какие задачи решает юридическая психология
Какие задачи решает юридическая психология
Глава 1. Предмет, задачи, система юридической психологии
Современное развитие науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой стороны — интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих между собой ранее обособленные друг от друга науки.
С этой точки зрения выделение такой науки, как юридическая психология, которая оказывается связующим звеном между психологической и правовой науками, представляет собой закономерное явление.
Юридическая психология — прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.
Таким образом, предметом изучения юридической психологии являются психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере действия права.
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.
Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:
1) исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;
2) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;
3) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;
4) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);
5) исследование психологических закономерностей деятельности исправительно-трудовых учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
6) разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы:
1) Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.
2) Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.
3) Криминальная психология — раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.
4) Следственно-оперативная психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.
5) Судебная психология — раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психо-логической экспертизы.
6) Психология исправительной деятельности — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.
Юридическая психология. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Юридическая психология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая психология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи
Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой социальной регуляции поведения человека и психологией правосознания; криминальная психология, направленная на изучение всех психологических аспектов совершения преступления; психология уголовного судопроизводства, разрабатывающая вопросы психологии следственных действий и производства судебно-психологической экспертизы; психология судебной деятельности, рассматривающая аспекты психологии уголовного судопроизводства; исправительная психология, занятая вопросами психологии осужденных и психологическими аспектами реабилитации освобожденных лиц; психология гражданско-правового регулирования, рассматривающая аспекты психологии гражданского судопроизводства.
Основой предмета юридической психологии являются существующие взаимосвязи, явления и механизмы, характерные для преломления правовых норм в социуме в целом и в сознании каждого конкретного человека. Предметом юридической психологии являются психологические аспекты деятельности юридических, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, а также правовые аспекты образа жизни и поведения граждан и социальных групп.
Важнейшая цель юридической психологии — построение правового общества и государства. Основные задачи юридической психологии: осуществление научного синтеза психологических и юридических знаний и раскрытие психолого-юридической сущности базовых правовых категорий; обеспечение всех лиц, работающих в правоохранительной системе, достоверными психолого-юридическими знаниями для максимального и четкого понимания ими объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека; повышение профессионального и психологического развития работников юридических органов; изучение криминальной деятельности субъектов правоотношений и их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; разработка психологически обоснованных способов повышения эффективности решения профессиональных задач и выработка рекомендаций, направленных на улучшение правового регулирования в социуме.
Задачи юридической психологии
ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Учебная дисциплина – юридическая психология
Контрольная работа
студентка 6 курса 201z группы
1.Что составляет предмет юридическая психология? Какие задачи призвана решить юридическая психология?
2. Раскрытое содержания понятия «личность преступника». Чем отличается с психологической точки зрения личность преступника от личности законопослушного гражданина?
3. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста
Предмет юридической психологии
С этой точки зрения выделение такой науки, как юридическая психология, которая оказывается связующим звеном между психологической и правовой науками, представляет собой закономерное явление.
Таким образом, предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.
Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.
Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:
1) исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;
2) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;
3) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;
4) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);
5) исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
6) разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
2. Ли́чность престу́пника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.
Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности имотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и, прежде всего, для криминологии.
Общественная опасность личности формируется обычно ещё до момента совершения преступления. Этот процесс находит выражение в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках. Однако в криминологии момент качественного перехода от личности, обладающей социально опасными качествами, к личности преступника связывается с моментом совершения лицом преступления. Одни криминологи говорят, что о существовании личности преступника можно говорить лишь в определённых законом временных границах: от вступления в законную силу обвинительного приговора суда и до отбытия наказания и погашения судимости. Другие указывают, что, в отличие от уголовно-исполнительной системы, криминолог должен рассматривать не только осуждённых, но и фактических преступников, поскольку самые опытные и опасные преступники нередко уходят от уголовной ответственности; не принимать их в рассмотрение — это значит не увидеть существенного пласта криминальной мотивации. В любом случае, современная наука считает, что наличие у человека социально опасных качеств не даёт оснований для «опережающего» обращения с ним как с преступником.
Криминология изучает социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические характеристики личности преступника. Кроме того, ключевым для данной темы и для криминологии в целом является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную.
Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве «своих» у преступников значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных граждан.
3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста
Коренные изменения общественно-экономических отношений в стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур, правоохранительных органов, в повышении качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, в укреплении в целом судебной власти в стране выдвинули на одно из приоритетных мест задачу научной разработки и практической реализации на современном уровне кадровой политики в системе правоохранительных органов, юридических служб, в том числе их кадрового обеспечения.
Для успешного решения всех этих задач прежде всего необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по существу, создать ее профессиограмму.Следует определить требования, которые предъявляет эта деятельность к психике, личности юриста, к его психофизиологическим качествам, которые должны составить содержаниепсихограммыюриста с определением четких критериев его профессионально-психологической пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и других структурах.
Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто работает в органах прокуратуры, принудительного исполнительного производства и т.д., представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые неизбежно встретит в своей работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010. – 608 с.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Проспект, 2008. – 335 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.
5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.
6. Психология для юристов: Учебник – М.: Омега-Л, 2005. – 552 с.
7. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. – 584 с.
8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Юрлитинформ, 2008. – 352 с.
9. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 525 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
11. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2010. – 592 с.
12. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Проспект, 2009. – 480 с.
13. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник. – М. 2007. – 280 с.
14. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 607 с.
15. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 472 с.
16. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов. – М.: Юрайт, 2010. – 480 с.
Цели и задачи правовой психологии
В настоящее время создана специальная дисциплина, которая изучает психические особенности человека в области юриспруденции. Вся сфера психологических явлений подпадает под понятие юрпсихологии: процессы и состояния психики, индивидуальные личностные черты, мотивация и ценности, социально-психические законы поведенческой линии человека. Но все эти случаи следует рассматривать только в области юридических отношений.
Объект
Объектом юрпсихологии считаются закономерные явления, происходящие в процессе психической деятельности индивида в сфере правовых взаимоотношений.
Многие ученые этой области акцентируют внимание на том, что особенностью методологии юрпсихологии является то, что центр — это личность индивидуума. Правовая наука распознает в человеке нарушителя закона, а юридическая психология проводит исследование личности правонарушителя, потерпевшего.
Особое внимание здесь уделяется психологическим вопросам взаимодействия личности и права в качестве составляющих частей единой системы. Предмет юрпсихологии изменчив в зависимости от жизненных условий, общественных вопросов, общих научных изменений.
Характерной чертой этой науки является то, что практически все закономерности психики, которые подвергаются исследованию, заключены в границы общих общественных норм поведения, находящих свое отражение в праве.
В целом выделяется 3 основных линии исследований в юридической психологии:
Эти определения объекта и предмета юрпсихологии отображают сущность данной сферы психологического учения, которое означает не только приложение к определенной практической области психологических исследований, но и представляет собой механизм познания психологии о человеческой деятельности в правовой сфере.
Цели и задачи
Учеными определяются следующие задачи юридической психологии:
Методика
Методы юридической психологии весьма разнообразны. К ним относятся:
Психология общностей с точки зрения права
Юрпсихология изучает проблемы развития и функционирования больших соцсистем — социума в общем, важнейших общественных подклассов, этнических групп (нация, народность). В таких системах действуют собственные законы отношений в обществе, которые следует внимательно изучить с целью понимания возникновения правонарушений.
Юрпсихология подвергает тщательному рассмотрению слои социальных движений в мыслях отдельного индивидуума, рассчитывает вероятность возникновения протеста в том или ином общественно значимом случае, а также осуществляет поиск путей, которые способны сгладить общественное недовольство, и профилактических мер на социальное настроение в целях исключения антисоциального поведения.
Иногда в юридической психологии рассматриваются ситуации правового нигилизма от больших соцгрупп. Его проявление может происходить в теоретической или практической формах.
Первый случай предполагает отрицание права в теории, то есть оно отвергается в виде особенной ценности и заменяется иными важными для индивида сторонами жизни, бытия. Второй случай предполагает перенос таких взглядов на практику, что может привести в общественному террору в стране, развитию тоталитаризма, массовым жертвам. Юридическая психология призвана охранять закон и старается искать методы развития общества, где подобные ситуации можно предотвратить.
Личностная правовая психология
Главным объектом изучения дисциплины является личность человека, как индивида. Несмотря на то, что он принадлежит к определенной социальной группе, изначально это отдельная личность с психологическими чертами, положением в обществе, биографией и противоречивыми чувствами.
С правовой стороны поведенческая линия человека может быть правомерной, неправомерной или юридически нейтральной. Последний вариант не предполагает никаких юридических последствий и не подвергается юридическому изучению. Правовое поведение может быть правомерным и неправомерным. Их сущность в том, что личность следует действующим в обществе правовым нормам или нарушает их.
К свойствам правовой поведенческой линии относятся:
Правомерное поведение всегда более предпочтительно и желательно. Поэтому оно охраняется на законодательном уровне. Честный труд, получение образования, принятие участия в государственных делах и другие формы социальной деятельности находят свое отражение в правомерном поведении.
С такой поведенческой линией связано большинство правовых последствий, исключая нежелательные (возложение ответственности, использование принудительных мер). Соблюдая государственную дисциплину, участвуя в социальной жизни, выбрав качественный труд и достигнув высокого уровня выполнения обязанностей как работника, личность может рассчитывать на достижение определенного уровня материальной обеспеченности.
С точки зрения юрпсихологии правомерное и неправомерное поведение рассматриваются под определенным углом. Неправомерная линия исследуется с целью понятия психологии правонарушителя и нахождения вариантов выявить отдельные преступные личности, а также, как профилактическая мера противоправных общественных действий. Правомерная линия больше изучает профессиональную сферу работников юридической сферы.
Социализация с точки зрения права
Правовая адаптация в обществе едина с личным и социальным правосознанием. Степень развития юрпсихологии социума, отдельной группы, коллектива оказывает влияние на общественно-психологическую жизнь и правильное формирование образа правового общества, на правомерное поведение каждого индивида и стабильность группы.
Правовое сознание в качестве величины содержит социальное правосознание (явления, которые характеризуют общество в целом), правосознание группы (для отдельно взятых соцгрупп и классов), правосознание индивида (как личность воспринимает нормы действующих законов). Оно разделяется на 2 уровня: элементарный (соответствие поведенческой линии отдельного индивида нормам права) и высший (как общество относится к правовой системе в общем).
Юридическая психология это большой пласт знаний, который нужно внимательно и тщательно изучать. Более детально о правовой психологии можно узнать посмотрев видео-лекцию на эту тему:
Предмет, задачи, система юридической психологии
Юридическая психология — прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц. вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.
Таким образом, предметом юридической психологииявляется изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.
Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести;
• исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;
• психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;
• разработка социально-психологических основ профилактикипреступлений;
• исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурору адвоката, судьи);
• исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
• разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
Юридическая психология имеет свою систему категории, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы:
•Методологический раздел,включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.
• Правовая психология— раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации. психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.
• Следственно—оперативная психология-раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений,
• Судебная психология— раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
• Психология исправительной деятельности— раздел юридической психологии изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.
[Методы юридической психологии
В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих и процессе правоприменительной деятельности.
К ним относят следующие:
Метод наблюдения.. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей. Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности,
Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополнял результаты самонаблюдения объективными данными.
Разновидностью опроса является метод интервью, В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.
Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие, Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр. Отдельные аспекты биографического метода в следственно-судебной и пенитенциарной практике являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.
Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, Для выявления личностных параметров,
Метод анализа продуктов деятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т.д, Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления. Изучение способа, места и времени совершения преступления иногда позволяет установить некоторые личностные особенное]и преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.)- По способу совершения преступления могут быть установлены, кроме уже отмечавшихся выше, профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуально!’о развития, способности обвиняемого.
В последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.
Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т.е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т.д.
Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:
• предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
• традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
• рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.
Правосознание связано с процессом социализации двояко.
Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование ею установок,
отношений, ценностных ориентации в правовой сфере.
Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение.
Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:
Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать. В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно.
В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет. Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу.
Важным агентом правовой социализации является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т.д. Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.
Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и состоятельно усваивают систему правовых знаний.
Дефекты правовой социализации
Самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.
Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков;
а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);
б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе):
в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации, а группах сверстников).
Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются «по вине» семьи в следующих случаях:
• родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения; может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;
• родители словесно придерживаются общепринятых нравственных, норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие; у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;
• родители нереально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка); отсутствие прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации:
• родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными. Выделяют следующие виды неблагополучных семей:
• аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
• проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой:
• неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал. Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы,такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты,выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.
Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать в неполных семьях. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказываться на формировании личности ребенка, подростка, В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца иди свою мать с момента рождения. В других они теряюткого—либоиз них в сознательном возрасте. Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются и ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.
Псевдоблагополучнаи семья, или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жесткихвзаимоотношений (держать всехв «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.
Криминогенность дефектов правовой социализации в школе. Существует связь между недостатками в системе функционирования школы и преступностью несовершеннолетних. Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит нежная роль в нравственно-правовом воспитании детей и подростков. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоциональных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным влияниям. С другой стороны, школе принадлежит важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, который начался в семье. В случае совпадения, «сложения» недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка. Дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявлякнся в дефектах выполнения социальной роли, в разрыве эмоциональных связей школьника («трудновоспитуемого») СО своими одноклассниками и учителями, и выходе из-под норм социального контроля, в формировании извращенной примитивной структуры потребностей.