Возрождение” является для них катарсисом.
“Стоит только взглянуть на многочисленные письма, адресованные [основателю современной Турции] Мустафе Кемалю Ататюрку, умоляющие его не упразднять халифат в 1924 году, от мусульман всего мира. Политически расколотый и порабощенный мусульманский мир начала XX века жаждал хотя бы какого-то духовного единения в форме халифата и, очевидно, продолжает это делать”, – говорит Эмин Лелик, профессор османской истории из университета Сэлсбери (Мэриленд, США).
Не случайно “Дирилиш Эртугрул” был запрещен в Египте, Саудовской Аравии и ОАЭ, ориентированных на национализм.
“Возможно, на эмоциональном уровне для мусульман всего мира было бы более приемлемо и вдохновляюще наблюдать начало чего-то великого, а не его трагический конец”, – говорит Лелик.
Меч Зульфикар – символ мудрости и справедливости / Источник: TRT
Уроки конца истории
В 1980-е и 1990-е годы, когда закончилась Холодная война, и мусульмане стали козлами отпущения, Фрэнсис Фукуяма заявил, что мы достигли конца истории. Мы были либо за потребительство, либо против западной цивилизации. Но “Дирилиш: Эртугрул” опровергает эти предположения тремя способами.
Во-первых, он уделяет пристальное внимание элементам традиционной идентичности, которые вызывают отклик за пределами Турции: народной музыке, устному нарративу, семье, уважению к старшим и церемониальному подходу к еде. Сериал также демонстрирует высокую роль, которую женщины играют в исламской истории.
Во-вторых, “Эртугрул: Возрождение” демонстрирует, как могут существовать мусульманские общества, сосредоточенные на поиске социальной справедливости и сильного духовного ядра. Сериал акцентирует внимание на исламских ритуалах омовения, молитвы и похорон. Если город, базар или деревня завоевываются, завоеватели совершают там азан.
Исламские обычаи и шариат показаны в сериале очень детализированно, как никогда раньше в истории популярного телевидения.
Женщины занимают одно из центральных мест в повествовании / Источник: TRT
В-третьих, сериал предполагает возможность существования справедливого и равноправного общества, отмеченного низкими налогами, комфортом и заботой о слабых, пожилых и бедных. То, что Эртугрул был создан по образцу Али, – это также призыв к созданию идеального общества. Это означает отказ от чрезмерного богатства, отказ от мирских устремлений, перераспределение богатства, справедливую торговлю и ликвидацию нищеты.
Лелик говорит, что аллегория встречи святого и воина лучше всего объясняет очарование этого сериала. Современный мир, говорит он, на самом деле является историей триумфа коммерсанта – или корпорации – над религиозной или государственной властью в том, что мы понимаем как капиталистический гуманистический мировой порядок. Но эта разрекламированная капиталистическая модель не сработала для подавляющего большинства. Вместо этого она оставила людей в одиночестве, лишенных избирательных прав и стремящихся к альтернативам.
Создатели сериала выражают недовольство не только капиталистически-гуманистическим миропорядком, но и лицемерием светского миропорядка. Шоу отталкивается от бинарных отношений между религией и секуляризмом, которые часто навязываются мусульманским обществам.
И именно этот посыл “Эртугрула”, что другой мир возможен, и есть величайший вклад сериала в мусульманское воображение.
Что было в сундуке ибн араби эртугрул
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Великий шейх суфизма Ибн аль-Араби
Наиболее глубокое философское обоснование суфизм получил в творчестве Ибн аль-Араби (Мухйиддин Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби ал-Хатими ал-Таи) (1165-1240), знаменитого философа и выдающегося поэта. Его наследие оказало решающее влияние на последующее развитие суфизма во всех областях исламского мира. Последователи выдающегося философа называли его «Величайшим учителем».
Родился выдающийся мыслитель в городе Мурсия на востоке Андалусии. Власть в этой области принадлежала тогда альморовидскому султану Мухаммаду Ибн Марданишу, на службе у которого и состоял отец великого суфия. В Севилье, куда семья переселилась, когда Ибн аль-Араби было восемь лет, мальчик получил традиционное мусульманское образование. Среди его учеников называют Ибн Заркуна аль-Ансари, Абу-ль-Валида аль-Хадрами и др. Под воздействием суфийских идеалов Ибн аль-Араби довольно рано отказался от светских занятий и принял посвящение в суфии.
Биографы утверждают, что решающее влияние на его суфийскую подготовку оказал тот факт, что его отец поддерживал контакт с великим суфием Абд аль-Кадиром Джилани. Считается, что сам факт рождения Ибн аль-Араби был связан с духовным влиянием Абд аль-Кадира, предсказавшего, что тот будет человеком выдающихся дарований.
В поисках авторитетных суфийских наставников он отправился в странствия по Андалусии и Северной Африке. Посетил Марракеш, Сеуту, Беджайю, Фес, Тунис. К тридцати годам Ибн аль-Араби приобрел уважение и известность в суфийских кругах благодаря своим способностям к философским и изотерическим наукам, широте кругозора и благочестию.
С 1223 года до самой смерти в 1240 году Ибн аль-Араби прожил в Дамаске, пользуясь покровительством религиозных и светских властей. После себя суфий оставил большое наследие. Есть основание полагать, что его перу принадлежало около 400 сочинений, из коих сохранилось 200. Его основные философские произведения: «Геммы мудрости» («Фусус аль-хикам») и «Меканские откровения» («Аль-футухат аль-маккиййа»), которые были созданы им в конце жизни и вобрали в себя наиболее зрелые плоды его размышлений и духовного опыта.
Оба трактата являются отличными изложениями того, что мы можем назвать «антропологией» (взгляд на человека как на высшее создание Аллаха) Ибн аль-Араби, и в то же время содержат многие другие важные аспекты его учения. Исходной точкой обоих произведений служит любимая идея суфийского мыслителя: человек есть причина и конечная цель сотворения Вселенной; он подобен одновременно и Богу, и сотворенному миру, говоря современным языком, Бог и Вселенная антропоморфны, а значит, могут быть познаны человеком в процессе самосознания.
В 1229 году Величайшего Учителя посещает видение, в котором сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелевает ему написать книгу под названием «Геммы мудрости». Суфий прилежно исполняет повеление. Так появляется на свет самый популярный труд Ибн аль-Араби. В нем разработана концепция, позже названная «вахдат аль-вуджуд» («единство бытия»), которая стала важнейшим направлением суфийской мысли. Он производит неизгладимое впечатление как на его современников, так и на последующие поколения образованных мусульман. Трудно найти мало-мальски образованного суфия или богослова, которые не знали об этом произведении, хотя бы понаслышке, и не пытались бы определить своего отношения к нему. Редкая книга в истории мусульманской цивилизации служила источником столь ожесточенных споров, объектом столь многочисленных комментариев.
Под Исламом Ибн аль-Араби подразумевает религию мусульман, которая, согласно их представлениям, есть конечная истина, венчающая откровения всех пророков, и универсальную религию. Вера, данная от рождения тому или иному человеку, предопределена, равно как и предопределено, кому будет даровано тайное знание.
Ибн аль-Араби говорит о трёх странствиях, совершаемых человеком:
— от Аллаха через разные миры в мир земной;
Правление Османа Ибн Эртугрул и расширение государства
Осман Ибн Эртугрул – основатель османского государства Часть 2
Воссев на престоле сельджукского государства, Осман первым делом дал указание упоминать своё имя в пятничной молитве. Затем все наместники областей прибыли к нему, и каждый из них подтвердил свою преданность новому султану. Осман, в свою очередь, возвеличил их и стал налаживать с ними тесные дружественные связи. С этой целью он женил своего сына Орхана на дочери одного из сельджукских наместников.
Затем Осман приступил к расширению территорий своего государства. Для этого он отправился в поход на крепости Измит и Изник. Но Осману не удалось взять их, и он вернулся обратно в свою столицу.
После возвращения из похода Осман некоторое время держал паузу и приводил в порядок дела государства. Но как только в делах наступила стабильность, он начал подготовку к новой военной экспедиции. По этому поводу он отправил правителям Византии и Малой Азии письма, в которых предлагалось выбрать одно из трёх его предложений: принятие Ислама, выплата джизьи, война.
Некоторые из них приняли Ислам и примкнули к Осману, другие согласились выплатить джизью, а остальные, надеясь на помощь монголов, отказались от условий, предложенных Османом, и выбрали войну. Видимо, они предполагали легко расправиться с Османом ибн Эртугрулом, как это было с его предшественником Алауддином Кей-Кубадом.
Учитывая всё это, Осман собрал огромное войско и, поставив в его главе своего сына Орхана, отправил покорять тех, кто отказался принять Ислам или выплатить джизью. Вместе с Орханом отправилось немалое количество примкнувших к Осману византийских командиров. В этом походе Орхан смог легко разбить монгольскую армию и их союзников.
Воодушевлённый быстрой и лёгкой победой, Орхан поспешил дальше, к городу Бруса (Бурса). В 1317 году (717 году по хиджре) он прибыл в Брусу и осадил город. Орхан держал его в осаде около десяти лет, пока Бруса не сдалась. Несмотря на то, что город не сдавался и долгое время оказывал ожесточённое сопротивление, Орхан благородно поступил с защитниками и жителями города.
Когда правитель Брусы увидел хорошее отношение к жителям города со стороны завоевателей и благой нрав вошедших в город мусульманских войск, он объявил о принятии Ислама. За такой смелый шаг Султан Осман пожаловал ему титул бега. В дальнейшем он стал одним из известных командиров османского государства. («Тарих Ад-Давля Аль-‘Усмания»)
Следуя указаниям своего отца Османа, Орхан продолжил военную экспедицию вглубь территорий Византийской Империи. Стремление к джихаду, с одной стороны, и знание общественно-политического положения этого региона – с другой, помогали Орхану в выполнении указаний своего отца.
Таким образом, завоёвывая новые территории одну за другой, Орхан продвигался к своей заветной цели. Для достижения этой цели он первым делом отрезал византийские области этого региона друг от друга и тем самим ослабил их сопротивление, что намного облегчило ему продвижение. Во всём Орхан следовал политике, которую определил его отец Осман и которая заключалась в ведении боевых действий с любым враждующим государством на их территории. При этом война проводилась методом продолжительных осад, а на всех завоеванных территориях размещаюлись крупные военные гарнизоны, что полностью исключало возможность возникновения бунтов и восстаний.
Благодаря доброму отношению со стороны Орхана и других мусульманских наместников, назначенных им на завоёванных османами землях, многие жители этих территорий массово принимали Ислам. Молниеносные завоевания османами всё новых и новых территорий вынуждали их противников волей-неволей заключать союзнические договоры против них.
Итак, после осады османскими войсками Кубрихисара, сдачи его правителя, затем удушающей осады Изника правитель Брусы заключил союз с соседними территориями и договорился с ними напасть на новую столицу молодого Османского государства Эскишехир. Тем самим они планировали полностью покончить с государством Османа ибн Эртугрула.
Однако бдительность Османа не позволила этому случиться. Пока его враги строили планы нападения на Эскишехир, Осман сам во главе большого войска вышел против них. Огромная османская армия встретилась с противником у крепости Каюнхисар. В этом сражении Осман не ограничился разгромом союзных войск, а стал преследовать их, пока не встретился с ними на поле боя ещё раз в местности Димбоз. На этом месте состоялось второе сражение, в итоге которого союзники были наголову разбиты, правитель Кестеля был убит, а правители Брусы и других городов спаслись от неминуемой смерти бегством.
После этой убедительной победы над своими врагами Осман ибн Эртугрул вернулся в столицу и некоторое время провёл в спокойствии, не ведя активных военных действий. В 717 году по хиджре султан Осман закончил недалеко от города Бруса (Бурса) строительство двух больших крепостей. Командиром одной из крепостей он назначил своего племянника Ак Тимура, а другой – одного из своих мамлюков.
Затем, оставив на сына Орхана дела государства, Осман вышел в поход в направлении крепостей Балбенги (Balbengi) и Гадерлик (Gaderlik). Взяв без боя обе крепости, Осман двинулся дальше и также без боя покорил Якиджахисар, Акхисар и Текфур-Букари. Присоединив все завоёванные территории к своему государству, Осман поспешно вернулся в столицу.
В следующий поход – к крепости Караджайш – он отправил своего сына Орхана вместе с несколькими высокопоставленными командирами и большой армией. После недолгой осады Орхан взял крепость и продолжил завоевание прилегающих территорий. Вскоре османская армия взяла город Тузбазар, крепость Каратукбе и другие земли этого региона. Эта экспедиция Орхана завершилась взятием важного города Изник.
В то время, когда Орхан был занят завоевательными войнами, Осман ибн Эртугрул серьёзно заболел. Вскоре до Орхана дошла весть о болезни отца, и он спешно вернулся в столицу. Как только Орхан прибыл в город, он предстал перед своим отцом. Осман сделал сыну много полезных наставлений и завещал сохранить созданное им османское государство, хорошо относиться к народу, стремиться всегда соблюдать справедливость и правосудие среди народа.
Умер Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах, проправив великой империей в течение 27 лет, которые он провёл в джихаде и строительстве сильного халифата. За эти годы Осман превратил своё государство из маленького эмирата в великую державу, которая в дальнейшем стала покровителем мусульман и пристанищем правоверных. Поэтому все османские султаны гордились им и относили к Осману создание их государства.
Осман ибн Эртугрул был примером справедливости для всех правителей. В легендах передаётся, что Эртугрул назначил своего сына Османа кадием города Караджихисар после его завоевания у византийцев в 1285 году (684 год по хиджре). Однажды к нему на суд пришли два человека: один из них – мусульманин-турок, а другой – византиец-христианин. Осман вынес судебное решение в пользу византийца.
Христианин очень удивился этому поступку мусульманского кадия и спросил Османа: «Как получилось так, что ты вынес решение в мою пользу, когда я являюсь для тебя иноверцем?» На это Осман ответил: «Как же я могу не решить дело в твою пользу, когда Всевышний Аллах, которому мы поклоняемся, говорит:
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ
(смысл): «Поистине, Аллах повелевает вам (о те, кто уверовал) возвращать доверенное имущество владельцам его, и (также Он повелевает) когда вы судите среди людей, то судить по справедливости»» (сура Ан-Ниса: 58). Такие действия исламского кадия произвели на византийца большое впечатление, и он сразу объявил о принятии Ислама.
Осман также хорошо относился к бедным, неимущим людям. Говорят, он покупал различные продукты, яства и сласти и каждые три дня готовил для бедняков еду и накрывал им огромный стол, за которым угощались все желающие. («Аль-‘Усманийюн фи ат-тарих ва аль-хазара»)
Таким образом, он израсходовал всё своё имущество, и у него на момент смерти не осталось ничего кроме боевого коня, кольчуги, меча и некоторых предметов одежды. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
Также остались переданные им в качестве вакуфа огромные табуны лошадей и отары овец, которые на протяжении долгих лет приносили приплод.
Таким великим человеком был основатель османского халифата Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах Ат-Туркмани.