какие есть стадии конфликта

Какие есть стадии конфликта

какие есть стадии конфликта. Смотреть фото какие есть стадии конфликта. Смотреть картинку какие есть стадии конфликта. Картинка про какие есть стадии конфликта. Фото какие есть стадии конфликта

какие есть стадии конфликта. Смотреть фото какие есть стадии конфликта. Смотреть картинку какие есть стадии конфликта. Картинка про какие есть стадии конфликта. Фото какие есть стадии конфликта

Есть «предел терпимости» напряжения, своего рода энергетический барьер. Когда энергия раздражения, медленно накапливавшаяся на предконфликтной стадии, прорывает этот барьер, тогда любой мельчайший повод, как искра, зажигает пламя конфликта.

какие есть стадии конфликта. Смотреть фото какие есть стадии конфликта. Смотреть картинку какие есть стадии конфликта. Картинка про какие есть стадии конфликта. Фото какие есть стадии конфликта

какие есть стадии конфликта. Смотреть фото какие есть стадии конфликта. Смотреть картинку какие есть стадии конфликта. Картинка про какие есть стадии конфликта. Фото какие есть стадии конфликта

Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал* негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения. Такого рода кульминация — это еще один вариант острого конфликта.

какие есть стадии конфликта. Смотреть фото какие есть стадии конфликта. Смотреть картинку какие есть стадии конфликта. Картинка про какие есть стадии конфликта. Фото какие есть стадии конфликта

Здесь нам необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта.

Цена конфликта (Ц к) для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:

1) затраты (Э) энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

2) ущерб (Д), наносимый недружелюбными действиями другой стороны;

3) потери (С), связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон и несогласованности их усилий, беспорядок, застой, утрата общественного престижа и т. д.): Ц к = Э + Д + С

Цену конфликта, в принципе, можно перевести в денежное выражение, но обычно она выступает как интуитивное понятие. Нестрогость интуитивно улавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнивать ее с другой интуитивно оцениваемой величиной — ценой выхода из конфликта.

Цена выхода из конфликта (Ц вк) — это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-то приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне; и т. п.) и приобретениями (П), которые даст выход (освобождение сил для другого поля деятельности; открытие новых возможностей, и пр.): Ц вк = у – п

Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же выгоднее прекратить его. Однако для принятия окончательно решения надо еще, вдобавок, учесть два важных обстоятельства. С одной стороны, нужно взвесить шансы на победу в конфликтной борьбе и оценить преимущества, которые принесет победа. Здесь остается простор для любителей риска. Они могут решить бороться дальше в надежде на победу и большой выигрыш, оставив в стороне рациональные доводы. Но если риск представляется неоправданным, то при Ц к >Ц вк есть все основания искать путь к прекращению конфликта. А с другой стороны, необходимо принять во внимание, что цена выхода из конфликта может сильно меняться в зависимости от условий, на которых выход осуществится. Это подводит к необходимости договариваться с другой стороной с целью найти способ улучшить эти условия и понизить тем самым цену выхода из конфликта.

Для конфликтолога-практика понятия цены конфликта и цены выхода из конфликта — это рабочие инструменты, с помощью которых очерчивается выбор наилучших перспектив развития конфликтной ситуации. Конфликтующие стороны, как правило, настолько втягиваются в борьбу друг с другом, что она кажется единственно возможным способом бытия. Они начисто забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего и жить лучше, если выйдут из конфликтной борьбы. Вспомним Ивана Ивановича из гоголевской повести — конфликт поглотил его и заставил покинуть привычную колею жизни, но вернуться в нее он уже не может. Когда конфликтолог, сталкиваясь с подобным «уходом в борьбу», настраивает конфликтующие стороны на рациональный подход к подсчету и сравнению цены конфликта и цены выхода из него, это нередко отрезвляет страстно увлеченных борцов «за победу во что бы то ни стало».

Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что конфликтанты устают враждовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость они, если контакты между ними неизбежны, постепенно приучаются не придавать особого внимания неприятным чертам поведения другой стороны, не наступать ей на «больную мозоль», находя вместе с тем способы отстаивания своих основных интересов. Многое здесь зависит от житейской мудрости конфликтантов, их способности понять, что можно жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек.

Однако гораздо чаще завершение конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Такие усилия могут потребовать немалого искусства и большой изобретательности.

Источник

Какие есть стадии конфликта и зачем их знать?

Время от времени мы ссоримся с родными, препираемся с коллегами, спорим с начальником. И делаем это с переменным успехом, потому что не задумываемся о логике разногласий. Этим профессионально занимаются конфликтологии. Чтобы облегчить себе работу, а простым людям жизнь, они буквально препарировали конфликтную ситуацию и разложили ее на 3 стадии конфликта.
Конфликт – это многогранное, подвижное понятие. Как живой организм он развивается по своим законам. Выведенная закономерность поможет руководителям, сотрудникам, родителям, супругам оценить конфликтную ситуацию без искажения сути, страха перед ней, справиться с последствиями стресса и конструктивно разобраться в последствиях.

Стадии конфликта.

Стадия 1. Предконфликт.

Конфликт даже еще не обозначился. Кто-то что-то сказал или не сказал, другой смолчал или не смолчал. В первого взгляда ничего не случилось. Но снежок, из которого потом сформируется лавина, уже слепился. Между будущими участниками столкновения постепенно назревает напряжение. Если не делать вид, что ничего не происходит, на этой стадии ситуацию еще можно обезвредить «малой кровью». Пренебрежение от ссоры не убережет. Но ситуация будет развиваться сама по себе без участия оппонентов.

Постепенно атмосфера накаляется до такой степени, что достаточно мелочи: взгляда, слова, жеста, чтобы разразилась буря.

Стадия 2. Конфликт.

Собственно конфликт – это инцидент, во время которого большинство теряет самообладание и привычно движется по накатанной схеме. Одни предпочитают кричать и топать ногами, другие – втягивают голову в плечи и молчат, третьи – предлагают пути решения, четвертые – идут в суд, пятые – распускают руки. Все зависит от пережитого опыта и словарного запаса оппонентов. Чем больше словарный запас участников, тем выше вероятность закончить стычку без применения физической силы.

Конфликт не может длиться вечно. Когда основной накал страстей спадает, стороны расходятся в разные стороны, делают свои выводы о случившемся. Часто эти выводы построены на эмоциях, поэтому имеют мало общего с настоящим положением дел.

Стадия 3. Постконфликт.

Участники столкновения анализируют полученный результат и сравнивают его со своими ожиданиями. Ожидания оправдались? Отношение к произошедшему вселяет оптимизм. Неоправданные ожидания становятся поводом для «конфликтофобии». Конфликтная ситуация может привести к полному разрушению отношений или укрепить их. Разрушение отношений часто становится первой стадией нового конфликта. Укрепление отношений позволяет сделать вывод: не все так плохо в ссоре, если после нее можно классно помириться.

Но конфликт не просто так называют живым организмом. Он растет, питается эмоциями участников, создает некий потенциал для развития, переживает рост и спад энергии. Было бы совсем просто поделить такую сложную систему только на 3 стадии. Чтобы получше изучить и понять энергетику столкновения, конфликтологи разделили стадии развития конфликта на несколько этапов:

Даже тогда, когда кажется, что все вышло из-под контроля, можно подключить логику, здравый смысл и перейти к сотрудничеству вместо бесконечной вражды.

Этапы развития конфликта.

Этап 1. Зарождение конфликта или «ничто не предвещало беды».

Чтобы распознать конфликт на начальном этапе нужна сверхинтуиция или многолетний опыт работы конфликтологом. На самом старте можно урегулировать ситуацию простыми способами. Когда на саму конфликтную ситуацию еще не потрачено время, не сформировались силы оппозиции, не привлечены участники со стороны. Лучшим способом урегулирования может стать простой разговор между сотрудниками, супругами, родителями, детьми. Он уменьшит разрушительные силы и приведет к конструктивному решению назревающей конфронтации.

Например: приход творческого и свободолюбивого сотрудника на фирму с жесткими дисциплинарными рамками порождает активное сопротивление с его стороны. Если проигнорировать сопротивление на ранних этапах, потратить силы на обучение новичка, убеждение, преодоление сопротивления, можно развалить сложившийся коллектив, потерять дисциплину и выпустить ситуацию из-под контроля.

Этап 2. Созревание или «поиски союзников».

Например: вялотекущие ссоры между разными отделами на предприятии иногда длятся годами. За это время сотрудники больше озабочены взаимными обвинениями, обсуждением недостатков друг друга, нежели работой. В интересах руководителя – собрать оппонентов в одном кабинете, дать высказаться, подискутировать и разойтись по своим делам до того как разногласия приведут к массовому увольнению или открытому саботажу.

Этап 3. Инцидент или «спущенный курок».

К сожалению, иногда участники начинают распознавать конфликт только на этом этапе. Когда уже четко распределены роли «жертвы», «палача», «судьи», «базарной бабы», «миротворца», «козла отпущения» и другие. Как бы аккуратно не вела себя оппозиция, щелчком станет невымытая чашка, неправильная цифра после запятой в отчете, любое замечание. В итоге мелкий камушек приведет к обвалу породы. Лучшее, что можно сделать на этом этапе – сконцентрироваться на причине размолвки, а не на «мелком камушке».

Например: жена недовольна заработками мужа, муж постоянно критикует ее манеру вести хозяйство. Но причиной скандала становится плохая оценка в дневнике ребенка. Ребенок становится не только «камушком», но и «козлом отпущения». Супругам стоит вовремя понять причину недовольства, не срываться на детях, а поговорить обо всем наедине.

Этап 4. Конфликт или столкновение.

Например: в отношениях родителей и подростка редко наблюдается полное согласие. Если просто давить авторитетом или делать вид, что ничего не происходит, можно разрушить отношения навсегда. Поэтому стоит попытаться услышать друг друга, выбирать слова, поделиться своими опасениями или переживаниями.

Этап 5. Развитие конфликта или выбор тактики.

На этом этапе предмет спора остается неизменным, но меняется поведение оппонентов. Могут даже перераспределиться роли. И вот уже нападавший сам становится объектом критики. Когда пик напряжения и агрессии спадает, оппоненты пытаются завершить ссору просто потому, что ситуация для них неприятна. Лучшее, что можно сделать, это подключить логику, рассудительность, вежливость, такт и выяснить отношения до конца.

Например: неприкрытое хамство, фразы «вы грубый человек» или «ты обманщик» переведут конфликт в плоскость выяснения отношений, а изначальная причина так и останется за кадром. Поэтому стоит не поддаваться на провокацию оппонента и пытаться докопаться до истины.

Этап 6. Постконфликтная ситуация или «переваривание» последствий.

На этом этапе можно пересмотреть не только исход столкновения, но и проанализировать свое поведение по горячим следам. Если вы недовольны исходом столкновения, можно, конечно, кипеть от негодования и продолжать мысленно ругаться с оппонентом, придумывать все новые аргументы. Но лучше – вспомнить, где именно вы «дали слабину». Если вы добились, чего хотели, стоит насладиться триумфом и дать себе возможность «переварить» ситуацию, как вкусную конфету. Лучшее, что можно сделать в этот момент – не ругать и не превозносить себя при любом исходе, а прислушаться к своим ощущениям.

Например: вы выиграли спор, доказали свою правоту. Но где-то внутри «грызет совесть». Возможно, играли непорядочно, разрушили отношения или обидели человека.

Если рассматривать стадии конфликта как обычную теорию, то в этой информации мало пользы. Стоит примерить их к конкретной проблеме. Постепенно наработается собственная стратегия поведения и выхода из конфронтации, возможность критически мыслить даже во время инцидента и открыто высказывать недовольство действием оппонента.

Источник

Этапы развития конфликта

Что такое развитие конфликта

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликт является нормальным состоянием общества. Это активное действие между людьми или группами, отражающее их заинтересованность и неравнодушие. Полное отсутствие противоборства между людьми может говорить о безразличии и апатии.

Верно понятый и выявленный конфликт, напротив, стимулирует обновление и улучшение человеческих взаимоотношений. В ходе выяснения отношений его участники сближают позиции, которые им казались несовместимыми и могут достичь полного согласия. Как правило, рассмотрение и решение проблем редко обходится без столкновения интересов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

При глубоком рассмотрении, это понятие выходит за рамки непосредственного противостояния сторон или выяснения отношений и представляет собой динамичный процесс, включающий последовательность нескольких этапов и фаз. Конфликт имеет нарастающий характер и не возникает мгновенно.

К его основным признакам можно отнести:

Причиной возникновения и развития могут стать следующие факторы:

Сценарии развития

Существует два варианта развития конфликтной ситуации:

Эскалация (от лат. scala — лестница) — это развитие конфликта, который со временем только набирает силу и становится более серьезным.

В ходе эскалации противоборство между оппонентами обостряется и прогрессирует во времени. Она может быть следующих видов:

При вступлении в фазу эскалации противостояние оппонентов становится более неуправляемым и непредсказуемым.

Признаками эскалации являются:

При этом стадия эскалации не является неизбежным этапом любой проблемной ситуации социального взаимодействия. Течение и развитие конфликта зависят от уровня воспитанности сторон, их ценностной ориентации и отношения друг к другу. Снижение напряженности конфликта, его постепенное затухание и переход к мирному разговору называется деэскалацией.

Периоды развития

В своем развитии конфликт проходит следующие периоды:

Этапы прохождения

В конфликтологии принято выделять четыре основных этапа прохождения конфликта:

Предконфликт

Предконфликт — ситуация накануне конфликта, чаще всего воспринимаемая участниками как наличие угрозы для собственных интересов.

При этом предконфликтная ситуация может казаться обеим сторонам благополучной — в таком случае конфликт наступает неожиданно. На этой стадии обычно уже существуют предпосылки для дальнейшего развития стычки в виде потенциальной угрозы для одного из участников или сильной напряженности во взаимоотношениях, которая остается скрытой. Такое состояние называется латентным или потенциальным конфликтом.

В нем можно выделить несколько фаз:

Конфликтное взаимодействие

Конфликтное взаимодействие — это непосредственно сам открытый конфликт или инцидент, то есть первая стычка, с которой начинается противодействие сторон.

После того, как энергия раздражения, которая накапливалась хотя бы у одного из участников на стадии предконфликта, прорывает барьер, любой незначительный повод может стать последней каплей и привести к инциденту.

Как правило, к применению активных методов воздействия приводит осознание угрозы своим интересам. При этом стороны еще слабо осознают свои ресурсы и средства, которые позволят одержать вверх.

Конфликт, который начался с инцидента, может на нем и завершиться. Это происходит когда участники инцидента расстаются и и не планируют встречаться в будущем. К примеру, небольшая стычка между незнакомцами на автобусной остановке или в метро. Также конфликт может разрешиться, едва начавшись, если каждой стороне инцидента удается решить свои разногласия.

В крайнем случае, он может перерасти в острую стадию. Когда конфликт достигает верхней точки эскалации, наступает кульминация. Обычно она заключается в определенном взрывном эпизоде, при котором конфликт достигает своего предела, и обе стороны понимают, что его больше не стоит продолжать. После этого они начинают искать выход из сложившейся ситуации и пытаются уладить разногласие.

Разрешение

Разрешение конфликта требует специальных усилий для урегулирования, так как саморазрешение ситуации практически невозможно. Интенсивность и продолжительность конфликта обусловлена многочисленными условиями и факторами. Его разрешение достигается, когда конфликтующие стороны устают и адаптируются к совместному существованию. В результате они переходят в активное взаимодействие и пытаются уладить вопрос мирным путем.

К завершению конфликта могут привести следующие факторы:

При этом разрешение конфликта не гарантирует невозможности его дальнейшего обострения или перехода на другой уровень борьбы.

Постконфликт

Постконфликт — последствия, которые остались после разрешения конфликтного инцидента.

Завершение конфронтации не всегда означает полное разрешение противоборства. Влияние прошедшего конфликта на возникшую после него ситуацию называется противодействием конфликта. Оно может быть позитивным и конструктивным, так и негативным.

В зависимости от того, к каким результатам пришли оппоненты и какого рода последствия преобладают, конфликт может быть конструктивным или деструктивным.

При частичном разрешении противодействия, постконфликтное состояние характеризуется неудовлетворенностью участников стычки, сохранением эмоциональной напряженности. Это может привести к очередному разногласию. О полном разрешении можно говорить, когда все негативные установки устранены и отношения восстановлены.

Последствия развития

Последствия конфликта бывают позитивными или негативными.

Позитивные или конструктивные последствия возникают, когда выход из конфликта найден. К ним относится:

Негативные или деструктивные последствия возникают, если выход не найден. Они включают в себя:

Источник

Какие есть стадии конфликта

Татьяна Владимировна Кузьмина

Шпаргалка по конфликтологии

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.

Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

Объект любой науки – это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.

Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:

– глобализация общества и мира в целом;

– усложнение жизни и отношений;

– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;

– напряженность и повышение уровня стресса.

Возникла потребность в технологии разрешения конфликтов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликтологии стало возможным.

Пересечение двух векторов послужило основанием для появления новой науки:

– социальноисторическая потребность в новых процедурах разрешения конфликтов;

– достаточный для этого объем научных знаний.

Преобладало три основных взгляда на необходимость возникновения конфликтологии:

– конфликтология должна быть отдельной самостоятельной наукой;

– конфликтология должна стать междисциплинарной и развиваться как направление в рамках других существующих наук;

– наука «конфликтология» не должна быть отдельной наукой, так как не представляет значимости для общества.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.

1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.

2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.

3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.

Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликтологических знаний, в том числе в смежных для конфликтологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликтологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и общеприкладного значения.

Данные эмпирических исследований должны систематизироваться и превращаться со временем в теоретические знания конфликтологии. В рамках первого направления стоит задача по проведению научных и научно-практических конференций, симпозиумов и круглых столов по вопросам теории и методов конфликтологии. Переводы и публикации работ зарубежных теоретиков конфликтологии, организация контактов с международными научными центрами конфликтологии, а также создание Института конфликтологии в России – задачи в рамках первого направления дисциплины «Конфликтология». В сфере образования задачами конфликтологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликтологии, внедрение конфликтологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликтологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликтологов.

Третье направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методовоценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *