Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств

Что такое архитектура Древнего Египта Нового и Среднего царства?

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма.

Источник

Сравнительный анализ храмовых комплексов двух самых важных эпох истории Египта: периода Среднего и Нового царства. Эволюция взглядов и представлений людей, выразившаяся в архитектуре. Композиция, особенности и отделка внутренних помещений храмов.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.06.2013
Размер файла26,6 K

Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Реферат по истории

ученика 9 ‘Г’ класса

Тема храмового строительства эпохи Среднего и Нового царства представляется мне наиболее важной для изучения как искусства и архитектуры, так и для изучения истории Древнего Египта в целом. Ведь именно в храмах нашли свое отражение представления древних египтян о картине мира, религиозные убеждения и социальное устройство. Храм выступает моделью мира, моделью Вселенной для египтян.

В своей работе я попробую провести сравнительный анализ храмовых комплексов двух самых важных эпох истории Египта: периода Среднего и Нового царства, показать эволюцию взглядов и представлений людей, выразившуюся в архитектуре.

Храмовые комплексы Египта Среднего и Нового царства

В области государственной религии произошли изменения: на смену солнечному культу Ра, господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.

Эпоха Среднего Царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к новому распаду страны.

До нас дошло не так много памятников эпохи Среднего Царства, не только из-за распада страны и нашествия гиксосов, но еще и потому. Что храмы среднего царства просто разбирались как строительные материалы и использовались для строительства храмов периода Нового царства.

Итак, храмы эпохи Среднего царства

Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Итак, если в эпоху Древнего Царства строились гигантские пирамиды, ориентированные на загробный культ, то среднее царство как бы соединяет элементы светского храма и усыпальницы. Это найдет свое развитие и в эпоху Нового Царства.

И здесь мне хотелось бы выделить основные принципы структуры египетского храма, так как они сформировались именно в Новом Царстве

Строительство храма начинается со святилища, символизирующего первозданный холм, который поднимается из вод праматерии. Эти изначальные воды часто обозначали основание фундамента храма.

Потолок святилища и других закрытых частей храма является символом неба, представленного звездами, зодиакальными рельефами и изображениями священных птиц.

Колонны храма олицетворяют жизнь, развитие и трансформацию, отраженную в образах цветов с раскрытыми и закрытыми бутонами-капителями.

Стены храма, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира, увенчаны карнизом в виде согнутых стеблей тростника и папируса. Это еще один аспект защиты, напоминающий о зарослях, где богиня Исида укрывала от опасностей младенца Хора.

Пилоны и врата храма, по мнению исследователя Р. Уилкинсона, изображают две горы горизонта, между которыми поднимается солнце, представленное рельефом с крыльями.

Ян Ассман ссылается на тексты Нового царства, в которых утверждается, что храм есть «образ небесного горизонта», место, где земля соприкасается с небом.

Древнеегипетский храм представляет собой модель пути, где каждая часть отражала определенный этап подготовки человека к встречи с Божественным. Этому активно способствовали средства изобразительно искусства и архитектуры, которые были не только выражением эстетических идей, но и имели глубокий философско-мистический смысл.

В Фивах, как и во всем Египте, эти семь принципов были представлены и в основных характеристиках храмов. И поскольку храмы были одновременно пристанищами богов, а также людей, которые хотели вновь стать богами, планы этих сооружений были сходными. Внешние части храмов служили иным целям: они были местом, где собирались верующие, принимающие участие в обрядах; степень их участия зависела от отмечавшегося праздника.

Являясь образом Вселенной и человека, египетский храм имел семь основных частей:

Пилоны- двери соединяющие и разъединяющие божественное и земное

Квадратный дворик, окруженный по периметру колоннами, на которых изображены сцены земной жизни

Далее гипостильный зал, уединенное место со специальной игрой света и тени, где человек может перейти от внешнего материального мира к своему духовному и настроиться на общение с Богом. В этом зале есть дверь, за которой уже сакральное пространство.

Зал. Где стояла ритуальная ладья, переносившая в другой мир.

Тут задействовались все ощущения человека. Курился фимиам, создавалось зрительное ощущение движения, как будто ладья плывет.

И, наконец, святилище, где совершались таинства и заходили сюда только жрецы. Здесь же были статуи богов.

Рядом с Большим храмом находится Малый храм, посвящённый богине Хатор и жене фараона царице Нефертари. В нишах фасада этого храма находятся шесть фигур Рамзеса II и Нефертари высотой 10 м. Храмы в Абу-Симеле и Рамессеум утверждают идею беспредельной мощи и богоравности фараона. Наследники Рамзеса II, ориентируясь на его модель правления, продолжали политику возведения величественных храмов и прославления своей власти.

Дворцовый храм Рамсеса III находится в южной части Мединет-Абу, «города мёртвых» в Фивах. Это наиболее хорошо сохранившийся заупокойный храм. Само здание храма похоже на цитадель, окружённую зубчатой стеной. В северной и южной части стены возвышаются крепостные башни с воротами. Храм и дворец защищены ещё одной внутренней стеной, усиленной башенными укреплениями. Жилища жрецов и прислуги находились между этими стенами. Двор за первым большим пилоном служил одновременно дворцовой площадью и открытым аван-залом храма. Дворец находился на западной стороне архитектурного ансамбля Рамсеса II. Двойная функция двора-площади была усилена тем, что перед фасадом дворца стояла колоннада, а напротив неё находились огромные колонны бога Осириса. За вторым, меньшим по размерам пилоном расположен двор для проведения праздников, который тоже был украшен колоннами с изображением Осириса. Из этого двора можно было пройти в зал с 24 колоннами, а от него дорога вела в центральное святилище триады богов (Амон, Мут и Хонсу) и к прочим помещениям. Комплекс дворцового храма завершали кладовые, находящиеся за большой стеной. Цветные барельефы украшали не только стены храма изнутри и снаружи, но и поверхности колонн и столбов. На этих картинах особенно часто встречаются сцены сражений и охоты.

Скальные храмы в Абу-Симбеле.

Скальные храмы представляют особенную часть древнеегипетской культовой архитектуры. Эти скальные святилища были построены в период Нового царства, главным образом в годы правления Рамсеса II. Принцип композиции внутренних помещений один и тот же: после входа следует колонный зал-вестибюль и в глубине постройки находится само святилище. Оно состоит из трёх ниш со статуями богов. В средней, большей по размерам нише находилась статуя обожествлённого фараона. Рядом со статуей фараона располагались статуи трёх главных богов. Храм мог быть расширен и дополнен за счёт других вспомогательных помещений. Самый большой скальный храм находится в Абу-Симбле рядом со вторым порогом Нила. Храм считается одним из самых выдающихся памятников архитектуры Рамсеса II. Это торжественное сооружение построено на месте древнего пещерного святилища. Строительство храма было приурочено ко дню первого юбилея фараона, 30-летию его царствования. Храм служил культу «фараона-бога» и, конечно, культу трёх главных богов страны: Амона-Ра, Пта и Ра-Гарахути8[VIII]. Перед фасадом храма, вытесанным в виде пилона, и с обеих сторон входа в храм на пьедесталах гигантские статуи фараона. У ног гигантов помещены скульптуры членов семьи фараона, южная сторона цоколя статуй покрыта барельефами, изображающими пленных нубийцев, северная украшена барельефными изображениями пленных азиатов. В скале над входом в храм сделана узкая и высокая ниша, в ней стоит скульптура бога Солнца.

храмовой комплекс египет

Из вышеизложенного можно сделать выводы, что архитектура Древнего Египта процветала на протяжении трёх тысячелетий. Путь её развития шёл от сложных, объёмных форм к более простым. Оригинальное формотворчество в египетской архитектуре отражало религиозное мировоззрение древних египтян. Именно поэтому её влияние на архитектуру сопредельных с Египтом государств было незначительным. Однако после того, как связи Египта с Грецией, а потом и с Римом начали развиваться, европейская культура получила возможность познакомиться с достижениями египетской науки, архитектуры и искусства. Так, например, египетская конструкция каменных карнизов стала применяться греками при строительстве храмов, объёмные архитектурные формы соборного типа тоже происходят из Египта. Эти архитектурные формы используются в строительстве и в наши дни.

1.Всемирная история искусства. Под ред. Дмитриевой Н.А.,М.,1980

2.Жак Кристиан «Египет великих фараонов» М., 1991

3.Матье М.Э. «Искусство Древнего Египта» Л., 1976

4.Виноградова Н. А., Дмитриева Н. А. «Искусство древнего мира». М., 1980

5.Заморский В. » Путешествие к семи чудесам света. » М., 1980

6. Струве В. В. «История Древнего Востока». Л., 1941

7. Целлар Каталина «Архитектура страны фараонов. » М.,1990

8. Чизхолм Дж., Миллард Энн «Ранние цивилизации. » М.,1995

Источник

Конспект урока по МХК на тему «Архитектура Среднего и Нового царств»

Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царствЧто вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царствЧто вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царствЧто вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царствЧто вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царствЧто вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Смотреть картинку Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Картинка про Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царств. Фото Что вам известно о храмовых сооружениях среднего и нового царствУрок № 16

Раздел : В СТРАНЕ СФИНКСОВ И ПИРАМИД

Тема урока: Архитектура эпохи Среднего и Нового царств.

Закрепление знаний о взаимосвязи архитектурного искусства и заупокойного культа; знакомство с основными принципами строительства храмовых сооружений эпохи Среднего и Нового царств; расширение лексики в пределах темы урока: пилон, гипостильный, пандус.

Воспитывать у учащихся эстетический вкус

Развивать у учащихся умение пространственно мыслить, ориентируясь по представленным слайдам

Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры.

Оборудование: экран, медиапроектор.

Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока : урок – панорама

Презентация P ower Point по теме урока;

На доске тезисы: «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни».

І. Организационный момент

ІІ. Закрепление изученного материала

Как назывались первые ступенчатые пирамиды? ( мастабы)

Назовите самую известную ступенчатую пирамиду ( пирамида Джоссера)

Назовите имя архитектора пирамиды Джоссера? ( Имхотеп)

Как называется долина, в которой находятся три большие пирамиды7 (Гиза)

Назовите самую великую пирамиду д.Египта и её архитектора? (Хеопса. Хемиун)

Как называется скульптура высеченная из большой скалы, охраняющая пирамиды в Гизе? (Большой Сфинкс)

— Спасибо вам ребята за работу.

—На прошлом уроке мы с вами выяснили, что – архитектурное искусство – часть религиозного культа (гробница – «дом» для «Ка» и «Ба»). Культ Осириса и строительство пирамид.

—Я приглашаю вас вновь продолжить путешествие по долине Нила. Давайте посмотрим, какие изменения произошли в строительном искусстве? Что послужило причиной этих изменений? Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем в следующие после эпохи Древнего царства периоды истории Древнего Египта.

—Назовите мне пожалуйста, следующие после Древнего царства периоды Древнего Египта? (Среднее царство, Новое царство и Позднее время).

—Запишите тему нашего урока: Архитектура эпохи Среднего и Нового царств.

ІІІ. Изучение нового материала.

—К концу эпохи Древнего царства строительство пирамид затухает. Фараоны 5 династии ещё продолжали строить себе пирамиды, но они были уже не столь величественны и сделаны были внутри из кирпича. Поэтому сейчас они представляют собой большие развалившиеся груды камня.

—В 2050 году до н.э. (в эпоху среднего царства) центром Египта становится город Фивы.

В этот период появился новый тип погребальных сооружений, сочетавших форму пирамиды и скальную гробницу (заупокойный храм).

—Примером такого типа сооружений являлся заупокойный комплекс фараона 12 династии Аменемхета3. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Он известен нам под названием Лабиринт (название произошло от тронного имени Аменемхета, читающегося как Лабир).

Здание имело очень сложную планировку, и выйти из него было невозможно без помощи проводника (храм находился в скале).

Лабиринт считался самым выдающимся многоколонным храмом периода Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы. Они могли имитировать связку стеблей папируса; были так же колонны с растительной капителью, изображающие цветок лотоса или папируса. Все колонны были богато украшены и орнаментированы позолотой. По стенам храма размещались многоярусные композиции, изображающие людей, животных, птиц, природу нильских зарослей.

Социальный кризис и нашествие в страну гиксосов положили конец Среднему Царству.

—Эпоха Нового царства открылась вступлением на престол 18 династии (1580 г. До н.э.) Первым фараоном был Яхмес1. Он изгнал г иксосов из Египта и объединил страну. Вторично центром страны становятся Фивы.

—Яхмес1 провозгласил установление культа Амона. Амон отождествляется с Ра и его культ становится общегосударственным.

Культ Амона-Ра дал толчок поистине грандиозному строительству, которое началось в этот период.

За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый, и величественный из городов.

Главное внимание уделялось строительству храмов, которое велось в трёх основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Демонстрация Наземный храм (схема) и виды колонн

Наземные храмы представляли в плане вытянутый прямоугольник, окружённый массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона ( с греч. – ворота- массивные трапециевидные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, либо стоящие по сторонам входов или въездов). К пилонам прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараонов и позолоченные обелиски. Храм состоял из трёх частей, расположенных на одной оси: большой двор; зал с множеством колонн; молельня, в которой находилась ладья со статуей главного бога, статуями богини-жены и бога-сына.

—Примером такого типа храмов могут служить два прославленных храма бога Амона –Ра в Фивах – Карнакский и Луксорский ( названия даны по современным названиям поселений где находятся их руины).

Демонстрация. Зал Карнакского храма.

Зодчие Инени, Аменхотепмладший, Майа.

—Перед вами большой зал храма Амона в Карнаке. Его называют гипостильным(от греч. – поддерживаемый колоннами). Это большой зал с многочисленными, тесно поставленными колоннами.

—Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и официальным верховным святилищем страны.

—Карнак называют «каменным архивом» истории Египта. Строительство его началось в 20 в. До н.э. и продолжалось несколько веков (по проекту главного инженера Инени). На стенах, карнизах, пилонах сохранились гимны богам, посвящения царям, изображения различных ритуалов.

—Подъём строительства Карнакского храма происходил во время правления Рамсеса2, наиболее могущественного фараона 19 династии. При нём был воздвигнут гипостильный зал и новый пилон, декорированный статуями фараона и обелисками.

Демонстрация. Статуи фараона перед входом в храм.

Демонстрация. Зал Карнакского храма.

Не сохранившиеся ныне потолки были раскрашены в тёмно-синий цвет с жёлтыми звёздами и парящими коршунами. Свет падал внутрь здания через окна с каменными решётками.

—Египетская архитектура, с её геометризмом форм, строгой симметрией, ритмичным повторением одинаковых образов оказывает гипнотическое воздействие на зрителя, психологически подавляя его, вызывая благоговение. Всё, кажется сделано не руками человека, а силами божества.

Демонстрация. Храм Амона в Луксоре.

Зодчие Аменхотеп младший, Майа.

Новое царство. 18 династия.

А это второй по величине храм Амона –Ра; наиболее гармоничный и совершенный; отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. Главным его украшением была колоннада. Она имеет 260 метров в длину (150 колонн). Здание зрама, казалось, превращено в стргий строй папирусов. Перед фасадом стояли шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным ркльефом.

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог Солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

Скальные храмовые комплексы.

—Скальные храмовые комплексы представляли собой перевёрнутую букву Т – «┴»; фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь.

Демонстрация. Храм Рамсеса2 в Абу-Симбеле.

Новое царство. 19 династия.

—Перед вами фасад такого скального храма. Это знаменитый храм Рамсеса 2 в Абу-Симбеле. Он является самым уникальным из всех храмов скального типа.

—Внутри храма, в первом зале, помещались статуи Рамсесе2, изображающие его в облике Осириса. В глубине, в молельне, вместе со статуями Амона, Ра и Птаха, находилась гигантская статуя Рамсеса2.

Храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток. С первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в тёмно-красный цвет, отбрасывая чёрные тени, и как бы выступали из скалы. А дважды в год ( в день рождения фараона и в день его коронации0 лучи восходящего солнца выхватывали из мрака фигуру Рамсесе2, находящуюся в глубине скалы, и она казалась выходит из храма на поверхность.

Полускальные заупокойные храмы.

Сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале.

Демонстрация. Храм царицы Хатшепсут в долине Дейр-эль-Бахри.

Зодчий Сенмут. Новое царство. 18 династия.

—Перед вами пример полускального заупойного храма. Храм царицы Хатшепсут. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у своего пасынка (будущего Тутмосса3), она прославилась тем, что энергично занималась строительством новых и восстановлением старых храмов, покровительствовала искусству и наукам. В сохранившихся изваяниях царицы привлекает внимание высокий лоб, широко расставленные огромные глаза и … накладная борода: всё-таки управлять страной считалось по традиции уделом мужчин.

—Усыпальницу для Хатшепсут строил одарённый зодчий, царский фаворит Сенмут. Ему были предоставлены все возможности для творчества, и архитектор с блеском воплотил уникальный проект: возвёл храм в неприступной долине.

—Храм Хатшепсут стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкал белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Храм расположен на трёх террасах. В нижнем ярусе помещался портик ( часть здания открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами или арками), занимавший всю длину восточной стены; он разделён посередине пандусом ( наклонная площадка). Пандус являлся как бы продолжением линии дороги, шедшей из долины и украшенной по обеим сторонам сфинксами с головой царицы (аллея сфинксов); на вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

—Помимо внешнего грандиозного облика, этот храм прославился внутренним убранством. На стенах находились рельефные композиции с изображением рождения Хатшепсут. Земными родителями Хатшепсут были фараон Тутмос1 и царица Яхмос. Изображения же и надписи не оставляют сомнения в том, что знаменитая царица официально считалась дочерью Яхмос и Амона. На фресках изображён сам бог Амон, принявший облик Тутмоса1, из чего должно следовать, что царица Хатшепсут имела божественное происхождение.

—Царица Хатшепсут была похоронена не в этом храме, а в скалистой усыпальнице-тайнике.

—Позднее храм превратился в христианскую обитель под названием «Северный монастырь», которое способствовало утверждению за местностью современного имени – Дейр-эль-Бахри. Благодаря монастырю древний храм избежал разрушения, что встречается редко среди памятников этой эпохи.

—К полускальному типу храма относится и храм Аменхотепа3. К сожалению, от этого храма остались только два сфинкса.

Демонстрация. Сфинкс из храма Аменхотепа3.

Сиенит. Вес 23 тонны. Новое царство. 18 династия.

Сейчас эти сфинксы с лицом Аменхотепа3 украшают набережную Невы у здания академии художеств в Санкт-Петербурге. (Куплены Россией у Франции за 64 тысячи русских рублей в 1830 году).

—От храма так же сохранились две гигантские статуи Аменхотепа3.

Демонстрация. Тронные статуи фараона аменхотепа3.

Известняк. Высота 15м. Новое царство.

—15-метровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустынной равнины на фоне далёких холмов.

Колоссы Мемнона – так стали называть их в 1 веке до н.э., когда одна из статуй, повреждённая землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные мелодичные звуки. Феномен «поющей статуи» учёные объяснили утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведённой по приказу римского императора Септимия Севера в начале 3 века, статуя умолкла навсегда.

—Сегодня на уроке мы снова подтвердили тезис, что: «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни».

—Египет прошёл свой неповторимый путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в особенности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Учащиеся вносят дополнения в схему эволюции строительного искусства.

Раннее Древнее Среднее Новое царство царство царство царство

(мастаба) (ступенчатые (пирамида + а) наземные храмы

пирамиды ІІІ скальная гробница, (храмы Амона-Ра,

династии, лабиринт Карнак, Луксор)

пирамиды ІV Аменхотепа ІІІ) б) скальные храмы

династии) (храм Рамсеса 2

V. Домашнее задание:

Подготовить сообщение на тему: «Открытия и достижения Древнего Египта».

Подготовиться к обобщающему уроку по теме: «Художественная культура Древнего Египта » (повторить все темы этого раздела).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *