какие замыкаются контакты реверсивного барабана контроллера при
Маневровые локомотивы
Приведение тепловоза в движение
Переключатель ПЭ «Электроника» ставят в положение «Включено», реверсивную рукоятку контроллера — в положение требуемого направления движения, а главную рукоятку переводят с нулевой на 1-й тяговую позицию.
При постановке реверсивной рукоятки в положение «Вперед» («Назад») замыкаются контакты КМР4 (КМРЗ) реверсивного барабана контроллера (рис. 209), через которые от провода 202 ток течет по проводу 2/7 (2/6), размыкающим контактам реле РВР, проводу 725(727) в катушку вентиля ВПР1 (ВПР2). После разворота реверсора в соответствующее положение через контакты Р2 (РІ) его блокировочного барабана напряжение от провода 2/7 (2/6) подается на провод 218.
На всех тяговых позициях замкнуты контакты КМ6 главного барабана контроллера. Поэтому при постановке главной рукоятки на 1-й тяговую позицию ток от провода 202 направляется через контакты К Мб, размыкающие контакты Р/2, замкнутые контакты А’ электропневматического клапана автостопа, замкнутые контакты ІЮ5 (переключатель «Обогрев» вы ключей) и провод 688 в катушку реле РЕ.
После включения реле РЕ питание получает катушка вентиля ВПЕ привода тормозного переключателя по цепи: провод 218, замкнутые контакты ПОб, провод 723, замыкающие контакты РЕ2, размыкающие контакты КТ72, КТ12, КТ22, КТ32, провод 617, катушка вентиля ВПЕ.
Тормозной переключатель ЕТ переводится в положение «Езда» (если он находится в положении «Торможение») или продолжает оставаться в этом положении. Через контакты ЕТ15, замкнутые в положении «Езда», напряжение подается на провод 629, от которого через контакты ОМ 11, ОМ21 и ОМ31 отключателей тяговых электродвигателей получают питание катушки вентилей ВКП1 — ВКПЗ приводов поездных контакторов.
Через замыкающие контакты РЕЗ (между проводами 629 и 612) напряжение подается на электронный блок УСЯРЗ-005, установленный в минусовой цепи катушек вентилей ВКП1 — ВКПЗ. Блок обеспечивает включение поездных контакторов и отключение их с выдержкой времени 0,5 с (для уменьшения подгара силовых контактов контакторов).
После включения поездных контакторов КП1 — КПЗ собирается цепь питания катушки контактора КВ: провод 218, замкнутые контакты ПОЗ, размыкающие контакты КОП, замыкающие контакты РЕ1, КП31, КП21 и КПП, провод 226, размыкающие контакты КД21 и КДП, провод 267, замкнутые контакты БК1 — БК4 блокировок дверей аппаратной камеры, провод 608, размыкающие контакты РЗ, замкнутые контакты реле РДВ1, провод 232, катушка контактора КВ.
Одновременно через замыкающие контакты поездных контакторов ток поступает в катушку реле блокировки реверсора РБР. Когда это реле включается, катушка вентиля ВПР1 (ВПР2) начинает питаться через контакты Р6 (Р5)блокировочного барабана реверсора, провод 724 (726) и замыкающие контакты РБР.
Таким образом, реле РБР не допускает перевод реверсора из одного рабочего положения в другое, если какой-либо поездной контактор (или контактор КТ7) остался включенным.
После включения контактора KB возбудитель получает сначала независимое возбуждение, а затем и самовозбуждение. От провода 202 (рис. 210) ток направляется через контакты ПЭ2, провод 357, часть резистора R83, провод 661, контакты ВВ05, провод 733, замыкающие контакты КВ2, провод 88 в независимую обмотку возбудителя, а затем уходит на «минус» ВГ через электронный блок YKS5 регулятора ЭР.
Ток самовозбуждения возбудителя протекает по цепи: «плюс» В, провод 50, силовые контакты контактора KB, провод 52, замыкающие контакты РУ51 и РУ54, проводи, размыкающие контакты РСМД2, провод 732, резисторы R102, R103 и R104 (их сопротивление меняется в зависимости от позиции), реостат RPM регулятора мощности, провод 64, контакты ЕТ13 тормозного переключателя ЕТ, провод 600, обмотка параллельного возбуждения В, провод 601, контакты ЕТ11 переключателя, провод 53, обмотка добавочных полюсов возбудителя, «минус» В. Основной ток возбудителя от провода 52 поступает в независимую обмотку возбуждения тягового генератора Fl — F2, от которой через обмотку добавочных полюсов возбудителя возвращается на его «минус».
При движении тепловоза вперед собирается следующая силовая цепь (см. рис. 205). От «плюса» тягового генератора ток идет по трем параллельным ветвям.
Первая ветвь: кабель /, замкнутые силовые контакты контактора КП1. шина 700, шунт Ш1, кабель 4, обмотка якорей и добавочных полюсов первого и второго тяговых электродвигателей, кабель 6, силовые контакты реверсора, кабель 7, обмотки возбуждения второго и первого тяговых электродвигателей, кабель 9, силовые контакты реверсора, шина 704, силовые контакты тормозного переключателя ЕТ. кабель 2.
Вторая ветвь: кабель /, замкнутые силовые контакты контактора КП2. шина 705, шунт Ш2, кабель 13, обмотки якорей и добавочных полюсов третьего и четвертого тяговых электрол в и га гелей, кабель /5, силовые контакты реверсора, кабель 16, обмотки возбуждения четвертого и третьего тяговых электродвигателей, кабель ІН. силовые контакты реверсора, шина 33, силовые контакты переключателя ИГ, кабель 2.
Рис. 210. Цепи возбуждения возбудителя и тягового генератора
Третьи ветвь: кабель /, замкнутые силовые контакты контактора КПЗ, шина 7К/, шунт ШЗ, кабель 31. обмотки якорей и добавочных полюсов пятого и шестого тяговых электродвигателей, кабель 30. силовые контакты реверсора, кабель І6, обмотки возбуждения шестого и пятого тяговых электродвигателей, кабель 37, силовые контакты реверсора, шина 34, шунт Ш4 килоамперметра А /. кабель 2. По трем кабелям 2 и обмотке добавочных полюсов тутового генератора ток возвращается на его «минус».
При развороте реверсора в положение «Назад» силовые контакты реверсора переключаются, обеспечивая протекание тока по обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей в про і ивоно.тожном направлении. Например, если при движении вперед по обмоткам возбуждения пятого и шестого тяговых электродвигателей ток протекал от зажима 52 к зажиму 5/, то при движении назад ток потечет от >ажима £/ к зажиму 52(см. также§ 73).
КОНТРОЛЛЕР МАШИНИСТА
Основные функции по управлению тепловозом выполняет непосредственно машинист. Главным устройством, с помощью которого осуществляется управление тепловозом, является контроллер (рис. 195). Используя рукоятки контроллера, машинист приводит в движение тепловоз, увеличивает или уменьшает мощность, развиваемую дизелем, а значит, и скорость движения тепловоза, изменяет направление его движения. Контроллер позволяет преобразовать действия машиниста в электрические сигналы. Эти сигналы по проводам передаются к контакторам, реверсору, реле и другим аппаратам, непосредственно управляющим локомотивом.
Рис. 195. Контроллер машиниста
Рис. 196. Кулачковый элемент контроллера
Рис. 197. Схема блокировочного и фиксирующего механизмов рукояток контроллера
Он состоит из двух храповиков с вырезами, в которые входят ролики фиксирующих рычагов, и сектора между храповиками. Главная рукоятка устанавливается только в свои фиксированные положения, когда один из роликов входит в вырез храповика. Три положения реверсивной рукоятки фиксируются с помощью аналогичного устройства. Лишь блокировочный рычаг имеет вместо ролика простой выступ, который входит в пазы храповика, укрепленного на реверсивном валу. Этот рычаг одновременно выполняет и функции запирающего устройства контроллера. При среднем (выключенном) положении реверсивной рукоятки выступ рычага входит в неглубокий паз храповика, фиксирующего положение реверсивной рукоятки. Выступ с другой стороны рычага заходит в паз сектора, фиксирующего положение главной рукоятки. При этом главная рукоятка должна обязательно находиться в положении «Холостой ход». Теперь можно снять реверсивную рукоятку и спокойно отойти от пульта управления. Если сейчас и попытаться перевести главную рукоятку в первое рабочее положение, когда тепловоз начинает двигаться, то этого не получится. Главную рукоятку удержит выступ блокировочного рычага.
После перевода реверсивной рукоятки в одно из крайних рабочих положений ее блокировочный рычаг уходит в более глубокий вырез храповика реверсивного вала. Противоположный выступ рычага выйдет из выреза сектора главного вала. Только теперь можно перевести главную рукоятку. С другой стороны, после перевода главной рукоятки в рабочее положение нельзя повернуть реверсивную рукоятку — ее не пустит блокировочный рычаг. Он упрется в цилиндрическую поверхность сектора главного вала. Благодаря этому при случайном нажатии на реверсивную рукоятку во время движения не может произойти перевод тепловоза на обратный ход. Следовательно, такая простая механическая блокировка обеспечивает перевод главной рукоятки только при рабочем положении реверсивной рукоятки и перевод реверсивной рукоятки только после установки главной рукоятки в положение «Холостой ход».
От прикосновений к токоведущим частям, от загрязнений, повреждений контроллер защищен кожухом. На ряде новых тепловозов главная рукоятка для удобства работы машиниста выполняется в виде штурвала.
Электрические цепи включения реверсора, поездных контакторов и контактора возбуждения.
Цепи управления реверсором. (Рис. 180) При постановке реверсивной рукоятки в положение «Вперед» или «Назад» замыкаются контакты КМР4 или КМРЗ реверсивного барабана контроллера, через которые от общего провода 202 ток по проводу 217 или 216 начинает проходить в катушку электропневматического вентиля привода реверсора ВПР1 (при движении вперед) или ВПР2 (при движении назад).
Рис. 180. Цепи управления реверсором, поездными контакторами
Вентиль включается, и сжатый воздух из резервуара управления поступает в соответствующий цилиндр привода реверсора. После разворота реверсора в требуемое положение его силовые пальцы и сегменты подготавливают соединение обмоток возбуждения с обмотками якорей тяговых электродвигателей (ТЭД) для движения тепловоза в заданном направлении. Одновременно замыкаются контакты блокировочного барабана реверсора. Через контакты Р2 (Р1) напряжение от провода 217 (216) подается на провод 218. Контакты Р4 (Р3) подготавливают цепь питания катушек вентилей передней (задней) песочницы.
Электрические цепи включения поездных контакторов. На 1-ой позиции замыкаются контакты КМ2 и КМ7 главного барабана контроллера
(см. рис.180), которые остаются замкнутыми с 1-ой по 8-ю позицию. Ток от провода 218 начинает течь: через контакты КМ2, провод 225, контакты КМ7, перемычку на панели зажимов К1, провод 204, размыкающие контакты КД11, провод 277, размыкающие контакты КД21, провод 226, диод Д1, провод 266, контакты ОМ11, ОМ21 и ОМ31 отключателей тяговых электродвигателей (ТЭД), провода 237, 238 и 265 в катушки поездных контакторов КП1, КП2 и КП3, пройдя которые, по проводам 120 и 119 уходит на «минус» вспомогательного генератора (ВГ). Одновременно через резистор R60 и провод 286 ток поступает на зарядку конденсатора С9, подключенного параллельно катушкам контакторов КП1 — КП3.
За счет разрядки конденсатора С9 отключение контакторов КП1 — КП3 при переводе главной рукоятки контроллера на нулевую позицию задерживается на 1-2 сек. и происходит после отключения контактора КВ, т.е. после снятия возбуждения с тягового генератора. Это сделано для уменьшения подгара силовых контактов поездных контакторов. Диод Д1 предотвращает разрядку конденсатора С9 на катушку контактора КВ.