подвижные игры классифицируются по разным параметрам по возрасту по степени подвижности ребенка
Классификации подвижных игр
Светлана Тюлякова
Классификации подвижных игр
Разнообразные классификации подвижных игр.
Классификация подвижных игр по сложности
(сюжет образный или условный)
• «Зайцы и волк», «Воробышки и кот»,
• «Ловишки», «Пятнашки» и др.
• «Найди пару», «Придумай фигуру», «Платочек» и др.
Игры с элементами соревнований:
«Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи» и др.
Игры с использованием предметов:
• С мячом, кеглями, кольцебросом, серсо и др.
• «Ладушки», «Коза-рогатая» и др.
• Как «мишка»,«лисичка», «ласточка» и др.
Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств
(Е. Н. Вавилова)
• По формированию ловкости «Удочка», «Эстафета по кругу», «Не попадись» и др.
• По формированию быстроты «Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки, «Салют»» и др.
• По формированию выносливости «Пробеги тихо» и др.
• По формированию силы «Кто раньше дойдет до середины» и др.
Классификация подвижных игр по двигательному содержанию
(М. М. Конторович, Л. И. Михайлова)
• Бег «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Найди свое место», «Два мороза», «Лошадки».
• Прыжки «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Волк во рву», «Удочка», «Лягушки и цапля» и др.
• Лазание «Пожарные на учении», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Щенок» и др.
• Ползание «Кролики», «Кроты» и др.
• Равновесие «Волшебная дудочка», «Птички и лисички» и др.
• Метание «Шмель», «Перестрелки», «Мяч через сетку» и др.
Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов
• С использованием предметов (пособий)
Флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др.
«Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой»,
«Подбрось и поймай», «Погрузка овощей», «Ловишки с лентами» и др.
• С использованием снарядов
(крупных гимнастических пособий)
Гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др. «Перелетные птицы», «Щенок», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и др.
Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки
• Большой подвижности «Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др.
• Средней подвижности «Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Магазин игрушек», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор» и др.
Необычный автопортрет Мы с детьми реализовали проект «Что такое портрет». Целью этого проекта было: сформировать интерес к живописному портрету и такому его жанру,.
Осенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка «Осенняя фантазия». В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.
Сущность и характеристика подвижных игр
Сущность и характеристика подвижных игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [23, с. 39].
Под игрой вообще понимается занятие, обусловленное совокупностью правил, приемов и служащее для заполнения досуга, развлечения. Помимо этого игра трактуется как деятельность, занятия детей или занятие, являющееся видом спорта.
Игра — это исторически сложившееся общественное явление, отдельный специфический вид деятельности, свойственный человеку. Игра, как деятельность отличается многообразием. Это и детские игры с игрушками и без них, настольные игры, игры-хороводы, подвижные и спортивные игры. Игра представляет собой относительно самостоятельную
деятельность детей и взрослых, в которой удовлетворяется мотивированность и осознаваемая потребность людей в познании неизведанного, в развитии духовных и телесно-двигательных возможностей. Современная игра является средством самопознания ребенком игры, его социального воспитания, средством спортивной деятельности. Игровая деятельность как элемент социальной культуры — средство и способ формирования личностной физической культуры. Игровая деятельность — важнейшая возможность воспитания подрастающего поколения. Игра, как правило, обусловлена личностным и коллективным целеполаганием,
многообразием мотивированных действий, реализацией индивидуальных целевых установок и ярким стремлением реализовать центральную идею игры, достигнуть поставленную цель [23,55].
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний [23,56].
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.
Подвижныеигры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод… Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.
Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры – эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п., игры – забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели [. [16,29]
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. [16,35]
Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки (простейшие классификации) игр, сходных по определённым признакам (по степени сложности их содержания; по возрасту занимающихся с учётом возрастных особенностей; по видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием и др.); по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры для воспитания выносливости, силы, ловкости, координации движений и др.); игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих (игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником», игры с ограниченным вступлением в соприкосновение, игры с непосредственной борьбой «соперников») [16,41].
Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие
условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствия. В ходе игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т. е.в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижныхигр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является стимулом для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе). [16,43]
Интересные игры создают доброе радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. [16,43]
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
1. Алябьев Е. А. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. – № 4. – С.
М. : Просвещение, 2011
5. Буре Р. С Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24с.
(Серия «Учебник для вузов»).
7. Зорина Н. Л. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. – № 9. – С. 21-26.
8. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А. В. Запорожец //Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 8-23
9. Изотова Л. В. Воспитание ребенка в игре — М. 1975
160с. 66 22. Коломийченко, Л. В.
12. Кошелева А. Д. О культуре поведения и этикете. Дошкольное воспитание №10 – 2003. – 103с.
13. Карташова Л С Способы самоорганизации детей дошкольного возраста в подвижных играх — Куйбышев 1997
14. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М. : 2001. – 100с.
15. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности. – М., 1985г.
16. Лесгафт П. Ф. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. : Международный
Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с. : ил.
17. Лямина Г. М. Соотношение моральных представлений и моральных причин в поведении детей / А. А. Люблинская // Нравственное воспитание дошкольников. – М., 1970. – С. 26-34
18. Мухина В. С. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного
19. Неверович, Я. З. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности / Я. З. Неверович // Эмоциональное развитие дошкольника пособие для воспитателей дет. сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. –
20. Рубинштейн С. Л., А. З. Роль игры в нравственном воспитании в
формировании личности. // Классный руководитель. – 2001.- №6. – С. 11-14.
21. Роль подвижной игры в нравственном воспитании в формировании личности. Каптерев П. Ф. Дошкольное воспитание. М., – 2015.
23. Сухомлинский В. А. Вопросы психологии ребенка дошкольного
25. Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 №7
26. Хухлаева О, Хухлаев О. Первушина И. Маленькие игры в большое счастье —М. Эксмо-Пресс 2001
27. Эльконин Д. Б Психология игры 2-е изд — М. 1999
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
29. Якобсон, С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1989. – № 6.– С. 34-42 52.
Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.
Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.
Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.
Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.
Маски для подвижных игр своими руками ко Дню летних подвижных игр на МAAM Летом большую часть времени дети в детском саду проводят на улице, на участке детского сада. На свежем воздухе очень полезно играть в подвижные.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Классификация подвижных игр
Юлия Дёмина
Классификация подвижных игр
Все подвижныеигры делят на две большие группы:
1. Сюжетные подвижные игры – имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.). Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой).
2. Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
3. Игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Эти виды игр проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
4. Игры-забавы, аттракционы. В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др., остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
5. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
Сложные – спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).
Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь (Дмитриенко И. С.).
Кроме того, подвижные игры классифицируютпо следующим основаниям:
По их двигательному содержанию (игры с бегом, прыжками, метанием и др.):
Игры-сцеплялки – игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
Игры-перетягивания – силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
Догонялки – всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков.
Поисковые игры игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Игры на меткость – различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням.
Прыгательные игры – игры со скакалкой, резинкой, «классики» и т. д.
По степени подвижности ребенка в игре: игры с малой, средней, большой подвижностью.
К играм большой подвижности относятся, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
Играми средней подвижности называют те, в которых активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный или движение выполняется подгруппами.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
По количеству играющих:
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются самими детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменить их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвует определенное количество играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.
Некомандные игры проводятся с водящим и без водящего участника. По функциональному признаку для некомандных игр без водящих характерно индивидуальное соперничество играющих за свое, обусловленное правилами место на игровой площадке или в построении играющих, а также индивидуальное проявление соблюдения порядка в коллективных действиях.
Командные игры подразделяются на игры, в ходе которых участники в соответствии с содержанием игры и правилами не вступают в физический контакт с соперником, и на игры с наличием физического противоборствующего контакта игроков-соперников в процессе игровых действий.
В играх без физического контакта соперников по функциональному признаку игроков присутствует: проявление единоборства за свою команду; проявление борьбы за свою команду путем взаимоподдержки и физической взаимопомощи игроков одной команды.
Подвижные игры с контактным взаимодействием игроков противоборствующих команд,по функциям играющих подразделяются на: индивидуальное единоборство за свою команду; борьбу за интересы своей команды, но при совокупности всех единоборных действий, поддержке партнеров по команде и их физической помощи. Подвижные игры с физическим контактом с соперником подразделяются на игры, где контакт носит опосредованный характер, например в перетягивании каната, или случайный, который трудно избежать, не нарушая содержание игры и ее сущность. При подборе игр или при спонтанном определении их содержания рекомендуется избегать игр с потенциально травмоопасным содержанием, где целенаправленный физический контакт играющих может привести к нежелательным и опасным последствиям для их здоровья.
Ряд командных игр имеют ярко выраженный предспортивный, или полуспортивный характер, в содержание которых вносятся простые элементы, приемы определенных спортивных игр, не требующие специально направленной технической подготовки и подготовленности игроков. Эти игры характерны распределением среди участвующих игровых функций, амплуа. Полуспортивные игры проводятся по специальным правилам и стимулируют игроков на проявления элементарной технической и физической подготовленности.
Некомандные и командные подвижныеигры характеризуются рядом обобщенных для этих групп игр типичных двигательных действий:
выполнением ритмических движений – проявлением творчества, а также подражания животным в их специфических движениях;
перебежками на короткие дистанции с проявлением скорости перемещения и ловкости;
скоростного действия, выраженно координированного характера с различными инвентарными предметами;
прыжками, связанными с преодолением препятствий, силовым сопротивлением;
проявлением ранее сформированных двигательных навыков, основанных на умении ориентироваться в пространстве, улавливании и различении звуков и наблюдательности.
По наличию/отсутствию водящего. Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.
В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например жанра сказки. В этом случае от преподавателя требуется проявление элементарной музыкальной подготовленности, по возможности – привлечения к созданию игровой двигательной композиции специалистов — музыкантов. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности. Причем этот фон может быть или нейтральным по характеру, или определять темпо-ритмовую картину развития игры. Во всех вариантах применения музыки в процессе подвижной игры от преподавателя требуется проявление профессионального творчества и желание доставить детям эстетическое наслаждение.
По месту проведения (двор, комната, водоем) и т. п.
Азбука подвижных игр «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить». А. М. Горький. Игра – это ведущая деятельность.
Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению»ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.
Картотека подвижных игр для подготовительной группы Перемени предметСодержание: на одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4—5 колонн (расстояние между колоннами примерно.
Картотека подвижных игр в формате презентации Картотека подвижных игр для детей раннего дошкольного возраста. Презентация. Нервно-психическое развитие ребёнка третьего года жизни таково,.
Картотека подвижных игр в старшей группе Картотека подвижных игр в старшей группе Игры с бегом 1. Мышеловка. Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа,.
Картотека зимних подвижных игр для детей 4–5 лет Подвижные игры во время прогулок полезны для развития общей двигательной активности, ловкости, точности движений, внимания, глазомера.
Картотека зимних подвижных игр на свежем воздухе КАРТОТЕКА ЗИМНИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ ИГРА 1 «МЕТЕЛИЦА» Варианты игры: Для малышей: игроки стоят парами (взрослый и ребенок).
Конспекты подвижных игр для детей 2–4 лет 1. Подвижная игра «Светло – темно» Цель игры: учить детей бегать в заданном направлении, развивать ориентацию в пространстве. Оборудование:.