что значит по мнению булгакова быть мастером
В чём, по вашему мнению, заключается суть избранничества Мастера («Мастер и Маргарита» Булгакова)?
Обсуждение вопроса:
Главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является загадочной личностью. Действительно, на протяжении сюжета гораздо больше становится известно о возлюбленной центрального персонажа, нежели чем о нём самом. Однако в развязке романа именно Мастер первоначально заслуживает «покой». Рассмотрим, в чем заключается суть избранничества этого героя.
Во-первых, образ Мастера является библейской аллюзией.
Многие литературоведы сходятся во мнении, что Иешуа Га-Ноцри из романа главного героя «Понтий Пилат» и сам центральный персонаж — двойники. Действительно, во многих эпизодах почеркивается их сходство. И Мастер, и Иешуа наделяются такой чертой характера как свободомыслие: мессия в Ершалаиме открыто проповедует свою правду народу, а главный герой публикует книгу на религиозную тематику в советском государстве. Кроме того, оба персонажа, равно как и их библейский прототип, страдают за истину.
Во-вторых, Мастер является одним из немногих героев романа, который способен на искреннюю любовь. В поступках центрального персонажа звучит мотив самопожертвования. Например, герой уходит в психиатрическую лечебницу и просит Маргариту отказаться от него, мотивируя это желанием лучшей жизни для своей возлюбленной. Кроме того, Мастер отказывается называть имя и фамилию девушки Ивану Бездомному, чтобы не навлечь на неё беду. Авторская позиция относительно этой черты характера становится ясна из монолога Воланда: люди, способные на искренние добрые чувства и жертву ради них заслуживают награды.
В-третьих, главный герой с самого начала посвящён в мистические тайны романа. Так, в диалоге с Иваном Бездомным Мастер по портретному описанию сразу узнаёт Сатану, с которым поэту пришлось встретиться в завязке действия. Подсознательное понимание центральным персонажем происходящего подчеркивается и с помощью композиции всего произведения. Ершалаимские главы романа Мастера включены в сюжет работы Булгакова и выступают как её неотъемлемая часть. Эта важная деталь говорит о своеобразном «родстве» главного героя с высшими силами, которые управляют жизнями и судьбами персонажей произведения.
Таким образом, избранничество Мастера следует из многих важных для понимания авторского замысла факторов.
Приступая к работе над сочинением, вспомните о том, какое значение имеет термин «избранничество»: избрание сверхъестественными силами определённого человека (вне зависимости от его желания) для выполнения их волеизъявления.
Покажите, что Мастер в одноимённом романе М.А. Булгакова, не осознавая собственное особое предназначение, является исполнителем воли неких высших сил. Выявите, в чём смысл избранничества Мастера (герой романа призван создать истинную картину событий, происшедших в начале нашей эры в Иудее и донести эту истину до современников).
Объясните, что важность этой задачи заключается в сходстве переходных исторических эпох начала нашей эры в Иудее и конца 20-х — 30-х годов XX века в России. Подчеркните, что такие периоды в истории того или иного общества являются знаменательными, потому что дают возможность выбора дальнейшего пути развития.
Продолжив свои наблюдения, выявите, что история странствующего проповедника Иешуа Га-Ноцри и римского наместника Пилата, рассказанная в романе Мастера, даёт его современникам возможность возвращения к истине, естественному доброму началу. Однако истина отвергается, и автора романа, как некогда его героя, приносят в жертву. Подчеркните, что в качестве искупительной жертвы предстаёт и Маргарита, что свидетельствует об особой греховности современного М.А. Булгакову мира.
В заключении отметьте, что наградой за создание романа становится для избранника вечное посмертное существование вместе с его возлюбленной в надмирной области бытия, обозначенной в романе как «покой». Это становится исполнением его заветного желания, дарованием ему того, чего так не хватало в земной жизни.
Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.
Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.
Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.
Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.
Мастер (персонаж Булгакова)
Мастер (персонаж Булгакова)
Содержание
Описание
Мастер — москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Однако первая же попытка опубликовать роман вызвала волну критики со стороны профессиональных литераторов. Из-за бесконечной травли Мастер постепенно сошёл с ума и в один из моментов отчаяния сжёг свой роман. Эти же газетные статьи навели одного из знакомых Мастера на мысль написать ложный донос, чтобы заполучить его квартиру. В результате расследования Мастер был освобождён, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в клинике для душевнобольных. История романа заинтересовала Воланда. Он возвращает сожжённые рукописи, а также предоставляет Мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.
О себе мастер говорит: У меня нет больше фамилии. В романе это прозвище пишется через строчную маленькую букву.
Мастер в российской и мировой литературе стал символом художника, творца в широком смысле слова, который своими произведениями вошёл в конфликт с официальной культурой своего времени. В случае булгаковского героя мастер вошёл в конфликт с социалистическим реализмом.
Мастер в финале романа
Существует трактовка, по которой завершение романа может лишь на первый взгляд показаться оптимистическим: Пилат ушел с Иешуа, Мастер получил покой… При побеге из Москвы в полете Сатаны со свитой преображаются все: меняется Маргарита, меняется сам Воланд, становится красив Бегемот, из гаера в рыцаря преображается Коровьев, предстает в своем истинном облике Азазелло. Преображаются все — кроме Мастера. Мастер меняется лишь в одежде. Ни глаза, ни лицо, ни душа у него не меняются. В награду, которую сложно назвать таковой, Мастер получает не свет, но покой, и отдан в руки ведьмы Маргариты. В последнем появлении Мастера в романе мы видим пугливо озирающегося обросшего бородой человека, которого за руку ведёт Маргарита. Такую награду можно назвать наказанием, потому что мастеру дано Ничто и он ввергнут в небытие.
На самом деле финал Мастера трагичен, потому, что дьявольские дары будут не утешать, а терзать. Воланд маскируется и на прощанье говорит, что поднесённые им дары не только и не столько от него самого, сколько от Иешуа: «То, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же». К тому же, из финала романа явствует, что Мастер более не в силах написать еще что-либо. Он высушен до дна как творческая личность. То есть, в отличие от Фауста Гёте, Мастер не прощён, и всего лишь награжден мороком покоя.
Очень важно понять, за что Воланд «награждает» таким образом Мастера. Мастер создал литературное произведение, но не довел дело до конца, испугавшись и уничтожив роман. По мнению Андрея Кураева, конечная цель появления Мастера, романа о Пилате, — донести до людей слово Сатаны, оправдать, обелить себя в глазах тех, кого дьявол ненавидит. Это не произошло. В результате Воланд «награждает» Мастера соответственно выполненной работе. (см. Андрей Кураев «Мастер и Маргарита: за Христа или против?»)
Предпосылки
Есть предположение, что образ Мастера во многом автобиографичен: Михаил Булгаков также сжёг первую редакцию своего романа, и даже написав его заново, понимал, что опубликовать столь неортодоксальное произведение в СССР 1930-х — 1940-х годов почти нереально.
По мнению многих булгаковедов прототипом для Мастера также стал Алексей Максимович Горький — пролетарский писатель № 1. [2] Некоторые литературоведы даже склонны считать, что дата смерти Горького (1936 год) и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». [3]
Конспект урока по М.Булгакову
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Судьба художника и тема искусства в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель урока : создать представление об одном из главных героев произведения путем проблемного анализа текста; выяснить, как автор изображает мир искусства.
СЛАЙД 1. Вступительное слово.
— Какова цель урока? Выяснить, как Булгаков изображает мир искусства в романе и Мастера, в судьбе которого отразилась его собственная судьба.
СЛАЙД 2. Литературная мир – 5 гл.
— Как описан литературный мир в 5 главе? С иронией он говорит о названии дома – «Грибоедов».
— Что скрывается под аббревиатурой МАССОЛИТ? М осковская АСС оциация ЛИТ ераторов. Булгаков подразумевал реальную писательскую организацию, РАПП. Дом Грибоедова на самом деле – Дом Герцена, где находилось правление РАПП.
СЛАЙД 3. Используя эпизод встречи двух друзей: красногубого великана Амвросия, обладателя заветного массолитовского билета, и худосочного Фоки, с завистью взиравшего на него, скажите, почему Фока так мечтал стать членом МАССОЛИТа? С. 62 За словами «обыкновенное желание жить по-человечески» скрывается возможность вкусно и дешево поесть в ресторане, вход в который простому смертному закрыт.
СЛАЙД 4. Какие они, члены МАССОЛИТа? С. 63-64. Беллетрист Бескудников, поэт Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий и, наконец, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова», взявшая псевдоним «Штурман Жорж»! ит.д.
— О чём разговаривают 12 представителей нового искусства? С. 64 Они не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что главное для них — это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища.
Итак, писательский мир- это сплетни, пустые разговоры, грызня за дачи и квартиры и ни слова – о литературе.
СЛАЙД 7. В романе звучит фраза, сказанная о таланте Ф.М. Достоевского: “Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем” (эпизод гл. 28, с. 375). На примере Рюхина и Бездомного скажите, сознают ли они, что их творчество бездарно? (Рюхин – гл. 6, с. 74, 80. Бездомный – гл.13. с. 143) Бездомный начинает прозревать, что пишет дурные стихи, тогда, когда в жизнь его вторгнется потусторонняя сила и когда он познакомится с Мастером. В конце концов он расстаётся со своей профессией. Рюхин, осознавший ничтожность своего таланта, не способен измениться, он завидует Пушкину (с. 81) и признает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».
СЛАЙД 8. Почему так страшно наказан Берлиоз в романе? Это он стоит во главе МАССОЛИТа, он отучает молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно. Наконец, он служит власти, а значит сознательно привержен преступной идее. И если Бездомному можно простить что-то из-за его молодости и невежества, то Берлиоз опытен и образован, и тем страшнее оказывается он для людей по-настоящему талантливых. Такие Берлиозы писали доносы, и именно из-за них Мастера оказывались в лагерях Гулага, в последующие десятилетия – в психиатрических больницах, позже их насильно депортировали из страны и всегда– моральное унижение, лишение возможности говорить с читателем. Считается, что прототипом Берлиоза является председатель РАППа Леопольд Авербах, известный критик. М. А. Берлиоз носит фамилию немецкого композитора Гектора Берлиоза (1803—1869), автора “Фантастической симфонии”. Героя этого музыкального произведения казнят, и после смерти он присутствует на шабаше нечистой силы. М. А. Берлиоз повторяет путь музыкального героя.
СЛАЙД 9. Когда и где появляется мастер в романе? 13 гл. “Явление героя”. В психиатрической больнице, которая в романе названа «домом скорби».
— Каково его описание? С. 141
— Почему он, еще достаточно молодой, не считает нужным покидать свой теперешний приют? С. 142 У него есть ключи от балконных дверей, но он не может «удрать» отсюда, потому что ему «удирать некуда».
— Почему на вопрос Бездомного “Вы – писатель?”(с. 147) герой романа сурово отвечает “Я – Мастер”? Звание писателя в 30-е годы потеряло свою значимость, дискредитировано. Слова “мастер “и “писатель “ в романе, по сути, являются антонимами. Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, т. е. человеком, особенно сведущим или искусным в деле своем.
— Какое значение имела эта встреча для обоих? С. 144 «Гость не рядил Ивана в сумасшедшие, проявил величайший интерес к рассказываемому…» Мастер найдет в его рассказе подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.
СЛАЙД 10. Что рассказал мастер Ивану Бездомному о своем прошлом? с. 147 Историк по образованию, он работал в одном из московских музеев и занимался переводами до тех пор, пока он не выиграл сто тысяч рублей. И вот здесь-то оказалось, что у него есть мечта — написать роман о Понтии Пилате. Он весь отдался работе.
-И именно в это время он встретился с женщиной. Зачитайте эпизод их встречи. С. 149. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»
— Что говорит Маргарита о причинах этого одиночества? Гл. 19 с. 240 Маргарита скажет позже Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным».
— Встретились два одиночества и между героями вспыхнула любовь. Как автор описывает это чувство?с. 150. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»
— Какова роль Маргариты в создании романа Мастера? С. 152. Именно Маргарита стала подгонять его в работе, называть Мастером, это она сулила ему славу.
-Итак, роман написан. Какова судьба этого романа? С. 152«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».
— Какой идиотский, по мнению Мастера, вопрос редактора поразил его? гл. 13, с. 153 «Кто надоумил сочинить роман на такую странную тему».
-Что последовало далее?с. 154 Роман не был принят к печати; критики обрушили на Мастера разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. А Мстислав Лаврович в одной из статей «предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить (опять это проклятое слово!) ее в печать».
— Как Мастер со временем объяснил себе нападки на него самого и его роман? с.155. Мастер сознаёт, что «авторы статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».
СЛАЙД 11. Почему же эта среда отвергла роман Мастера? Вернёмся к слову «пилатчина», которое образовано по аналогии со словами «обломовщина», «хлестаковщина», «репетиловщина», то есть сделан выход на общественное явление. Так что же такое «пилатчина»? Это совершение поступков, противных совести человека. Не может правитель сомневаться в истинности содеянного, его не могут терзать муки совести. Как же тогда жить простым обывателям? В Понтии Пилате чиновники от литературы увидели себя, т. е. тех, кто зависел от того, кто две тысячи лет назад мог носить имя императора Тиверии, а сейчас по-другому звучащее имя (Сталин, Ягода).
— Как решил Мастер судьбу своего романа? Он сжигает роман.
— Как поведет себя Маргарита в этой ситуации? Она будет делать все, чтобы Мастер поправился и восстановил роман. Маргарита решается на честный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь.
-С. 158 «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали». Почему обо всем, что было дальше, Мастер станет рассказывать Бездомному на ухо? — Это будет история его ареста, хотя слово «арест» не произнесено.
СЛАЙД 12. Какая деталь говорит о том, что арест Мастера был на самом деле и продолжался от «половины октября» до «половины января»? с. 159 «…ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике… Холод и страх, ставшие моим постоянным спутником, доводили меня до исступления». Пуговицы отрезали на Лубянке. Обычно оттуда не возвращались. Но Мастера, вероятно, посчитали сумасшедшим.
— Кто написал донос на Мастера и почему? Гл. 24 с. 306 Алоизий Могарыч хотел заполучить его комнату.
— Почему он не подал Маргарите о себе весточку из «дома скорби»? с. 159-160 Он говорит: «Я неизлечим». Единственным спасением для себя Мастер считает теперь пребывание в клинике Стравинского, отказавшись от Маргариты и от романа: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман».
— Каково состояние Мастера? С. 303 Воланд скажет: «Да… его хорошо отделали». С. 310 Мастер сломлен и говорит, что роман, который еще недавно был смыслом его существования, ему ненавистен. Воланд: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».
СЛАЙД 13. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей? Гл. 29 с. 383 «— Он прочитал сочинение Мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем…Он не заслужил света.»
— Почему Мастер не заслужил света, а его герой, Иешуа, заслужил?
СЛАЙД 14. Есть две точки зрения: Иешуа, не отступивший от истины, заслужил «свет», а Мастер — только «покой», потому что в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за свое детище до конца.
СЛАЙД 15. У критика, литературоведа В. Лакшина есть своё мнение на понятие «покоя»: «За недоступностью для Мастера райского «света», решение его загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом, а там, как известно, покоя не жди. Да и заслуживает ли ада тот, кто успел пройти некоторые его круги здесь, на земле? Так возникает понятие «покоя» — прибежища для усталой, безмерно измученной души…»
Слайд 16. Итоги урока.
-Какова же судьба талантливого художника в романе Булгакова и почему? Она трагична, т.к. мир искусства представляет собой страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое.
Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых загадочных произведений во всем мире.
Мастер — удивительный персонаж, понять которого тяжело. Его возраст около тридцати восьми лет. Удивительно, что имя и фамилия его так и остаются загадкой на протяжении всего повествования. Естественно «Мастер» — это своеобразный псевдоним героя. Именно так Маргарита называла его за писательский талант и творческие способности.
Автор описывает его, как темноволосого человека с острым носом и встревоженным взглядом. Седая нитка у висков и одиноко спадающая прядь на лоб указывали на его постоянную занятость и далеко не юношеский возраст.
Мастер был очен прост и беден. Он одинок в Москве, без родных и друзей. По образованию он был историком, который несколько лет назад работал в музее, отлично знал пять языков и занимался переводами. Как и любой писатель, он не любил шума и суматохи. Дома он хранил множество книг.
Читатель узнает, что Мастер был женат раннее, но даже не помнит ее имени. Значит, вероятно, не любил ее вовсе. А может сказывается его творческая натура.
Мастер бросает работу и начинает писать роман о Понтии Пилате, он много страдает из-за своего романа. Есть мнение, что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя.
Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера.
Лишь настоящая любовь стала подарком для одинокого писателя. Но даже любовные узы, которые связали его с Марго, не могли дать ему сил бороться дальше. Он сдается. Оказавшись в психиатрической больнице, живёт с тоской и унынием. За покорность и смирение Вселенная дарует ему ещё один бесценный подарок — вечный покой, разделенный с возлюбленной. Хочется верить, что на примере Мастера показано, что когда-нибудь вознаградится каждый труд. Ведь если вспомнить — сам роман «Мастер и Маргарита» тоже далеко не сразу появился на виду.
Вот таким образом заканчивается известная история о настоящей любви Мастера и Маргариты. Как известно, настоящая любовь вознаграждается вечным покоем.
Все герои романа Мастер и Маргарита
Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа
Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.
Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя. Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.
История создания персонажа
Главные герои романа — Мастер и Маргарита — вероятно, списаны Булгаковым с него самого и его третьей жены, Елены Сергеевны. Анализ биографии Булгакова выявляет моменты, сходные с судьбой персонажа. Писатель точно так же, как и выдуманный им Мастер, первую редакцию написанного романа сжег.
Есть мнение, что прототипом персонажа стал пролетарский писатель Максим Горький. Известный философ Лосев, который тайно принял монашеский постриг, тоже возможный прототип героя. В ранней редакции романа Булгаков называет Мастера Фаустом, что указывает на еще один источник этого образа.
Суть произведения Булгакова прослеживается в сосредоточении нескольких идей. Поэтому роман называют и философским, и любовным, и фантастическим. Все эти темы органично развиваются в романе, чтобы подчеркнуть главную мысль автора — в вопросах выбора жизненного пути невозможно обойтись без веры. Ведь добро и зло в романе настолько сплетены, что нравственных ориентиров попросту нет.
Индивидуальность личности Мастера
Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате. Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.
Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.
Долгожданная встреча
В тот день, когда Маргарита увидела сон, она и встретила Азазелло. Именно он и намекнул ей, что встреча с Мастером возможна. Но перед ней был поставлен выбор: превратиться в ведьму либо никогда не увидеть любимого. Для любящей женщины этот выбор не показался сложным, она была на все готова, только чтобы увидеть любимого. И как только Воланд поинтересовался, чем он может помочь Маргарите, она моментально попросила о встрече с Мастером. В этот момент перед ней появился ее возлюбленный. Казалось бы, цель достигнута, история Мастера и Маргариты могла закончиться, но связь с Сатаной хорошим не заканчивается.
Период отчаяния и безнадежности
Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.
Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.
История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним. Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.
Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита»
(ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»)
Научный руководитель: доктор филол. наук, проф. Кораблёв А. А.
ОБРАЗ МАСТЕРА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Взаимоотношение человека с творчеством — одна из центральных тем произведений М.А. Булгакова. Проблемы художественного творчества, так или иначе, затрагиваются в «Театральном романе», «Жизни господина де Мольера» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите».
Роман «Мастер и Маргарита» имеет сложную композиционную структуру. Прежде всего, это роман в романе. Первый роман — это повествование о судьбе Мастера и его творении, второй роман — сочинение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа. В первом случае Мастер является главным героем, объектом изображения, во втором он предстаёт как автор, субъект изображения. Следовательно, анализ образа Мастера предполагает рассмотрение этих обеих сторон.
Первое, что покажется странным читателю – то, что ни в одной главе романа не упоминается ни имени, ни фамилии главного героя. Мастер — человек, который, по его словам, потерял своё имя. Вместо имени он называет себя Мастером в том смысле этого понятия, которое резко отличает его как высокопрофессионального специалиста (ведь на него возложена особая миссия — дописать роман о Понтии Пилате) от дилетантов: литераторов, критиков того времени, которые дискредитировали по разным причинам истинность того, о чём они выражали свои мнения.
Портрет главного героя «Мастера и Маргариты» складывается из прямой речи – речи повествователя, и, собственно, из косвенной речи: диалогов, описаний окружающей обстановки и т.д. Повествователь даёт подробное описание его внешности: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоком волос, человек примерно лет тридцати восьми» 1, с.140.
Писатель не сразу знакомит нас с Мастером. Герой появляется лишь в одиннадцатой главе. Но и тогда автор всё ещё окутывает Мастера ореолом таинственности и загадочности: «…вот-вот накроет сон Ивана, как вдруг решётка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем»1, с.125.
В каком-то смысле Мастер является двойником самого Булгакова. Ведь писатель тоже сжёг первую редакцию своего романа, понимая, что опубликовать роман, как тогда всем казалось, «сомнительной тематики», не представлялось возможным в СССР.
В романе Мастер предстаёт перед читателем человеком уставшим, измученным и глубоко разочарованным в обществе. Возможно, взгляды читателей на образ главного героя существенно отличаются: кто-то поддерживает его, сопереживает и сочувствует, а кто-то, наоборот, осуждает его за нерешительность, за порывистость и за резкое принятие решений. В любом случае, автор создал Мастера именно таким. В защиту главного персонажа хотелось бы отметить, что, невзирая на нервозность Мастера, наличие которой мы можем предположить, обратив внимание на краткие фразы персонажа в диалоге с Бездомным, невзирая на его суетливость и, возможно, меланхоличность, Мастер всё-таки может быть сильным человеком. Ведь, чтобы отречься от любви всей своей жизни, осознавая, что он ничего не сможет дать любимой женщине, так как у него ничего нет, нужно тоже иметь силу. И, когда Маргарита с помощью Воланда высвобождает Мастера из психиатрической клиники Стравинского, оказавшись в дьявольской квартире №50, Мастер никоим образом не демонстрирует своего страха и волнения. Это тоже является доказательством силы духа.
Герой пишет не для того, чтобы стать всемирно известным, не потому, что он хочет стать автором, а потому, что не писать он просто не может. Он живёт этим романом, вкладывая всю свою силу и энергию в своё творение. Роман Мастера – это подвиг, так как несёт людям веру в справедливость, в победу добра над злом и человечность. В этом и заключается предназначение творца.
Заслуженный покой
В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного. Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате. Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.
Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда. Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием. Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.
Тест по произведению
Популярные сочинения
Необычная любовь
История любви Мастера и Маргариты является достаточно необычной. В первую очередь потому, что помощником влюбленных выступает сам Воланд.
Дело в том, что, когда любовь посетила влюбленную пару, события начали складываться совсем не так, как хотелось бы. Оказывается, что весь окружающий мир за то, чтобы пара не была счастлива. И именно в этот момент появляется Воланд. Отношения влюбленных зависят от книги, написанной Мастером. В тот момент, когда он пытается спалить все написанное, он еще не догадывается, что рукописи не горят, в силу того что в них правда. Мастер возвращается после того, как Воланд отдает рукопись Маргарите.
Девушка полностью отдается великому чувству, а это и есть самая большая проблема любви. Мастер и Маргарита достигли высшего уровня духовности, но за это Маргарите пришлось отдать душу Дьяволу.
На данном примере Булгаков показал, что свою судьбу каждый человек должен делать сам и не просить у высших сил никакой помощи.