Что в приведенном фрагменте слова указывает на грядущую беду
Что в приведенном фрагменте слова указывает на грядущую беду
Справитесь с заданием 8 ЕГЭ по литературе, если… умеете читать текст.
Тема задания 8 из открытого варианта ЕГЭ по литературе 2021 года звучит так: «Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?»
Чтобы прямо, чётко, доказательно ответить на этот вопрос, нужно исследовать текст. Если Вы не понимаете текст, не умеете извлекать информацию, не имеете опыта анализа эпизода, Вам стоит этому учиться.
Обратите внимание на то, о чём спрашивают. Что указывает на грядущую беду?
На грядущую беду указывают такие детали.
. Описание природы, пейзаж.
В природе надвигается гроза («волки грозу накликают по оврагам»), беду подстерегают птицы, так как можно будет поживиться мертвечиной, орлы зверей на кости зовут, лисицы агрессивно, враждебно брешут (= лают) на червлёные щиты русских дружинников.
. Прямые слова автора: «О Русская земля! Уже ты за холмом! Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело!»
Автор сетует, что дружина князя Игоря находится в незнаемом поле половецком, во враждебной местности, что помощи ждать неоткуда, что Русская земля осталась далеко за холмом. Это предвещает беду, так как половецкие войска во много раз превосходят войско князя Игоря Новгород Северского.
Нашли ответ на поставленный вопрос в тексте фрагмента, а дальше составляете письменный развёрнутый ответ на вопрос. Как это делать, мы обсуждаем на занятиях.
Вы согласны с нашим вариантом ответа? Есть ли что добавить? Пишите в комментариях.
Текст фрагмента «Слова о полку Игореве» размещён в комментариях.
Что в приведенном фрагменте слова указывает на грядущую беду
Первая битва с половцами — важный момент в цепи событий «Слова…». Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?
Сюжет — последовательность событий в художественном произведении. Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Ответ: сюжет ИЛИ фабула.
В «Слове…» противопоставлены два войска: Игорева дружина и половецкие полки. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?
Антитеза (контраст) — это противопоставление, сочетание резко противоположных понятий и представлений.
Ответ: антитеза ИЛИ контраст.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответа № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином ___________, и выразительными художественными ___________ (телеги, щиты, стяг).
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином «пейзаж», и выразительными художественными деталями (телеги, щиты, стяг).
Ответ: пейзаж ИЛИ деталями.
В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены ратные подвиги. Чем оно схоже (или чем различается) со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?
5.2. Е. В. Барсов считал автора «Слова о полку Игореве» истинным патриотом: «Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
5.2. В приведённом фрагменте «Слова» автор использует обращение к родной земле, одновременно тоскуя о ней и взывая о помощи: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В каждой строке произведения слышится тревога за исход похода. Даже природа пытается предупредить русское войско о надвигающейся беде. Так писать мог только настоящий патриот своей страны. Такому отношению к Родине нужно учиться у неизвестного автора. Поэтому прав был Е. В. Барсов, считая «Слово о полку Игореве» бессмертным произведением именно потому, что каждая строчка в нём проникнута «глубочайшей любовью к русской земле».
В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Что в приведенном фрагменте слова указывает на грядущую беду
К какому роду литературы относится «Слово о полку Игореве»?
А половцы непроторенными дорогами
помчались к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи,
словно лебеди вспугнутые.
А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Долго ночь меркнет.
щёкот соловьиный уснул,
говор галочий пробудился.
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и дорогими нарядами половецкими.
Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
(«Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)
1) народно-поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах (народный эпос). Как образец устного творчества эпос связан с сопровождающей мелодией (напевом) и искусством исполнителя. Народный эпос оказал мощное влияние на развитие литератур многих народов.
2) один из трех родов худ. литературы (наряду с лирикой и драмой) — повествовательный.
3) литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса — повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.
Что в приведенном фрагменте слова указывает на грядущую беду
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?
5.2. Е. В. Барсов считал автора «Слова о полку Игореве» истинным патриотом: «Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
А половцы непроторенными дорогами
помчались к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи,
словно лебеди вспугнутые.
А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Долго ночь меркнет.
щёкот соловьиный уснул,
говор галочий пробудился.
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и дорогими нарядами половецкими.
Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
(«Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)
Укажите слово (прилагательное), которым обозначается русская литература Средневековья.
Литературу эпохи Средневековья объединяет период древнерусской литературы.
Первая битва с половцами — важный момент в цепи событий «Слова…». Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?
Сюжет — последовательность событий в художественном произведении. Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Ответ: сюжет ИЛИ фабула.
В «Слове…» противопоставлены два войска: Игорева дружина и половецкие полки. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?
Антитеза (контраст) — это противопоставление, сочетание резко противоположных понятий и представлений.
Ответ: антитеза ИЛИ контраст.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответа № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином ___________, и выразительными художественными ___________ (телеги, щиты, стяг).
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином «пейзаж», и выразительными художественными деталями (телеги, щиты, стяг).
Ответ: пейзаж ИЛИ деталями.
Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?
В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены ратные подвиги. Чем оно схоже (или чем различается) со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
5.1. В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
5.2. В приведённом фрагменте «Слова» автор использует обращение к родной земле, одновременно тоскуя о ней и взывая о помощи: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В каждой строке произведения слышится тревога за исход похода. Даже природа пытается предупредить русское войско о надвигающейся беде. Так писать мог только настоящий патриот своей страны. Такому отношению к Родине нужно учиться у неизвестного автора. Поэтому прав был Е. В. Барсов, считая «Слово о полку Игореве» бессмертным произведением именно потому, что каждая строчка в нём проникнута «глубочайшей любовью к русской земле».
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |