какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Эволюция

Распространённая сегодня почти повсеместно (кроме разве что записи некоторых видов этнической музыки) система нотации — с пятью линейками, чёрными и белыми нотками с «хвостами» и без, с ключом в начале строки и так далее — возникла далеко не сразу. Давайте проследим, как это происходило.

Есть свидетельства, что музыку пытались записывать ещё в Вавилоне (клинописью) и в Древнем Египте (иероглифами). Последние якобы предназначались для певцов-хирономистамов, которые одновременно с исполнением текста «дирижировали» — жестами рук показывали музыканту-аккомпаниатору, что и как нужно играть. Но, повторим, это не более чем предположение, и музыкальную нотацию тех далёких эпох не представляется возможным прочесть.

Первые музыкальные записи, которые худо-бедно поддаются расшифровке, — это древнегреческие, на основе греческих и финикийских букв. Если требовалось записать не только мелодию для голоса, но и сопровождение для музыкального инструмента, использовались разные наборы знаков — впрочем, древние греки не жаловали полифонию. Один из наиболее древних образчиков — надгробие на могиле некоего Сейкилоса, найденное в окрестностях современного турецкого города Айдын и датируемое II в. до н. э. — I в. н. э. Высеченная в камне песня (так называемая «Эпитафия Сейкилоса») призывала радоваться жизни, такой короткой, и помимо собственно текста содержала буквы, обозначающие высоту исполнения каждого слога, — чтобы любой прохожий мог не просто прочесть, но и пропеть написанное. К слову, кроме высоты нот, древнегреческий способ записи музыки не мог фиксировать больше ничего.

В раннем Средневековье греческие буквы в «сейкилосовой» системе нотации были заменены на латинские, а направление записи нот сверху вниз — на обратное (как это принято сейчас). До сих пор ноты кое-где обозначаются буквами: любой, кто пробовал учиться играть на гитаре, вспомнит, что Am, Dm, C и так далее — это обозначения аккордов, образованных от соответствующих нот.

В христианской музыке раннего Средневековья возникла невменная нотация. Невмы — графические значки, проставляемые над текстом, — были не более чем напоминанием для исполнителя (предполагалось, что мелодию в целом он знает) о выразительности и способах опевания тех или иных слогов. Ни высоты, ни продолжительности звуков невмы поначалу не передавали. В разных регионах использовались разные наборы невм. Через Византию эта система записи музыки пришла на Русь (крюковое письмо) и в Армению (хазы).

Однако музыка развивалась, и для её записи прежних значков уже не хватало. Невмы стали записывать сперва на двух, а затем и на четырёх линейках, обозначая тем самым разную высоту звуков друг относительно друга. Четыре линейки, а также музыкальный ключ и «почти современные» названия нот — заслуга человека по имени Гвидо Аретинский. Этот итальянский монах, живший в XI веке, много времени посвящал обучению хоровому пению и, чтобы упростить запоминание, додумался назвать ноты по первым слогам строк, составляющих гимн Святому Иоанну. Каждый из этих слогов исполнялся на ступень выше предыдущего. Правда, первая нота у Гвидо называлась «ут» (в «до» её переименовали существенно позже), а нот поначалу было всего шесть, поскольку большинство церковных мелодий той эпохи укладывалось в шестиступенный звукоряд (ноту «си» добавили несколько столетий спустя, назвав по «инициалам» адресата гимна, чьё имя поётся седьмой строкой).

Сам Папа Римский был в восторге от системы нотации Гвидо Аретинского, и всё с нею было хорошо, если бы не одно «но»: невмы совершенно не были пригодны для обозначения длительности звука, поэтому записать ритм — важнейший элемент музыки — не представлялось возможным. Впрочем, в те времена ритм был важен скорее для народной музыки, а культовые песнопения, по сути, представляли собой не более чем одноголосую декламацию священных текстов.

Церковная музыка становилась всё сложнее, появились сложные мелизмы, полифония, — и на смену невменной нотации пришла мензуральная, то есть «размеренная». Начало ей положил живший в XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский. Он ввёл обозначения для нот четырёх различных длительностей, каждая из которых была вдвое или втрое короче преды дущей. Они назывались «максима», «лонга», «бревис» и «семибревис» и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы. В XIV веке французский композитор и теоретик Филипп де Витри добавил к системе мензуральной нотации четыре ещё более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». Они обозначались ромбами с вертикальными штилями и горизонтальными флажками (как на современных нотах).

Другая заслуга Филиппа де Витри — это введение наряду с распространённым ранее трёхдольным («перфектным») делением нот двухдольного («имперфектного») и упорядочение их соотношений. Эта система была значительно сложнее принятой сегодня; не вдаваясь в подробности, скажем только, что четыре символа тактового размера, предложенных де Витри, соответствовали сегодняшним 2/4, 3/4, 6/8 и 9/8.

Ещё столетие спустя ноты приобрели более знакомый нам вид: если раньше все значки были чёрными (закрашенными), то теперь чёрными остались только самые короткие длительности. Впрочем, головки нот по-прежнему были квадратными или ромбическими. Примерно в это же время появились отдельные обозначения для пауз, отдалённо напоминающие современные. Интересно отметить, что одно время где-то пользовались старым четырёхлинейным нотным станом, а где-то — пятилинейным, более «нотоёмким».

В XV веке музыкальная нотация использовалась для записи уже не только духовной, но и светской музыки, с которой в дальнейшем связано развитие нотной записи. В XVI веке появились первые печатные издания нот. Умение читать музыку с листа и играть на каком-либо музыкальном инструменте получило весьма широкое распространение как среди людей знатного происхождения, так и среди их прислуги. И неудивительно: радиоприёмников и магнитофонов тогда ещё не изобрели, и если человек хотел услышать музыку, то должен был исполнять её друг или найти кого-нибудь, кто ему сыграет.

В XVII–XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми, и система записи музыки в целом приняла современный вид. Однако этого было недостаточно. Музыка как явление постоянно усложнялась и изменялась, появлялась необходимость фиксировать на бумаге какие-то хитрые приёмы звукоизвлечения, характерные для тех или иных инструментов, обозначать особенности звучания нот, громкость, экспрессию… Как сказал Ференц Лист, главное в музыке нельзя записать нотами. И на нотном стане, и вокруг него появлялось всё больше символов и надписей. Этот процесс продолжается и по сию пору.

В XX–XXI веках, особенно с появлением компьютеров, в обиход начинают входить совершенно новые системы музыкальной записи, без всяких нот, а то и без линеек. Гитаристы наверняка вспомнят табулатуры, где на линиях цифрами проставляются зажимаемые на грифе лады. Компьютерные программы для создания музыки предоставляют собственные символьные системы, не предназначенные для использования на бумаге, но очень удобные на экране. Например, ноты (или даже целые семплы) складываются там, как кирпичики, на временновысотную сетку. Да и сама музыка с появлением компьютеров становится зачастую всё менее пригодной для записи на разлинованном бумажном листе, — но это уже тема для другой статьи…

Источник

Музыкальная нотация

Содержание

Музыка́льная нота́ция — систематическая запись нотного текста (партитуры) на бумаге (папирусе, пергаменте, других носителях) или в виде цифрового кода; на протяжении обозримой истории цивилизации (наиболее древние сохранившиеся образцы датированы IV в. до н. э.) — основная форма кодификации музыки.

Принципы музыкальной нотации

Наибольшее распространение в профессиональной музыке и в элементарном музыкальном образовании получила пятилинейная тактовая нотация, установившаяся в Европе в XVII—XVIII веках.

История

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

О древнейших нотациях доподлинно ничего не известно. Предполагается, что в древнем Вавилоне использовали пиктографическую запись, в Древнем Египте — слоговую. Первые достоверные памятники музыкальной нотации дошли до нас из Древней Греции — по типу они представляют собой образцы буквенной нотации.

Классическая (пятилинейная тактовая) нотация — следствие длительной эволюции музыкальной нотации в Европе. Профессиональное литургические одноголосие записывалось невмами (древнейшие сохранившиеся памятники относятся к IX веку), которые не указывали точной высоты и продолжительности звуков, а только примерный план направления мелодии. Невмы имели свои особенности в разных регионах. В древней Руси разновидностью невменной нотации была крюковая нотация.

К началу XI века невмы стали записывать на линейках. Была введена сначала одна горизонтальная линия, красного цвета, а затем вторая — жёлтого. Гвидо д’Ареццо внедрил в нотное письмо 4 линии. Позднейшие формы невменной нотации содержали точные звуковысотные указания, но по-прежнему не определяли ритмических длительностей (ритм григорианского хорала регулировался просодией). При этом существовало два типа графем: римский (из которого вышли современные обозначения) и готический (использовалась в XIII—XV вв.). В совокупности эта система нотации в позднейшей науке получила название квадратной.

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

В конце XII века на смену хоральной нотации пришла так называемая модальная (от лат. modus) нотация, сложившаяся в период Арс антиква в парижской Школе Нотр-Даме. Длительности всех соседних уровней ритмического деления в модальной ритмике подлежали приниципу деления на три, или перфекции (perfectio). Большая длительность именовалась longa, короткая brevis. Модальная запись предусматривала 6 ритмических рисунков, составленных по образцу древнегреческих метрических стоп, эти рисунки и определяли последовательность этих длительностей.

Классический вид музыкальная нотация получила в XVII—XVIII веках, хотя значение некоторых знаков (например, точки после ноты) в старых партитурах создаёт определенные сложности для прочтения музыки современными исполнителями. Во второй половине XX века ряд композиторов стали использовать специфические формы записи для отражения в тексте особых эффектов звучания (звуковых масс, вибрато, дестабилизации звуковысотности т. д.).

Источник

Как появление системы записи нот изменило саму музыку

Сохранить и прочитать потом —

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Роб Уэйр (Rob Weir): Система записи определяют связь между композитором и музыкантом. Чем подробнее музыкальная нотация, тем сильнее влияние композитора на выступление. Чем менее подробна запись, тем больше у исполнителя свободы действия.

Изначально музыкальная нотация была не очень подробной, но с течением времени ее точность стала расти. Например, в музыке начала эпохи Возрождения не существовало обозначений для темпа или динамики – выбор оставался за исполнителем.

В музыке Барокко использовался генерал-бас – прием, когда музыкант импровизировал, основываясь на определенных аккордах, как сейчас делают современные джазовые исполнители.

Во времена Бетховена темп задавали с помощью метронома, но даже это оставляло место для импровизации, например, в каденции.

Теперь посмотрите на симфонии Малера, написанные на границе XX века. На каждой странице оставлено огромное количество подробных заметок.

Ивон Карутерс (Yvonne Caruthers): Ответ Роба затрагивает несколько важных тем. Должна добавить, что благодаря музыкальным записям студенты могут обучаться, используя опыт прошлых поколений («открытие» Мендельсоном Баха).

Типы нотации у разных композиторов отличаются друг от друга – как различается и их отношение к нотной записи. Бетховен часто писал партии концертов для фортепиано с оркестром, но не делал подробную записи партии, которую играл сам. Зачем тратить на это время? Она была у него в голове, и он знал, как ее играть. Чтобы этот концерт мог сыграть другой оркестр с другим пианистом, Бетховену все же приходилось записывать партию пианино.

Некоторые композиторы записывали все выступление в виде эскиза партитуры для фортепиано, оставляя оркестровку напоследок (или просили кого-нибудь доделать работу за них), другие – подробно записывали полную версию.

Роб привел в пример симфонию Малера как одно из подробно записанных музыкальных произведений, я же считаю, что наиболее подробно свои сочинения записывал Барток. В конце каждой пьесы для фортепиано он уточнял время на ее проигрывание. Это означало, что если исполнять пьесу строго в заданном темпе, ее длительность составит столько-то секунд (или минут). Это был ответ Бартока на появление экспрессивных исполнителей, которые слишком свободно, по его мнению, изменяли произведения.

Дэвид Ли (David Leigh): Я считаю, что музыкальная нотация сильно повлияла на историю музыки.

Музыка, в отличие от текста в книге, записывается с помощью сокращений. Чтобы понять книгу, достаточно прочитать ее вслух или про себя – порядок, в котором расположены слова, влияет на наше с вами восприятие – мы можем представить себе происходящие события. Что касается музыки, то просто «прочитав» ноты, нельзя получить полное представление о мелодии. Тот факт, что у музыкантов есть специальный набор «стенографических» символов, невероятно важен.

Давайте рассмотрим три способа визуализации музыки, и то, как бы изменилось наше представление о ней, если бы они стали основной формой нотации.

Спектрограмма – представляет соотношение длительности, частоты и амплитуды звука. На картинке ниже представлена спектрограмма простой мелодии, сыгранной на скрипке.

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Вот спектрограмма выступления Рашель Гилмор (Rachele Gilmore), которая исполняет каденцию в арии куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана»:

Очевидно, что этот способ записи хорошо отражает манеру исполнения, но слабо передает высоту звука и ритм. Другими словами, если бы композитор записывал произведения таким образом, то тратил бы очень много времени, уточняя в какой именно тональности нужно играть каждую ноту. Эта система не очень подходит для точной передачи высоты звука и ритма.

Так все исполнители будут звучать почти одинаково. В теории, существовало бы одно идеальное выступление, и все бы равнялись на него. Именно поэтому мы не используем такую систему, но если бы мы все-таки её использовали, то наше представление о музыке было бы совсем другим.

«Гвидонова» рука. Ее использовали в двенадцатом веке, но не для записи музыки, а для обучения.

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Суть этой системы в том, что с её помощью можно передавать звуковые переходы, используя язык жестов. Она способствовала развитию контрапункта, популярной музыкальной концепции того времени, так как позволяла строить гармоники очень простым и удобным способом.

«Гвидонова» рука в основном использовалась в многоголосом пении и редко применялась для стандартизации ритма и создания сложных гармоник. Если бы музыка представлялась в таком виде, то импровизировать стало бы проще, и, скорее всего, мы бы не увидели блок-аккордов, которые так популярны сегодня.

«Стандартная музыкальная нотация». Другими словами – то, чем мы сейчас пользуемся.

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

В сравнении с другими системами, описанными выше, эта имеет четкие обозначения длительности звуков. В ней точно определены их высота и тональность мелодии, а также даются указания относительно характера последней, но строго в рамках заданного ритма. Информация об уровне экспрессивности исполнения передается фигурально и зависит от контекста.

Система не конкретизирует, насколько громким должен быть «форте», или как мягко должен звучать «пиано», что означает «дольче» или «тэнуто». В данной системе у исполнителя меньше контроля, чем в других, но это не мешает импровизировать.

Интересно то, что все могло быть совсем не так. Когда эта система была сформирована, написанной музыки было не так много, и композитор всегда присутствовал при исполнении своего произведения. Исполнителю давалась возможность импровизации, однако система записи четко обозначала силу звука и ритм, тем самым не допуская ошибок в интерпретации.

Сейчас это не так актуально, но мы продолжаем использовать эту систему – она открыла нам ту музыку, которую мы знаем сегодня.

Стоит сказать, что поп-музыку редко записывают подобным образом, потому что те элементы, которые описывает стандартная нотация, в ней не используются. Нотная запись современной классической музыки содержит очень много заметок, касающихся мелодии и ритма (то есть того, что может контролировать композитор), потому что методы обучения музыке остались прежними.

Если, скажем, композиторы начали бы записывать музыку, используя спектрограммы, то обучать исполнителей пришлось бы совсем другим способом. Написанная музыка тоже сильно отличалась бы от существующей.

Источник

Из чего состоит любая музыка? Пора разобраться

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Если ты увлекаешься музыкой или просто любишь слушать треки в смартфоне, будет нелишним узнать о происхождении музыкальных терминов, нот, октав и всего прочего.

Кто придумал ноты

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

В XI веке в Италии жил монах по имени Гвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.

Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.

Откуда взялись названия нот

Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.

Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.

Почему всего 7 нот

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.

Почему в нотном стане 5 линеек

Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.

Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.

На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.

Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Почему ноты так обозначаются

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.

Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках.

Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.

Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов

При объяснении происхождения большинства терминов мы упоминали итальянского монаха Гвидо Аретинский. Именно он ввел в использование большинство терминов, которые применяются в музыке по сегодняшний день.

Неудивительно, что именно Италия признана родиной музыкальных терминов.

Что такое скрипичный ключ

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.

С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.

Откуда появились символы других ключей

В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.

Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».

Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II

За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Сколько всего октав в музыке

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

Весь диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав. Каждая из них имеет свое название. Есть несколько способов отображения принадлежности звуков той или иной октаве. Самые распространенные – нотация Гельмгольца и научная нотация.

Сколько всего тональностей

В музыке принято учитывать 24 тональности. 11 и которых диезные, 11 – бемольные и 2 используют без знаков.

Когда появились первые профессиональные музыканты

Термин «музыка» зародился еще в древней Греции и походил от слова муза. Тогда же и появились первые представители данной профессии, которые зарабатывали на жизнь пением или игрой на музыкальных инструментах.

Вот так, теперь можете удивлять друзей интересными фактами и историями во время совместного прослушивания музыки.

Источник

Какие знаки лежали на основе первых нотных записей

какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Смотреть картинку какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Картинка про какие знаки лежали на основе первых нотных записей. Фото какие знаки лежали на основе первых нотных записей

“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот? В этой статье мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Что было до того, как появились первые ноты

История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.

Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”. Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.

В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.

Как появились ноты: кто и где их придумал

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!

Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

Точки и линеечки: как появилась нотная запись

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Откуда произошли названия нот

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MI ra gestorum

FA muli tuorum,

SOL ve polluti

LA bii reatum,

S ancte I oannes.

Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?

Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.

В заключение

Вот мы с вами и познакомились поближе с основами языка музыки, поняли, откуда произошли названия нот. А также узнали, кто придумал ноты и удобный способ их записи, что принесло огромную пользу для музыкантов. Теперь, когда вы будете слышать или петь ноты, помните, что это не просто звуки, а зашифрованный гимн святого и покровителя певцов ㅡ Иоанна.

А в нашем проекте знакомство детей с нотками происходит в играх с нотной семейкой! Это моя авторская методика.

Прямо сейчас поиграйте с нотками в веселую игру про котят, которые спасли нотный домик от наглых мышей. Скачивайте музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят» по ссылке ниже. Время игры — всего 10 минут!

Автор проекта Мария Шаро

#13 Комментарии

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Спасибо, Мария! Нам ( читателям) очень интересно. Доступно! А главное, кажется, в памяти отложилось, не хочу сглазить.))
Встречалось мне еще такое толкование:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Mariya, blagodaru!
ochen’ zanimatel’naya informaciya! kak i vse vashi uroki smotrela s ogromnim interesom.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *