Что в приведенном фрагменте слова о полку игореве указывает на грядущую беду
Что в приведенном фрагменте слова о полку игореве указывает на грядущую беду
Справитесь с заданием 8 ЕГЭ по литературе, если… умеете читать текст.
Тема задания 8 из открытого варианта ЕГЭ по литературе 2021 года звучит так: «Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?»
Чтобы прямо, чётко, доказательно ответить на этот вопрос, нужно исследовать текст. Если Вы не понимаете текст, не умеете извлекать информацию, не имеете опыта анализа эпизода, Вам стоит этому учиться.
Обратите внимание на то, о чём спрашивают. Что указывает на грядущую беду?
На грядущую беду указывают такие детали.
. Описание природы, пейзаж.
В природе надвигается гроза («волки грозу накликают по оврагам»), беду подстерегают птицы, так как можно будет поживиться мертвечиной, орлы зверей на кости зовут, лисицы агрессивно, враждебно брешут (= лают) на червлёные щиты русских дружинников.
. Прямые слова автора: «О Русская земля! Уже ты за холмом! Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело!»
Автор сетует, что дружина князя Игоря находится в незнаемом поле половецком, во враждебной местности, что помощи ждать неоткуда, что Русская земля осталась далеко за холмом. Это предвещает беду, так как половецкие войска во много раз превосходят войско князя Игоря Новгород Северского.
Нашли ответ на поставленный вопрос в тексте фрагмента, а дальше составляете письменный развёрнутый ответ на вопрос. Как это делать, мы обсуждаем на занятиях.
Вы согласны с нашим вариантом ответа? Есть ли что добавить? Пишите в комментариях.
Текст фрагмента «Слова о полку Игореве» размещён в комментариях.
8. Что в приведённом фрагменте «Слова. » указывает на грядущую беду? 9. В каких произведениях изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»? (ЕГЭ по литературе)
Рассмотрим, что в приведенном фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду.
Уже в начале фрагмента автор обращает внимание читателя на тревожную обстановку. Он отмечает, что телеги «кричат… в полуночи, словно лебеди вспугнутые», и в следующем предложении говорит о бесстрашном князе, идущем в бой: «А Игорь к Дону войско ведёт!».
Так, описываемая автором атмосфера контрастирует с поведением Игоря и тем самым намекает на трагический исход похода.
Кроме того, на будущую беду указывают русская природа и звери.
Ратные подвиги изображены в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» и романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
В «Войне и мире» во время Аустерлицкого сражения князь Андрей, чувствуя «слезы стыда и злобы» за то, что часть русского войска сбежала из-под огня французов, подбирает упавшее знамя и с криками «Ура!» ведет в бой солдат. Князь Игорь, подобно Болконскому, храбро руководит походом и отчаянно дерется с половцами. Тем не менее подвиги обоих героев не увенчиваются успехом: помимо того, что сражения проиграны, Игорь оказывается в плену, а князь Андрей получает серьезное ранение.
Таким образом, многие русские писатели изображали в произведениях ратные подвиги, однако каждый делал это по-своему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что в приведенном фрагменте слова о полку игореве указывает на грядущую беду
Первая битва с половцами — важный момент в цепи событий «Слова…». Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?
Сюжет — последовательность событий в художественном произведении. Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Ответ: сюжет ИЛИ фабула.
В «Слове…» противопоставлены два войска: Игорева дружина и половецкие полки. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?
Антитеза (контраст) — это противопоставление, сочетание резко противоположных понятий и представлений.
Ответ: антитеза ИЛИ контраст.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответа № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином ___________, и выразительными художественными ___________ (телеги, щиты, стяг).
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином «пейзаж», и выразительными художественными деталями (телеги, щиты, стяг).
Ответ: пейзаж ИЛИ деталями.
В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены ратные подвиги. Чем оно схоже (или чем различается) со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?
5.2. Е. В. Барсов считал автора «Слова о полку Игореве» истинным патриотом: «Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
5.2. В приведённом фрагменте «Слова» автор использует обращение к родной земле, одновременно тоскуя о ней и взывая о помощи: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В каждой строке произведения слышится тревога за исход похода. Даже природа пытается предупредить русское войско о надвигающейся беде. Так писать мог только настоящий патриот своей страны. Такому отношению к Родине нужно учиться у неизвестного автора. Поэтому прав был Е. В. Барсов, считая «Слово о полку Игореве» бессмертным произведением именно потому, что каждая строчка в нём проникнута «глубочайшей любовью к русской земле».
В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |