что значит таухид в исламе
Определение понятия «Единобожие» (Таухид / التَوْحِيد). Урок 1
«Единобожие» (Таухид / التَوْحِيد)
Определение:
Значение слова «таухид» (تَوْحِيد) в арабском языке:
Слово «таухид» происходит от арабского глагола «ваххада» (وَحَّد/يُوَحِّدُ), который значит: «уединять, делать что-либо/кого-либо одним, делать единственным».
Пример:
Если ты скажешь: «Пусть никто не выходит из дома, кроме Ахмада», то тем самым ты сделаешь Ахмада единственным (ваххада/ وَحَّد), кому позволено выходить из дома.
Если ты скажешь: «Пусть никто не встаёт со своего места, кроме Халида, только он», то тем самым ты сделаешь Халида единственным, кому позволено встать с места.
Таким образом, используется слово «таухид» (تَوْحِيد) в арабской речи.
Значение понятия «Таухид» (التَوْحِيد) в качестве шариатского термина:
Таухид – это убеждение в том, что все Его исключительные особенности принадлежат только Ему.
Таухид – это убеждение, что Всевышний Аллах является Единственным в следующих аспектах:
1) Во «владычестве» (рубубийя/ الرُّبُوبِيَّة).
2) В праве на «поклонение Ему» (улюхийя/ الأُلُوهِيَّةِ).
3) В Своих «именах и качествах» (асма ва сыфат/ الأَسْمَاءُِ وَالصِّفَاتُ).
Разделы Единобожия
Наука о Единобожии имеет три раздела:
1) Единобожие во владычестве (Таухид ар-рубубийя/ تَوْحِيدُ الرُّبُوبِيَّةِ).
2) Единобожие в поклонении (Таухид аль-улюхийя/ تَوْحِيدُ اللأُلُوهِيَّةِ).
3) Единобожие в именах и качествах (Таухид аль-асма ва ас-сыфат/ تَوْحِيدُ الأَسْمَاءِ وَالصِّفَاتِ).
Разъяснение:
1) Единобожие во владычестве (Таухид ар-рубубийя) – это убеждение в том, что Аллах (Велик Он и Славен) является Единственным, кто 1 – создаёт, 2 – владеет, 3 – управляет мирозданием, 4 – наделяет уделом (ризк).
Также можно сказать, что Единобожие во владычестве – это убеждение в том, что Аллах является Единственным в Своих божественных деяниях, таких как: сотворение, наделение уделом (ризк), оживление, умерщвление, низведение дождей, проращивание растений … и т. д.
Доказательство:
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: „Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами? ”. Они скажут: „Аллах”. Скажи: „Неужели вы не устрашитесь?”» [3]
2) Единобожие в поклонении (Таухид аль-улюхийя) – это убеждение в том, что только один Аллах (Велик Он и Славен) достоин поклонения, только Ему люди обязаны посвящать свои обряды (’ибадат), такие как: молитва (намаз), пост (сыям), паломничество (хадж), упование (таваккуль), обет (назр), страх, надежда, любовь и т. д.
Доказательство:
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: „Нет божества [достойного поклонения], кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне! ”» [6]
3) Единобожие в именах и качествах (Таухид аль-асма ва ас-сыфат) – это убеждение, которое гласит, что Аллаху следует придавать те качества, которыми Он Сам себя охарактеризовал, и те которыми Его охарактеризовал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Это придание Ему безупречных качеств совершенства. При этом мусульманин не должен пытаться постичь их глубинную суть и их свойства (такйиф), не должен уподоблять их (тамсиль) именам и качествам творений Аллаха, не должен искажать их (тахриф), трактуя их вопреки явному смыслу, содержащемуся в арабском языке, и не должен отрицать их (та’тыль), лишая их смысла.
Доказательство:
Аят содержащий в себе все три вида Единобожия:
«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Коран, сура 19, аят 65)
Полезные примечания:
1) Три раздела Единобожия взаимосвязаны между собой, каждый из них неразрывно связан с другим. И потому, кто выполнит одну грань Единобожия, и не станет соблюдать другую, тот не будет считаться единобожником (муваххидом)
2) Ты должен знать, что неверные язычники (кяфиры) с которыми боролся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) признавали Единобожие во владычестве (Таухид ар-рубубийя). Они признавали, что именно Аллах является Творцом, и что он наделяет людей уделом, даёт им пропитание, оживляет и умерщвляет, в Его власти польза и вред, Он управляет всеми процессами бытия. Тем не менее, данный факт не сделал их приверженцами Ислама, доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:
«Скажи: „Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?”. Они скажут: „Аллах”. Скажи: „Неужели вы не устрашитесь?”» [9] .
3) Единобожие в поклонении (Таухид аль-улюхийя) – это и есть основная тема призыва всех пророков, потому что на этом фундаменте строятся все остальные деяния. Без выполнения этого раздела Единобожия никакие праведные дела не будут действительными. Потому что, при несоблюдении Единобожия в вопросе поклонения, человек непременно впадает в противоположность, то есть в многобожие (ширк).
Всевышний Аллах сказал:
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: „Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”»[10].
«Мы отправили к каждой общине посланника: „Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”»[11].
Ось дискуссии между пророками и их народами пролегала именно через вопрос Единобожия (Таухид). Поэтому мусульмане должны уделять этой науке самое пристальное внимание, изучать связанные с ней вопросы, и постигать основы Единобожия.
Вопросы к уроку
1) Что значит слово Таухид в арабском языке?
2) Что значит «Таухид» в качестве шариатского термина?
3) Назови три раздела Таухида.
4) Что такое Единобожие во владычестве (Таухид ар-рубубийя/ تَوْحِيدُ الرُّبُوبِيَّةِ)?
5) Что такое Единобожие в поклонении (Таухид аль-улюхийя/ تَوْحِيدُ اللأُلُوهِيَّةِ)?
6) Что такое Единобожие в именах и качествах (Таухид аль-асма ва ас-сыфат/ تَوْحِيدُ الأَسْمَاءِ وَالصِّفَاتِ)?
7) Существует ли связь между Таухидом ар-рубубийя и аль-улюхийя, какова она?
8) Достаточно ли уверовать в один из разделов Таухида и не веровать в другие, обоснуй свой ответ?
9) Почему язычники в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не считались единобожниками, не смотря на то, что верили, что Аллах это единственный Творец?
10) Какой из разделов Единобожия являлся первоочередным в призыве всех пророков?
11) Вспомни аят содержащий в себе упоминание о всех трёх разделах Единобожия.
Подготовил: Абу Ясин Руслан Маликов на основе
материалов из книги «ат-Таухид аль-муяссар»
(шейх Абдулла ибн Ахмад аль-Хувейль)
www.whyislam.to
Место и значение таухида в мусульманском вероучении
Таухид – один из основополагающих догматов ислама. Это слово образовано от арабского глагола «уахада», которое переводится как «уединять», «делать единым». Таким образом, «таухид» в переводе означает «единобожие», то есть абсолютная убеждённость в том, что Аллах – единственный Бог, достойный поклонения. Это подразумевает, что Всевышний – Владыка всего сущего, воле Которого подчинены любые события и процессы в обоих мирах.
Суть таухида заключается не только в том, что Аллах один, но и в том, что Господь един – Он не делится на несколько субстанций или существ, как это имеет место в иных религиях. Всевышний в исламе – это Единый Бог, Который самодостаточен, не нуждается ни в ком и ни в чём.
Отрицание таухида ведёт к страшнейшему греху в исламе – ширку. Поклоняясь и признавая божеством кого-либо ещё, за исключением Аллаха, будь то идол, животное, растение или человек, люди рискуют оказаться в Аду.
Достоинства таухида
«Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния. » (39:65).
Виды таухида
Богословы выделяют три основные разновидности таухида:
1) Таухид в господстве (ар-рубубия) – форма единобожия, основывающаяся на вере, что Творец – Властелин всего сущего в обоих мирах. Именно Аллах создал этот мир, и любые процессы в нём идут с Его ведома. Подтверждения тому мы можем найти как в Благородном Коране, так и в Пречистой сунне. Например, в суре «Лукман» сказано:
«Он создал небеса безо всяких опор. воздвиг на земле незыблемые горы. » (31:10)
Кроме того, в одном хадисе говорится, что «люди могут помочь или навредить друг другу только в том, что предписано Всевышним» (Тирмизи).
Ряд историков высказывают мнение, что таухида ар-рубубия придерживались и некоторые многобожники, признававшие Всевышнего Творцом и Создателем, но вместе с тем продолжавшие поклоняться идолам. Для подтверждения этой версии приводится следующая цитата из суры «Анкабут»:
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (29:61)
В контексте данного аята очевидно, что речь в нём ведётся не о правоверных, а о тех, кто «отвращён от истины» (т.е. многобожниках).
Однако, такую точку зрения разделяют далеко не все учёные, приводящие свои аргументы. Так, в суре «Коленопреклонённая» есть такой форагмент:
«Они (многобожники) сказали: «Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего» (45:24)
Этот аят трактуется ими как уверенность язычников, что их ничто не способно погубить, включая и Господа, что явное заблуждение.
2) Таухид в поклонении (аль-улюхия) – форма единобожия, подразумевающая, что лишь один Аллах достоин всех типов поклонения, как действиями, так и мыслями, как языком, так и руками. Все разновидности религиозных обрядов, включая намаз, дуа, паломничество, садака и другие, следует совершать исключительно для довольства Всевышнего.
В Священном Писании есть прямое указание мусульманам: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (4:36)
Сотоварищами в данном случае могут быть идолы, тотемы, какие-то предметы быта, животные и даже отдельные личности, которых люди возводят до уровня Господа, что есть заблуждение. Именно этот таухид становился причиной ниспослания пророков к тем народам, которые начинали, наряду с Единым Творцом, поклоняться кому-либо ещё, будь то каменный идол у мекканцев или золотой телец у иудеев. Одновременно с признанием господства Создателя, люди обязаны поклоняться исключительно Ему и остерегаться поклонения иным божествам.
3) Таухид в именах и качествах (аль-асма уас-сыффат) – форма единобожия, утверждающая, что нет равных Богу в Его именах и атрибутах. Данный вид таухида основывается на паре составляющих:
а) доказательство – подтверждение установленных имён и атрибутов Всевышнего.
б) чистота – отсутствие недостатков.
Рассмотрим на конкретном примере. В число 99 прекраснейших имён Аллаха входит «ар-Рахман» («Милостивый»). Это имя указывает нам на то, что Господь миров обладает неограниченной милости. В данном качестве Создатель не имеет себе равных, поскольку Он идеален. Аллах чист от недостатков и милость Его тоже совершенна.
Этот тип единобожия к тому же указывает людям, что запрещено нарекать именами Аллаха другие существа и придавать им качества Господа. Именно по этой причине в исламе запрещается давать мальчикам имена Всевышнего, такие как Азиз, Рахим, Рашид и так далее. Кроме того, не следует давать и имена, преобразованные от имён Аллаха. Например, мекканские многобожники одну из богинь называли Узза – производное слово от имени Аллаха аль-Азиз.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум, вопрос про имена. Я своего сына назвала Рашидом, ему пять лет. Когда с мужем выбирали имена, ничего запретного про это имя мы не нашли, как же теперь быть? Имя мы выбирали исламское, с хорошим смыслом.
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Таухид образованно от глагола “уаххада-юуаххиду”, а это «делать что-либо единым, одним». В шариатском значение это слово означает «единственность Аллаха в том, что принадлежит только Ему в господстве, поклонении и прекрасных именах и атребутах» и имеет два вида:
Первый: таухид филь-ма’рифа уаль-исбат – в познании и утверждении, т.е. познание Господства Всевышнего Аллаха, Его прекрасных имен и качеств и утверждение этого в отношении только одного лишь Аллаха, Его деяний, Его разговор с кем Он пожелает из Его рабов, как об этом говорится в начале суры аль-Хадид, Та ха, в конце суры аль-Хашр, в начале суры Али ‘Имран, сура аль-Ихляс и другие.
Второй: это таухид фит-таляб уа аль-касд – в требовании и цели – то, что содержит в себе сура аль-Кафирун, а также слова Всевышнего: «Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажите: “Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами”» (Али ‘Имран: 64), начала суры аль-Муъминун, ее середина и конец, начало суры аль-А’раф и ее конец, предложение из суры аль-Ан’ам, большинство сур из Корана. Более того, все суры Корана содержат в себе оба эти вида таухида!
Аяты Корана либо сообщают нам об Аллахе, Его прекрасных именах и атрибутах, действиях, словах, что является таухидом знания и сообщения. Либо – призывают к поклонению одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварищей, и оставление всех видов поклонения по отношению к кому бы то ни было помимо Него одного, что является таухидом желания и требования. Либо приказывают и запрещают, а принуждение в подчинении Ему является правом таухида и его полноценность. Либо сообщают почетном положении тех, кто убежден в таухиде, и каково воздаяние им в этом мире и в мире ином за свой таухид. Любо сообщают нам о придающих Аллаху сотоварищей и то, что ждет их за этот грех в обоих мирах по причине их отхода от таухида. Коран целиком и полностью в таухиде, его правах и воздаянии; а также в отношении многобожников и их наказании.
Тот таухид, с которым пришли посланники, это тот, что утверждает поклонение одному лишь Аллаху, свидетельствуя, что нет божества достойного поклонения помимо Аллаха, ни к кому нельзя обращать свое поклонение, кроме лишь одного Аллаха. Нельзя полагаться ни на кого, кроме Него. Нельзя дружить, кроме как ради Него. Нельзя враждовать, кроме как ради Него. Нельзя делать что-либо, кроме как ради Его довольства. А это в свою очередь содержит в себе то, что Он утвердил в отношении Себя из Его прекрасных имен и атрибутов.
Он сказал: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» (аль-Бакара: 163). «Аллах сказал: “Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного бойтесь”» (ан-Нахль: 51). «У того, кто взывает наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (аль-Муъминун: 117). Всевышний сообщил, что все пророки и посланники призывали людей к поклонению одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварищей.
Он сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”» (аль-Мумтахана: 4). О многобожниках Он говорит: «Когда им говорили: “Нет божества, кроме Аллаха”, – они превозносились и говорили: “Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?”» (ас-Саффат: 35-36). И в Коране об этом много сказано.
И смысл таухида не заключается в утверждении только господства в отношении Аллаха, а это убежденность в том, что только Аллах сотворил миры, как это полагают философы и суфии. Они думают, что утверждая это с доводами, утверждают цель таухида. Напротив, тот человек, который утверждает то, что приличествует только Аллаху в господстве и прекрасных имен и атрибутов, а также отрицает то, что Всевышнему не приличествует, говорит, что только Аллах сотворил все сущее, не станет приверженцем таухида до тех пор, пока не засвидетельствует, что истинным божеством достойным поклонения является только Аллах. А значение слова «илях» – божество – это то, чему поклоняются, что обожествляют.
Божество – это не то, что способно к первосозданию. Тот, кто толкует слово «илях» подобным образом и говорит, что значение заключается в том, кто может что-то первосоздать, а так же убежден в том, что это значение является более конкретным определением слова «илях», и делает это целью таухида, как утверждают это философы суфисты, он не познал истинность таухида, с которым был послан пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Тем более, арабы-многобожники утверждали то же самое, что только Аллах является творцом всего сущего, но вместе с этим оставались многобожниками.
Именно поэтому они являются последователями тех, кто совершал земной поклон Солнцу, Луне и другим планетам и взывал к ним, постились и приносили в жертву и совершали хадж ради них. А затем они говорят, что это многобожием не является, а ширк заключается только в убеждении, что они являются управителями – Господами, а если же назвать их причиной и посредниками, то в этом многобожия нет. Но в Исламе непременно известно, что это является многобожием!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Первый большой грех: Многобожие
О знамениях Аллаха
Comment( 1 )
ﺑِﺴْﻢِ ﺍﻟﻠﻪ
اسلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ للّهِ
ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Таухид
Если внимательно прочитать Кур’ан, то становится понятно, что буквально весь он от начала до конца объясняет таухид. Так, Господь Миров говорит:
هَذَا بَلَاغٌ لِّلنَّاسِ وَلِيُنذَرُوا بِهِ وَلِيَعْلَمُوا أَنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ
«Это — послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он — Единственный Бог (, заслуживающий поклонения), и пусть задумаются обладающие разумом» (14:52)
В Своей Книге Аллах объясняет что такое поклонение, приказывает поклоняться только Ему и никому кроме Него, описывает Свои Имена, Качества и Действия, а также разъясняет то, что Его Качества не таковы, как качества творений.
Определение таухида можно сформулировать следующим образом:
В этом определении есть 4 компонента:
1) Правильная вера в Аллаха: в Его сущность и Имена
2) Не равнять Качества Аллаха с качествами творений
3) Не приписывать Действия Аллаха творениям и наоборот
4) Поклонение Аллаху и никому кроме Него
Если кто-то приравняет творение с Аллахом по одному из перечисленных 4-х компонентов, то тем самым совершит ширк.
ذَلِكَ هُدَى اللَّهِ يَهْدِي بِهِ مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَلَوْ أَشْرَكُوا لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они совершили ширк, то стало бы тщетным все, что они совершали» (6:88)
وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь совершать ширк, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»» (39:65)
И конечным пристанищем мушрика (человека, который совершил ширк) станет Ад:
إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей (совершает ширк), тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72)
Таким образом, становится ясной важность изучения вопросов таухида и ширка, что необходимо для того, чтобы человек не попал в губительную ошибку и не обрек себя на вечный Огонь.
Разберем каждый из компонентов таухида более подробно.
Правильная вера в Аллаха
Вера в Аллаха, очевидно, невозможна без веры в Его существование.
Аллах говорит в Кур’ане:
قَالَتْ رُسُلُهُمْ أَفِى ٱللَّهِ شَكٌّ فَاطِرِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ
«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе, Творце небес и земли?»» (14:10)
أَنَاْ رَبُّكُمُ ٱلْأَعْلَىٰ
«Я (фараон) — ваш всевышний господь» (79:24)
В действительности знал, что Господь существует, что становится ясно из аята:
وَجَحَدُواْ بِهَا وَٱسْتَيْقَنَتْهَآ أَنفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا ۚ فَٱنظُرْ كَيْفَ كَانَ عَٰقِبَةُ ٱلْمُفْسِدِينَ
«Они (фараон и его знать) отрицали их (знамения Аллаха) несправедливо и надменно, хотя в душе были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!» (27:14)
В наше время таких людей — атеистов, стало гораздо больше. Однако и теперь, как говорится в известной среди людей поговорке: в падающем самолете, людей, не верящих в существование Бога, не бывает.
В Своей Книге Аллах призывает людей задуматься об окружающем их мире и о них самих :
أَمْ خُلِقُواْ مِنْ غَيْرِ شَىْءٍ أَمْ هُمُ ٱلْخَٰلِقُونَ
أَمْ خَلَقُواْ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ ۚ بَل لَّا يُوقِنُونَ
«Неужели они возникли сами по себе [или сотворены понапрасну]? Или они сами творцы? Или это они сотворили небеса и землю? О нет, просто у них нет убеждённости» (52:35-36)
سَنُرِيهِمْ ءَايَٰتِنَا فِى ٱلۡأٓفَاقِ وَفِىٓ أَنفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ ٱلْحَقُّ
«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это — истина» (41:53)
Ведь Творца можно познать по Его творениям :
إِنَّ فِى خَلْقِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَٱخْتِلَٰفِ ٱلَّيْلِ وَٱلنَّهَارِ وَٱلْفُلْكِ ٱلَّتِى تَجْرِى فِى ٱلْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ ٱلنَّاسَ وَمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلسَّمَآءِ مِن مَّآءٍ فَأَحْيَا بِهِ ٱلْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَتَصْرِيفِ ٱلرِّيَٰحِ وَٱلسَّحَابِ ٱلْمُسَخَّرِ بَيْنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ لَأٓيَٰتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Поистине, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорно [плывущих] между небом и землёй, есть знамения для людей разумеющих» (2:164)
И аятов с таким смыслом в Кур’ане много.
وَلِلَّهِ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَا ۖ وَذَرُواْ ٱلَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِىٓ أَسْمَٰٓئِهِۦ ۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«У Аллаха самые прекрасные имена. Призывайте же Его ими и оставьте тех, которые извращают Его имена. Они получат воздаяние за то, что они совершали» (7:180)
يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِهِۦ عِلْمًا
«Он знает их будущее и прошлое, а они не могут объять Его своим знанием» (20:110)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُقَدِّمُواْ بَيْنَ يَدَىِ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ۚ إِنَّ ٱللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«О вы, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий» (49:1)
وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِۦ عِلْمٌ ۚ إِنَّ ٱلسَّمْعَ وَٱلْبَصَرَ وَٱلْفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَٰٓئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْـُٔولًا
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце — за всё это [человек] будет спрошен» (17:36)
هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ
هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества, Ведающий сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милующий. Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества, Царь, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Величавый. Свят Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (59:22-24)
Качества Аллаха
Книга Аллаха содержит в себе множество аятов, посредством которых Господь описывает свои прекрасные Качества.
Часть Качеств Аллаха относятся к качествам совершенства, другие же являются Его сущностными Атрибутами.
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11)
لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ مَثَلُ السَّوْءِ وَلِلَّهِ الْمَثَلُ الْأَعْلَى وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Скверно описание тех, кто не верует в Последнюю жизнь, а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» (16:60)
سُبْحَٰنَ رَبِّكَ رَبِّ ٱلْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ
«Свят твой Господь, Господь могущества, и далёк от того, что они приписывают [Ему]» (37:180)
Вот лишь некоторые из аятов с описанием Качеств Аллаха:
قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ ٱلْغَيْبَ إِلَّا ٱللَّهُ ۚ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ
«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, и не знают они, когда их воскресят»» (27:65)
ٱللَّهُ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلْحَىُّ ٱلْقَيُّومُ ۚ لَا تَأْخُذُهُۥ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ ۚ لَّهُۥ مَا فِى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِى ٱلْأَرْضِ ۗ مَن ذَا ٱلَّذِى يَشْفَعُ عِندَهُۥٓ إِلَّا بِإِذْنِهِۦ ۚ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَىْءٍ مِّنْ عِلْمِهِۦٓ إِلَّا بِمَا شَآءَ ۚ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ ۖ وَلَا يَـُٔودُهُۥ حِفْظُهُمَا ۚ وَهُوَ ٱلْعَلِىُّ ٱلْعَظِيمُ
«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто заступится перед Ним без Его позволения? Он знает их будущее и прошлое. Они же охватывают из Его знания только то, что Он пожелает. Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (2:255)
قَالَ عِلْمُهَا عِندَ رَبِّى فِى كِتَٰبٍ ۖ لَّا يَضِلُّ رَبِّى وَلَا يَنسَى
«[Муса] ответил: «Знание об этом — у моего Господа в писании. Мой Господь не заблуждается и не забывает»» (20:52)
قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ
«Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»» (38:75)
وَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ حِينَ تَقُومُ
«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты — у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна» (52:48)
Действия Аллаха
В Кур’ане Аллах описывает целый ряд действий, которыми занят только Он и которые не по плечу никому из творений. Так, Господь сказал:
وَٱتَّخَذُواْ مِن دُونِهِۦٓ ءَالِهَةً لَّا يَخْلُقُونَ شَيْـًٔا وَهُمْ يُخْلَقُونَ وَلَا يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا وَلَا يَمْلِكُونَ مَوْتًا وَلَا حَيَوٰةً وَلَا نُشُورًا
«Они обожествили, наряду с Ним, тех, которые ничего не создают, а сами сотворены. Они не властны ни навредить себе, ни принести себе пользу и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением» (25:3)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ٱذْكُرُواْ نِعْمَتَ ٱللَّهِ عَلَيْكُمْ ۚ هَلْ مِنْ خَٰلِقٍ غَيْرُ ٱللَّهِ يَرْزُقُكُم مِّنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ ۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۖ فَأَنَّىٰ تُؤْفَكُونَ
«О люди! Помните милость Аллаха к вам. Есть ли другой творец, кроме Аллаха, который наделяет вас с неба и земли? Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены [от истины]!» (35:3)
ٱللَّهُ ٱلَّذِى رَفَعَ ٱلسَّمَٰوَٰتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ۖ ثُمَّ ٱسْتَوَىٰ عَلَى ٱلْعَرْشِ ۖ وَسَخَّرَ ٱلشَّمْسَ وَٱلْقَمَرَ ۖ كُلٌّ يَجْرِى لِأَجَلٍ مُّسَمًّى ۚ يُدَبِّرُ ٱلْأَمْرَ يُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لَعَلَّكُم بِلِقَآءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ
«Аллах возвёл небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а потом возвысился на троне. Он подчинил [вашим интересам] солнце и луну: все они движутся до назначенного срока. Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы убедитесь во встрече с вашим Господом» (13:2)
لَمْ تَرَ إِلَى ٱلَّذِى حَآجَّ إِبْرَٰهِـۧمَ فِى رَبِّهِۦٓ أَنْ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُ ٱلْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَٰهِـۧمُ رَبِّىَ ٱلَّذِى يُحْىِۦ وَيُمِيتُ قَالَ أَنَاْ أُحْىِۦ وَأُمِيتُ ۖ قَالَ إِبْرَٰهِـۧمُ فَإِنَّ ٱللَّهَ يَأْتِى بِٱلشَّمْسِ مِنَ ٱلْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ ٱلْمَغْرِبِ فَبُهِتَ ٱلَّذِى كَفَرَ ۗ وَٱللَّهُ لَا يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلظَّٰلِمِينَ
«Разве ты не видел того, кто спорил с Ибрахимом из-за его Господа, потому что Аллах дал ему царство? Ибрахим сказал ему: «Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и отнимает её». Он сказал: «Я дарую жизнь и отнимаю её». Ибрахим сказал: «Аллах поднимает солнце с востока. Подними же его с запада». И пришёл в замешательство тот, кто не уверовал. Аллах не ведёт верным путём людей несправедливых» (2:258)
إِنِ ٱلْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ ۚ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُ ۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلْقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большинство людей не знают» (12:40)
ٱلرَّحْمَٰنُ عَلَى ٱلْعَرْشِ ٱسْتَوَىٰ
«Милостивый возвысился над Троном» (20:5)
Из этих аятов мы пониманием, что только Аллах способен:
Поклонение только Аллаху
Аллах сказал в Кур’ане, побуждая посвящать поклонение только Ему Одному:
وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَٰقَ بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا ٱللَّهَ
«Вот Мы заключили завет с сынами Исраиля: вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха» (2:83)
وَٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشْرِكُواْ بِهِۦ شَيْـًٔا
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» (4:36)
С другой стороны, Всевышний порицает тех, кто посвящает своё поклонение кому-либо ещё, называя это ширком :
وَقَالَ رَبُّكُمُ ٱدْعُونِىٓ أَسْتَجِبْ لَكُمْ ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِى سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
«Ваш Господь сказал: «Молитесь Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в геенну униженными»» (40:60)
وَمَن يَدْعُ مَعَ ٱللَّهِ إِلَٰهًا ءَاخَرَ لَا بُرْهَٰنَ لَهُۥ بِهِۦ فَإِنَّمَا حِسَابُهُۥ عِندَ رَبِّهِۦٓ ۚ إِنَّهُۥ لَا يُفْلِحُ ٱلْكَٰفِرُونَ
«А у того, кто молится другим божествам наряду с Аллахом, не имея никакого довода в пользу этого, отчёт потребует только его Господь. Поистине, неверующие не преуспеют» (23:117)
فَإِذَا رَكِبُواْ فِى ٱلْفُلْكِ دَعَوُاْ ٱللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ ٱلدِّينَ فَلَمَّا نَجَّىٰهُمْ إِلَى ٱلْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ
«Когда они садятся на корабль, то молятся Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас придают [Ему] сотоварищей (совершают ширк)» (29:65)
Сколько всего существует Имён Аллаха?
В известном хадисе посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن لله تسعة وتسعين اسما مائة إلا واحدا من أحصاها دخل الجنة
« Поистине, у Аллаха есть девяносто девять Имен — сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их, войдет в Рай » (Бухари 2736, Муслим 2677).
Однако этот хадис не является указанием на то, что имён Аллаха именно 99, что становится ясно из другого хадиса, в котором пророк обучал сподвижников делать дуа:
مَا أَصَابَ أَحَدًا قَطُّ هَمٌّ وَلَا حَزَنٌ ، فَقَالَ : اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ، وَابْنُ عَبْدِكَ ، وَابْنُ أَمَتِكَ ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ ، مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ ، أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ ، أَوْ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ ، أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي ، وَنُورَ صَدْرِي ، وَجِلَاءَ حُزْنِي ، وَذَهَابَ هَمِّي ، إِلَّا أَذْهَبَ اللَّهُ هَمَّهُ وَحُزْنَهُ ، وَأَبْدَلَهُ مَكَانَهُ فَرَجًا
« Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я — Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью ».
Люди сказали: «О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?»
بَلَى ، يَنْبَغِي لِمَنْ سَمِعَهَا أَنْ يَتَعَلَّمَهَا
« Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить » (Ахмад 3704).
Из хадиса очевидно, что у Аллаха существует много Имён, а люди знают лишь их часть.