что значит просветление в буддизме
Что такое просветление в буддизме?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Просветление – это ключевое понятие в разных культурных, религиозных, философских традициях, это то, к чему стремятся тысячи людей. Для многих оно значит поиски жизненного смысла. Пытаясь понять, кем они являются и зачем живут на свете, многие стараются встать на путь к просветлению.
Сегодня мы узнаем, что такое просветление в буддизме, каковы его различные трактовки, как оно достигается в разных школах буддизма. Приглашаем вас следовать за нами!
Бодхи, или Просветление, – состояние полной гармонии и счастья, главная цель духовного пути буддистов. Согласно буддийским описаниям, в сравнении с этим чувством любое, даже самое радостное земное переживание становится страданием.
Считается, что, обусловленное эмоциональным восприятием, бодхи невозможно выразить словами. О нем можно слагать только притчи, высказываться метафорично, иносказательно.
Санскритское «бодхи», которое стало важным словом в буддийской философии, в буквальном переводе на русский означает «пробуждение». Сразу возникает вопрос: «Пробуждение от чего?» «От сна неведения,» – отвечает традиция буддистов.
Неведение – основная причина страдания, путаницы в мире и в мыслях людей, проще говоря — это причина сансары. Оно порождает глупость, недалекость, омрачение, неумение увидеть в предметах и событиях суть, хорошую сторону.
Путаница возникает в распознавании доброго и злого, делает человека узколобым и сконцентрированным на вещах, которые только кажутся ему полезными, в то время как к остальному он слеп.
В свою очередь такое отношение и мировоззрение подпитывает равнодушие, ненависть. В погоне за вещами человеку начинает казаться, что в этом и есть смысл жизни, а если ему не удается достичь желаемого, то возникает гнев.
Деструктивные эмоции разрушают ум. Название им – неведение, зависимость, злость. Они вызывают цепную реакцию из ревности, скупости, зависти, злобы.
Напротив, качества вне времени, абсолютные, чистые, несут в себе чистоту. Считается, что они уже заложены в каждом, нужно лишь до них «достучаться», раскрыть их. Такие чувства, называемые «Природой Будды», способствуют достижению просветления:
Благодаря им можно научиться видеть предметы и явления такими, какие они есть. Мир открывается человеку, возрастает доверие, и жизненный смысл обретается.
«Открыл» состояние просветления основатель целого учения, многовековой философии, которая нашла миллионы приспешников и стала мировой религией. Его имя знакомо каждому – Будда Шакьямуни. Он первым смог абстрагироваться от привычного мира и освободиться от мешающих ему чувств.
Со своими учениками он делился тем, как достичь этого состояния. Ему потребовалось три важных составляющих собственных духовных сил:
Видение различных школ
Своим примером Будда Шакьямуни показал своим последователям, что при упорных практиках возможности человеческого духа расширяются. Поза, в которой Будда сидел, медитируя на пути к пробуждению, была изображена во многих канонах и использовалась как практическое руководство для его обретения.
Позже традиция Будды разделилась на крупные течения: махаяну, тхераваду и ваджраяну. Каждое из них немного по-своему трактует просветление и его признаки.
Учение Тхеравады предполагает первоочередную подготовку ума для просветления, создание крепкого каркаса. Для этого важно освободиться от разрушающих эмоций, которые мешают приблизиться к пробуждению.
Следует принять сан монаха и строго соблюдать устав, который содержит свыше трехсот правил. Следовать им невероятно тяжело, потому что их нужно соблюдать, отрешившись от злости, гнева, страсти и прочих деструктивных качеств. Напротив, все должно идти из благих побуждений.
«Малая колесница» – тхеравада – ставит во главу достижение так называемого архата – становления человеком, который победил неведение и вознагражден за это прекращением страдания.
Медитация делится на две части: практику размышления (випассану) и расслабления (саматху).
Такого видения придерживаются в основном южные буддисты: ланкийские, бирманские, тайские, камбоджийские и лаосские.
Школа Махаяны учит с каждым превращением развивать в себе благие качества, мудрость, сострадание, давать установку на пробуждение. Она видит признаки просветления не только в способности быть самому счастливым, но и ощущать счастье окружающих.
Достижение знания лежит через почитаемый здесь Восьмеричный путь. Душе необходимо выйти за рамки интеллекта, который всегда двойственен – он разделяет субъективные и объективные стороны. Своды высказываний, которые могут помочь уму, содержатся в сутрах.
Такое понимание сформулировал великий гуру из Индии Нагарджуна, живший во II-III веках нашей эры. Трактовку поддерживают выходцы из стран, находящихся севернее: буддисты китайского, тибетского, японского, тайванского, корейского, вьетнамского толка.
Представители течения ваджраяны составляют постулаты других учений буддийской философии, которые основываются на тантрических традициях.
Сюда же причисляются направления, которые называются Великими:
* Печать – ее также именуют Махамудрой, а восходит она к течению кагью.
* Совершенство – известно также как Дзогчен, а позже используется в течении ньингма тибетского толка.
* Срединный путь – восходит в своей полноте к течению Джонанг.
Данные направления свято хранились тибетскими ламами, и, возможно, только поэтому дожили до нынешнего момента.
В школе ваджраяны медитации для достижения просветления по своему характеру являются тантрическими и становятся тождественными пробужденным образам будд. Эту практику применяют в тибетском, бутанском, непальском, монгольском и российском воплощении буддийского учения.
Отдельно стоит направление дзен. Это, в свою очередь, одно из направлений буддизма махаянского толка родом из Китая. В общем понимании дзен и есть учение о просветлении. Часто его называют школой мистического созерцания.
Бодхидхарма, второй «отец» дзен-буддизма после Будды, говорил о ненужности священных сутр, традиций и переходе к непосредственному пробуждению посредством созерцания внутрь себя.
Просветление в этом учении есть все, и называется оно «сатори». Сатори различается двух типов: малое – когда вспышка озарения возникает лишь на небольшой промежуток времени – и большое – это и есть просветление в привычном для остальных приверженцев буддизма смысле.
Как вы видите, понятие просветления в разных направлениях буддизма несет с собой немного разное значение. Мы обязательно будем говорить о каждом направлении подробнее в последующих статьях, а на сегодня нашу беседу пора завершать.
Духовные практики Востока
307 постов 856 подписчиков
Правила сообщества
Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.
«До просветления колол дрова и носил воду и после просветления колол дрова носил воду.»
По этому и долго приходил к Буддизму, как к основе своего мировозрения, философии жизни, а не религии.
Пафосные и претензиознные толкователи мешали, как в данном случае.
Похож ли сатори на инсайт?
Забавно звучит про миллионы приспешников.)))
Просветление оно такое.
Безоценочное суждение
Однажды царь Палитра беседовал с монахом Путупуттой в своем саду на берегу реки Годавари.
— Как ты оцениваешь произведение скульптора Катсаппы? Нравится, не нравится, безразлично?
— То есть, безразлично?
— Никак, о великий царь. У меня нет отношения к скульптуре Катсаппы.
— Не пори чушь, монах. Всё, что мы видим, мы оцениваем. Даже если ты просто так этого не понимаешь, где-то в глубине ты всегда можешь увидеть свое отношение ко всему, что видишь, слышишь, думаешь.
— Совсем нет, о великий царь.
— Тело норм, одежда норм, большой палец корявый.
— Я тоже так думаю. Будешь вина?
— Издеваешься, царь. Просто дай денег, братья кушать хотят.
Откуда взялось «отсутствие души» в буддизме
Предупреждение: в посте дичь. Вам будет сложно, неприятно, а тем из вас, кто практикует научное мышление, придется еще и в это поверить.
Очень забавно феномен анатта, (так называется отсутствие Я на языке пали, на котором говорил Будда), описан у Пелевина в романе «Тайные виды на гору Фудзи».
Ну окей, скажете вы, оставим монахам их бэд трипы, а вот нет. В 1983 году нейрофизиолог Бенджамин Либет обнаружил, что человек принимает решение за некоторое время ДО того, как осознаёт, что он принял это решение. Иными словами, тот мыслительный процесс, который мы обнаруживаем у себя в уме и считаем его своим Я, это ваще не тот мыслительный процесс, который действительно думает, решает и действует.
Народ от такого конкретно прифигел, да и сам Либет прифигел, к концу жизни отказавшись от научного мышления и вообразив, что «Я» и душа находится где-то за пределами мозга. Прогрессивная общественность увидела в его методах нехватку научности и доказательной силы, на основании этого решив, что и эксперимент неверен.
Ну в самом деле, чо за чухня? Я же подумал и Я сделал, как может быть иначе?
А так, что для наблюдаемого ума нет разницы, сделал ли ты это сам, или тебе внушили, что ты это сделал. Ведь чексум не пишется, хэш не высчитывается. В 2008 немецкий нейрофизиолог Чунг Сионг Сун (какие все-таки странные имена дают немцы своим детям) повторил эксперимент Либета на современном оборудовании и с достаточной доказательной базой, чтобы всем стало окончательно понятно: человек принимает решения минимум за 100 миллисекунд до того как это осознает. Максимум не ограничен.
То есть, в каждый момент мы действуем подсознанием, а сознание записывает это на свой счет и формирует рекомендации насчет будущих действий, причем подсознание может их проигнорировать (извините, что использую этот спекулятивный термин).
Будда Гаутама, мощный практик, в глубокой медитации обнаружил, что внутри ума есть восприятие (виньяна), распознавание (ведана), эмоциональная оценка (саньня) и принятие решения (санкхара). И есть сознание, которое всё это наблюдает, но не является каждым из этих четырёх чуваков.
Неплохая архитектура, между прочим. Если бы вы были богом и вам нужно было сделать, чтобы человек не зависал в трудную минуту (хотя бы иногда), вы бы сделали именно так: быстрый шаблонный оценщик-реагирователь плюс мощный, но так и быть медленный, что поделаешь, вычислительный центр.
Но если вы не бог, а тупо эволюция, вы неизбежно где-то накосячите. Как-то работает, и ладно. Мощный компьютер-полушария, которыми управляет всё та же бессознательная обезьяна. Потому что центров мотивации в коре не нашли. Все центры мотивации располагаются в промежуточном мозге и лимбической системе, такие дела.
Например, сегодня я принимал душ и с интересом наблюдал, как перемещаются мои конечности независимо от моего Я, зато отточено, плавно и с четким пониманием поставленной задачи. Это было не грустно и не весело, а просто нормально. Еще я веду паблик «Нейробуддизм», там есть больше подобной дичи и иногда появляются просветлённые монахи-бхикку.
«Я» нет на глубоком уровне природы ума, а на интегральном уровне, где человек уже оценивает себя и других со стороны, оно, конечно же, есть, иначе кто бы отвечал за наши поступки?:)
Что такое просветление в буддизме?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Просветление – это ключевое понятие в разных культурных, религиозных, философских традициях, это то, к чему стремятся тысячи людей. Для многих оно значит поиски жизненного смысла. Пытаясь понять, кем они являются и зачем живут на свете, многие стараются встать на путь к просветлению.
Сегодня мы узнаем, что такое просветление в буддизме, каковы его различные трактовки, как оно достигается в разных школах буддизма. Приглашаем вас следовать за нами!
Что это такое
Бодхи, или Просветление, – состояние полной гармонии и счастья, главная цель духовного пути буддистов. Согласно буддийским описаниям, в сравнении с этим чувством любое, даже самое радостное земное переживание становится страданием.
Считается, что, обусловленное эмоциональным восприятием, бодхи невозможно выразить словами. О нем можно слагать только притчи, высказываться метафорично, иносказательно.
Санскритское «бодхи», которое стало важным словом в буддийской философии, в буквальном переводе на русский означает «пробуждение». Сразу возникает вопрос: «Пробуждение от чего?» «От сна неведения,» – отвечает традиция буддистов.
Неведение – основная причина страдания, путаницы в мире и в мыслях людей, проще говоря — это причина сансары. Оно порождает глупость, недалекость, омрачение, неумение увидеть в предметах и событиях суть, хорошую сторону.
Путаница возникает в распознавании доброго и злого, делает человека узколобым и сконцентрированным на вещах, которые только кажутся ему полезными, в то время как к остальному он слеп.
В свою очередь такое отношение и мировоззрение подпитывает равнодушие, ненависть. В погоне за вещами человеку начинает казаться, что в этом и есть смысл жизни, а если ему не удается достичь желаемого, то возникает гнев.
Деструктивные эмоции разрушают ум. Название им – неведение, зависимость, злость. Они вызывают цепную реакцию из ревности, скупости, зависти, злобы.
Напротив, качества вне времени, абсолютные, чистые, несут в себе чистоту. Считается, что они уже заложены в каждом, нужно лишь до них «достучаться», раскрыть их. Такие чувства, называемые «Природой Будды», способствуют достижению просветления:
Благодаря им можно научиться видеть предметы и явления такими, какие они есть. Мир открывается человеку, возрастает доверие, и жизненный смысл обретается.
«Открыл» состояние просветления основатель целого учения, многовековой философии, которая нашла миллионы приспешников и стала мировой религией. Его имя знакомо каждому – Будда Шакьямуни. Он первым смог абстрагироваться от привычного мира и освободиться от мешающих ему чувств.
Со своими учениками он делился тем, как достичь этого состояния. Ему потребовалось три важных составляющих собственных духовных сил:
Видение различных школ
Своим примером Будда Шакьямуни показал своим последователям, что при упорных практиках возможности человеческого духа расширяются. Поза, в которой Будда сидел, медитируя на пути к пробуждению, была изображена во многих канонах и использовалась как практическое руководство для его обретения.
