какие задачи должен решать парламент
Парламентаризм: что такое, чем является в РФ, отличия, особенности
Содержание:
Парламентаризмом называют определенный способ работы верховного государственного органа. При парламентаризме исполнительные и законодательные функции разделяются. Парламент имеет привилегии.
Под парламентом понимают представительский, общенациональный орган, отвечающий за решение законодательных вопросов. Он является высшим законодательным органом.
Впервые парламентаризм зародился в Англии. В тринадцатом веке представители королевской власти собирали важных чинов. Это были представители крупных городов, священники, крупные феодалы. Они занимались решением государственных вопросов. В дальнейшем парламентаризм стал развиваться в европейских странах.
Власть парламента в РФ появилась в 1906 году. Но первые попытки парламентаризма были неудачными ввиду революции, случившейся в 1917. Федеральный орган – Государственная дума, начал восстанавливаться только после распада Советского Союза. Несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени, Российская Федерация не полностью наладила деятельность парламентаризма.
Что такое парламент в России
Парламент — это федеральное собрание, которое регулирует основные сферы деятельности государства.
Что такое парламент в РФ:
Парламент и парламентаризм в РФ – Совет Федераций и его значение
Одна из двух существующих в РФ палат – Совет Федераций. Это законодательный орган. Он представляет каждый субъект на правлении государства, его интересы. Ключевой задачей является рассмотрение законодательных вопросов. Госдума может одобрить закон или проект, после чего он попадет на согласование в СФ. Рассмотрение документа происходит на протяжении двух недель. Совет либо поддерживает его, либо отклоняет. Если ответ не поступает в течение указанного срока, проект автоматически принимается. Другие задачи органа:
Только Совет может решать, стоит ли вводить чрезвычайное, военное положение в государстве или изменять существующие границы субъектов.
Компетенция парламента
Полномочия парламента устанавливаются конституцией страны.
Главная задача парламента – принятие законов.
Парламент избирает, назначает, образует высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). В некоторых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.); парламент (Италия) или одна из его палат (Бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полно-
Хмочия парламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япония) или назначает премьер-министра (в двухпалатном парламенте это делает нижняя палата). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (иногда одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц.
Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.
В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (в США – федеральных судей), выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц (во Франции, Польше).
В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год (во Франции) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (в Японии).
Что такое парламент его функции и история, что из себя представляет парламент РФ
Граждане обязаны следовать законам своего государства, которые упорядочивают все сферы деятельности как физических, так и юридических лиц. Парламент является специальным государственным органом, в функции которого входит разработка и принятие законов. Соответственно, парламент – это законодательный орган государства. Этимологически, слово “парламент” происходит от французского глагола parler – говорить. Парламент является высшим представительным и законодательным органом государства.
В парламенте работают депутаты – избранные лица, которые непосредственно несут ответственность за содержание законодательных документов. Депутаты нередко играют решающую роль в развитии общества, в частности и государства в целом.
Основные полномочия парламента ориентированы на принятие законодательных актов. Не менее важной функцией высшего законодательного органа государства является представление интересов основных общественных групп на высшем уровне.
Именно по этой причине депутаты нередко называются «народными избранниками».
На протяжении прошедших веков парламент играл лишь роль посредника между народом и монархом. Однако сегодня парламент является высшим органом власти.
Исторически, самым старым прототипом парламента считается Альтинг (Исландия), созданный в 930-м году н.э. Парламент Великобритании также является одним из старейших законодательных органов. Он был создан в 1265-м году, графом Симоном де Монфором. В 1302-м году были впервые созданы Генеральные Штаты во Франции.
Различаются два типа законодательных органов:
1) Однопалатные парламенты (уникамерализм) — встречаются примерно в половине стран мира, которые являются унитарными государствами (Швеция, Финляндия, Монголия, Украина, Болгария и др.).
2) Двухпалатные парламенты (бикамерализм) — чаще встречаются в федеративных государствах. Исторической функцией бикамеральных парламентов является представление интересов аристократии и различных слоёв населения.
Основная функция парламента – законодательная, которая включает в себя не только утверждение законопроектов, а также их разработку, рассмотрение и принятие поправок к ним.
Парламент Российской Федерации называется Федеральным собранием. Статус, функции и полномочия Федерального собрания определены в главе 5 Конституции Российской Федерации. На должность депутата может претендовать любой гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
Действующий парламент России был сформирован в 1993-м году и является бикамеральным. Нижней палатой Федерального собрания является Государственная Дума, а верхней – Совет Федерации.
Совет Федерации состоит из 170 членов, которые являются представителями субъектов Российской Федерации, а также сенаторы, незнаемые президентом. В соответствии с частью 2, статьи 95 Конституции РФ, глава государства может назначать и других представителей Российской Федерации, но не более 10 % от числа членов Совета.
Государственная Дума формируется путем избрания гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на 5 лет и состоит из 450 депутатов — 225 по одномандатным округам и 225 по партийным спискам, согласно смешанной избирательной системе.
Совет Федерации составлен из 10 комитетов и трех комиссий. Депутаты Государственной Думы делятся на 29 профильных комитетов, которые отвечают за качество рассматриваемых законопроектов. На протяжении последних созывов в Государственной Думе образовываются 4 фракции:
1) «Единая Россия»;
2) КПРФ;
3) ЛДПР;
4) «Справедливая Россия».
Парламент является наиважнейшей составляющей политической системы государства, так как представляет интересы избирателей во власти. От решений «народных
Зависит уровень жизни народа.
Истоки парламентаризма в законодательный орган России, по сравнению с другими государствами, возник довольно поздно. Первое заседание парламента состоялось 27 апреля 1906-го года в Таврическом дворце. Первые выборы в однопалатную Государственную Думу имели место во время Первой российской революции в 1905—1907 годах.
Все избиратели были разделены на «курии», которые являлись особыми разрядами и выделялись в зависимости от социального и имущественного положения избирателя. Таким образом, избирателей разделили на 4 курии: помещики, буржуазия, крестьяне и рабочие. Право голоса было ограничено, например, голосовать не могли женщины, подданные, не достигшие 25 лет, военные, которые состояли на действительной службе и другие.
Вес голоса был неодинаков и зависел от того, представителем какой курии являлся конкретный избиратель. Таким образом, один голос помещика был равен 260 голосов крестьян или 543 рабочих. Благодаря этому, монарх имел возможность сформировать угодный ему парламент, который поддерживал его политические взгляды.
Стоит отметить, однако, что эта система оказалась недостаточно эффективной для царя, поскольку позволила оппозиции сформироваться. Результатом этого является двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. До падения царской власти в Российской Империи было избрано 4 Государственные Думы, последняя из которых была образована в 1912-м году, а распущена в 1917-м году во время Февральской Революции.
В Советском Союзе парламент не играл ключевой роли в политической жизни государства, потому что превыше всего оставалось мнение вождя. Тем не менее, в период с 1938-й по 1989-й года в СССР функционировал представительный орган, который назывался Верховный Совет СССР.
Верховный Совет был бикамеральным и состоял из верхней палаты – Совета Союза и нижней –Совета Национальностей. Выборы в основном проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты предпочитали молчаливо соглашаться с решениями Генерального секретаря ЦК КПСС и политбюро.
Названия парламентов в разных странах
В международном праве не существует солидарного названия для парламента, поэтому в каждой стране высший законодательный орган имеет своё, нередко уникальное название, которое, в зависимости от различных факторов, может меняться.
Наиболее известными названиями являются Конгресс США; Кнессет Израиля, Федеральное собрание Российской Федерации или Бундестаг Федеративной Республики Германия. В других странах парламент также носит уникальные названия:
• Норвегия – Стортинг;
• Швеция – Риксдаг;
• Латвия – Сейм;
• Хорватия – Сабор;
• Сербия – Скупщина;
• Туркмения – Меджлис;
• Индия – Сансад и др.
Видео по теме:
ВЫБОРЫ: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПАРЛАМЕНТА
Высшим органом законодательной власти в Беларуси является парламент (от фр. “parler” — говорить). Первый парламент был образован в Англии в XIII в. и представлял собой орган сословного представительства. Функции органов народного представительства и современное место в системе разделения властей парламенты стран Западной Европы приобрели после буржуазных революций. В XVII-XVIII вв. это произошло в Англии и Франции, а в первой половине XIX в. и в других европейских странах. Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г.
До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет, состоявший из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. В результате изменений и дополнений, внесенных в Конституцию в 1996 г., белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделен на две палаты – Палату представителей и Совет Республики. Общая численность депутатского корпуса Национального собрания составляет сегодня 174 человека, а срок их полномочий – 4 года. Депутат Палаты представителей может одновременно быть и членом Правительства, однако одно и то же лицо не может являться членом двух палат парламента одновременно.
Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Полномочия Палаты представителей перечислены в ст. 97 Конституции. Первый состав Палаты представителей Национального собрания был сформирован из депутатов распущенного Верховного Совета 13-го созыва и утвержден указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. Позже депутатский корпус Палаты представителей трижды переизбирался на очередных парламентских выборах в 2000, 2004 и 2008 гг.
Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть только тот гражданин Республики Беларусь, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по 8 членов Совета Республики. Еще 8 членов Совета назначает Президент. Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами.
Национальное собрание Республики Беларусь работает в сессионном порядке. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может превышать 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля и длится не более 90 дней.
Заседания являются открытыми, но палаты могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Независимо от того, является заседание палат открытым или закрытым, на них могут выступать Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства. Для правомочности заседания парламента необходимо присутствие не менее 2/3 депутатов палат от полного состава. Голосование является открытым и осуществляется депутатами лично. Тайное голосование может иметь место только при решении кадровых вопросов.
Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.
Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосовало большинство от полного состава обеих палат. Одобренные парламентом законопроекты становятся законами, если Президент их подписывает или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение.
Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие у депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции и депутатские группы.
Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемым, как правило, на выборной основе. Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, вырабатывает основные направления внешней и внутренней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Пределы деятельности законодательной власти ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости; находятся под контролем народа и специальных конституционных институтов.
