какие задачи должен выполнять брендбук
Цели и задачи брендбука
Задачи брендбука
Брендбук, или так называемое руководство по фирменному стилю, описывает основы визуальной идентификации товара или услуги на рынке.
Благодаря руководству по фирменному стилю Ваши фирменные цвета при печати никогда не поменяют свой оттенок, не изменятся пропорции логотипа и других визуальных объектов. Полет фантазии дизайнера ограничится теми рамками, которые будут прописаны в брендбуке, вся коммерческая полиграфия от наружной рекламы до сувенирной продукции будет выдержана в едином стиле.
Задача брендбука — сделать процедуру внедрения фирменного стиля во всей компании простой и легкой, он помогает поддерживать высокий уровень корпоративной культуры.
Брендбук обязателен для точного и безукоризненного применения фирменного стиля. Благодаря наличию руководства по фирменному стилю любой сотрудник компании может контролировать правильность всех коммуникаций — от визитной карточки до огромного билборда. Руководствуясь указаниями брендбука, дилеры смогут без проблем оформить пункты продаж или выпустить тираж рекламной продукции.
Таким образом, основной и главной задачей брендбука является приведение всех элементов фирменного стиля к единому общему образу.
Цели брендбука
Основополагающей целью брендбука является систематизация в управлении всеми атрибутами фирменного стиля. Он помогает привести компанию в единые стилистические рамки, тем самым повысив ее узнаваемость на рынке, он способствует формированию четкого и верного образа компании на рынке. Благодаря корпоративному брендбуку сотрудникам компании становятся понятными философия и цели компании, персонал четко определяет свою собственную роль в компании. Осознание персонала своего статуса имеет неоценимое значение для эффективного функционирования компании. Ведь чем лояльнее работники фирмы, тем активнее будут их действия, направленные на ее дальнейшее развитие, тем быстрее и увереннее будут расти объемы Вашей прибыли. Еще одной важной целью брендбука является формирование лояльности потенциальных клиентов. Брендбук помогает противопоставлять производимые товары и услуги аналогичным предложениям конкурентов.
Немаловажно, что руководство по фирменному стилю позволяет экономить время и деньги благодаря четкой формулировке правил формирования рекламных компонентов.
Как итог всего вышеперечисленного — цель брендбука — повышение эффективности рекламных кампаний, так как он увеличивает узнаваемость компании за счет четкого и правильного позиционирования.
Руководство
по логотипу + версии
Разработка
фирменного стиля
Руководство
по фирменному стилю
Разработка названия
и слогана
Разработка, поддержка,
и продвижение
Буклет, презентация,
каталог, вывеска и т.д.
Брендбук: что это такое, как создать
Бренд представляет собой комплекс визуальных (звуковых) образов и эмоциональных ассоциаций, сформированных у потребителя в отношении определенной компании или продукта. Чтобы он был узнаваемым и выполнял заложенную функцию, устанавливаются строгие правила и стандарты в отношении его использования. Они прописываются в документе, получившем название брендбук — что это такое, из каких элементов состоит и как применяется на практике, важно понимать каждому предпринимателю.
Структура и содержание брендбука
Формирование и внедрение бренда – многосторонний процесс, одним из этапов которого является создание брендбука. Он выступает главной частью стратегии управления брендом и описывает правила разработки маркетинговых материалов. Также его можно охарактеризовать как описание идеологии и перечень методов ее передачи потребителю.
В практике любой компании брендбук — это важный документ, который должен охраняться коммерческой тайной. Он разрабатывается для того, чтобы все сотрудники компании, имеющие отношение к продвижению и рекламе, понимали особенности бренда и придерживались единых стандартов.
Что входит в брендбук
Содержание брендбука зависит от размеров и вида деятельности компании. В базовом варианте он должен включать в себя следующую информацию:
Особенности создания фирменного стиля
При рассмотрении вопроса как сделать брендбук, очень важно понимать где и как может реализоваться фирменный стиль. Вы можете взять за основу стандартную структуру guideline и далее адаптировать ее для своего вида деятельности. Она включает в себя следующие разделы:
Что такое cut guide и когда его используют
Дополнительным документом брендбука является cut guide. Он представляет собой техническую документацию по созданию сложных элементов бренда. Сюда относится:
И cut guide, и guideline являются частью брендбука, но могут быть представлены как отдельные документы. Обусловлено это тем, что сам брендбук — секретная информация, доступ к которой могут иметь только сотрудники компании. В свою очередь cut guide и guideline — могут быть переданы компаниям подрядчикам, использующим указанную в них информацию как инструкцию к выполнению работ (изготовление рекламной продукции агентствами, оформление помещения строительной компанией, создание сайта вебмастером).
Какими бывают брендбуки
Как правило, разработкой, визуализацией и составлением стандартов бренда занимается группа профессиональных дизайнеров и маркетологов, что стоит довольно дорого. Но полный объем информации необходим не каждой компании, даже при условии ее роста в перспективе. Различают брендбуки, в зависимости от объема guideline, выделяя несколько типов:
Функции брендбука и фирменного стиля
Многие компании, особенно небольшие, не понимают зачем им необходим брендбук. На практике он в первую очередь упрощает процесс маркетинга. Выделяют несколько типов задач, которые призван решить этот документ:
Правильный брендбук позволяет оптимизировать целый ряд важных процессов:
Общие советы по разработке брендбука
Чтобы документ эффективно выполнял заложенные в него функции, необходимо понимать, как создать брендбук правильно. Он должен удовлетворять следующим требованиям:
Понимая, что включает в себя брендбук, что это такое на практике и чем он может быть полезен вашему бизнесу, вы сможете проконтролировать грамотность его выполнения брендинговыми агентствами или, в отсутствии свободных финансов, даже разработать базовую стратегию самостоятельно.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.
Что такое брендбук и зачем он нужен
Как поддерживать фирменный стиль компании пять, десять, пятнадцать лет? Для этого есть специальная инструкция.
Брендбуком в дизайнерской среде принято называть руководство по использованию фирменного стиля. Оно может быть в виде файла формата PDF или отдельного буклета. Если у компании есть только логотип, фирменный цвет и пара шрифтов, буклет небольшой.
Англ. identity — синоним словосочетания «фирменный стиль»
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Тонкости терминологии
Использовать слово «брендбук» для описания фирменного стиля не совсем корректно. Это более широкое понятие: изначально так называли пособие, где отражена философия бренда и его отличительные особенности. Оно предназначено для всех сотрудников компании — чтобы продвигать продукты, общаться с клиентами, поддерживать нужную атмосферу в коллективе. Раздел о дизайне здесь тоже есть, но является малой частью всего руководства.
Гайд по использованию айдентики правильнее называть гайдлайном. Это исчерпывающее описание визуального фирменного стиля. Но верный термин употребляется редко — большинство специалистов и их клиенты обычно зовут дизайнерскую инструкцию брендбуком.
Разночтения возникли потому, что классический брендбук с подробным описанием компании — редкость для малого и среднего бизнеса. У Google или Apple наверняка есть полноценный брендбук в исходном смысле слова: с историей бренда, достижениями и выработанной за долгие годы политикой по всем вопросам.
Молодым предприятиям попросту нечего сказать на эту тему. Описание большинства из них умещается на одной-двух страницах. Такое короткое предисловие априори входит и в гайдлайн — чтобы обосновать дизайнерское решение.
Для малого и среднего бизнеса оба понятия слились в одно. Но слово «брендбук» — более звучное и интуитивно понятное. Поэтому его чаще употребляют заказчики, а вслед за ними и сами дизайнеры.
Что входит в брендбук
В брендбуке есть сведения о специфике бренда, которые могут занимать несколько предложений или десятков страниц. Всё остальное — описание визуального фирменного стиля: его элементы, правила использования и дизайн носителей (визиток и документации, упаковки товаров, униформы работников или мерча ). Эту составляющую мы рассмотрим подробнее.
Обозначение продукции с определённой символикой — футболок, кепок, значков и толстовок с логотипом бренда. Сленг от англ. merchandise — товары, продукция.
1. Презентация логотипа. Здесь показывают допустимые и недопустимые варианты товарного знака, а также логику его разработки.
Затем указывают рекомендуемое охранное поле. Это расстояние, которое нужно соблюдать между логотипом и другими элементами дизайна.
2. Фирменные цвета и шрифты. Для них прописывают возможные сочетания и варианты использования.
Набор повторяющихся графических элементов, создающих узор.
4. Дизайн носителей на мокапах — это последняя составляющая брендбука.
Итак, в брендбук входит максимально полное описание всего дизайна фирменного стиля — от базовых графических элементов до реализации на конкретных носителях.
Зачем нужен брендбук
Брендбук решает две важные задачи. Во-первых, это презентация окончательной айдентики заказчику. Здесь можно увидеть, как собранные в одном месте графические элементы дополняют друг друга и как они будут выглядеть на объектах реального мира.
Передача отдельных видов работ сторонним специалистам, не состоящим в штате компании.
Этим людям важно знать, как сочетать фирменные цвета, где использовать разные варианты логотипа и какие шрифты подойдут на тот или иной случай.
Несмотря на то что дизайн основных носителей презентуют в брендбуке, всё сразу предусмотреть нельзя. Со временем у компании появляются продукты, которые требуют новой упаковки. Для них запускаются очередные рекламные кампании, а для баннеров и листовок требуется новый дизайн. Все эти задачи обычно решают в штате, но с учётом правил и рекомендаций из брендбука. Он необходим, чтобы поддерживать единство фирменного стиля.
Что входит в разработку брендбука
Разработка брендбука — довольно абстрактное понятие, и если такая задача стоит в ТЗ, наверняка требуются уточнения. Здесь может подразумеваться три вида работ:
Брендбук — это своеобразное хранилище всех изображений, цветов, шрифтов и способов компоновки, которые могут использоваться в компании для оформления носителей. Он неотделим от фирменного стиля.
Хотите научиться создавать айдентику и делать брендбуки? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну. Под руководством опытных преподавателей вы научитесь работать в Photoshop и Illustrator и создадите свой первый проект.
Что такое брендбук и зачем он нужен
Представьте, что ваш друг Вася – это бренд. Вы знаете его имя, его историю, как он любит одеваться, как взаимодействует с другими людьми и так далее. Если бы о Васе можно было написать документ, содержащий все эти вещи – это можно было бы назвать брендбуком.
Итак, брендбук – это документ, содержащий в себе правила о визуальном представлении бренда, его философию, особенности коммуникации, миссию и цели. Зачастую в России брендбуком называют гайдлайн по фирменному стилю, однако эти документы отличаются: на самом деле, фирменный стиль – это часть брендбука.
Сегодня я расскажу вам о том, что такое брендбук и для чего он вообще нужен компаниям. Поехали!
Нужен ли моей компании брендбук?
Оформление рекламы Clubhouse. Источник этой и следующих картинок (если не указано иное): Behance
Конечно! Так как брендбук – это руководство по коммуникации, он решает несколько глобальных задач. Брендбук позволяет поддерживать единство стиля во всех проявлениях: от способа общения с клиентами до визуального представления бренда. Не так важно, насколько крупная ваша компания – с помощью брендбука вы сможете разложить по полочкам все представление о вашем бренде.
А еще брендбук выступает в качестве инструкции для всех людей, которые будут работать с брендом – от дизайнеров до маркетологов и SMM-специалистов. Он помогает команде понять, какой язык использовать в общении с миром, как выстраивать стратегии позиционирования, а также создать живой образ бренда со своей индивидуальностью и голосом. Дизайнерам брендбук поможет сориентироваться в визуализации, ведь он содержит руководство по фирменному стилю: это правила использования лого, цветовой схемы, шрифтов, образов и всего остального.
Из чего состоит брендбук?
Брендбук состоит из двух частей – идеологической и визуальной. Идеологическая часть – это все, что связано с позиционированием и философией. А визуальная – все, что связано с графическим представлением и фирменным стилем. Давайте разберемся подробнее.
Описание специфики бренда
Первое, что содержится в брендбуке – это полное описание философии бренда, ее миссии и глобальной цели. Здесь рассказывается обо всех характеристиках компании и ее корпоративной культуре. Например, если бренд является производителем натуральной косметики, которую не тестируют на животных – эта идея будет обязательно отражена в идеологической части брендбука.
У каждого бренда, даже самого маленького, есть своя история. Эту уникальную историю также включают в брендбук. Можно снова провести аналогию с вашим другом Васей: он был незнакомцем до того момента, как вы узнали его историю в деталях. Бренд – это живая сущность, которая когда-то была просто идеей, а затем обрела форму. И эту историю необходимо рассказать людям.
Гайдлайн (руководство по фирменному стилю)
Гайдлайн – это полное руководство по управлению всеми визуальными элементами фирменного стиля бренда: логотипом, цветами, шрифтами и прочим.
Уникальная айдентика позволяет вашему бренду выделиться среди конкурентов, привлечь внимание, а также повысить узнаваемость. Например, увидев на улице курьера с ярко-розовой термосумкой на спине, вы сразу поймете, что это – Самокат, а если с зеленой – Деливери. Маленькое надкусанное яблочко сообщит вам, что это реклама Apple, а белое яйцо на красном фоне – что МТС.
Единый фирменный стиль также необходим для того, чтобы все графические элементы смотрелись одинаково и были узнаваемы на всевозможных носителях. Имея четкие представления о взаимодействии этих элементов, дизайнеры могут создавать упаковки, оформлять рекламу, форму одежды для сотрудников и так далее.
Особенности коммуникации
В этом разделе содержится описание принципов коммуникации для брендбука, например:
Что входит в фирменный стиль?
Логотип
Гид по фирменному стилю обязательно рассказывает о логотипе и способах его использования.
Например, это могут быть различные цветовые версии логотипа, верные и неверные варианты использования, а также его охранное поле. Здесь же можно рассказать о логике создания товарного знака и показать его эволюцию.
Фирменные цвета
Это набор цветов, который будет использоваться в визуальных материалах. Сочетания этих цветов тоже могут повлиять на узнаваемость. Вспомните новые фирменные цвета Ozon – ярко-синий и малиновый. Набор цветов также отражает идеологию: в случае с Ozon эти два цвета говорят о смелости и динамичности бренда.
Шрифты
Зачастую компании используют несколько фирменных шрифтов: декоративный, еще один – для заголовков и для основного текста. Также здесь представляют рекомендации по использованию: расстояние между символами, использование регистра и прочие нюансы.
Оформление текстов
Тут можно показать, как правильно оформлять текст: указать отношение размеров заголовка к основному тексту, дать рекомендации по стилю выравнивания и многое другое.
Фирменная графика
Это все графические элементы, возможные для использования. К примеру, если у вас кафе, где подают только блюда из бананов, то ваш визуал может быть наполнен всевозможными изображениями бананов, выполненных в определенном стиле. Сюда же можно включить паттерны, иконки и значки.
Стиль фотографий
Иногда в гайдлайн включают руководство по стилю фотографий. Это может быть важно для компаний, связанных, например, с модой или ресторанной сферой. Проще говоря, это мудборд, на который будут опираться для составления ТЗ фотографу или поиска изображений на фотобанках.
Визуализация на мокапах
Мокапы – это представление того, как продукт будет выглядеть в реальности. О мокапах в Комьюнити, кстати, есть подробный материал. Например, можно показать стаканчики для кофе, шоперы, визитки и остальное.
А что еще?
Помимо вышеупомянутых элементов, фирменный стиль может включать:
И это далеко не полный перечень. Все зависит только от необходимости создания какого-либо носителя и фантазии дизайнеров и маркетологов.
Примеры брендбуков
Для того чтобы окончательно понять, что же такое брендбук, нужно увидеть парочку хороших примеров. Я подумала, что лучше всего было бы показать примеры брендбуков самых известных компаний, которые многие годы четко следуют своим руководствам.
Брендбук NASA
Созданный в 1976 году брендбук NASA расположился на целых 60 страницах! Только посмотрите, здесь учтены все мельчайшие детали визуализации бренда. Почему-то я его листаю уже полчаса 🙂
Источник: брендбук Nasa
Брендбук Intel
Еще один отличный пример брендбука. Полностью отражает футуристический взгляд Intel на технологии.
Брендбук Skype
Книга бренда Skype выполнена в стиле комикса – нарисованные персонажи, представляющие аудиторию Skype, описывают свой опыт взаимодействия с программой. Интересное решение оформления 🙂
Заключение
Брендбук – один из важнейших документов для компании любого масштаба. Это не только гайд по дизайну, а целый свод правил жизни вашего бренда. Все это может показаться очень сложным, если вы только открыли компанию и начинаете разбираться. Но помните, брендбук может быть настолько сложным, насколько вам нужно! Попробуйте сформулировать миссию и положения бренда, посмотрите примеры брендбуков успешных компаний, и вдохновение обязательно найдет вас. Удачи!
Что такое брендбук и зачем он нужен? Определение, базовые составляющие, этапы разработки
Среди всех запросов, поступающих от маркетологов, лидирует «брендбук». Однако далеко не всегда речь идет о создании конкретного документа. Зачастую заказчики подразумевают набор корпоративных цветов для упаковки или фирменный стиль. А между тем, эти элементы хотя и входят в брендбук, но являются всего лишь одной из многих составляющих. В целом же документ намного обширнее.
Брендбук — это официальный внутрикорпоративный документ, который содержит полный набор информации о бренде. Помимо фирменной цветовой гаммы, в него входят сведения о целях бизнеса, его философии и миссии, рекомендации по использованию элементов айдентики, правила коммуникации с целевой аудиторией и многое другое. По сути, это свод законов, регламентирующих управление брендом.
Цели и задачи брендбука
Брендбук как единый стандарт фирменного стиля и общей концепции бренда необходим всем — и новичкам рынка, и небольшим предприятиям, и крупному бизнесу, и признанным лидерам отрасли. Причем вне зависимости от сферы деятельности. Магазин продуктов питания, строительная компания, образовательное учреждение — брендбук является тем фундаментом, на котором строится эффективный бренд.
Разработка этого документа позволяет решить такие задачи, как:
Что касается других задач, решаемых с помощью брендбука, то в их список можно включить стандартизацию внутренних процессов, повышение лояльности персонала, снижение расходов на обучение сотрудников. Отдельно стоит отметить важность корпоративного свода правил для компаний, открывающих филиалы в регионах или продающих франшизу. Для них разработка фирменного стиля и в целом брендбука — это единственная возможность сохранить идентичность бренда. Причем как в плане дизайна, так и с точки зрения единых стандартов обслуживания клиентов.
Что включает в себя брендбук? Основные и вспомогательные разделы
Важно понимать, что брендбук — это инструмент развития бизнеса, а не скучная книга, которая пылится на дальней полке шкафа. Чтобы документ был эффективным, он должен учитывать особенности конкретного бренда. Именно поэтому одно из ключевых требований при разработке заключается в индивидуальном подходе. На практике это значит, что содержание брендбука магазина, юридической фирмы и мебельной компании будет различаться. Неизменными останутся только основные составляющие. В первую очередь это:
Что касается вспомогательных компонентов брендбука, то их разрабатывают в соответствии с видом деятельности и другими особенностями компании. К примеру, если фирма активно работает в сети, то в состав корпоративного свода правил включают рекомендации по дизайну сайта. И напротив, если компания представлена исключительно в офлайне, то для нее готовят перечень основных принципов, которые необходимо учитывать при создании проекта оформления интерьера.
Крупные корпорации могут потратить больше денег на рекламу и показывать ее максимально часто. Может случиться так, что за год вы будете видеть больше рекламы МТС, чем роз или клубники. Большой бюджет окупится из-за селективности восприятия: со временем красные объекты будут напоминать об МТС, и расходы на рекламу можно будет снизить.
Брендбук, гайдбук и ритейлбук — в чем отличия?
Брендинг — относительно новое явление для нашей страны. По этой причине многие профессиональные термины непонятны для бизнесменов, планирующих заказать разработку и составление главного корпоративного документа. В частности, трудности возникают с такими понятиями, как брендбук, гайдбук, ритейлбук. Чтобы избежать недопонимания, рассмотрим их чуть подробнее.
Брендбук — это максимально полное описание, которое затрагивает как визуальные константы, так и миссию, философию и цели бренда. Его разработка необходима каждой компании, стремящейся добиться успеха в своей нише.
Гайдбук (он же «гайдлайн») — это перечень рекомендаций по использованию элементов фирменного стиля. В зависимости от целей и масштаба бизнеса он может входить в состав брендбука или быть самостоятельным документом.
Ритейлбук — это свод правил по оформлению торговых пространств, а также заведений, работающих в сегменте HoReCa. Основная его задача заключается в адаптации базовых решений к интерьерам. Как и гайдлайн, документ может разрабатываться отдельно или в составе брендбука.
По итогам сравнения трех терминов можно сделать следующий вывод: брендбук — всеобъемлющий документ, который нередко включает в себя гайдбук и ритейлбук. Последние же являются специализированными сборниками, содержащими рекомендации более узкого характера.
Алгоритм создания брендбука
Важно понимать, что универсальный брендбук, который можно купить и адаптировать к требованиям конкретной компании — это нонсенс. Чтобы корпоративный документ стал эффективным инструментом развития, он должен учитывать особенности фирмы, продукта, целевой аудитории. Именно поэтому его создание начинается с обширного исследования. Разработчики анализируют рынок, конкурентную среду, предпочтения потребителей и десятки других параметров. И только после этого переходят к следующим шагам.
Порядок разработки документа «под ключ»:
Важно! Брендбук имеет свойство устаревать. Это связано с тем, что бизнес не статичен — появляются новые ценности, расширяется линейка продукции, увеличивается охват потребителей и т.д. Спустя какое-то время может потребоваться доработка или полная замена документа. Средний срок использования брендбука варьируется от полугода до двух-трех лет.
Сколько стоит разработать брендбук?
Стоимость разработки брендбука всегда рассчитывается индивидуально. Это связано с тем, что она напрямую зависит от особенностей бренда. В частности, на цену влияет объем работ, количество элементов фирменного стиля, а также его носителей. По этой причине создание брендбука для предприятия, выпускающего большой ассортимент продукции, обходится дороже, чем разработка документа для магазина.
Не менее важным ценообразующим фактором является и выбор разработчика. Услуги по созданию фирменного стиля и брендбука оказывают крупные брендинговые компании, рекламные агентства, фрилансеры. Первые имеют безупречную репутацию и гарантируют результат. Но стоимость их работы настолько высока, что услуга недоступна для малого и среднего бизнеса. Теперь о рекламных агентствах. Для них создание брендбука не является основным видом деятельности. На практике это означает меньший уровень подготовки и, как следствие, худший результат. И наконец, фрилансеры. За исключением редких профессионалов, имеющих свою команду, они не располагают необходимыми ресурсами и знаниями. Конечно, их услуги стоят дешево. Но за свои деньги заказчик получает стандартный набор не привязанных к бренду и потому бесполезных рекомендаций.
Может показаться, что разумно сэкономить не получится, но это не так. Решение проблемы уже существует, и онлайн-сервис Brand hub предлагает вам убедиться в этом.
Brand hub — эффективный брендинг в режиме онлайн
Что такое Brand hub? Это брендинговый сервис нового поколения, который предлагает заказать разработку брендбука, не выходя из дома. Объединив возможности современных технологий и людей, имеющих почти двадцатилетний опыт работы в традиционных брендинговых агентствах, мы добились значительного снижения себестоимости работ при сохранении стабильно высокого качества.
Преимущества онлайн-сервиса Brand hub:
Остались вопросы? Мы готовы предоставить подробную информацию. Чтобы проконсультироваться, а также сделать заказ на разработку брендбука, воспользуйтесь формой на сайте или позвоните: +7 (916) 325-42-24
*Все изображение и бренды принадлежат их правообладателям и используются в качестве примеров для демонстрации в образовательных целях.