какие есть сми в россии
Средства массовой информации России
Согласно российской классификации, СМИ имеют следующие признаки:
Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
СМИ обязаны регистрироваться в органах Росохранкультуры, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. Им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д. [3]
Содержание
Телевидение
16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330. [4]
На данный момент в России существуют следующие телеканалы: Первый канал, Россия 1, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Россия 2, Перец, Муз-ТВ, OCEAN-TV, MTV, ТВ3, A-ONE, Канал Disney, 2×2, РБК, Звезда, Карусель, Bridge TV, Евроновости, Мир, Спас, Союз, Благовест, Ностальгия, ТДК и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов.
Попытки российской оппозиции создать общественное телевидение пока не увенчались успехом из-за материальных трудностей. Наиболее близкими к оппозиции являются телеканалы «Дождь» и РЕН ТВ.
Печать
Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725 [5] печатных СМИ.
Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.
Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %). [4]
В 2008 году в России выходили 8978 газет, что на 62 % больше показателя 1999 года. [6] [7] Общий годовой тираж российских газет в 2008 году составил 8 млрд экземпляров. [8]
В 2008 году число журналов и других периодических изданий в России сотавляло 6698 штук, что в два раза больше показателя 1999 года. [6] [9] Годовой тираж журналов и других периодических изданий в 2008 году — 1,61 млрд эксземпляров, что в 2,7 раза больше показателя 1999 года. [10]
Печатные СМИ по языкам
Радио
Информационно-новостные радиостанции в России:
Информационные агентства
Российские информационные агентства:
Свобода СМИ в России
Примечания
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹
Федеральное агентство новостей сделало классификатор российских СМИ
Федеральное агентство новостей (ФАН) выпустило классификатор российских СМИ, в который вошло 100 самых читаемых изданий с федеральным охватом. СМИ поделили на пять категорий: иностранные, антироссийские, общественно-политические, государственные и патриотические.
Как отметили авторы классификатора, он создан для того, чтобы «помочь читателям выбрать надежный источник информации». «Нет никакого перечня, заглянув в который, читатель мог бы сразу понять, подходит ему то или иное издание для чтения или нет — и в силу мировоззренческих взглядов, и в силу политических. Зато есть риск наткнуться, например, на антироссийское издание, которое беспричинно поливает грязью нынешние реалии и гнет свою линию — то преклоняясь перед западными странами, то провоцируя резко негативные настроения в обществе», — написала редакция.
Среди иностранных выделили «Медузу» (несмотря на то что почти вся редакция издания — россияне), «Idel.Реалии» и BuzzFeed Russia (чьи редакции находятся в России) и проекты «Крым.Реалии», «Сибирь.Реалии» и «Кавказ.Реалии».
Антироссийскими назвали РБК, «Дождь», «Коммерсант», «Новую газету», «Ведомости», «Сноб», а также холдинг Hearst Shkulev Media, куда, помимо изданий «Фонтанка», «НГС», E1.ru и N1.ru входят и глянцевые журналы Elle и Tatler.
«Афиша», как и The Village, Forbes, Tatler, Esquire и другие, попали в категорию общественно-политических СМИ. На удивление, в раздел попали в основном лайфстайл-издания, для которых общественно-политические события не стоят в приоритете при освещении повестки дня. Почему‑то в раздел попало издание Medialeaks, которое преимущественно пишет о мемах и шутках в интернете, а также журналы о жизни звезд — Hello и «7 Дней».
К государственным СМИ отнесли ТАСС, РИА «Новости», «Интерфакс» «Маяк» и другие, а в список патриотических ФАН отнесло само себя, а еще «Известия», «Газету», Life, «Аргументы и факты», «Царьград» и другие. «Ленты» по неизвестным причинам не оказалось ни в одном списке.
Некоторые журналисты остались не согласны с распределениям СМИ в классификаторе.
зато Газета.ру патриотическая. Надеюсь они уже по пригожинскому рейтингу включили онлайн
Поправил для вас табличку-классификатор СМИ
А то на предыдущей были опечатки в паре мест pic.twitter.com/iQ2Q0Tqtvg
Вот блин. Опять работаю в антироссийской медиа. А на собеседовании не предупреждали.
Примечательно, что ФАН связывают с «фабрикой троллей» Евгения Пригожина или Агентством интернет-исследований (АИИ). В апреле фейсбук заблокировал аккаунты РИА ФАН, так как руководство соцсети связало издание с «фабрикой троллей» или АИИ.
СМИ в России
Содержание
Общее число СМИ
2021: 61,5 тыс действующих СМИ
На середину 2021 года в реестре Роскомнадзора 149 288 СМИ, из них действуют только 61 576 — около 40%. С 1990 года по 2012 год количество новых регистраций СМИ в целом росло — от 572 в 1990-м до 7582 в 2012-м. Случались и «провалы» — например, в 2004 году было зарегистрировано всего 4818 новых СМИ. Связано это было, скорее всего, с упразднением Минпечати (его последним главой был Михаил Лесин) в ходе реорганизации правительства после выборов Владимира Путина на второй срок. Тогда функции по регистрации СМИ долго передавались в Минсвязи. Но на общую тенденцию такие провалы не влияли — больше всего новых СМИ получали лицензии в 2003-2013 годах, потом начался резкий спад.
Регистрационный «бум» середины 2000-х медиааналитик Василий Гатов объяснял тем, что в это время газеты и журналы регистрировали свои сайты как отдельные медиа. Кроме того, крупные федеральные газеты, такие как «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Теленеделя» как раз в середине 2000-х выкупали и перерегистрировали региональные издания, раньше работавшие по их франшизе.
Из 3700 изданий, получивших регистрацию в 2019 году, почти каждое третье зарегистрировали государственные учреждения. В 2020 и 2021 году — больше четверти. Для сравнения — в 2001-2011 годах новые СМИ, учрежденные административными структурами, составляли по 6-9% от всех медиа, получивших лицензию в течение года.
Рекордсменами по «огосударствлению» СМИ довольно предсказуемо являются национальные республики. На первом месте Чечня — из 38 зарегистрированных СМИ 28 (или 73,68%) учреждены административными структурами. На втором — Кабардино-Балкария (67,86%), на третьем — Адыгея (63,64%). В ТОП-10 регионов, в которых доля государственных СМИ выше всего, попала только одна область — Омская, в ней СМИ, учрежденных госструктурами, почти половина от общего количества (49,52%).
В абсолютных цифрах по количеству СМИ, учрежденных госорганизациями, лидируют Москва и Подмосковье (по региону распространения) — 367 СМИ из ныне действующих, это 19% от общего числа московских СМИ, на втором месте — Санкт-Петербург и Ленобласть с 302 госСМИ (13% от всех местных СМИ), на третьем — Башкирия со 155 СМИ (47%), на четвертом — Татарстан со 146 СМИ (39%), замыкает пятерку Тюменская область со 134 СМИ (27% от всех имеющих лицензию тюменских СМИ).
В ряде регионов государственные СМИ объединены в холдинги. Так, например, сделано в Татарстане, где акционерное общество «Татмедиа», принадлежащее правительству республики, учредило 259 различных изданий (это 77,3% от всего количества изданий, которые официально относятся к государственным). По контракту с республиканским агентством по печати «Татмедиа» производит передачи и ролики для местного телевидения и газет. До 2021 года холдинг получал на эти цели от правительства ежегодно сотни миллионов рублей.
Медиахолдинги
Крупнейшие
Крупнейшими по объему выручки в России по итогам 2012 года являются следующие медиахолдинги:
Средние
Специализированные
СМИ по размеру аудитории
Отраслевые СМИ
Карты собственности
Карта собственности в российском медиа-бизнесе на октябрь 2013 года здесь.
Кликните, чтобы увеличить
Господдержка СМИ
2021: На социально значимые проекты электронных СМИ выделят 1,85 млрд рублей за три года
Начиная с 2021 г. выдача субсидий социально значимым проектам электронных СМИ, социальным и образовательным интернет-сайтам будет регулироваться постановлением Правительства при непосредственном участии Минцифры. Соответствующее постановление №103 от 2 февраля 2021 г. за подписью премьер-министра Михаила Мишустина опубликовано на сайте Правительства России.
Суммарный объем субсидий на социально значимые проекты электронных СМИ, социальных и образовательных интернет-сайтов в период 2021-2023 г. составит 1,85 млрд руб. (по 617,3 млн руб. в год), следует из текста федерального закона о государственном бюджете России на 2021 г.
Львиная доля этих расходов запланирована в качестве финансовой поддержки крупных телеканалов и расширения телевизионного вещания, в том числе, на развитие второго мультиплекса и трансляции его программ в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, а также на «информационно-разъяснительное и экспертно-социологическое сопровождение результатов и мероприятий национальных проектов в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».
В документе также отмечено, что бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании законопроекта по разделу «Средства массовой информации» в 2022-2023 гг., составят 6 млрд руб. ежегодно, и будут направлены на поддержку СМИ.
Ранее правила субсидирования СМИ ежегодно утверждались приказом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), подведомственного Минцифры. В конце 2020 г. ведомство было упразднено вместе с Федеральным агентством связи (Россвязь).
Формированием комиссии по отбору конкурсных заявок отныне будет заниматься Минцифры. На сайте ведомства будут публиковаться все данные о конкурсе, включая сроки проведения, требования к оформлению заявки и к документам для участия.
На субсидии из госбюджета могут претендовать прошедшие конкурсный отбор учредители СМИ – юрлица (кроме госучреждений), осуществляющие производство, распространение и тиражирование социально значимых теле- и радиопрограмм, документальных телефильмов, создание и поддержание интернет-сайтов социального или образовательного значения. Субсидии предоставляются в рамках подпрограммы «Информационная среда» госпрограммы «Информационное общество», отмечается в документе.
Субсидии недоступны иностранным юрлицам и компаниям с долей иностранных юрлиц более 50%, а также тем, кто уже является получателем подобной субсидии.
Среди ключевых критериев отбора социальных проектов электронных СМИ для получения субсидий в документе указано соответствие приоритетным направлениям государственной политики России, социальная значимость, проработанность сценарной концепции, достоверность расчетов стоимости проекта и соответствие целевой аудитории. Для интернет-сайтов также учитывается их посещаемость.
Размер субсидии рассчитывается как сумма затрат по направлениям расходов получателя субсидии, заявленных при конкурсном отборе проекта. Критерием исполнения проекта является общий хронометраж произведенной теле- или радиопродукции, или создание и поддержание сайта для интернет-проектов.
Средства, полученные в рамках субсидии, позволяется расходовать на зарплаты штатных и нештатных работников, выплаты авторских вознаграждений и актерских гонораров, а также на все соответствующие страховые, пенсионные и медицинские выплаты.
Субсидии также могут расходоваться на командировочные и транспортные расходы, аренду помещений, студий, съемочных площадок, съемочной, осветительной и звукозаписывающей техники, оплату услуг связи (кроме телерадиокомпаний с уставной господдержкой), реквизита, костюмов, декораций, услуг студий и монтажных аппаратных. Допускается оплата услуг ИП, участвующих в процессе в качестве режиссера, оператора звукорежиссера, мультипликатора, специалиста по компьютерной графике, артиста и др. Сюда же включены расходы на права использования аудио-, видео- и фотоматериалов, архивные материалы, трюковые съемки и приобретение расходных материалов.
Прошедшие конкурсный отбор владельцы социальных или образовательных сайтов могут расходовать средства субсидий на зарплаты, оплату интернет-трафика и продление регистрации доменного имени сайта, техподдержку и администрирование своего ресурса. Сюда же включены расходы на архивные материалы, права на использование информации, аренду серверов и оплату хостинга, приобретение лицензионного ПО и расходных материалов.
Категорически запрещается тратить средства субсидий из госбюджета на покупку иностранной валюты – кроме закупки импортного оборудования, сырья, комплектующих и операций для достижения целей субсидии. [1]
2012: Сколько денег государства тратят на поддержку СМИ
Доходы
Число занятых в отрасли
По данным Института цифровых трансформаций и исследований экономических трендов с момента своего пика в 2008 году занятость в отрасли газетно-журнальной продукции упала в 3,2 раза – с 876 000 человек до 273 тысяч в 2018 году. Количество работающих в газетах упало почти в 5.78 раза (максимум занятых в газетных издательствах пришелся на 1999 год – 445 000 работников), в журналах – более чем в 3.2 раза (589 000 занятых в 2008 году). Причины кризиса – распространение мобильного интернета, крах системы дистрибуции прессы, снижение популярности института подписки в условиях все более широкого распространения бесплатного, пусть и менее качественного, контента.
Выбывающие рабочие места замещаются новыми, прежде всего в интернет-сегменте. Тем не менее, с кризисного 2008 года в сегменте интернет-СМИ появилось лишь 80 000 новых рабочих мест, тогда как в секторе традиционных СМИ выбыло более 600 000 рабочих мест.
Потерявшие работу сотрудники печатных СМИ переквалифицируются в копирайтеров, PR- и SMM-специалистов (многие – на фрилансе), кто-то просто покидает медиаотрасль.
Прогноз для отрасли печатных СМИ также не радужен: к 2023 году число рабочих мест в отрасли сократится еще в 1.7 раза (к показателям 2018 года). Однако, потребность в специалистах в сетевых интернет-изданиях России в 2019-2023 годах будет расти устойчивыми темпами (на 15-20% в год), и выбывающие рабочие места в принте почти в полном объеме будут замещаться вновь создаваемыми в интернет-сегменте. Ожидается, что в 2023 году количество рабочих мест в этих сегментах практически сравняется (157 000 в газетно-журнальных издательствах против 154 000 в интернет-СМИ).
Качество журналистики
Стандарты взвешенной журналистики сложились в основном во второй половине ХХ в., и произошло это благодаря уникальному стечению обстоятельств: устойчивому экономическому росту, заинтересованности бизнеса в расширении числа своих потребителей за счет растущего среднего класса, а также благодаря готовности потребителей платить за газету, а читать только ее часть – например, проглядывать лишь главные политические новости или новости спорта. Таким образом читатели субсидировали друг друга, а частные компании, готовые платить по высоким ставкам за рекламу в газетах и журналах, поддерживали качественную, требующую больших расходов работу журналистов. Норма прибыли медийного бизнеса в США доходила до 30%, оставляя позади ритейл и торговлю автомобилями.
Эта идиллия уходит – точнее, уже ушла – в прошлое. Людям не так интересно читать про политику, если они интересуются только спортом. Компаниям не интересно платить за рекламу, потому что есть другие, более эффективные способы расширять аудиторию потребителей: социальные медиа позволяют выходить на нужного клиента гораздо точнее и дешевле.
На протяжении 4–5 веков существования газет они либо были государственными листками со скучными дипломатическими реляциями, либо отражали узконаправленные партийные взгляды, либо – уже ближе к концу XIX в. – ориентировались на самую низкообразованную публику, становясь тем, что называлось желтой прессой.
В 2018 году все больше свидетельств того, что пресса возвращается в состояние, в котором она была до первой половины ХХ в. В то состояние, в котором слухи, споры диванных знатоков, шутки и есть главное содержание медиа. Когда читаешь каналы в Telegram и просматриваешь ленту в других соцмедиа, невозможно отделаться от ощущения, что переносишься все дальше в прошлое (т. е. будущее, конечно), не вставая с дивана, переезжаешь в новый мир. Здесь нет готового, выверенного взгляда, нет ясности, кто специалист, а кто – нет, хотя, проведя некоторую аналитическую работу, эксперта – и даже хорошего – можно найти. Но если ясно, что человек – специалист, то не ясно, какова его мотивация и чего он хочет добиться, публикуя тот или иной текст. Понятно только, что есть шутки смешные и есть несмешные.
Российская огосударствленная пресса невероятно выиграла от того, что национализация медиа и возгонка эмоций, которой занялись российские политические менеджеры, совпали с наступлением социальных сетей и отступлением той модели медиабизнеса, которая в России по-хорошему так и не успела укорениться. Как часто уже бывало, мы перепрыгиваем эпоху, толком не успев ее прочувствовать. У нас кусочки русского XIX века сшиваются на глазах с заимствованными технологиями ХХI в., сопрягаясь в какое-то страннейшее новое полотно, ориентироваться в котором, неся за это издержки, в том числе в виде оплаты информации, которая раньше субсидировалась, каждому придется самому.
Средства массовой информации (СМИ)
Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 458-460
Скопировать библиографическую ссылку:
Средства массовой информации (СМИ)
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 определяет СМИ как совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации. Принятие этого нормативного акта, а также предшествовавшего ему Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990) – новый этап в истории отечественной журналистики. Впервые за всю историю России деятельность СМИ регулировалась специальным законом, в котором были сформулированы осн. правила учреждения, регистрации, функционирования средств массовой информации, провозглашалась недопустимость всякой цензуры. Это открывало широкие правовые и профессиональные возможности для рос. журналистов и СМИ в целом в освещении важнейших событий политической, экономической, социальной, культурной жизни страны. На основе рос. закона о СМИ и в соответствии с ним были приняты федеральные законы об экономической поддержке СМИ и книгоиздания, об обязательном экземпляре документов, президентские указы и правительственные постановления, определившие правовые основы издательской деятельности, лицензирования телерадиовещания и т. д. В совокупности эти нормативные акты составляют законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, которое, в свою очередь, опирается на положения ст. 29 Конституции РФ о свободе массовой информации, недопустимости цензуры, праве каждого на информацию и свободу выражения мнений.