какие зарплаты в pwc
На что живут работники «большой четверки» Постоянный недосып, ежегодные оценки и предложения от клиентов перейти к ним на работу
The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — аудитор, сотрудник одной из компаний «большой четверки». «Большая четверка» — это четыре крупнейшие компании, оказывающие аудиторские и консалтинговые услуги, в нее входят Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG. Многие считают работу в «четверке» синонимом успешной карьеры: в команду берут после многоступенчатого отбора, дают понятные перспективы роста, и к тому же компании арендуют для своих сотрудников офисы в престижных локациях (например, в Москве они разместились в «Белой площади»). Но все знают и про обратную сторону работы в «четверке» — постоянных переработках, сильном стрессе, но при этом весьма скромных зарплатах на начальных позициях. The Village узнал у аудитора одной из компаний, действительно ли ему приходится жертвовать сном ради работы и на что он тратит деньги.
Профессия
аудитор
Доход
130 000 рублей (до вычета налогов)
Расходы
Плавный переход
Еще в школьные годы я планировал пойти в сферу, связанную с финансами. Это решение я принял самостоятельно. Хотя в моей семье никто и не работал в этой области, но какое-то влияние определенно было: большая домашняя библиотека, родители с высшим образованием. Вообще меня воспитывали с мыслью, что учиться необходимо. Я учился не в обычной школе, а в лицее, и там была создана благоприятная среда для получения знаний. Особенно легко мне давались математика и история. В старших классах в расписании появилась экономика, и я понял, что это наука как раз находится на стыке моих интересов.
Я поступил в университет на экономический факультет по направлению «финансы и кредит». Потом начал искать работу и, как обычно, встретил множество вакансий, где уже требовался опыт, а зарплата при этом была 25 тысяч рублей. Но через некоторое время увидел позицию в аудиторской компании, которая не входила в «большую четверку». Компания была не очень крупной, но все равно известной в аудиторских кругах. Я проработал в ней несколько лет, пока не начались кадровые перестановки, и тогда принял решение уволиться.
Когда я опубликовал свое резюме, мне позвонили из «большой четверки» и предложили позицию аналогичную моей, без потери должности. Такое бывает не всегда: есть вероятность, что предложат место с понижением. Я прошел тестирование, в которое входил экзамен по логике, математике и английскому. Кроме того, у меня было несколько собеседований с эйчаром и менеджерами. К тестированию в «четверку» мне пришлось готовиться дополнительно, я примерно знал, что там будет, по рассказам других людей. Сначала я сдавал тест, где в том числе были вопросы финансового характера, потом было аудирование и собеседование.
«Четверка» супертолерантная: ни разу не видел, чтобы кто-то предъявлял претензии, связанные с образованием, профессионализмом, расовой принадлежностью, да и вообще чем угодно
Моя зарплата на начальной позиции в предыдущей компании составляла 35 тысяч рублей; когда я переходил в «большую четверку», мне предложили 47 тысяч рублей. Это была существенная разница. Сам переход в «четверку» оказался довольно легким. Все-таки и там и там аудит, задачи во многом схожи. Разница была в организационных процессах: та компания довольно маленькая, со мной в департаменте работало около 15 сотрудников, а в «большой четверке» — двести человек. Еще здесь существует отдельная информационная система, в которой мы работаем, и потребовалось время, чтобы ее изучить.
С коллегами тоже не возникло никаких проблем — без разницы, откуда ты пришел. Все понимают, что человек прошел тестирования, несколько собеседований и если конкретный менеджер — опытный профессионал — взял его на проект, значит, аудитор чего-то стоит. В этом смысле «четверка» супертолерантная: я вообще ни разу не видел, чтобы кто-то предъявлял друг другу претензии, связанные с образованием, профессионализмом, расовой принадлежностью, да и вообще чем угодно. Тебя будут оценивать только по твоим делам, по тому, как ты двигаешься внутри компании.
Но мой кейс устройства в «четверку» не самый распространенный. Чаще всего студенты приходят на должность интерна на третьем или четвертом курсе университета, предварительно проходят такое же тестирование по математике, логике и английскому. По каждому блоку необходимо набрать минимальное количество баллов: например, даже если по двум блокам будет 100 баллов, а по английскому недостает до минимального порога — ты все равно не проходишь. Хотя на английский сейчас смотрят не так придирчиво, как раньше, потому что вышел федеральный закон о том, что все аудиторские бумаги должны быть на русском языке.
Дальше идет собеседование с эйчаром на понимание аудита, финансов, логики. Потом студент общается с менеджером, который будет его курировать. Если все хорошо — интерн получает оффер и выходит на работу в январе. Когда стажировка заканчивается, тем, кто показал себя особенно хорошо, предлагают начальную позицию — стафф. Получается, кто-то совмещает работу с университетом, а кто-то приходит сразу после выпуска.
Под контролем аудитора
Мы занимаемся финансовым аудитом, то есть независимой проверкой финансовой отчетности и финансового положения компании. Это нужно инвесторам, местным регуляторам (например, ФНС), кредитным структурам. Они должны понимать реальное финансовое положение компании — к примеру, чтобы оценивать риски при инвестициях. Для этого компания обращается к независимому лицу с репутацией на рынке — в компанию «большой четверки». Мы можем проверить отчетность и, если она достоверна, выдаем аудиторское заключение. Кроме того, есть компании, которые обязаны проводить независимый аудит — например, компании с определенным уровнем выручки или кредитные учреждения.
Проще говоря, мы должны проверить каждую строчку финансовой отчетности. Компания говорит: «У нас в активах есть 100 рублей, из которых десять рублей — денежные средства». Значит под эти денежные средства мы должны запросить у компании первичные документы: банковские выписки, депозитные договоры, письма-подтверждения. Письма-подтверждения аудиторы отправляют в банки, в которых компания держит свои деньги, чтобы узнать, как у третьих лиц, действительно ли у этой компании лежат деньги в их банке, в той сумме и валюте, которые они указали.
Следующая статья отчетности — например, кредиты, которые выдала компания: ипотеки, кредиты физическим лицам, кредитные карты. Тут мы просим предоставить кредитные договоры, документы под обеспечение, кредитное досье, открывающееся на человека. И так далее — все статьи отчетности. Хотя мы проверяем и много других вещей: насколько эффективно устроен бизнес, как осуществляется контроль внутри компании, нет ли мошенничества. Но документы и отчетность — это примерно 70 % нашей работы.
Мы приходим и видим, что они выдали 100 миллионов рублей финансовой пирамиде. Это означает, что в активах у них ноль — финансовая пирамида вряд ли вернет деньги
Мы проверяем документы, смотрим на них печати и подписи, сопоставляем цифры, которые компании показали в отчетности, с документами. Иногда компании завышают активы: грубо говоря, могут предоставить данные, что они выдали кредит на 100 миллионов рублей и это высококачественный кредит (то есть кредит, который с большой вероятностью вернут). А мы приходим и видим, что они выдали 100 миллионов рублей финансовой пирамиде. Это означает, что в активах у них ноль — финансовая пирамида вряд ли вернет деньги. В таких случаях мы либо предлагаем привести этот кредит к его справедливой стоимости, либо даем аудиторское заключение с оговоркой, что кредит на 100 миллионов рублей мы подтвердить не можем. Либо мы расторгнем договор, и они будут искать другого аудитора.
Работа в «большой четвёрке»: каторжный труд или большой шанс
Бывшие и нынешние сотрудники международных аудиторских компаний пожаловались Лайфу на переработки и низкую зарплату, а их HR-специалисты объяснили, что на самом деле работа в компании даёт начинающим специалистам.
Международные аудиторские компании (члены так называемой большой четвёрки) являются одними из самых привлекательных работодателей для молодых российских специалистов. Так, например, в рейтинге агентства по работе с HR-брендом Changellenge компании Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers заняли в нём третье, четвёртое и пятое место по числу поданных резюме, а Deloitte вошла в топ-15 (рейтинг сформирован на основе исследования, проведённого агентством в ноябре 2015 г. — январе 2016 г. среди 2300 студентов 25 ведущих университетов страны).
И эти же компании не раз критиковались в международных СМИ за отсутствие у их сотрудников баланса между работой и личной жизнью — чего стоят только заголовки вроде «25-летний аудитор PwC из Шанхая переработала до смерти».
Тем интереснее, что говорят о работе в компаниях «четвёрки» молодые люди из России, получившие заветное место, а что — HR-специалисты этих компаний.
Зарплата
Фото: © flickr.com/Steven Depolo Follow
— Я даже не знаю, как прокомментировать зарплату: реально платят смешные деньги. Полное несоответствие выполняемым обязанностям, так как иногда приходится работать много, — рассказывает бывшая сотрудница одной из компаний «большой четвёрки», консультант Мария.
График работы
Фото: © flickr.com/Victoria Pickering
— Work-life balance полностью нарушен, так как в сезон приходится задерживаться в офисе до 12 ночи ежедневно, а порой бывало, что некоторые из нас домой не ходили ночевать. То есть один рабочий день плавно может переходить в другой, и это норма, — жалуется Анастасия, одна из нынешних сотрудниц.
— На моём нынешнем месте работаю с 10:00 до 22:00 стандартно, за переработки доплачивают, но это мало радует, — сетует Юрий. — Впрочем, л етом, как правило, у нас нет проектов, и все работают до 16:00 неофициально.
— Овертаймы рассматриваются как нечто само собой разумеющееся, ты всё время ловишь себя на мысли, что тебя никто не заставляет сидеть до 23:00, но всё же работаешь, потому что понимаешь, что иначе не успеешь уложиться в срок. Работы всегда изначально больше, а сроки её выполнения меньше, чем нужны для того, чтобы покинуть офис вовремя.
Особенности работы на начальных позициях
Фото: © flickr.com/Ken Teegardin
— На начальных позициях работа не требует никаких особенных интеллектуальных затрат. Ты являешься «человеком-принтером». Никакой самостоятельности. Пишешь письма из серии «спасибо за предоставленную информацию», которые проверяют старшие консультанты и менеджеры, на этом вся твоя работа заканчивается, — вспоминает Мария. — Я потеряла интерес к этой работе, потому что перекладывание бумаг из стороны в сторону порядком надоело. Для меня всегда оставалось загадкой, почему менеджер просит распечатать письмо. Он что, сам не в состоянии проделать эту элементарную операцию?
Что говорят об условиях труда HR-специалисты «большой четвёрки»
Фото: © flickr.com/Tracy Lee Carroll
Все департаменты компаний «большой четвёрки» принимают студентов и выпускников без опыта работы на начальные позиции (стажёр, аудитор, консультант, бизнес-аналитик).
Так, например, в KPMG программа по привлечению молодых талантов достаточно масштабная. Компания проводит лекции и мастер-классы в ведущих вузах страны, а также организует обучающие программы для молодёжи. У компании Ernst & Young ( EY) есть летняя бизнес-школа EY для студентов, которые работают в шести городах России — в год через школы EY проходит более 500 студентов. Есть в EY и другие проекты для студентов: конкурс на именную стипендию, международный налоговый конкурс, специальная программа для девушек, которые хотят развиваться в консалтинге. В компании Deloitte специальной программы по работе со студентами нет, но каждый год она объявляет набор талантливой молодёжи на открытые вакансии.
HR-специалисты KPMG, Ernst & Young и Deloitte заявили Лайфу, что предложение по заработной плате является конкурентным и они оглашают его успешным кандидатам. По их словам, подход к продвижению по службе сотрудников структурирован и прозрачен, при выполнении задач и хорошей обратной связи от коллег сотрудник может претендовать на повышение на начальных этапах каждый год. В этом преимущество «большой четвёрки» — не нужно ждать освобождения должности, рост ограничен только результатами. Специалисты говорят, что были случаи, когда сотрудники работали так эффективно, что за 11—13 лет вырастали со стажёров до партнёров (самая высокая должность в аудиторской компании). Молодой специалист может динамично развиваться, зная, что его карьерный рост зависит в первую очередь от него.
На интервью эйчары стараются максимально открыто и подробно описывать будущую работу кандидата, подготовить его к тому, что в компаниях, оказывающих сервисные услуги, нужно быть готовым к серьёзным нагрузкам. Потому что, если этого не делать, человек очень скоро может понять, что это не то, чего он ожидал. Это помогает значительно снизить вероятность увольнений из-за того, что кто-то не справится с работой.
— Важно быть готовым к большому объёму работы, возможным переработкам. Однако, если кандидат не боится трудностей и готов инвестировать время в своё развитие, он достаточно быстро добьётся желаемого в рамках нашей компании, — уверяет Полина Рассказова, руководитель группы по подбору персонала КПМГ в России и СНГ.
HR-специалисты крупных аудиторских компаний рассказали, что в основном сотрудники уходят из-за сложностей, которые возникают при совмещении работы и учёбы. «Часто сталкиваемся с тем, что, когда ребятам рассказывают детально про будущую работу на собеседовании, они всё пропускают мимо ушей и просто хотят получить предложение о работе, а потом понимают, что это не то, чем они хотят заниматься», — констатирует София Азизян, партнёр EY, руководитель направления по кадровой стратегии в СНГ.
К зарплате в миллион верхом на страусе: кто в России действительно хорошо зарабатывает собственным мышлением?
Наш прошлый материал вызвал волну критики: пиарщики никому не нравятся, зарплата маленькая и, вообще, что это за работа такая «продвижение проектов»? Сегодня мы учли пожелания и пригласили на интервью человека, чьи карьерные успехи неоспоримы, а результаты деятельности косвенно присутствуют в жизни каждого.
Что вы знаете о стратегическом или управленческом консалтинге? Кто эти люди, час общения с которыми может стоить до нескольких тысяч долларов? В чем суть такой работы и как стать таким человеком? Читайте в нашем новом материале!
Род занятий:управленческий консалтинг / стратегическое развитие
Доход: более 500 тыс. рублей/месяц
Компании: McKinsey & Company, A.T. Kearney, крупнейшие российские промышленные корпорации
Образование: НИУ-ВШЭ, бакалавриат факультета экономики, магистратура факультета бизнеса и менеджмента
Дмитрий, привет! Начнем с самого простого, что же такое консалтинг?
В самом общем случае консалтинг — это предоставление платных консультаций по той или иной экспертной области. Вообще ограничений здесь нет: в теории вы можете заниматься почти чем угодно: от строительства домов до кондитерского дела. Если другие строители и начинающие кондитеры воспринимают вас как эксперта, вы можете проводить экспертизу в каких-то проблемных случаях и давать рекомендации по организации работ по заливке фундамента и оптимальной температуре выпекания чизкейка. Но общепринятое определение консалтинга — это все же оказание профессиональных услуг компаниям, их менеджменту и акционерам. Услуги могут варьироваться от точечных экспертных консультаций до реализации длительных и комплексных программ трансформации, в ходе которых проводятся организационные преобразования, меняется организация процессов, внедряются новые ИТ-системы и т. д.
Консалтинг бывает разный: стратегический (он же управленческий), операционный (повышение операционной эффективности), бухгалтерский, юридический, налоговый, ИТ-консалтинг. Между всеми видами консалтинга есть общие моменты — все они относятся к сфере профессиональных услуг (professional services). Для успеха в любом из них нужны одни и те же soft skills по выстраиванию взаимоотношений с клиентами и управлению командой. Далее будем говорить только об управленческом консалтинге.
Непосредственно консультант – кто он и в чем суть его работы?
Начнем с того, что говорить лучше не об отдельном специалисте, а именно о команде консультантов, так как почти в 100% случаях консалтинг — это командная работа, где каждый член команды привносит свои уникальные компетенции, и они взаимно дополняют друг друга. Например, один является экспертом в разработке финансовых моделей, другой в анализе больших данных, третий — специалист по оптимизации закупок, четвертый — эксперт по отрасли клиента (скажем, розничной торговле) в России, а пятый — эксперт по той же отрасли, но в США. Получается практически «Одиннадцать друзей Оушена». Привлечение такой команды позволяет топ-менеджменту компаний получить одновременно следующее:
1.Группу аналитиков, целиком и полностью сфокусированных на решении конкретной сложной задачи, поставленной менеджментом, причем в кратчайшие сроки. В отличие от сотрудников компании, эту группу не будет отвлекать обычная рабочая рутина — они будут 100% своего времени посвящать только работе над проектом. К тому же консультанты готовы работать по 80-100 часов в неделю, чего также редко можно ожидать от рядовых сотрудников.
2.Мощный аналитический центр — в консалтинге работают люди с высочайшими аналитическими способностями и опирающиеся в своем анализе на объективные числовые данные, полученные из независимых источников. Плюс консультанты жестко ориентированы на конечный результат — никому не интересен проект ради проекта.
3.Свежий и незамыленный взгляд со стороны на компанию, ее сильные стороны и фундаментальные проблемы, осложняющие ее развитие.
4.Экспертизу в лучших международных практиках той предметной области, которой посвящен данный проект.
Консультанты выявляют ключевые проблемы развития, разрабатывают и внедряют программы трансформации. Задачи варьируются от разработки верхнеуровневой стратегии (в каких бизнесах мы должны присутствовать, что мы должны предлагать рынку, по какой бизнес-модели работать и т. д.) и до оптимизации самых что ни на есть операционных вещей — например, как снизить расходы на закупаемое сырье и материалы на Х% без потери качества конечного продукта. В масштабе крупнейших компаний увеличение эффективности процессов даже на считанные доли процента приносит результаты в десятки миллионов долларов.
Какие компании обращаются к консультантам и сколько они готовы на это потратить?
Конечно же, речь идет о крупном и крупнейшем бизнесе. Это промышленные холдинги, нефтяная, газовая, горнодобывающая отрасль, металлурги, крупнейшие банки, телекоммуникационные и розничные компании. Компании, которые существуют десятки лет и нуждаются в улучшениях и оптимизации для удержания лидерских позиций. Зачастую заказчиком выступают и органы власти. Например, на днях стало известно, что McKinsey будет разрабатывать новую транспортную стратегию Москвы за 210 миллионов рублей.
Стоимость привлечения консультантов определяется объемом и сложностью проекта и, как следствием, объемом требуемых трудозатрат команды. Ставки (стоимость одного человеко-дня) могут сильно отличаться между компаниями. Если говорить о «Большой тройке», то стоимость одного консалтингового проекта редко опускается ниже 50 миллионов рублей. Но эффект от реализации этого проекта, как правило, позволяет окупить эти расходы десятикратно в течение 1-3 лет.
Термины «Большая тройка» или «Большая четверка» довольно часто на слуху, но кто они и в чем их отличия?
Да, термины действительно популярные, но ими всё не исчерпывается. Консалтинговые компании скорее можно разделить на лиги. Есть четыре основные группы / лиги консультантов:
1. Большая тройка – McKinsey, BCG, Bain
2. Вторая лига – A.T. Kearney, Oliver Wyman, Roland Berger, Strategy& PwC, Partners in Performance (PiP)
3. Big4 (PwC, EY, KPMG, Deloitte) + Accenture + Strategy Partners (единственный чисто российский консультант, пытающийся достичь уровня зарубежных консультантов) + A.D. Little (те же Strategy Partners, но под брендом глобальной компании)
4-а. Бутики с высокоспециализированным набором offerings (прим.редакции: организации с узкой специализацией, работающие над конкретной проблемой) и очень маленькой командой. В области своей специализации дают достойный результат. Зачастую работают лишь с 1-2 клиентами. Примеры: Bryanston Resources, IHS Markit. В эту же группу можно отнести кэптивных консультантов, созданных внутри некоторых больших холдингов и работающих преимущественно с предприятиями этих же холдингов.
4-б. В эту подгруппу можно включить всех остальных российских консультантов, но мы сейчас говорим о лучших.
Какой я должен проделать путь, если хочу попасть в высшую лигу консалтинга и в чем между ними различия?
Внутри каждой из лиг есть значимые отличия между компаниями, но они не так сильны, как разница между лигами. Надо учесть, что из года в год ситуация немного меняется: есть общий тренд на консолидацию рынка. McKinsey растет, специализированные консультанты либо фокусируются на 1-2 нише либо уходят с рынка.
Лига 1 – это мечта любого начинающего консультанта во всем мире. Проекты направлены на решение ключевых вопросов уровня CEO-1(прим.редакции: уровень вице-президентов) крупнейших компаний. Разносторонняя и очень глубокая экспертиза во всех отраслях и функциональных областях. Очень сильные команды, у которых всегда есть, чему поучиться. Наибольшая стоимость команды для клиентов. Платят примерно одинаковые деньги во всех странах мира, с минимальными поправками на средний уровень доходов по стране/региону.
Лига 2 – это отличный вариант для тех, у кого не получилось попасть в лигу 1. Фокусируются на нишевых предложениях, например, OW на финансовом секторе, A.T. Kearney на оптимизации снабжения и закупок, Strategy& на построении систем развития инноваций, PiP на операционной эффективности. Другие проекты тоже есть, но в меньшей степени. Работают с тем же качеством, что и M/B/B, ставки для клиентов и зарплаты консультантов также сопоставимы.
Лига 3 – дженералисты, которые пытаются браться за все подряд. В отличие от первых двух лиг, это де-факто не международные компании, а российские, но работающие по франшизе международных. Здесь минимальные шансы поехать на зарубежный проект (опять же, в отличие от первых двух лиг). Качество работы не так стабильно и сильно зависит от команды проекта: встречаются как очень сильные партнеры/менеджеры, не уступающие первым двум лигам, так и откровенные середнячки. Консалтинговые практики являются для них менее приоритетными, в отличие от аудита, корпфина и налогов, и могут умирать и возрождаться.
Например, в Deloitte 10 лет назад была сильная стратегическая команда, которая потом полностью разошлась по другим компаниям. В целом это хороший трамплин для последующего попадания в первую или вторую лигу, но не более того. Зарплаты примерно на уровне других департаментов Big4, то есть в несколько раз ниже, чем в первых двух лигах. При этом если вы воспринимаете консалтинг чисто как трамплин для дальнейшей карьеры в отрасли, то учтите, что возможности, открывающиеся после начальных позиций Big3 и Big4, зачастую сопоставимы. Это связано с неразвитостью российского рынка: большинство работодателей либо не понимают разницу в качестве людей из разных лиг либо банально не готовы платить больше.
В группу 4а попасть работать почти нереально: могут годами не набирать ни одного человека. К этому же это означает сразу жесткую специализацию на отрасли и типе проектов, а прелесть консалтинга для начинающих специалистов как раз в том, что можно попробовать себя в разных отраслях и функциональных областях, чтобы понять, что нравится и получается больше всего.
В группу 4б попасть легко, но не надо. Лучше пойти работать в крупную отраслевую компанию в команду развития бизнеса, например, в Мегафон или СУЭК. Да почти любая компания из рейтинга РБК топ-500 даст вам больше опыта, навыков и денег, чем безвестный российский консультант.
Для попадания в консалтинг нет единственно верного рецепта, каждая история индивидуальна. Наибольшие шансы есть у кандидатов, демонстрирующих следующее сочетание качеств и бэкграунда:
– В высшей степени выдающиеся аналитические способности
Отличные лидерские, коммуникативные и другие soft skills
Образование в топовом вузе, желательно в топовом зарубежном – если вы окончили Йель, вас наверняка позовут на собеседование. Специализация уже менее важна, но фокус на экономику / менеджмент / бизнес приветствуется.
– Опыт работы в брендовой компании, желательно международной, и, главное, выдающиеся достижения на своем рабочем месте. Всех интересует, что вы сумели изменить и почему это было важно для компании.
– Какой-то классный perk, which makes you stand out of the crowd (прим.редакции:иметь какую-то свою “фишку”, выделяющую вас из толпы). Да, речь консультантов переполнена англицизмами, и это нормально. Например, в молодости вы могли быть призером юношеских олимпийских игр. Или вы профессионально играете на укулеле и регулярно выступаете с концертами. Среди моих экс-коллег был полупрофессиональный наездник страусов, участвующий в мировых соревнованиях. Главное — быть чуть больше, выделяться.
– Целеустремленность и воля к победе. Знаю человека, который подавался в McKinsey 3 раза на протяжении 10 лет. Сначала он получил отказ еще на этапе рассмотрения резюме, во второй раз он прошел тесты, но завалил первый раунд интервью. В третий раз он получил оффер. Нет нужды говорить, что в течение этих 10 лет он очень много работал над собой и своим профилем и становился сильнее как профессионал.
– Ну и конечно, английский язык – он должен быть абсолютно fluent.
На какой доход может рассчитывать начинающий консультант или стажер в компании?
В первых двух лигах зарплаты привязаны к курсу евро, поэтому далее все цифры приведены для текущего курса и gross, до уплаты НДФЛ. При текущем курсе зарплата стажеров варьируется от 50 до 120 т. р. в месяц в Big3 и 30-60 в Big4. Но стажерами не бывают дольше 1,5 лет. Первая «настоящая» позиция — это бизнес-аналитик с зарплатой 250-300 в месяц в Big3 и 50-100 в Big4. На пост-MBA позиции зарплаты составляют 550-600 в месяц в Big3 и 120-180 в Big4.
Партнеры в Big3 зарабатывают от 1,5 миллионов рублей в месяц. Старшие партнеры с учетом бонусов могут зарабатывать до миллиона долларов в год, то есть сопоставимо с CEO крупнейших компаний.
Звучит неплохо! Думаю все сотрудники нашей редакции сейчас обновят резюме, а кое-кто и запишется на курсы английского. Но поделись, пожалуйста, есть ли «жизнь после Большой тройки»? Куда уходят консультанты, которые достигли своего потолка в компании?
Тут сложно говорить о «потолке», можно продолжать расти и внутри одной компании, но количество партнеров все же де-факто ограничено объемом рынка, то есть числом клиентов, которые могут потянуть ставки топовых консультантов, и стадией развития рынка — если экономика входит в клинч (прим.редакции: рост замедляется), то число проектов резко сокращается, а содержать команду, не занятую на проектах, никто не может себе позволить.
Если консультант отказывается от гонки за партнерство, после консалтинга обычно выбирают один из трех путей:
1.Руководящие либо экспертные позиции в крупных компаниях, зачастую у клиентов, для которых данный консультант сделал несколько проектов и хорошо себя зарекомендовал.
2.Стартапы, где можно реализовать потребность в предпринимательстве, нет корпоративной рутины и минимальны ограничения на реализацию своих идей. Сюда же относится создание собственного бизнеса.
3.Фонды прямых или венчурных инвестиций и family-офисы мини-олигархов.
Лично я после ухода из консалтинга руковожу разработкой стратегий развития и проработкой крупных инвестиционных проектов в одной из крупнейших российских корпораций. Мы строим своеобразный внутренний McKinsey — центр компетенций, который будет помогать всем подразделениям и предприятиям нашего холдинга развивать продуктовый портфель, генерировать новые проекты развития, оптимизировать процессы и структуры и в целом достигать тех высокоамбициозных целей, которые зафиксированы в нашей долгосрочной стратегии.
Самый интересный проект, над которым ты когда-либо работал?
Это был стратегический due diligence (прим.редакции: процедура составления объективного представления об объекте инвестирования) ведущей глобальной металлургической корпорации, который мы делали для швейцарского private equity фонда. У нас была интернациональная команда, собранная из нескольких европейских офисов: Цюрих, Брюссель, Лондон, Берлин, Вена, Гамбург, Москва. Я был единственным русским в команде и отвечал за ключевой блок — разработку финансовой модели и оценку компании. Разные недели мы работали в разных европейских столицах в зависимости от графика перемещений руководителей проекта. Проект был невероятно интенсивным — раньше полуночи с работы мы вообще не уходили, а пару раз пришлось работать до 8 утра, притом что в 9 уже надо было быть на конф-колле с клиентом. Хорошо, что отель был в 10 минутах от офиса. Но вся эта интенсивность меркла перед интересностью изучаемой темы — мы чувствовали себя детективами, восстанавливающими по множеству разрозненных улик общую картину — и перед радостями межкультурного взаимодействия.
Твои амбиции сейчас, если покорять следующую профессиональную вершину, то что это может быть?
Уровень вице-президента по стратегии в одной из крупнейших российских компаний. Но мне интересны только те роли, в которых будет чувствоваться, что я меняю мир — делаю экономику нашей страны более конкурентоспособной на глобальном рынке, а мир в целом — более гармоничным. Поэтому название роли может быть разной, главное — это возможность влиять на результат для акционеров, для клиентов, для сотрудников и для общества в целом.
Амбиции вне карьеры, какие они?
С некоторых пор я увлекаюсь яхтингом — не тем, что у олигархов, а парусным. Это гораздо более доступный вид спорта, чем кажется непосвященным. Хочу сделать круг по Атлантике до США и обратно с заходом в Гренландию и Исландию, а затем обойти вокруг света и обогнуть мыс Горн. Также задумываюсь об участии в транс-океанской регате Clipper Race — манит Южный Океан с его ураганными ветрами и гигантскими волнами, хочу испытать себя на прочность. Кроме того, хочу продолжить свое развитие в дайвинге.
Три главных качества, которые ты ценишь в людях?
-Уровень образованности и общей развитости мировосприятия
-Открытость ко всему новому и готовность пускаться в новые приключения и авантюры
-Чувство юмора и развитая самоирония
Что ты пожелаешь тем, кто хочет добиться высот в жизни, карьере?
Понять самого себя — что именно вас по-настоящему увлекает и мотивирует покорять новые вершины. Какие люди, какая область знаний, какой вид деятельности. И затем все, что вам потребуется — это целеустремленность и готовность идти на риск и принимать неудачи. И рано или поздно все получится. Говоря проще — найди то, что тебя зажигает и стань в этом лучшим!
Кажется у нас получилась не просто статья про карьеру в консалтинге, а настоящее руководство к действию. Спасибо, Дмитрий!
Найдены возможные дубликаты
Ну вот видите. Человек захотел много зарабатывать и зарабатывает. Остальные просто не хотят выйти из зоны комфорта и изменить салю жизнь.
По-моему крутое руководство, для тех кто хочет зашибать бабки в столице. Все же знают, что бывают зарплаты по полляма, только мало кто знает у кого
Хороший контент, почти всё правда. Не обращайте внимания на хомяков, они из другой вселенной.
Да, многие известные блогеры и тренеры-коучи работали(ют) с психологами. Видно что люди проработанные, по постановке фраз, конгруэнтности речи, приемам нлп.
у них в компании всего один дмитрий и он ну не каким боком к » ведущей глобальной металлургической корпорации, который мы делали для швейцарского private equity фонда.» и в описании его (дмитрия) специализации нет слов про европейские компании.
«Прошлый пост раскритиковали, поэтому мы сделали второй, почти такой же»
Отличные лидерские, коммуникативные и другие soft skills
…а знать при этом что-то по предмету консультаций вовсе не нужно, и даже очень вредно.
бывает когда консалтинг нужен.
тогда консалтеры могут принести готовые формы, методики управления, обкатанные на других клиентах (ессно, таскают с проекта на проект).
только работа т.ам адовая, а не балабольство.
что конечно не исключает откат-обнала-распила, т.к. услуга вывода денег бизнесу всегда нужна, а консалтинг под известными брендами очень удобен.
Угу, пиздаболы всегда неплохо зарабатывали
Леонардо Ди Каприо о своей карьере в кино
ПРАТУСЕВИЧ. Двоечник — вина школы?
Обычно мы снимаем короткие 10-минутные научно-популярные, образовательные ролики, но в этот раз решили замахнуться на популярный жанр интервью.
ВедущийГеоргий Вольфсон, преподаватель высшей категории, учитель математики, заместитель председателя комиссии ЕГЭ по математике в СПб, автор цикла наупоп роликов «Реальная математика» на youtube канале QWERTY.
Собеседник Максим Яковлевич Пратусевич, директор физико-математического Лицея № 239, кандидат физико-математических наук, заслуженный учитель РФ.
В этом ролике поговорим об образовании, о школьном обучении, о частных школах и дистанционке, о ЕГЭ и конечно же, о математике.
01:03 Директор или учитель?
01:18 Как понять, стоит ли отдавать ребенка в топовую математическую школу?
03:07 Двоечник — вина школы? Распределяющая шляпа
05:41 Дистанционное образование
06:41 Что делать, если в твоем городе нет хорошего учителя по математике?
08:36 Можно ли дистанционно учиться у учителей Лицея 239?
09:29 Какие нешкольные задачи приходится решать директору?
10:45 Есть будущее у частных школ? Нехватка государственных школ в стране.
12:09 Школа «безграмотного профана» Грефа
13:38 За или против ЕГЭ?
16:26 Что плохого в ЕГЭ?
17:51 Какие предметы убрать из школьной программы?
18:53 Зачем химия в школьной программе?
21:42 Нужно ли учителю педагогическое образование?
23:07 Любимая задача по математике
24:12 Почему нужна именно математика?
27:28 Математическое образование как национальная идея
Кассиры такие кассиры
Ковидная осень, грустная. В «Быстрономе» на кассе сын оплачивает покупки.
Кассир:(работая, но думая о чем-то своем, обращаясь к охраннику)
— Саша, а муй бьен это по- французски или по-итальянски?
Кассир: Мучо грасиас, сеньор!
P.S. Откуда мы знаем, кто сидит на кассе?
Как и куда развиваться инженеру?
Всем привет! Это пост-рассуждение о том, как стать высокооплачиваемым специалистом-инженером? Текста будет много, не всем он будет интересен, но я буду рад, если вы поучаствуете в обсуждении этого вопроса!
Последнее время читаю множество постов на пикабу, где тут и там проскакивают суммы зарплат у рядовых IT специалистов. 100 – 150 тыс. рублей, люди пишут об этом как само собой разумеющееся, мол, а как иначе, ведь это очень прибыльная сфера, где большая нехватка кадров!
(Чтобы не быть голословным прикреплю скриншоты с первыми же вакансиями в Москве по запросу «программист» и «инженер» на одном известном сайте для поиска работы)
А как быть с инженерами? Неужели на рынке труда переизбыток квалифицированных кадров, ведь при поиске вакансий на инженерные должности в Москве я и близко не видел таких зарплат! Ну, разве что вакансии каких-нибудь начальников, где требуются колоссальные знания и опыт работы, и такой багаж ты сможешь набрать не раньше, чем к 40 годам.
В моей голове это не укладывается, ведь на инженере лежит огромная ответственность. (Утрированно) Если, например, программист накосячит с кодом, то программа не будет работать/будет работать с ошибкой, то он просто исправит это сразу или исправит со следующем обновлением, если ошибка не была замечена изначально и попала в релиз. А если накосячит инженер-конструктор с чертежом, то производство/компания может понести убытки в миллионы рублей! Но разница в доходах этих специалистов в 2-3 раза в пользу IT сферы.
Сейчас я работаю инженером-конструктором с ЗП в 45 тыс. рублей, даже снимая комнату в Москве это маловато. Многие скажут «а не офигел ли ты ныть с такой зарплатой»? Хз, пишу этот текст в 4 утра, из-за температуры не могу уснуть, потратил вчера солидную сумму на лекарства. А ещё нужно покупать шмот и обувь периодически, как минимум закупиться на осень/зиму. Да и отдых + всякие хотелки никто не отменял, так что всё-таки маловато.
(Я еле устроился на инженерную должность, без опыта работы это крайне тяжело и мне пришлось сильно снизить зарплатные ожидания, чтобы просто попасть в эту профессию, эта тема для отдельного поста, если данное обсуждение будет интересно, то напишу ещё один пост для большего понимания картины, хотя кому это может быть интересно, кого я обманываю?)
Кто-то скажет «подожди DratutySho, сейчас ты наберешься опыта, станешь чувствовать себя увереннее, как специалист и потребуешь прибавки к зарплате». Но ребята, я разговаривал со своим наставником и его доход составляет 65 тыс. рублей! Поработав с этим человеком, я понимаю, что это профессионал своего дела с большим опытом работы и знаниями! И что, это мой потолок в этой сфере? Даже консультант в сбербанке может иметь такой доход, если у него подвешен язык, а это, на минуточку, там самая нижняя ступень.
Какой вывод? Неужели я выбрал не ту профессию? Неужели, чтобы быть молодым и успешным нужно работать в IT? Воспользоваться, хвалёными онлайн курсами, рекламируемыми на том же пикабу, где тебя обучат профессии в IT за пару месяцев с 0? Честно не знаю, мне нравится моя работа, но пока ситуация, что я вижу, меня не радует. Может быть я смотрю не туда и не под тем углом? Пост не для рейтинга, хочу чтобы вы высказали своё мнение по этому поводу, спасибо за внимание.
Зато честно
Выбирай профессию, а не ВУЗ III. Образование глазами преподавателя
Описав ранее учебу со стороны студентов, здесь я расскажу о том, что представляют собой современные российские ВУЗы изнутри. Некоторые из описанных ситуаций будут буквально за гранью фола и уголовного кодекса. Однако происходящее в последние годы в этой сфере реально располагает выкладывать все без цензуры. Ибо если студенческую глупость можно списать на неразборчивость и отсутствие опыта, то губительные для высшего образования осознанные действия взрослых людей с большими титулами действительно заслуживают к себе максимального внимания.
Изложенный ниже материал основан на личном опыте. Я совершенно точно не могу утверждать, что под подобное описание можно подвести любой ВУЗ любого города в этой стране. Однако уверен, что те вопросы, которые в нем поднимаются, позволят абитуриентам проявить нелишнюю бдительность и осторожность, дабы убедиться, что в том месте, куда они планируют поступать, не может происходить тоже самое.
Эффективные учебные программы
На момент начала преподавательской деятельности я уже имел трехлетний опыт работы по специальности. Небольшой, но все же такой, которого у основной части состава нашей кафедры на тот момент или еще не было, или уже n-дцать лет как не было. Начать преподавать в том же ВУЗе, который окончил, было хоть и наивным, но более взвешенным решением. Ибо одной из целей его была – расшатать процесс обучения на что-то более прикладное, чем повторение мантр за криповатым профессором родом из первой трети прошлого века, а другой – подыскать и воспитать под себя тех, кто действительно мог хотеть работать по специальности. Однако в итоге «что-то снова пошло не так».
И если бы я только знал, что программы помимо официальных, служащих просто защитой от прилетающего сверху «леща», бывают еще и «внутренние», по которым и ведутся настоящие занятия, и которые параллельно нам «разрабатываются» вообще без оглядки на требования сверху просто под то, что знает и умеет текущий преподавательский состав, теми, кому «со своего места виднее, как и чему мы на самом деле должны учить»…
В итоге единственный раз, когда я увидел нашу именно официальную программу в деле, был уже после того, как я навсегда «покинул этот дом». И было это так. Просто одна из студенток этого ВУЗа, которая сама пришла ко мне на стажировку, в один день принесла с собой договор и план учебных практик, которые ее попросили
«просто захватить с собой дать ему задним числом подписать и ЗАПОЛНИТЬ что наши студенты у него практику проходили и как мы их хорошо готовим а то у нас проверка грядет».
Так вот, в самой программе этой практики все требования, понятия и формулировки были как раз из тех, что мы писали тогда с коллегами на основании именно официальных стандартов. Разумеется, в действительности на практику от ВУЗа мне никого и никогда не направляли. Ибо все практики всегда проставлялись в одной и той же конторе близкого друга одного человека, «просто потому, что ему – не трудно». И разумеется, что ничего ни заполнять, ни подписывать я не стал.
Одной из главных причин, почему руководству целых ВУЗов и отдельных кафедр удается лепить видимость учебного процесса в обход настоящих требований, помимо сквозной коррумпированности всей этой системы, является непонимание самими студентами того, чему на самом деле их должны обучать. Чем отдельные преподаватели и пользуются, навязывая зачастую не просто личное, а вообще извращенное, но удобное им понимание сути профессии будущих специалистов. Откуда и появляются в итоге «странные», «пока еще сложные для понимания» материалы лекций, а также просто абсурдные темы курсовых проектов. А после диплома – охудивленные взгляды руководителей предприятий на результаты трудов, сделанных так, «как нас в институте учили»
Сила и суть бюджетного образования
При наличии в университете четырех схожих направлений подготовки, когда все 10 выделяемых бюджетных мест на максимум 12 человек на курсе уходили именно нам, становилось понятно, что при таком раскладе стоило заботиться не о качестве наших учебных программ, а лишь о том, чтобы места эти вдруг не начали распределять иначе. И самым верным методом на то у нас был – свести количество выпускающихся с количеством поступивших до 1:1. Что, разумеется, достигалось вовсе не путем введения жесткой дисциплины и гибкой мотивации студентов, а банальным запретом вообще на любые по отношению к ним санкции. Цитата зав.кафа:
«нельзя ставить двойки, отправлять на пересдачи и ставить на отчисления! Если будем отчислять студентов, отнимут бюджетные места, будем сидеть без зарплат».
Потому выход за крайности в виде требований «помочь сделать диплом» студенту, подразумевающих изготовление материалов этого диплома силами чуть ли не самого руководителя – было у нас явлением обыденным.
Отсюда каждый, кто хочет, может сделать вполне справедливые выводы о том, что, с одной стороны, бюджетное образование действительно дает больше шансов получить диплом гособразца. С другой – ценность этого диплома при таком подходе подготовки со стороны самого ВУЗа вряд ли будет выше стоимости бумаги, на которой он напечатан.
Не по ответственности дешевый труд
Существует легенда, что виной всему этому в нашей образовательной системе служит крайне низкий уровень оплаты труда учителя. От чего очевидным выходом из ситуации многим видится повышение зарплат, якобы способное привлечь в образование действительно опытных, практикующих и талантливых преподавателей. Однако чтобы понять, что все в действительности не так однозначно, достаточно просто вспомнить о нашей государственной думе и зарплатах в ней. Не уверен, что тех зарплат не хватает реально толковым управленцам, которые могли бы туда прийти, но не идут, потому что и их мало. И далее я опишу, почему причина всего имеет к вопросам зарплат минимальное отношение.
Разумеется, что с одних только бюджетных мест хорошо можно накормить лишь руководящий состав. Для иных всегда существуют варианты. Например, иметь реальную практику за пределами ВУЗа.
На моей памяти я ни разу не встречал именно хороших преподавателей, живущих только на институтские копейки. И нет, работа на стороне у таких – это не вынужденная мера сводить концы с концами. Скорее наоборот, такие часто готовы преподавать и за даром, потому что в условиях нынешнего рынка профессиональных кадров у них просто нет другого выхода. Мало того, есть даже такие, которые могут делать это в 100500 раз эффективнее большинства «профессоров» и «проректорских внучек».
Однако если кто-то, неся «знания и опыт» в массы, либо считает себя еще недостаточно готовым к ответственности за выполнение задач в суровом реальном мире, либо ставит ниже своего достоинства опускаться до «кульмана» через свои 100500 лет после выхода на пенсию, внутри универа всегда есть дополнительный доход.
И речь не только об откровенной уголовщине, когда, например предприимчивый преподаватель, не особо таясь руководства, организовывает на кафедре платные факультативы по не своей дисциплине, делая основным мотиватором для их посещения то, что без полученных на них знаний будет очень трудно сделать курсач «так, как надо». Пусть даже официальный курс по этому предмету, только по итогам которого преподаватель имеет право требовать применения подобных навыков, начнется семестром позже.
Однако подобное, все же, скорее исключение, чем правило. И для тех, кто не готов к опасным играм с законом, в университетах вполне легально дают преподавателям часы по совмещению или на курсах подготовки к поступлению или повышению квалификации. Плюс надбавки за степень, публикации, дипломников и прочее. И особого внимания заслуживает еще одна тема – грантовое финансирование.
Кормушка для избранных
С этих пор особо ответственным студентам вместо унылых курсачей под видом участия в безумно ответственных разработках позволяют «прикоснуться» к нарабатыванию гигатонн и терабайт макетов и электронных моделей наспех придуманных «изобретений». Руководителями этого всего ставят тех, кто кроме диплома, защищенного в прошедшие 2 года, и запредельного мнения о своих громадных способностях, не имеют за спиной ничего, позволяющего понять, что здесь вообще происходит. От чего уровень подобных проектов, которого вполне хватает, чтобы отчитаться за транш предыдущий и подать заявку на следующий, даже на стадии эскизной разработки может перевернуть сознание не только бывалых инженеров, но и матерых наркоманов.
Итого, вопрос материальный на самом деле, с какой стороны ни смотри – не такой уж и вопрос. Однако проблема качества все равно есть.
Преподаватель в ВУЗе – это или все, или ничего. Например, в нашем есть некий комплекс специальных дисциплин, которые до сих пор ведет лично зав-каф. С одной стороны – сильно. Но вам бы хоть раз это послушать. Ибо не важно, что именно за пара и на каком курсе – суть его «лекций» вечно сводится к одному:
Мы, люди – плод экспериментов инопланетян, которые для постоянного наблюдения за нами и построили на орбите Луну, которая на самом деле не естественный спутник, а их, инопланетян, полая внутри, исследовательская лаборатория.
И это не утрирование. На самом деле от этого человека ни я, ни кто-либо еще, минимум с 2003-го года не получил вообще ни бита хотя бы просто информации по теме. Не говоря уж о полезной. В тоже время, только на моей памяти сократили троих действующих практиков, которые реально учили, и из них двое даже делали это интересно.
Для того, чтобы понять, почему так происходит, и что есть действительный средний преподавательский состав почти любой кафедры любого ВУЗа, и как он формируется, стоит подробнее рассмотреть такие вопросы, как:
— Что есть статус ВУЗа и за что он дается
— Что ВУЗам нужно от преподавателей
— Откуда эти преподаватели могут взяться, что от ВУЗа нужно именно им, и чем определяется продолжительность их нахождения в ВУЗе.
Институт и университет
ВУЗы могут иметь статус института или университета. Однако если институт– это структура более узкой направленности, университет – это система, которая в своем составе может включать, в том числе, институты. Или, когда при одинаковом наличии в составе учебных планов английского и соответствующей кафедры иностранных языков, в одном учебном заведении эта кафедра имеет право готовить отдельно переводчиков с дипломом гособразца, а в других – лишь определять, достоин или нет очередной будущий инженер перевода на старший курс.
Уровень учебного заведения зависит от ученого статуса преподавательского состава каждого из его подразделений. То есть, для того, чтобы быть университетом, нужно иметь в своей структуре факультеты (институты), которые сами по себе обеспечены достаточным количеством ученых кадров, в иерархии от профессоров и до кандидатов наук, на каждой кафедре. Следовательно, чем больше в штате древних мамонтов, пусть даже не способных самостоятельно найти кнопку пуска на системном блоке, но имеющих звание профессора – тем лучше для кафедры, института и ВУЗа, хоть и совершенно бесполезно для процесса обучения и самих будущих специалистов. Точно также ни один действующий практик с небывалой эффективностью и даже огромным опытом публичных докладов не может преподавать, если минимум не является аспирантом. При этом научное направление может даже косвенно не относиться к самой преподаваемой дисциплине или направлению подготовки. Например, при отсутствии нужного ученого совета, чаще всего это будет просто соискательство на кандидата педагогических наук. Что для человека, получающего основной доход с реальной работы по специальности будет явно бесполезной тратой времени, на которую пойдут разве что душой болеющие за отечественное образование альтруисты, или те, кому больше просто некуда пойти.
Самый лучший препод тот, который ничего не может.
Ранее мы говорили, что на первом месте у ВУЗа –вечность ВУЗа, а не профессиональная подготовка приходяще-уходящего «мяса». Тогда понятно, что при расстановке приоритетов в выборе кадров реальные практические навыки преподавателя, вопреки объективной логике, будут стоять 10й строчкой после его музыкальных предпочтений. При этом сильно перед ними будут:
— Наличие ученой степени. Чем выше, тем лучше. Или учеба в аспирантуре на не важно кого, и желательно за свой счет. Для возможности сохранения автономии кафедры, статуса содержащего его факультета и определения уровня ее основного учебного заведения.
— Субординация и склонность к послушанию. Что не имеет вообще никакого отношения к дисциплине и деловой этике. Для возможности сваливать ответственность и затыкать дыры.
— Более низкий, чем у руководящего состава, уровень компетенций. Чем ниже – тем лучше. Чтобы не иметь риска «сесть в лужу» и не усложнять жизнь ненужными подвижками к профессиональному развитию этого самого руководства и подчиненного ему штата преподавателей.
— Управляемость и исполнительность. «Удобные» преподаватели всегда ценны не только способностью молча выполнять самую рутинную работу, но и возможностью их использования в любых сомнительных историях без риска услышать неудобные вопросы.
Все остальные чаще всего попадают в штат только при наличии вакансий и отсутствии кандидатов, хотя бы частично удовлетворяющих этим главным требованиям.
Так, кроме уже упомянутых титулованных динозавров, в институтской среде можно выделить три основных типа преподавателей: по призванию, по принуждению и по недоразумению. И если первые из них приходят в педагогику с живых предприятий, вторые – из научных учреждений, то третьи чаще всего просто так и не смогли найти дверь на выход после получения диплома. Разберем чуть подробнее каждый из них.
Далее идут более старшие и опытные профессионалы. Всех студентов они воспринимают больше как рабочий материал. Им совершенно нет дела до тех, кто уже потерял веру в себя и свое будущее. Их внимание сосредоточено на выявлении дерзких, но ответственных, смышленых и гибких. Ибо цель их появления – сотворение кадров под собственные нужды. Эти люди всегда очень подробно и доходчиво все объясняют, но никогда не повторяют дважды. А выявив среди студентов потенциально перспективные кадры, предпочитают уделять больше времени именно им, и уходят из ВУЗа сразу, как только получают достойных хорошей зарплаты специалистов, или же понимают, что в их временном эквиваленте в условиях постоянной нагрузки в виде ненужной бумажной работы эти специалисты выйдут им в очень большие деньги.
Следующий тип – преподаватели по жизни. Люди, которые могут на одной манере подачи материала вытащить самую безнадежную дисциплину. Для мотивации студентов идейные преподаватели предпочитают заинтересовать их в предмете конечным результатом, нежели тупо давить авторитетом. Они идут преподавать не за кадры, систему или самоутверждение, а за саму возможность делиться знаниями с молодежью и черпать от них взамен свежие идеи и взгляды, позволяющие постоянно быть в профессиональном тонусе. Такие люди редко оставляют преподавательскую деятельность сами. Однако при наступлении сокращений всегда стоят впереди пропитанной формалином профессуры.
В любом ВУЗе помимо непосредственно преподавателей есть работники научных и производственных лабораторий, центров прототипирования и испытаний и прочих, занимающиеся решением реальных задач для нужд институтов. И, будучи штатными сотрудниками учебных заведений, таких людей, порой, также привлекают к занятиям со студентами.
Являясь очень квалифицированными специалистами, закаленными в различных, неведомых простым смертным, экспериментах, такие люди часто относятся к преподаванию как к непростительной растрате времени, которое можно было бы посвятить куда более полезным делам, нежели пытаться «обучать тех, кто обучаться не хочет». Им вообще все равно на любые планы и учебные программы, ибо на свой предмет у них есть свое видение, которое действительно заслуживает самого пристального внимания.
Не без оснований ставя свою основную работу превыше всего, они с радостью бы отказались от своих надбавок за учебные часы и лучше бы провели это время в лаборатории, если бы не приказ сверху. Потому «преподаватели против воли» стараются изложить суть максимально емко, не сильно беспокоясь о том, что являющиеся неотъемлемой частью их жизни «элементарные» понятия и термины могут быть еще очень непростыми для понимания студентами. При этом же эти люди проявляют максимальную отзывчивость к тем, кто неподдельно интересуется их темой. И при должном подходе без фанатичной навязчивости от них всегда можно получить тонны интересной, актуальной и самой свежей информации буквально с «передовой» перспективных научных свершений.
Эта категория состоит преимущественно из прошлых отличников, так и не сумевших смириться с тем, что их шестилетнее прилежание мало интересно реальным работодателям, ждущим от спецов рабочих и нешаблонных решений.
Они идут не преподавать, а самоутверждаться в воспевании себя непризнанными гениями, рассказам о чем и посвящают основную часть занятий, на которые иногда даже приходят, если, конечно, не подвернется халтурка на фрилансе.
Преподы этой категории постоянно твердят о своем «уникальном опыте», но никогда не показывают результатов выполненных ими работ. А ответам на конкретные вопросы о реальных проблемах профессиональной деятельности предпочитают рассуждения об абстрактной несправедливости жизни и прочим тленностям бытия.
Выдаваемый ими учебный материал представляет собой собственные конспекты былой юности, слегка модифицированные частично по причине того, что что-то затерлось или размылось пивасом в далеком 2010м, а на что-то есть собственное мнение «специалиста с дипломом и тематическими подписками». При этом в вопросах критики и оценки они постоянно скатываются до «сам не видишь?» и «в методичке все есть».
«Временно» уйдя когда-то преподавать, потому что «у меня еще нет достаточного опыта, чтобы работать» в надежде в будущем найти себе что-то достойное, личинки будущих профессоров до пенсии будут оправдывать отсутствие реальной практики сначала «жрущей» все свободное время кандидатской, а после ее защиты – необходимостью писать докторскую. В итоге, имея основной доход буквально с распила бюджетных средств, выделенных на подготовку профессиональных кадров, любую вашу просьбу объяснить или показать дополнительно они встречают фразой «за внеурочные мне не платят». Намекая на то, что их личное время дорого стоит, хотя в действительности его цена может быть не выше 50 рублей за один платный он-лайн опрос.
Самое логичное в учебе у таких – молчаливое посещение и простое выполнение минимальных требований во имя «автомата», ибо расспросы и споры с ними не ведут буквально никуда, кроме «черного» списка «не проявляющих должного уважения». Что касается причин для их ухода, то их просто нет. Такие никогда не оставят «свой родной ВУЗ». Просто потому, что им некуда из него уйти. И никогда не попадут под сокращения, потому что потребность в управляемых девочках на побегушках и удобных мальчиках для битья в любой организации всегда актуальна.
В те же 5 лет и уже после моего ухода только с кафедры нашей, двух кафедр схожих направлений нашего и соседнего факультета ушло по собственному более десятка реально толковых преподавателей, из которых, в том числе, один молодой зав-кафедрой и один такой же молодой декан факультета. Ибо да, и на таких должностях бывают идейные люди, у которых также, порой, опускаются руки.
Ссылки на продолжение материала с опытом наемного работника, отчаяниями нынешнего работодателя, и, самое главное, максимально подробными инструкциями о методе выбора профессии и направлений на обучение в ней, контролю качества собственного образования и противостоянию идиотизму ВУЗовской системе, а также о том, как и где набраться необходимого опыта, чтобы после диплома иметь возможность сразу найти работу за достойные деньги будут выложены позже в комментариях под статьей.
Кадры решают все: немного о красном дипломе и перспективах трудоустройства
Добавлю свои пять копеек в тему про особенности отечественного рекрутинга. Если честно, думал, что удивить меня сложно, однако у руководителя кадровой службы одного немаленького производственного предприятия это получилось. А началось все с того, что мой хороший знакомый решил сменить место работы.
По образованию он юрист, и юрист грамотный. Десять лет стажа, трудился исключительно в коммерческом секторе, специализируется на корпоративном праве: слияния, поглощения, споры между учредителями и так далее. Сфера специфическая, хороших специалистов по ней немного, потому проблем с трудоустройством у товарища не было никогда. На последнем месте работы почувствовал свой потолок, накопления, которые позволяют в течение года спокойно искать работу, есть – потому уволился и начал гулять по собеседованиям. Далее от его лица.
«Разместил резюме на суперджобе и хэдхантере, пошли звонки. В основном, шляпа редкостная, но вот эти ребята заинтересовали. По телефону подробно расписали условия, обрисовали задачи, предложили приехать пообщаться с генеральным. Должность – руководитель правового управления, пятнадцать человек в подчинении. Ну ок, поехал.
Приезжаю, а там целый консилиум. Главный кадровик, зам по производству, начальник безопасности, представитель профсоюза и еще человек пять, всех не запомнил. Начинают вопросы задавать: мол, где учился, где работал, кого знаешь, кто рекомендовать может. Отвечаю подробно, хотя сомнения начали закрадываться. Ответы на вопросы в резюме были русским по белому напечатаны – но, может, у них традиция тут такая.
Через полчаса скучающая и ничего в профессиональном диалоге не понимающая, руководитель кадровой службы, как будто что-то вспомнив, начинает судорожно листать копию резюме. Перебивает меня на полуслове и срывающимся голосом спрашивает:
– А вот тут не указано у вас, что диплом с отличием. Почему не указали, отчего такая невнимательность?
– Потому что диплом не с отличием, очевидно.
– Так а зачем вы здесь наше время тратите?! У Вас вообще средний балл какой по диплому?!
– Понятия не имею, я его как десять лет назад получил, как-то не приходилось с того момента средний балл высчитывать.
– Все с Вами понятно. До свидания. Троечники нам здесь не нужны, мы – серьезное предприятие с уникальной миссией. Не можем позволить портить нашу репутацию третьесортным юристам.
Встаю в недоумении, прощаюсь, выхожу. Домой приехал, дай думаю, посчитаю средний балл – 4,8 получилось. Позвонить, обрадовать кадровика, что ли…»
Товарищ эту историю рассказывает, и мне становится интересно, что это за контора такая, со столь специфическим подходом к подбору кадров. Выясняю, кто у них там безопасностью заведует, ищу общих знакомых, нахожу, созваниваюсь – и вот мы пьем кофе и беседуем. Объясняет он происходящее примерно так.
На предприятии у всех сотрудников с высшим образованием, только красные дипломы. Никакие исключения не допускаются, никаких поблажек и послаблений не рассматривается. Неважно, бухгалтер, охранник, инженер или энергетик – без красной корки вход заказан. Главная по кадрам – тетка генерального директора, и предприятием фактически управляет она. Найти человека на должность, на которую претендовал мой товарищ, не могут уже полгода. Те, кто шарит в теме, почему-то не имеют красных дипломов. Те же кандидаты, которые нравятся кадровичке, почему-то не шарят в теме.
А самое интересное, так это тот факт, что после 10 лет с момента окончания вуза, цвет диплома – не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки. Вообще. Нет никакой гарантии, что умный за это время не обленился, а раздолбай не взялся за ум. Нет никакой гарантии, что оценки выставлялись за знания, а не за спортивные достижения / художественную самодеятельность. Нет даже гарантии того, что диплом не купленный. Зато критерий четкий, да.
Сегодня утром мне звонит безопасник, ржет как конь. Взяли мою девочку, взяли, фактически не глядя. Собеседование длилось ровно пять минут, она уже принимает дела и готовится рулить правовой работой предприятия, на котором трудятся шесть с лишним сотен человек. Счастья и удачи отечественной промышленности, что сказать…
Юрист ищет работу или кратко о собеседованиях
Предыстория. Уволилась с предыдущего места работы, так как нашла новую, с большими перспективами и безумно интересную. В тот же день, как получила оффер, написала заявление на увольнение на предыдущем месте. А потом меня кинули и отказались принимать на работу, сославшись на то, что решили закрыть позицию и никого не брать (хотя позже вакансия обновлялась на hh.ru неоднократно). Ну что ж, ушла в никуда, и вот уже пару месяцев ищу работу. К счастью для меня и к сожалению для работодателей, ни кредитов, ни детей, вынуждающих меня работать в любых условиях за «спасибо» у меня нет. У многих соискателей позиция такова: платят и спасибо. Но как именно платят и как относятся к тебе, как к сотруднику многим все равно. Поколение крепостного рабства. Кратко о тех местах, в которых успела побывать и благодаря которым я еще раз убедилась, что 90-е никуда не делись. Даже из Москвы.
На вопрос белые они или серые, ответили на серьезных щах: а мы вам не скажем! Это конфиденциальная информация! Вот когда подпишем трудовой договор, тогда и узнаете! СЕРЬЕЗНО? Я-то, конечно, уже поняла, что вы серые, т.к. если б были белые, скрывать бы было нечего, но сама подача в стиле «как вы вообще смеете задавать такие вопросы?!» и тон возмущения на вполне логичный вопрос, произвели полный фурор.
Слово за слово, я ей рассказала про свой опыт работы в «подобной компании». И тут поплыли вопросы по типу: Ага, то есть вы ликвидировали компании? А как вы их ликвидировали? А сколько это стоит? То есть вы знаете людей, которые это смогут сделать без проблем (имеется в виду чисто закрыть компании-помойки без налоговой проверки)? В общем, вопросы про то, как на*бать законы и гос. органы и минимум про право. Конечно же, я знаю, кто это может сделать без проблем и многое знаю из того, как работают подобные «группы компаний» и как все проворачивают.