что значит заливка 50 при печати
Компью А рт
Андрей Крылов krylov@compress.ru
В начале сентября компания X-Rite совместно с компаниями Apostrof и «Смарт-Т» провела семинар, на котором обсуждался контроль качества цифровой печати. На базе приборов (рис. 1), программного обеспечения X-Rite и широкоформатного оборудования (рис. 2), которое установлено в демонстрационном зале московской компании «Смарт-Т», решались типовые задачи точного воспроизведения цвета.
В ходе практического семинара проводились цветокалибровка цифровых печатных устройств и построение ICC-профилей для различных типов материалов, в том числе бэклитов (печать на пленочных носителях) и текстиля.
Теория
С чем обычно сталкиваются заказчики типографии или печатного салона? С банальными проблемами при воспроизведении красочных изображений и с несоблюдением такого важного параметра, как баланс по серому, — всегда видно, когда серый оттенок «падает» в другие оттенки. Крайним в этой цепочке почемуто является печатник. На самом деле это происходит изза отсутствия на производстве системы управления цветом, которая предназначена для решения следующих задач:
В любом случае в споре с заказчиком выстроенная система управления цветом в типографии является весомым аргументом.
Кроме того, возникает путаница в терминах «управление цветом» и «калибровка печатного процесса». Калибровка — это манипуляции с печатной машиной, ее настройка. Управление цветом — это технология, относящаяся в первую очередь к препрессу. Калибровка является основой для системы управления цветом. Ее задачи (а в данной публикации, напомним, речь идет о широкоформатной печати) — это достижение оптимальной подачи количества чернил (плюс их экономия), исключение растекания, при этом рулон не должен слипаться. Заказчика при этом должна радовать отличная тоновая передача (плавное приращение тона), стабильный и воспроизводимый результат, получение естественных цветов и градации серого.
Рис. 1. Новый уровень точности воспроизведения цвета для допечатных и печатных процессов обеспечивают приборы i1Pro 2 (для калибровочных процессов) — а; портативный спектрофотометр/денситометр eXact (X-Rite) для измерения в отраженном свете (контроль оттисков на печатном производстве) — б
Несколько советов при подготовке принтера к линеаризации и построению ICC-профилей:
Перед проведением процедуры линеаризации и построения ICC-профиля температура предварительного нагрева должна соответствовать той, на которой будет осуществляться коммерческая печать на этом материале.
Практика
На семинаре настройку «идеальной печати» предлагалось произвести на «трудном» материале — глянцевой самоклейке, которая повсеместно используется, и с ней больше проблем по сравнению с матовой: более значительное растекание чернил и слипание в рулоне.
Рис. 2. Сублимационный плоттер Mimaki TS34-1800A специально разработан для рынка термотрансферной печати и производит высокоскоростную струйную печать (скорость до 83 м2) фотографического качества по полиэфирным тканям, самоклейке и другим материалам
Для калибровки использовался растровый процессор Wasatch SoftRIP (7я версия), который считается одним из лучших среди растровых процессоров для цифровой печати (рис. 3). Файлы тестовых изображений поставляются с программным обеспечением. Калибровка начинается с подготовительного этапа. Проверяется, полностью ли исправна печатная машина (принтер), все ли дюзы работают, отсутствует ли полошение и т.д. Затем нужно правильно определиться с режимом печати и выбрать нужное разрешение печати — в нашем случае 720 на 1080 точек; вид растрирования — стохастика. Это начало первого этапа работы.
Рис. 3. Интерфейс RIP’а широкоформатного плоттера
Рис. 4. Ведущий семинара, менеджер-технолог ООО «Апостроф» Дмитрий Кобзарь показывает первую тестовую шкалу, отпечатанную на неоткалиброванном печатном устройстве
Итак, тестовая шкала на сублимационном плоттере Mimaki TS341800A распечатана (рис. 4). На ней было заметно растекание чернил в розетках и плашках, везде завалы черного цвета — практически отсутствует разница между 80 и 100процентными плашками. Красный цвет имеет наплывы чернил, то есть при 100процентной заливке явный перебор количества «мадженты» и желтой краски, а получившаяся с зеленосинем оттенком розетка в реальности должна быть серой.
После анализа этого распечатка в настройке «Трансформации цвета» убираются цвета (или уменьшается подача чернил каждого цвета) до 85% (рис. 5). При этом теряется насыщенность цветов, но нужно учитывать, что «циан» и «маджента» в изображениях в чистом виде практически отсутствуют. Желтая краска фактически «слепая». Теперь в RIP поступили данные о сокращении подачи чернил на 15%. В результате принтер будет лить ровнее. При нашем «зарезании» краска больше не течет. По тесту видно, что последние в градационной шкале краски отличаются друг от друга.
Для примера возьмем CMYK-плоттер, который печатает четырьмя цветами. Теоретически при печати плотностью 1% плоттер должен лить 1/100 от максимальной плотности данного цвета, при печати 5% — 1/20 от максимальной плотности, при печати 50% — 1/2 от максимальной плотности данного цвета. То есть зависимость должна быть линейной. Но на практике это далеко не так.
Что дает линеаризация? Самое главное — учет нелинейности подачи чернил при изменении плотности печати.
Практическое применение названной особенности трудно переоценить. С помощью распечатки линеаризации оборудование вычисляет нелинейность подачи чернил во время печати и с учетом полученных данных строит персональные тестовые шкалы, которые способны более точно воспроизвести цветовой профиль.
Если в Adobe Photoshop открыть стандартную тестовую шкалу CMYK с 400-процентной заливкой, а рядом ту же шкалу, но сгенерированную с учетом данных, полученных после линеаризации, с плотностью заливки также в 400%, то можно заметить, что практически все ячейки изменены по цвету и существенно осветлены.
С практической точки зрения линеаризация печатного устройства дает следующее:
Линеаризация — это процесс замера расхода краски для базовых цветов CMYK. Изначально, в отсутствие профиля, принтер печатает в зависимости от внутренних настроек: либо переливая, либо недоливая чернила.
В офсетной печати все производители красок выпускают свой продукт по определенному стандарту: плотность, вязкость и т.д. В принципе, получаются «одинаковые» краски, которые, естественно, отличаются по качеству, цене, а поэтому «любимые» и «не любимые» печатниками.
В широкоформатной печати ситуация иная. Каждый производитель старается сделать свои краски более яркими. Стандарты при этом отсутствуют, но в результате должна получиться идеальная прямая, наклоненная под углом в 45°, — соответствие исходного файла отпечатку. Изначально, если не проводить линеаризацию, принтер нальет либо выше этой прямой, либо ниже и оригинал будет воспроизведен неточно. То есть, к примеру, когда задается 50% заливки, то на выходе имеются все 70%, поскольку краска растекается. В офсете похожее явление определяется термином «растискивание растровой точки на бумаге» и тоже корректируется соответствующими инструментами.
Рис. 5. Меню настройки RIP’а печатного оборудования. Специалисты рекомендуют при печати на глянцевых материалах сдвинуть параметры литья чернил до 85%, а при печати на прозрачных — до 90-95%
Рис. 5. График результатов процесса линеаризации
Начинаем построение линеаризации. Получившаяся с уже урезанным расходом чернил CMYK на 15% тестовая шкала промеряется спектрофотометром (результат показан в виде графика на рис. 5). На нем черной линией под углом в 45° показано, как должны расходоваться чернила идеального печатающего устройства (цвета оригинала соответствуют цветам оттиска), которое не нужно калибровать. Другими цветами показаны реальные плотности соответствующих красок — CMYK. Как видно, эти линии изогнуты и далеки от «прямого» идеала. На практике это означает неточный расход чернил, а при изменении носителя меняется впитываемость краски и соответственно меняется кривизна «линейности подачи чернил» (рис. 6).
Рис. 6. Результат процесса линеаризации. Получившийся тест (только плашки градационной шкалы) промеряем прибором i1Pro 2. Уже нет залитых плашек, которые наблюдались до линеаризации, но все равно серый элемент, обведенный красной линией имеет синий оттенок
Второй этап работы — профилирование, или построение ICCпрофилей. Это практически та же самая линеаризация, только для смеси цветов. Мешаем желтую с «маджентой» — линеаризуем красный, мешаем голубую с желтой — зеленый. Так, программное обеспечение i1Profiler дает возможность получить тестовые плашки максимум с 6 тыс. оттенков (рис. 7). Но нужно иметь в виду, что количество плашек находится в прямой зависимости от качества печати принтера. Если принтер печатает некачественно, то большее количество плашек, похожих друг на друга, «сбивают» работу программы профилирования.
Рис. 7. Русифицированный интерфейс программы i1Profiler. Возможен синтез тестовых шкал различных конфигураций. Практика показывает, что оптимальное количество плашек должно находиться в пределах от 1000 до 2500. Максимальное количество — 6000 плашек
Процесс построения профиля принтера сводится к печати и замеру тестовых оттенков с целью определения диапазона цветов, достижимых на данном устройстве. Для принтеров тестовая таблица представляет собой стандартную выборку СМYKоттенков, отпечатанных на данном устройстве.
Измерения, сделанные прибором i1Pro 2, поступают в программу i1Profiler, которая продается с русифицированной версией. Фактически линеаризация позволит программе i1Profiler впоследствии узнать, с каким печатным оборудованием идет работа — то есть каковы краски и тоновая передача, сколько машина не доливает или переливает. На основе этих данных создается оптимальная таблица для построения профиля.
В отличие от калибровки широкоформатных принтеров, калибровка офсетной печати гораздо более сложная и трудоемкая и производится на нескольких видах оборудования:
— проверка действующих параметров вывода печатных форм,
— линеаризация выводного устройства,
— вывод тестовых печатных форм линейно (без компенсации);
Затем проходит калибровка технологического процесса офсетной печати: замер полей на применяемых шкалах тиражных оттисков с печатных машин для выяснения идентичности качества печати; печать тестовых изображений; определение оптимальных значений расходования применяемых красок CMYK:
Подробности см. в публикации КомпьюАрт № 7 и 8 за 2012 год.
При выборе задачи запускается пошаговый мастер ее выполнения (рис. 8), при этом на каждом шаге опытный пользователь может скорректировать параметры работы, а новичок в большинстве случаев может оставить изначальные значения параметров, хотя некоторая внимательность все же потребуется, так как не всегда достаточно просто нажимать на кнопку «Далее».
Рис. 8. Одна из иконок показывает, что на процесс профилирования влияет освещенность помещения, уровень которой тоже нужно измерить
Цветовая калибровка принтеров осуществляется спектрофотометром, а результаты обрабатываются в прилагаемом программном обеспечении. В процессе калибровки устройство настраивается таким образом, чтобы полученный на нем отпечаток совпадал со значениями, указанными в программе. Когда речь идет о цветном принтере, калибровка обеспечивает вывод необходимого количества чернил CMYK.
Типичное тестовое изображение при этом состоит из нескольких рядов монохромных плашек — по одному ряду для каждого основного цвета. В каждом ряду проставляется несколько плашек с разным процентным содержанием одного и того же цвета — обычно с шагом в 5 или 10%, начиная со сплошного и заканчивая нулевым покрытием.
Далее проводится замер распечатанных шкал и вычисляется линейность устройства, то есть его способность точно выводить тот процент, который задан калибровочной программой (рис. 9). Измерение перемешанных шкал с разделителем дает более точные результаты профилирования. Лучший результат измерений достигается, когда плашки с большой насыщенностью цвета не находятся рядом (специальной опцией задается порядок следования тона плашек). Результаты замеров отправляются обратно в программу, где выполняются внутренние перенастройки PostScriptкоманд, управляющих цветовыми значениями, посылаемыми выводному устройству.
Рис. 9. Замер тестовой шкалы на специальном столе производится прибором i1Pro 2. Программа также позволяет создавать как последовательные, так и перемешанные по цвету шкалы
Программное обеспечение для профилирования принтеров использует состоящее из 400 или более цветных плашек тестовое изображение, которое выводится на принтер. Затем отпечаток замеряется, и по полученным колориметрическим данным вычисляется цветовое пространство данного конкретного принтера и определяется его соответствие пространству СIELAB. Эта информация становится основным компонентом индивидуального профиля данного принтера.
Поскольку в процессе профилирования выявляются возможности принтера воспроизводить полный диапазон различных цветов (а не отдельных плотностей конкретных красителей), для сбора информации и проведения замеров необходимо использовать спектрофотометр.
Рис. 10. Рассматривая распечатанные тестовые шкалы на глянцевой (слева) и прозрачной основе, можно сделать вывод, откалиброван ли принтер и может ли он начать работу над коммерческими заказами
Задача профилёра i1Profiler — расчет нужного количества триадных красок, которые наносятся на определенный вид материала для получения на нем необходимого оттенка цвета (рис. 10). Из файла оригинала изображения берется информация из каждой его точки, которая преобразуется в координаты пространства Lab, потом эти цифры из него, согласно построенному уже выходному профилю, преобразуются в нужное количество краски. При этом профилёр вычисляет кривую между похожими оттенками (плашками). Если в макете характеристики цвета абсолютно совпадают с параметрами плашки тестового изображения, то, по сути, происходит идеальная печать. Когда же цифры, определяющие цвет, находятся между тестовыми плашками, нужное количество чернил рассчитывается математически (рис. 11).
Рис. 11. «Каменная» модель готового профиля (а). Существует возможность показа «профиля в профиле» (б)
Как определить плотность заливки при печати
Очень часто нам задают вопрос, как заранее посчитать сумму красок для экономичной печати бланков по акции «5% заливки». Мы решили выложить наглядный урок иллюстрированный для наглядности. Приведённый способ не единственный но самый простой: |
1. Откройте в любой растровой программе электронный макет печатной продукции.
2. Выберите пункт «Размер изображения»
3. Уменьшите Ваше изображение до размера 1*1 пиксел, если возникнут сложности снимите предварительно галочку в пункте «Сохранять пропорции».
4. Поставьте самый большой масштаб с помощью инструмента «лупа». Должен получится примерно такой квадрат.
5.1 С помощью инструмента «пипетка» перенесите цвет на панель цветов.
5.2 Щелкните по получившемуся цвету и откройте панель цвета.
Посчитайте в столбик получившуюся сумму цветов ( на примере сумма цветов 4).
Не забудьте заказать доставку при формировании заказа у Вашего менеджера. Цены на доставку.
Печать 1+0, 1+1, 2+0, 2+2, 3+0, 3+1, 4+1, 4+4 на пакетах
1+0, 1+1, 2+0, 2+2, 3+0, 3+1, 4+1, 4+4 при печати на пакетах с логотипом – это краткое обозначение красочности печати. Количество «слагаемых» в данном обозначении равно двум и обозначает число запечатываемых сторон продукции.
Рекомендуемые товары
Печатная продукция бывает цветной и одноцветной (или монохромной). Нанесение цветной печати осуществляется методом одновременного применения четырех базовых цветов:
Именно эти четыре краски создают весь спектр цветов и оттенков изображения или логотипа.
Таким образом, печать на пакетах наносится в четыре краски и получается цветное изображение. Цифра 1 значит, что печать осуществляется в одну краску.
Обратите внимание, что цвет самого изделия, например, пакета, в данном обозначении цветности не участвует. Если Вы наносите двухцветный логотип, состоящий из белого и черного цветов, на белый пакет, то достаточно нанести на него одноцветную печать черным цветом 1+0 для получения своего логотипа из двух цветов. Если нужно нанести логотип на цветные полиэтиленовые пакеты, то требуется печать дополнительной белой подложки для качественной цветопередачи.
При обычной офсетной печати максимальное значение 4+4. Существуют и другие показатели – цифровой офсет HP Indigo, который полностью воспроизводит процесс и результат офсетной печати, обеспечивая высокое качество. Только HP Indigo может работать со специальными красками, которые относятся к палитре Pantone. Применяется для пакетов из дизайнерской бумаги. Подходит при маленьком тираже – 100 шт. При больших тиражах цифровая офсетная печать на HP Indigo невыгодна.
К HP Indigo относятся следующие обозначения:
Что значит заливка 50 при печати
Главное правильно начать.
Это значит, что не зависимо от того, в каком редакторе вы работаете, для печати создавайте макеты изначально в CMYK с разрешением 300 dpi. Суммарное количество краски не должно превышать 300%, иначе «слипнется». Черный не станет чернее, если везде выставить 100% и общее количество краски будет 400%.
Все иллюстрации обрабатывайте перед тем, как вставить в макет. Многим нужна цветокоррекция, а не просто перевод с RGB в CMYK.
Для выбора цвета лучше использовать панель Color вместо простого Color Picker, потому что в CMYK важно процентное соотношение цветов, а не то, что вы выбрали на мониторе. Для получения красивой картинки подойдут любые инструменты, но, если нужен определенный цвет, важно соотношение основных 4-х красок.
Самый сочный цвет получается, если одной из красок 100%. Используя несколько красок, можно добиться необычных цветов, в чистом виде краски используют редко. Излишки черной краски делают светлые оттенки грязными, как будто «серая пелена». Циан делает все темнее. Для получения красивого цвета достаточно и трех красок (черный добавляйте по необходимости).
Примеры цветов и соотношения красок:
Это не мешает вам смешивать по-другому.
Истинный фиолетовый, он же пурпурный C50% M100% Y0% K0%, сиреневый (лавандовый) C50% M50% Y0% K0% (немного менее насыщенный, чем фиолетовый с примера двойника синего).
Не знаете, как выглядит золотой в CMYK? А вот так – C30% M30% Y100% K5%, пожалуй, Pantone будет больше похожим на золото.
Как вы поняли, подбирать краски для печати – это не только творческий, но и логический процесс, и только с опытом можно прочувствовать всю суть и с легкостью создавать нужные оттенки.
Сделали все по правилам, но все еще не уверены, что на печати будет хорошо?
Заказывайте цветопробу, если действительно цвет критично важен.
Но и здесь не так все просто. Существует несколько видов цветопроб с разной степенью доверия и ценой. Типографии используют, как правило, один наиболее удобный и проверенный опытом способ, а не все сразу на выбор.
Цветопроба – это допечатный образец цвета, который используют при тиражировании продукции. Ее применяют в основном для офсетной печати, для цифровой – можно настроить принтер и добиться нужного цвета на месте.
Важно помнить, что срок годности цветопробы около месяца при правильном хранении, так как со временем цвета могут искажаться. Цветопроба это не стопроцентная гарантия, не копия печатного оттиска, а всего лишь имитация.
Существует эффект метамеризма для аналоговых и цифровых цветопроб. Его суть в том, что при нормированном освещении цветопроба может соответствовать тиражу, но при искусственном свете – может искажаться.
Цветопроба изготавливается от А5 до А1 формата, но чаще всего это А4 или А3 формат. На цветопробу вы можете поместить все важные элементы, логотип, цвет обложки и т.д.
Печатать можно и по образцу оригинал-макета, который вас устраивает, но закрепить можно цветопробой. А если вы совсем уж переживаете даже после всего этого, то приезжайте на производство, и вы станете свидетелем первых приладочных оттисков вашей продукции. На месте можно будет осуществить дополнительные настройки, если все еще не тот цвет.
Если с CMYK все сложно, то можно для уверенности добавить Pantone для плашечного или корпоративного цвета, но это подразумевает дополнительные формы и специальную краску под ваш тираж, что дороже. Нельзя сказать, что Pantone всегда дорого, потому что, если печатать в два цвета, например, черный и цвет Pantone, то получается даже дешевле. Однозначно металлизированные цвета, люминесцентные и другие нестандартные нужно печатать Пантоном, но без Цмика все равно не обойтись.
Итоги и рекомендации:
Желаем вам удачи в поисках своей типографии, дизайнера и маркетолога. Все эти люди однозначно влияют на конечный результат.
Другие виды полиграфической продукции от компании PRINTLAND:
Как понимать «5% заполнение страницы» и на сколько страниц хватит вашего картриджа
Стандарт «5% заполнения» понятен не сразу и может сбить с толку. Эта терминология не проясняет, на сколько страниц хватит картриджа. Когда производители указывают, что ресурс печати 3 тыс. страниц при 5% заполнении, встаёт логичный вопрос:
Что же такое «5% заполнение страницы»?
Может показаться очевидным, что количество страниц, распечатанных на одной и той же модели полного картриджа, может варьироваться. Не совсем понятно, отчего это зависит. Давайте разберёмся.
При печати договоров, накладных и прочих документов, которые состоят в основном из текста, вы можете рассчитывать примерно на тот ресурс печати, который указан у картриджа. При печати, к примеру, доклада, в котором присутствуют несколько диаграмм и изображений в дополнение к тексту, то заполнение страницы уже составит больше пяти процентов. Ресурс печати того или иного картриджа обозначает максимальное количество страниц с заполнением в пять процентов, которое вы можете напечатать.
Стандарт пятипроцентного заполнения страниц в течение многих лет применяется в печати. ISO (международная организация по стандартизации) также применяет этот стандарт, поэтому ресурс печати всех картриджей указывается на примере 5% заполнения страницы.
«Пятипроцентное заполнение страницы» — звучит недостаточно понятно, но давайте посмотрим, как это выглядит на примерах:
Можно увидеть, что заветные 5% — на самом деле значительное количество текста. Важно представлять, что вы печатаете и какое примерно количество чернил или тонера уйдёт на заполнение такого документа. Если вы собираетесь печатать полноразмерные изображения, то картридж закончится быстрее, что вполне закономерно.
Мы часто слышим вопрос «Насколько хватит картриджа?», но ответить на него крайне сложно. Всё зависит от того, что именно вы печатаете и в каком объёме. Чем больше на распечатанных документах будет текста и изображений, тем быстрее закончится картридж.