В России, как и в Европе, обучение населения основам гражданской обороны началось во время Первой Мировой войны: тогда появились оповещения о бомбардировках, о правилах поведения во время химических атак, инструкции по оказанию медицинской помощи. В 1930-х для граждан стали проводиться регулярные мероприятия по информированию жителей о способах защиты от разного рода угроз.
А окончательно система гражданской обороны СССР сложилась в 1960-х, во времена «Холодной войны», когда в каждом населенном пункте и на каждом более-менее крупном предприятии появились штабы гражданской обороны.
От младенцев до пенсионеров
Подростки и гражданская оборона.
В пионерских лагерях дети не просто отдыхали на природе, у них были командные игры вроде «Зарницы», в которых подростки тренировались ориентироваться на местности и оказывать первую медицинскую помощь.
Школьники на занятиях по дезактивации, май 1942.
В средних и высших учебных заведениях и на предприятиях учения по гражданской обороне проходили с учетом выбранной специальности.
Для родителей детей, которые в силу возраста не могли надевать себе противогаз, были разработаны специальные защитные камеры с прозрачными окошками, которые нужно было устанавливать на коляску или санки.
Для пенсионеров лекции проводили во дворах и парках местные органы ГО, причем вне зависимости от возраста гражданина, особое внимание уделялось морально-психологической подготовке. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие и действовать по инструкции.
Вспышка слева, вспышка справа!
При команде «Вспышка слева (справа)» нужно лечь на землю, желательно найдя укрытие от ядерного взрыва. На это дается три секунды. Оценка снижается, если экзаменуемый неверно оценил защитные свойства местности или не спрятал кисти рук и голову. И подобные нормативы были по оказанию медицинской помощи, строительству укреплений, скорости заполнения убежища и так далее.
На занятиях по гражданской обороне, 1990.
А что сегодня?
Хотя многие относились к подобным учениям не самым серьезным образом, в СССР во многих семьях были противогазы, а подростки умели шить маски из подручных материалов и знали, где находится ближайшее бомбоубежище.
Практические занятия по гражданской обороне на пункте выдачи средств индивидуальной защиты в среднеобразовательной школе №182.
Имитируется вспышка ядерного взрыва или подается команда «Вспышка справа (слева)» и т.д. По вспышке или команде обучаемые залегают на местности (на дно кузова), а при наличии в двух-трех шагах естественных укрытий, блиндажей или убежищ занимают их.
Категории обучаемых
Оценка по времени
Отлично
Хорошо
Удовлет
Военнослужащие
При движении на штатной технике механик-водитель останавливает машину, ставит ее на тормоз, глушит двигатель, закрывает боковые стекла автомобиля и жалюзи. Весь личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты, а водитель пригибается ниже ветрового стекла.
Категории обучаемых
Оценка по времени
Отлично
Хорошо
Удовлет
Отделение, расчет
Время отсчитывается с момента подачи команды до принятия обучаемыми соответствующего положения.
б) При наличии в двух-трех шагах естественного укрытия или инженерного сооружения занять его.
в) При движении в штатной технике:
— водителю — остановить машину, поставить на тормоз, заглушить двигатель, закрыть жалюзи и люки и крепко держаться за поручни или агрегаты, а в автомобиле, кроме того,— пригнуться ниже ветрового стекла;
— экипажу — закрыть люки, пригнуться ниже ветрового стекла или лечь «лицом вниз на дно кузова и крепко держаться за поручни или агрегаты автомобиля.
Воспитательные меры… не по уставу! «Вспышка — справа!»
В армии есть много таких «неуставных», но законных команд, которые используются для «наказания» личного состава, если толпу военных нужно привести в чувство. Когда военных такими командами дрессируют, они готовы «пятый угол искать», но никто не подойдет и срывающимся голосом не скажет: «Ты зачем, сын собаки женского рода, над несчастными солдатиками глумишься?» Например, строишь роту с утра на зарядку, а все сонные, всем холодно, кто-то сон не доглядел и стоит вспоминает… Раз скомандуешь – как сонные мухи, второй – та же реакция. Ну, не матом же на военных орать. И вот тогда начинаешь командовать: или «Газы!», или «Вспышка!», или «Противник с фронта!», и толпа стразу же начинает команды выполнять и моментально превращается в армейский, дисциплинированный строй.
В уставах таких команд не найдешь, поэтому они – неуставные. Но такие команды есть в занятиях по тактике или огневой подготовке и т.д., поэтому такие команды законные Например, есть в армии такая команда «Вспышка!». По этой команде военный обязан быстро лечь на землю на том самом месте, где стоит, поджать под себя максимально руки, поднять воротник, «врасти», как говорится, в землю и «не отсвечивать». Команда эта предназначена для защиты от вспышки ядерного взрыва. То есть, чтобы боец при ядерном взрыве не глазел на него и не ослеп, не обгорел сразу, нужна такая вот команда. Не будем устраивать полемику: выживет солдат — не выживет, обгорит – не обгорит, будут дети у бойца – или импотентом останется и не будет детей… Мы тут не РХБЗ обсуждаем, а говорим про то, что это за команда такая «Вспышка!», и почему она ненавистна для многих военных. Как команда применяется в воспитательных целях.
Стоит, например, строй. Обязательно какая-нибудь обезьяна найдется, которая будет или бубнить-рассказывать какую-нибудь ересь соседу, или за уши себя дергать по команде «Смирно!», или крутить башкой на 1800. Замечания на таких не действуют: вот вне строя ОНО будет ходить – слова из него не вытащишь, а как только в строй всталО, обязательно нужно поболтать. Поэтому сначала интересуешься у такого военного: «Дядя, а тебе, что, не интересно с нами?», а потом командуешь для всего строя: «Вспышка!» И весь строй на месте падает, как подкошенный! «Отставить!» — строй встает. Одного раза бывает достаточно и можно быть уверенным, что «разговорчивому» его товарищи сделают замечание. Почему из-за одного должны падать все? Ну, как же! Армия – это коллектив! И если каждому из ста (стандартная рота) замечания делать – языка не хватит. А тут после «вспышки» все встали и одновременно суровым взглядом посмотрели на виновника и ему от этого становится стыдно. Еще коварнее, когда «Вспышка!» делится на четыре части: справа, слева, с фронта, с тыла. Согласно учебнику по РХБЗ, военный, чтобы попытаться выжить, обязан ложиться ногами в сторону ядерного взрыва. Поэтому, когда добавляешь «Вспышка — с фронта (спереди)!», то все падают назад и т.д. Очень помогает команда «Вспышка!» Это мы рассмотрели «вспышку» в казарме, где сухой пол, тепло. А представьте, когда военный или взвод «накосячит» на улице? А если дождь и позади строя лужа. Или на стрельбище, где одна грязь от танков. Нет, командиры — не звери, и только редкий гад подаст команду «Вспышка!» на улице и в слякоть, когда, например, военные идут чистые из баньки. И команда применяется не ради «прикола», а только для встряски. Но бывали и такие залеты, когда, бывало, построишь залетчиков посреди луж и грязи и четко чеканишь: «Вспышка – справа! Отставить – не резко! Вспышка – слева! Не одновременно, солдатики, падаем… Будем тренироваться. Вспышка!»
Практические действия личного состава по вспышке ядерного взрыва. Обучение выполнению норматива: «Действия по вспышке ядерного взрыва»
При нахождении обучаемых в кузовах открытых автомобилей они залегают на дно кузова, выполняя те же действия, что и на открытой местности.
При наличии в 2-3 шагах естественных укрытий, блиндажей или убежищ занимают их.
Особенности отработки нормативов по РХБЗ
Нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются с использованием исправных, подогнанных, проверенных и закрепленных за военнослужащим средств индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной защиты, приборы радиационной (химической) разведки и контроля должны быть полностью укомплектованы, уложены и закреплены на своих местах.
Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.
Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и обучаемый оценивается на «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».
За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) техники и вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, оценка снижается на один балл.
При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) – на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.
При температуре воздуха минус 10°С и ниже, плюс 30°С и выше, при сильном дожде, снегопаде, время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.
Технические неисправности СИЗ, приборов и комплектов, обнаруженные в ходе выполнения норматива, не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива).
Обучаемый после выполнения норматива докладывает о выявленных неисправностях.
Порядок определения оценки за выполнения нормативов
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольного занятия.
Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по тактической подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:
если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»
если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»
если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуаль-ным оценкам обучаемых и определяется:
если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично»
если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо»
если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
Условия и методические указания по отработке норматива: «Действия по вспышке ядерного взрыва»
Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива
Действия по вспышке ядерного взрыва
Условия выполнения норматива
Обучаемые выполняют боевую задачу в пешем порядке или на машинах, находятся в районе сосредоточения на открытых автомобилях или вне них.
Порядок выполнения норматива
При движении на технике водитель останавливает машину и пригибается ниже ветрового стекла, а личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты.
Методические указания по отработке норматива
При выполнении норматива на открытой местности (в кузове открытой технике), необходимо требовать от обучаемых, чтобы при выполнении команды они прятали кисти рук под себя, а также поднимали воротники верхней одежды для того, чтобы все открытые участки тела были защищены.
При занятии убежищ и блиндажей необходимо следить за тем, чтобы обучаемые занимали в них места вдали от входа.
Порядок выполнения норматива
Порядок выполнения приема
1. При нахождении на позиции, на местности или в открытой технике:
ложится на землю ногами в сторону взрыва
При нахождении обучаемых в кузовах открытых автомобилей они залегают на дно кузова, выполняя те же действия, что и на открытой местности.
При наличии в 2-3 шагах естественных укрытий, блиндажей или убежищ занимают их.
2. При нахождении в закрытой технике:
герметизирует технику и держится за поручни (агрегаты)
При движении на технике водитель останавливает машину, ставит ее на тормоз, глушит двигатель, закрывает боковые стекла автомобиля и жалюзи и пригибается ниже ветрового стекла.
Личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты.
2. После принятия соответствующего положения останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.
Временные показатели и оценка за выполнение норматива
Оценка по времени (секунд)
На открытой местности (в кузовах открытой техники)
Команды «Газы», «Вспышка слева» (справа, сзади и пр.), подаются не командиром, а первым, кто заметил опасность. По команде «Газы» надо задержать дыхание и закрыть глаза, надеть противогаз наощупь (он должен быть доступно уложен), резко выдохнуть – чтобы удалить зараженный воздух из-под маски. Длинные волосы и борода могут стоить жизни.
Если нет противогаза, годится любая влажная ткань, например, пола шинели, смоченная в луже.
Ядовитый газ дольше держится в низких местах: окопах, воронках. Находясь в окопе, не следует снимать противогаз, даже если на открытом пространстве уже обходятся без него.
По команде «Вспышка там-то» надо развернуться в противоположную сторону и залечь, подняв воротник и спрятав кисти рук под голову. Еще лучше – укрыться за препятствием, которое не будет разрушено или сдвинуто взрывной волной.
Бомбардировка.
Если ведется прицельная стрельба, нужно прежде всего рассредоточиться.
После нескольких обстрелов приобретается навык определения по свисту снаряда места его падения и радиуса разлета осколков.
Для пристрелки или целеуказания противник может использовать створы – дымовые разрывы.