что значит терпение в исламе
Какие три вида терпения должен проявить мусульманин?
Аллах обещал награду тем кто проявляет терпение
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми» (2:153).
Мы, будучи мусульманами, искренне верим, что трудности являются испытанием от Аллаха. То, что Аллах предопределяет для нас, благое или нет, является для нашего же блага. И Он дарует награду только тем, кто проявляет терпение и непреклонность. Паника и нетерпение не могут предотвратит предопределенное Всевышним. Выражение недовольства и жалобы являются противоположным терпения. Мы верим, что только Аллах может защитить нас от любого зла, и только Он может облегчить наши страдания. Поэтому терпение – неотъемлемое качество верующего, часть веры.
Аллах обещал награду тем кто проявляет терпение:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2:155).
«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (47:31).
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (2:45).
В Коране сказано, что терпение – главное качество верующего.
«Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» (3:17).
Аллах Всевышний сказал, что терпение и прощение являются предписанием Аллаха и те, кто исполняет его, никогда не будут в убытке:
«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (42:43).
В Коране описаны множество наград для терпеливых верующих. В Суре Худ Аллах упоминает о награде для тех, кто терпелив в несчастье:
«И только тем, которые терпели и совершали праведные деяния, уготованы прощение и великая награда» (11:11).
«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:200).
«Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими» (23:111).
Виды терпения в исламе:
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (2:45).
«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (12:90).
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (3:120).
Терпение при бедах
Терпение – это качество сильного и морально устойчивого человека. Потому что сложно сдерживать себя в самые эмоциональные моменты жизни в период гнева, или нервного срыва. Но вознаграждение и степени терпеливых возвышены в соответствии со сложностями сдерживания себя, и Аллах говорит во многих местах о терпеливых людях, восхваляя их.
Имам Ахмад о количестве упоминаний терпеливых сказал:
الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع
«[О достоинстве] Терпения в Коране упоминается в девяносто местах». Значит, девяносто раз Всевышний в Коране похвалил это качество. Вот один из многих аятов, где Аллах говорит:
إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми» («аль-Бакара», аят 153). Терпение, особенно при постижении бед, является вознаграждаемым делом. По этому поводу Аллах в другом аяте говорит:
فاصبر إن وعد الله حق
Смысл: «Прояви терпение (т.е. стойкость) и Аллах даст тебе обещанное (т.е. награду)».
Также Всевышний Аллах говорит:
وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً
Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни» («Алу Имран», аят 120).
Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) отмечал:
بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين
«Терпением и твёрдым знанием достигается предводительство в религии (преуспевает человек в этом мире и в мире вечном)».
Очень много хадисов о терпении и стойкости, и всех их привести невозможно.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Терпение это есть свет (который будет освещать его могилу)» (привёл имам Мус-лим от Абу Малика аль-Ашари). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر
«Тому, кто старается проявлять терпение, Аллах даст его (терпение), и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение».
Таких изречений очень много, и привести все нет необходимости.
Убеждение, которое должно быть у человека, которого постигло горе
Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахованы от бедствий и испытаний от Аллаха, парой, наоборот, последние бывают испытаны сильнее, как в пример для обычных людей.
Значит, у верующего должно быть убеждение, что Всевышний ниспосылает беды и трудности и только Он избавит его от них, как Сам Всемогущий Аллах сказал:
ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله
Смысл: «Не настигают беды, кроме как по воле Аллаха» («ат-Тагабун», аят 11). Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Аллаха и потому как только Аллах ниспосылает и удаляет беды, следовательно, и уповать тоже нужно только на Него.
Зная, что все беды – это решение Аллаха, нельзя быть недовольным Его решениями. От всех Его решений есть польза для рабов, ибо Аллах справедлив и не притесняет их, Он Сам для Себя запретил притеснять Своих рабов.
Одна и мудростей – Аллах, конечно, знает лучше – ниспослания бед в том, что беды ниспосылает Аллах для смывания грехов Cвоих рабов, а если же если рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك
«Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами» (Ибн Хаббан № 2896 в своей книге «Сахих»).
ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه
«Не настигнет верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, вплоть до того, что даже колючка вонзится, и он почувствует боль, кроме как Аллах прощает грехи по причине этого» (имам аль-Бухари). Малейшая боль или любое испытание Аллах устанавли-вает причиной смывания грехов или возвеличивания степени.
Отсутствие бед – повод для беспокойства
Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство вызывает, то если беды вообще отсутствуют, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет блага в рабе, у которого не умаляется имущество и не испытывал телесные болезни, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает и при испытании проявляющий терпения» (Ибн Аби Дунья). Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:
من يرد الله به خيراً يصب منه
«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия» (имам аль-Бухарий).
Как проявлять терпение
Когда человек проявляет терпение, он должен проявлять его искренне, ради Аллаха, а не по другим причинам, как Аллах сказал:
فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ
Смысл: «Прояви терпение (Мухаммад), как улуль-азми (как Пророки улуль-зам)» («аль-Ахкаф», аят 35). А как понять этот аят? Этот аят означает, что надо быть стойким не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями, как поступали великие Пророки (мир ем и благословение).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Не настигнет беда раба, и он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха и к Нему возвратимся. О, Аллах! Последуй за этой бедой благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба» (имам Муслим). То есть, пусть тот, на кого пало горе и печаль обратится к Аллаху со словами, которые приведены в этом хадисе и Аллах воздаст сполна, за его терпение.
Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:
1) Быть убеждённым, что все происходит по воле Аллаха, и только Аллах избавит от бед.
2) Не жаловаться, кроме как Аллаху.
3) Переносить горе, только лишь уповая на Аллаха и ради Аллаха.
4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Аллаха.
Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе человек не получит ничего, кроме напрасных страданий. Тяжкий грех жаловаться и не благодарить Аллаха за любое Его решение.
Да ни лишит нас Аллах стойкости в ответственный и нужный момент. Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Терпение это часть веры
Терпение это часть веры
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Тот кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, тот же кого Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.
Свидетельствуем, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.
Бойтесь Аллаха, дорогие братья и сёстры, ведь тот, кто боится Его – будет спасён, кто честен с Ним – избежит страданий, а кто надеется на Него – получит то, на что надеялся.
Этот мир является экзаменом и испытанием, это обитель бед и печалей, в нём Аллах, Свят Он и Велик, испытывает Своих рабов. И чем больше и тяжелее бедствия, навалившиеся на человека, тем большую награду он получает за них, если проявляет терпение и надеется на вознаграждение от Аллаха. Тот, кто потерял сына не равен тому, кто потерял всю семью; тот, кто потерял часть имущества не равен тому, кто потерял всё имущество. В этом заключена совершенная справедливость Аллаха.
Все беды, которые постигают человека, делятся на четыре вида:
1) Беды постигающие самого человека.
2) Беды постигающие его имущество.
3) Беды постигающие его честь.
4) Беды постигающие его семью и тех людей, которых он любит.
Все люди на земле, так или иначе, сталкиваются с ненастьями. При этом можно заметить, что неверующие и небогобоязненные люди порой попадают в более сложные ситуации, чем верующие.
Одним из признаков любви Аллаха к Своему рабу является то, что Всевышний испытывает его. Пророки и праведники были испытаны и проявили терпение. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن عظم الجزاء من عظم البلاء, و إن الله تعالى إذا أحب قوما ابتلاهم
«Величина награды зависит от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит какой-то народ, то испытывает их»
أشد الناس بلاء الأنبياء, ثم الأمثل فالأمثل
«Самые тяжёлые испытания проходят пророки, затем другие люди по степени праведности»
Мусульманин переживающий трудности, должен знать, что его испытывает – Мудрейший из мудрецов и самый Милостивый из милостивых. Он посылает бедствие не для того, чтобы погубить, наказать или уничтожить своего раба, а для того, чтобы испытать его терпение, довольство своим Господом и его убеждённость. Аллах даёт испытания, чтобы услышать от своего раба искреннюю молитву, смиренный зов, просьбу о покровительстве и помощи, и обращение со своими жалобами только к Нему.
Пусть возрадуются терпеливые и надеющиеся на великое вознаграждение, ведь наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ما يصيب المؤمن من الهم, و لا غم, و لا شيء, إلا كفر له بها, حتى الشوكة يشاكه
«Какая бы печаль, тревога или что-то другое не постигло верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка». (Аль-Бухари)
Терпение – это одна из высочайших степеней веры, к которой Ислам побуждает людей. Всевышний Аллах упомянул о терпении в более чем девяноста аятах Своей Книги, и установил за него большую награду. Аллах сказал:
﴿إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ﴾
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета». (39.Аз-Зумар: 10)
Некоторые праведные предшественники говорили: «Награда терпеливых не измеряется и не взвешивается, она просто дается им безмерно».
Терпение (Сабр) в арабском языке значит «удержание».
В религиозном понятии терпение – это удержание души он беспокойства и нетерпения, удержание языка от жалоб, недовольства и гнева, и удержание тела от недостойного поведения (как например, разрывание на себе одежды и битьё себя по щекам, когда умирает кто-то из близких).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الصبر ضياء
«Терпение – это сияющий свет». (Муслим)
ما أعطي أحد عطاء خيرا و أوسع من الصبر
«Ни одному человеку не даровано ни чего лучше и обширнее чем терпение». (Аль-Бухари, Муслим)
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Терпение для Веры, то же, что голова для тела», затем он возвысил голос и сказал: «Истинно! Нет Веры у того у кого нет терпения!».
Терпение делится на три вида:
1) Терпение в повиновении приказам Аллаха. Это лучший из видов терпения. Например, когда мусульманин проявляет терпение, совершая молитву в своё время, выполняя все её столпы и обязательные элементы. Также терпение в послушании и благодеянии к родителям, или в соблюдении хиджаба для женщины, и другие дела, которые нам приказал Всевышний.
2) Терпение при оставлении грехов, которые запретил нам Аллах. Например, как отказ от слушания музыки и взглядов на запретное и т.д.
3) Терпение бед предопределённых Аллахом. Это терпение во время бедствий и несчастий, которые касаются самого человека, его семьи или его имущества.
Если человек попал в беду, потерял имущество или горе коснулось его детей, но при этом он знал, что всё происходит только по воле Аллаха, терпел, надеялся и был полностью покорен установлению Господа, то Аллах ему заменит его потерю верным руководством в сердце, светом, спокойствием и истинной убеждённостью. Также не исключено, что за проявленное терпение Аллах восполнит утрату, чем-то лучшим. Всевышний сказал:
﴿مَا أَصَابَ مِنْ مُصِيبَةٍ إِلا بِإِذْنِ اللَّهِ وَمَنْ يُؤْمِنْ بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴾
«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи». (64.Ат-Тагабун: 11)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
اثنتان في الناس هما بهم كفر: الطعن في النسب, والنياحة على الميت
«Среди людей есть две вещи, которые являются неверием (куфр): ругань чужих родословных и причитания над умершими». (Муслим)
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что среди людей останется два качества, относящихся к привычкам доисламской эпохи. Оба эти качества относятся к «малому неверию», которое не выводит человека из Ислама, но является великим грехом. И как мало людей удерживают себя от подобных деяний.
1) Ругань чужих родословных – это неуважительные высказывания относительно семьи какого-то человека, его рода и племени, указание на их недостатки с целью опорочить и опозорить человека.
2) Причитания над умершими – это громкие крики, вопли, необузданный плач после смерти человека и на похоронах. К этому также относится публичное перечисление достоинств умершего, и проявление волнения, недовольства и обиды на Аллаха или на самого умершего. Например, когда жена умершего или его дети говорят: «На кого ты нас оставил? Кто будет нас кормить?», но они не знают, что только Аллах является кормильцем и подателем всех благ для своих рабов. Аллах, Велик Он и Славен, сказал:
﴿وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الأرْضِ إِلا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا﴾
«Нет на земле ни одного живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием». (11.Худ: 6)
Однако человек не порицается за слёзы текущие из глаз и печаль в своём сердце. Когда умер Ибрахим сын посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал:
إن العين لتدمع, و إن القلب ليحزن, وإنا على فراقك يا إبراهيم لمحزونون
«Воистину глаза проливают слёзы, сердце печалится, и воистину мы огорчены расставанием с тобой, о, Ибрахим». (Аль-Бухари)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ليس منا من ضرب الخدود, وشق الجيوب, و دعا بدعوى الجاهلية
«Не относится к нам тот, кто бьёт себя по щекам, рвёт воротник, и взывает словами времён невежества» (Аль-Бухари, Муслим)
В последнем хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил страшную угрозу тем, кто совершает действия, указывающие на нетерпение и недовольство предопределением Аллаха:
1) Когда человек бьет сам себя по щекам от горя по умершему человеку.
2) Когда человек рвёт на себе воротник одежды, по той же причине, как это было принято у многобожников в доисламскую эпоху.
3) Когда человек голосит, выкрикивая слова сожаления, громко причитает и оплакивает покойника, зовёт на себя горе и погибель, и кричит, что-то вроде: «горе мне горе», «нет смысла жить без тебя», «лучше бы я умер вместо тебя» и т.п.
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) указал в хадисе только на эти три проявления нетерпения, потому что это было наиболее распространенным действием арабов многобожников, когда их постигало горе, однако запрет распространяется и на все другие похожие поступки, как вырывание волос на голове, разбивание посуды, разбрасывание еды, разрывание одежды и самобичевание. Все они имеют одинаковый статус, и являются большим грехом.
Такое поведение запрещено, потому что оно содержит в себе злобу на своего Господа, причинение вреда своему телу, бессмысленную порчу имущества, взывание бедствия на свою голову и обиду на Аллаха.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إذا أراد الله بعبده الخير عجل له العقوبة في الدنيا, و إذا أراد بعبده الشر أمسك عنه بذنبه حتى يوافى به يوم القيامة
«Если Аллах желает своему рабу блага, то он ускоряет возмездие за его грехи в этой жизни, а если он желает своему рабу зла, то удерживает то, что полагается ему за его грех, до тех пор, пока он не получит сполна в Судный День». (Ат-Тирмизи)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
و لا يزال البلاء بالعبد حتى يمشي على الأرض و ليس عليه خطيئة
«Бедствия не перестанут постигать раба божьего до тех пор, пока он не будет идти по земле, будучи свободным от всех грехов».
Поэтому беды следует считать милостью, ведь они очищают от грехов, и побуждают к терпению, за которое мусульманин также получает награду. Бедствия призывают человека возвратиться к Аллаху, покаяться и смиряться перед Ним, отвернуться от творений и обратиться к Творцу.
Если же Аллах возжелает человеку зла, то Он оставляет его и не наказывает в этом мире, чтобы он предстал пред своим Господом в Судный День, утопая в грехах, и тогда Всевышний накажет его так, как он того достоин.
Люди по разному реагируют на несчастья, которые их постигают; одни проявляют довольство и надеются на награду Аллаха и Его прощение, а другие начинают проявлять гнев и недовольство. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إنّ عظم الجزاء من عظم البلاء, و إن الله تعالى إذا أحب قوما ابتلاهم, فمن رضي فله الرضا, و من سخط فله السخط
«Величина награды зависти от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит какой-то народ, то испытывает их. Кто проявит довольство, тот получит довольство Аллаха, а кто разгневается, тот получит гнев Аллаха». (Ат-Тирмизи)
Кто остался доволен предопределением Аллаха и Его установлением на земле, даже если оно выражается в бедствиях и невзгодах, тот приобретает довольство самого Аллаха. Если же Аллах доволен своим рабом, то вместе с этим довольством человек получает ключ ко всем благам и защиту от всякого зла. Но если человек проявляет раздражение и злится на предопределение своего Господа, то и Аллах гневается на него, и этого уже достаточно как наказания.
Шейх аль-Ислам ибн Таймийя сказал: «Если раб Аллаха будет знать, что трудности и неудобства, такие как, жара или холод неизбежны, то он не будет гневаться при их наступлении, расстраиваться или печалиться».
Аллах, Свят Он и Возвышен, сказал:
﴿وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الأمْوَالِ وَالأنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ *الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ *أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ ﴾
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем». (2.Аль-Бакара: 155-157)
Аллах, Велик Он и Славен, сказал:
﴿إِنِّي جَزَيْتُهُمُ الْيَوْمَ بِمَا صَبَرُوا أَنَّهُمْ هُمُ الْفَائِزُونَ﴾
«Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими». (23.Аль-Муминун: 111)
Пусть никто не думает, что он в состоянии избежать бед и несчастий. Пророков Аллаха (мир им) постигали самые трудные и великие бедствия. Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил посланника Аллаха о том, кто из людей подвергается самым тяжёлым испытаниям, он ответил: «Пророки», я спросил: «А кто после них?», он сказал: «Праведники. Некоторые из них были испытаны бедностью настолько, что не могли найти одежду, в которую можно было бы укутаться, а некоторые из них радовались бедам так, как вы радуютесь благоденствию». (Ат-Тирмизи)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:
من يرد الله به خيرا يصب منه.
«Кому Аллах желает блага, тому Он дает испытания». (Аль-Бухари)
О мусульманин, радуйся благой вести, которая развеет твою печаль, облегчит ненастья и сделает незначительным любое горе. Избранник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عجبا لأمر المؤمن إن أمره كله خير, و ليس ذاك لأحد إلا للمؤمن, إن أصابته سراء شكر؛ فكان خيرا له, و إن أصابته ضراء صبر؛ فكان خيرا له.
«Удивительно положение верующего, всё что с ним происходит – на благо ему, и это не дано никому кроме верующего. Если у него случается радость, то он благодарит, и в этом благо для него. Если же его постигает беда, то он терпит, и в этом благо для него». (Муслим)
Благо, которое получают благодарные – это прибавка даров Аллаха.
﴿وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِنْ شَكَرْتُمْ لأزِيدَنَّكُمْ﴾
«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим». (14.Ибрахим: 7)
А благо, которое получают терпеливые – это вознаграждение от Аллаха, а так же прощение грехов и милость от Него.
Исламский ученый Фудайль ибн Ийяд (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Аллах, Велик Он и Славен, заботится о своём верующем рабе посредством испытаний, также как человек заботится о своей семье окружая их благами».
Так же он говорил: «Не достигнет раб Аллаха истинной Веры, пока не начнёт считать испытания милостью…, и пока не перестанет любить похвалу (от людей) за совершенное им поклонение Аллаху.
Люди в этом мире оказываются в двух положениях:
1) либо они бывают испытаны благополучием, чтобы стало видно, как они благодарят Аллаха,
2) либо они бывают испытаны бедами, чтобы стало видно, как они проявляют терпение.
Шейх аль-Ислам ибн Таймийя сказал: «Что касается блага содержащегося в бедствиях, то явно, что бедствие нуждается в терпении (а оно уже есть благо для человека). Человек же живущий в достатке и благоденствии нуждается в терпении, чтобы оставаться покорным. Воистину искушение благополучием намного тяжелее, чем искушение бедами и несчастьями. В бедности многие люди остаются праведными, а в богатстве праведными остаются лишь немногие. Поэтому большинство обитателей Рая – это бедные люди, потому что испытание бедностью легче, однако и те и другие нуждаются в том, чтобы быть терпеливыми и благодарными. Но по той причине, что в благополучии есть наслаждение, а в бедах есть страдание, стало распространённым побуждать к благодарности в благополучии, и побуждать к терпению в бедствии».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил нас, какие слова мы должны говорить в бедствии, он сказал:
ما من مسلم تصيبه المصيبة فيقول ما أمره الله :إنا لله وإنا إليه راجعون, اللهم أجرني في مصيبتي, وأخلف لي خيرا منها, إلا أخلفه الله خيرا منها.
«Если мусульманина постигнет беда, и он скажет то, что приказал ему Аллах: «Воистину мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся! О, Аллах, дай мне вознаграждение в моей беде, и замени мне это лучшим (чем то, что я утратил)», – то Аллах обязательно заменит ему лучшим». (Муслим)
«Воистину мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!» – эти слова Аллах сделал успокоением и крепостью для тех, кого коснулось какое либо горе.
Беды бывают разные, большие и малые, однако худшей напастью является утрата религии. Это самое большое горе в этом мире и в Следующем, это худший убыток, который не несет человеку никакой пользы, только зло, это самое безнадёжная потеря.
Пусть Аллах сделает всех нас терпеливыми, рассчитывающими на награду нашего Господа, теми, кому будет дана награда безмерно. О Аллах, храни нашу Веру в наших сердцах, воистину ты наш Хранитель.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!