Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Одеттапринцесса, превращенная в белого лебедяЗигфридмолодой принцОдиллиядочь Ротбарта, черный лебедьВладетельная Княгинямать ЗигфридаРотбартзлой волшебникБеннодруг принца ЗигфридаВольфгангнаставник Зигфрида

Краткое содержание «Лебединого озера»

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Фото:

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Интересные факты

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

История создания «Лебединого озера»

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Билеты на «Лебединое озеро»

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Источник

Где оно, лебединое озеро? История балета П.И. Чайковского

Балет «Лебединое озеро» — одно из самых известных и популярных произведений Петра Ильича Чайковского. Это был первый балет композитора, премьера которого состоялась в 1877 году на сцене Большого театра. Несмотря на то что первая постановка была не очень удачной, после доработки произведение стало классикой мирового искусства.

Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Смотреть картинку Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Картинка про Что вдохновило чайковского на лебединое озеро. Фото Что вдохновило чайковского на лебединое озеро

Мы всегда с радостью и умилением наблюдаем за грациозными птицами. И Петр Ильич Чайковский тоже любовался ими. А где же находилось лебединое озеро, которое вдохновило к написанию музыки? Есть несколько версий.

Одни историки утверждают, что это был Воткинский заводской пруд напротив его дома.

Немцы говорят, что прообразом послужило озеро в предгорьях Альп возле города Фюссена. Тем более что сюжет основан на старинной немецкой легенде о принцессе Одетте: злой колдун превратил ее в лебедя, а спасти девушку от чар волшебника мог только принц. Чайковский посетил Баварию в 1876 году, когда он работал над музыкой к балету под рабочим названием «Озеро Лебедей».

А вот в музее Петра Чайковского в городке Каменка Черкасской области (Украина) утверждают, что композитор мог наблюдать за лебедями в имении Давыдовых, куда приезжал почти каждое лето в течение многих лет в гости к своей сестре.

В ХІХ веке имение Давыдовых в Каменке было широко известно в кругах интеллигенции. Здесь жила мать одного из руководителей декабристского восстания Василия Давыдова — Катерина, племянница Григория Потемкина. Ее сын, Василий, был одним из организаторов восстания. В гости к ним часто приезжали Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол и другие. Члены Южного общества декабристов часто собирались возле флигеля — так называемого «зеленого домика», а также недалеко от мельницы или на скале возле реки Тясмин. Также первое собрание декабристов посетил Александр Сергеевич Пушкин. Василий вспоминал, что поэт жил в их «зеленом домике» для гостей и как раз работал над «Кавказским пленником».

За участие в декабристском движении Василий получил двадцать лет каторги. В Сибирь за ним поехала жена Александра, а своих шестерых детей они оставили в Каменке. Василий умер в Красноярске, после чего Александра вернулась домой. Ее сын Лев женился на Александре Ильиничне Чайковской, после чего имение опять стало центром культурной жизни.

Чайковский почти каждый год поселялся у сестры на лето. Ему выделяли отдельный «зеленый домик» с тремя комнатами, где он жил и работал. В одном из писем он писал, что «в Каменке нашел то чувство спокойствия и мира в душе, которое я напрасно искал в Москве и Петербурге». Периоды летнего отдыха были очень плодотворными. Здесь он написал такие оперы, как «Евгений Онегин», «Мазепа», «Орлеанская дева», музыку к балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», сборник «Времена года», и многое другое.

Говорят, что в окрестностях тоже было озеро, где жили лебеди. Кроме того, в кругу семьи вместе с детьми часто устраивали домашние спектакли и одним из них был спектакль «Лебединое озеро», музыку к которому и решил написать Петр Ильич. Он написал одноактный балет для детей. Хотя впоследствии он написал музыку к своему знаменитому произведению, потому что был специальный и особый заказ. Почему особый? В те времена серьезные и уважаемые композиторы музыку к балетам не писали. Но Чайковский сразу согласился и очень ответственно подошел к делу.

Само имение Давыдовых не сохранилось. О декабристах напоминает одноименный парк. Сейчас в Каменке есть литературно-мемориальный музей А. Пушкина и П. Чайковского. Он находится в бывшем флигеле — «зеленом домике». Посетителям показывают семейный рояль Давыдовых, а также пианино Петра Ильича, подаренное ему сестрой. О нем композитор упоминал в одном из своих писем: «Даже инструмент достали и поставили в маленькой комнатке, рядом со спальней. Заниматься мне будет хорошо».

До наших дней сохранилась также небольшая деревянная церквушка Рождества Богородицы в селе Вербовка, где венчались Лев Давыдов и Александра. Есть все основания утверждать, что композитор тоже часто бывал в этой церкви.

Дом-музей действительно уникальный, потому что там не просто проживали два гениальных человека, но и создавали свои произведения. Может быть, в этом месте была особая атмосфера для творчества? И конечно, местность до сих пор хранит воспоминания о великих людях.

Источник

«Лебединое озеро» Чайковского: бессмертное и эталонное

Его называли последним романтическим произведением европейской культуры. Как создавался и трансформировался в веках один из самых известных балетов мира?

История создания: как детский балет превратился в новаторское произведение

В 1871 году Петр Ильич Чайковский написал одноактный детский балет «Озеро лебедей». Композитор представил публике произведение в имении Каменка.

А четыре года спустя, в 1875 году он получил заказ на написание балета от дирекции императорских театров. Тогда это было по меньшей мере необычно, ведь композиторы такого уровня балетов не писали. Однако Петр Ильич согласился и работал над музыкой около года, параллельно создавая еще и Третью симфонию.

В либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера история любви основывается на немецкой легенде и сказках со схожим сюжетом, когда злые чары обращают прекрасную девушку в белоснежного лебедя, а вернуть ей человеческий облик может только сила любви.

Единого мнения, что же послужило источником вдохновения для композитора, нет. Известно, что Петр Ильич однажды отдыхал в Черкасской области: любовался природой и видел грациозных лебедей. Бывал Чайковский и в Баварии: видел замок короля Людвига Второго в Нойшванштайне. Этот факт вдохновил балетных художников, которые в разные годы использовали для постановки декорации готического замка. Кстати, самого баварского короля считали прообразом принца Зигфрида.

Партитура произведения оказалась революционной в своей новизне. Известно, что композитор частично цитировал свою оперу «Ундина», которую сам ранее уничтожил. Однако музыка «Лебединого озера» оказалась самобытной и необычной. Типовая балетная музыка тех лет — простая, выполняющая роль ритмического сопровождения происходящего на сцене. Чайковский же с присущим ему симфонизмом создает мощные лирические темы, оказавшиеся сквозными для всего балета. Премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году. Главную партию должна была исполнить прима-балерина Анна Собещанская, но она отказалась и даже поссорилась с Чайковским из-за отсутствия сольного номера в третьем акте. Впоследствии композитор все же пошел ей навстречу и увеличил третий акт за счет соло.

Эта постановка балетмейстера Венцеля Рейзингера на сцене Большого театра не встретила одобрения публики и критиков. Она продержалась в афише всего 8 сезонов. Критик Герман Ларош писал:

«По музыке “Лебединое озеро” — лучший балет, который я когда-либо слышал… По танцам “Лебединое озеро” едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России».

Зато современники отметили работу декоратора Карла Вальца. Петербургский художник-декоратор трудился над визуальным сопровождением второго и четвертого актов «Лебединого озера». Он создал на сцене гористый ландшафт, а также отвечал за освещение во время спектакля. Карл Вальц выступил новатором, разработав технологию использования водяного пара. Так удалось создать иллюзию тумана над озером.

Известно, что во время написания финальной сцены Чайковский советовался с Вальцем, обсуждал в деталях бурю, которая разыграется на сцене. Впоследствии художник писал в своих мемуарах:

«При постановке балета П.И. Чайковский принимал живейшее участие в его декорационном оформлении и много беседовал об этом со мной. Особенное внимание было уделено Петром Ильичом финальному акту. В сцене грозы, когда озеро выходит из берегов и наводняет всю сцену, по настоянию Чайковского был устроен настоящий вихрь — ветки и сучья у деревьев ломались, падали в воду и уносились волнами. Эта картина удавалась очень эффектно и занимала Петра Ильича. После грозы, для апофеоза, наступала заря, и деревья под занавес освещались первыми лучами восходящего солнца».

Новое рождение «Лебединого озера»: редакция Петипа-Иванова

Почти 20 лет понадобилось балету, чтобы «дозреть». В 1895 году в Санкт-Петербурге «Лебединое озеро» показали вновь. Чайковский триумфа этого своего детища уже не застал. За постановку отвечали балетмейстер Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, либретто написал брат композитора Модест Ильич. Судьба у этого балета тоже оказалась непростой: премьеру пришлось отложить из-за смерти императора Александра III и официального траура.

В этой постановке эффектно схлестнулись музыка и хореография: Иванов срежиссировал сцены на озере, добавил образам симфоничности. Лебеди лишились бутафорских крыльев и стали только краше: в этой постановке появляются «танцы рук» и знаменитый «Танец маленьких лебедей». Главные герои тоже обрели более глубокие черты: в спектакле появился их дуэт. Главный злодей — Ротбарт — тоже приобрел птичий облик, его сходство с филином нашло отражение в тексте постановки. В «Лебедином озере» появилась новая психологическая глубина вместе с темой двойничества, конфликтом первой любви и коварства.

Музыка в новой редакции спектакля тоже изменилась. Дирижер Риккардо Дриго обошелся с материалом творчески: переставлял местами музыкальные фрагменты и добавлял новые.

Петербургская версия балета отличалась от московской еще и визуальными решениями. Над декорациями работал художник Михаил Бочаров — академик пейзажной живописи. В отличие от постановки Рейзингера, действие второго и четвертого действий происходило в разных местах. И декорации тоже отличались. Во второй картине Бочаров изобразил «дикую местность на берегу озера», фактически следуя либретто и воспроизводя декорации Карла Вальца. А в четвертой картине, изображая «пустынную местность близ Лебединого озера», художник действует минималистично. Сцена почти пуста: лишь вдали видны скалы с развалинами замка, а над пейзажем — ночное звездное небо.

В результате именно эта редакция «Лебединого озера» с измененными партитурой, либретто, музыкальным сопровождением и хореографией стала опорной для всех последовавших впоследствии изменений. Постановка Мариуса Петипа стала канонической: таким «Лебединое озеро» увидели ценители балета по всему миру. Артистка балета и балетовед Вера Красовская так писала об этой версии спектакля:

«Открытия Льва Иванова в “Лебедином озере” являются гениальным “прорывом” в XX век».

Читайте также Подборка

Содержание балета: когда клятва вечной любви сильнее злой магии и стихий

Спектакль «Лебединое озеро» содержит два действия, каждое из которых состоит из двух картин. Кстати, первое либретто к балету выглядело местами иронично. В тексте, например, встречались оговорки вроде «как это всегда бывает в балетах…». В других редакциях первому действию предшествует пролог: в парке к принцессе Одетте является Злой гений Ротбарт вместе со свитой. Предложив принцессе руку и сердце, он получает отказ и в отместку превращает принцессу в белого лебедя.

Первое действие «Лебединого озера» открывается сценой в старинном германском замке. Здесь празднует совершеннолетие принц Зигфрид. Его поздравляют друзья, придворные и мать, Владетельная княгиня. Зигфрида посвящают в рыцари — неслучайно многие театральные критики сравнивали сюжет балета с рыцарским романом.

Принца окружают прекрасные девушки, но ни одну из них он не готов выбрать. В мечтах о настоящей любви Зигфрид не заметил, как праздник стих, гости удалились. Принц устремляется вслед за своей фантазией и оказывается в новом месте.

Вторая картина первого действия открывается сменой декораций. Зигфрид оказывается на берегу озера, где его взору предстают видения девушек-лебедей. Одна из них, самая прекрасная, — это Одетта. Рассеять колдовские чары и навсегда вернуть ей человеческий облик могут лишь настоящая любовь и клятва вечной верности. Принц, искренне готовый спасти девушку, признается ей в своем чувстве.

В начале второго действия балета Чайковского декорации вновь меняются. Теперь на сцене — роскошный бальный зал, а среди гостей праздника — принцессы из разных стран, прибывшие с целью понравиться принцу Зигфриду. Ему предстоит выбрать невесту, но любовь к Одетте сильнее.

Незваным гостем на балу становится Злой гений, явившийся в образе рыцаря вместе с дочерью Одиллией и лебединой свитой. Принц очарован: девушка так похожа на Одетту! Зигфрид делает выбор, он готов жениться на гостье. Клятва вечной верности нарушена, а значит, заколдованная Одетта погибнет. Принц понимает, что стал жертвой жестокого обмана, и устремляется в лесную чащу вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Четвертая картина возвращает героев к берегу озера. Сгущается ночь, и тревожны мысли Одетты, ведь Зигфрид нарушил клятву. Принц молит ее о прощении и получает его. Однако над своей судьбой Одетта больше не властна.

Кульминацией постановки становится буря, которая разыгрывается на озере как метафора борьбы добра и зла. Злой гений противопоставляет всю свою мощь силе любви — от Зигфрида ускользает образ прекрасного белого лебедя. С финальными аккордами он в одиночестве встречает рассвет на берегу волшебного озера.

У балета есть и иная концовка, где силе любви удается разрушить злые колдовские чары, и лебедь обращается в девушку. В современных вариациях «Лебединого озера» эта развязка тоже встречается. Да и в целом у балета за все время существования набралось множество интерпретаций и сюжетных вариантов.

Жизнь балета в веках: как менялось «Лебединое озеро»

Последующие постановки привносили в балет что-то новое. Знаменитый взмах лебединых рук-крыльев придумала балерина и педагог Агриппина Ваганова. В этом спектакле заколдованных девушек заменили настоящие мифические птицы, в чьем облике Зигфрид «прочел» женские черты.

«Лебединое озеро» в редакции хореографа Константина Сергеева задержалось на сцене и в афише Мариинки на десятилетия. Многое в спектакле балетмейстер придумал сам, но некоторые знаковые моменты, включая «лебединые сцены» своего предшественника — Льва Иванова, — все же сохранил.

Свой вариант балета в 1953 году создал хореограф Владимир Бурмейстер. Он сохранил неизменным лишь эпизод с заколдованными лебедями на озере. В этой авторской версии в финале побеждает любовь: чары разрушены, колдун проиграл. А еще Бурмейстер добавил вступительный эпизод, где Ротбарт превращает принцессу в птицу, появляясь прямо из скалы.

Балет «Лебединое озеро» хореографа Юрия Григоровича впервые прошел на сцене Большого театра в 1969 году. Балетмейстер обобщил опыт Петипа, Иванова и Горского. Интересно, что сам Григорович хотел видеть финал постановки трагическим, однако был вынужден согласиться на идеологически верный «хэппи-энд». Прошли годы, прежде чем хореограф смог воплотить на сцене свою первоначальную задумку. Трагический контекст сюжета для Григоровича воплотился в мотиве двойничества: причем альтер эго есть не только у Одетты. Своеобразным «отражением» для Зигфрида становится Злой гений.

В 1984 году свою версию балета на парижской сцене представил Рудольф Нуреев. Отличительной чертой этой постановки стало смещение авторского фокуса на принца Зигфрида. В нуреевском балете много мужских танцев, тогда как традиционно ведущие женские партии отходят на второй план. Вообще в конце прошлого столетия Зигфрида в постановках часто изображали этаким Чайлд Гарольдом XX века. В роскоши дворца он чувствует себя чужим и только в собственном воображении рисует волшебные миры.

В конце XX века интерес хореографов к «Лебединому озеру» не угасает. От канонической постановки остается все меньше, балет обрастает авторскими прочтениями и современными смыслами. К техникам классического балета добавляются модерн и «актуальный танец».

Так, в 1976 году Джон Ноймайер ставит для Гамбургского балета постановку «Иллюзии как “Лебединое озеро”». Это уже постмодернистское прочтение, когда главной фигурой на сцене оказывается король Баварии Людвиг Второй. Именно его замок когда-то вдохновил Чайковского на «Лебединое озеро». В этой постановке безумствующий в своем эстетстве король окружен образами, которые способны узнать те, кто знаком с первоисточником.

В шведской постановке Матса Эка 1987 года персонажи — не те, за кого себя выдают. Одиллия будто прячется за маской Одетты, злая волшебница притворяется колдуном. Лысые танцовщицы в образах лебедей вызвали неоднозначную реакцию зрителей. В британской постановке 1995 года все лебеди — мужчины, а в авторском спектакле хореографа Раду Поклитару 2013 года лебедя превращают в мальчика Зигфрида.

Одним из современных прочтений «Лебединого озера» стала постановка Александра Экмана в 2014 году для Норвежского балета. Автор вдохновился самым первым российским спектаклем и воссоздал историю этой постановки. А еще в балете появилось настоящее озеро — уникальная водная декорация.

Наряду с радикальными авторскими прочтениями в последние годы активизировалось стремление хореографов приблизиться к первоисточнику, вернуть на сцену те самые образы XIX века. В 2016 году свой вариант балетной ретроспективы представил Алексей Ратманский. На сцене вновь оказались балерины в пачках будто из позапрошлого столетия, в кордебалете последнего акта появились черные лебеди, вернулись грим и музыкальное сопровождение полуторавековой давности.

В разные годы сюжет и образы классического балета Чайковского вдохновляли постановщиков из разных стран, рождали новые метафоры и смыслы.

«Лебединое озеро» остается современным и востребованным — благодаря соединению гениальной симфонической музыки Чайковского и богатому сюжетному ряду, насыщенному образами и метафорами. Музыковед Юрий Слонимский однажды написал:

«“Лебединое озеро” было, возможно, вообще последним произведением романтического толка во всей европейской культуре».

Символы «Лебединого озера»: метафоры и образы, понятные всем

Как и полагается великому произведению, балет «Лебединое озеро» в течение своей долгой сценической жизни оброс узнаваемыми символами и смыслами. О многих из них знают те, кто даже не видел постановку своими глазами.

Так, ведущая партия Одетты-Одиллии давно стала одной из самых желанных для классических балерин мира. Эту роль, достойную настоящей примы, в разные годы исполняли истинные звезды балета. В историю постановки вписано имя Пьерине Леньяни. Итальянскую балерину считают одной из лучших исполнительниц этой роли. Она танцевала Одетту на сцене Мариинки и даже 32 фуэте выполняла с особой грацией. Великая Майя Плисецкая исполняла партию Одетты-Одиллии целых 30 лет — это рекорд.

Знаменитый «Танец маленьких лебедей», созданный балетмейстером Львом Ивановым, стал настоящим символом и первой ассоциацией к балетному искусству даже для тех, кто далек от мира классического танца.

А еще одна ассоциация с «Лебединым озером» характерна уже для жителей советского и постсоветского пространства. Многие помнят, что именно этот балет можно было увидеть по всем телеканалам во время августовского путча 1991 года.

Каждая эпоха наделяла «Лебединое озеро» своими смыслами, но во всех вариациях балет и музыка к нему привлекали внимание зрителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *