Что в тьюторской модели образовательного пространства занимает ведущее место

Доклад: Тьютор в современной системе образования. Деятельность тьютора в образовательном учреждении.

Тьютор в современной системе образования. Деятельность тьютора в образовательном учреждении.

Введение. Тьютор в современной системе образования. Деятельность тьютора в образовательном учреждении. С.2

Цели работы тьютора, задачи тьютора, тьюторское сопровождение. С.3

Направления деятельности тьюторского сопровождения для обучающихся с ОВЗ. Формы тьюторского сопровождения. С.6

Организации модели тьюторского сопровождения. (Таблица 1). С.7

Таблица 2: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы». С.8

Таблица 3: «Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе».С.9

Основные этапы индивидуального сопровождения. С. 11

Таблица сформированности основных навыков учащегося. С.13

Как стать тьютором ребенка с ОВЗ? С.15

Введение. Тьютор в современной системе образования. Деятельность тьютора в образовательном учреждении.

В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: переориентация на развитие интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этих направлений необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Помощь учащемуся осознать свои образовательные и профессиональные перспективы помогает не только учитель и психолог, но и тьютор. Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.

Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? Каковы технологии тьюторского действия? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора?

Основные понятия, методологию тьюторству, принципы сопровождения, пути развития и т.д. можно подробнее посмотреть в литературе, на интернет-сайтах, посвященных тьюторству. В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

• Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

• Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

• Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

Цели работы тьютора, задачи тьютора, тьюторское сопровождение.

• помощь в осознании и занятии ребёнком субъектной позиции;

• помощь субъекту в разработке маршрута, отслеживании, осознании направленности шагов, стремлении добраться до пункта назначения;

• помощь в освоении ребёнком механизмов развития себя как субъекта.

Цели тьюторского сопровождения рассматриваются через функции образования.

1. Организаторская функция:

• организация (координация) деятельности;

• поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы;

• создание условий, при которых происходит процесс взросления старшеклассников, с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований;

• строительство целенаправленной многолетней системы работы с одарённым обучающимся и др.

2. Обучающая и воспитывающая функции:

• оказание помощи в получении знаний, умений и навыков, усвоении, овладении образовательной программой;

• формирование у учащихся индивидуальной ответственности за знание, основанной на совокупности компетентностей, сформированных в ходе учебно-воспитательного процесса;

• включение воспитанника в социальную среду;

• формирование ответственности за выбор и рефлексии учащегося.

3. Развивающая функция:

• выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося;

• развитие активного интереса к процессу исследования и его способам, содержанию деятельности и др.;

• выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося; развитие активного интереса к процессу исследования и его способам, содержанию деятельности и др.

Достижение целей осуществляется через реализацию следующих задач:

• создание комфортных условий для нахождения в образовательной организации; *

• сотрудничество с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды;

выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося;

нахождение образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы;

помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении; адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребёнка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности; организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами;

обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребёнком;

формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося; осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения, что предусматривает также участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника; оценка результатов деятельности и отслеживание положительной динамики в деятельности ребёнка с ОВЗ.

Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся:

Организация групповой и индивидуальной работы

Организация обратной связи

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся. Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

• диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

• мотивация и вовлечение обучающихся;

• управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

• коррекция деятельности обучающихся;

• контроль выполнения заданий;

• рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Цели и задачи в работе тьютора

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Тьюторская деятельность – это деятельность по сопровождению учащегося, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного развития, осуществляемая тьютором.

Тьюторское сопровождение образовательной деятельности учащегося – это особый тип педагогического воздействия, при котором тьютор создает условия и предлагает способы выявления, реализации и осмысления учащимся своего сознательного выбора специализации и познавательного интереса в освоении основной образовательной программы, а учащийся самостоятельно разрабатывает и реализует индивидуальную образовательную траекторию.

Перед тьютором стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

Взаимодействие тьютора с участниками образовательного процесса.

Тьютор взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса в рамках направлений деятельности:

Направления деятельности тьюторского сопровождения для обучающихся с ОВЗ.

Оказание помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья в получении образования и освоении мира здоровых людей;

Оказание помощи педагогам образовательной организации по включению обучающегося с ОВЗ в условиях интегрированного (инклюзивного) образования;

Осуществление педагогического просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ;

Формирование адекватного отношения в обществе к людям с ОВЗ путём создания благоприятной среды для их успешного включения в современный социум.

Содержание и специфика деятельности тьютора обусловливается многими факторами:

• спецификой нарушений развития ребёнка,

• уровнем его активности,

• степенью готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию, стадии его включённости в работу по развитию инклюзивной практики,

• степенью подготовленности педагогического коллектива и возможностью

• степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей,

• уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

Тьюторскую деятельность рассматривают как взаимодействие тьютора и обучающегося, направленное на понимание возможностей использования ресурсов образовательного и воспитательного пространства образовательной организации для построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

• Групповая тьюторская консультация.

Примером организации модели тьюторского сопровождения служит Таблица 1 :

Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 2. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 2

Что в тьюторской модели образовательного пространства занимает ведущее место. Смотреть фото Что в тьюторской модели образовательного пространства занимает ведущее место. Смотреть картинку Что в тьюторской модели образовательного пространства занимает ведущее место. Картинка про Что в тьюторской модели образовательного пространства занимает ведущее место. Фото Что в тьюторской модели образовательного пространства занимает ведущее место

В образовательной системе тьютор может использовать методы тьюторского сопровождения:

— методы практикоориентированной деятельности,

— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

— методы активного обучения,

— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей),

— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

Описывая роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова предлагает 2 таблицы:

Таблица 2: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».

формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

и учитель (учителя) класса

обсуждает с учителем:

цели и задачи своей работы;

возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

отвечает на вопросы родителей.

Таблица 3: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

    привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;

    «Открывай дневник» и т.п.

    Ребенок с ОВЗ и тьютор

    Ребенок выполняет рекомендации тьютора

    следит за организацией рабочего пространства ученика;

    соотносит задания учителя с возможностями ученика;

    если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

    Ребенок с ОВЗ и другие ученики

    Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

    наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

    Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

    Ребенок с ОВЗ и родители

    Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

    после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

    помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

    3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

    4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

    Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

    5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

    Основные направления работы с родителями:

    — Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

    — Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

    — Оказание родителям эмоциональной поддержки;

    — Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

    — Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

    — Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

    Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

    6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ. Следует отметить, что:

    Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

    1) Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития.

    2) Тьютор – помощник учителя.

    3) Тьютор – второй учитель в классе.

    Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика.

    В работе тьютора необходимо выделить этапы индивидуального сопровождения.

    7. Основные этапы индивидуального сопровождения:

    • Сбор информации о ребенке;

    • Анализ полученной информации;

    • Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

    • Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)

    • Решение поставленных задач;

    • Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

    Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.

    Предварительный этап или этап установления контакта с учащимся.

    Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).

    Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность.

    На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.

    Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

    Ведение документации. Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации:

    • Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.

    • Дневник наблюдений за ребенком.

    Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

    1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.

    2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

    3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка.

    Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы.

    Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:

    8.Таблица сформированности основных навыков учащегося.

    Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку

    Берет свой портфель и идет в свой класс

    В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место

    В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя

    После урока меняет учебники и тетради для следующего урока

    Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку

    После уроков собирает все вещи в портфель

    Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет

    Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены

    Моет руки перед едой и после туалета

    Находясь в столовой, ест

    Выполняет инструкции учителя

    Может повторять действия за учителем

    Смотрит на учителя

    Отвечает на вопросы

    Поднимает руку, когда знает ответ

    Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски

    Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем

    На перемене общается со сверстниками

    Может самостоятельно писать

    Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте

    Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием

    Пользуется красками, фломастерами, мелками

    Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией

    Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»

    Ждет, когда надо ждать всех

    Помогает другим, по просьбе

    Помогает другим, без просьбы, по ситуации

    Поздравляет, выражает радость успеху других

    Переживает за других в случае грустной ситуации

    Осознавание себя и смысла учебы

    Понимает и серьезен, когда его действия критикуют

    Стремится исправить свое поведение или оценку

    Выражает разную степень интереса к темам и урокам

    Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать)

    9.Как стать тьютором ребенка с ОВЗ?

    Идея сопровождения детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии, в частности:

    — представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

    — знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;

    — навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с особыми потребностями и социального окружения;

    — умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).

    Надо отметить, что равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе созданы и для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями «особых», так и обычных детей.

    Содержание и специфика деятельности тьютора

    Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в том числе:

    — спецификой нарушений развития ребёнка;

    — уровнем его активности;

    — степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;

    — степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования;

    — степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;

    — уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

    Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:

    — психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними;

    — наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров;

    — наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Е. А. Александрова, Е. А. Андреева. Теория и практика тьюторской деятельности в России. Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 2. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 2

    Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] / Н.В.Байгулова // Проблемы современного педагогического образования.- 2016.-№53-5.-С. 38-44.-URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27509988_12452371.pdf

    Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: метод. рекомендации для начинающих тьюторов [Электронный ресурс] / А.В. Мамаева,О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо и др.; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо,Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 214 с.- URL

    Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.

    Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *