Что в коране говорится о любви
Что в коране говорится о любви
Коран говорит о любви. (Источник фото: freepik.com)
Священное писание мусульман содержит на своих страницах широкий спектр информации: от вероучения до законодательства, исторических уроков, научных явлений, правил ведения домашних, социальных и деловых дел, тем самым давая мусульманам практическое руководство, как управлять своей жизнью в соответствии с законами Бога.
Однако все эти темы сплетены в один цельный и завораживающий текст, трогающий до глубины души, говорящий и с умом, и сердцем читателя.
А что же говорится в Коране о любви?
Любовь, безусловно, является одной из главных тем Корана, хотя она иллюстрируется в очень развитой, сложной манере, как лингвистически, так и интеллектуально.
Согласно словарям, глагол «любить» означает:
1. Иметь глубокое, нежное, невыразимое чувство привязанности и заботы.
2. Иметь чувство сильного желания и влечения к человеку.
3. Иметь сильную эмоциональную привязанность к чему-то или кому-то.
В арабском языке один и тот же глагол несёт в себе не только простые эмоциональные значения, обозначенные выше, поскольку арабский язык очень богат и сложен. Более того, глубокие оттенки любви можно было бы выразить очень красноречиво, не упоминая слово «любовь» вообще, как мы это делаем в любом другом языке.
Выражение проявлений любви и её обязательств, обязанностей сострадания, заботы, уважения, самопожертвования, смирения, прощения и так далее – это очень красивая форма выражения любви на арабском языке, языке оригинала Корана.
Любовь Бога к своему творению и любовь верующих к Богу
Коран полон аятов, описывающих проявления любви Бога к своему творению и любви верующих к Богу. В исламе вера – это не просто что-то из разряда эмоций, но это всегда действие. Она должна быть выражена практически в делах, а также устно, то есть в молитвах. Следовательно, вы можете обнаружить, что в Коране всякий раз, когда упоминается вера, она сочетается с «совершением добрых дел».
Точно так же всякий раз, когда говорится о Божьей любви, она соединяется с практическими дарами, которые эта Любовь дарует верующим, поскольку практическое проявление их любви к Богу приближает их к Создателю.
Подход Корана к человеческой природе сбалансирован: он признаёт, что эмоции колеблются между положительными и отрицательными, а люди не должны и не могут быть ангелами, которые не знают слабости или отрицательных чувств. Следовательно, Коран регулирует эмоции и дисциплинирует манеры, награждая читателя удивительной нежностью, надеждой и мягкими эмоциями, вплетёнными в текст. Поэтому некоторые аяты Корана можно читать как вполне самостоятельные молитвы.
Когда мусульманин обращается к Творцу в молитве, это рассматривается как высшее проявление любви через смирение и послушание существа своему Создателю. Это уникальная возможность «поговорить» с Богом напрямую пять раз в день не только через чтение самого Корана, но и через те спонтанные, простые и честные слова, которые льются у верующего прямо из его сердца.
То же самое относится ко всем обрядовым формам Ислама, будь то обязательные или желательные обряды и ритуалы. Награда Всевышнего за честность и открытость, искренность поступков подробно описывается в Священном Коране. Эту благодать каждый день ощущают на себе миллионы верующих.
Имена и атрибуты Бога, упомянутые в Коране, суммируют добродетели, которые позволяют нам достичь Его любви. Наиболее часто встречающиеся имена связаны с божьими атрибутами милосердия, сострадания и прощения – чистейшими проявлениями любви. Поэтому логично, что отношения между искренним верующим и Богом последовательно характеризуются как узы любви.
Что говорит Коран о любви?
Любовь между супругами, с точки зрения ислама
Все мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда были обижены кем-то или угнетены. Это достаточно тяжелое испытание от Аллаха. Когда кто-то причиняет нам боль или ограничивает нас в наших же правах, совершенно естественно чувствовать себя сердитым или обиженным.
Если какой-то человек причиняет нам боль неоднократно, мы склонны медленно развивать в нашем сердце ненависть и обиду. Поэтому, неудивительно, что в мусульманских семьях разводы постепенно становятся обыденностью.
Если подобные разногласия не решать, копить в душе обиду, то они будут скапливаться, зарождая между супругами ненависть и отторжение.
Аллах открыл нам аят, в котором конкретно говорится о брачных отношениях:
«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих». (Коран, сура Рум, аят 21)
В другом аяте Аллах говорит:
«Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой (ли-яскуна иляйха)». (Коран, сура Аграф, аят 189)
Арабское слово «яскуну» имеет один корень со словами «сукун» или «сакина». Возможно, вы знакомы с этим словом. Оно означает «спокойствие, мир». В арабском языке при письме также встречается сукун, где он обозначает буквы, на которых нет огласовок.
Наши супруги были создан для того, чтобы мы могли найти в них сукун, то есть успокоение, чтобы мы чувствовали себя расслабленными, непринужденными, и счастливыми с ними.
Но зачастую происходит обратное. Это указывает на то, что муж и жена не смогли правильно выстроить отношения. В чем же тогда ошибка и в чем кроется секрет счастливой семейной жизни?
В первом аяте, приведенном выше, Аллах сказал, что Он заключил между супругами любовь и милосердие (мавадда и рахма). Эти два чувства являются ключом к успеху в браке.
Часто, в начале супружеской жизни супруги проявляют заботу по отношению к друг другу, дарят подарки, открыто говорят о своих чувствах, признаются в любви. Все это способствует сохранению любви и взаимопонимания. Но, к сожалению, подобные отношения со временем угасают. Ежедневные заботы, проблемы и трудности берут верх, и говорить о любви становится уже «не принято».
Его любовь к нам очевидна и проявляется повсеместно в бесчисленных благословениях, которые Он нам дал. Например, Аллах не просто обеспечил нас питанием, будучи ар-Раззаком, он сделал нашу еду вкусной и приятной, красивой для глаз и ароматной.
Если мавадда – укрепляет отношение в «мирное» время, то рахм позволяет сохранить отношения во время ссор и разногласий и обрести в семейной жизни истинное спокойствие.
Зачастую, супруги понимают это буквально и начинают упрекать, указывать на ошибки и недостатки, тем самым зарождая в семье еще большее напряжение, негатив и ненависть к друг другу. Снисходительность, милосердие, понимание, мягкое отношение и терпение – все это является важнейшими факторами счастливой семейной жизни, об этом и должны помнить супруги.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что Аллах наградит своей милостью тех людей, которые проявят милосердие по отношению к другим.
Таинство истинной любви
Понятие любви в Исламе
Что такое любовь? Любое ли чувство к человеку противоположного пола является любовью? Тоска по нему или по ней, светлые мечты, желание добра – всё ли это любовь? А может, любовь – это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это – любовь?
Веками историки и литераторы, музыканты и художники, психологи и физиологи пытаются объяснить любовь или подобрать ключи к этому многогранному состоянию человека.
Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова считается одной из непостижимейших загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? Чем жива, когда любящие надолго разлучены?
Ответы на эти и другие вопросы, связанные с таинством истинной любви, мы можем найти в Исламе. Любви, симпатии и взаимоотношениям между мужчинами и женщинами в религии Единобожия уделено очень большое внимание.
Невозможно создавать хорошую в религиозном понимании семью без любви, невозможно воспитать хороших детей без любви, невозможно хорошо относиться друг к другу без любви!
Понятие «любовь» было заложено Всевышним в первого человека Адама (мир ему) и его супругу Хава (Еву). Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу. И была дарована им Создателем любовь, чтобы они в своём союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Творца.
От них потом это прекрасное чувство – любовь – по наследству передалось всему человечеству. И с тех пор люди ищут любовь, влюбляясь, обретают её, привыкают к ней, страдают и учатся забыть её, если она безответна.
Традицией пророков является женитьба, и любовь укрепляла их браки. Вечная речь Всевышнего – Священный Коран – рассказывает нам об истоках и зарождении человеческой любви между мужчиной и женщиной (смысл): «Из знамений Аллаха – то, что Он создал для вас жён из вас самих же, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви и милосердия. Воистину в этом – явное знамение для тех, кто размышляет» (21 аят суры «Ар-Рум»).
Слово «любовь» часто встречается в религиозных текстах, но в основном в них речь идёт о любви к Всевышнему, Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), другим пророкам, праведникам, святым и любви между верующими.
Замечательная история любви Зулейхи к пророку Юсуфу (мир ему) упоминается и в Священном Коране. Всевышний на испытаниях пророка Юсуфа (мир ему) показал нам, как удержаться от соблазна и сохранить чистоту и целомудрие. А на примере Зулейхи показал, каким сильным иногда может быть чувство любви. Эпизодов, рассказывающих о любви между мужчиной и женщиной, тоже немало в исламских религиозных текстах.
Восточная любовь
Тема любви очень широко освещена и в восточной поэзии. Некими прототипами Ромео и Джульетты можно считать Лейли и Маджнуна. Это трагическая история любви, популярная на Ближнем и Среднем Востоке.
«Гаис ибн аль-Мулаввах ибн Музахим, молодой поэт-бедуин из племени Бану-Амир, влюбился в девушку из этого же племени по имени Лейла аль-Амирийя. Он сочинял стихи и песни, где воспевал свою любовь к Лейле. Когда Гаис просил отца Лейлы выдать его дочь за него замуж, тот отказал, поскольку это шло вразрез с порядками племенного строя.
Тогда Гаис покинул своё племя и начал скитаться по пустыне. Родные Гаиса уговаривали его вернуться, но, ничего не добившись, решили оставлять для него пищу посреди пустыни. Иногда его видели читающего самому себе стихи о Лейле или пишущего на песке тростью.
Лейла перебралась в Ирак, где вскоре заболела и умерла. Через несколько лет был найден мёртвым и Гаис, лежащий возле могилы неизвестной женщины. На могильном камне он написал три своих последних строфы.
Люди знали, что Гаис сошёл с ума от любви, поэтому прозвали его «Маджнун Лейла» – «Сведённый с ума Лейлой», или просто Маджнун.
Современное понимание любви
Проблема в том, что в современном обществе понятие любви нередко относят лишь к сексуальному влечению и половой близости без всякой ответственности. Истинная любовь лишается своей чистоты, сакрального смысла и невинности, когда её потребности практикуются вне брака. Современная пропаганда разврата и грязные проявления нетрадиционной субкультуры никоим образом нельзя относить к чистому чувству любви.
Как сдать экзамен на любовь?
Заставить сердце полюбить или запретить ему влюбиться невозможно. Чистая и искренняя любовь даётся человеку Всевышним. Это сильнейшее испытание, сложный жизненный экзамен, но его надо сдать только на «отлично». А как это сделать? Этот вопрос вовсе не риторический, всё просто, как всё гениальное. В Исламе даются совершенные инструкции для влюблённых – нет лучшего действия для любящих сердец, чем брак. Если кто-то влюбился, пусть идёт и сватается к ней. А если любовь не взаимная – нет лучшего лекарства, чем терпение. Ведь Аллах обязательно вознаграждает за терпение. В Коране сказано: «О уверовавшие! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину Аллах – с терпеливыми (Он благоволит тому, кто терпелив и стоек духом)» (аят 153 суры «аль-Бакара»).
А для девушек хорошим примером может послужить то, как поступила мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Когда она, осознав величие и благородство Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), влюбилась в него, отправила свою служанку к нему, чтобы оповестить о том, что желает выйти за него.
Как сохранить любовь?
Любовь нечаянно нагрянет,
Когда её совсем не ждёшь…
А мы можем продолжить слова поэта так:
Дай Бог, чтобы она была благодатной и в браке счастливы были мы…
Но любовь может так же быстро и улетучиться, как будто её и не было вовсе; как говорят в народе, от любви до ненависти – один шаг. Иногда люди, которые страстно клялись перед свадьбой в любви до гроба, разочаровавшись, разводятся – и становятся после этого… заклятыми врагами.
Для многих счастье – это и есть любовь, а посему в конце хочется раскрыть самый важный секрет любви: как сохранить любовь и сберечь семейное счастье. А секрет этот заключён в Коране: «…Если будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. » (сура «Ибрахим», аят 7).
Благодарите Аллаха за любовь, цените любовь и говорите своим супругам почаще: «Я люблю тебя!» Быть благодарными Всевышнему за дарованную Им любовь – значит выражать эту благодарность и словами, и сердцем, беречь себя и своё сердце от грехов и измен, избегать всего, что приближает ко греху. Проявляя таким образом благодарность, можно сохранить и преумножить любовь в сердцах, взаимопонимание между любящими супругами и стать счастливыми.
Любите и будьте счастливы – и да убережёт нас Аллах от прелюбодеяния и супружеских измен!
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Таинство истинной любви
Понятие любви в Исламе
Что такое любовь? Любое ли чувство к человеку противоположного пола является любовью? Тоска по нему или по ней, светлые мечты, желание добра – всё ли это любовь? А может, любовь – это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это – любовь?
Веками историки и литераторы, музыканты и художники, психологи и физиологи пытаются объяснить любовь или подобрать ключи к этому многогранному состоянию человека.
Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова считается одной из непостижимейших загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? Чем жива, когда любящие надолго разлучены?
Ответы на эти и другие вопросы, связанные с таинством истинной любви, мы можем найти в Исламе. Любви, симпатии и взаимоотношениям между мужчинами и женщинами в религии Единобожия уделено очень большое внимание.
Невозможно создавать хорошую в религиозном понимании семью без любви, невозможно воспитать хороших детей без любви, невозможно хорошо относиться друг к другу без любви!
Понятие «любовь» было заложено Всевышним в первого человека Адама (мир ему) и его супругу Хава (Еву). Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу. И была дарована им Создателем любовь, чтобы они в своём союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Творца.
От них потом это прекрасное чувство – любовь – по наследству передалось всему человечеству. И с тех пор люди ищут любовь, влюбляясь, обретают её, привыкают к ней, страдают и учатся забыть её, если она безответна.
Традицией пророков является женитьба, и любовь укрепляла их браки. Вечная речь Всевышнего – Священный Коран – рассказывает нам об истоках и зарождении человеческой любви между мужчиной и женщиной (смысл): «Из знамений Аллаха – то, что Он создал для вас жён из вас самих же, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви и милосердия. Воистину в этом – явное знамение для тех, кто размышляет» (21 аят суры «Ар-Рум»).
Слово «любовь» часто встречается в религиозных текстах, но в основном в них речь идёт о любви к Всевышнему, Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), другим пророкам, праведникам, святым и любви между верующими.
Замечательная история любви Зулейхи к пророку Юсуфу (мир ему) упоминается и в Священном Коране. Всевышний на испытаниях пророка Юсуфа (мир ему) показал нам, как удержаться от соблазна и сохранить чистоту и целомудрие. А на примере Зулейхи показал, каким сильным иногда может быть чувство любви. Эпизодов, рассказывающих о любви между мужчиной и женщиной, тоже немало в исламских религиозных текстах.
Восточная любовь
Тема любви очень широко освещена и в восточной поэзии. Некими прототипами Ромео и Джульетты можно считать Лейли и Маджнуна. Это трагическая история любви, популярная на Ближнем и Среднем Востоке.
«Гаис ибн аль-Мулаввах ибн Музахим, молодой поэт-бедуин из племени Бану-Амир, влюбился в девушку из этого же племени по имени Лейла аль-Амирийя. Он сочинял стихи и песни, где воспевал свою любовь к Лейле. Когда Гаис просил отца Лейлы выдать его дочь за него замуж, тот отказал, поскольку это шло вразрез с порядками племенного строя.
Тогда Гаис покинул своё племя и начал скитаться по пустыне. Родные Гаиса уговаривали его вернуться, но, ничего не добившись, решили оставлять для него пищу посреди пустыни. Иногда его видели читающего самому себе стихи о Лейле или пишущего на песке тростью.
Лейла перебралась в Ирак, где вскоре заболела и умерла. Через несколько лет был найден мёртвым и Гаис, лежащий возле могилы неизвестной женщины. На могильном камне он написал три своих последних строфы.
Люди знали, что Гаис сошёл с ума от любви, поэтому прозвали его «Маджнун Лейла» – «Сведённый с ума Лейлой», или просто Маджнун.
Современное понимание любви
Проблема в том, что в современном обществе понятие любви нередко относят лишь к сексуальному влечению и половой близости без всякой ответственности. Истинная любовь лишается своей чистоты, сакрального смысла и невинности, когда её потребности практикуются вне брака. Современная пропаганда разврата и грязные проявления нетрадиционной субкультуры никоим образом нельзя относить к чистому чувству любви.
Как сдать экзамен на любовь?
Заставить сердце полюбить или запретить ему влюбиться невозможно. Чистая и искренняя любовь даётся человеку Всевышним. Это сильнейшее испытание, сложный жизненный экзамен, но его надо сдать только на «отлично». А как это сделать? Этот вопрос вовсе не риторический, всё просто, как всё гениальное. В Исламе даются совершенные инструкции для влюблённых – нет лучшего действия для любящих сердец, чем брак. Если кто-то влюбился, пусть идёт и сватается к ней. А если любовь не взаимная – нет лучшего лекарства, чем терпение. Ведь Аллах обязательно вознаграждает за терпение. В Коране сказано: «О уверовавшие! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину Аллах – с терпеливыми (Он благоволит тому, кто терпелив и стоек духом)» (аят 153 суры «аль-Бакара»).
А для девушек хорошим примером может послужить то, как поступила мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Когда она, осознав величие и благородство Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), влюбилась в него, отправила свою служанку к нему, чтобы оповестить о том, что желает выйти за него.
Как сохранить любовь?
Любовь нечаянно нагрянет,
Когда её совсем не ждёшь…
А мы можем продолжить слова поэта так:
Дай Бог, чтобы она была благодатной и в браке счастливы были мы…
Но любовь может так же быстро и улетучиться, как будто её и не было вовсе; как говорят в народе, от любви до ненависти – один шаг. Иногда люди, которые страстно клялись перед свадьбой в любви до гроба, разочаровавшись, разводятся – и становятся после этого… заклятыми врагами.
Для многих счастье – это и есть любовь, а посему в конце хочется раскрыть самый важный секрет любви: как сохранить любовь и сберечь семейное счастье. А секрет этот заключён в Коране: «…Если будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. » (сура «Ибрахим», аят 7).
Благодарите Аллаха за любовь, цените любовь и говорите своим супругам почаще: «Я люблю тебя!» Быть благодарными Всевышнему за дарованную Им любовь – значит выражать эту благодарность и словами, и сердцем, беречь себя и своё сердце от грехов и измен, избегать всего, что приближает ко греху. Проявляя таким образом благодарность, можно сохранить и преумножить любовь в сердцах, взаимопонимание между любящими супругами и стать счастливыми.
Любите и будьте счастливы – и да убережёт нас Аллах от прелюбодеяния и супружеских измен!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Что в коране говорится о любви
Ислам – религия любви
Аиша (р.а.) передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах мягок, и Он любит мягкость во всём». И Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах мягок и любит мягкость, и Он дарует за мягкость то, чего не дарует за жестокость и чего не дарует Он ни за что иное» (Муслим).
Своей бесконечной любовью Аллах создал нас, чтобы мы жили вечно и счастливо в Раю, и эта короткая земная жизнь предназначена только для испытания.
Любовь и милосердие, которые Всевышний Создатель проявляет к людям, можно легко увидеть, прочитав Коран. Все суры, за исключением одной, начинаются со слов «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного».
Ещё одним доказательством всеобъемлющей любви, сострадания и милосердия является каждое из 99 имён Всевышнего Творца.
Благодарить и любить Аллаха
Мы должны благодарить и любить Аллаха, потому что Он наш Создатель. Об этой любви к своему Создателю говорится во многих аятах Священного Корана.
Любовь превосходит другие человеческие ценности и показана как основополагающее качество веры. Один человек однажды спросил пророка Мухаммада ﷺ: «Когда наступит Час (Судного дня)?» Пророк ﷺ ответил: «Что ты приготовил для этого?» Мужчина сказал: «Я не очень готов к этому (посредством) молитв, поста или благотворительности, но я люблю Бога и Его пророка ﷺ». Затем пророк ﷺ сказал: «Ты будешь с теми, кого любишь» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи).
В Благородном Коране сказано:
«И по Своей милости Он создал для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали [ночью] и искали из Его щедрот [днём], и чтобы вы проявляли благодарность» (аль-Касас, 73 аят).
Аллах не только ведёт нас по жизни с помощью Корана и Пророка ﷺ, но и предоставляет всё необходимое для всех живых существ.
Его забота о нас бесконечна и включает в себя не только материальные составляющие (еда, вода, воздух, кров, защита), но и моральную, психологическую поддержку.
Творец Вселенной даёт нам любовь через любовь наших родителей, родных и близких. Кроме того, мы также можем наслаждаться красивыми цветами, разнообразными животными, вкусной едой и напитками разных форм и цветов. И единственное, что Он просит взамен, – благодарность за эти благословения через проявление любви к Нему и всем Его созданиям.
«Скажи [о Мухаммад, каждому, кто заявляет, что любит Аллаха]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах [и будет доволен вами] и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милующий [Своих рабов]» (Али Имран, 31 аят).
Отличительная черта верующих
Отличительной чертой верующих является то, что Аллах любит их, и они любят Его. В Коране в одной из сур говорится:
«О, верующие! Кто из вас отступит от своей религии [Ислама], то [пусть твёрдо знает, что не причинит этим Аллаху никакого вреда, так как Аллах не нуждается в нём, и] Аллах приведёт [других] людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут скромны с верующими и [держаться] с достоинством перед неверующими. Они будут бороться на пути Аллаха и не станут бояться упреков порицающих. Это – щедрость Аллаха, которую Он даёт, кому пожелает. Поистине, Аллах – Всеохватывающий, Знающий» (аль-Маида, 54 аят).
Поэтому верующие – это те, кто любит Аллаха превыше всего остального. Это подчёркивается и в суре «Аль-Бакара»:
«[Но несмотря на такое количество увиденных знамений] среди людей [всё ещё] есть такие, которые считают, что есть кто-то равный [и подобный] Аллаху, и любят их так же, как [верующие] любят Аллаха. Но [на самом деле] верующие любят Аллаха сильнее [чем язычники любят своих идолов]. Когда несправедливые [поклонявшиеся кому-либо или чему-либо, помимо Аллаха] увидят [ожидающее их] наказание, то поймут, [что идолы не способны помочь им, и] что всё могущество принадлежит Аллаху, и что Аллах наказывает сурово» (Аль-Бакара, 165 аят).
«Любовь во имя Аллаха – один из величайших актов поклонения»
Пророк Мухаммад ﷺ также говорил своим сподвижникам: «Любовь во имя Аллаха является одним из величайших актов поклонения и одним из лучших праведных деяний» (Аль-Бухари, Муслим).
Поддержка и любовь к тем, кто нас окружает, являются одним из главных принципов ислама. Например, о любви к жёнам/мужьям ради Аллаха в Коране говорится следующее:
«И из Его знамений – то, что Он сотворил для вас жён из вас самих, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом – знамения длялюдей размышляющих» (ар-Рум, 21 аят).
Что касается детей, то это бесценные сокровища от Аллаха. Дети созданы Всевышним для того, чтобы их любили, лелеяли и предоставляли им возможность расти в здоровой, счастливой обстановке. Яркий пример проявления любви к детям: наш Пророк ﷺ всегда, когда видел свою дочь Фатиму (р.а.), то приветствовал её, вставая с места, целовал её, брал за руку и усаживал рядом.
Также в Коране говорится и о том, что мусульманин должен быть добрым и внимательным к соседям и коллегам:
«Поклоняйтесь Аллаху и не приравнивайте к Нему никого. И хорошо относитесь к родителям, родственникам, сиротам, нищим, соседям – как к близким, так и дальним, – вашим спутникам, к путникам и невольникам» (ан-Ниса, 36 аят).
Благотворительность – тоже любовь ко Всевышнему
Всевышний также побуждает нас оказывать физическую и материальную поддержку тем, кто в нас нуждается. Доказательство любви во имя Аллаха не ограничивается только финансовой помощью нуждающимся, но включает в себя благотворительные действия, такие как предложение помощи родственникам, а также тем, кто не здоров, чтобы утешить их и, возможно, добавить немного радости в их жизнь. Например, один из сподвижников посланника Аллаха ﷺ сказал: «С того дня, как я принял ислам, посланник Аллаха ﷺ никогда не встречал меня без улыбки» (Аль-Бухари).
Пророк Мухаммад ﷺ очень много говорил о любви между верующими: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Должен ли я указать вам на то, что, если бы вы сделали, то полюбили бы друг друга? Распространяйте мир между вами» (Муслим).
Пророк ﷺ также сказал: «Сходство верующих в отношении взаимной любви, привязанности и чувства товарищества – это сходство одного тела: когда болит какая-либо его часть, болит всё тело из-за бессонницы и лихорадки» (Муслим). Более того, Пророк ﷺ говорил о более высоких наградах: «Возьмите друг друга за руки: все обиды уйдут от вас. Дарите подарки друг другу, так как это увеличит любовь между вами и уберёт самую глубокую ненависть» (Муслим).
Где будут те, кто любил друг друга ради Всевышнего?
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Есть люди из слуг Аллаха, которые не являются ни пророками, ни мучениками, (но) пророки и мученики позавидуют им в День Воскресения. Это те, кто любят друг друга ради духа Аллаха. Клянусь Богом, их лица будут светиться, и они будут (сидеть) на (кафедрах) света. У них не будет страха (в тот день), когда люди будут испытывать страх, и они не будут горевать, когда люди будут горевать» (Аль-Альбани).
Пророк Мухаммад ﷺ был послан как божественный дар милосердия для всего человечества до Судного дня. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Все создания Аллаха – Его семья, поэтому среди Его творений Аллаху нравится человек, который хорошо относится к Своим созданиям и заботится об их нуждах» (Аль-Бухари).
Мухаммад ﷺ всегда напоминал о том, что человечество было создано на этой земле, чтобы быть хранителем Божьего творения. Относиться к животным с добротой и милосердием – это лишь одна из обязанностей, заложенных в исламе. В качестве подтверждения этих слов давайте вспомним историю, которую однажды рассказал сам Пророк ﷺ.
«Человек почувствовал сильную жажду, когда он был в пути, там он наткнулся на колодец. Он припал к колодцу, утолил жажду и пошёл дальше. Тем временем он увидел собаку, которая тяжело дышала и лизала грязь из-за чрезмерной жажды. Он сказал себе: «Эта собака страдает от жажды, как и я». Тогда он снова пошёл к колодцу, наполнил свой ботинок водой и напоил собаку. Аллах поблагодарил его за этот поступок и простил его».
Сподвижники Пророка ﷺ так отреагировали на его историю: «О, Посланник Аллаха! Есть ли для нас награда за то, что мы служим животным?» Он ответил: «Да, есть награда за служение любому животному (живому существу)» (Аль-Бухари).
Из хадисов нам достоверно известно: «Поистине, если Всевышний Аллах любит Своего раба, Он обращается к Джибрилю, говоря: «Поистине, Я люблю такого-то, полюби же его и ты!» И Джибриль начинает любить его, а потом обращается к обитателям небес со словами: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!» И обитатели небес начинают любить его, а потом ему начинают оказывать хороший приём и на земле. Если же Аллах ненавидит Своего раба, Он обращается к Джибрилю, говоря: «Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!» И Джибриль начинает ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес, говоря: «Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте его и вы!» И обитатели небес начинают испытывать к нему ненависть, а потом его начинают ненавидеть и на земле» (Муслим).
О, Аллах! Даруй нам Свою любовь, любовь тех, кто любит Тебя, и любовь к каждому поступку, который ведёт нас к Твоей любви.