Важнейшие полномочия парламента: полномочия законодательного характера, утверждение государственного бюджета, участие в формировании правительства и других государственных органов, контроль за их деятельностью, внешнеполитические полномочия.
Непосредственную реализацию правовых норм, принятых законодательной властью, осуществляет исполнительная власть. Высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти и управления является правительство. Оно формируется парламентом или главой государства. Обычно возглавляется премьер-министром, хотя в отдельных странах (например, в США) руководство им может осуществлять глава государства — президент.
В системе исполнительной власти повышается роль органов местного управления и самоуправления, первичным и важнейшим направлением которых является регулирующая и управленческая деятельность в областях финансово-экономической, коммунального обслуживания, благоустройства, социальной защиты.
Судебная власть имеет исключительное право осуществлять правосудие. Она руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний законодательной и исполнительной властей, обеспечивает организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть реализуется системой судов, включающей общие и специальные суды.
Институты государственной власти составляют единую систему, обладая различными полномочиями и имея самостоятельную среду деятельности. Они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.
Важнейшим политическим событием в жизни страны в 2012 году явятся выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Какие задачи должен решать парламент
Центральные кулуары в здании парламента
Как живет член парламента
Как принимаются решения
Историческое заседание парламента в Вестминстере в 1640 году
Если правительство проигрывает в парламенте голосование по какому-то важному вопросу, оно по традиции должно уйти в отставку. Поэтому при рассмотрении в парламенте таких вопросов члены парламента обычно принимают участие в голосовании даже в том случае, если они не участвовали в дебатах.
В некоторых случаях партия принимает решение о свободном голосовании, когда каждый голосует по своему усмотрению. Так было, например, при обсуждении вопросов об отмене смертной казни и о допуске телевидения в зал заседаний.
На принятие решений значительное влияние оказывает работа комиссий. Некоторые комиссии создаются временно, для обсуждения конкретных законодательных инициатив. Наряду с этим существуют постоянные комиссии, контролирующие ту или иную сферу деятельности правительства. Постоянная комиссия обычно включает в себя около сорока человек и должна отражать соотношение сил в парламенте.
Палата лордов
Палата лордов. Зал заседаний
С 1958 года состав палаты лордов изменился. Появились «пожизненные пэры» (life peers). Этот титул жалуется за заслуги, дает право заседать в палате лордов, но не передается по наследству. Он появился как средство найти место в обществе выдающимся политикам, ушедшим в отставку. Например, тем, кто уже не может тянуть лямку в палате общин, но еще хочет сохранить возможность высказывать свое мнение и влиять на политическую жизнь. Среди получивших такой титул – несколько бывших премьер-министров и сотни министров. Для политических партий это механизм смены лидера: при появлении в партии нового более прогрессивного лидера старый получает почетную отставку и переходит из палаты общин в палату лордов.
Сейчас в палате лордов состоит более 300 членов, не имеющих аристократического происхождения. И хотя общее число членов палаты превышает тысячу, именно они являются наиболее активными участниками заседании, имеющими опыт политической деятельности. На многих заседаниях они составляют большинство.
Палата лордов. Библиотека
Есть еще две категории пэров, которые заседают в палате лордов не по наследству, а в соответствии со своим положением в обществе. Это двадцать шесть епископов англиканской церкви и примерно двадцать верховных судей (Law Lords). Традиционно палата лордов является высшей судебной инстанцией в стране. Но когда палата лордов рассматривает апелляции и иные подобные вопросы, голосуют только верховные судьи.
Современная палата лордов является ареной публичных дискуссий. Поскольку ее члены не связаны никакими партийными обязательствами, они нередко затрагивают те вопросы, которые были упущены палатой общин. Законопроекты обсуждаются здесь намного подробнее, чем в палате общин, где у парламентариев не хватает на это времени. В результате устраняются многие недоработки и противоречия. Немаловажно и то, что палата общин фактически контролируется правительством, и палата лордов следит за тем, чтобы этот контроль не перерос в диктатуру.
В палате лордов происходит и ежегодное открытие работы парламента после летних каникул. По традиции, когда Королева приезжает в парламент, сопровождающий ее слуга вначале стучит в двери палаты общин и просит впустить Королеву, чтобы она могла сообщить, что именно «ее правительство» должно делать в следующем году. Члены палаты общин отказываются впустить Королеву. Эта традиция связана с тем, что в семнадцатом столетии Карл I однажды ворвался в парламент и пытался арестовать некоторых его членов. С тех пор монарх не может войти в палату общин. Однако члены палаты общин соглашаются проследовать в палату лордов и там выслушать Королеву.
Сегодня многие политики считают, что парламент должен быть по-настоящему двухпалатным, то есть что вторая палата должна играть более конструктивную роль, а для этого ее следует реорганизовать, в частности, исключить наследование членства в парламенте. Но пока нет единого мнения о том, как именно должен быть преобразован состав палаты лордов, и она продолжает существовать как один из символов традиций и стабильности.