Позже традиция Будды разделилась на крупные течения: махаяну, тхераваду и ваджраяну. Каждое из них немного по-своему трактует просветление и его признаки.
Учение Тхеравады предполагает первоочередную подготовку ума для просветления, создание крепкого каркаса. Для этого важно освободиться от разрушающих эмоций, которые мешают приблизиться к пробуждению.
Следует принять сан монаха и строго соблюдать устав, который содержит свыше трехсот правил. Следовать им невероятно тяжело, потому что их нужно соблюдать, отрешившись от злости, гнева, страсти и прочих деструктивных качеств. Напротив, все должно идти из благих побуждений.
«Малая колесница» – тхеравада – ставит во главу достижение так называемого архата – становления человеком, который победил неведение и вознагражден за это прекращением страдания.
Медитация делится на две части: практику размышления (випассану) и расслабления (саматху).
Такого видения придерживаются в основном южные буддисты: ланкийские, бирманские, тайские, камбоджийские и лаосские.
Школа Махаяны учит с каждым превращением развивать в себе благие качества, мудрость, сострадание, давать установку на пробуждение. Она видит признаки просветления не только в способности быть самому счастливым, но и ощущать счастье окружающих.
Достижение знания лежит через почитаемый здесь Восьмеричный путь. Душе необходимо выйти за рамки интеллекта, который всегда двойственен – он разделяет субъективные и объективные стороны. Своды высказываний, которые могут помочь уму, содержатся в сутрах.
Такое понимание сформулировал великий гуру из Индии Нагарджуна, живший во II-III веках нашей эры. Трактовку поддерживают выходцы из стран, находящихся севернее: буддисты китайского, тибетского, японского, тайванского, корейского, вьетнамского толка.
Представители течения ваджраяны составляют постулаты других учений буддийской философии, которые основываются на тантрических традициях.
Сюда же причисляются направления, которые называются Великими:
Данные направления свято хранились тибетскими ламами, и, возможно, только поэтому дожили до нынешнего момента.
В школе ваджраяны медитации для достижения просветления по своему характеру являются тантрическими и становятся тождественными пробужденным образам будд. Эту практику применяют в тибетском, бутанском, непальском, монгольском и российском воплощении буддийского учения.
Отдельно стоит направление дзен. Это, в свою очередь, одно из направлений буддизма махаянского толка родом из Китая. В общем понимании дзен и есть учение о просветлении. Часто его называют школой мистического созерцания.
Бодхидхарма, второй «отец» дзен-буддизма после Будды, говорил о ненужности священных сутр, традиций и переходе к непосредственному пробуждению посредством созерцания внутрь себя.
Просветление в этом учении есть все, и называется оно «сатори». Сатори различается двух типов: малое – когда вспышка озарения возникает лишь на небольшой промежуток времени – и большое – это и есть просветление в привычном для остальных приверженцев буддизма смысле.
Как вы видите, понятие просветления в разных направлениях буддизма несет с собой немного разное значение. Мы обязательно будем говорить о каждом направлении подробнее в последующих статьях, а на сегодня нашу беседу пора завершать.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях.
Подписывайтесь на наш блог, если хотите получать новые интересные статьи себе на почту.
Просветление — миф или реальность?
Просветление тесно связано с поиском смысла жизни. В разных религиозных течениях и философских школах есть различные понимания этого непростого вопроса. В них собраны попытки людей понять, что представляет собой человек и зачем он существует на этой планете.
Что такое просветление?
В обыденной жизни под просветлением понимают откровения, которые получил человек, иной взгляд или новое понимание привычных вещей. В философских школах и духовных практиках это явление имеет другое значение. В них просветление напрямую связывают со смыслом жизни, поэтому оно получает первостепенную роль в жизни каждого человека. С этой точки зрения просветление – это выход за рамки обыденности, осознание себя частью вселенной, высшая мудрость, высшее существование.
Просветление в христианстве
Понятие просветления в христианстве значительно отличается от трактовки этого понятия в восточных практиках. Просветление в православии – это попытка осознания Божественной сущности, максимального приближения к Богу и выполнение Его воли. К просветленным мужам веры относят таких святых: Серафима Саровского, Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова, Сергия Радонежского и т.д. Благодаря глубокому пониманию воли Бога и смирению эти святые смогли достичь просветления, которое проявило себя в виде исцеления больных, воскрешения умерших и других чудесах.
Просветление в христианстве неотделимо от крещения Святым Духом и связано с очищением человека от всего греховного и наполнением его сущности Божественной любовью. По мнению православных духовных отцов, только Всевышний знает, когда человек готов стать просвещенным. В этом вопросе надо полностью полагаться на Бога и не пытаться достичь этого самостоятельно. О том, что человек стал просветленным, можно узнать по его поступкам: они будут смиренными и направленными на благо людям.
Просветление в буддизме
В отличие от понимания просветления в христианстве просветление в буддизме связано сэмоциональной сферой человека. Согласно буддистской традиции, это состояние сопровождается ощущением невообразимого счастья, рядом с которым обычное земное счастье ощущается как страдание. Состояние просветления сложно описать человеческим языком, поэтому о нем говорят лишь с помощью притч или метафор.
Просветление Будды Шакьямуни было первым в истории буддизма. Шакьямуни смог достичь освобождения и выйти за рамки привычного мира. Основной силой Будды на пути просветления была медитация. Она помогает перевести духовные размышления из логического понимания в личный опыт. Кроме медитации Шакьямуни указывал на важность для просветления и таких методов, как знания и поведение.
Просветление в исламе
Как и в других религиях, в центре ислама находится просветление — фана. Аллах сам выбирает человека, на которого он спустит просветление. Критерием готовности к фане считается желание человека достичь новой ступени своего развития и готовность к этому. Открытое к влиянию Аллаха сердце человека впускает в себя новый мир. Просветленный человек открывает в себе сверхспособности, которыми он готов служить людям, и сверхлюбовь ко всему живому.
Просветление миф или реальность?
Просветление с научной точки зрения – это открытие чего-то нового или иной взгляд на привычные вещи. С этой позиции просветление не имеет в себе ничего сверхъестественного и является обычной работой нашего разума. В духовных практиках просветление имеет иной смысл и содержание. Оно связано с высшими силами и помогает людям обрести душевное равновесие и осознать свое предназначение на этой планете.
Просветление является реальностью для многих религиозных людей, посвятивших себя служению Богу и людям. На примере просветленных духовных учителей можно учиться расширять рамки своего сознания и открывать свое сердце для влияния высших сил. Для людей, не интересующихся духовной стороной жизни, просветление может казаться мифом. Такой взгляд может быть обусловлен консервативностью мышления и отсутствием знаний, касающихся этого вопроса.
Психология просветления
Путь к просветлению зачастую начинается с неудовлетворенности жизнью и своим местом в ней. Чтение умных книг, психологические лекции и семинары по саморазвитию, беседы с мудрыми людьми могут помогать человеку приблизиться к ответу на интересующие вопросы, однако все это — лишь начало пути. Личные постоянные поиски своего жизненного вектора однажды приводят мозг человека к новому пониманию. Дорога к просветлению зачастую занимает длительное время, а иногда и всю жизнь. Наградой этого пути является обновленный ум и гармония с миром.
Просветление или шизофрения?
Как бы ни казалось странным, но духовное просветление и шизофрения имеют три схожие черты:
Чтобы провести различие между этими двумя явлениями, следует проанализировать следующие составляющие:
Признаки просветления
Приверженцы буддизма говорят, что невозможно описать словами, что происходит в момент просветления. Это связано с тем, что эмоции и чувства, переживаемые в процессе просветления, несравнимы с привычными нам эмоциями. Среди признаков просветления называют такие:
Как достичь просветления?
Человек, желающий достичь просветления, должен пройти через такие шаги:
Пути просветления человека
Духовные учителя различных религиозных течений считают, что техники просветления являются лишь инструментом, который не дает никакой гарантии успеха. Просветление – индивидуально, оно приходит неожиданно и не имеет точной причины. Помочь найти прямой путь к просветлению могут такие техники:
Как жить после просветления?
Просветленные люди не переносятся с этой греховной планеты на другую. Им приходится продолжать жить среди того же окружения в той же местности. Лишь некоторые из духовных учителей, достигших просветления, уходят в пустынные районы, но зачастую это делается лишь на время. Миссия просветленных людей – нести миру новое знание и новое понимание жизни. После просветления могут открываться новые способности, которые необходимо использовать для помощи окружающим людям.
Просветленные люди отмечают, что после своего духовного опыта, им становится гораздо легче жить в этом мире. Их Эго и желания перестают управлять всеми поступками. Все необходимые дела совершаются без лени и апатии. Жизнь становится более гармоничной и понятной. Человек перестает тревожиться и нервничать, так как он начинает осознавать суть своей жизни и свою миссию.
Книги о просветлении
О просветлении и о том, как его достичь, написано немало книг. Все они помогают найти свой личный путь в этом вопросе и подняться на новую ступень своего развития. В топ-5 лучших книг о просветлении входят: