какие задачи не решают методики активизирующие профессиональное самоопределение например профессьянс

Профессьянс: опыт работы с активизирующей профориентационной методикой «Формула-5»

Активизирующая профориентационная методика «Формула-5»

Автор статьи: Орлова Евгения
Психолог-разработчик

О методике Профессьянс

Если кратко выразить суть методики, то она заключается в том, чтобы по определенным правилам разложить на столе 45 карточек с описанием различных характеристик профессий. Всего таких характеристик пять: цели труда, его предмет, средства, условия и особые условия. Карточки выкладываются ряд за рядом в порядке предпочтения.

Когда все карточки разложены, психолог предлагает подростку выбрать из каждого ряда по одной-две самые привлекательные карточки. Вместе они образуют формулу идеальной профессии, и теперь подросток должен подумать, какие профессии подходят под эту формулу. Если он не справляется, психолог помогает, предлагает свои варианты.

Для работы с профессьянсом понадобится свободный стол, например, школьная парта, на которой поместятся 5 рядов по 9 карточек 6?8 см и формула профессии, состоящая из 5-8 карточек.

Обычно консультация занимает 1-1,5 часа. Бывают подростки, которым трудно сосредоточиться на вопросе, не отвлекаться от темы, не уходить в несущественные для этой работы подробности. Некоторые очень долго думают над раскладом. Бывают и психологи, которые любят поработать основательно, обсудить буквально каждую карточку. В этом случае работа может сильно затянуться, и это грозит переутомлением подростка, снижением мотивации к работе с профессьянсом. Важно вовремя заметить такую тенденцию и постараться работать несколько собраннее, жестче, динамичнее.

Важно также, чтобы консультация, по возможности, проводилась в первой половине дня, когда человек находится в оптимальном физическом и умственном состоянии.

Особые приемы и техники

О некоторых техниках, таких как разделение формулы профессии на молекулы или активизирующие вопросы, рассказывал в своих книгах и на лекциях сам Н.С. Пряжников, некоторые возникли в процессе нашей работы с методикой. Попробуем их обозначить.

Например, психолог может попросить подростка отвернуться и переставить какие-то карточки местами и спросить, изменилось ли что-то в раскладе. Если подросток хорошо осознает свои предпочтения, он заметит перемену. Если нет, это повод для разговора. Как правило, такая техника, напоминающая игру, вызывает азарт, желание в следующий раз быть внимательнее и осознаннее работать с раскладом.

Можно переставить одну из перевернутых или вызывающих неприязнь карточек в самое начало и спросить подростка: «Каким бы ты был, если бы положил эту карточку сюда?» Можно на этапе работы с формулой профессии назвать какую-нибудь явно неподходящую под нее профессию и посмотреть, как оптант отреагирует.

Среди карточек есть и сами по себе провокационные, вызывающие яркую эмоциональную реакцию. Наиболее показательна в этом смысле карточка особых условий «Возможность выпивать и ругаться на работе» (О3), которую большинство подростков не раздумывая кладут в конец.

2. Сопоставление карточек, поиск парадоксов. Можно сопоставить цели и средства (по аналогии с методикой М. Рокича «Ценностные ориентации»), а также любые другие карточки из любого ряда, которые привлекли внимание своим сочетанием (или несочетаемостью).

Например, подростку нравятся карточки «Руководить, организовывать людей» и «Преобразовывать сознание человека», но карточку «Ответственность» он поставил в конец ряда как неприятную. В этом случае можно поговорить с подростком о том, что такое ответственность, в каких профессиях она нужна больше, а в каких меньше и почему, насколько она важна для руководителя и почему и т.д.

3. Разделение рядов. Этот прием возник в процессе работы с одним из подростков, пришедших на консультацию в наш центр. Можно предложить подростку разделить каждый ряд карточек на две или три зоны: наиболее привлекательные, не вызывающие сильных эмоций и наиболее отталкивающие. Это позволяет отчетливо увидеть некоторые особенности восприятия подростком мира профессий и самой ситуации выбора, например, негативизм (когда мало что из указанного на карточках радует и большинство из них сдвинуто вправо, в зону неприязни), или неопределенность (когда карточки трудно разделить на зоны, все нравится, все интересно) и при необходимости обратить внимание подростка на это.

Все описанные приемы работы помогают достичь активизирующего эффекта, который может проявляться по-разному. Например, поразмышляв вместе с психологом над некоторыми парадоксами своего расклада, подросток начинает вносить в него изменения, перекладывать карточки, осознавая по-новому степень их значимости для себя. Бывает так, что в начале встречи подросток дает на вопросы психолога «готовые ответы», усвоенные от учителей и родителей, от сверстников или из СМИ. Ближе к середине сеанса, всерьез озадачившись некоторыми несоответствиями в своих не до конца осмысленных взглядах, подросток выглядит немного озадаченным, но к концу становится увереннее, начинает сам обосновывать свои решения.

Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления

Препятствиями для успешной профориентационной работы могут оказаться также особенности самого психолога: его тревожность, неуверенность в себе, неумение принимать быстрые решения, оперативно реагировать на вопросы подростка, проблемы с вниманием и памятью, недостаточная осведомленность о современных профессиях и т.д. Некоторым психологам нужно время для того, чтобы разобраться в ситуации своего клиента, и необходимость оперативно подобрать несколько профессий к формуле оказывается для них стрессом.

Иногда бывает, что сам подросток плохо идет на контакт, негативно настроен или просто устал; встречаются подростки, отстаивающие свое мнение и не склонные менять свою точку зрения; бывают пассивные ребята, которых трудно разговорить. И к каждому нужно найти свой подход, чтобы результат встречи, активизирующий эффект был достигнут.

Встречаются ситуации, когда подростку (или его родителю) мешает образ конкретной профессии. Расклад карточек делается в соответствии с ней и отойти от него трудно. Работа может оказаться непродуктивной, если психолог вовремя не заметит этого и не обратит внимание клиента на проблему.

Чтобы избежать трудностей, о которых мы говорили выше, предлагаем несколько советов по подготовке к работе с профессьянсом, позволяющие эффективнее проводить профориентационную работу с использованием активизирующих методов.

1. Перед тем, как работать с профессьянсом, потренируйтесь на себе и на знакомых. Разложите профессьянс для себя. Скорее всего, вы хорошо себя знаете, поэтому вам проще будет понять особенности работы с карточками и освоить все приемы без лишней суеты. Пофантазируйте, как бы вы разложили карточки, будучи подростком. Предложите своим друзьям пройти у вас профессьянс и обсудите вместе с ними результаты.

2. Поработайте с каждой карточкой, вникните в ее содержание, продумайте примеры современных профессий и специальностей. Каждая карточка может стать поводом для развернутой беседы, и вы должны быть готовы поддержать ее.

3. Поработайте с сочетаниями карточек, чтобы не было затруднений на этапе работы с формулой профессии. Для этого можно:

Источник

Активные методы в профессиональном самоопредении

Автор: Н. С.Пряжников | Источник: Профессиональный потенциал

Игровые активизирующие технологии уже давно показали свою эффективность в профориентации. Однако их совершенствование и использование сталкивается с проблемой переосмысления целей, ради достижения которых применяются активные методы профессионального и личностного самоопределения.

Еще в 80-е и в начале 90-х годов использование игровых технологий было нередко связано с самоутверждением самой профориентации в общественном сознании, когда требовалось показать возможным клиентам (школьникам и их родителям), что профориентация это интересно и увлекательно. Это часто превращало профориентационные занятия и консультации в «веселое и увлекательное времяпрепровождение». Заметим, что подобным образом часто использовались и психотерапевтические технологии, реальной целью которых было создание особого «имиджа» профконсультантов, стремящихся самоутвердиться в глазах клиентов и в собственных глазах.

Сегодня в обществе и в сфере образования вновь возник интерес к профориентации. Однако задачи, для решения которых, собственно, и необходима профориентация, — совершенно иные. Сейчас появляется возможность проводить профориентационную работу более содержательно и смело. Соответственно, меняется и смысл использования активизирующих, в том числе и игровых, технологий. Поэтому важно разобраться в самой сути активизации самоопределяющегося клиента.

Можно примерно следующим образом развести основные понятия: Активизация, активность и самоактивизация клиента.

    Активизация необходима тогда, когда сам клиент достаточно пассивен, занимает явно потребительскую позицию (ждет, что ему «окажут профконсультационную услугу») и не в состоянии самостоятельно решать свои проблемы, связанные с самоопределением. Активность предполагает, что клиент способен самостоятельно решать многие свои проблемы, а разумная (и умеренная) помощь профконсультанта облегчает ему такой самостоятельный поиск. Самоактивизация предполагает клиента, который фактически все свои проблемы решает самостоятельно, и главное — он способен в особых случаях заставить себя проявить определенную инициативу и настойчивость при решении ряда проблем. Помощь такому клиенту может выражаться в очень тактичной и умеренной консультации по частным вопросам, а также в общеориентирующей помощи.

По большому счету, Профориентационная помощь — это способствование развитию субъекта профессионального и личностного самоопределения. При этом развитие субъекта профессионального самоопределения неизбежно проходит через кризисы, которые еще предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта неизбежны, то на первый план выдвигается такое важное субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кризисные ситуации. И здесь важнейшим для него становится не столько интеллект (или другие традиционно выделяемые качества»), а морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели. В связи с этим возникает даже несколько парадоксальных ситуаций. Первая такая ситуация связана с тем, что субъекту профессионального самоопределения часто приходится сознательно отказываться от тех своих желаний (и связанных с ними целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (или развившимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здесь приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в профориентации требование: всегда учитывать желания самоопределяющегося человека (его «хочу»).

Другая ситуация связана с необходимостью отказываться от учета имеющихся способностей и возможностей для достижения профессиональных и жизненных целей. Поскольку способности не только изменяются сами в ходе развития самоопределяющегося подростка, но и изменяются им самим (или с помощью воспитателей и родителей) произвольно, то традиционное «могу» также ставится под сомнение. Если мы свои рассуждения основываем на «морально-волевой» составляющей субъектности, то должны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся способностей («Mогy») в результате волевых усилий становящегося субъекта профессионального самоопределения.

Наконец, сомнения вызывает и традиционно выделяемое в профориентации «надо», те. учет потребности общества («рынка труда ) в выбираемой профессии. Неясно, кто определяет это надо», и всегда ли оно вызвано объективными социально-экономическими обстоятельствами. Мы можем предположить, что развитый субъект самоопределения (как и развитая личность) должен самостоятельно определять, что является «должным» и «сущностным» как для своего собственного развития, так и для развития общества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру «рынка труда» и имеющиеся общественные предрассудки. Все это предполагает также присутствие у клиента развитой воли (т. е. он готов самостоятельно ориентироваться в общественных процессах, преодолевая стереотипы общественного /массового/ сознания).

Активизация клиента предполагает особое участие в этом процессе и профконсультанта. Как субъект организации взаимодействия с клиентом профконсультант сам должен выступать в роли субъекта, т. е. он сам должен обладать определенной волей. Еще Г. Мюнстенберг писал, что сама личность педагога и личности учеников. — это определенные «волевые центры» и что «когда мы входим в класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемся волей, а они являются волей в наших глазах. Важно лишь объединить эти «волевые центры» и направить энергию воли на конструктивное решение проблем, в том числе и профориентационных.

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности.

Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются:

1) интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов;

2) личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса н данным вопросам следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые мокнут стать основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме);

3) добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более, насильно не активизируешь, т. к. есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции);

4) двуплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т. п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами — своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными прихлопами» и «притопами»). И лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана;

5) организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает:

— выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

— использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и, наравне с самим консультантом, использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);

— обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента при решении своих проблем использовать такое средство самостоятельно;

— в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес.

Узким образом, активизирующая методика — это не просто «интересная» для клиента методика, но, прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий. Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика — это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне выраженные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т. п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно скучная процедура.

Само место активизирующей методики в профконсультационном процессе можно обозначить условной схемой. В центре — активизирующая методика. С одной стороны, — самоопределяющийся клиент, с другой стороны, — профконсультант, а над ними — пространство профессиональных и личностных выборов (разнообразный и противоречивый социум, в котором надо самоопределиться). Таким образом, методика является своеобразным связующим звеном между обществом, клиентом и самим консультантом. Заметим, что методика способствует не только самоопределению клиента, но способствует и личностному росту самого психолога-консультанта в рамках своей профессиональной деятельности. В настоящее время существует достаточно много активизирующих профконсультационных средств. Это н игpы с классом, и игровые упражнения для работы с подгруппой, и игры с микрогруппой в 3-5 человек, и карточные индивидуальные игровые технологии, и бланково-карточные процедуры, и активизирующие опросники и др. Проблема в том, что не всегда эти методики используются должным образом.

К сожалению, существуют определенные Сложности распространения и совершенствования активизирующих профориентационных технологий:

1) неготовность многих психологов-консультантов к работе в активизирующем режиме (более привычно для многих использовать традиционные тесты или часто не имеющие отношения к профориентации психотерапевтические и тренинговые процедуры); 2) неготовность многих клиентов к работе в активизирующем режиме (для многих таких клиентов удобней просто «получать готовую помощь, добровольно отказываясь от реального самоопределения);

3) определенное несовершенство многих существующих активизирующих методов, особенно в плане доступности для массового использования, а также в плане целесообразного их применения в более широком контексте личностного и жизненного самоопределения.

К сожалению, неготовность многих консультантов и клиентов работать в активизирующем режиме заставляет более осторожно использовать термин «профессиональное самоопределение», поскольку самоопределение уже предполагает определенную внутреннюю активность участников профконсультационного процесса. Корректнее было бы говорить о профориентации (как «ориентировании» клиента — по Е. А. Климову), а самоопределение это высший уровень профориентационной помощи, когда все-таки удается пассивного клиента превратить (с помощью активизирующих методов) в подлинного субъекта решения своих проблем.

Само же совершенствование активизирующих профориентационных технологий может проводиться по двум основным направлениям, связанным с уточнением смысла их использования:

1) в плане активизации поиска клиентом целей и смыслов самоопределения, когда конкретная выбираемая профессия помогает человеку решить более важные проблемы жизненного и личностного самоопределения;

2) в плане активизации усилий клиента на достижение уже намеченных профессиональных и жизненных целей. То есть, используя активизирующие технологии, профконсультант должен помочь человеку действовать более эффективно и уверенно, что особенно важно в условиях недосамоопределившегося современного российского общества.

Источник

Методы активизации профессионального самоопределения

Сущность и основные характеристики активизирующей профориентационной методики.

Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении (Пряжников, 1999, с. 50—51).

Сущность профконсультациониой методики заключается в соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы (Пряжников, 1999, с. 21—24).

Активизирующая методика во многом близка к игровой, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсуль- тациониой методики являются следующие.

Таким образом, активизирующая методика — это не просто интересная для клиента, но прежде всего вооружающая клиента средством для самостоятельных действий методика.

Если сравнивать данную методику с игровыми методами, то активизирующая методика — это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне выраженные положительные эмоции, достаточно яркие внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно скучная процедура.

Отдельно следует сказать о месте активизирующей методики в проф- консулътационном процессе. Работа профконсультанта может рассматриваться как своеобразное посредничество между самоопределяющимся клиентом и культурой, а в более простых вариантах — как посредничество между клиентом и организацией, профессией и т.п. (Пряжников, 1999, с. 82—85). Но возникает вопрос о том, как, с помощью чего профконсуль- тант выстраивает свои взаимоотношения с клиентом, а также с культурой, миром профессий и другими пространствами самоопределения. Одним из важных средств построения таких взаимоотношений является активизирующая профконсультационная методика, т.е. методика сама становится своеобразным посредником между психологом, клиентом и пространством, в котором совершаются те или иные выборы.

Если представить это образно, то активизирующая методика находится между пространством выбора, клиентом и профконсультантом. Понимаемая таким образом методика обеспечивает следующие важные условия организации профконсультационного процесса (Пряжникова, Пряжников, 2010, с. 275-276).

При рассмотрении места методики в профконсультационном процессе следует ответить и на вопрос о том, не должен ли сам психолог-консультант превратиться в методику для решения проблем своего клиента. Иногда говорят, что «главным средством работы психолога является его личность». Представленное понимание места активизирующей методики в профконсультационном процессе дает ответ на подобные вопросы: нет, сам психолог не должен превращаться в средство решения чьих-то проблем. Еще Э. Фромм писал о подобных ситуациях, когда человек превращается в средство для решения чужих проблем за деньги, называя таких людей «рыночными личностями» с «отчужденным характером» <Фромм, 1992).По Э. Фромму, главный девиз таких людей: «Я такой, какой я вам нужен для решения ваших проблем»; «Я такой, какой изволите».

В нашем случае средством все-таки является активизирующая методика, которая не только помогает понять и разрешить проблемы клиента, но и способствует профессиональному и личностному росту консультанта, ведь если вспомнить К. Маркса, то главным результатом любого труда (включая и труд психологов-профконсультантов) является не столько произведенный товар, сколько сам человек.

Основные формы (модели) активизации в профориентационной практике. В самом общем плане внешние и внутренние средства активизации могут быть представлены следующим набором:

В общем виде можно выделить традиционно используемые формы и методы активизации’.

Если исходить из реальности профконсультационной практики, то можно выделить следующие обобщенные схемы (модели) активизирующего воздействия на клиентов и разные аудитории.

В целом возможными эффектами активизации профессионального самоопределения могут быть следующие:

Проблема организации внутреннего диалога самоопределяющейся личности. Внутренний диалог — это обращенность человека к своим собственным проблемам, это развитое самосознание, рефлексия личности, своеобразный разговор с самим собой. Если исходить из того, что в основе самосознания лежит конфликтный личностный смысл, когда человек осознает свои проблемы и пытается их решить (Столин, 1983), то для решения проблем самоопределения формирование готовности к такому внутреннему диалогу является важнейшим условием эффективности профкон- сультирования. Развитая рефлексивная позиция личности предполагает внутреннюю активность самоопределяющегося человека, которая может иметься у него изначально, еще до обращения к профконсультанту, либо ее следует специально формировать.

В первом случае, как уже отмечалось, активность может быть неорганизованной (сумбурной, нецеленаправленной), и тогда ее следует дополнительно осмыслить и направить в конструктивное русло. Во втором случае клиента следует активизировать, т.е вызвать у него интерес к себе, спровоцировать на размышления и переживания по поводу своего будущего, но, опять же, помочь клиенту самому направить эти размышления и переживания в конструктивное русло. Все это, так или иначе, предполагает обращение клиента к своему внутреннему опыту и переструктурирование его с ориентацией на решение задач самоопределения.

Еще Аристотель, развивая идеи своего учителя Сократа о внешнем диалоге, одним из первых заговорил об обращенности человека к своему внутреннему опыту, к самому себе. При этом размышления должны были предполагать определенные правила и не быть неумелыми. Е. А. Климов, также размышляя о внутреннем диалоге, писал, что это «как бы взгляд на себя глазами других людей», и выделял важную роль «референтной (эталонной) группы» для самопонимания личности и формирования адекватного «я-образа» (Климов, 1997, с. 140).

В дополнение к референтной группе, а фактически — к разным референтным группам, влияющим на самопознание самоопределяющегося подростка, не менее важную роль должны играть и педагоги, и психологи, помогающие разобраться подростку в самом себе. Мы считаем, что роль педагогов и психологов будет усиливаться лишь тогда, когда они вместе с самоопределяющимся клиентом (подростком) чаще будут обращаться к проблемам поиска смысла жизни, преодоления внутренних преград на пути к уже обозначенным жизненным и профессиональным целям и преград, осложняющих процесс поиска и уточнения этих целей.

Лучшим способом такой психолого-педагогической помощи является выработка культурного навыка совместных обсуждений и даже дискуссий по проблемам самоопределения. Культурный навык в данном случае предполагает отказ от сумбурных, эмоциональных размышлений и выводов, и, наоборот, использование логики, доказательности, опору на знания, а главное — уважительное отношение к разным точкам зрения. Это, по сути, навык научного размышления. Понятно, что не исключается определенная эмоциональность, проявляющаяся, например, в заинтересованности, увлеченности проблемами самоопределения. В специально организованных дискуссиях важна нс столько непременная победа в споре, сколько сам процесс заинтересованного и грамотного спора. Как известно, «побеждает в дискуссии (больше приобретает) часто не тот, кто переспорил своего оппонента, а тот, кто стал умнее, т.е. тот, кого переспорили». Лишь потом, освоив такой культурный навык, можно рассчитывать, что он будет постепенно интериоризироваться и переводиться во внутренний план действий, т.е. станет основой для самостоятельных культурных размышлений.

Заметим, что формирование готовности к такому внутреннему диалогу слишком деликатное и тонкое дело. К сожалению, слишком много оказывается на подростка и других прямо противоположных воздействий, когда у него формируются навыки бескультурного спора (например, в подростковых компаниях, на экранах телевизора в так называемых дискуссиях- шоу и т.п.). Вполне возможно, что сразу после проведения дискуссий эффект нс будет заметен, и расчет здесь делается на то, что впоследствии подросток все-таки вспомнит свой опыт участия или хотя бы наблюдения за культурным разговором о сложнейших вопросах самоопределения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

какие задачи не решают методики активизирующие профессиональное самоопределение например профессьянс. Смотреть фото какие задачи не решают методики активизирующие профессиональное самоопределение например профессьянс. Смотреть картинку какие задачи не решают методики активизирующие профессиональное самоопределение например профессьянс. Картинка про какие задачи не решают методики активизирующие профессиональное самоопределение например профессьянс. Фото какие задачи не решают методики активизирующие профессиональное самоопределение например профессьянс