Что важнее развитие технологий или духовное развитие итоговое сочинение
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие? Аргументы Г. Торо «Уолден, или жизнь в лесу», К. Маркс «Капитал» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие? Технический прогресс, развивающийся особенно интенсивно последние несколько столетий, кардинально переменил перспективу взгляда человека, иной стала как духовная, так и материальная жизнь. Ознаменовался ли этот процесс падением нравственности? Я думаю, да. Современный человек эгоистичнее своего предшественника, его идеалы нацелены на достижение личного успеха, а не на добродетели, сулящие процветание обществу в целом. Таким образом, духовное развитие стоит выше технического прогресса.
Приведу в защиту данного утверждения примеры из классической литературы.
Американец Генри Торо провёл примечательный эксперимент — он ушёл в лес отшельником для исследования роли цивилизации в жизни человека. Следствием этого опыта стала книга «Уолден, или жизнь в лесу». С течением времени Торо подмечает облегчение своей жизни. И пускай он, ведя аскетичный образ жизни, сталкивается с физическими трудностями, дух Торо освобождается от нагрузки, производимой модернизированным цивилизацией обществом. Согласно его воззрению, современники излишне полагаются на блага мира индустриальной революции. Следствием этого становится общекультурный упадок. Для Торо прогресс «технический» и «духовный» — взаимоисключающие понятия.
Карл Маркс в своём труде «Капитал» также описывает вред, который способен нанести человеческим отношениям технологический рост. Проведя исследования, он выяснил, что социально-экономическое расслоение существовало не всегда. Раннее общество было лишено этого порока, но усложнение экономической системы заставило его разделиться на категории «угнетенных» и «угнетаемых». Нравственные ценности потеснились желанием обогатиться. Хотя в деталях отношения помещика и крестьянина и отличаются от отношения начальника завода с его рабочими, базис неравенства распределения благ сохраняется. Маркс видит будущее человечества в родстве технологического прогресса с духовным. Невыполнение же этих условий грозит людям увеличению числа социальных конфликтов, падением нравственных устоев. Эти примеры, дополняя друг друга, формулируют опасность, которую несёт обществу технический прогресс, доказывают его влияние на взаимоотношения людей.
Приведённые примеры помогли доказать моё мнение. И сегодня имеет место зависимость человека от машины, сохраняется тенденция морального упадка. Видоизменилось творчество, его мотивы, идеалы. Тем не менее, опыт последних десятилетий иллюстрирует определённое возрождение нравственности. Современный человек всё больше тяготеет к взаимопомощи, состраданию, духовному гостеприимству. Остаётся надеяться, что вскоре мы сможем устроить симбиоз духовного и технического развития.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как технический прогресс влияет на духовный мир человека? Аргументы В. А. Солоухин «Письма из русского музея», Р. Брэдбери «Вельд» (Итоговое сочинение (декабрьское))
В век развития технологий происходят значительные изменения в жизни людей. Современные нововведения привели к появлению различных проблем, основной из которых является духовное опустошение. Но как технический прогресс влияет на внутренний мир человека? Я считаю, что новые технологии пагубно воздействуют на душевные процессы. Для аргументации своей позиции возьму примеры из читательского опыта.
В произведении «Письма из русского музея» В.
А. Солоухин размышляет о том, что при новых технологиях, усовершенствуемом транспорте человеку не хватает времени, чтобы просто отдохнуть. Свободных часов слишком мало, их не хватает для развития духовных способностей. В современном мире и нескончаемой спешке мы забываем, что действительно нас волнует. Также автор подчёркивает, что научно-технический прогресс — это не только благо, но и помеха для саморазвития. Меняются предметы, и до неузнаваемости изменился человек. На этом примере мы видим, что нововведения способны заменить духовную составляющую людей. Техника может поменять собственные мысли личности, его восприятие к миру.
Итак, как показывает нам художественная литература, во время появления новой техники люди забывают, что действительно их волнует, что на самом деле важно. Технический прогресс пагубно влияет на духовный мир человека, с его внедрением в нашу жизнь, мы стали менее внимательны к людям вокруг.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие — сочинение
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Что важнее: развитие технологий или духовное развитие? Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Наш XX век — это век новых технологий. Техника стремительно врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет досуг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конфликт с моралью, противоречит нравственным понятиям.
Александр Беляев, видя успехи человечества в медицине, еще в двадцатых годах ставил вопрос о нравственной стороне технического прогресса. В своем научно-фантастическом романе «Голова профессора Доуэля» он рассказывал о существовании головы человека отдельно от своего тела. Это, конечно, было целесообразно с практической точки зрения. Сама возможность существования головы отдельно от тела открывала безграничные просторы, вплоть до вечной жизни. Но это переворачивало веками сложившиеся представления о смерти человека как о неизбежном явлении, противоречило всем нравственным нормам общества.
Этот конфликт происходит не только в научно-фантастических произведениях, он происходит и в нашей повседневной жизни каждый день и каждую минуту. И это неудивительно, ведь успехи человечества в медицине действительно были ошеломляющими. Благодаря развитию химии и физики, человечество победило многие болезни, которые на протяжении столетий уносили тысячи жизней. Открытие рентгеновских лучей и радиоволн позволило лечить переломы рук, ног, шеи и даже позвоночника. Техника стремительно совершенствовалась, и стали возможны операции на сердце, а также пересадка органов. Известие о пересадке органов произвело переворот в научном мире, однако церковь долгое время была против этого. Сейчас этот метод успешно применяется во всех ведущих клиниках мира.
Благодаря появлению автомобилей, самолетов и вертолетов, возросла скорость передвижения и улучшился комфорт, однако ежегодно от авиа — и автокатастроф гибнут десятки тысяч человек.
Вообще технический прогресс — это очень противоречивое явление. Он задал столько загадок, что все и за год не разгадаешь. Очень трудно осмыслить, что в нашем мире важнее: технический прогресс или нравственность. По приведенным мною фактам из художественной и научной литературы трудно решить, что нужнее. Я не думаю, что человечество откажется от автомобилей и самолетов, всех удобств, от атомных электростанций, которые дают около трети всей энергии. Скорее, оно откажется от нравственности, что гораздо страшнее, чем жизнь без удобств. Если человечество потеряет свой нравственный облик, то снова воцарится фашизм. Появятся новые концентрационные лагеря, в которых, мучая и убивая людей, «доктора» будут «двигать прогресс». Ведь пятьдесят лет назад фашизм остановили именно нравственные идеалы человечества, сострадание и взаимопомощь. Тогда люди поняли, что нельзя двигать технический прогресс с помощью бесчеловечных экспериментов над людьми. А если посмотреть с другой стороны, если бы господствовала нравственность, если бы технический прогресс отсутствовал, что было бы тогда? Тогда мы, скорее всего, так и остались бы на уровне XV-XVI веков, где святая инквизиция пресекала бы всякую попытку внедрить что-нибудь новое.
Так что трудно оценить, что важнее — технический прогресс или нравственность. Я думаю, что только при наличии обеих этих вещей, при борьбе одного с другим может развиться высокоразвитое, гуманное общество.
Сочинение 2
В современном мире как никогда актуален вопрос: «Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?» Я считаю, что в эпоху технического прогресса и информационных технологий люди вовсе забыли о понятии духовности. Параллельно активному развитию науки и техники происходит усиленная деградация нравственности, к тому же, всё чаще ослабляются общественные связи. Люди зациклены на себе, до окружающих им попросту нет дела. Для подтверждения своих слов обращусь к следующим литературным примерам. Ярким доказательством вышесказанного является роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Всё произведение — это предостережение автора, который демонстрирует, как преобразиться мир, если важнее всего будет технический прогресс.
Люди, оказавшись под влиянием технологий, утеряли свою индивидуальность, а понятие личности вовсе стерлось из памяти. С каждым днем сжигалось огромное количество книг, на их место становились экраны, которые зомбировали население и превращали его в легко управляемую серую массу.
Общество, описанное в произведении, не стремиться изменить устоявшийся порядок, никто не желает одолеть ту несправедливость, которой овеян мир. На протяжении всего романа писатель старается донести до нас, что в погоне за утопичным будущим не стоит забывать о сохранении исторической памяти, что человеческая индивидуальность имеет место, а детям еще с малых лет нужно прививать любовь к книге. Вторым аргументом может выступить повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», где наблюдается влияние технологий на моральные ценности разных поколений. Строительство ГЭС на месте деревни обличило истинную сущность каждого жителя островка. Более молодым важнее были новые, комфортные квартиры и блага цивилизации, старикам же прежде всего была важна память о предках, традиции и кладбище, где похоронены их родственники.
Итак, подводя итог, можно сказать, что технологии с каждым днем внедряются в нашу жизнь всё больше и больше, делают её проще и легче. Однако понятие духовного и культурного развития обязано быть на первом месте, ведь без них счастливое и светлое будущее просто невозможно.
Сочинение 3
Нравственность и технический прогресс — две совершенно разные стороны жизни общества. Нравственность — это совокупность нравственных законов, по которым живет человек, то есть законов, которые он сам определяет для себя, в зависимости от воспитания, окружающих его людей и т. д. Технический прогресс — это развитие производительных сил общества. Тем не менее они, как и любые сферы жизни общества, должны быть взаимосвязаны между собой.
Считается, что нравственность и нравственные законы существовали с момента зарождения общества и что нравственность является врожденным свойством человека, заложенным в него самой природой. Стремление человека к техническому прогрессу также проявляется на самых ранних стадиях развития общества.
Раскрытие нравственных законов человеком с момента зарождения общества, несомненно, претерпело большие изменения. Нравственные законы становятся более гуманными, в них вошли такие понятия, как свобода личности, уважение к личности (разумеется, развитие нравственных законов рассматривается на большинстве населения и в расчет не принимаются отдельные случаи безнравственности, существовавшие всегда). Такой процесс можно назвать нравственным прогрессом. Наличие же технического прогресса не вызывает сомнений. Так каким же образом взаимодействуют эти прогрессы? Обусловливает ли технический прогресс развитие нравственности или, наоборот, они развиваются независимо друг от друга?
Современные писатели часто обращаются к будущему, пытаясь понять и высказать свою точку зрения на то, как будут развиваться нравственный и технический прогрессы. Существуют разные точки зрения: что нравственный прогресс в дальнейшем подчинит технический или, наоборот, что нравственный прогресс достиг конечной точки своего развития и далее развиваться не будут и т. д. Тем не менее человечество прошло уже довольно долгий путь развития нравственных законов и технического прогресса, и, рассматривая этот путь, наверняка можно проследить их взаимодействие. Нравственный и технический прогрессы, как свидетельствуют теории развития общества Канта, Маркса и прочих, зародились одновременно на заре цивилизации и с тех пор развивались параллельно друг другу: с развитием производительных сил развивается и понятие о нравственности. На исторических источниках невозможно проследить зависимость одного прогресса от другого. Но, быть может, они развиваются независимо друг от друга. Этому существуют подтверждения в современных исторических находках. В научных периодических изданиях неоднократно печатались сообщения о народностях, не развивавшихся технически, но имевших нравственные законы, соответствующие современным.
Но хотя нравственность и технический прогресс развиваются независимо, это не значит, что они совершенно не взаимодействуют между собой. Это означает лишь то, что при отсутствии одного из этих факторов другой будет развиваться (хотя общество и не будет полноценным).
Нравственный и технический прогрессы олицетворяют собой умственное и духовное развитие человека. Человек, как считают психологи, развивается независимо умственно и духовно. И в этом случае общество можно назвать единым человеческим организмом, развивающимся по тем же законам, что и отдельный индивидуум. И каждый член общества должен делать все возможное, чтобы этот организм был полноценным и одинаково хорошо развитым и технически и нравственно.
Сочинение 4
Эти два понятия, которые на первый взгляд кажутся такими далекими друг от друга, на самом деле тесно соприкасаются. Не побоюсь сказать, что нравственный кризис, в котором сейчас находится человечество, является прямым следствием технического прогресса, что я и собираюсь здесь доказать.
Нарушение природного равновесия также влечет за собой изменение нравственных устоев: вредные выбросы в атмосферу негативно влияют на здоровье людей, что способствует развитию различных нервных расстройств на этой почве (в том числе ипохондрии), а вслед за ними и эгоизма среди населения, терпящего бедствие региона. Рождение мутантов рождает страх, страх дает толчок жестокости. Опустынивание земель ведет к бегству людей из таких областей. Эти беженцы дают повод коренному населению районов иммиграции еще раз проявить агрессивность по отношению к чужакам. Девиз «Нам самим плохо, а тут еще и эти лезут!» становится очень распространенным…
Но не только экологическая проблема, вызванная техническим прогрессом, влияет на сознание, но и сам он прямым образом оказывает такое действие. И главный враг общества — средства массовой информации, книги, журналы и т. д. (Я имею в виду не все книги, журналы и т. д. Конкретно я скажу об этом ниже.)
С возникновением телевидения стало возможным воздействие на умы большой аудитории, а так как ради денег показывают не только «разумное, доброе вечное», то и нравственный уровень соответственно понижается. Книги, пропагандирующие жестокость, разврат и насилие; газеты, нагоняющие страх и сеющие панику, ответной реакцией на которые является та же жестокость; псевдомузыка, создающая извращенный стереотип и помогающая забыть истинный смысл слова «музыка» — все это способствует деградации человечества в нравственном аспекте и ведет к катастрофе.
Попытки заменить во всем человека машинами могут привести к тому, что, забыв слово «труд», человек опять вернется к обезьяне, погрязнув в одних удовольствиях, чревоугодии и разврате. Таким образом, технический прогресс и прямо и косвенно отражается на духовном мире человека, на его «Я». Царство машин так же урезает личность, как коммунизм. Вред технического прогресса хорошо понимали служители церкви средневековья. Только не знали они, что остановить его нельзя обыкновенными методами, поэтому горели по всей Европе костры святой инквизиции и стонали в глубоких подвалах алхимики, когда палачи вгоняли им под ногти раскаленные иглы…
Постоянное совершенствование может достигнуть абсурда. Поучительна древняя легенда (не помню, где ее слышал, но запомнил, и сейчас она как нельзя более подходит к теме моих рассуждений) о том, как от неизвестной болезни умерла невеста принца и он приказал выстроить мраморный мавзолей, где и похоронить ее. Когда усыпальница была готова, принц был потрясен ее великолепием, но чего-то ему все же не хватало, и он приказал сделать надстройки, добавить скульптур, построить минареты вокруг и ко входу подвести широкую белую лестницу. Наконец работы были закончены, и слуги принца поставили урну с прахом его невесты внутрь, напротив входа. Принц пришел посмотреть на усыпальницу, но не был удовлетворен. Одна деталь казалась ему лишней — сама урна, ради которой и строили дворец. Тогда принц приказал убрать ее…
Технический прогресс должен служить интересам человека, но может наступить такой момент, когда человек окажется лишней деталью, урной с прахом, и его уберут…
Прогресс отражен в книге Фридриха Энгельса «Диалектика природы». Но я вынужден не согласиться с автором этого произведения. Энгельс говорит о техническом прогрессе как о великой силе, которая ведет общество к лучшей жизни. Также речь идет о труде, превратившем обезьяну в человека. Моя же позиция такова: если по второму вопросу ученый и прав, то технический прогресс может сыграть обратную труду роль, то есть (заставить) загнать человека (влезть) обратно на банановую пальму, заставив его потерять свойственную только этому живому организму, из всех существующих на Земле, духовную сферу жизни…
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие? Аргументы М. Гелприн «Свеча горела», Р. Брэдбери «Вельд» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Человечество не стоит на месте. Оно постоянно движется вперёд по пути развития науки и техники. Люди штурмуют космос, погружаются в глубины океана, исследуют недра земли, изучают тайны живой клетки. Иногда задачи, которые решают учёные, кажутся фантастическими. И это замечательно. Мы можем гордиться силой человеческого разума. Но, к сожалению, зачастую путь познания становится тернистым, так как теряется важнейшее качество человека разумного — способность сочувствовать, причём делать это осмысленно.
Именно это свойство не поддаётся измерениям ни в каких единицах. Оно может быть названо духовностью. Что же важнее на пути прогресса — развитие технологий или духовное развитие? Над этим вопросом размышляют прежде всего писатели, касаясь проблемы приоритетной роли духовности в период НТР, и приходят к выводу, что без нравственной составляющей передовые технологии могут быть губительны для людей.
Обратимся к рассказу русского писателя-фантаста Майка Гелприна «Свеча горела», в котором противопоставляются нравственность как категория духовности и технический прогресс как символ бездушия. Они, по мнению автора, взаимоисключающие одна другую величины. Главный герой, бывший учитель литературы Андрей Петрович, очень переживает, что уже сто лет литература не изучается не только в общеобразовательных школах, но и в гуманитарных лицеях. Он даёт объявление о репетиторстве, и находится благодарный тридцатилетний ученик, который слушает Блока, Пушкина, Пастернака. Максим высказывает мысль, близкую и понятную Андрею Петровичу: дети растут бездуховными, потому что им не преподают литературу. Максим, будучи гувернёром, знания по литературе начал передавать своим воспитанникам. Неожиданная развязка — Максим оказался роботом, и его утилизировали, так как, по мнению окружающих, у него возник дефект управляющей программы — заставляет нас задуматься о глубине проблемы. Автор всё же верит в то, что ещё не всё потеряно. Андрей Петрович в отчаянии, что он обучал поэзии робота, «бездушную, дефективную железяку», он не хочет больше жить… Но учителя литературы спасает приход детей. Павлик и Анечка усвоили то, о чем им рассказывал робот-гувернёр, их увлекла музыка стиха, стала для них паролем в мир литературы и духовности. Поэтому, по мнению писателя, нельзя забывать произведения, написанные за двадцать веков, иначе люди станут чёрствыми, бездушными, холодными.
В рассказе американского писателя Рэя Брэдбери «Вельд» проблема бездуховности рассматривается с другой стороны. Духовность — это основа человеческих взаимоотношений, в том числе семейных. Если забыть о том, что главным в отношениях между детьми и родителями является любовь и взаимное уважение, то может случиться непоправимое. Так и происходит в этом произведении. Джордж и Лидия купили своим детям детскую комнату, сами живут в умном доме, где самые элементарные работы по самообслуживанию за них выполняет техника. Это, во-первых, престижно, ведь такой дом и комната стоят больших денег. А во-вторых, это экономит время. Но Лидия начинает чувствовать себя ненужной как жена и хозяйка. И, самое главное, родители теряют связь с детьми. Когда они поняли это и пригласили психолога, то было уже поздно. История имеет трагический конец и завершается смертью родителей. Рассказ является серьёзным предупреждением для современных людей: никакие новые технологии, научные достижения, гаджеты не должны занимать в жизни детей больше времени, чем общение с людьми, практическая, настоящая жизнь. Иначе из детей вырастут не люди, а монстры, лишённые знания элементарных нравственных правил.
Таким образом, на какие бы новые высоты ни взлетал человеческий разум, он всегда должен быть под контролем совести и чувства порядочности. В основе движения современного общества должно быть духовное развитие. Необходима гармония между разумом и чувством.
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
В современном мире как никогда актуален вопрос: «Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?» Я считаю, что в эпоху технического прогресса и информационных технологий люди вовсе забыли о понятии духовности. Параллельно активному развитию науки и техники происходит усиленная деградация нравственности, к тому же, всё чаще ослабляются общественные связи. Люди зациклены на себе, до окружающих им попросту нет дела. Для подтверждения своих слов обращусь к следующим литературным примерам.
Ярким доказательством вышесказанного является роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Всё произведение — это предостережение автора, который демонстрирует, как преобразиться мир, если важнее всего будет технический прогресс. Люди, оказавшись под влиянием технологий, утеряли свою индивидуальность, а понятие личности вовсе стерлось из памяти. С каждым днем сжигалось огромное количество книг, на их место становились экраны, которые зомбировали население и превращали его в легко управляемую серую массу.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Общество, описанное в произведении, не стремиться изменить устоявшийся порядок, никто не желает одолеть ту несправедливость, которой овеян мир. На протяжении всего романа писатель старается донести до нас, что в погоне за утопичным будущим не стоит забывать о сохранении исторической памяти, что человеческая индивидуальность имеет место, а детям еще с малых лет нужно прививать любовь к книге.
Вторым аргументом может выступить повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», где наблюдается влияние технологий на моральные ценности разных поколений. Строительство ГЭС на месте деревни обличило истинную сущность каждого жителя островка. Более молодым важнее были новые, комфортные квартиры и блага цивилизации, старикам же прежде всего была важна память о предках, традиции и кладбище, где похоронены их родственники.
Итак, подводя итог, можно сказать, что технологии с каждым днем внедряются в нашу жизнь всё больше и больше, делают её проще и легче. Однако понятие духовного и культурного развития обязано быть на первом месте, ведь без них счастливое и светлое будущее просто невозможно.
Похожие работы
Вставить свои 5 копеек
2 комментария
Я считаю что самое гласное в етой жизни ето соединения с вышими силами. И то что у тебя есть гаджет ето ище не значит что ты имееш душу
В нашем мире, я считаю нужно брать лучшее от всего. Религия и Технологии неотъемлемая часть нашей жизни, нужно развивать технологии и душевное состояние