какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

«Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Цель педсовета: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства педагогов

Повестка педсовета:

1. Вступительное слово заведующего Михалкиной А. Л.

2. Итоги тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.

3. Анализ профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.

4. Анализ анкетирования родителей «Детское экспериментирование в семье»

Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.

6. Проект решений Педагогического совета

Ход педсовета:

1. Слушали заведующего МБДОУ детского сада № 103 Михалкину А. Л., рассказала о необходимости организации работы по познавательно-исследовательской деятельности детей. Озвучила основные направления деятельности педагогов в реализации данной задачи.

«Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей»

2. Слушали зам зав. по ВМР МБДОУ детского сада № 103 Дорофееву Н. А., зачитала справку по итогам тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

3. Анализ профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.

4. Анализ анкетирования родителей «Детское экспериментирование в семье»

Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.

— Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

— Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

— Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

— Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

— Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Способны понимать слово воспитателя без наглядности

— Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательность-активность, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способность управлять своим поведением, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

— Что первично, причина или следствие?

Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)

2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)

4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)

5.4. Давайте подумаем

Проблемная ситуация «Как понюхать воздух?»

На столе в вазочку поставили букет цветов. Прошло несколько минут, и вся комната наполнилась душистым запахом. Это невидимка – воздух разнёс по комнате крошечные капельки пахучего вещества, которое выделяется из цветов.

Сам воздух ничем не пахнет, но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи, и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш невидимка.

К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.

Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?

Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.

— Что произошло с лентой? (Она порвалась)

— Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)

— Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.

Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.

6. Проект решения Педагогического совета

1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели.Дата: в течение года

2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в самостоятельной деятельности.

Ответственные: воспитатели.Дата: в течение года

3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, провести защиту презентаций.

Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели.Дата: май

4. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, схематическим материалом. Добавить момент заинтересованности- продумать участие в исследовательской деятельности определенных персонажей.

Ответственные: воспитатели.Дата: в течение года

5. Используя материалы педсовета, подготовить и провести семинары для родителей «Растим любознательных»

Ответственные: Ст. воспитатели, воспитатели.Дата: май

Педагогический совет «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому.

Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР». Что такое речевой слух? Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи. Речевой слух подразделяется.

Педагогический совет по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ (часть вторая) СТАНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ Проблема развития речи в широком понимании является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного.

Педагогический совет «Развивающая предметно — пространственная среда в ДОУ по ФЭМП» Педагогический совет «Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ, направленная на формирование элементарных математических представлений.

Педагогический совет — школа педагогического мастерства педагогов ДОУ Нельзя научить человека на всю жизнь. Его надо научить учиться всю жизнь! 1. Педагогический совет — коллегиальная форма управления В дошкольном.

Педагогический совет «Современный педагог в условиях реализации ФГОС ДО» План педсовета: Тема: «Современный педагог в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: Определение путей развития воспитательной системы дошкольной.

Педагогический совет — устный журнал «Волшебный мир книги» Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей.

Педагогический совет «Устремим ум на радость творчества» Цели: активизировать деятельность педагогов ДОУ; обеспечить условия для самореализации творческого потенциала педагогов. Форма-проведения:.

Педагогический совет в ДОУ «Хорошо здоровым быть» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ От апреля 201 год Председатель: Заведующий ДОУ ___ Секретарь: воспитатель ___ Присутствовали: ___человек.

Источник

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ Анна Казакова
Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»

Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания».

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены сегодня на достижение целей развития у детей личностных интегративных качеств, познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности и являются одной из важнейших задач современного образования.

Проблема развития личностных интегративных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. На сегодняшний день ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов.

Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Рассмотренная актуальность и новизна проблемы позволила определить основную цель моей работы:

Раскрытие возможностей экологического воспитания как средства развития личностных интегративных качеств дошкольников.

Целенаправленное и систематическое использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

В ходе исследования для проверки гипотезы и достижения цели мною были поставлены задачи теоретического и практического характера:

повысить профессиональную компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников;

создать максимальные условия для развития личностных интегративных качеств в процессе проектной экологической деятельности;

приобщение родителей к развитию личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.

Для реализации первой задачи я изучила работы ведущих авторов: Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. А. Рыжовой,

Работа по реализации второй задачи проводилась в три этапа.

Цель первого этапа – изучение развития интегративных качеств детей, их индивидуальных возможностей (констатирующий эксперимент). Для обследования сформированности интегративных качеств дошкольников я использую пособие авторов-составителей Людмилы Васильевны Оловаренко – доцента кафедры, Людмилы Яковлевны Перминовой – преподавателя кафедры Курского Института Развития Образования. Показатели обследования в группе детей 5-6 лет на начало учебного года составили 54%. По результатам мониторинга интегративные качества на начало констатирующего эксперимента сформированы недостаточно.

Второй этап направлен на развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.

По трем направлениям велось развитие:

— нравственных качеств,

— коммуникативных умений и навыков,

— любознательности и активности.

Эту работу я начала с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения наблюдений, опытов, экспериментов всеми воспитанниками группы.Были оборудованы: «мини-лаборатория», уголок природы, огород на окне, которые обновляются и пополняется в зависимости от возраста и потребностей детей; экологическая тропа, огород, уголок луга, цветники. Составила перспективный план, картотеку опытов и экспериментов, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности.

Всю свою работу строила с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активную деятельность детей и мотивацию деятельности.

Основным компонентом становления социального опыта является деятельность, которая доставляет ребёнку радость, гармонично его развивает.

экологические экскурсии;

экологические проекты (педагогические, детско-родительские);

• практическая деятельность в природе;

• проведение экологических викторин и олимпиад, конкурсов детских рисунков;

• ведение календарей природы.

• отдаю предпочтение проблемным ситуациям, затрагивающим разнообразные объекты природы.

интерактивная;

развивающего обучения;

социально-личностная;

Проекты разрабатываю по четырём взаимосвязанным направлениям:

4. физические явления.

«Домашние животные и их детеныши», «Море, море – мир бездонный», «Животные жарких стран», «Царство рыб», «Животные Севера», «Дикие животные и их детёныши», «Птичий двор», «Цветочный калейдоскоп» и другие.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, любознательность, творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольника.

В процессе проектной деятельности я прививаю детям навыки межличностногообщения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым, стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов наблюдений, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Ребёнок не повторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Мы стали единомышленниками в решении поставленных задач. Для включения родителей в работу провела родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, оформила серию наглядной информации на экологические темы.

Третий этап – контролирующий. Результаты мониторинга выражены в процентахи объективно показывают:

• Успешность развития личностных интегративных качеств в процессе экологического воспитания в группе детей 6-7 лет на конец учебного года составила 98%.

Практическая значимость опыта:

Используя в своей работе экологические проекты,добилась положительных результатов по данной теме:

У детей развиты личностные качества: самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональные проявления; познавательная активность, коммуникативные способности; исследовательские умения и навыки.

Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, имеют первичные представления о мире, природе.

Для популяризации педагогического опыта работы на тему: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания» в дошкольномобразовательном учреждении для педагогов мною были проведены следующие мероприятия:

Педагогический совет: «Организация предметной пространственной среды как основной механизм реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».

Методическое объединение: «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации дошкольников»

Семинар: «Использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания».

Консультация: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе проектной деятельности с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов».

Стала победителем конкурсов: «Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении», «Презентация по экологическому воспитанию», «Мастер- класс по экспериментированию».

Принимала участие с детьми группы во всероссийском познавательном конкурсе-игре «Мудрый совёнок», в открытых межрегиональных интеллектуальных турнирах.

Уважаемые коллеги,хотелось бы снова вернуть вас к словам из песни:

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос,голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Развитие эстетических качеств дошкольников в процессе знакомства с искусством оригами Консультация для родителей. «Развитие эстетических качеств дошкольников в процессе знакомства с искусством оригами». Ребенок воспринимает.

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Опыт работы Августовские мероприятия «ФГОС ОО — основа достижения новых результатов образования»Представление опыта работы по реализации регионального.

Комплекс занятий, направленных на развитие личностных качеств старших дошкольников через творческую игру Комплекс занятий направленных на развитие личностных качеств старших дошкольников через творческую игру Занятия интегрированы из упражнений.

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» (Слайд 2) Так сложилось, что мы с Вами беседуем сегодня об экологическом воспитании, но поскольку тема моего самообразования – «Развитие.

Развитие креативных качеств личности дошкольников в процессе тестопластики В последнее время очень много говорят о значении креативности не только в традиционной сфере культуры. «Креативность – это источник новых.

Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания Актуальность XXI век стал веком колоссальных перемен. Те фундаментальные открытия, которые были сделаны в XIX и в самом начале XX века,.

Развитие познавательных способностей у детей в процессе экологического воспитания. Актуальность выбранной темы Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны замечать эту красоту, многообразие цвета,.

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.

Источник

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ Валентина Тихонова
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Солнышко»

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников.

воспитатель Тихонова Валентина Юрьевна

МБДОУ д/с №3 «Солнышко»

Глава 1 Аспекты формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста 5

1.1. Сущность познавательного интереса детей дошкольного возраста 5

Глава 2. Методика и организация детского экспериментирования 8

2.1. Учет возрастных особенностей при организации экспериментальной деятельности 8

2.2 Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника 9

2.3 Условия для экспериментирования в группе 12

Список использованной литературы 15

Актуальность. Проблема развития познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно.Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Объект исследования: Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Процесс экспериментальной деятельности детей в целях развития познавательного интереса.

Цель исследования: Теоретически и практически обосновать эффективность использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

— Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.

— Показать возможность применения экспериментов.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в практике дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса средствами детского экспериментирования.

Глава 1 Аспекты формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста

1.1. Сущность познавательного интереса детей дошкольного возраста

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и в педагогической литературе Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях,он рассматривается как:

— избирательная направленность внимания человека (Н. Ф Добрынин, Т. Рибо);

— проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);

— специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалев) [1,с. 26].

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [9, с. 38].

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса.

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие– это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент«.

Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать [1,с. 124].

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний, объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание [7,с. 243].

Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интересвыступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Глава 2. Методика и организация детского экспериментирования

2.1. Учет возрастных особенностей при организации экспериментальной деятельности

Исследовательскую деятельность с детьми можно организовывать как в процессе занятий, так и на прогулках и в ходе наблюдений. Прежде всего, детей стараются знакомить с теми фактами действительности, которые попадают в поле их зрения. Занятия по опытно – экспериментальной деятельности нужно проводить в увлекательной для детей форме, и, конечно, с учетом их возрастных особенностей развития. У детей формируется желание задавать вопросы, и они уже самостоятельно пытаются искать на них ответы. Как правило,они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.». Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны взрослого речь детей постоянно прерывается.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство.

Предоставляя детям самостоятельность, педагог должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между детьми и воспитателем. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы[6,с. 42].

2.2 Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома [6,с. 73].

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным [10,с. 59].

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми [6,с. 78].

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например,все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

— действие показывает педагог;

— действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

— иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

— действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

— действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

— действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:

экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;

детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;

детское экспериментирование, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка [9, с. 21].

2.3 Условия для экспериментирования в группе

Понимая значение детских опытов и экспериментирования для психологического развития ребенка, следует создавать в группе «Детскую лабораторию». Оснащать ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей [10,с. 90].В этой лаборатории можно изучать объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни…

Это дает возможность:

• работать с детьми небольшими подгруппами,

• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.

• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»).

Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходит 1 раз в неделю по 25-30 мин. Подбор детей в группы произвожу с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче педагог использует различные стимулы:

• новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;

познавательный мотив;

Работу с детьми в «Детской лаборатории» следует начинать со знакомства с оборудованием, и правилами поведения.

В лаборатории может быть выделено:

• Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различных коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)

• Место для приборов

• Место для выращивания растений

• Место для хранения материалов (природного, бросового.)

• Место для проведения опытов

• Наличие водоснабжения в данном помещении.

• Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.

• «Инструкция по безопасности работы детей в уголке экспериментирования» [10,с. 54].

Детское экспериментирование – это метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет эти возможные решения, исходя из данных, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения [10,с. 87].

Его познавательный интересимеет направленность:

Анализ научно – педагогической литературы выявил, что эксперимент является важным средством развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. При этом подчеркивается, что полноценное формирование у детей целостного представления об окружающем мире складывается в ходе практической опытно – экспериментальной деятельности.

Таким образом, в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Список использованной литературы

4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений –М – 2012.

7. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников». – М- 2008.

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответФотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответКонсультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Смотреть картинку какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Картинка про какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответ. Фото какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования ответВыступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте «Посткроссинг» еще и.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *