Что в характере человека указывает на предрасположенность к работе в социальной сфере
Навыки, умения и личностные качества социального работника
Кто-то пришел в эту профессию по воле случая, некоторые нашли в ней поддержку, а другим даже пришлось переучиваться и кардинально менять жизнь.
Социальный работник — это и помощник, и психолог, и друг. Ведь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Ему приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А социальный работник в любой ситуации должен быть спокоен и позитивно смотреть на мир, делиться своей добротой с другими.
7 важных качеств
Деятельность социального работника относится к числу профессий, в которых необходим строгий отбор. Выделяют 7 важных качеств, которыми должен обладать такой специалист:
1. Профессиональная компетентность. Это высокий уровень образования и культуры, осведомленность о широком круге проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.
2. Доброта, любовь к людям, желание помочь, а также чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм.
3. Организаторские и коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту.
4. Высокий морально-этический уровень: бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.
5. Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается.
6. Способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость. Ведь работа социального работника чаще всего состоит также и в физической помощи людям.
7. Адекватное отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других.
Избирать профессию социального работника следует сознательно, в соответствии со своим призванием и качествами личности. И тогда она не будет морально тяжела, принесет радость и пользу как работнику, так и его клиентам.
Социальная работа требует активного использования технических и информационных средств, навыков и умений узких специалистов. Это способность не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечение человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением его потребностей и с сохранением при этом человеческого достоинства.
Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.
Кроме профессионально важных качеств есть и качества, недопустимые для социального работника. Они мешают эффективно заниматься социальной работой и не позволяют стать хорошим социальным работником:
1. Отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие. Такие отличительные черты человека не позволяют ему приблизиться эмоционально и душевно к человеку, с которым работает социальный работник.
2. Брезгливость, неприязнь к больным. С таким подходом работник не может профессионально исполнять свои прямые обязанности, его не допускает внутренний дискомфорт.
3. Злость, зависть, агрессивность и хамство, грубость, аморальное поведение. Такие качества человека мешают вникнуть в жизненную ситуацию подопечного, а также такие реакции при контакте с клиентом отталкивают и унижают человека, обратившегося за помощью.
4. Безответственность, отсутствие чувства долга, непорядочность, меркантильность, корыстность, карьеризм, использование должностного положения в личных целях, Таким людям не место в социальной сфере. Если в бизнесе некоторые из этих черт будут считаться преимуществом, то в помощи людям такое отношение неприемлемо.
5. Неумение разрешать конфликтные ситуации, авторитарность, болтливость. Такие социальные работники не смогут выполнить свои прямые обязанности.
6. Качества, касающиеся личного здоровья человека. Это недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость. Они тоже являются недопустимыми для социального работника, ведь при работе с людьми важен внутренний мирный и позитивный настрой работника.
Таким образом, чтобы работать в сфере социального обслуживания, человек должен обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств.
Полезные знания
Социальный работник должен обладать знаниями:
— об основных принципах социальной политики, государственных социальных программах и направлениях в области социальной политики;
— о социальной работе как профессиональной деятельности;
— о профессионально-этических нормах и ценностях социальной работы;
— о современных теоретических моделях социальной работы и исследованиях в этой области;
— о различных методах решения социальных проблем, проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;
— о человеческом поведении и развитии, о развитии общественной среды, о взаимодействии биологических, психологических, социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании человеческого развития и поведения;
— о возрастных, психосоциальных и этнокультурных особенностях функционирования различных групп населения;
— о влиянии традиций, культуры, религии, а также личных убеждений и установок на развитие и поведение человека, с учетом позитивных и негативных сторон такого влияния;
— о международно-правовых и национально-государственных нормах социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);
— о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи, оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные учреждения и т.д.
Подготовка социальных работников занимает 4 года. В профильную магистратуру поступают единицы: для практической деятельность первого уровня образования вполне достаточно.
Необходимые навыки
Соц. работник должен быть чутким педагогом, уметь предвидеть последствия принимаемых в отношении клиента мер, тактично реагировать на изменение в поведении и настроении человека.
В работе с клиентом необходим индивидуальный подход к каждому, учитывая особенность характера, социальное положение и жизненный опыт личности. На практике это выражается в умении налаживать контакт и завоевать доверие.
Помимо навыков из психологии соц. работник должен уметь делать еще и вполне конкретные вещи:
1. Наблюдать за самочувствием подопечного;
3. Проводить санитарные и гигиенических процедуры;
4. Оплачивать жилищные и коммунальные услуги;
5. Помогать в приобретении лекарственных средств, продовольственных товаров;
6. Проводить уборку;
7. Помогать при перемещении по квартире;
8. Проводить специальные медицинские манипуляции;
9. Оказывать помощь при оформлении ритуальных услуг для родственников, если такая необходимость, к сожалению, возникла.
Владение вышеперечисленными навыками и умениями сильно облегчает работу социального работника и помогает ему работать более качественно.
Ответственность за качество работы
При приеме на работу социальный работник подписывает должностную инструкцию. В ней указывается, что он при выполнении своей работы несет ответственность за:
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. При нарушениях в работе социальный работник будет отвечать согласно его проступка в рамках трудового законодательства.
2. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения. Работа социального работника связана во многом с оформлением деловых бумаг разного рода. В связи с этим могут быть различные соблазны использовать свое положение в личных целях. Это наказуемо.
3. Причинение материального ущерба. Социальный работник является материально ответственным лицом, ему доверяются различные материальные и денежные ценности. Потому он должен быть аккуратен при исполнении своих должностных обязанностей.
Несет ответственность соц. работник по всей строгости закона.
В заключение
Итак, исходя из реалий нашего времени, хорошим социальным работником быть нелегко. Нужно прикладывать усилия и учиться. При этом очень важна правильная мотивация. И для социальной сферы самым сильным мотивом самосовершенствоваться будет горячее желание помогать нуждающимся людям.
Урок по технологии «Профессиональная деятельность в социальной сфере» (9 класс)
Тема: Профессиональная деятельность в социальной сфере
Цель урока:ознакомить уч-ся в чем состоит сущность и назначение социальной сферы
1.какие технологии называют универсальными?
2.Назовите основные разновидности универсальных технологий
3.какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере универсальных,перспективных технологий?
Объяснение нового материала.
Социальная сфера включает в себя профессии, связанные с предоставлением населению различных социальных благ и услуг.
К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, жилищно-коммунальное хо- ггво, общественное питание и торговля. Каждый вид деятельности сольной сферы включает в себя множество профессий, особенностью ко- ых является постоянное взаимодействие с широким кругом людей.
Поэтому тот, кто выбрал эту профессиональную сферу, должен обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, внимательность и терпеливость.
Таблица 12. Структура социальной сферы
Отрасли социальной сферы
Педагог, мастер производственного обучения, воспитатель, психолог, социальный педагог, учитель и др.
Коммуникативные и организаторские способности; наблюдательность; отзывчивость, тактичность; чувство ответственности; педагогический такт
Младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, лаборант, зав. отделом,зав. лабораторией и т. п.
Высокий уровень аналитического мышления; большой объем долговременной памяти; терпеливость, наблюдательность
Библиотекарь, режиссер клубных мероприятий, переводчик, гид, корреспондент и т. п.
Хорошая память; эмоциональная выдержка, такт; коммуникативные способности, творческое воображение, артистизм
Врач, зубной техник, косметолог, медицинская сестра, маникюрша, санитарка, фельдшер и др.
Собранность, аккуратность; умение сопереживать, сострадание; эмоциональная устойчивость; ответственность; внимание, память
Бармен, официант, горничная, лифтер, парикмахер, проводник пассажирского вагона, метрдотель, социальный работник и т. п.
Коммуникативные способности; физическая выносливость; аккуратность, расторопность; доброжелательность
Адвокат, нотариус, страховой агент, инспектор ГАИ, прокурор, следователь, юрисконсульт и др.
Коммуникативные способности; логическое мышление; память, внимание; принципиальность, честность
Социальная сфера выполняет очень важную роль в жизни общества, так как именно в ее рамках осуществляются общественные связи, происходит удовлетворение социальных потребностей людей. Для системы образования и государства в целом развитие профессиональной деятельности со- I щальной сферы является очень важной задачей. Социальная политика — это определенным образом разработанный и
реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач по улучшению жизнедеятельности людей в определенных территориальных пределах.
• В настоящее время в нашей стране подготовкой специалистов в социальной сфере занимаются многие учебные заведения, например Московский государственный социальный университет — первый в России университет социального профиля. В его структуре несколько факультетов: социальной работы, социально-экономический, психологии, юридический, социологический, факультет журналистики, факультет повышения квалификации и
отделение заочного обучения. При университете работают Международный центр образования и культурных связей и Высшие женские курсы «Россиянка».
Не каждый человек может стать социальным работником. Основным определяющим фактором здесь является система его ценностей, которая, в конечном счете, определяет профессиональную пригодность в социальной сфере. У работника социальной сферы представление об абсолют- I юй ценности человека должно переходить из разряда философского понимания в категорию базисного психологического убеждения.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением, но остается одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности.
Выберите любое предприятие (фирму) вашего города, поселка или региона и расскажите о социальной политике, проводимой данным предприятием.
Расскажите, в каких социальных проектах вы участвуете или участвовали.
1. В чем состоит сущность и назначение социальной сферы? 2. Какие отрасли относятся к социальной сфере профессиональной деятельности? 3. В чем заключается специфика профессиональной деятельности в социальной сфере? 4. Какие личностные качества играют важней- шую роль для человека, работающего в социальной сфере? 5. Что в характере человека указывает на предрасположенность к работе в социальной сфере?
Профессиональные личностные качества социального работника
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Профессиональные и личностные качества социального работника
Лекция
зав.кафедрой социальной работы, к.и.н., доцента
Зальцман
Татьяны Валерьевны
Описание слайда:
Вехи истории социальной работы и социального служения
1991
Появление профессии социальная работа. Начало подготовки специалистов по социальной работе в вузах
Создание отделения социальной и молодежной работы в ПСТГУ
Принятие документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви»
2010
2011
2013
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальная работа — сложная, эмоционально нагруженная деятельность, многоплановая, трудоемкая деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ)
Описание слайда:
Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы. От того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации, учреждения.
Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творческий потенциал работников.
Описание слайда:
Особенности кадрового потенциала социальной работы
Бурное развитие социальной сферы
Нехватка профессиональных кадров
Значительное количество работников, не имеющих профессионального образования
Необходимость формирования уникальных качеств у специалиста по социальной работе
4
1
2
3
Описание слайда:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ.
ОЖИДАНИЯ ОБЩЕСТВА
ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ В ПРОФЕССИИ
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
Описание слайда:
Проблема профориентации
Профессионализация
Случайно
По послушанию
Осознанно
Описание слайда:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность.
Желание осваивать новые знания, умения, навыки.
Способность осваивать новые знания, умения, навыки
Описание слайда:
Система профессионального отбора
За рубежом: жесткие требования при поступлении в вуз
В России
Отбора практически не существует.
Люди чаще всего уходят сами.
Требования к уровню интеллекта
Социальная зрелость
физическое здоровье
Моральные качества
Требования обязательной волонтерской деятельности перед профессионализацией
Описание слайда:
Роли социального работника
Управленец в социальной сфере
Практикующий социальный работник
Преподаватель/исследователь в социальной сфере
Описание слайда:
Учитель
обучает различным навыкам поведения, общения, деятельность, помогает устанавливать обратную связь, применяет ролевые игры, обучает социальным технологиям
Помощник (фасилитатор)
Интерпретирует поведение клиентов, обсуждает с ними различные альтернативные направления действий, объясняет ситуации, подбадривает и нацеливает на мобилизацию внутренних ресурсов
Описание слайда:
Роли социального работника
Адвокат
Подбирает документально обоснованные факты для усиления аргументации с целью защиты клиентов, активно использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, взаимодействия с различными службами.
Описание слайда:
Практический психолог
Осуществляет различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений с целью повысить социальную адаптацию клиентов в условиях трудной жизненной ситуации.
Описание слайда:
Функции социального работника
Аналитико-гностическая (выявление и учет нуждающихся в помощи)
Диагностическая (установление причин трудностей)
Системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи)
Активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы)
Действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между людьми, консультирование по этим вопросам)
Организаторская (координация деятельности служб, учреждений, специалистов, развитие сети учреждений)
Эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства)
Описание слайда:
Факторы, влияющие на профессиональную деятельность
Описание слайда:
Профессиональные умения
Коммуникативные умения (владение культурой общения, навыками оптимизации общения);
Деятельностно-ролевые умения (установление партнерских отношений, смена ролевых позиций)
Организаторские умения (координация усилий различных социальных служб по решению проблем клиента)
Проектировочные умения
Эмпатические умения
Описание слайда:
Личностные качества
Эмоциональная устойчивость
Физическая выносливость
Интуиция, Психологическая чуткость
Эмпатия
Коммуникабельность
Доброжелательность
Креативность
Способность длительное время заниматься решением одной проблемы
Способность к сопереживанию
Терпеливость
Доброжелательность
Готовность помочь другим
Деликатность и тактичность
Милосердие
Стремление к постоянному повышению профессиональных знаний,
Высокая духовная культура и нравственность
Умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе
Честность
Соблюдение этики
Описание слайда:
Описание слайда:
Причины СЭВ
психологическое, душевное переутомление, когда
требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое
неизбежно приводит к СЭВ.
Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей.
Описание слайда:
Основные организационные факторы, способствующие выгоранию
высокая рабочая нагрузка;
отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;
недостаточное вознаграждение за работу;
высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
невозможность влиять на принятие решений;
двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
постоянный риск штрафных санкций;
однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;
отсутствие должного вознаграждения за работу;
отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Описание слайда:
Развитию СЭВ способствуют личностные особенности
высокий уровень эмоциональной лабильности;
высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;
рационализация мотивов своего поведения;
склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний;
ригидная личностная структура.
Описание слайда:
Описание слайда:
Признаки СЭВ
СЭВ является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения
или утомления.
У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения.
Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
Описание слайда:
Лечение и профилактика
— определение краткосрочных и долгосрочных целей;
— использование «тайм-аутов» (отдых от работы);
— овладение умениями и навыками саморегуляции;
— профессиональное развитие и самосовершенствование;
— уход от ненужной конкуренции;
— эмоциональное общение;
— поддержание хорошей физической формы
Описание слайда:
Создание профессиональных союзов социальных работников
Союз социальных работников и социальных педагогов
Конференции и круглые столы
Обучающие семинары
Выпуск профессиональной литературы
Экспертиза проектов
Описание слайда:
Требование профессии – это непрерывное обучение
бакалавриат по направлению социальная работа
магистратура по направлению социальная работа
Дистанционное обучение
Очные курсы (72 часа, 1 год, 2 года)
Круглые столы, конференции
Творческие группы
Высшее Образование
Повышение квалификации
Другие формы, в том числе инновационные
Описание слайда:
Элементы образовательного процесса
взаимодействие
Практика
Профессиональная подготовка
Волонтерство
Теологическая подготовка
Описание слайда:
Появление новых проблем
Появление новых технических возможностей
— Новое поколение мигрантов
— Новые, сочетанные формы инвалидности
— Новое поколение пожилых людей
Социальная реклама
Продвижение благотворительных проектов в интернете
Новые формы фандрайзинга: краунсорсинг, краундфандинг
1
2
Подвижность социальной сферы
Описание слайда:
Наставничество
Дэвид Клаттербак в 1991 году писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике» (Everyone Needs a Mentor, Clutterbuck, 1991):
«Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида. Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе».
Описание слайда:
Коучинг
англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.
Описание слайда:
Супервизорство
Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии.
Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку социального работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста.
Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в дальнейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества социального обслуживания.
Описание слайда:
Обязанности супервизора
а) подбор и расстановка кадров;
б) планирование работы;
в) подбор «команд»;
г) распределение обязанностей внутри команды;
д) контроль и оценка качества работы;
е) координация работы между «командами»;
ж) организация внешней связи «команды;
з) улаживание конфликтов между социальным работником и клиентом;
и) защита профессиональных интересов социальных работников, то есть посредничество между работниками и руководством органов социальных служб.
Описание слайда:
Духовник
Духовник… зорко следил за тем, что над человеком и в человеке совершает Святой Дух, и взгревал бы Его действие, защищал бы против соблазнов или падений, против колебаний неверия. (Антоний Сурожский).
Помочь находить себя.
Помогать избавляться от ошибок.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.