какие идеи высказывал основоположник российской научной педагогики к д ушинский
Воспитательные и дидактические принципы Константина Ушинского – основателя научной педагогики в России
Педагогика мирового масштаба начала формироваться в середине 19 столетия. Первым педагогом был Константин Дмитриевич Ушинский, который стал действительно народным учителем, так как Ломоносов – народным учёным, Суворов – полководцем, Пушкин – поэтом. Его упоминали многие последователи, которые действительно оценили его труды педагогические взгляды.
Педагогическая карьера Ушинского
Константин Ушинский учился на юридическом факультете Московского университета, затем преподавал в Ярославском юридическом лицее. Через 2 года его уволили, как вольнодумца. После этого стал мелким чиновником в системе образования, чем был очень недоволен. Начал часто публиковать свои работы в разных педагогических и литературных журналах.
В 1859 году стал инспектором Смольного института благородных девиц. Провел реформу в сфере образования: ввёл двухлетний педагогический класс, создал новый учебный план, в котором прослеживалась важность роли русского языка, литературы и естественных наук. Была издана хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в 1861 году. Несмотря на все усилия, его уволили по причине свободомыслия.
Затем Ушинский уезжает за границу и изучает женское образование. Возвращается в Россию в 1867 году и занимается научно-исследовательской работой.
Воспитательные принципы Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Он опирался на идеи французских педагогов эпохи Просвещения и выделяет антропологический принцип связи общественных и частных психических явлений. Педагогика Ушинского требует полного философского осмысления. Выделяют три принципа:
Основу педагогической системы Ушинский находил в концепции народности в воспитании. Данная идея четко просматривается в его статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических работах. Важным для Ушинского было православие в русской народной культуре. По этой причине он выделил три константы, в которых показывается вся суть русского национального воспитания:
Каждый народ имеет уникальную систему воспитания и находит отражение в реальном педагогическом процессе. Важную роль играет национальный язык. По этой причине Ушинский хотел, чтобы в школах больше изучали русский язык и создал для этого учебные пособия «Родное слово» и «Детский мир», которые пользуются популярностью и в наше время.
Патриотизм приходит при изучении истории и культуры своего народа. Ушинский считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Невозможно выдумать систему воспитания. Возможно только идти индивидуальным, творческим путём, так как воспитание, которое основывается на народных началах, намного сильнее, чем другая система, основанная на абстрактных идеях.
В развитии личности важное место занимает трудовое воспитание. Образование является большим трудом, а педагог должен приучить к такому труду. Ушинский писал, что трудовое воспитание сможет сформировать личность в обществе и получить в нём достойное место. Залогом формирования активной и творческой личности является умственный и физический труд учащихся. Данную идею он истолковал в своей работе «Труд в его психическом и воспитательном процессе». Ушинский выделяет такие факторы нравственного воспитания: личность педагога и его пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Большую роль в воспитании ребенка играет семья и школа.
Дидактические принципы К. Д. Ушинского
Дидактика Ушинского делится на две больших группы: общую, которая предназначалась для всех предметов, и частную – для определённого предмета. Обучение за Ушинским – это путь ученик от незнания к знанию. Он ввёл основные дидактические принципы в русской педагогике и разработал определенные правила по их реализации на практической деятельности. Ушинский считал, что успех обучения зависит от его доступности, которая является залогом осознанного освоения знаний.
Знания, которые получил, необходимо реализовывать в конкретной последовательности и системе. Ушинский считал продуктивным активное повторение и упражнения, что относится к принципу прочности знаний. Принцип наглядности заключался в том, что всегда учитывается возраст ребёнка. Чем младше ребёнок, тем больше наглядности необходимо использовать на уроке. Ушинский поместил свои теоретические положения в методику начального образования. Ввёл множество новшеств:
Ушинский выступал приверженцем классно-урочной системы. Считал, что главным выступает педагог, который должен оказывать поддержку ученикам и помогать осваивать новый материал. Считал, что образ учителя всегда остаётся в сознании учеников и помогает им по жизни. Поэтому много внимания уделял личности учителя.
Ушинский выступал за творческий подход к обучению. Считал, что учитель должен показывать свою любовь к человеку и создавать дружескую атмосферу. Главная задача педагога – заинтересовать ученика и вовлечь в работу. Также учитель должен не только правильно донести информацию до учеников и обучить, но и развить у них способность к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний.
Ушинского считают действительно отцом всех русских педагогов. Написанный им учебник под названием «Родное слово» переиздавался 167 раз. Его наследие накапливает 11 томов. Идеи Ушинского имели большое влияние на дальнейшее развитие русской педагогики. Приверженцами его теорий стали такие знаменитые личности: Корф, Паульсен, Стоюнин, Водовозов, Бунаков, Ульянов и другие.
Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогическая карьера К. Д. Ушинского
Рисунок 1. К. Д. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский закончил юридический факультет Московского университета, после чего сам становится преподавателем в Ярославском юридическом лицее. Но спустя всего два года он был уволен как вольнодумец. Именно после этого, недовольный своей новой должностью мелкого чиновника в системе образования, К. Д. Ушинский активно публикуется в различных педагогических и литературных журналах.
Воспитательные принципы К. Д. Ушинского
К.Д. Ушинского с полной уверенностью можно считать основателем научной педагогики. Опираясь на идеи французских педагогов эпохи Просвещения, он провозглашает «антропологический принцип» связи общественных и частных психических явлений. Основу его педагогики в ещё большей степени составляет требование ее философского осмысления. Здесь можно выделить три принципа:
Готовые работы на аналогичную тему
Основу для построения педагогической системы в целом, К. Д. Ушинский видел в концепции народности в воспитании. Эта идея получает развитие в его статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. К. Д. Ушинский понимал важность и неотъемлемость православия в русской народной культуре, поэтому выделяет три константы, которые отражают суть русского национального воспитания – христианская духовность, народность и наука.
Рисунок 2. К. Д. Ушинский
Любой народ обладает своей собственной, уникальной системой воспитания, что находит отражение в реальном педагогическом процессе. Особое место занимает национальный язык. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее поля, горы и долины ». Поэтому К. Д. Ушинский призывал больше внимания уделять изучение русского языка в школах и создаёт для этого учебные пособия, такие как «Родное слово» и «Детский мир», которые остаются актуальными и на сегодняшний день.
Высокий патриотизм можно сформировать только изучая историю и культуры своего народа. Воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, напрямую зависит от исторического развития народа. Нельзя просто выдумать систему воспитания или заимствовать ее у других – нужно идти своим индивидуальным, творческим путем, ведь воспитание, основанное на народных началах, имеет намного большую силу, чем любая система, основанная на абстрактных идеях.
Дидактические принципы К. Д. Ушинского
Особое место в теории К.Д. Ушинского занимала дидактика, которую он разделил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Под обучением он понимал продвижение ученика от незнания к знанию. К. Д. Ушинский тщательно разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил конкретные правила к их реализации на практике. Успешность обучения, по его мнению, напрямую зависит от его доступности, которая является залогом осознанного освоения знаний. Полученные знания необходимо выстраивать в определённую последовательность, систему. Говоря о принципе прочности знаний, Ушинский отдаёт предпочтение активному повторению и упражнениям. Немало внимания он уделяет и принципу наглядности, призывая учитывать возраст детей – чем они младше, тем более наглядности необходимо использовать на уроке. Свои теоретические положения он выразил в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.
К. Д. Ушинский был приверженцем классно-урочной системы, и основную роль отводил преподавателю, который обязан помогать воспитанникам в осмыслении усваиваемого материала. Большое внимание он уделял личности преподавателя, так как образ учителя навсегда сохраняется в памяти учеников и ведёт их по жизни.
К. Д. Ушинский настаивал на творческом подходе к обучению, требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Основным достоинством учителя он считал умение заинтересовать и вовлечь в работу всех учеников. Новым в педагогике было то, что перед педагогами он ставил задачу не только обучить воспитанников, дать им конкретные знания, но и развивать в них способности к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний.
Педагогические идеи Ушинского. Основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский
К. Д. Ушинский является известным педагогом, который создал основы Русской педагогики. Он жил в 1824-1873 гг. и стал автором многочисленных трудов в области науки обучения. Вклад Ушинского в педагогику проявился и в России, и за рубежом – во многих странах мира. До сегодняшнего дня отрывки его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.
Биография
Краткая биография Ушинского берет начало в Туле 1824 года. В феврале того года в семье мелкопоместных дворян родился Константин Дмитриевич. Его детские годы проходили в фамильном имении вблизи города.
В 1840 году он стал выпускником Новгород-Северской гимназии. Сразу после этого будущий деятель в области педагогики К. Д. Ушинский поступил в Московский университет. Он выбрал юридический факультет. Как утверждал он сам, именно в этот период времени он определился с собственной специализацией – его влекло преподавание.
По окончанию в 1844 году основного курса он продолжил деятельность в учебном заведении, готовясь получить степень магистра. В том же году он приобретает кандидатскую степень. А спустя два года Ушинский уже исполняет обязанности профессора в Демидовском лицее в Ярославле.
Конфликты
Вам будет интересно: Брестский мед. колледж: специальности, проходные баллы, отзывы. Брестский государственный медицинский колледж
Но вскоре Ушинский с педагогическими идеями, которые впоследствии прославят его на весь мир, вступает в конфликт с руководством на почве стиля преподавания, и происходит его отставка. Это случилось в 1849 году.
Константин становится инспектором в Гатчинском сиротском институте. Параллельно он занимает ту же должность в Смольном институте благородных девиц. Примечательно, что и там, и там он меняет стиль преподавания, и эффективность его возрастает. Но руководство снова недовольно нововведениями молодого преподавателя. В 1862 году он оказался уволенным из Смольного института. Его направили в долгую командировку за границу, назвав в качестве предлога изучение им теории преподавания в других государствах.
По рассказам Ушинского, он посчитал эту поездку ссылкой. Но сумел извлечь пользу из данного события.
Вам будет интересно: Как правильно: Томара или Тамара? Происхождение, значение, написание и характеристика имени
Он действительно принялся изучать образовательные системы стран мира. В итоге он написал сразу несколько статей, в которых ярко прослеживаются особенности педагогических идей Ушинского. Кроме того, он издал несколько книг. В 1867 году вернулся на родину, где приступил к работе над уже третьим томом книги «Человек как предмет воспитания». Несмотря на то что он не смог довести начатое до конца, он успел сделать серьезный вклад в развитие образования в России. Прожил он 47 лет, умер в 1870 году.
Учения
Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.
Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.
Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.
Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.
Средства воспитания
В их роли, по мнению Ушинского, выступает непосредственно пример педагога, его тактичное поведение. Обязательно в учебный процесс включаются поощрительные и предупреждающие меры. Руководства учебных заведений были недовольны Константином, поскольку он отрицал традиционную дисциплину, бывшую распространенной в любой школе прежних лет. Тогда ученики слепо повиновались педагогам, а обучение включало физические наказания. Ушинский же провозглашал гуманность в качестве основы образовательного процесса.
Труды
Вам будет интересно: Значение слова «лахудра», от Ренессанса до жаргона.
Примечательно, что даже спустя века с момента смерти великого педагога издаются его произведения. Книга «Детский мир. Хрестоматия» продолжает весьма успешно издаваться и покупаться по всей российской территории. Она считается одним из самых популярных сборников. В книге «Детский мир. Хрестоматия» содержатся отобранные Ушинским лучшие произведения, когда-либо написанные для лиц в возрасте 6-13 лет.
Учебная книга «Родное слово» Ушинского издавалась с 1864 года вплоть до революции. Это были учебники для лиц младшего возраста. Уроки сопровождались рассказами, сказками Ушинского, скороговорками, пословицами.
В выборе произведений для данного сборника автор руководствовался принципами, закрепленными впоследствии большинством российских детских поэтов. Стихи эти почти не имеют эпитетов, но они наполнены глаголами. Благодаря такой особенности подобные произведения легко применять в играх для детей.
Во второй же части «Родного слова» Ушинского имеется множество познавательных статей, автором которых выступил сам великий педагог. Они усложняются со временем, оставляя ученика с достаточно цельной картиной действительности.
Проявились инновационные представления об образовательном процессе Ушинского в дополнениях к основному материалу. Он постоянно смешивает подачу новых тем со стихами, рассказами, сказками и загадками. Деловые статьи написаны простым и строгим слогом. Считается, что это приучает детей к ясности мысли. Ушинский активно поощряет беседы с детьми, наличие дискуссий в классе. Задания в его учебнике наполнены вопросами, которые побуждают учеников сравнить то, что они прочитали, с собственным опытом.
Художественные статьи написаны с подчеркнутой эмоциональностью, и это также не случайно. Они весьма занимают юных учеников.
Статьи
Известность приобрели его статьи, содержащие основополагающие принципы педагогики, многочисленные научные труды. Идеи его, изначально активно отвергаемые деятелями в образовательной сфере, приобрели широкое распространение и повлияли на дальнейшее развитие российской педагогики коренным образом.
Память
В 1946 году в его честь переименовали Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского – ЯГПУ. На данный момент в нем имеется девять факультетов. Каждый год он выпускает примерно 3000 педагогов.
Требования
Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным. Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами.
Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.
Историческая заслуга
Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память.
Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.
В современности
На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.
Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным.
Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным.
Реформирование школы
Константин Дмитриевич ратовал за то, чтобы народное образование проводилось обществом, а в основу школ должен быть положен «общественный почин». Труд он считал основой воспитательного процесса, важнейшим фактором жизни.
С его точки зрения, задачей любого преподавателя является приучение учеников к нравственным началам, а вовсе не внушение им множества знаний. Сама способность к интеллектуальному труду оценивалась им выше, нежели передача сухих знаний предмета.
Воспитание Ушинский называет частью искусства. Он отмечает, что здесь соединяются теория с практикой.
Женское образование
Прославился Ушинский и своими взглядами на этот вопрос. Он отмечал, что если смотреть на женщину как на равноправного в любом отношении человека с мужчиной, меняется и взгляд на ее образование. Женщина – проводник «успехов науки цивилизации», по утверждению великого педагога.
Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность.
Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.
Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.
Ушинский Константин Дмитриевич биография, вклады в педагогику и основные идеи, труды и проблематика работ в психологии, интересные факты об основоположнике педагогики
Одним из основоположников русской педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский. Биография его интересна и многогранна. Годы жизни известного педагога — 1824 — 1870 гг. Его портрет украшает многие современные учебники, так как Ушинский внес огромный вклад в развитие и становление искусства воспитания и педагогики.
Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича
Родители
Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.
Детские годы
Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.
Образование
Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.
После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.
В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.
Начало педагогической деятельности
Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.
После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.
В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.
Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.
Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию
Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.
Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.
Поскольку Константин Дмитриевич имел достаточно вольные для того времени взгляды, его ждал «хороший» конфликт с начальницей этого института. В связи с этим, в 1862 г. его уволили, и он был отправлен за рубеж на пять лет.
Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.
Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.
Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.
В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.
Последние годы жизни
В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.
Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.
Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Семья Ушинского
В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.
Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.
Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда — начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.
Вклад в педагогику К. Д. Ушинского
Значение трудов народного учителя нельзя недооценивать. Деятельность великого педагога привнесла много нового в жизни обычных людей, учителей и учеников. Это на самом деле огромный вклад в развитие педагогики в России.
Один из примеров — метод Ушинского под названием «звуковой метод», принёсший огромный прогресс и пользу. Он существенно ускорял и облегчал процесс обучения и развития.
Константин Дмитриевич считал, что воспитание, или иначе его искусство, должно опираться на научные данные. Также он считал, что педагогика — это по большей части именно искусство, а не наука.
Педагогические идеи писателя
Основной идеей Константина Дмитриевича было требование народности воспитания. Он считал, что необходимо ввести требование демократизации образования народа.
Все свои идеи, мысли и принципы педагог отразил и обосновал в трудах и книгах, а также во многих научных статьях.
Основные труды и проблематика работ Ушинского
Наиболее популярные издания, передающие основные идеи и мысли педагога, выражены в списке произведений под названиями:
«Детский мир», изданное в 1861 году;
«Родное слово», изданное в 1864 году;
а также основополагающий труд Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», в трех томах.