какие живые организмы составляют пресноводное сообщество
Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть ответы стр 139
👉 Ответы к странице 139. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
В Москве в пресных водах можно встретить толстолобиков, сазанов, карасей, окуней, уток.
Растения: кувшинки, камыш, телорез, горец земноводный, кубышка жёлтая, рдест, эйхорния.
Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
Модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества в Москве
Водоросли – головастики – карпы.
Личинки – карась – щука.
По приведённому на с.127 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
Растения: кувшинки, камыш, телорез, горец земноводный, кубышка жёлтая, рдест, эйхорния.
Животные: толстолобик, сазан, карась, окунь, утки.
Жизнь пресного водоёма не возможно без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб. Для многих живых организмов пресная вода – это дом.
Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.
Обсудим!
Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
Речной рак, клоп-водомерка, прудовик, жук-плавунец.
Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
У цапли длинный клюв и длинные ноги, что позволяет ей легче охотиться на мелководье.
Водомерки не тонут, т.к. снизу их ноги пропитаны жиром.
У уток на лапах перепонки, позволяющие им плавать.
У рыб есть плавники, хвост, чешуя и за счёт этого они плавают.
Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Лягушки питаются комарами, и если исчезнут лягушки, то станет много комаров.
Рацион цапель – это лягушки, а если они исчезнут, то цаплям нужно будут искать другое место для существования.
Лягушки могут исчезнуть, если их икру будут поедать другие животные, если человек будет их отлавливать и использовать в пищу.
Проверь себя
Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
На берегу и на мелководье – тростник, камыш, рогоз, стрелолист, ежеголовник.
На глубине более 1 метра такие водные растения: белая кувшинка, кубышка жёлтая, сальвиния, ряска, рдест, наяда, водоросли.
Животный мир: клопы –водомерки, речные раки, жуки – плавунцы, насекомые, прудовик, разные микроорганизмы, обыкновенный уж, лягушки, гуси, утки, цапли, бобр, выдра.
Рыбы: плотва, карась, сом, щука, судак, линь, сазан и другие.
Приведи примеры экологических связей в пресноводном сообществе.
Жизнь пресного водоёма не возможно без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб. Для многих живых организмов пресная вода – это дом.
Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.
Какие растения и животные пресных вод нуждаются в собой охране?
В особой охране нуждаются такие растения и животные пресных вод:
Задания для домашней работы (на выбор)
В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
Сообщение о бобрах
Бобёр – крупный грызун. Он обитает вдоль берегов рек, питаются растениями и корой деревьев. Его тело покрыто ценным мехом, который не намокает в воде. На хвосте мех отсутствует, там чешуйки. Именно хвост помогает бобру держаться на воде.
Длина тела бобра может быть до 1 метра, а все не более 30 кг.
Бобры умеют строить плавучие дома – плотины и хатки.
В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Берегите раков», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
Раки – это санитары водоёмов, они чистят воду, поедая различные остатки на дне.
Некоторые дети с наступлением весны достают руками из водоёмов раков, в том числе самок с икрой. Это запрещено! Ведь ребята таким образом сокращают численность раков.
Ракушки являются обязательной частью водоёма. Это фильтры для воды, ракушки пропускают через себя воду и способствуют очищению воды. Если люди будут уничтожать ракушки, то будут и уничтожаться природные фильтры.
Мне не доводилось видеть подобные случаи, я думаю, что истреблять живые организмы водоёмов неправильно!
Жизнь в пресных водах стр. 178 – 186
1) Опишите водоём по фотографии.
На фотографии мы видим пресноводный водоём со стоячей водой. Это может быть небольшое озеро или пруд. На поверхности воды плавают различные водные растения, некоторые из которых цветут крупными белыми цветами.
А также видим стебли стоящих в воде растений, а значит глубина воды в водоёме небольшая.
2) Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа — определителя.
В гербарии мы видим несколько растений, обычных для пресного водоёма.
Это кувшинка и похожая на неё кубышка. Только цветы кувшинки белого цвета, а цветы кубышки — жёлтого.
Ещё одно растение пресного водоёма — стрелолист. Его листья похожи на наконечники стрел, отсюда его название.
На берегах пресного водоёма мы можем встретить камыш, рогоз или тростник. Они образуют густые высокие заросли. У рогоза на макушке стебля находится большой коричневый початок, а макушка камыша украшена колосками.
3) По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
В пресных водах обитают самые разные виды животных.
Бобры строят свои плотины. По воде ходят белые цапли, выискивая тонким и длинным клювом лягушек и мелкую рыбёшку. Плавают утки.
В воде живут рыбы, например карась или щука. По дну ползают раки.
Много в пресных водоёмах насекомых. Это жуки — плавунцы, клопы — водомерки. Есть земноводные — лягушки. Можно встретить моллюсков — катушку, прудовика, двустворчатых моллюсков.
4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.
Пример экологических связей в пресных водах для 4 класса
Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество, в котором можно найти много экологически связей.
Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений. Они служат пищей для животных, они насыщают воду кислородом, делая её пригодной для дыхания рыб, они служат домом и убежищем для мелких живых организмов.
Для жизни растений нужны вода, солнце, воздух и почва. Но некоторые растения не прикрепляются к почве. Они получают нужные им вещества прямо из воды.
Растениями питаются как рыбы, так и насекомые, а раки поглощают отмершие останки живых организмов и тем самым очищают воду.
Есть в пресных водоёмах и хищники — щука, цапля, жуки — плавунцы и клопы — водомерки.
5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания пресноводного сообщества для 4 класса
Типичные модели питания пресного водоёма:
Ряска — Карась — Щука — Останки — Рак
Водоросли — Головастик — Карп.
Ряска — Личинка комара — Водомерка — Лягушка — Цапля.
6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
Характеристика пресноводного сообщества для 4 класса
1. Пресноводное сообщество: Пруд.
2. Живые организмы сообщества:
Растения: ряска, кувшинка, рогоз, камыш, водоросли.
Животные: карась, окунь, щука, лягушка, утка, клоп — водомерка, прудовик, двустворчатые моллюски
3. Экологические связи: Вода, воздух, солнце и почва даёт жизнь растениям. Растения служат пищей для рыб, насекомых, моллюсков, птиц. Растения служат домом для мелких животных. Мелкие животные служат пищей для рыб и хищных насекомых. Отмершие останки перерабатываются микроорганизмами, становятся минеральными солями.
4. Значение для человека: место рыбалки, место отдыха, общения с прекрасным, запас пресной воды.
5. Влияние человека: негативное. Вылавливается рыба, уничтожаются животные, рвутся растения. Пруды загрязняются мусором и нефтепродуктами.
6. Охрана сообщества: необходимо очищать воду, не допускать её загрязнения. Беречь обитателей пруда, соблюдать правила экологической безопасности. Зимой нужно пробивать отверстия во льду, чтобы вода насыщалась кислородом.
Обсудим!
1) Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
О жизни в воде говорят названия: клоп — водомерка, жук — плавунец, речной рак, прудовик, водоросли.
2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
У кувшинок и кубышек есть широкие листья, которые легко плавают на воде, и длинный корень, крепящийся на дне. Ряска настолько маленькая, что легко плавает на воде. Камыш и Рогоз имеют длинные стебли, которые поднимают их цветы на большую высоту над водой.
У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать в воде. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.
У цапли тонкие и длинные ноги, благодаря которым она может ходить вдоль берега. А также длинный клюв, которым цапля может вытаскивать пищу из воды.
У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.
У бобров широкий хвост лопатой, тоже приспособленный для плавания.
3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Лягушки питаются комарами, если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.
Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.
Лягушки могут исчезнуть если водоём высохнет, если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек, если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.
Проверь себя
1) Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
Пресноводное сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.
2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
В охране нуждаются кувшинка, кубышка, раки, стрекозы, лягушки, двустворчатые моллюски, ондатры и бобры.
3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?
Школьники могут помогать спасать молодь рыб, после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах, после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.
Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.
Задания для домашней работы
1) В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озёра или пруда. Воспользуйтесь атласом — определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук — плавунец, как бегает по воде клоп — водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.
2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
Сообщение о бобрах для 4 класса
Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.
Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.
Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.
А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.
Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.
В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя для себя дома, приносят пользу окружающей природе, своему природному сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.
3) В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
Мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями, хотя я видела на берегах водоёмов пустые раковины моллюсков. Я не знаю, вытаскивали их специально или нет, но моллюски очень важны для водоёма.
Они, как и раки служат санитарами, очищая воду. Если моллюски исчезнут, то вода станет грязной, и из нее уйдут раки.
4) К каким последствиям может привести неумеренное осушение болот?
Осушение болот может привести к исчезновению многих видов животных и растений, к обмелению рек, к эрозии почвы.
На следующем уроке
Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?
Сельское хозяйство делят на животноводство и растениеводство.
В моём крае выращивают рожь, пшеницу, картофель, кукурузу, огурцы, томаты, и многие другие культурные растения.