Что будет означать генезис философии
Генезис философии
Предмет изучения философии. происхождение и генезис философии.
Происхождение философии.
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает
«любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал
древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако
это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».
Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская
– греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период
по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории:
начинается процесс самоосознания человеком своего собственного
бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства
религий и появлению философии.
В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; ВИндии
возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране
Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине
выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера,
философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и
механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо
друг от друга в разных частях мира появились все направления
философии, были разработаны основные категории, которые
используются и сейчас, заложеныосновымировых религий.
Генезис философии
Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во.
Зарождение философии
В истории человечества философское мировоззрение стало первым, основанным на знаниях. В нем же впервые было определено отношение человека к самому себе, к обществу, природе, к миру в целом.
Генезис философии случился в глубокой древности. Еще в первом тысячелетии до н.э. в Египте, Индии, Китае, Центральной Азии и развитых странах Средиземноморья возникли предтечи знаний этой направленности.
В этот период появляется письменность, сформировываются государства. Происходит невиданный ранее толчок в развитии культуры. Именно в это время в мировосприятии появляется кризис. Обладая новыми знаниями, мир стал постепенно отказываться от мифологической системы мира, у него начало зарождаться критическое и абстрактное мышление. В древности появляются первые деньги, но они очень отличаются от современных. Монета становится абстрактным символом стоимости материальных вещей.
Появление науки о мироздании изменило жизнь общества. Произошел отказ от старого мировоззрения, изменился уклад жизни. Кровное родство уступило место интересам отдельной личности. Человечество оказалось перед лицом вопросов, на которых привычные мифы не могли дать ответы. Мифология постепенно разделилась на религию, философию и художественно-поэтическое творчество.
Концепции происхождения
С чего начиналось происхождение и развитие глубоких знаний о мире? Существует 3 концепции зарождения науки.
Проблемы возникновения
Генезис поднял уровень мировоззрения. Это случилось благодаря росту и развитию наук и рационального, абстрактного мышления.
Философия возникла для разрешения конфликта между воображением, представленным мифологической картиной мира, и новыми знаниями, которыми людей обеспечили различные науки.
При возникновении философии произошла смена авторитетов: традиции сменились на разумное мышление. Постановка природы в основу всего, а также мифологизация мира уступают место рационализму.
Эти изменения непосредственно затрагивают все сферы жизни и влияют на них. Поэтому, как нетрудно догадаться, они не могли пройти быстро и безболезненно. Зарождение философии – это длительный процесс, у которого были промежуточные формы. Их можно назвать предфилософией. Это уже не стихийная первобытная мифология, в ней уже зарождается самосознание. В некогда привычном восприятии мира начинают появляться пробелы, взгляд на природу начинает меняться, люди стараются найти ответы на возникающие у них вопросы. Так появилась философия.
Когда же наука мышления окончательно сформировалась и смогла претендовать на свое место среди других наук, множество мудрецов и в те времена, и поныне, спорили о том, что именно можно именовать термином «философия». Предлагаемых версий множество, все они сходятся лишь в одном: эта наука изучает личность и мир в целом, а также отношение к нему.
Цель и объект знаний о мышлении
Целью философии является систематизация знаний о мире в целом и месте в нем каждого отдельной особи. Всем необходима рациональная основа для того, чтобы наше мировоззрение оставалось целостным. К тому же, познанию и практическим усилиям нужна направленность. Именно философия, благодаря накоплению и объединению различных представлений о мире, дает необходимую основу для этого.
Главную цель науки можно обозначить так: стремление научить мыслить и на основе этого определенным образом относиться к миру. Философы стараются сформулировать для людей смысл и цель существования, а также донести мысль, что каждый из нас причастен к тому, что происходит в мире.
Объектом изучения науки, как легко можно догадаться, является сама личность. Философия провозглашает ценность каждого, как личности. Она же продвигает гуманизм в отношении между людьми, развивает социальный прогресс и стремление к рациональному, научному познанию. Объект знаний о не меняется, проходя через века и тысячелетия. Но философия отражает в себе и потребности своего времени, откликается на них и влияет на разум современников.
Основные функции
Философия считает мир закономерным, упорядоченным, целостным. А также обладающим многообразными категориями и идеями. Мыслители смогли выделить главные стремления личности и в соответствии с ними сформировали основные функции философии:
Философия в эпоху Возрождения
Для Европы эпоха Возрождения является значимым периодом истории.
В эту эпоху зарождается капиталистическое производство, появляются независимые города-государства. Бурно развивается мореплавания и торговля. Развитие науки достигло небывалых высот: появились новые направления науки, были созданы многие изобретения, повлиявшие на жизнь людей (изобретено книгопечатание).
В духовной жизни так же произошли изменения. На смену религиозной аскезе пришел гуманизм. Все сферы общественной и культурной жизни постепенно освобождались от гнета церкви. Наравне с политической жизнью, наукой и искусством философия так же, со временем, обрела свободу.
Эпоха Ренессанса представляла собой наследницу античной культуры, что отражено в ее названии. Хотя философия эпохи Возрождения заметно отличалась от античной. Пусть она и противопоставляет себя христианству, все же полностью избавиться от многовекового церковного влияния не удалось.
Науке о мире и жизни в эпоху Возрождения присуще:
Что такое «бытие»
Бытие – категория, которая фиксирует взаимосвязь предметов и явлений, некоторое из них: человек, идея, мир в целом.
У понятия «бытие» существует несколько форм:
Методы познания
Метод – группа правил, который позволяет изучить какой-либо объект. Методы бывают эмпирические, в основе которых опыт и практические знания, и теоретические.
Философия выделяет несколько методов познания.
Исторические периоды
За время развития философия преодолела несколько периодов.
2. Средневековье. Теперь Бог – реальность, центр, первооснова мира, а не природа. Человек – венец творения Бога.
3. Возрождение. Смещение акцента с религии на человека. Попытка возродить античную философию.
4. Новое время. Развитие капитализма и научные открытия, в следствии господство материализма. Метод научного познания во главе всего. Культ науки и разума.
5. Современная философия.
Генезис философии
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:52, контрольная работа
Краткое описание
Файлы: 1 файл
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ.doc
Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н.э. по I в. н.э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг — Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях — джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские проблемы: антропологическую — проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга сансары — перевоплощения и принципа кармы — воздаяния); гносеологическую — проблему правильного познания; онтологическую — проблему устройства бытия.
К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане — индивидуальном духовном начале.
Ведическая литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы.
Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией — буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат в основе буддизма: весь мир лежит в страдании; причина страдания — это желание; путь освобождения от страданий — это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний — это восьмеричный путь спасения Будды.
Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель — Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно — конфуцианство, добившееся во II в. до н.э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.
К VI в. до н.э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.
Античная философия, как самостоятельное духовно-культурное образование, возникла также в VI в до н.э. в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура. Определенное влияние оказали и связи с более древними восточными цивилизациями. Но если восточная философия характеризуется как мистическая, то античная, европейская — как рационалистическая.
Спецификой древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда — космологизм ранней греческой мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и в собственно идеалистической трактовке бытия, а позже — в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию. Словом, главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.
Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы, жившие в Милете) считали, что основой мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы — вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или апейрон, то есть нечто неопределенное, но материальное (Анаксимандр); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах — числах, сооотношение которых и определяет мировые процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах — неделимых атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что мир, вещи — лишь тени идей, результат их временного воплощения
Уже тогда, в досократический период развивается диалог — борьба двух основных линий философии — материализма и идеализма, а также двух основных методов философствования: диалектического и метафизического.
Гераклит Эфесский (ок. 544 — ок. 483 до н.э.) является одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии, «отец диалектики». Исходя из того, что упорядоченный космос строится на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, Гераклит заявил, что «все течет, все изменяется».
Крупным шагом вперед стало творчество элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Они считали, что Бытие вечно и не изменяется, однородно, непрерывно и равно Богу. Особенностью элеатов (главным образом Зенона) стало доказательство метафизических положений о невозможности движения диалектическим способом.
Большое развитие онтологический подход получил в атомизме Демокрита (460–370 до н.э.). Материалистическому учению о бытии в философии Демокрита соответствует материалистическое учение о познании. В дополнение к теории познания Демокрит разработал индуктивную логику.
Развитие афинской рабовладельческой демократии и накопление философских знаний обусловили переход в античной мысли от изучения природы, от онтологических проблем к познанию человека и его сознания. Это произошло в воззрениях софистов и Сократа. Сократ разработал маиевтику — метод нахождения истины с помощью наводящих вопросов.
Определенный итог классическому периоду (V–IV до н.э.) в развитии философии подвели Платон и особенно Аристотель. В их системах уже четко можно выделить все четыре составляющие философии того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.
В своей онтологии Платон (427–347 до н.э.) делит мир на мир идей и мир вещей. Мир вещей вторичен, производен, является копией мира идей. Человек познает в основном не через чувства, а через «воспоминания» души (логическое мышление) своего пребывания в мире идей. Так была создана система объективного идеализма. Так как по Платону большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость в государстве и законах. И Платон создает теорию совершенного государства.
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель и создатель «Ликея» Аристотель (384–322 до н.э.). Он завершает объективно-онтологическую традицию. Философию он считал наукой, исследующей первые начала и причины. Характерной чертой его философии являются колебания между материализмом и идеализмом.
Аристотель, критикуя Платона («Платон мне друг, но истину я должен предпочесть»), пытался преодолеть воздвигнутую его учителем пропасть между миром вещей и миром идей. Исходя из того, что истины не врожденны человеку, Аристотель показывал, что знания вероятные благодаря опыту, абстрактному мышлению (уму), дающему знание общего, и языку становятся в процессе познания знаниями достоверными. Отсюда следовало важное значение сбора фактов, определения предмета, применения дедукции и индукции, а также выработанных им законов формальной логики. Истина у Аристотеля — это суждение, соответствующее действительности (корреспондентская концепция истины).
Платон и Аристотель из всех философов Античности внесли набольший вклад в исследование общества.
Особенностью периода эллинизма (IV в до н.э. — V в н.э.) в философии было то, что вновь изменилась ее мировоззренческая ориентация: интерес мыслителей сосредоточился на жизни отдельного человека. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного развития человека видели в его приобщении к обществу, то теперь условием счастливой жизни считалось освобождение от власти внешнего мира. Это развивали материалист-сенсуалист Эпикур (341–270 до н.э.) и идеалисты стоики (I–II в н.э.).
Эпикур критерий счастья видел в природных и необходимых для жизни удовольствиях. Он создал учение об отклонении атома от заданной траектории и тем самым выдвинул тезис о том, что закономерность, необходимость должна быть диалектически дополнена, «уравновешена» случайностью и свободой. В противоположность Эпикуру для стоиков, наоборот, все в жизни фатально, детерминировано, предопределено. Человек ничего изменить не может. Следовательно, он должен научиться повиноваться судьбе, сдерживать страсти, привыкнуть к страданиям и соединять все это с любовью. Стоицизм стал одной из духовных предпосылок возникшего в I в н.э. христианства.
В период становления античной философии и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились и основные линии ее развития: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона), метафизическая и диалектическая. Возникает философия как учение о бытии, отождествляемом с природой, космосом. Отсюда — объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее бытие осмысливается прежде всего как бытие человека.
Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Главная особенность философской мысли периода Средневековья — это теоцентричность, ибо единственной реальностью, определяющей в этой философии все сущее, провозглашался Бог (то есть сверхъестественное начало, а не Космос, природа). Принцип теоцентризма проявлялся:
— в учении о бытии — через принцип креационизма (творение мира Богом из «ничего», актом собственной воли);
— в учении о человеке — через принцип антропологизма ( человек — венец творения, «образ и подобие Бога»);
— в учении о познании — через принцип богоуподобления (цель человека — не познание мира, а обретение через процесс познания своего первоначального, «догреховного» облика, то есть «обретение образа и подобия Бога»). Уподобление Богу — это самоотречение человека; отказ от своих претензий, от своего «я»; переход в подчинение Богу. Формой такого перехода становится вера в Бога.
— в истории философии — через принцип провиденциализма (все происходит по промыслу божьему) и эсхатологизма (цель истории — это переход через очистительную катастрофу к царству Эсхатона, то есть к «царству Божию»).
Для своего утверждения христианство нуждалось в теоретическом обосновании. Этому послужили: в первые века христианства апологетика и патристика, а в период средневековья — схоластика.
Наиболее известным представителем апологетики и патристики был Аврелий Августин Блаженный (354–430). Он учил, что весь мир пронизан разумом, светом, логосом. Но источником всего этого выступает Бог и только Бог. Вся история по Августину есть борьба между приверженцами Бога, строящими «град Божий», и приверженцами сатаны («града земного»).
Главным методом на определенном этапе патристики стал мистицизм, выступавший против рассудочного подхода (Иоан Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский). Однако преимущественным влиянием в средневековой философии пользовался религиозный интеллектуализм, реализованный в схоластике, главной задачей которой стала выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опираясь не только на церковный авторитет, но и на доводы разума. Схоласты ориентировались на учение Аристотеля.
Схоластика имела два направления: номинализм и реализм. Номиналисты (Росцелин, Дунс Скот и др.) полагали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными. Это лишь названия общих групп предметов. Реалисты (Фома Аквинский и др.), наоборот, утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе.
В XIII веке с философским обоснованием истинности догматов священного писания выступил итальянский схоласт Фома Аквинский (1225–1274). Он выдвинул пять рациональных доказательств бытия Бога.
Его учение, томизм стал официальной доктриной католической церкви. Фома Аквинский, в отличие от Тертуллиана, выдвинул теорию гармонии веры и разума. Вера и разум в томизме направлены к познанию Бога, но делают они это своими путями. Разум опирается на науку, вера — на теологию и философию. Возможность гармонии разума и веры базируется на том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным — через сотворенный мир, а, следовательно, разум и знание, и сверхъестественным — через откровение а, следовательно, веру и теологию. Следовательно, знание — это область истин очевидных и доказуемых, вера — область истин неочевидных и недоказуемых. Проведя четкое различие между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от теологии, обосновал их самостоятельность. Однако эта самостоятельность относительная, т. к. то, что признается ложным в теологии, не может быть истинным в науке. То есть Фома, признав ценность знания и науки, сохранил контроль теологии над философией и наукой. Тема веры и знания была важнейшей в средневековой философии наряду с размышлениями о триаде «Вера-Надежда-Любовь».
2.1. Проблема генезиса философии
Переход философии от предыстории к ее собственной истории, когда она развивается как определенный тип мировоззрения, форма общественного сознания – составляет генезис философии. Предыстория философии – это этап, являющий собой совокупность духовных предпосылок философии, созданных предшествующим ее генезису развитием культуры. А непосредственный результат этого генезиса выражается в формировании протофилософии. Поскольку философия – достаточно рационализированный тип мировоззрения, постольку он не может возникнуть на ранних этапах развития общества. Для этого требуется определенный уровень социального самосознания, рефлексии.
Но вместе с тем в предшествующих философии типах мировоззрения имеются предпосылки, создающие возможность для ее возникновения.
Вопросы генезиса философии сложны и дискуссионны. Решить проблему генезиса – это значит ответить на вопросы: из чего, как, где, когда и почему возникает философия как качественно новая форма постижения бытия. «Генезис философии – это не только появление еще одной новой формы общественного сознания (событие само по себе немаловажное), но и скачок в развитии самого сознания, переход его на другой, качественно новый уровень»[25].
Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, из каких духовных предпосылок возникла философия. Существуют мифогенная, гносеогенная, эклектическая и мифогносеогенная концепции, объясняющие данное явление.
Согласно мифогенной концепции, единственным источником возникновения философии является мифология. Такой концепции придерживались Г. Гегель, Ф. Корнфорд, А.Ф. Лосев и другие авторы. Действительно, исторически первым типом мировоззрения была мифология. На ранних стадиях развития общества мифология выступала единственным возможным универсальным способом постижения мира. Вместе с тем мифология не являлась результатом познания как особой рефлексивной деятельности. Она имела скорее не гносеологическую направленность, а сугубо социальную предопределенность.
Мифология представлялась прежде всего как демонстрация тех образцов поведения человека, которые носили характер обязательности. Однако уже в мифологии можно заметить некоторые тенденции, которые затем, развившись, станут предметом собственно философской рефлексии. Зачатки мировоззренческой проблематики, стремление осмыслить мир в его полноте и целостности, безусловно, присутствуют в мифологии. Но вместе с тем мифологию нельзя рассматривать как единственное начало философии и в этом состоит неполнота мифогенной концепции.
Наряду с мифологическим типом мировоззрения в связи с решением практических задач людей возникают ростки знания (что в дальнейшем будет выступать как научное знание). Согласно гносеогенной концепции (ее разрабатывали Г. Спенсер, А.А. Богданов и др.), философия возникает как простое обобщение знаний. Сторонники данного подхода правы в том отношении, что возникновение философии связано с увеличением объема и упорядоченностью такого знания, с прорастающей внутри него способностью к рассудочному мышлению, объективному наблюдению явлений природы. Но при этом, рассматривая лишь негативную роль фантазирующего мифотворчества, они отрицают всякую преемственность между мифологией и философией.
Те авторы, которые придерживаются эклектических позиций, достаточно вариативны в вопросах о происхождении философии: одни считают, что у философии нет предфилософии, она появилась сразу и внезапно; другие полагают, что философия существовала издавна; третьи утверждают, что философия возникла не как целостный феномен, а в виде полярных направлений – материализма и идеализма. Безусловно, что все перечисленные позиции можно отнести к крайним высказываниям, абсолютизирующим те или иные аспекты возникновения философии.
Более основательной и убедительной представляется мифогносеогенная концепция генезиса философии, которая стремится учесть роль и мифологии, и знания, и здравого смысла (обыденного сознания) в возникновении философии. Вот этот триединый источник и составляет предфилософский духовный комплекс, или предфилософию. В самом широком смысле слова предфилософия – это совокупность развитой мифологии, зачатков некоторых наук и обыденного опыта. Результат их взаимодействия формирует переходные формы между мифологическо-гносеогенным и собственно философским мировоззрением. Как справедливо отмечают многие исследователи, переходные мировоззренческие формы – это уже не первобытная стихийная мифология, а мифология с элементами самосознания и систематизации, с понятийными вкраплениями, с элементами демифологизации.
Генезис философии – длительный процесс. С возникновением философии предфилософия не исчезает: продолжает в качестве формы постижения бытия, формы общественного сознания существовать мифология; собственное направление, в конечном итоге, составит наука; по-прежнему будет иметь большое значение обыденное сознание.
Здесь целесообразно ввести еще один термин – «протофилософия» – «первичная философия». Это первая форма собственно философского знания, для которого характерны отдельные черты мифологии, неразвитость философской терминологии, слабость философской рефлексии, стихийность т. д. Рассмотрение темы предфилософии и протофилософии – это поиски ответа на вопрос, как возникает философия.
Не менее сложные и другие вопросы генезиса, например, где и когда формируется философия. В первой половине I тысячелетия до н. э. в полосах древней цивилизации (Китай, Индия, Египет, Вавилония и др.) сложилась в общем одинаковая мировоззренческая ситуация. Но уровень предфилософской науки был не везде одинаков. В Древнем Китае и Древней Индии он был ниже, чем в Вавилонии и Древнем Египте.
Более того, на процессе возникновения философии здесь сказалось влияние и других факторов: своеобразие способа производства, различная степень развития мифологии, сила традиций, войны, психологические особенности и т. д. По названным причинам в регионах Евразии философия не получила тех классических форм, какие имели место в Древней Греции, когда можно было констатировать гармоничное сочетание мировоззренческого и рационально-системного аспектов философии, развитость терминологического аппарата и т. д., что в целом позволяло философии обрести свою самостоятельность и выделиться из предфилософии.
Древневосточная философия не получила явного вычленения из предфилософии, сливаясь то с обыденно-нравственным сознанием (как в Китае), то с религиозно-мифологическим мировоззрением (как в Индии). Что касается ответа на вопрос, почему возникла философия, то его надо искать, с одной стороны, в изменившихся социальных условиях (касающихся способа производства, развития товарно-денежных отношений, появления новых социальных слоев), подготовивших почву для возникновения нового мировоззрения, а с другой – во внутренних противоречиях между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новыми знанием и мышлением, когда авторитет разума становился на место авторитета традиции.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.