как правильно написать рабочую программу по биологии

Рубрика: Рабочая программа

Содержание статьи

Что такое рабочая программа и для чего она нужна?

Рабочая программа — это документ, составленный лично педагогом и являющийся частью базисного учебного плана. Согласно закону об образовании рабочая программа должна быть у каждого учителя. В ней отражается содержание обучения, а также методы и приёмы с учётом условий работы. Сюда относится численность учащихся, их способности, состояние здоровья, особенности. Педагог, оценивая все эти условия, фиксирует в своей рабочей программе методы обучения и способы контроля для своих учеников.

Рабочая программа помогает организовывать деятельность учащихся, создавать положительную мотивацию, развивать любознательность и способности учеников.

Кто должен писать рабочую программу?

Рабочую программу учитель пишет сам. Базой для неё могут быть выпускаемые издательствами по заказу Министерства образования примерные основные образовательные программы. Использовать примерную программу в качестве рабочей, без внесения собственных корректив, не получится, так как в ней не учтены особенности работы в конкретном учебном заведении, классе, необходимость детализации и конкретизации учебных тем, имеющиеся в наличии материалы.

Сроки реализации и хранения рабочих программ

В большинстве случаев рабочая программа пишется на один учебный год. Это касается программ основного образования в школе. Отдельные рабочие программы предназначены для одной ступени или всего курса обучения — на срок от нескольких месяцев до двух лет. Такие программы разрабатываются в дополнительном образовании. Рабочая программа учителя сохраняется в архиве в печатном виде 1 год (следующий за годом реализации программы). В электронном виде — бессрочно.

Из чего состоит рабочая программа?

Перечисли обязательные разделы рабочей программы.

Как составлять рабочие программы и на основе чего их разрабатывать?

При составлении Рабочей программы педагог использует в качестве ориентира Примерную программу, или берет за основу авторскую программу.

Алгоритм действий

Как оформить рабочую программу?

Как оформить титульный лист?

Титульный лист должен содержать:

Что такое аннотация и как её написать?

Аннотация — это сжатое содержание пояснительной записки. Строгих требований к аннотации нет, есть только ориентировочный перечень пунктов:

Как оформить список литературы в рабочей программе?

В списке должно быть три раздела:

Как и кем утверждается рабочая программа?

Прежде чем Рабочая программа станет нормативным документом, её необходимо рассмотреть, согласовать и утвердить.

Можно ли использовать авторскую программу как рабочую?

Авторская учебная программа — это такой тип педагогической разработки, который является результатом интеллектуального труда и отражает собственный подход педагога к обучению по предмету. Такая разработка является интеллектуальной собственностью педагога, и если она соответствует Стандарту, и подходит для использования в имеющихся условиях, то возможно её использование в качестве Рабочей. Обязательно добавление в неё календарно-тематического планирования.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы?

Образовательная программа — это комплексный нормативный документ, объединяющий в себе основные и дополнительные программы всех ступеней образования, одним из элементов которых выступает Рабочая программа.

Можно ли купить или найти рабочую программу, и где?

Рабочая программа составляется учителем самостоятельно — это является залогом её дальнейшей эффективной реализации. Ни один человек со стороны, даже очень грамотный и опытный педагог, не в состоянии составить этот документ так, чтобы он действительно был рабочим. Тем не менее, в Интернете можно найти предложения по запросу «купить Рабочую программу». А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Педагоги пользуются этой услугой якобы для экономии времени и сил. Но на практике работать по такой программе непросто, и, как правило, её тоже приходится адаптировать под конкретные условия и конкретных детей.

Как вносить изменения в рабочую программу?

При наступлении обстоятельств, которые могут помешать реализации Рабочей программы в планируемые сроки (больничный учителя, карантин в школе, и т.д), учитель пишет объяснительную записку на имя директора, который, в свою очередь, издаёт приказ о корректировке рабочей программы. На основании этого приказа учитель вносит записи в лист коррекции и планирует мероприятия по преодолению отставания в усвоении учебного материала.

Как заполнить лист корректировки рабочей программы?

На листе корректировки должна быть указана причина внесения изменений, дата, раздел (разделы) программы, где эти изменения будут отражены, а также способ ликвидации отставания. Описание корректировки должно быть заверено завучем школы. Обычно эта информация объединяется в таблицу с соответствующими колонками: «Дата», «Причина внесения изменений», «Раздел, тема», «Содержание изменений», «Подпись учителя», «Согласовано с заместителем директора по УВР».

Примерные рабочие программы

Ниже представлены примерные рабочие программы, которые мы надеемся помогут хоть немного сэкономить время на их составление.

«Школа России» или «Перспективная начальная школа»? Что выбрать?

Перспективная начальная школа или Школа России? Что лучше выбрать родителям будущих первоклассников? В чем отличительные особенности каждой из программ? Как опр.

Программа «Гармония»

Программа «Гармония» для начальной школы представляет собой единый учебно-методический комплекс по 12 дисциплинам. В 2016 году программа «Гармония» была исключе.

Программа «Перспектива»

Содержание статьи Цель программы «Перспектива» Основные принципы Особенности программы Авторы программы Когда возникла программа «Перспектива» Плюсы и минусы пр.

Учебная программа «Школа России» для начальной школы

Программа «Школа России» на сегодняшний день является действующей и соответствует ФГОС. Комплект учебников для начальной школы был создан под чутким р.

Источник

Методические рекомендации по составлению рабочей программе по биологии

как правильно написать рабочую программу по биологии. Смотреть фото как правильно написать рабочую программу по биологии. Смотреть картинку как правильно написать рабочую программу по биологии. Картинка про как правильно написать рабочую программу по биологии. Фото как правильно написать рабочую программу по биологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ

Основой образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении является учебная программа – документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине. Она включает содержание разделов и тем, распределение их по годам обучения.

Сегодня в терминологическом аппарате дидактики используется следующие понятия учебных программ:

1. примерные программы по учебным предметам;

2. авторские программы по учебным предметам;

3. рабочие программы по учебным предметам.

Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания, которая является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, а также пути достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и для внедрения которой необходима экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности [1].

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что к компетенциям образовательного учреждения относятся «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин», которая входит в пакет документов школы, создаваемых в рамках реализации ФГОС и является составной частью основной образовательной программы (ООП) образовательного учреждения. Однако в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не определены требования к составлению рабочей программы, что является одной из проблем большинства педагогических работников образовательных учреждений Ставропольского края, в решении которой помогут методические материалы, рекомендованные Ученым советом ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО и включающие следующие элементы (табл. 1).

Структура рабочей программы общего образования

Нормативная (пояснительная записка)

Цели и задачи обучения.

Результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (литература, средства обучения, оборудование)

Рабочая программа – это локальный нормативный документ, который действует в рамках данного образовательного учреждения и разрабатывается на основе документов, в которых содержание обучения представлено в более обобщенной форме. Поэтому возможны следующие варианты оформления нормативных ссылок пояснительной записки рабочей программы.

1. Рабочая программа основана на примерной программе и не имеет аналогов. В этом случае в пояснительной записке рекомендуется сделать следующую ссылку: «Данная программа разработана на основе примерной программы по [название учебного предмета] и дать библиографическую ссылку на использованную примерную программу. Эта ссылка может быть или внутри текста или подстраничной, или может находиться в списке литературы в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» (пример 1):

Примерные программы основного общего образования. География // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

2. Если рабочая программа представляет собой модифицированную программу другого автора, в пояснительной записке необходимо указать: «В основу рабочей программы положена программа [инициалы и фамилия автора (авторов)] (пример 2):

Лапин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений // Под ред. проф. Б.А. Лапина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96с [2].

3. Наиболее распространенной в практике случай – использование опубликованной авторской (федеральной) программы в качестве рабочей. В этом случае в пояснительной записке указывается: «В качестве рабочей программы используется программа [инициалы и фамилия автора (авторов)]», – и дается соответствующая ссылку на программу.

Нормативные документы более высокого ранга (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие законы, ФГОС общего образования) упоминаются в тексте пояснительной записки в случае необходимости. Такая необходимость может возникнуть в образовательных учреждениях общего образования с родным (нерусским) или русским (неродным) языком обучения.

Цели и задачи обучения

Главным компонентом пояснительной записки к рабочей программе являются цель и задачи обучения. При описании целей очень «важно, чтобы они располагались в определенной последовательности и были сгруппированы» [6]. Последовательность изложения целей в рабочей программе зависит от специфики учебного предмета. Не менее важно обоснование целей, их соответствие целям общего образования и целям образовательного учреждения. Если цели в пояснительной записке описаны очень подробно, то описание задач можно не включать.

При написании этой части пояснительной записки к ранее опубликованной рабочей программы другого автора сначала указываются цели и задачи в оригинальной формулировке обязательно в кавычках с библиографической ссылкой:

«Цели обучения (название учебного предмета без кавычек в дательном падеже) состоят: в «[цитирование целей из изменяемой (дополняемой) программы]» (библиографическая ссылка).

С учетом особенностей (полное название образовательного учреждения) эти цели дополняются следующими: [перечисление дополнительных целей].

С целью и задачами обучения, которые указываются в рабочих программах, тесно связаны ведущие идеи разрабатываемого курса.

Ведущие идеи − концептуальные положения, лежащие в основе разработки программы и отличающие её от других программ по этому же учебному предмету. Они могут быть описаны разными способами, поскольку сами идеи могут быть как методическими, так и содержательными.

Примером содержательного подхода к определению ведущих идей может служить пояснительная записка к программе по химии для основной школы, в которой выделены следующие идеи:

«1. в природе существует связи между составом, строением веществ и химическими свойствами;

2. знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ;

3. развитие химической науки направлено на удовлетворение интересов общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством».

Примером описания методических ведущих идей по химии являются:

«1. усиление деятельностной составляющей обучения, что проявилось не только в значительном расширении ученического эксперимента, но и введении в содержание обучения химии … обучение разнообразным приемам работы с различными видами текстов на изучаемом химическом материале;

4. направленность содержания обучения химии на развитие познавательного интереса обучающихся и формирование у них осознанного выбора профиля обучения в средней (полной) школе» [8].

Ведущие идеи рабочей программы всегда связаны с нормативными документами более высокого уровня. В ведущих идеях курса раскрывается его самобытность, отличия от имеющих аналогов. Именно здесь должны проявиться особенности учителя, образовательного учреждения региона. Эти же особенности получают свое отражение в результатах освоения школьниками программ по отдельным учебным предметам.

Результаты освоения учащимися разрабатываемой рабочей программы уточняют и детализируют результаты, указанные в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» ФГОС [7] и в примерных программах по отдельным учебным предметам. Поэтому их следует излагать в той же последовательности, придерживаться тех же формулировок, которые использованы в этих документах.

В рабочей программе результаты обучения должны быть классифицированы одновременно по двум основаниям: по обобщенности результатов (личностные, метапредметные, предметные) и по деятельности человека в коммуникативной, нравственной, познавательной, трудовой, эстетической сферах и в сфере физической культуры.

Формирование перечисленных сфер культуры происходит в результате соответствующей деятельности обучающихся:

познавательная сфера культуры формируется при познавательной (интеллектуальной) деятельности;

коммуникативная сфера культуры – результат коммуникативной деятельности;

эстетическая сфера культуры – результат художественной деятельности и т.д.

При описании результатов в рабочих программах сферы культуры необходимо перечислять в последовательности уменьшения вклада конкретного учебного предмета в формирование каждой из сфер. Например, дисциплины естественнонаучного цикла направлены, прежде всего, на формирование познавательной (когнитивной) сферы, в то время как их вклад в формирование эстетической сферы оказывается минимальным. Предметы гуманитарного цикла, а также информатика в первую очередь формируют коммуникативную сферу, при описании личностных и предметных результатов эта сфера будет представлена первой.

Личностные и метапредметные результаты приводятся в последовательности уменьшения вклада учебного предмета в их формирование.

В первую очередь описываются те личностные результаты, которые могут быть достигнуты в результате изучения учебного предмета.

Результаты обучения должны соотноситься с целями. Одинаково недопустимо, когда цель не получает своего отражения в результатах обучения и когда результаты обучения выходят за рамки поставленных целей, например, в одной из рабочих программ по информатике (табл. 2).

Сопоставление целей и результатов обучения

Результаты обучения, не соответствующие целям обучения

Продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;

освоение среды программирования Лого;

знакомство с программой Movie Maker ;

формирование навыков написания программ

интерфейс программы Power Point

приемы работы в программе РР.

работать в программе Power Point ;

вставлять объекты в презентацию;

настраивать анимацию объектов;

добавлять/удалять слайды из презентации;

настраивать смену слайдов в презентации

Итак, в пояснительную записку обязательно включать в подразделы:

1. нормативные ссылки – библиографическое описание нормативных документов более высокого ранга;

2. цели и задачи обучения – конкретизация общих целей и задач, определенных ФГОС ООО и уточненных основной образовательной программой образовательного учреждения, с учетом особенностей работы учителя. Цели обучения не могут вступать в противоречие с общими целями на федеральном уровне. Задачи должны обеспечить достижение поставленных целей;

3. ведущие идеи – концептуальные положения, лежащие в основе разработки программы и отличающие её от других программ;

4. результаты обучения – образовательные достижения учащихся в личностном, метапредметном и предметном плане, которые согласуются с поставленными целями [1].

В рабочей программе должно быть отражено содержание учебного предмета всех лет обучения или содержание обучения на конкретной ступени образования. При написании содержания необходимо отобрать содержание обучения, которое конкретизировало бы примерную программу, и структурировать содержание по классам (годам обучения), разделам (темам). Только в этом случае можно отследить полноту содержания и оценить логичность его введения.

Для каждого класса необходимо указать число недельных часов, общее число учебных часов за учебный год и объем резервного времени.

Число недельных часов определяется учебным планом образовательного учреждения. При этом нужно обратить внимание на определение объема резервного времени.

Для каждого раздела и /или темы должно быть указано число часов, отводимых на изучение. Появление одночасовой темы свидетельствует о недостаточно тщательной продуманной структуре курса.

Дополнительное содержание обучения, вводимое в модифицируемые ранее опубликованные рабочие программы других авторов, в тексте программы должно быть выделено в виде специальной рубрики «Дополнительно вводимое содержание обучения».

После написания основного содержания программы желательно проверить его соответствие целям, задачам и результатам обучения.

Планирование − это план реализации учебной программы, то есть конкретизированная до уроков последовательность введения единиц содержания обучения, входящих в каждую из тем (разделов) [1].

Тематическое планирование рабочей программы отличается от тематического планирования в примерных программах по отдельным учебным предметам, в которых не отображается распределение учебного материала по урокам и не учитывают особенности работы учителя.

Тематическое планирование составляется в виде таблицы, однако его структура в разных образовательных учреждениях оказывается различной. Это следствие разных требований администрации и методических объединений школ к содержанию тематического планирования.

Для того чтобы понять, что следует включать в тематическое планирование, обратимся к толковому словарю под редакцией Д.Н. Ушакова, в котором определяется «планирование как действие по глаголу «планировать» − «составлять, разрабатывать план». Применительно к программе учебного предмета планирование – это план реализации учебной программы, то есть конкретизированная до уроков последовательность введения единиц содержания обучения, входящую в каждую из темы (разделов).

Поскольку тематическое планирование носит перспективный характер, в нем должна получить отражение информация, независимо от учебного предмета:

1. номер урока в двух вариантах: порядковый с начала учебного года и порядковый внутри изучаемой темы;

2. дата проведения урока (рекомендуется проставлять карандашом);

3. название урока, которое должно отражать содержание урока;

4. впервые вводимые понятия (основное содержание урока).

Для отражения в календарно-тематическом планировании специфического содержания учебного предмета можно ввести в таблицу не более двух дополнительных граф (табл. 3).

Пример календарно-тематического планирования

8 класс, 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 10 часов – резервное время

Название (как будет записано в классном журнале)

Основное содержание и виды деятельности учащихся

Источник

Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебного предмета биология

как правильно написать рабочую программу по биологии. Смотреть фото как правильно написать рабочую программу по биологии. Смотреть картинку как правильно написать рабочую программу по биологии. Картинка про как правильно написать рабочую программу по биологии. Фото как правильно написать рабочую программу по биологии

Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебного предмета биология

Например: «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5—11 классы» (Пасечник)

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Описание учебно-методического комплекта

Контроль уровня обученности

Литература и другие средства обучения

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
— наименование ОУ
— название предмета
— класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения
— год разработки
— гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением,
— гриф согласования программы с руководителем ОУ.
— сведения о составителе программы с указанием должности
— следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа
Титульный лист рабочей программы может выглядеть следующим образом:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В пояснительной записке обязательно следует отразить:
— нормативную базу преподавания данного учебного предмета
— место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования,
— цели и задачи реализации учебного предмета;
— роль предмета в формировании ключевых компетенций;
— чем отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве основы, индивид. рабочей программы
— межпредметные связи изучения предмета;
— особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
— формы контроля, используемые учителем

При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:
— какой раздел дополнен новыми темами,
— почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему,
— перераспределено количество часов внутри раздела, темы,
— изменена последовательность изучения учебного материала.

Нормативная база преподавания предмета содержит перечень нормативно- правовых документов, регламентирующих преподавание биологии:

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.

Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений ростовской области.

Учебного плана ОУ на 2010-2011учебный год.

Примерной (авторской) программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего ( полного) общего образования) по биологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ ФГОС

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. Форма учебно-тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель., Например, в 2010-2010 учебном году с учетом рекомендована продолжительности учебного года:
для 9, 11-ых классов – 34 недели;
для остальных классов – 35 недель
Календарно-тематический план составляется на основе рабочей программы. Структура календарно-тематического планирования есть также в методических письмах о преподавании учебных предметов. Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования.
2. Они должны быть распределены по классам, а не охватывать в целом всю ступень обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть прописаны по каждому году обучения.

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМОГО УМК
Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно-методический комплект

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
В данном пункте программы можно перечислить формы контроля (тематические диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно- измерительные материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *