Что бывает осенью красным
Конспект логопедического занятия «Что бывает осенью?»
Мороз Александра
Конспект логопедического занятия «Что бывает осенью?»
КОНСПЕКТ
логопедического занятия по развитию речи
для старшей группы
Тема: Что бывает осенью?
Подготовила: Учитель-логопед
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитания бережного отношения к природе.
Подготовительная работа. Обсуждение данной темы. Разучивание упражнений по заданной теме.
Материалы и оборудование. Разрезные картинки, игровой материал, использование цифровых образовательных ресурсов, музыкальная подборка. Листья клена рябины березы. Материал для графического задания, карандаши.
Логопед. Здравствуйте ребята! Я очень рада что сегодня вы пришли ко мне в гости.Садитесь на ковер и внимательно послушайте стихотворение которое я вам прочитаю:
(Развитие речевого слуха)
Время года отгадай: собирают урожай, разноцветный лес красивый, мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают, грибники в леса спешат, листья желтые летят,
Ежик листья собирает, свою норку утепляет.
Логопед. О каком времени года идет речь?
Логопед вешает картинку на тему «Осень в городе»
Логопед. Какая погода осенью? (хмурая, дождливая, пасмурная, с деревьев падают листья).
Как и во что одеты ребята осенью на улице (Ребята одеты тепло в куртки шапки, сапоги и. т. д.)
А как называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Кто знает какой сейчас месяц осени? (октябрь)
Давайте тоже отправимся на прогулку по осеннему городу и представим, что собираем осенние листья.
А какие листья осенью? (Желтые, красные, коричневые, оранжевые….) А как одним словом можно сказать? (Разноцветные)
(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Логопед. Теперь ребята у вас будет задания составить сюжет по картинкам в которых будет присутствовать осень и рассказать нам что происходит в вашем сюжете.
Задание с сюжетными картинками. (Развитие связной речи, пространственного мышления, зрительной памяти, способность к обобщению.)
(Развитие фонематического восприятия)
Логопед. Молодцы ребята. А теперь послушаем внимательно и попробуем догадаться кто это или что? (звучать звуки осеннего леса с ветром и дождем)
Ответ детей: Осенний лес.
Логопед вешает картинку «Осенний лес»
Логопед. Молодцы! Посмотрите кто прибежал к нам из осеннего леса. (Логопед показывает волка и ежика)
Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)
Логопед приглашает детей подойти к зеркалу и предлагает сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.
Логопед. Волчонок учит вас делать «Улыбку», а ежик «Трубочку».Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка вы сделаете «Улыбку», а если я покажу ежика вы сделаете «Трубочку»
Упражнение «Улыбка» си «Трубочка» выполняется 3-5 раз
Логопед. Зверятам очень понравилось как вы делали гимнастику. Давайте вернемся в наш осенний лес. (Дети садятся на ковер)
Логопед. Посмотрите, деревья в лесу в осеннем наряде. Дует сильный холодный ветер, листья отрываются от своих веточек и кружатся в воздухе. Как называется это явление? (Листопад)
Давайте с вами покажем как листья кружатся в потоке осеннего холодного воздуха.
Упражнение «Листопад» Развитие длительного направленного плавного выдоха.
Логопед приглашает детей к стойке на которой закреплены листья.
Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей команде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так чтобы листики кружились в воздухе и напоминали нам Листопад.
Упражнение выполняется 3-5 раз чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
Логопед. Очень красивый получился листопад.
Логопед приглашает детей на ковер.
Появляется картинка «Сбор урожая»
Логопед. Ребята, посмотрите, что еще происходит осенью? (Собирают урожай)
Я тоже собрала урожай он у меня вот в этом мешочке (Логопед показывает мешок с овощами) Давайте на ощупь попробуем определить что я собрала.
Упражнение «Овощи» (Развитие логического мышления и мелкой моторики.
Логопед. Назовите по очереди что вы достали из мешка и расскажите про этот предмет какой он
(дети называют овощи помидор красный круглый, огурец продолговатый с пупырышками, зеленый)
А как одним словом можно назвать все это? (Овощи)
Логопед. А теперь положите все овощи в круг мы с вами поиграем. Я буду по одному овощу убирать, а вы будите говорить чего уже нет в нашем кругу.
(Нет СвеклЫ, нет помидорА, нет КабачкА и. т. д.)
Логопед. Все отлично справились с заданием. А теперь ответьте мне в честь какого овоща называется наш детский сад?
(Ответ детей «Горошинка»)
Логопед. Правильно. Давайте нарисуем горошинки, только задание будет очень сложное, нужно нарисовать горошинки в Стручке с закрытыми глазами.
Развитие тактильных представлений, ориентации, памяти.
Задание «Нарисуй горох».
Итог занятия.
Логопед. Ребята кто вспомнит про что мы сегодня говорили на занятии?
-про осень
-про сбор урожая осенью
-про то что одевают осенью на улицу
Логопед. Вы правы. Поднимите руку те кто сегодня хорошо отвечал на вопросы и справился с заданиями. А теперь поднимите левую и погладьте себя по головке т. к. сегодня вы все правильно отвечали и были внимательны. Молодцы! Попрощайтесь с нашими остями.
Фотоотчет о НОД по рисованию в подготовительной к школе группе «И осенью, что солнышко, кленовый лист горит» Пятиконечной звёздочкой На тросточке висит, И осенью, что солнышко, Кленовый лист горит. Остры его пять лучиков, Сияет ими он! За эту.
Конспект логопедического занятия «Явления природы осенью» I. На экране демонстрируются слайды с изображением осенних картин. Звучит музыка Чайковского «Осенняя песнь». Логопед читает стихотворение:.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью» Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью» Задачи: Коррекционно-образовательные:.
Конспект занятия «Какой бывает транспорт?» План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: «Какой бывает транспорт?» Программное содержание: 1. Учить классифицировать.
«Что случилось с зоопарком?» Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и предложениях Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях. “Что случилось с зоопарком?” Форма проведения.
Конспект проведения тематической прогулки осенью в младшей группе «Деревья осенью» Цель: Ознакомление детей с деревьями осенью Задачи: образовательные- расширять знание детей о деревьях осенью воспитательные- воспитывать.
Конспект занятия в старшей группе «Какой бывает транспорт?» Тема: «Какой бывает транспорт?»Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: Обучающая: раскрыть значение транспорта.
Фотоотчет «Кто говорит, что чудес не бывает?!» Хочу рассказать о новогоднем чуде, которое произошло со мной в последних числах декабря 2018 года. В детском саду полным ходом шли репетиции.
Презентация дидактической игры «Бывает — не бывает» Презентация дидактическая игра «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом) Дидактическая задача: Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Осенние изменения в природе и характерные явления
Осенние изменения в природе: Pexels
Осень — период важных изменений в живой и неживой природе. Изменение погодных условий и температурного режима влияет на деревья, растения, птиц и животных. Какие явления происходят осенью и как это отражается на окружающем мире? Интересными фактами делятся авторы популярных книг о природе.
Какие изменения осенью происходят в живой природе?
Осень — период перехода от летней активности к процессам зимнего застоя. Для осени характерны такие изменения в живой природе:
Рассмотрим эти природные явления более подробно.
Пожелтение и опадание листьев
Первая примета осени — изменение окраски листьев на деревьях. Это явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими у большинства деревьев при наступлении первых холодов.
Почему листья на деревьях меняют окрас? Как объясняет Георгий Граубин в книге «Почему осенью — листопад?», зеленый цвет им придает особое вещество — хлорофилл. С наступлением осени солнце светит меньше, день становится короче, растения получают меньше света.
В таких условиях хлорофилл разрушается, а восстановиться не успевает. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый. Осенью листья могут быть желтыми, красными, багряными. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.
После изменения цвета в последние месяцы осени листва начинает опадать с деревьев. Это имеет для них большое физиологическое значение:
Опавшие желтые листья: Pexels
Увядание трав
Осенью травы расстаются с надземной частью растения, чтобы спасти более важные части — корневище, клубень или луковицу.
В подземных структурных элементах трав за лето накапливаются питательные вещества, которые выполняют две важные функции:
Некоторые животные впадают в спячку
Зимняя спячка — особенное состояние растений и животных, когда в период холодов и отсутствия пищи снижается активность и жизнедеятельность организма, уменьшается обмен соками и потребность в пище.
Кто впадают в спячку с наступлением осени? Вот несколько видов:
Звери делают запасы
Животные, которые не засыпают на зиму, активно готовятся к холодам. Для этого они:
Белка делает запасы на зиму: Pexels
Перелет птиц
Мигрирующие виды птиц готовятся к перелетам в теплые края с начала осени. Затем начинается их отлет. Как правило, птицы летят стаями в одни и те же места зимовки, а с наступлением весны возвращаются в родные края.
Как утверждает Соколов Леонид в книге «Почему перелетные птицы возвращаются домой», верность родине обнаружена у птиц, принадлежащих к разным группам, начиная от наиболее крупных и долгоживущих летающих птиц (альбатросов, буревестников, аистов, лебедей) и заканчивая самыми мелкими и маложивущими воробьиными (дрозды, крапивники, мухоловки, славки и др.).
Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
Какие осенние изменения в неживой природе?
Не менее важные изменения происходят в неживой природе. Уже в сентябре–октябре можно наблюдать:
Сокращение светового дня, снижение температуры воздуха
Как известно из курса физики, наша планета вращается вокруг Солнца и за год делает полный круг. Во время вращения Северное полушарие Земли на несколько месяцев оказывается наклоненным к Солнцу (лето). В течение следующих нескольких месяцев отклоняется от него (зима). В это время наблюдается уменьшение дня и увеличение ночи.
Осенью солнце поднимается над горизонтом не так высоко, как летом. Дни становятся короче, а солнечного света — меньше. В середине сентября‒начале октября наступает недолгий период потепления, который в народе называют бабье лето. Обычно он заканчивается в середине октября.
Похолодание, которое приходит вследствии уменьшения солнечного света и тепла, влияет на всю живую природу, поскольку уменьшение солнечного света напрямую связано с похолоданием. Как утверждает автор книги «Взламывая планету Земля» Том Джексон атмосфера Земли находится в постоянном движении. Это влияет на разнообразие метеорологических условий в разных географических точках. Такое непрерывно изменяющееся состояние называют погодой.
Погодные явления осени
Для осени наиболее характерны такие природные явления:
Осень — невероятное время, когда окружающая природа меняется кардинальным образом. В живой и неживой природе происходят непрерывные изменения. Переход от теплых дней конца лета к первому снегу и заморозкам зимы в течение осени совершается постепенно.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Конспект обобщающего занятия в средней группе «Такая разная осень»
Ирина Моргунова
Конспект обобщающего занятия в средней группе «Такая разная осень»
Тема: «Такая разная осень».
Ход занятия.
1. Орг. момент. Психогимнастика «Солнышко и тучка» Вы загораете на солнышке. Но вот солнышко зашло за тучку и стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреется (напряжение). Солнышко вышло из- за тучки – стало тепло. (расслабление)
2. Работа по теме. Наши глаза внимательно смотрят, уши внимательно слушают, наши руки не мешают, а помогают.
1) Сообщение темы занятия. Догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года …осенью зовётся.
2) «Что бывает осенью?» Осень, осень к нам пришла, что нам осень принесла? Рассказывание о приметах осени жителю жарких стран – львёнку (игрушка). Дети договаривают словечко с опорой на предметную картинку и повторяют всё предложение. Осенью бывает… дождь. Осенью бывает… ветер. Осенью бывает…листопад. Осенью бывают…лужи. Осенью бывают… овощи. Осенью бывают…фрукты. Осенью бывают…грибы. Осенью бывают…жёлтые листья. Осенью бывают…красные листья.
3) Д/И «Большой и маленький» Логопед начинает говорить, ребёнок договаривает предложение. Гном и гномик собрались осенью в лес. Гном пошёл в лес, а гномик в ….лесок. Гном взял корзину, а гномик… корзинку. Гном нашёл гриб, а гномик…грибок. Гном увидел осенний лист, а гномик …листок. Гном заметил тучу, а гномик…тучку. Гном открыл зонт, а гномик…зонтик.
Мы листики осенние на веточках сидели, дунул ветер, закружились, полетели и на землю тихо сели, Снова ветер набежал, и листочки все собрал, Закружились, полетели и на землю тихо сели. Движения выполняются под музыку.
Перспективное планирование по окружающему миру Перспективное планирование по окружающему миру Вторая младшая группа № 1 Количество НОД: 33 Литература: А. А. Вахрушев, Е. Е.
Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.
Комплексное занятие по окружающему миру в средней группе «Осенняя пора-очей очерованье»
Ольга Суродеева
Комплексное занятие по окружающему миру в средней группе «Осенняя пора-очей очерованье»
Комплексное занятие по окружающему миру в средней группе.
Выполнила:Суродеева О. Г.
Цель : Закреплять знания детей об осени.
Задачи : Систематизировать представления детей о времени года «Осень».
• Продолжать знакомить с признаками осени.
• Учить составлять коллективный рассказ об осени.
• Развивать внимание,память,зрительное восприятие.
• Развивать общую и мелкую маторику,умение сочетать речь с движениями.
• Научить детей лепить деревья,используя приёмы раскатывания,растягивания,сплющивания и прищипыания.
• Закреплять знания детей о деревьях
• Развивать фантазию и творческое воображение.
Оборудование : Диск с записью музыки Чайковского П. И «Времина года». Демонстративные картинки «Осень»,осенние листики,пластелин,семина тыквы, скорлупа фисташек,картина заготовка.
Ход занятия :
• Звучит музыка П. И. Чайковского «Времина года»(ребята слушают)
• Прочитать стихотварение Плещёва А.
Дождик так и льётся
• Спросить у детей какое настроение им навеяла эта музыка и стихотварение?
1. Давайте вспомним что бывает осенью. (Показать картинки, проговаривают предложение).
• Осенью бывают. (тучи)
• Осенью бывает. (дождь)
• Осенью бывает. (ветер)
• Осенью бывают. (красные листья)
• Осенью бывают. (жёлтые листья)
• Осенью бывают. (овощи)
• Осенью бывают. (фрукты)
• Осенью бывают. (грибы)
• Осенью улетают птицы на юг.
• Осенью день короче а ночь длиннее.
• Сейчас мы составим осеннююкартину (из предложенных изображений,нужно выбрать только осенние картинки и прекрипить их к маьберту)
• Просить детей обосновать свой выбор.
• Раскажем и покажем.
• Мы свами можем не только рассказать об осени,но и показать.
Осень,осень листопад
Листья жёлтые летят,
Туча солнце закрывает.
Дождик капает с утра
Осень скучная пора.
3. Прогулка в осенний парк.
• Представте что вы в осеннем парке.
• Закрыли глазки,и послушаем звуки осени :
• Листья шелестят под ногами (ш-ш-ш)
4. Игра «с кого дерева упал листок?» (разбросать осенний листья)
Вспомнить,что это явление называется листопад.
1. Дети садятся за столы,на которых заранее приготовленные заготовки из картона,и семена разложены в пиналы
• Теперь ребята давайте представим,что мы художники. Мы прогуливаемся по осенниму лесу (дети закрывают глаза,звучит тихая музыка.)Любуемся природой (дети открывают глаза).А теперь ребята,давайте сделаем из пластелина деревья которые вам больше всего нравятся. И это вы должны отобразить в своей картине.
Обсуждение этапов работы.
1. Напоминание пиёмов лепки.
• Ребята сегодня мы будем использоватьследующие приёмы. (раскатывание,растягивание,сплющивание).
• Обсудим этапы работы. Что будем делать с начала (выбирим пластилин нужного цвета).
• Что будем делать дальше (будем содавать дерево).Для этого раскатайте из пластилина столбик и разместите его в центре картины,прижмите его и загладте. Из столбиков по меньше вылепите ветви.
• И в конце мы сделаем из семечек листья деревьев.
Самостоятельная работа :Дети приступают к работе. Воспитаетль оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся.
Физкультминутка: (проводится в середине занятия)
Вот надели мы сапожки,
Побежали по дорожке.
И ничуть мы не устали.
Дождик льёт как из ведра,
Нам домой бежать пора.
• По мере завершения работы над деревьями воспитатель помогает детям изготавливать листья для дерева из приготовленных заранее семечек.
• В конце занятия воспитатель с детьми вывешивает раоты на доске с помощью магнитов. Дети расматривают у доски работы.
«Пришла осенняя пора» …Уж пахнет в воздухе дождем, Все холоднее с каждым днем. Деревья свой наряд меняют, Листочки потихонечку теряют. Понятно всем, как дважды.
Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.
Межсезонье: почему осенью желтеют листья
Рассказываем про природные красители и коротко отвечаем на вопросы про межсезонные трансформации в природе
Зимой и летом одним цветом — только хвойные растения, а вот лиственные деревья меняют свой цвет раз в году. Разобрались с экспертом, откуда в листьях появляется цвет, почему он меняется именно осенью и зачем это происходит.
Откуда в природе цвет
За цвета в природе отвечает группа органических соединений, которые называются красителями. Они встречаются в окраске не только листьев растений, но и овощей, животных, птиц и рыб.
🌳 Хлорофилл — самый известный краситель в растениях, отвечает за зелёный цвет.
🌽 Каротиноиды — придают растениям жёлтый оттенок. Тыква, кукуруза, канарейки, фламинго, лосось, омары, креветки и нарциссы окрашены каротиноидами.
🍊 Флавоноиды — отвечают за оранжевый цвет. Их высокое содержание характерно для петрушки, лука, цитрусовых, облепихи, гречки и тёмного шоколада.
🍅 Антоцианы — это красный, пурпурный и фиолетовый цвета. Они дают окраску красным яблокам, помидорам, винограду и лепесткам многих цветков.
Как работают красители
Чтобы органическое соединение выглядело цветным, оно должно содержать цепочку сопряжённых двойных связей или присоединённых к ней поставляющих или принимающих электроны заместителей. Это следует из электронной теории цветности органических соединений. В листьях растений молекулы и соединения в них как раз такие, поэтому независимо от сезона сами листья не прозрачные, а цветные.
А, например, у большинства молекул, входящих в состав бензина, таких связей нет, поэтому он почти бесцветный.
Почему осенью желтеют листья
Это происходит из-за смены температуры и сокращения светового дня. Для производства хлорофилла, который отвечает за зелёный цвет в растениях, листьям требуется много тепла и света. Когда лето заканчивается, сокращается световой день, понижается средняя температура воздуха и, следовательно, производство хлорофилла замедляется, а существующий хлорофилл разлагается. В результате другие соединения, присутствующие в листьях, выходят на первый план и влияют на цвет листьев.
Какие деревья меняют цвет листьев
Из-за изменения светового дня все лиственные деревья меняют окраску. Не меняют окраску только хвойные деревья.
Почему осенью опадают листья
Это происходит из-за нехватки воды. Вода в грунте замерзает и не попадает в корни растений, в то же время с поверхности листа испаряется столько же воды, сколько и летом. Поэтому растения сбрасывают листву, чтобы не засохнуть.
Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться