Что важно в обучении

Статьи

Что важно в обучении. Смотреть фото Что важно в обучении. Смотреть картинку Что важно в обучении. Картинка про Что важно в обучении. Фото Что важно в обучении

Здравствуйте, на связи Владимир Фирсов. Давайте сегодня поговорим об обучении.

Со школы нас учили: закончишь школу без троек — поступишь в ВУЗ, получишь диплом ВУЗа — устроишься на хорошую работу… Такой подход породил то, что 11 лет обучения в школе сводились к тому, чтобы хорошо сдать выпускные экзамены.

Аналогично обучение в ВУЗе — главное сдать зачеты и экзамены (неважно какими методами и способами).

Логика была такая — получил аттестат без троек в школе — значит хорошо усвоил 11 лет школьной программы, получил диплом ВУЗа — классный специалист.

Но как вы знаете это далеко не так… Все мы знаем, что современное ЕГЭ — это не объективное отражение полученных знаний за весь период обучения, а скорее лотерея. Про то как студенты сдают зачеты и экзамены, тоже говорить много не надо: реальные знания и результаты сессий — это разные вещи. Не у всех конечно, но в общем и целом картина такая.

Для многих получение заветной корочки, а не знания, является целью обучения.

Неудивительно, что при устройстве на работу, бывшим студентам приходится переучиваться для работы в реальных условиях в лучшем случае. В худшем — изучать все заново, так как далеко не все работают после обучения по специальности.

Вся эта ситуация имеет отражение и в интернет-обучении. Многие рассматривают интернет-обучение не как способ приобретения знания, а как какое-то интересное хобби или способ «потусоваться».

Какие причины такого поведения?

Если причины поведения первых — это именно привычка со школы и вуза, где учились грубо говоря, для галочки. То вторые (интернет-учителя) используют эту ситуацию в корыстных целях.

Посмотрите на современные курсы, тренинги и другие обучающие программы. Посмотрите как они продвигаются. Посмотрите на кого рассчитан весь этот PR. Посмотрите на продающие страницы. А главное на реальные результаты учеников…

Именно на результаты. Я сейчас говорю не о результатах в виде красивого сертификата и имени в списке выпускников очередного потока. А результата, который был обещан и заявлен на странице курса или тренинга который вы приобрели за немалые деньги.

Все ли «учителя» готовы дать вам РЕЗУЛЬТАТ?

По своему опыту обучения в интернете (и не только) процентов 5-10% в этом заинтересованны. Обычно на продающих страницах данных обучающих программ нет громких заявлений, нет огромных обещаний. Но то что обещано, то выполняется на 100%.

В чем же заинтересованны остальные? Судя по отношению к ученикам, после того, как оплата состоялась, по тому как и какая информация дается такими преподавателями и по отзывам, можно сделать вывод, что «содрать деньги» с наивных новичков — это единственная цель таких «горе-учителей».

Что делать новичкам в такой ситуации?

Задайте себе вопрос, когда соберетесь оплачивать очередной тренинг — зачем он вам? Ради очередной галочки и красивого сертификата на стене, либо чтобы совершить очередной шаг к своей цели.

Если вы новичок и шаг за шагом движетесь к своей цели прочитайте ещё раз 3 пункта, которые я перечислил выше и делайте выводы.

P. S. Уже больше года прошло с того момента как в моей группе Вконтакте появился первый отзыв от ученика (раньше отзывы оставляли на сайте, но это не так удобно и правдоподобно). На данный момент там собралось около сотни отзывов https://vk.com/topic-58621308_36115394. Большое спасибо всем, кто поделился своими мыслями о моем обучении.

Но я заметил некую тенденцию, большинство делятся только положительными результатами. Это конечно хорошо, но чтобы объективно видеть ситуацию, гораздо полезнее критика. Я что-то не видел чтобы её кто-то собирал. Почему бы не начать мне))

Если у вас есть какие-то конструктивные замечания по-поводу обучения у меня, то вы можете смело их писать. Для этого я создал в своей группе Вконтакте отдельный раздел «Замечания / Жалобы».

Думаю, это будет полезно не только мне, но и всем будущим ученикам, для получения наилучших результатов. Вы же за результатами ко мне приходите, а не за обещаниями…

Источник

Что важно в любом обучении

20 августа 2015 551

Заканчивается лето и скоро дети пойдут в школу. И сейчас, как мне кажется, самое время поразмышлять об обучении и о том, что можно считать успехом в обучении и на чем важно сконцентрироваться.

Как правило, успехом в школьном обучении считается результат, который выражается хорошими оценками. Многие родители стремятся именно к этому, к хорошим оценкам. И поэтому:

Хорошие оценки становятся целью обучения. И родителями, и многими учителями упускается из вида то, что главным в обучении является не столько результат – оценка, и даже не столько результат – знание, а навык, который приобретает обучающийся, выполняя задание. Этот навык развивает личность и помогает достигать результатов, это – бесценный опыт, который можно использовать неоднократно и в дальнейшем. Послушайте поучительную японскую сказку, рассказанную известным психоаналитиком Клариссой Пинкола Эстес в книге “Бегущая с волками”.

Домой после войны вернулся муж. Вернулся злой, агрессивный. Поселился отдельно от жены и детей, никого к себе не подпускал. Женщина старалась приблизиться к нему, но он каждый раз, свирепствуя, ее прогонял. Обратилась женщина к целительнице, и та сказала, что нужно раздобыть белый волосок с шеи черного медведя. Именно он поможет мужчине снова стать прежним.

Женщина обрадовалась, что есть выход, и отправилась на поиски медведя. Шла долго, изнывала под лучами палящего солнца и мокла под дождем, ободрала ноги о колючие травы, и вот пришла к пещере, возле которой обнаружила следы медведя. Его в пещере не было. Женщина расположилась неподалеку от пещеры и стала ждать.

Она уснула и проснулась от страшного медвежьего рыка. Увидев сквозь кусты медведя, она побоялась приблизиться к нему, и он ушел в пещеру. Только после этого женщина подошла к входу пещеры и оставила там приготовленную для медведя еду. Сама спряталась.
Медведь на запах еды вышел из пещеры, проглотил еду, понюхал воздух и вернулся обратно.

На следующий день женщина проделала то же. Оставила еду, спряталась, но на этот раз не так далеко. Медведь долго нюхал воздух, съел еду и скрылся в пещере.
Так продолжалось много дней подряд. Женщина каждый раз все ближе приближалась к медведю. И однажды она, дрожа от страха, осталась стоять возле еды. Медведь вылез из пещеры, стал крутить головой и заревел так громко, что камни покатились по склону. Женщина не трогалась с места.

Она обратилась с ласковой речью к медведю и попросила его разрешить ей взять белый волосок с его шеи. Медведь медлил, но потом согласился, подставив шею. Женщина ухватила белый волосок и резко дернула. Медведь заревел, а женщина бросилась бежать.
И вот она дома. Радостная, она пришла к целительнице. Та взяла белый волос медведя, внимательно рассмотрела его и … кинула в огонь.

– Что же Вы наделали? – воскликнула женщина.
– Не волнуйся, – успокоила ее целительница. – Все будет хорошо. Помнишь каждый свой шаг, когда ты старалась завоевать доверие медведя? Помнишь, все, что видела, слышала, чувствовала?
– Да, – ответила женщина.
– Тогда ступай домой, дочка, и проделай все то же самое со своим мужем.

Результат, к которому стремилась женщина (белый волосок с шеи черного медведя), оказался не важным – целительница выкинула его. А вот то, чему научилась женщина, проходя испытания и добывая этот волосок,– терпению, настойчиво идти к своей цели, справляться со страхом, где надо быть твердой, а где надо – гибкой и ласковой, – оказалось нужным для нее.

Получение знаний в школе можно сравнить с добычей белого волоска медведя. В этом процессе важны не знания, а пройденный путь и приобретенные навыки, которые помогут человеку в дальнейшем приходить к нужным ему результатам.

Дорогие родители, может быть, не стоит акцентироваться на оценках? Попробуйте посмотреть на процесс обучения более широко. Получение высоких отметок детьми – это не есть успех. И даже получение знаний в школе – это не самая важная цель обучения. Многое из того, чему учат, оказывается невостребованным или устаревает. Есть другие, более важные цели в школьном обучении.

Решать задачи нужно будет всегда: сейчас – это задачи по математике или физике, в будущем – другие – семейные, профессиональные, личностные. Поэтому стоит ли за ребенка делать его школьные задания или договариваться с учителями о его оценках? Высокие отметки, полученные таким способом, успехом ребенка назвать нельзя.

Ну, а самое главное, обратите внимание, что в сказке – не целительница, а сама женщина была способна решить сложную задачу своей жизни. Приобретаемые навыки делают человека сильнее, развивают его внутреннюю опору и способность справляться с любыми жизненными задачами самостоятельно. Разве не это желаемая цель воспитания и обучения детей?

Источник

30 правил психологии обучения, которые хорошо бы знать учителю

Выбрали для вас самое полезное в мире конкурирующих теорий.

Что важно в обучении. Смотреть фото Что важно в обучении. Смотреть картинку Что важно в обучении. Картинка про Что важно в обучении. Фото Что важно в обучении

Что важно в обучении. Смотреть фото Что важно в обучении. Смотреть картинку Что важно в обучении. Картинка про Что важно в обучении. Фото Что важно в обучении

Чем профессиональный учитель отличается от студента-практиканта? Он понимает, как происходит обучение, считают Марк Смит и Джонатан Фёрт, авторы книги «Психология в классе: инструкция для учителей по тому, что работает» (Psychology in the Classroom: A Teacher’s Guide to What Works). Они предлагают обзор современных научных представлений по главным областям психологии обучения.

Большинство представленных в книге выводов основаны на исследованиях психологии детей школьного возраста и подростков, поэтому полезнее всего она будет для школьных учителей.

Как знания закрепляются в памяти

Мы часто говорим о собственной памяти теми же словами, что и о компьютерах: «кодируем» информацию, «храним» её в мозге, «обрабатываем» и «извлекаем». На самом деле человеческая память гораздо сложнее компьютерной.

1. От зубрёжки мало толку

Что говорит теория

У памяти есть физическая основа. Когда мы заучиваем факт или осваиваем навык, между нейронами головного мозга возникают новые связи. У большинства людей это небыстрый процесс. Механически повторяя одно и то же несколько раз, мы не делаем нейронные связи устойчивыми: зубрёжка позволяет запомнить информацию только на недолгий срок.

Осознанно прорабатывать новую информацию. Уверенную прописку в долговременной памяти даёт активное извлечение информации (retrieval practice — поисковая практика). Полезнее написать или рассказать что-то самостоятельно, чем ответить на тест с закрытыми вопросами.

2. Повторения с интервалами — основа запоминания

Что говорит теория

Информация запоминается лучше, если повторять её с перерывами. Чередование тем на занятии тоже приводит к лучшему запоминанию, чем концентрация на однотипной информации.

Задавать домашнюю работу по теме урока не сразу после него, а спустя несколько дней или даже недель. Чередовать тему с другими, как только она освоена на базовом уровне.

3. Задания должны быть «полезно сложными»

Что говорит теория

Хорошие оценки не обязательно связаны с твёрдыми знаниями: можно получить пятёрку, зазубрив урок, а потом забыть его напрочь. В долгосрочной перспективе эффективнее более сложные задания, в которых ученики допускают больше ошибок. Здесь и сейчас успеваемость снизится, но в будущем знания будут прочнее.

Использовать концепцию «полезной сложности» (desirable difficulties):

4. Лучшему запоминанию помогают эмоции

Что говорит теория

Надёжно запоминается не буква, а смысл. Детали сюжета даже любимой книги со временем забываются, но суть мы помним гораздо дольше. И чем более личный смысл у информации, тем прочнее память. Всё, что вызывает эмоции, запоминается лучше, как и факты, которые пригодятся в будущем.

Давать примеры из жизни, чтобы ученики могли соотнести учебную информацию с собой, наполнить её личным смыслом. Полезен небольшой стресс: соревнование внутри класса, задание на время.

5. Важно использовать разные типы заданий

Что говорит теория

Мозг вписывает новую информацию в существующие схемы знаний о мире. Каждое явление, факт, случай накладываются на шаблон. Не нужно видеть все вулканы на свете, чтобы узнать один в реальности или на картинке.

Привязать новое к известным схемам помогают задания с разделением на категории, поиском связей и отличий, построением иерархий и диаграмм. А также — объяснение темы другим (дайте ученикам задание изложить тему друг другу) и поиск ошибок в чужих рассказах.

6. Нужно разнообразить условия и среду обучения

Что говорит теория:

Вспомнить что-то проще, находясь в таких же условиях, как когда вы об этом узнали. Но нельзя предсказать, в каком контексте учащимся потребуется вспомнить выученное.

Варьировать условия обучения так широко, как это возможно. Можно менять окружение физически (разные помещения, уроки на природе), социально (кто с кем работает в паре или группе) и информационно (разные типы уроков).

Что важно в обучении. Смотреть фото Что важно в обучении. Смотреть картинку Что важно в обучении. Картинка про Что важно в обучении. Фото Что важно в обучении

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

От чего зависит познание

Два краеугольных камня в освоении новой информации — мышление и внимание. Важную роль в обучении играют и так называемые исполнительные функции — способность планировать, принимать решения, ставить цели, оценивать прогресс, предотвращать опасные и вредные действия.

Мышление опирается на рабочую память — это количество объектов, которые человек может удерживать в уме одновременно. Рабочая память развивается в детстве, и поэтому младшим школьникам особо нужны задания на обработку информации в уме — от поиска картинки, подходящей по смыслу к другой картинке, до устного счёта.

Внимание (как и рабочая память) — ограниченный ресурс. Невозможно быть сосредоточенным на нескольких предметах сразу. К тому же на внимание, как и на способности удерживать несколько элементов в рабочей памяти и задействовать исполнительные функции, сильно влияют стресс и усталость.

1. Нельзя перегружать подсистемы памяти

Что говорит теория

В рабочей памяти есть подсистемы — например, визуальная и вербальная. Как правило, люди могут выполнять одновременно две простые задачи, относящиеся к двум разным системам. Но ещё одна задача той же модальности приведёт к ошибкам.

Не задавать одновременно две вербальные задачи. Например, делать заметки после того, как объяснение закончено. Это ведёт к ошибкам в конспектах, но их тоже можно использовать: ученики могут сравнить свои заметки с оригиналом и найти неточности.

2. Надо работать над автоматическими ошибками

Что говорит теория

По мере тренировки человек учится выполнять простые умственные действия — например, соблюдать орфографические правила — автоматически. При этом какие-то действия становятся автоматическими вместе с ошибками: например, человек может писать «искуство» вместо «искусство» и не замечать этого, будучи грамотным в остальных правилах.

Устранять автоматическую ошибку простыми замечаниями. Подойдёт способ из спорта и изучения музыки: раз за разом сознательно прорабатывать элемент, с которым связана автоматическая ошибка. Поначалу на задание будет уходить непривычно много времени, но в итоге правильное решение должно стать автоматическим.

3. Важно сфокусировать внимание учеников

Что говорит теория

По теории когнитивной нагрузки трудность освоения информации определяется несколькими факторами, в том числе тем, сколько разнородных элементов содержит изучаемый материал. Чем больше дополнительных деталей требуется обработать, тем сложнее будет вписать новое знание в общую картину.

Не перегружать рабочие материалы дополнениями (картинками, комиксами, цитатами), а класс — пёстрыми плакатами. Нацеливать задание на один учебный результат: если нужно научиться использовать новые слова, не стоит тут же вводить задания по правописанию.

4. Детям нужен контроль в учёбе

Что говорит теория

За исполнительные функции отвечают лобные доли мозга, которые продолжают развиваться до 20 с лишним лет. У детей эти способности выражены слабо, а на поведение подростков сильно влияют сверстники.

Учитывать, что вплоть до старшей школы дети, как правило, не способны осознанно решить, какие дисциплины и по какому расписанию им изучать, и придерживаться выбранного плана. Учитель и родители должны «вести» их по траектории обучения, выступать навигаторами. Это не значит, что школьникам вообще не нужна свобода выбора, что каждый шаг им нужно диктовать. Но варианты, из которых ребёнок будет выбирать свой следующий шаг, должны соответствовать целям его развития.

5. Важно дробить сложные задачи

Что говорит теория

Чем лучше ученик умеет оценивать собственный прогресс (владеет навыками метапознания), тем выше его учебные результаты. Но задания на развитие этих навыков могут вызвать избыточную когнитивную нагрузку, так как они требуют и решать задачу по предмету, и отслеживать собственную учебную активность.

Для учеников помладше задачу дробить на несколько мелких, а отслеживание прогресса вести отдельно — например, постепенно закрашивать столбики в диаграмме. Для старших — выделить время для рефлексии уже после решения задачи.

6. Для хорошей учёбы нужен хороший сон

Что говорит теория

Внимательность в учёбе зависит от биологических факторов, в том числе от количества сна.

Учитель, конечно, не может повлиять на условия жизни учеников, но стоит по меньшей мере объяснять им, что высыпаться важно для успехов в обучении, и избегать объёмных домашних заданий.

7. Переменки и паузы нужны для внимания

Что говорит теория

Все склонны отвлекаться от происходящего (например, от лекции) на собственные мысли. До 50% своего времени каждый человек проводит в таких мысленных блужданиях. Чем меньше вовлекает задание, тем вероятнее ученик от него отвлечётся.

Делать перерывы в монотонных заданиях. Использовать концепцию «полезной трудности» и давать достаточно сложные задания, от которых трудно незаметно отвлечься.

8. Важно исключить внешние факторы отвлечения

Что говорит теория

Люди переоценивают свои способности к многозадачности: учащимся правда кажется, что они могут одновременно удерживать внимание и на лекции, и на интернет-сёрфинге. Ещё они всерьёз думают, что преподаватель не замечает, как они смотрят в телефон, — работает «иллюзия плаща-невидимки».

Ограничивать воздействие отвлекающих факторов и объяснять зачем: учитель запрещает проверять уведомления во время занятия не потому, что он тиран, а потому что рабочая память и внимание не бесконечны.

Как на учёбу влияет самооценка

Самооценка и образовательные результаты связаны, как курица и яйцо: непонятно, что появляется первым. С одной стороны, иметь позитивную самооценку лучше, чем очень низкую. Но прямых доказательств тому, что люди с высокой самооценкой успешнее в обучении, нет. С другой стороны, хорошие отметки явно повышают самооценку ученика. Но вот влияет ли эта повышенная самооценка на дальнейшее улучшение результатов — неясно.

С обучением связаны понятия академической «я-концепции» и академической эффективности. «Я-концепция» основана на предыдущем опыте и оценках других — это мнение ученика о том, насколько он хорош, например, в математике. Академическая эффективность относится к прогнозам на будущее и более конкретна: насколько ученик верит, что может решить уравнение определённого типа.

У маленьких детей очень позитивные «я-концепции»: ребёнок может быть уверен в том, что он отличный певец, пловец, писатель и математик одновременно. В школе самооценка снижается, в том числе под влиянием внешней оценки. Например, дети, которых распределили в класс для отстающих, могут быть уверены, что другие умнее их от рождения.

Из таких убеждений может вырасти настоящая выученная беспомощность — когда ученик заранее уверен в своём провале и не прикладывает усилий к выполнению задания. Некоторые психологи считают, что она формируется у детей, чья самооценка зависит от внешнего признания, для кого главное — быть лучше других. Это называется ориентацией на результат. На противоположной стороне спектра — ориентация на овладение мастерством, когда ребёнку важнее быть лучше себя вчерашнего.

Кажется, что ориентированные на результат ученики должны учиться хуже. Но достаточных доказательств этому нет. Лучше с предсказаниями справляется другая похожая идея: теория психолога Кэрол Дуэк о двух концепциях мышления — фиксированного (fixed mindset) и гибкого (growth mindset). Коротко её можно пересказать так:

Исследования Дуэк в целом подтверждают: если учащимся рассказать, что способности к учёбе и интеллект развиваются, — их оценки растут. Хотя это работает не в любых условиях, Смит и Фёрт считают, что стоит формировать у учеников концепцию гибкого, растущего мышления и развивать их позитивные «я-концепции». Не факт, что это повлияет на результаты напрямую, но наверняка поможет ученикам чувствовать себя увереннее.

1. Принцип «от простого — к сложному» очень важен

Что говорит теория

Ученики, ориентированные на результат, хорошо справляются с лёгкими задачами. Но когда что-то не получается, они склонны думать, что просто недостаточно умны. После затруднений они ошибаются даже в объективно простых для них задачах.

Начинать тесты с более простых и решаемых задач, чтобы поддерживать в учениках более позитивную оценку академической эффективности.

2. Нужно поощрять и поддерживать

Что говорит теория

Низкая самооценка ведёт к неуверенности в своих силах, мешает ученикам браться за более сложные и интересные задачи, заставляет чересчур нервничать перед тестами и делать ошибки из-за волнения.

Как развивается креативность

Мы часто думаем о креативности, творческих способностях в связи с врождёнными талантами. Но Смит и Фёрт подчёркивают, что креативность — это не столько таланты уровня Моцарта и Эйнштейна, сколько умение решать повседневные задачи собственными оригинальными способами.

1. Творческое мышление можно натренировать

Что говорит теория

Креативность проявляется в областях, далёких от рисования или музыки, и не только в больших проектах, но и в ежедневном изобретении новых решений проблем, импровизации.

Развить творческое мышление помогут:

2. Творческие задания пробуждают любопытство к теме

Что говорит теория

Творчество не получается без знания фактов. При этом креативными могут быть решения на разных уровнях понимания темы — не обязательно знать её досконально. Творческие задания консолидируют полученные знания и пробуждают любопытство для дальнейшего погружения.

Соединять знания из предыдущих тем в поиске решения проблем, в том числе в условиях симуляции: проектировать колонию на Марсе, планировать борьбу с глобальным потеплением. Применять мозговые штурмы для изучения новых тем — например, найти примеры под предложенные учителем категории.

3. Важен выбор момента для творческого задания

Что говорит теория

Один из показателей креативности — способность перенести подходы и концепции из одной области в другую.

Ставить творческие задания в конце темы или в тот момент, когда начинается изучение другой темы с похожей структурой, чтобы стимулировать перенос знаний и продумывание связей между объектами.

Как на обучение влияют эмоции

Всё, что вызывает эмоции, запоминается лучше. А какими должны быть эти эмоции? По этому поводу учёные спорят.

Противоречия снимает теория психолога Райнхарда Пекруна (Reinhard Pekrun). Он считает, что важны как позитивные, так и негативные эмоции: и те, и другие могут стимулировать человека учиться.

Из отдельных эмоций складываются скука и любопытство — два тоже важных для обучения состояния. Любопытство считается подспорьем в обучении практически для любых ситуаций. Все мы знаем, как искреннее увлечение заставляет тратить дни и недели на практику, на взгляд окружающих — скучнейшую. В большинстве случаев учебный материал не совпадает с глубокими личными интересами учащихся. Но это и не обязательно.

Так как эмоции биологически обусловлены, многие из них вызывают физиологический ответ до того, как человек осознаёт свои чувства. И в учёбе это не обязательно связано с уровнем знаний: замереть от испуга при неожиданном сложном вопросе может и подготовленный ученик.

1. Скуку тоже можно использовать во благо

Что говорит теория

В разных обстоятельствах позитивные и негативные эмоции могут выступать активирующими или деактивирующими: они по-разному влияют на мотивацию.

Использовать скуку для мотивации: если скучные задачи выполнять перед креативными, в последних ученики найдут больше творческих решений.

2. Важно донести пользу и значение изучаемого предмета

Что говорит теория

Скука возникает из-за разных факторов: внешних (плохое преподавание) и внутренних: когда поставленные задачи слишком простые или сложные, когда субъективная значимость предмета для ученика невысока.

Учесть, что предметы, которые ученики считают ненужными, будут вызывать скуку даже при прекрасном преподавании. Это «красный флажок»: нужны перемены.

3. Любопытство бывает двух типов — используйте оба

Что говорит теория

Заинтересованность в предмете улучшает способность запоминать информацию и стимулирует к самостоятельному обучению.

Задействовать оба вида любопытства: ситуативное любопытство, когда что-то неожиданное привлекает внимание, и любопытство с опорой на устойчивый личный интерес.

4. Детям нужна помощь для преодоления деструктива

Что говорит теория

Чем младше ребёнок, тем вероятнее он будет использовать неэффективные стратегии, чтобы справиться с эмоциями: настойчиво пытаться не думать о причине своего огорчения или, напротив, постоянно беспокоиться об этом. При повышении сложности задач ученики с плохой саморегуляцией становятся агрессивными или плаксивыми.

Обучать более действенным стратегиям саморегуляции:

Как в учёбе помогают устойчивость и упорство

Среди важнейших для обучения навыков, не связанных с мышлением и памятью, — умение восстанавливаться после неудач и справляться с тем, что бьёт по самооценке. Авторы «Психологии в классе» описывают три связанные характеристики: устойчивость, жизнерадостность и упорство (resilience, buoyancy, grit).

Самый широкий термин из них — устойчивость, которую можно назвать также жизнестойкостью. Её высокий уровень означает способность справиться не только с огорчением из-за двойки за контрольную, но и с последствиями сиротства, бедности, насилия и болезней. Исследования показывают, что даже при очень сложной семейной обстановке внешняя поддержка может сыграть решающую роль.

Жизнерадостность или позитивный настрой позволяют справляться с драматичными событиями, такими как повседневные трудности в обучении.

Ещё одна характеристика из этой же области — упорство. Шкалу для его оценки разработала психолог и педагог Анжела Дакворт, и с её лёгкой руки упорство стали называть главным качеством успешных людей.

1. Создайте условия для позитивного опыта

Что говорит теория

Наряду с личностными чертами для устойчивости и последующего жизненного успеха важна поддержка внутри семьи, в школе, сообществе.

Создать в школе условия, чтобы она стала островком безопасности, где ребёнок получает позитивный опыт. Главные черты школ, которые помогают, — отзывчивость, организованность, ясно определённые стандарты и правила, а также готовность доверить ответственные обязанности любому ученику.

2. Формируйте правильное отношение к неудачам

Что говорит теория

Формировать отношение к неудаче как к шансу на улучшение, а также ориентацию на овладение мастерством — мотивировать учеников сравнивать себя с самим собой вчера, а не с остальными.

3. Объясняйте пользу упорства

Что говорит теория

Упорство — это настойчивость в достижении долгосрочных целей, которая предполагает устойчивый интерес к ним. Вместе эти вводные определяют способность человека прилагать усилия к выбранному делу годами и не сдаваться после неудач.

Поддерживать стремление к выбранным целям. Учить отслеживать прогресс, менять отношение к неудачам — пояснять, что прогресс не всегда линейный, что отдельные неудачи не означают глобального провала в обучении или в жизни, что успех и неудача часто идут рядом.

Что мотивирует учиться

Мотивацию можно описать тремя базовыми признаками:

Психологи долго выясняли, только ли внешние факторы заставляют людей действовать, или же существует внутренняя мотивация. Согласно теории Абрахама Маслоу, наряду с потребностями, вызванными дефицитом (когда не хватает, например, чувства безопасности), у человека есть потребности, связанные с самоактуализацией, — реализация амбиций, приобретение интересных навыков, понимание окружающих и себя, творческое развитие. Удовлетворение этих потребностей — не реакция на внешние раздражители, они мотивированы изнутри.

В бихевиоризме, наоборот, подчёркивалась роль внешних стимулов — наград и наказаний. Современные исследования показывают ограничения этого подхода, хотя полностью от него отказаться, конечно, не получится.

Ни один подход не подскажет способа мотивировать всех учеников в классе одновременно. Есть лишь отдельные рекомендации.

1. С внешней мотивацией нужно быть осторожнее

Что говорит теория

Материальное вознаграждение помогает запомнить информацию, но только если эта информация сама по себе была неинтересной.

Использовать внешние стимулы в мотивации к продолжительным или частым рутинным, скучным действиям.

2. Нужно создавать условия для эффекта «У меня получается!»

Что говорит теория

Теория самодетерминации выделяет три внутренние потребности: быть компетентным, быть сопричастным чему-то большему и действовать по собственной воле. Иными словами, каждый нуждается в том, чтобы быть уверенным в своих способностях и в умении добиваться результата лично и в команде.

Давать автономию (не полную свободу выбора, что учить, а самостоятельность при решении задач) и подбирать подходящий уровень сложности заданий, не намного выше и не ниже уровня знаний (это называется «полезная сложность»).

Чем полезна дозированная самостоятельность

Независимое и саморегулируемое обучение — понятия скорее из андрагогики, чем из педагогики. Но, по мнению Смита и Фёрта, в образовании детей и подростков элементы независимого обучения тоже применяются постоянно.

Ученик действует самостоятельно во время активного или исследовательского обучения (в противоположность пассивному восприятию контента), во время создания проектов и других творческих работ и при выполнении домашней работы.

Навыки независимого обучения очень важны для жизни. К тому же в независимом обучении учащиеся, как правило, более мотивированы и любопытны. Но есть и проблемы.

1. Даже самостоятельным детям нужен гид для обучения

Что говорит теория

Способность регулировать своё обучение во многом определяется исполнительными функциями мозга, которые развиваются достаточно поздно. Даже взрослые ученики редко могут адекватно построить план обучения. Часто они берутся за задачи, в которых могут быстрее всего достичь прогресса.

Быть гидом учащегося даже в тех случаях, когда основные учебные активности он проходит самостоятельно: предоставить руководство по повторению материала, по организации пространства, по выбору стратегии обучения. Показать, что одни способы обучения эффективнее других, можно с помощью эксперимента.

2. Самостоятельную работу надо помочь спланировать

Что говорит теория

Две частые ошибки учеников в проектном и исследовательском обучении — слишком самонадеянное планирование и фиксация на том виде результата, который пришёл в голову первым.

Самые сложные части самостоятельного исследования планировать в классе, начиная с выбора темы и поиска источников. Добавить дополнительные этапы для обсуждения проекта на промежуточных стадиях.

Авторы книги «Психология в классе» подчёркивают: психологические знания — важный, но не основной показатель профессионализма учителя. Полезно знать, как работает мышление, но нужно ещё уметь применить это знание в конкретной ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *