Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусстваМировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусстваНаиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Скорее всего, пирамида одновременно служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков, создавших свою цивилизацию.

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Источник

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Пармезан Черница

что Вам известно о художественной культуре классического периода

Лучший ответ:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Мари Умняшка

я знаю только о греческой.
наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

В период классики (с V в. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.
всё,извини,палец устал. ))

Источник

Художественная культура инков

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков — индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Ар­гентины. Сохранились легенды инков, рассказывающие о воз­никновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка — Сын Солнца, а сами инки счита­ли себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золо­того диска с человеческим лицом являлось предметом официаль­ного культа.

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусстваОдно из наиболее выдающихся сооружений инкского перио­да — главный храм Солнца«Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни, были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусстваВокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели — люди, птицы, ящерицы, насекомые — были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусстваВратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусстваСохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

Вопросы и задания

1. Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной Америки? В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер?

2*. Что вам известно о художественной культуре классического периода? Расскажите о шедеврах искусства ольмеков и об архитектурных сооружениях в городе Теотиуакан.

3. Каковы характерные черты искусства ацтеков? Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана? В чем своеобразие скульптуры ацтеков?

4. Каковы художественные достижения майя? В чем проявились характерные особенности их архитектуры и изобразительного искусства?

5*. Расскажите о шедеврах искусства могущественной империи инков. Какое влияние на развитие искусства оказали религиозные и мифологические представления этого народа?

1. Сравните древнеегипетские и мезоамериканские пирамиды. Что отличает их архитектурный облик? Каково их предназначение?

2. Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.

Источник

Культура Классического периода

Несмотря на крайне сложное международное положение и постоянные войны, наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (V-IV до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

В период классики скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.

Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода. Мирон (V в. до н. э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций, Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.

В понятие высокой классики входят также литературные достижения — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.

Эсхил (525—456 до н. э.) ввел в представление второго актера — таким образом возникли диалог и драматическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась. И фабулу произведения раскрывали актеры, число которых у Софокла (ок. 496-406 до н. э.) достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.

Они раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе. Столкновение героя с судьбой, его страдания помогали узнать волю богов и подчиниться ей. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч- «очищение»). Важнейшие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла “Царь Эдип” и “Антигона”. Человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром, впервые появляется в трагедии Эврипида «Медея», которого античнаят критика называла «философом на сцене».

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы, драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. По традиции первым драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н.э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

Однако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), который превратил ее в профессиональное действие, направленное на изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в европейской литературе, умер в возрасте 60 лет, оставив 44 комедии (сохранились 11). Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни. В комедии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели средство покончить с войной, в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам.

В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484—425 до н.э.) прозванный «отцом истории», написал «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др. дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Величайший историк античности Фукидид (460—400 дон. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.

Разрушенный персами в 480 году до н. э. он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.

Парфенон был воздвигнут из пентеликонского мрамора в виде периптера, окруженного дорическими колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурами богов. На рельефном фризе, который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть целлы храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника Великих Панафиней, посвященных богине Афине, покровительнице города. Ни одна из 500 фигур фриза не повторяет другую, движения людей и животных полны естественности и свободы, На метопах дорического фриза изображены битвы греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия (войны с кентаврами и гигантами). В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифология древних греков. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.

Греки — народ эстетически развитый. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию — цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво, со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно.

Великий Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), один из основателей античной атомистики, получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удовольствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя и чрезвычайно затянутую, речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьезную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося путешествием ради научных изысканий.

В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.

Платон (427—347 до н. э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу — Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди яих — идея, блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон активно разрабатывал диалектику и наметил, разбитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др.

Ученика Платона —Аристотеля (384 — 322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 году до н. э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Он был воспитателем Александра Македонского. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Аристотель считается основоположником формальной логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие —тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства —подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органом» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), ((Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436—ЗЗ8 до н. э.) и Демосфена (384—322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.

В конце концов, в 338 году до и. э. после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II — отцу Александра Македонского.

Кравченко А.И. Культурология. — М.:Академический Проект, 2001.с. 231-251.

Источник

Урок 3. Искусство Средневековья

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусстваЭпоха Средневековья – огромнейший пласт в истории развития общества, его экономики, государственности, науки, культуры и искусства. Все процессы в обществе тесно взаимосвязаны. Экономические потребности государства влияют на развитие культуры, архитектуры, письменности; государственная политика может способствовать или препятствовать становлению тех или других направлений в искусстве, как мы могли это видеть, изучая период античности.

В еще большей степени это будет ощущаться в Средние века. Наш главный фокус по-прежнему на истории искусства. Однако мы будем по мере необходимости делать отсылки к общеисторическим процессам, если они помогут пониманию трендов в искусстве.

Изучив материал урока, вы узнаете об основных трендах в архитектуре, живописи и других видах искусства в данный период, познакомитесь с некоторыми наиболее выдающимися именами и произведениями.

Содержание:

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала, уточним, что искусство позднего Средневековья мы будем изучать отдельно в рамках следующего урока, посвященного эпохе Возрождения (Ренессанс). Это связано с особенностями, принятыми в периодизации истории искусств, о которых мы начали говорить во вводном уроке.

К слову, некоторые историки выделяют только раннее и позднее Средневековье, однако нам, конечно же, интересна более глубокая детализация процессов, поэтому мы будем придерживаться периодизации, принятой в отечественной историографии.

Искусство раннего Средневековья и Византии

Итак, для начала еще несколько слов о периодизации изучаемой эпохи. Традиционно Средневековье принято отсчитывать с момента падения Западной Римской империи, т.е. с 476 года нашей эры. В отечественной историографии Средневековье условно подразделяется на следующие периоды:

Еще раз уточним, что хронологические границы условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. Тем не менее в истории искусства в целом принято выделять отдельно период Возрождения, он же Ренессанс, который относят к 15-16 веку.

Как видите, эпоха Ренессанса в целом совпадает с периодом позднего Средневековья. О периодизации эпохи Возрождения мы еще поговорим в следующем уроке, а сейчас переходим к искусству раннего Средневековья и Византии. Здесь тоже нужна одна ремарка. Распад Римской империи начался задолго до ее падения. Так, в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную образовалось новое государство – Византия.

Западная Римская империя, сотрясаемая войнами и противоречиями, приходила в упадок, что непосредственно сказалось и на развитии искусства. Многие архитектурные строения, скульптуры, образцы живописи были уничтожены в ходе бесконечных войн. Поэтому сосредоточимся на искусстве Византии, и начнем с архитектуры.

Архитектура

Одним из ярчайших памятников зодчества византийской эпохи является собор Святой Софии в Константинополе, ныне это Стамбул (Турция). Вы помните, что географически Византия унаследовала всю восточную часть бывшей Римской империи, поэтому в ее состав входили территории нескольких современных государств. Собор Святой Софии был построен в 6 веке на месте ранее находившейся там и потом сгоревшей церкви:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

В 1985 году собор включен в состав культурного наследства ЮНЕСКО как величайший символ «Золотого века» Византийской империи. Долгое время он оставался самым большим христианским храмом в мире, пока в 17 веке не был достроен собор Святого Петра в Риме. Архитектурный уровень сложности постройки стал настоящей сенсацией того времени, а устройство купола получило широкое распространение в мировой архитектуре [И. Бартенев, В. Батажкова, 1983]. По-научному это называется крестово-купольный храм на основе базилики:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Для справки: базилика – специфический тип прямоугольного строения из нескольких нефов – пространств с разной высотой потолков и колоннами по сторонам. Традиции прямоугольного строительства зародились, как вы помните, во времена Античности, и получили продолжение в Средневековье.

Следует обратить внимание на относительно сдержанное внешнее оформление собора Святой Софии в противовес роскошному убранству внутри. Отделка внутренней части длилась несколько столетий и впечатляет масштабами роскоши. Мы обязательно вернемся к этой теме, когда будем рассматривать живопись и стенопись византийского периода:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

В целом, такой подход – богатое внутреннее убранство и относительно скромное внешнее оформление – характерны для всей архитектуры периода раннего Средневековья. Уточним, что сегодня этот памятник архитектурного искусства называется Большая мечеть Айя-София. И заметим, что на протяжении многовековой бурной истории Константинополя такая смена религиозной ориентации культового сооружения происходила неоднократно. В последний раз (в последний ли?) это случилось в 2020 году.

В меньших масштабах архитектурный облик собора Святой Софии повторяет церковь Святой Ирины, которая тоже находится в Стамбуле. Отметим, что церковь посвящена святому миру, а не святой Ирине. Трудности перевода возникли из-за того, что имя Ирина в переводе с древнегреческого означает «мир», а заимствований из культуры Древней Греции в Византийском искусстве было много.

Из прочих образцов раннего Средневековья хорошо сохранились монастырь Ставроникита 10 века постройки на Афонском полуострове (Греция) и церковь Святого Лазаря 898 года постройки в Ларнаке (Кипр).

Скульптура

В отличие от периода Античности, в раннее Средневековье скульптура не получила мощного развития. Да и, в принципе, даже если посмотреть на убранство собора Святой Софии, мы там практически не увидим скульптур. Это был общий тренд эпохи.

С точки зрения христианства, которое тогда господствовало в Византии, изображение обнаженной натуры считалось греховным, в изображении животных виделось стремление к язычеству, а статуи как таковые считались идолопоклонничеством. Более того, постановлением Никейского собора (собрания), принятым в 842 году, скульптуры были убраны из храмов.

По всем этим причинам скульптура не получила особого развития. Исключение составляли колонны, коих в храмовых заведениях всегда было много. Особенно интересна так называемая «Плачущая колонна» в соборе Святой Софии:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

«Плачущей» колонна названа потому, что, если вставить в отверстие палец, можно ощутить влагу. А если загадать желание и палец каким-то образом провернуть на 360 градусов, желание исполнится. С этой колонной связано немало мифов и легенд. В контексте изучаемой нами темы искусства отметим, что основание колонны покрыто бронзой, и в дальнейшем использование бронзы в скульптуре получило развитие.

Вообще, христианское зодчество – это тема, достойная особого внимания и отдельного урока. В рамках нашего курса мы лишь можем порекомендовать дополнительную литературу, а именно работу «Христианское зодчество: история и современность» [Т. Дорофеева, 2013].

Живопись

Главными образцами живописи раннего Средневековья являются мозаики и фрески, которыми всегда украшались храмы и соборы. Превалировали религиозные сюжеты. Все изображения выполнены примерно в одном стиле: минимум динамики, фигуры статичны, положения однообразны. В качестве примера можно привести мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Мозаика относится примерно к 9 веку. Автором творения считают монаха Лазаря Константинопольского. В целом стоит отметить очень важное отличие культурных традиций Византии и Античности. Если в античный период воспевалась физическая красота человека, совершенство его форм и движений, в раннее Средневековье с возникновением христианства фокус внимания творцов сместился на духовный мир. Это явно заметно во всех жанрах средневекового искусства.

Еще одна сфера приложения усилий живописцев – это оформление книг. Книжные иллюстрации становятся настоящим произведением искусства, а оформление обложек зачастую отличается сложным изысканным орнаментом. Оформление византийских книг было настолько искусным и богатым, что они даже использовались в качестве приданного.

Впрочем, тенденция к роскошному оформлению книг наблюдалась и в Византии, и в искусстве западноевропейского Средневековья. В качестве примера упомянем Келлскую книгу, написание которой датируется примерно 800 годом:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Считается, что ее написали в одном из монастырей, расположенных на территории современной Шотландии, а называется она так потому, что бежавшие от военных действий монахи взяли эту книгу с собой и впоследствии обосновались в Келлском аббатстве в Ирландии. Чаще всего книги переписывали от руки монастырские писчие, однако в период Средневековья развивалась не только религиозная литература.

Литература

Коль скоро возникла необходимость оформления книг, встал закономерный вопрос: о чем же писали авторы раннего Средневековья? Византийские литераторы во многом позаимствовали традиции Древней Греции. Появлялись книги как светского, так и религиозного содержания. В литературе сформировалось такое понятие, как аттицизм, т.е. следование древнегреческим литературным традициям, сложившимся в Афинах и Аттике.

Наиболее заметным представителем этого стиля в литературе считается Прокопий Кесарийский – писатель, историк и по совместительству секретарь полководца Велизария. Такое «совместительство» дало Прокопию доступ к государственным архивам, поэтому его произведения ценны для историков в плане получения информации об исторических событиях, произошедших до 6 века нашей эры. В частности, интересна его книга «История войн римлян с персами, вандалами и готами», переизданная уже в наши дни [П. Кессарийский, 2016].

Музыка и зрелищные искусства

В театральном и музыкальном искусстве ощущается влияние традиций всех народов, населявших занимаемые Византией территории. Достаточно долго сохранялось влияние античного театра, и лишь с течением времени на смену античным трагедиям и комедиям приходят номера исключительного развлекательного характера: выступления мимов, жонглеров, певцов, танцоров, гимнастов, дрессировщиков диких животных. Узнать больше можно из статьи «Византийский театр в системе византийского общества и образования» [И. Чистюхин, 2018].

В музыке шел процесс становления христианской литургии, и параллельно развивались новые жанры вокального искусства. Появляется музыка, которая включена в систему репрезентации государственной власти, развивается «музыка городских улиц» и музыкальное сопровождение зрелищных мероприятий.

Составить некое исчерпывающее представление о музыке того периода нет возможности ввиду того, что первое подобие нотной записи появилось лишь в 11 веке. Однако сохранились изображения, явно указывающие на то, что музыке в те времена уделялось серьезное внимание. Это, в частности, мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия):

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Кроме того, сохранились некоторые тексты, которые использовались во время зрелищных мероприятий, например, Приветствие во время праздника Луперкалия:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Уточним, что Луперкалий – это Праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, отмечавшийся 15 февраля. Тем, кто хочет знать о византийской музыке больше, рекомендуем книгу A history of Byzantine music and hymnography [Е. Wellesz, 1961].

Вот так в целом выглядело развитие искусства эпохи раннего Средневековья и Византии. Всем, кто заинтересовался и хотел бы выйти за рамки нашего курса, советуем книгу «Искусство Византии IV-XV веков» [В. Лихачев, 1986]. А мы переходим к искусству классического Средневековья, которое еще иногда называют Высоким Средневековьем.

Искусство классического Средневековья

В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.

Архитектура

10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.

Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике.

Готический стиль зародился в 12 веке во Франции. Его основными чертами являются каркасная система, большая высота и стрельчатые арки вместо свойственных романскому стилю сводчатых арок. Все эти элементы создают эффект «устремленности вверх» при достаточно мрачноватом общем впечатлении. Типовые примеры готического строительства из числа известных объектов – это собор Парижской Богоматери во Франции и собор в Кельне (Германия):

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко.

Скульптура

Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Больше об искусстве романского периода вы узнаете из книги «Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись» [Т. Рольф и др., 2001].

В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.

Живопись

Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.

Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Готическая живопись отличается большим обилием используемых красок, ярким оформлением. Особенно это заметно на примере оформления витражей, причем в разных странах появились свои отличительные черты. Так, если немецкий готический витраж почти всегда грубый и угловатый, то французским образцам готики присущи ажурные и лучистые конструкции, подразделение изображения на мелкие элементы. Больше о готическом искусстве вы прочитаете в книге «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись» [Т. Рольф и др., 2000].

Как и в раннее Средневековье, важной сферой приложений усилий живописцев является оформление книг. Художники работали не только над обложкой и иллюстрациями, но и над оформлением заглавных букв. В частности, так оформлена «Песнь о Нибелунгах», изданная в 1203 году:

Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Смотреть картинку Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Картинка про Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства. Фото Что вам известно о художественной культуре классического периода расскажите о шедеврах искусства

Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.

Литература

Итак, что же за книги писали в эпоху Средневековья? Литературе западноевропейского Средневековья присущ героический эпос, что связано с большим количеством войн на этой территории в данный исторический период. Например, «Песнь о Роланде», посвященная боям в Ронсевальском ущелье между басками и армией Карла Великого.

Развивалась литература религиозного содержания, и параллельно появлялись литературные произведения принципиально нового формата, которые, впрочем, испытывали влияние религиозной тематики. Одним из известных образцов средневековой литературной классики является «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Кроме того, именно в этот период зародились национальные традиции литературы многих европейских государств, которые нашли продолжение и развитие в последующие периоды. Так, Джефри Чосер считается основоположником национальной английской литературы и литературного английского языка. Русскоговорящим читателям он известен по своим знаменитым произведениям: поэмам «Троил и Крессида», «Книга о королеве», «Птичий парламент» и сборнику «Кентерберийские рассказы».

В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.

Музыка и зрелищные искусства

В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.

В целом, творческие труппы и творческие личности со свободным гастрольным графиком были настолько распространенным явлением, что даже получили свое название «ваганты».

Их деятельность очень повлияла на развитие популярной музыки вплоть до того, что перевод песни Hospita in Gallia («Таверна в Галии»), написанной в 13 веке, лег в основу песни Давида Тухманова «Из вагантов», она же «Песенка студента». Песня вошла в альбом «По волнам моей памяти», вышедший в 1976 году, а исполнил ее певец Игорь Иванов:

Заметим, что стилистически и тематически творчество вагантов было неоднородным и отличалось в разных регионах Европы. Различали поэзию трубадуров, миннезингеров, труверов и другие творческие направления. Более детальное представление можно получить из сборника произведений «Добрый человек!», известном еще и под названием «Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов» [А. Йохансдорф, 1974].

Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.

В его системе записи было 6 нот, названных по начальным слогам Гимна в честь Иоанна Крестителя. Это были слоги от слов Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Пять названий из шести используются по сей день (ноты «ре», «ми», «фа», «соль», «ля»). Кстати, музыку для этого гимна написал лично Гвидо д’Ареццо.

Это основные достижения искусства эпохи Средневековья, о которых мы хотели вам рассказать в нашем кратком курсе. Узнать больше, в том числе о новых исследованиях в этой области, вы можете из книги «Искусство Средних веков» [П. Гнедич, 2020]. Далее мы предлагаем пройти проверочный тест на усвоение материала и перейти к новому уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Как мы и говорили, следующий урок посвящен эпохе Возрождения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *